САБАҚ ЖОСПАРЫ / план урока
Тақырыбы / Тема: Урок КВН по теме: «Цилиндр».
Мақсаты / Цель:
Уметь применять теоретический материал по теме «Цилиндр» при решении практических задач;
Воспитание познавательной самостоятельности: развитие умения самостоятельно планировать, выполнять анализ, оценивать результаты.
Создать условие для развития коммутативно-творческих умений: не шаблонно подходить решению разнообразных задач.
Материалдық- әдістемелік жабдықтау
Материально – методическое оснащение: проектор, песочные часы, цветные карточки для оценивания, карточки с заданиями, таблица для выставления баллов с проектированием на экран.
I Сабақтын барысы / Ход урока
1. Оқушыларды аңа материалды қабылдауға ұйымдастыру.
Организация учащихся на восприятие нового материала.
2. Тізім бойынша құрамды тексеру.
Проверка списочного состава.
II Операциялық – танымдық кезең / Операционно – познавательный этап
Мотивизациялық кезең / Мотивационный этап
Сұрау / Опрос:
Учитель разбивает класс на три команды, и те уже сами выбирают своих капитанов, консультантов. Каждый член команды готовит 4 листочка, рисуют эмблему, подбирает название для своей команды.
Урок начинается вступительным словом учителя, в котором он напоминает о порядке проведения КВНа.
Конкурс «РАЗМИНКА» - самостоятельная работа на 5 – 10 минут из «Обязательных результатов обучения».
Высота цилиндра равна 6 см, | Н=6, R=5, тогда D=2R=2*5=10
а радиус его основания 5 см. | Sсеч=H*D=6*10=60 (см2)
Найдите площадь осевого сечения. |
|
|
Осевое сечение цилиндра – | H=12,D=26, тогда R=(1/2)D=(1/2)*26=13
прямоугольник со сторонами 12 см | V=
R2H=
(13)2*12=2028 (см3)
и 26 см. Найдите объем цилиндра, |
если его высота равна меньшей |
стороне осевого сечения. |
|
|
3. Стороны прямоугольника 14 см | L=H=14 см, R=28 см
и 28 см. Найдите площадь поверхности | S=2
R(R+L)=2
*28(28+14)=
тела, полученного вращением | =2352
(см2)
этого прямоугольника вокруг |
меньшей стороны. |
2. Кері байланыстың анықталуы / Проявление обратной связи
Конкурс «БЛИЦ ТУРНИР» с заданиями «Что бы это значило» или «Найди ошибку».
«Найти ошибку» - это название хорошо характеризует другие задания конкурса. За правильное решение задания уч-ся вручается цветная карточка. Команда получает 5 баллов, если не только найдут ошибку и верно выполнят задание, но и аргументируют свой ответ, т. е. Назовут используемые правила и формулы.
Осевое сечение цилиндра – квадрат, длина диагонали которого равна 36 см. Найдите радиус основания цилиндра.
Дано: цилиндр
АВСД – квадрат, ВС=36 см
Найти: R=ОД
Решение:
СД=D=2R рассм.
ВСД,
С=900 ВС=СД ВД2=2ВС2 362=2ВС2
ВС2=648 ВС=18
R=(1/2)*ВС=(1/2)*18
=9
Ответ: 9
см.
Объем цилиндра равен 60
см3, а площадь осевого сечения 24 см2. Найдите радиус основания цилиндра.
Дано: цилиндр
V=60
см3,Sсеч=24 см2
Найти: R
Решение:
V=
R2H Sсеч=2RH HR=0,5Sсеч=0,5*24=12 V=
R*12 R=V/12
=60
/12
=5
Ответ: 5 см.
Высота цилиндра H, и в развертке его боковой поверхности образующая составляет с диагональю угол в 600. Определите объем цилиндра. ( Что это значит?)
Дано: цилиндр
(D,L)=600,Нц=Н
Найти: V
Решение:
V=
R2H C=2
R C=Htg600=H
R=
=
V=
*H=
Ответ: 
Конкурс «ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ». Тетради с домашним заданием собраны до урока и сложены по стопкам. Проверяются во время разминки. Если в команде сделаны все задания, то она получает 5 баллов. Но, если кто-то ошибся или не выполнил домашнее задание, то у общего числа баллов, заработанных на предыдущих конкурсах, вычитается число очков, равное количеству тетрадей с ошибками.
Конкурс «КАПИТАНОВ» под музыку к доске выходят капитаны. Учитель дает им карточки с одинаковыми заданиями. Победителем признается капитан, первым выполнившим задание правильно. За отличное решение капитану присуждаются дополнительные баллы. Команды не только болеют за своих капитанов, но и помогают им: выполняют то же самое задание в своих тетрадях.
Столбик ртути в термометре длинной 15,6 см весит 5,2 г. (Плотность ртути 13,6 г/см3) Найдите площадь поперечного сечения столбика.
Дано:
=13,6 г/см3
M=5,2 г
=15,6 см
Найти: Sсеч
Решение:
=
=
=0,3823529 V=Sосн*Н Sосн=
(см2)
Ответ: 2,45 мм2
Конкурс «КОНСУЛЬТАНТОВ». Он дает возможность консультантам немного побывать на месте учителя, объясняя ребятам решения трудных задач. Каждый консультант получает карточку с заданием, выполняет на доске и дает к нему исчерпывающее объяснение. Задача команды соперников – «завалить» консультанта вопросами. Консультант победитель может принести своей команде по 10 баллов: «5» - за правильность и скорость решения и еще «5» - за отличное объяснение.
Высота цилиндра на 10 см больше радиуса основания, а полная поверхность равна 144
см2. Определить радиус основания и высоту цилиндра.
Дано: цилиндр
Sпол=144
см2
Н=(R+10) см
Найти: R,H
Решение:
Sпол=2
R(R+L) L=H 144
=2
R(R+R+10)
72=2R2+10R
R2+5R-36=0 D=169 R1=-9(п. к.) R2=4
R=4 см H=14 см Ответ: 4 см, 14 см
В цилиндре радиус основания R=2 см, а высота Н=7 см. Определить радиус круга, равновеликого полной поверхности этого цилиндра.
Дано: цилиндр
R=2 см, Н=7 см
Найти: rкр
Решение:
Sкр=Sц L=H Sц=2
R(R+L)= 2
R(R+L)=36
Sкр=36
=
r2 r2=36 r=6 (см)
Ответ: 6 см
Определить полную поверхность цилиндра, описанного около куба с ребром a (вершины куба находятся на окружности оснований цилиндра).

Дано: цилиндр описан
около куба
АВ=АА1=ВС=…=
Найти: Sц
Решение:
Sц=2
R(R+L) L=H Sц=2
(
+
)=

(
)=
2(1+
)
Ответ:
2(1+
)
IV Бақылау – бағалау кезеңі / Контрольно – оценочный этап.
1.Материалды меңгеру жөніндегі қорытынды, қорытындыны шығару.
Подведение итогов, вывод об усвоении материала.
2. Баға қою / Выставление оценок.
КВН заканчивается подведением итогов и заключительным словом учителя, который поздравляет победителей, утешает проигравших и отмечает те задания, которые ребятам удались, и также те, над которыми надо еще поработать. На доске могут быть помещены итоги каждого конкурса.
Ребятам, которым вручены красные карточки, получают оценку «5», зеленые – «4», синие – «3».
команды название конкурсов | I | II | III |
1. Разминка | | | |
2. Блицтурнир | | | |
3. Домашнее задание | | | |
4. Конкурс капитанов | | | |
5. Конкурс консультантов | | | |
V Үй жұмысы / Домашнее задание.