ЗАНЯТИЕ 2
КРУГ, КВАДРАТ
Цель занятия
Познакомить детей с квадратом, научить различать и называть: круг, квадрат.
Материалы
Для воспитателя: 2 коробки, на одной наклеен или нарисован красный круг, на другой — синий квадрат; круг, квадрат, 2 обруча, бубен.
Для детей: точно такие же фигуры (круг, квадрат).
ХОД ЗАНЯТИЯ
Сидя за столом
Покажите малышам круг красного цвета.
—Это круг. У вас на столе тоже есть круг. Покажите его — поднимите повыше. Что вы показали?
- Круг.
Какого он цвета?
Красного.
Это красный круг. Обведите его пальцем. Объясните, как он катится? Попробуйте его покатать по столу.
Затем покажите детям квадрат синего цвета.
— Кто знает, что это?
Если ребята не могут ответить, назовите фигуру сами, попросите всех вместе с вами повторить слово хором, а потом пусть двое—трое детей произнесут его самостоятельно.
— Найдите квадрат у себя на столе. Можно его прокатить? Почему нельзя? Что мешает? Какую фигуру вы показали?
Поиграем
Затем воспитатель выбирает любую из предложенных игр и проводит ее.
«Найди свой домик»
Воспитатель кладет на пол два обруча на большом расстоянии друг от друга. Внутри первого обруча он помещает вырезанный из картона квадрат, внутри второго — круг.
Детей надо разделить на две группы: у одних в руках квадрат, у других — круг.
Затем воспитатель объясняет правила игры, которые заключаются в том, что ребята бегают по комнате, а когда он ударит в бубен, должны найти свои домики. Те, у кого круг, бегут к обручу, где лежит круг, а те, у кого квадрат, — к обручу с квадратом.
Когда дети разбегутся по местам, воспитатель проверяет, какие фигуры у детей, правильно ли они выбрали домик, уточняет, как называются фигуры и сколько их.
При повторном проведении игры надо поменять местами фигуры, лежащие внутри обручей.
«Разложи в коробки»
Воспитатель объясняет задание ребятам. Надо разложить фигуры по коробкам. Дети сначала должны рассмотреть их (на одной коробке нарисован круг, на другой — квадрат) и определить, в какую коробку, что нужно положить. Затем, по сигналу, раскладывают фигуры: крути — в коробочку с кругом, квадраты — с квадратом. Воспитатель уточняет, сколько фигур у детей и сколько фигур в коробке; все вместе определяют их цвет.
На прогулке
На прогулке во время игры детей в песочнице рассмотрите с ними игрушки, которые там находятся, спросите, какой формы формочки, колеса у машины, глаза у кукол. Предложите детям найти еще предметы круглой формы.
Советы воспитателю
Вместе с детьми в утреннее или вечернее время рассмотрите сюжетные картинки, на которых нарисованы предметы круглой формы различной величины. Например, дети на игровой площадке играют в мяч, катаются на велосипедах, роликовых коньках. Предложите детям найти и показать на картинке большие и маленькие круги.
Ключевые слова
КРУГ, КВАДРАТ