СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Круглый стол: "Формирование основ безопасного поведения в природе у детей старшего дошкольного возраста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования обращает внимание на то, что в современных условиях безопасность жизнедеятельности детей является одним из самых актуальных вопросов. В данном нормативном документе подчеркивается, что задача взрослых научить ребенка дошкольного возраста осознанно действовать в той или иной обстановке, воспитать у дошкольников самостоятельность и ответственность, чтобы в опасные моменты своей жизни, они всегда могли адекватно действовать, и, столкнувшись с опасной ситуацией, дети не начинали ее решать методом проб и ошибок, а умели находить быстрое решение проблемы с наименьшим ущербом для здоровья. В настоящее время вопрос безопасности является важной составляющей образовательной области "социально-коммуникативное развитие".

Просмотр содержимого документа
«Круглый стол: "Формирование основ безопасного поведения в природе у детей старшего дошкольного возраста"»

Формирование основ безопасного поведения в природе у детей старшего дошкольного возраста

Введение

Глава 1. Теоретические основы формирования у дошкольников безопасного поведения в природе

1.1 Формирование основ безопасности жизнедеятельности: исторические аспекты

1.2 Педагогические условия формирования основ безопасного поведения ребенка в условиях детского сада

Глава 2. Опыт формирования у старших дошкольников основ безопасного поведения в природе на базе МБДОУ "Детский сад № 105" г. Чебоксары

2.1 Изучение деятельности ДОУ по формированию у дошкольников безопасного поведения в природе

2.2 Изучение результативности внедрения педагогических условий при формировании основ безопасного поведения в природе в старшей группе "а" на базе МБДОУ "Детский сад № 105" г. Чебоксары

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

Актуальность исследования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования обращает внимание на то, что в современных условиях безопасность жизнедеятельности детей является одним из самых актуальных вопросов. В данном нормативном документе подчеркивается, что задача взрослых научить ребенка дошкольного возраста осознанно действовать в той или иной обстановке, воспитать у дошкольников самостоятельность и ответственность, чтобы в опасные моменты своей жизни, они всегда могли адекватно действовать, и, столкнувшись с опасной ситуацией, дети не начинали ее решать методом проб и ошибок, а умели находить быстрое решение проблемы с наименьшим ущербом для здоровья. В настоящее время вопрос безопасности является важной составляющей образовательной области "социально-коммуникативное развитие" [1].

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что ряд ученых, Б.А. Мишин, В.Н. Сапронов, А.Е. Смирнов и др., акцентируют внимание на то, что существует необходимость поиска новых методов и приемов педагогической работы по формированию у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. Необходимость формирования ценностей здорового образа жизни продиктована современной экологической ситуацией, ухудшением состояния здоровья детей. Человек постоянно находится во взаимодействии с окружающей средой, поэтому не менее важно и формирование у ребенка бережного отношения к природе и ее обитателям.

Специалистам разных научных направлений отмечается, что у большинства людей отсутствуют навыки правильного поведения в различных угрожающих и чрезвычайных ситуациях (Н.А. Едимская, Г.А. Казанцев, М.А. Котик, Л.А. Михайлов, Ю.Н. Мотин, В.И. Немсадзе, С.А. Проскурин, В.П. Соломин, И.А. Щеголев и др.). Данная подготовка должна проходить на всех этапах жизни человека, и начинать необходимо с дошкольного возраста (Н.Н. Авдеева, А.А. Баранов, Г. Казанцев, Т.С. Грядкина, В.Г. Каменская, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина) [2;13;11].

Многие теоретики и практики утверждают, что подготовить ребенка к умению находить выход из чрезвычайных ситуаций, опасных для жизни и здоровья, возможно только сформировав у него систему знаний об основах безопасности жизнедеятельности человека и общества, усвоив практические навыки охраны жизни и здоровья. (Н.К. Иванова, И.Я. Лесгафт, Л.Г. Татарникова, З.И. Береснева, Н.Н. Подъяков). Каждый человек - и взрослый, и ребенок - в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации. Даже самая обычная обстановка станет опасной, если не знать правил поведения в лесу, парке, на улице. В таких ситуациях самыми беззащитными оказываются дошкольники, которым присущи подвижность, непоседливость, любознательность [12; 15; 6.]

Следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической проблемой, в решении которой должны принимать участие не только педагоги, но и родители, общественность, различные ведомственные структуры, которые ответственны за жизнь и здоровье детей.

Степень разработанности проблемы исследования. В работах отечественных психологов В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.В. Эльконина и др. освещено реальное многообразие идей и подходов к проблемам безопасности жизнедеятельности личности.

Вопросы привития навыков основ безопасности детям старшего дошкольного возраста отражены в научных трудах Н.Н. Авдеевой, Л.П. Анастасовой, К.Ю. Белой, Г.К. Зайцева, В.Н. Зимониной, О.Л. Князевой, Л.А. Кондрыкинской, И.Ю. Матасовой, Р.Б. Стеркиной, Л.Г. Татарниковой, Л.Ф. Тихомировой, Т.Г. Хромцовой и др. [2;18;3;].

В связи с этим возникает противоречие между необходимостью формирования безопасного поведения у дошкольников и недостаточной определенностью педагогических условий по организации процесса формирования основ безопасного поведения в природе у детей старшего дошкольного возраста.

Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования безопасного поведения в природе у детей старшего дошкольного возраста в условиях современного образования.

Актуальность проблемы определила выбор темы исследования "Формирование основ безопасности в природе у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада".

Цель исследования - теоретическое обоснование педагогических условий формирования у детей старшего дошкольного возраста безопасного поведения в природе.

Объект исследования - дети старшего дошкольного возраста МБДОУ "Детский сад № 105" г. Чебоксары.

Предмет исследования - педагогические условия процесса формирования основ безопасности в природе у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что целенаправленная педагогическая деятельность по формированию основ безопасности в природе у детей старшего дошкольного возраста будет эффективна при реализации следующих педагогических условий:

1) систематическое и поэтапное использование подобранных методов и приемов.

2) учет возрастных и индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по вопросам формирования основ безопасности у детей дошкольного возраста.

2. Раскрыть педагогические условия по формированию основ безопасного поведения в природе у детей старшего дошкольного возраста.

3. Изучить педагогические условия в старшей группе "А" МБДОУ "Детский сад №105" г. Чебоксары с целью формирования у дошкольников основ безопасного поведения в природе.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседа, диагностирование, анкетирование, анализ результатов исследования.

Экспериментальная база исследования: МБДОУ "Детский сад № 105" г. Чебоксары.

Практическая значимость исследования заключается в том, что теоретический и практический материал, полученные результаты исследования могут быть использованы педагогическими работниками дошкольных образовательных организаций при ознакомлении старших дошкольников с правилами безопасного поведения в природе.

Структура работы включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.

В первой части работы раскрывается исторический аспект по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста и педагогические условия формирования основ безопасного поведения ребенка в условиях детского сада.

Во второй части курсовой работы представлен анализ деятельности ДОУ по формированию у дошкольников безопасного поведения в природе, результаты исследования сформированности у детей старшей группы основ безопасного поведения в природе.

Глава 1. Теоретические основы формирования у дошкольников безопасного поведения в природе

1.1 Формирование основ безопасности жизнедеятельности: исторические аспекты

В истории дошкольного образования с середины XIX века в классической педагогике наряду с общими вопросами образования и воспитания детей значительное место стали занимать вопросы воспитания здорового образа жизни, гигиена труда, привития навыков санитарно-гигиенических навыков и навыков безопасного поведения.

К.Д. Ушинский писал, что "образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей". В 1917 году в Бюллетене №2 школьно-санитарного отдела при Наркомпросе было заявлено: "Охрана жизни и здоровья детей всех возрастов является совершенно новым явлением нашей русской жизни. Без счета гибли дети старшего возраста от разных несчастных случаев, от заразных болезней... жизнь и здоровье каждого ребенка должны отныне свято охраняться". Именно в этот период вводится новый предмет - школьная гигиена, основной задачей которого было ознакомить учащихся с основами "несчастных случаев" и правилами оказания первой помощи.

В отечественной дошкольной педагогике советского периода проблема охраны жизни и здоровья детей была признана очень важной и практическое выражение находила в некоторых программных документах, методической литературе и опыте дошкольного воспитания [17]. Так, в конце 20-30-х годов в работах по трудовому воспитанию О. Дегтяренко, Н. Ковальковской, Э. Краснопольского и др. отмечалось, что детей дошкольного возраста необходимо знакомить с некоторыми вопросами техники безопасности в быту, включающими правила обращения с потенциально опасными предметами [12].

В проекте "Программы работы дошкольных учреждений (по видам деятельности)" (1932) была сделана попытка определить объем данных умений в каждой возрастной группе. Однако в 1936-1937 годах при переработке программ детского сада данные вопросы из нормативных документов исключаются. Возникшие у ряда практических работников трудности (недостаточность методического обеспечения, отсутствие необходимых пособий и вследствие этого желаемого результата в развитии детей и приобретении ими знаний) привели к заключению, что материал, формирующий представления о бытовой и других видах техники, чересчур сложен и его следует исключить из методики работы с дошкольниками. И хотя в дальнейшем ряд ученых (Л.И. Грехова, Т.В. Земцова, Л.М. Кларина, Н.Н. Никандров и др.), изучая вопросы ознакомления дошкольников с техническими явлениями, обнаружили, что детям доступны сведения о электричестве, механических и физических явлениях, а также об устройстве бытовых и транспортных машин, проблема обеспечения безопасности при работе с ними должного отражения в программных документах дошкольного образования 1964-1985 гг. не нашла [13]. Однако, вопросы профилактики дорожно-транспортного травматизма достаточно полно и подробно разработаны в дошкольной педагогике начиная с 30-х годов XX века [3].

В 1937 году В.М. Федяевской впервые были выделены причины несчастных случаев с дошкольниками на улице: незнание детьми правил уличного движения; невнимательность к тому, что происходит на улице; неумение владеть собой; отсутствие сознания опасности. Автором была доказана возможность и необходимость обучения детей уличной безопасности, по преимуществу со старшей группы; "...такая работа должна быть постоянной, вклиниваться во все виды занятий в детском саду". Исследования В.М. Федяевской были продолжены практическими работниками дошкольных учреждений и сотрудниками милиции. Начиная с 1939 года в журнале "Дошкольное воспитание" публикуется большое количество статей, посвященных проблеме безопасности детей на улице. Методы и приемы обучения дошкольников правилам поведения на улице, предложенные В.М. Федяевской, позже были дополнены Э.Я. Степаненковой, М.Ф. Филенко и др. По словам А.М. Якупова, такая разработанность проблемы повлияла на то, что в "дошкольных образовательных учреждениях до сих пор больше внимания уделяется изучению с детьми правил дорожного движения", чем воспитанию остальных составляющих безопасного поведения ребенка (дома, на улице, в природе) [6].

В 1960-1980-е годы о профилактике несчастий с дошкольниками как дома, в детском саду, так и на улице говорили в основном медицинские работники. Но, как отмечают исследователи, решение этого вопроса оказалось не под силу специалистам в области классической медицины, ибо они не знакомы со спецификой учебного процесса в дошкольном учреждении. Анализ литературы показывает, что большинство исследователей педагогов предлагают использовать игровые методы и приемы ознакомления детей с правилами безопасности, такими, как дидактические игры, игры-драматизации, игровые проблемные ситуации, игровое моделирование, игровые оболочки занятий, игровые персонажи [4].

Под культурой безопасности жизнедеятельности ребенка ученые подразумевают совокупность трех компонентов: информационный компонент - знания о безопасности жизнедеятельности человека ("Я знаю правила безопасности жизнедеятельности"); поведенческий компонент - умение действовать в проблемных ситуациях ("Я умею использовать правила безопасности жизнедеятельности"); эмоционально-волевой компонент - правильно реагировать на проблемные ситуации, осознанное отношение к жизни и здоровью человека ("Я хочу следовать правилам безопасности жизнедеятельности").

Таким образом, по мере изменений условий жизни человека, по мере возрастания модернизации, изменяется правила безопасности жизнедеятельности человека, они усложняются, и все более требуют повышенного изучения и обучения им детей [19].

1.2 Педагогические условия формирования основ безопасного поведения ребенка в условиях детского сада

Выделяют наиболее значимые психолого-педагогические условия приобщения детей старшего дошкольного возраста к правилам безопасного поведения [16]:

1. Повышение компетентности педагогов по проблеме формирования безопасного поведения у дошкольников.

2. Создание предметно-пространственной развивающей среды, отвечающей современным требованиям и задачам формирования безопасного поведения детей, обеспечивающей эффективность образовательного процесса.

3. Совокупность форм, методов и средств, направленная на формирование безопасного поведения детей и обеспечивающая успешное решение задач образовательного процесса.

4. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи, направленное на формирование безопасного поведения детей.

Первое педагогическое условие: повышение компетентности педагогов по проблеме формирования безопасного поведения у дошкольников.

Определяющим фактором успеха в процессе воспитания культуры безопасности в дошкольной образовательной организации становится личность педагога и его профессионализм.

Второе педагогическое условие: создание предметно-пространственной развивающей среды, отвечающей современным требованиям и задачам формирования безопасного поведения детей; обеспечивающей эффективность образовательного процесса. Важным условием успеха работы дошкольной образовательной организации по формированию культуры безопасности у дошкольников является создание предметно - пространственной среды, отвечающей современным требованиям и задачам формирования культуры безопасности.

Деятельность ребенка в условиях обогащенной среды позволяет проявлять любознательность, пытливость, познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. В условиях активизирующей развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности. Он действует, исходя из своих интересов и возможностей, стремится к самоутверждению, занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию. В таком подходе к организации детской деятельности заложен механизм саморазвития, самореализации растущего человека [11].

В старшем дошкольном возрасте все виды деятельности осуществляются в соответствии с осознаваемой ими (в большей или меньшей степени) целью, возникают достаточно устойчивые познавательные интересы [5]. Сюжетно-ролевые игры имеют большое значение для осмысления социальных отношений, знания и опыта, связанных, в т. ч. с правилами безопасности.

Третье педагогическое условие: совокупность методов и средств, направленных на формирование безопасного поведения детей и обеспечивающая успешное решение задач образовательного процесса.

К средствам формирования знаний и мотивам безопасного поведения можно отнести: наглядные средства (картины, слайды, иллюстрации с изображением опасных явлений живой и неживой природы детей, попавших в опасную ситуацию);

- дидактические игры, направленные на освоение знаний безопасного поведения и источников опасности;

- художественную литературу, помогающую ребёнку осознать необходимость выполнения правил безопасности жизнедеятельности;

- имитационно- игровые упражнения, содержание которых направлено на усвоение опыта безопасного поведения;

- технические и информационные средства обучения (кинофильмы, мультфильмы), направленных на формирование безопасного поведения в природе.

Определены также методы формирования у детей знаний о безопасном поведении [7].

Наглядные методы формирования безопасного поведения у дошкольников

К наглядным методам формирования безопасного поведения у дошкольников относится рассматривание картин, предметных картинок, буклетов, иллюстраций, наглядных и мультимедийных пособий - метод позволяющий повысить уровень знаний детей старшего дошкольного возраста о безопасности жизнедеятельности, а также метод, способный вызывать и поддерживать у детей устойчивый интерес к обсуждаемой теме.

Просмотр обучающих мультфильмов - это наглядный метод наиболее привлекательный для детей. По заказу Министерства по чрезвычайным ситуациям России созданы новые мультипликационные сериалы "Стасик и его друзья", раскрывающие темы, связанные с обеспечением безопасности жизнедеятельности детей дома, на улицах города и на природе [16].

Показ мультимедийных презентаций, демонстрация фрагментов электронных энциклопедий- современные разновидности наглядного метода, которые применяются для усиления наглядности, для более доступного объяснения сложного материала [15].

Словесные методы формирования безопасного поведения у дошкольников

В содержание словесных методов формирования безопасного поведения у дошкольников входит объяснение, напоминание, словесная инструкция - самые распространенные разновидности группы словесных методов, позволяющие детям осваивать опыт поведения и устанавливать доброжелательные отношения со сверстниками в процессе объяснения дети узнают об основных источниках и видах опасностей в быту, природе, на улицах города, в общении с незнакомыми людьми; получают знания о том, как следует себя вести в случае возникновения опасности; узнают о наиболее распространенных ошибках, совершаемых в чрезвычайных ситуациях, и путях их разрешения. педагогическая безопасность подрастающее природа

Словесные инструкции являются для дошкольника своеобразным алгоритмом действий, которые необходимо выполнить. Применение словесных инструкций позволяет формировать у детей произвольность действий, способствовать развитию навыков самоконтроля [14].

Чтение художественной литературы, загадывание и сочинение загадок, составление рассказов из личного опыта детей, весьма востребованная разновидность словесного метода.

Для того чтобы помочь дошкольникам увидеть реализацию конкретных правил безопасности в жизненных ситуациях, понимать необходимость их соблюдения, к чему может привести нарушение мер предосторожности используются специально подобранные произведения художественной литературы. Литература заставляет ребенка задуматься и прочувствовать то, что затруднительно или невозможно для него в повседневной жизни [8]. Поэтому в работе со старшими дошкольниками по ознакомлению с правилами безопасного поведения на основе произведений художественной литературы должны использоваться такие приемы, как чтение рассказов и стихотворений с анализом поступков героев, фрагмент рассказа как иллюстрация к определенной опасной ситуации, анализ произведения с целью самостоятельного выделения детьми мер предосторожности.

Для того, чтобы детям было проще запомнить жизненно важные правила безопасности, изложенные в произведениях художественной литературы, многие из них зарифмованы и могут быть предложены для заучивания дошкольникам. Эффективность данного приема заключается в том, что восприятие рифмованных правил вызывает эмоционально-положительную реакцию у детей; динамика, ритм и непосредственность коротких стихотворений способствует тому, что дошкольники легко запоминают их, употребляют в разговорах.

Отгадывание загадок вызывает неизменный интерес у большинства дошкольников. Педагог активно использует данную разновидность метода, начиная со второй младшей группы. Сочинение загадок как метод обучения используется в работе с детьми старшего дошкольного возраста. При составлении загадок целесообразно использовать приемы сравнения и противопоставления [8].

Старших дошкольников целесообразно поупражнять в составлении рассказов из личного опыта по заданному взрослым словесному образцу и визуально представленной схеме-алгоритму.

Практические методы формирования безопасного поведения у дошкольников

Практические методы формирования безопасности поведения у дошкольника предполагают игровые упражнения, игры с правилами (в том числе и с использованием flash - презентаций), компьютерные игры, игры- придумывания. Игровые упражнения и игры с правилами используются во всех возрастных группах и являются действенным средством для уточнения и закрепления представлений дошкольников об основах безопасности жизнедеятельности. Основным отличием этих двух разновидностей практического метода друг от друга является наличие или отсутствие критерия выигрыша [8].

Игры с правилами, компьютерные игры используются преимущественно в группах старшего дошкольного возраста и способствуют повышению интереса детей к изучению предложенного материала.

Игры - придумывания также вводятся в практику взаимодействия с детьми старших групп и представляют собой рассуждения на тему: "Что было бы, если бы…", а также их разновидности: "Рассмотри картинку и расскажи, что потом случилось с изображенными героями", "Если бы у тебя была волшебная палочка, какие три желания ты бы загадал?" и др. [16].

Самостоятельные игры детей (сюжетные с правилами) используются во всех возрастных группах. Критерием успешного усвоения детьми правил является перенос опыта безопасного поведения в самостоятельную игру (дети объясняют кукле основные источники и виды опасностей в быту, социуме и природе, обучают правилам безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, предупреждают о возможных опасностях в ситуациях.

Для того чтобы сделать ребенка активным в приобретении знаний, предлагается осуществлять их накопление, углубление и систематизацию в основном через дидактические игры.

Преимущество использования дидактических игр проявляется в следующем [5]:

- каждый ребенок максимально активен;

- имеется возможность дифференцированно осуществлять уточнение и систематизацию знаний детей (в зависимости от их наличного уровня, поскольку игры проводились с подгруппой (от 2 до 8 человек) или индивидуально;

- поддержание устойчивого интереса дошкольников к данной деятельности и высокий эмоциональный фон.

Дидактические игры и пособия для детей должны соответствовать следующим требованиям:

- реалистичность (изображенные предметы должны иметь четкие формы, естественный цвет, должны быть максимально приближены к реальным объектам);

- занимательность (должны содержать игровые элементы, задания), красочность, динамичность;

- должны отвечать конкретным образовательным задачам;

- соответствие возрастным возможностям детей;

- должны быть предназначены как для коллективного, так и для индивидуального использования [3].

Применение игровых атрибутов, наглядных средств (сюжетных и предметных картинок), поощрительных призов вызывает желание дошкольников играть, активизирует их психические процессы. Положительная оценка со стороны взрослых позволяет ребенку утверждаться в правильности понимания норм безопасного поведения.

Применение таких разновидностей практического метода, как игровые упражнения и моделирование ситуаций с использованием макетов объектов природы, группы, комнаты, транспортных средств, улицы города, способствует воспитанию осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека ситуациям в быту, на улице, в природе.

Выполнение творческих проектов, проведение викторин, конкурсов, командных игр традиционно используется в работе со старшими дошкольниками. Например, составление "Энциклопедии безопасности в картинках для малышей", изготовление настольных игр по теме "Дорожная азбука" и др. [14].

Совместное изготовление газет, плакатов, буклетов способствует обобщению представлений детей о различных аспектах безопасного поведения [17].

Игры-инсценировки, подготовка и показ спектаклей - наиболее трудоёмкий вариант, но доставляющие большое удовольствие не только самим исполнителями, но и зрителями.

Со старшими дошкольниками можно ставить большие по объему произведения, привлекать детей к изготовлению костюмов и декораций.

Изготовление классификационных таблиц - очень полезный для структурирования представлений детей об опасных и безопасных способах поведения в различных ситуациях. Классификационная таблица разделена на две части: "Опасно - безопасно", "Хорошо-плохо", "Можно- нельзя". Для ее заполнения потребуются картинки по теме. По окончании выполнения задания вместе со взрослым проверяется его правильность [2].

Эффективный практический метод по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей - игровой тренинг. Он даёт возможность каждому ребёнку побывать в ситуациях, подобных жизненным, самостоятельно или с помощью группы найти правильное решение, выработать правильный алгоритм поведения. Во время тренинга следует обыграть с подгруппами детей различного рода ситуации. Заканчивать каждую игровую ситуацию следует позитивно. С целью предупреждения детских страхов следует предложить дошкольникам придумать различные варианты доброго окончания ситуации. Направляя детей на поиск выхода из кризисной ситуации, игровой тренинг способствует развитию у них поисковой активности.

Четвёртое педагогическое условие - взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи, направленное на формирование безопасного поведения детей.

Признание государством приоритета семейного воспитания, требует особых взаимоотношений родителей и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого безопасного пространства развития ребёнка.

Итак, педагогические условия являются основанием процесса приобщения детей старшего дошкольного возраста к правилам безопасного поведения.

Глава 2. Опыт формирования у старших дошкольников основ безопасного поведения в природе на базе МБДОУ "Детский сад № 105" г. Чебоксары

2.1 Изучение деятельности ДОУ по формированию у дошкольников безопасного поведения в природе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 105 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей" города Чебоксары Чувашской Республики функционирует с 26 октября 1976 года. Расположен в живописном месте города Чебоксары, в ближайшем окружении река Волга, роща им. Гузовского, парк им. 500-летия г. Чебоксары.

Заведующий ДОУ: Васильева Татьяна Алексеевна. Образование: высшее, ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 1992. Квалификация: преподаватель педагогики и психологии (дошкольной), РГСУ, 2011, квалификация "Менеджер образования". Квалификационная категория: высшая. Общий стаж работы: 32 года. Стаж педагогической работы: 32 года, стаж работы по специальности: - 22 года. Награды: Почетный работник общего образования РФ.

Основная общеобразовательная программа ДОУ разработана учреждением в соответствии с ФГОС ДО (федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 и примерной общеобразовательной программой /От рождения до школы/ Под. ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2014.

Образовательный процесс в организации осуществляется в соответствии с основной общеобразовательной программой организации на учебный год, годовым календарным учебным графиком, учебным планом, расписанием организованной образовательной деятельности, рабочими программами педагогов по 5 образовательным областям:

1. Социально-коммуникативное развитие;

2. Познавательное развитие;

3. Речевое развитие;

4. Художественно-эстетическое развитие;

5. Физическое развитие.

Количество воспитанников в ДОУ - 330 детей.

Работа по воспитанию навыков безопасного поведения в природе у детей старшего дошкольного возраста осуществляется на основе парциальной программы Авдеевой Н.Н., Князевой Н.Л., Стеркиной Р.Б. "Основы безопасности детей дошкольного возраста".

В программе "От рождения до школы" под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, в рамках образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" определены задачи по формированию основ безопасного поведения в природе.

Первая младшая группа (от 2 до 3 лет)

Безопасное поведение в природе. Знакомить с элементарными правилами безопасного поведения в природе (не подходить к незнакомым животным, не гладить их, не дразнить; не рвать и не брать в рот растения и пр.).

Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)

Безопасное поведение в природе. Формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе. Знакомить с правилами поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.).

Средняя группа (от 4 до 5 лет)

Безопасное поведение в природе. Продолжать знакомить с многообразием животного и растительного мира, с явлениями неживой природы. Формировать элементарные представления о способах взаимодействия с животными и растениями, о правилах поведения в природе.

Формировать понятия: "съедобное", "несъедобное", "лекарственные растения". Знакомить с опасными насекомыми и ядовитыми растениями.

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

Безопасное поведение в природе. Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе. Формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру. Знакомить с явлениями неживой природы (гроза, гром, молния, радуга), с правилами поведения при грозе. Знакомить детей с правилами оказания первой помощи при ушибах и укусах насекомых.

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)

Безопасное поведение в природе. Формировать основы экологической культуры. Продолжать знакомить с правилами поведения на природе. Знакомить с Красной книгой, с отдельными представителями животного и растительного мира, занесенными в нее. Уточнять и расширять представления о таких явлениях природы, как гроза, гром, молния, радуга, ураган, знакомить с правилами поведения человека в этих условиях.

Для формирования навыков безопасного поведения в природе у дошкольников старшей возрастной группы в ДОУ создана предметно - развивающая среда, в которую входят:

1. Уголок безопасности:

Плакаты по ОБЖ по темам "Как укрыться от грозы", "Берегись клещей", "Запрещающие правила поведения в природе", "Разрешающие правила в природе"; альбомы "Лекарственные растения", "Ядовитые растения и грибы", "Ядовитые растения", "Лекарственные растения", "Правила поведения в природе", памятки "Что делать при отравлении грибами", "Как вести себя при встрече с животными"; макет "Грибы в лесу" и др.

2. Игротека, которая содержит:

- дидактические игры: "Живая природа", "Что будет если…", "Собери грибы в корзину", "Верно - не верно", "Съедобные - несъедобные ягоды", "Лесная аптека", "Правила поведения в лесу", "Хорошо-плохо", "Враг или друг?" (встречи с насекомыми, животными);

- настольно - печатные игры "Основы безопасности", "Сбор грибов и ягод", "Подбери картинку", "Растения", зоологическое лото.

3. Библиотека, в которой имеются познавательная и художественная литература, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций, видеоматериалы.

В книжном уголке представлены произведения детской художественной литературы:

- Т.А. Шорыгина "Осторожные сказки", "В гостях у лесовичка", "Волшебный ворон";

- С. Погорельский "Если я сорву цветок", "Здравствуй лес, дремучий лес";

- А. Берестова "Лес не только для нашей забавы";

- Н. Сладков "Белкин мухомор";

- Сказка В. Даля "Война грибов с ягодами";

- Cтихи В. Рождественского "Ромашки", "Подорожник";

- М. Бородицкая "Разговор с пчелой";

- А. Барто "Весенняя прогулка";

- Демонстрационный материал "Правила безопасности для детей";

- Картинки детям по безопасности их поведения летом "Отдыхать надо осторожно";

- Уроки тетушки Совы - уроки осторожности (видеоматериалы): "Бродячие животные", "Уроки живой природы", "Мои домашние питомцы" и др.;

- Обучающие мультфильмы "Правила безопасного поведения детей на природе";

- Сборник для детей "Правила поведения в природе".

Работа по формированию навыков безопасного поведения в природе у старших дошкольников проводится через следующие формы организации детей:

1. Специально организованную деятельность детей - непосредственно образовательную деятельность, экскурсии, развлечения, где дети получают теоретические знания по изучению правил поведения в экстремальных условиях в природе, устанавливают причинно-следственные связи;

2. Совместную деятельность воспитателя и детей - беседы, чтение художественной литературы, заучивание правил безопасного поведения, проигрывание ситуаций правильного и неправильного поведения, развивающие дидактические и компьютерные игры, в которых закрепляются знания, полученные ранее.

Для систематизации материала воспитателем составлен перспективный план, в который вошли следующие разделы: непосредственно-образовательная деятельность, игровая, художественно-эстетическая, коммуникативная деятельность.

В процессе формирования представлений об основах безопасности детей старшего дошкольного возраста в природе воспитателями используются разнообразные методы обучения: практические, наглядные, словесные, игровые.

Ввиду того, что материал для детей представлен наглядно, широко воспитатели применяют наглядные методы. Опора на наглядные представления неизбежна, поэтому использование метода наглядности при формировании представлений является существенным.

Воспитатели старших групп используют в работе с детьми следующие наглядные методы:

- показ схем "Будь природе другом" (что нельзя делать в природе);

- наблюдения на прогулке за животным и растительным миром, погодой, явлениями природы;

- показ демонстрационных картинок "Правила безопасности для детей";

- демонстрационный материал "Правила безопасности для детей";

- уроки тетушки Совы - уроки осторожности (видеоматериалы): "Бродячие животные", "Уроки живой природы", "Мои домашние питомцы" и другие;

- показ обучающих мультфильмов "Правила безопасного поведения детей на природе".

В качестве словесных методов воспитатели используют:

- беседы по следующим темам: "Съедобные и несъедобные грибы", "Не играй с бродячими животными", "Осторожно, гроза!", "Берегись мороза", "Умеешь ли ты обращаться с животными?", "Ядовитые грибы и ягоды", "Не прыгай в воду в незнакомых местах";

- составление рассказов из личного опыта детей.

-чтение произведений художественной литературы: Н. Сладков "Белкин мухомор", сказки "Советы лесной мышки", "Маша и медведь", "Красная шапочка", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", Т.А. Шорыгина "Осторожные сказки", "В гостях у лесовичка", "Волшебный ворон", М. Бородицкая "Разговор с пчелой", В. Гауф "Маленький Мук", Л. Толстой "Два товарища";

- загадывание и сочинение загадок о животных, насекомых, растениях, явлениях природы;

- чтение пословиц и поговорок о лесе.

Полученные теоретические знания безопасного поведения в природе, дети закрепляют на практике. С этой целью воспитатель использует следующие практические методы:

- моделирование игровой ситуации "Расскажи Незнайке, как вести себя в лесу", "Мишка заблудился", "На водоёме";

- настольно-печатные игры "Сбор грибов и ягод", "Подбери картинку", "Растения", зоологическое лото;

- подвижные игры: "Зайцы в лесу", "У медведя во бору", "Пройди по тропинке", "Птички в гнёздышках";

- дидактические игры "Назови ягоды", "Отбери съедобные грибы в корзинку", "Объясни, что здесь не так…", "Лекарственные травы", "Правильно- неправильно поступают дети";

- интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?";

- создание альбома "Поможем природе" совместно с детьми;

- тренинги по использованию правил безопасности в природе в практической деятельности;

- досуг "Безопасное поведение в природе".

С целью формирования навыков безопасного поведения в природе у дошкольников старшей возрастной группы в ДОУ предусматривается работа с родителями. Работа с родителями - одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ исходя из того, что круг проблем, связанный с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому необходим тесный контакт с родителями. Ничто не воспитывает с такой убедительностью, как наглядный пример взрослых.

Целью работы с родителями является объяснение актуальности, важности проблемы безопасности детей, повышение образовательного уровня родителей по данной проблеме, обозначение круга правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.

В перспективном плане работы с родителями по вопросам формирования основ безопасного поведения детей в природе воспитателем прописана следующая работа:

- анкетирование;

- консультации: "Общение с природой - прекрасно или опасно?", "Как вести себя при встрече с животными", "Растения могут быть опасными", "Что делать при отравлении грибами?", "Если ребёнок потерялся в лесу";

- КВН для детей и родителей "Безопасность ребёнка в природе";

- досуг для детей и родителей: "Чтобы не было беды";

- папки-передвижки "Безопасность детей на природе";

- викторина для родителей "Знатоки природы";

- разработка памяток, касающихся безопасности жизнедеятельности детей в природе.

Таким образом, изучение деятельности ДОУ по формированию у дошкольников безопасного поведения в природе показало, что в МБДОУ "Детский сад № 105" г. Чебоксары отдается приоритет следующим педагогическим условиям:

1. Повышение компетентности педагогов по проблеме формирования безопасного поведения у дошкольников.

2. Создание предметно-пространственной развивающей среды, отвечающей современным требованиям и задачам формирования безопасного поведения детей, обеспечивающей эффективность образовательного процесса.

3. Совокупность форм, методов и средств, направленная на формирование безопасного поведения детей и обеспечивающая успешное решение задач образовательного процесса.

4. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи, направленное на формирование безопасного поведения детей.

2.2 Изучение результативности внедрения педагогических условий при формировании основ безопасного поведения в природе в старшей группе "а" на базе МБДОУ "Детский сад № 105" г. Чебоксары

С целью выявления результативности внедрения педагогических условий по формированию основ безопасного поведения в природе у дошкольников на базе МБДОУ "Детский сад № 105" г. Чебоксары с детьми старшей группы № 1 было проведено диагностическое обследование, в котором приняло участие 27 детей. Диагностическое обследование происходило на основе программы Авдеевой Н.Н. "Безопасность" в форме беседы на тему: "Опасности, которые нас окружают".

Анализ беседы показал, что у детей в достаточной степени сформированы навыки безопасного поведения в природе. Многие дошкольники отвечали четко, достоверно на все на поставленные вопросы, не нуждаясь в наводящих вопросах и без опоры на наглядный материал, который бы наталкивал ребят на ответ. И только 25 % затруднялись ответить на поставленный вопрос, не давая конкретных ответов. Дети с удовольствием рассматривали иллюстрации о правилах поведения в природе, отгадывали загадки о грибах, ягодах. Вместе заучивали стихи о правилах безопасного поведения в парке, сквере и играли в игру "Съедобный грибок положи в кузовок". С заданием в игре без помощи воспитателя справилось 60 %, прибегали к помощи взрослого 35 %, остальные - 5 % не справились с данным заданием.

Вывод: внедрение педагогических условий по формированию основ безопасного поведения в природе у дошкольников способствует тому, что дети старшей группы показали положительную динамику в знаниях о правилах безопасного поведения в природе. Они не только могли назвать правила поведения в лесу, на водоёме, в общении с животными, правильно отвечали на вопросы, но и активно применяют свои знания в практической деятельности.

Для выявления отношения родителей к данной направленности было проведено анкетирование. В анкетировании приняли участие 20 чел. Из них 11 человек осознано относятся к необходимости специального ознакомления своих детей с правилами безопасности жизнедеятельности не только в быту, но и природе.

В ходе анкетирования родителей было установлено, что в семьях воспитанников детей знакомят с правилами безопасного поведения и закрепляют знания непосредственно на природе, вместе с детьми смотрят передачи о природе, читают художественную литературу. 7 человек считают важным формирование представлений о правилах безопасности жизнедеятельности, но не имеют времени или желания самостоятельно знакомить детей с возможными опасными ситуациями, считают достаточным знакомить детей не со всеми правилами безопасности жизнедеятельности, а только частично. 2 человека считают, что знакомить с правилами безопасного поведения в природе должны педагоги в детском саду.

Заключение

Итак, проведенное исследование дает основание для следующих выводов.

В ходе анализа психолого-педагогической литературы нами выявлено, что вопрос формирования основ безопасности в природе у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада является актуальным и на сегодняшний день, хотя в истории дошкольного образования вопрос безопасности детей рассматривался исследователями еще в середине XIX века.

Под культурой безопасности жизнедеятельности ребенка ученые подразумевают совокупность трех компонентов: информационный компонент - знания о безопасности жизнедеятельности человека ("Я знаю правила безопасности жизнедеятельности"); поведенческий компонент - умение действовать в проблемных ситуациях ("Я умею использовать правила безопасности жизнедеятельности"); эмоционально-волевой компонент - правильно реагировать на проблемные ситуации, осознанное отношение к жизни и здоровью человека ("Я хочу следовать правилам безопасности жизнедеятельности").

Нами были определены наиболее значимые психолого-педагогические условия приобщения детей старшего дошкольного возраста к правилам безопасного поведения:

1. Повышение компетентности педагогов по проблеме формирования безопасного поведения у дошкольников.

2. Создание предметно-пространственной развивающей среды, отвечающей современным требованиям и задачам формирования безопасного поведения детей, обеспечивающей эффективность образовательного процесса.

3. Совокупность форм, методов и средств, направленная на формирование безопасного поведения детей и обеспечивающая успешное решение задач образовательного процесса.

4. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи, направленное на формирование безопасного поведения детей.

Нами был изучен опыт работы МБДОУ "Детский сад № 105" г. Чебоксары по формированию у старших дошкольников основ безопасного поведения в природе. С целью определения эффективности используемых в детском саду педагогических условий была проведена диагностика детей старшей группы № 1. Данные проведённой исследовательской работы позволили сделать вывод о том, что дети имеют достаточно высокий уровень сформированности основ безопасного поведения в природе.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась, основанная на том, что целенаправленная педагогическая деятельность по формированию основ безопасности в природе у детей старшего дошкольного возраста будет эффективна при реализации следующих педагогических условий: использовании разнообразных форм, методов и средств направленных на формирование безопасного поведения детей и обеспечивающих успешное решение задач образовательного процесса; при взаимодействии дошкольного образовательного учреждения и семьи; при создании предметно-пространственной развивающей среды, отвечающей современным требованиям и задачам формирования безопасного поведения детей, обеспечивающим эффективность образовательного процесса.

Список использованной литературы

1. ФГОС дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №, 01155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования").

2. Авдеева, Н.Н. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н.Н. Авдеева, Р.Б. Стеркина, О.Л Князева. - Санкт-Петербург: Детство - Пресс, 2015. - 144 с.

3. Белая, К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей / К.Ю. Белая. - Москва: Мозаика - Синтез, 2013. - 64 с.

4. Белая, К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников / К.Ю. Белая. - Москва: Мозаика - Синтез, 2015. - 154 с.

5. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду: книга для воспитателя детского сада / А.К. Бондаренко. - Москва: просвещение, 2014. - 142 с.

6. Виноградова, Н.Ф. Дети, взрослые и мир вокруг / Н.Ф. Виноградова, Т.А. Куликова. - Москва: Просвещение, 2014. - 128 с.

7. Гарнышева, Т.П. ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры / Т.П. Гарнышева. - Санкт-Петербург: Детство - Пресс, 2015. - 128 с.

8. Денисенкова, Н.А Ваш ребёнок познаёт мир /Н.А Денисенкова // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 3. - С. 100-106.

9. Зимонина, В.Н. Как обеспечить безопасность дошкольников: конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста / В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская. - Москва: Просвещение, 2013. - 158 с.

10. Казанцев, О.Г. Безопасность жизнедеятельности в образовательных учреждениях // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2013. - № 4. - С. 14-17

11. Кириллов, Г.Н. Обучение детей и молодежи по вопросам безопасности жизнедеятельности / Г. Шептунов // Право и безопасность. - 2014. - №8. - С. 10.

12. Коломийченко, Л.В. Концепция и программа социального развития дошкольников / Л.В. Коломийченко // Детский сад от А до Я. - 2014. - №5. - С. 8-10.

13. Каюрова, А.Н. Формирование культуры безопасности у дошкольников в условиях ФГОС / А.Н. Каюрова. - Москва: Цветной мир, 2013. - 136 с.

14. Мошкин, В.Н. Закономерности воспитания культуры безопасности / В.Н. Мошкин // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2015. - № 6. - С. 11-15.

15. Новицкая, В.А. Правила поведения в природе для дошкольников / В.А. Новицкая, Л.С. Римашевская, Т.Г. Хромцева. - Москва: Аркти, 2014. - 80 с.

16. Подласный, И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов / И.П. Подласный. - Москва: Владос, 2015. - 362 с.

17. Столяренко, А.М. Общая педагогика / А.М. Столяренко. - Москва: Юнити-Дана, 2016. - 251 с.

18. Хромцова, Т.Г. Формирование опыта безопасного поведения в быту детей среднего дошкольного возраста / Т.Г. Хромцова. - Москва: Мозаика - Синтез, 2013. - 162 с.

19. Шорыгина, А.Т Осторожные сказки. Безопасность для малышей / А.Т Шорыгина. - Москва: Книголюб, 2015. - 156 с.

20. Шипунова, В.А. Детская безопасность: учебно-методическое пособие для педагогов / В.А Шипунова. - Москва: Цветной мир, 2013. - 96 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!