СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Круглый стол для приемных родителей "Адаптация приемного ребенка и семьи. Первый год"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Круглый стол для приемных родителей "Адаптация приемного ребенка и семьи. Первый год"»

Круглый стол для замещающих родителей.

«Адаптация ребенка в семье»


Задачи:

  • Сформировать у замещающих родителей реалистичные представления о этапах адаптации приемного ребенка в новой семье.

  • Повысить уровень психолого-педагогической компетенции замещающих родителей.


Вводная часть

Приветствие

Вот и произошло это радостное событие – вы стали приемными родителями. Настрадавшийся ребенок наконец-то в вашей семье. Теперь в жизни маленького человечка все будет по-другому. Кое-что по-другому стало и в вашей семье. Чтобы радость не обернулась разочарованием и обидой, а то и отказом от ребенка, нужно заранее быть готовыми, что не все пока идет гладко. Собираясь взять ребенка, вы, конечно, готовились к трудностям. Но, как говорят новоиспеченные приемные родители «к этому невозможно подготовиться». Мать, вынашивая дитя, «сонастраивается» с ним, и с момента рождения чувствует, что это плоть от плоти ее. Что ж, у вас не было девяти месяцев «до» и нескольких месяцев «после». Ваш отсчет времени только начался.

Знакомство

Инструкция: каждый участник называет свое имя, сколько у него приемных детей, как долго дети находятся в семье и свои ожидания от клуба.

Упражнение « Перо и камень»

Инструкция: «У меня в руках находятся перо и камень. Перо легкое, не нужно прилагать никаких усилий, дунешь на него, оно и полетит (дунуть). Представьте себе, что на руке с пером находится то, что вам дается легко в общении с приемным ребенком. На другой руке у меня камень. Он тяжелый, хочется от него избавиться. От чего в отношении с приемным ребенком хочется избавиться вам?

Предлагаю взять лист бумаги, поделить его на 2 части и закончить такие предложения.

В первой части: «В приемном родительстве мне легко……»,

во второй части: «В родительстве мне тяжело и неприятно…:»

Групповое обсуждение по схеме:

- Что в отношениях с ребенком легко?

- Какие проблемы я выделяю?

- Какие затруднения мне показались неожиданными?

- Как изменится ситуация если проблема будет решена?

- Чего больше в приемном родительстве радостей или огорчений?


Мини-лекция

Период адаптации – естественный период в жизни любой семьи, в которой появился ребенок. Когда рождается младенец, все в доме идет кувырком. Бессонные ночи, изматывающее чувство усталости, крики, постоянный беспорядок. Непонимание что же нужно этому орущему существу. Иногда злость и раздражение. Потом все «устаканивается», нехорошие чувства проходят, и жизнь входит в свою колею.

В случае с приемным ребенком, как правило, все то же самое. Единственная разница – это происходит не с младенцем, а с ребенком любого возраста. Да-да, появлению в доме «новообретенного» ребенка любого возраста будет сопутствовать весь «комплекс новорожденного». И крики, и бессонные ночи, и изматывающая усталость, и отчаяние. Конечно, так будет не всегда.

Для того, чтобы понять процесс адаптации ребенка любого возраста, нужно представить, что вас внезапно переместили в новое, совершенно незнакомое место.

Отличием адаптации в новом месте и адаптации ребенка в семье является то, что адаптация в новой семье это процесс двухсторонний, т.к. привыкать друг к другу, и к изменившимся условиям приходится и ребенку и родителям.

Адаптация у всех детей проходит по разному и в разные сроки.

Но все же удалось выделить общие закономерности адаптации.


Стадия 1 «Знакомство», «Медовый месяц»,

«Розовые очки».

Почему медовый месяц? Да потому, что все настроены только на хорошее. Все хотят друг другу понравиться. Вот ребенок пришел в семью. Он в ней пока гость. Гостю – все внимание. Гостю мы не станем делать замечание. Гостю – лучший кусок. Да и жалко его, ведь что он видел в жизни. Гость тоже старается, а может просто побаивается пока – кто знает, какие здесь правила и что можно ждать от этих незнакомцев? В общем, пока все гладко и сладко.

Для первой стадии адаптации характерны следующие проявления:

  • Ознакомление с домом, окружением, изменение режима.

- Опережающая привязанность родителей и детей друг к другу.

  • Дети только хотят полюбить родителей

- Ребенок испытывает радость и тревогу одновременно.

- Реакция на новизну:

  1. Мозг ребенка пока не в состоянии усвоить ту массу новых впечатлений, которая обрушилась на него.

  2. Ребенку нужно лишний раз пообщаться, подтвердить, что это действительно его новые родители.

  • Воспоминания прошлого.

Сколько будет продолжаться медовый месяц? У всех по-разному. У кого-то и правда месяц, у кого-то два дня, а у кого-то ребеночек начинает «давать жизни» сразу как появится в доме.

Стадия 2 «Проверка родителей на прочность», «Возврат в прошлое», «Установочные конфликты»

На смену медовому месяцу неизбежно приходят трудовые будни. Родители устают стараться, меньше церемонятся с ребенком, а ребенок поняв, что это всерьез и надолго, начинает «отжимать» свое место под солнцем. Одна мамочка приемного сыночка говорила так: «И вот мы стали делить кто в будке главный».

Происходит своего рода притирка, каждая сторона пытается установить свои правила. «Вот твоя постелька,- говорит мама, - вот твоя пижамка. Умойся и ложись спать в девять часов». «Не-а, - говорит чадо, - пижамку сами надевайте, а спать я буду на полу и при свете. А чтобы мама не уходила, я буду кричать и плакать».

Готовились к радости. Хотели отдать ребенку любовь, но и в ответ ждали любви. Ну хотя бы доверия и послушания. Родители удивляются, почему ребенок не выполняет простых просьб, делает все назло, как будто бы «нарывается».

Дело в том, что чем больше ребенок «вживается» в новую семью, чем больше в его душе прорастает привязанность к новым родителям, тем тревожнее ему становиться, тем сильнее разгорается страх. А вдруг он опять все потеряет. Конечно ребенок не осознает своих чувств. Все, что у вашего ребенка было в жизни – он терял. Все люди, которых он встречал – исчезали из его жизни. Он никогда не знал (!), почему люди приходят и уходят. Он никогда не понимал(!), почему они ругают его или жалеют. Он и сейчас ничего не понимает. Конечно вы говорили ему, что теперь он ваш, что вы его любите, что теперь вы вместе семья. Но он не знает, что такое нормальная семья, что означает «мы тебя любим». Все слова, в которые вы вкладываете столько любви и ласки, для него пока – пустой звук. Ему нужно время, чтобы понять их значение.

Что же происходит на второй стадии адаптации?

  • Другие люди – другие правила

Проявления адаптации у ребенка:

-Фиксация на неопрятности, грязи или наоборот на чистоте.

-Чувство беспомощности или чувство зависимости

-Чрезмерная озабоченность своим здоровьем, преувеличенные жалобы

-Отказ от всего нового

-Необъяснимые припадки злобы, плача

-Признаки усталости, тревоги

  • Психологические барьеры.

- Желание обнять, вместо этого «ступор» или злость

  • Разрушение идеалов

  • Истощение сил родителей

  • Дефицит знаний у родителей.

-Невозможность опереться на свой опыт воспитания

-Завышенные или заниженные требования родителей

-Начинается сравнение ребенка со сверстниками, зачастую не в пользу ребенка

-Авторитарная педагогика

-Процесс воспитания рассматривается как исправление врожденных недостатков

-Стремление подчинить ребенка своей власти.

  • Псевдорегресс

-Ребенок ведет себя как маленький.

  • Страхи детей (прилипчивость)

- Боится отпускать маму хоть на минутку от себя.

  • Изменение поведения

-Ребенок начинает искать линию поведения, которая удовлетворила бы приемных родителей (не всегда удачно!)


Адаптация она и есть адаптация. Период, когда все не так. Иногда все так плохо, что наступает реальное отчаяние. Родителям кажется, что они не выдержат больше. Иногда они принимают решение, что ребенка надо отдать обратно. Это называется «точка отчаяния».

Если семья оказалась в отчаянии, это не значит, что ребенка надо отдавать. Это значит, что семья находится в кризисе, и этот кризис нужно просто пережить. Иногда людям помогает просто знание о том, что они не одни переживают все это, что до них были сотни и тысячи и они справились, мы собрали вас в клубе и для этого. Иногда нужно обратиться к специалистам. В любом случае нужно помнить 2 вещи, что ребенок не виноват и что все изменится.


Стадия 3 «Привыкание», «Уравновешивание»,

«Медленное восстановление»

Эта стадия завершает процесс адаптации, который может идти в двух направлениях.

Первое направление.

Родители и дети постепенно начинают жить жизнью обыкновенной нормальной семьи.

  • Становление адекватного поведения ребенка.

- Ребенок «повзрослел», его больше не привлекают малыши, проявляет интерес к сверстникам.

-Исчезает напряжение он начинает шутить, обсуждать проблемы со взрослыми.

-Ребенок привыкает к правилам поведения в семье и т.д.

  • Концентрация на настоящем

- Реже вспоминает прошлое, не хочет туда возвращаться.

  • Положительные изменения в поведении


Второе направление

Родители не смогли найти путь к сердцу ребенка и установить доверительные отношения с ним. У ребенка усугубляются прежние недостатки личности (агрессивность, замкнутость, расторможенность) или нездоровые привычки (курение, воровство, бродяжничество) а так же мстительность, или демонстрация беспомощности, требование чрезмерного внимания, упрямство, негативизм. В этом случае нужно обратиться за помощью к психологу.


Ответы на вопросы приемных родителей (30 мин)


Обмен опытом.

Советы опытного родителя.

Приглашается родитель с большим положительным опытом принимающего родительства, желателен опыт воспитания разных детей (сиблингов, подростков, малышей, детей с ОВЗ).


Упражнение «Мое родительское Я»

( осознание состояние Я - родитель)

Инструкция

( Раздать листики бумаги и ручки)

Ведущий должен пояснить, что родительское «Я» - состояние, перенятое в детстве от родителей или тех, кто их замещал. Родитель несет в себе преимущественно приказы, запреты, правила. В жизненных ситуациях родительское «Я» включается почти автоматически.

Существуют 2 стороны родительского «Я»:

- контролирующая, авторитарная;

- помогающая, ласковая.


Физические признаки контролирующей стороны родительского «Я»: нахмуренный лоб, качание головой, указательный жест, руки на бедрах, щелкание языком.

Физические признаки помогающего «Я»: ласковый взгляд, поглаживание, поддерживающие жесты.

«Представьте свое родительское «Я» в виде круга, поделенного на 2 части таким образом, чтобы одна из них отражала контролирующую сторону «Я», а другая – помогающую сторону. Какое соотношение частей должен решить сам родитель.


Упражнение «Что мешает мне быть идеальным родителем»

( работа с конкретной проблемой)


Разбить группу на 2 подгруппы (самые контролирующие родители, самые помогающие, или самые опытные, самые мудрые)

Инструкция.

«Приведите один конкретный пример своих реальных трудностей в поведении с ребенком. Подробно опишите примеры своих действий и чувства, сопровождающие ваши поступки в трудных для вас ситуациях.

Скажите, на какой стадии адаптации находится ребенок в данном примере?»

Далее идет обсуждение случаев подгрупп в круге.


Арт-терапевтическое упражнение «Мир глазами моего ребенка»


Инструкция

«Представь себя на месте своего ребенка. Представь, что тебе столько же лет… Постарайся почувствовать себя в теле ребенка… Прими ту же позу, которую часто принимает твой ребенок… Почувствуй одежду на своем теле… Посмотри на себя в зеркало.

Нравится ли тебе, что ты там видишь? Устраивает ли тебя твоя одежда? О чем ты мечтаешь, когда смотришь в зеркало? А теперь осмотри свою комнату. Как ты себя чувствуешь в этой комнате? Какие вещи, предметы тебе особенно дороги? Что тебе не нравится? Если бы тебе позволили, что бы изменилось в твоей комнате?

Теперь ты представляешь себя вне дома…

Куда ты идешь? С кем? Какое у тебя настроение? Чем ты любишь заниматься, когда уходишь из дома? Посмотри на город, который тебя окружает, на людей, на своих друзей. Какие чувства вызывает у тебя то, что ты видишь? Где ты любишь бывать? Сумей увидеть в своем воображении любимое место. А теперь те места, тех людей, те ситуации, которые тебе не нравятся, вызывают страх, злость, раздражение.

Представь себе своих родителей… родных, близких тебе людей. Чем вы занимаетесь? Что ты делаешь вместе с родителями? Что ты при этом чувствуешь? Какой ты видишь свою маму? Своего отца? А теперь представь картинку, когда вы все счастливы, когда вам хорошо. Чем вы занимаетесь, где вы находитесь, как вы выглядите?

Представь себе, что тебе сниться сон, где исполняются твои самые заветные желания. О чем твой сон? Какие образы встают перед тобой?

Запомните все, что вы увидели… Когда будете готовы, откройте глаза.


Участникам предлагается сделать рисунок «Мир моего ребенка»

- во время работы не разговаривать

- образы визуализации могут не совпадать, главное, чтобы совпадало общее настроение рисунка.

  • Обсудить полученный опыт в парах:

- раскрыть содержание, рассказать о своем отношении, нравится ли то, что получилось?

- ответить на вопросы партнера

- выслушать ассоциации по поводу рисунка

- поменяться местами

  • Вопросы для обсуждения:

- Что нового вы поняли из этого упражнения?

- как вы относитесь к своей работе?

- какое отношение это имеет к жизни?

- в чем различаются ваше восприятие мира и восприятие мира вашего ребенка?

- какие чувства и переживания у вас вызвала эта работа?


Завершение

Упражнение «Чего и тебе желаю»

( поднятие эмоционального фона, получение информации друг о друге)

Инструкция. В произвольном порядке по кругу, от участника к участнику, перекидывается мячик или игрушка со словами: «У меня лучше всего с приемным ребенком получается …., чего и тебе желаю!!!»