Круглый стол «Гиперактивные дети»
Однажды к мудрецу из далекой деревни пришли молодые люди.
- Мудрец, мы слышали, что ты даешь всем мудрые советы, указываешь правильный путь, открываешь истину. Помоги и нам! Старшее поколение в нашей деревне перестало нас понимать, а с этим нам очень трудно жить. Что нам делать? Мудрец посмотрел на них и спросил:
-А на каком языке вы говорите?
-Все молодое поколение говорит на тарабарском
. -А старшие жители? Задумались молодые люди и признались:
- Мы у них не спрашивали.
-Именно поэтому у вас получается их только слушать, но не слышать!
В школу приходят дети, у которых чрезмерная двигательная активность, непоседливость, импульсивность, неумение сосредоточиться на выполнении одного дела мешают им в обучении.
Совместная жизнь с неусидчивым ребенком напоминает попытки поймать колибри с помощью аркана.
Так что же делать с этим неугомонным сгустком энергии.
Гиперактивных детей в начальной школе становится все больше. Они с трудом адаптируются к школе, имеют проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, вступают в конфликты во время игр, агрессивны. Импульсивные дети не умеют сдерживать свои желания, организовывать поведение, доставляют окружающим много хлопот.
Гиперактивный ребёнок — не тот, с кем трудно, а тот, кому самому трудно. Поэтому, в первую очередь, необходимо помочь ребёнку учиться, научить его учиться.
Понятие «ГИПЕРАКТИВНЫЙ» состоит из двух слов: «активный» и «гипер».
«Активный» - от латинского «activus» - деятельный, действенный. «Гипер» - от греческого «Hyper»- сверх меры, указывает на превышение нормы.
«Гиперактивность у детей проявляется несвойственными для нормального, соответствующего возрасту, развития ребенка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью и гиперактивностью» (Психологический словарь).
Первые проявления гиперактивности можно наблюдать в возрасте до 7 лет. Пики проявления данного синдрома совпадают с пиками психоречевого развития. В 1-2 года (хождение, говорение), 3 года (детский сад), и 6-7 лет
(начальная школа).
Гиперактивных мальчиков оказывается в 3-5 раз больше, чем девочек из-за различий в традициях воспитания. У мальчиков традиционно поощряются «мужские», шумные игры с оружием, борьба, драки, тем самым их значительно чаще, чем девочек, вводят в состояние перевозбуждения, формируют и закрепляют автоматизмы агрессивного поведения. Девочек чаще обучают «тихим» играм с куклами, рисованию и рукоделию, поощряют спокойное и вежливое общение.
Гиперактивного ребенка можно определить:
Признаки гиперактивного ребенка:
Беспокойно двигает кистями рук или болтает ногами. Когда он сидит на стуле, то начинает корчиться и извиваться
Не может усидеть на одном месте, даже если этого требуют взрослые
С легкостью может отвлечься на посторонние шумы
Отвечает не думая, зачастую не дослушав вопроса
Выполняет предложенные ему задания со сложностями, которые не зависят от того, что он не усвоил программы — ему сложно сконцентрировать внимание на заданиях.
Не может дождаться своей очереди во время обеда или во время занятия при ответахна вопросы
Никогда не играет тихо. Он не может до конца окончить начатое дело.
Излишне бывает болтлив
Может вмешиваться в чужие игры.
Такие дети часто могут терять свои вещи.
На перемене гиперактивные дети обычно беспорядочно носятся по коридорам, их постоянно останавливают дежурные, но это не помогает. Что можно сделать? Научите ребёнка на перемене играть. (например: шахматы, разгадывать кроссворды)
Гиперактивным детям, как правило, трудно усидеть на одном месте.
Для того чтобы научить ребёнка учиться, надо особым образом организовать его деятельность на уроке.
И здесь совершенно незаменима самая важная для детей деятельность – игра, поскольку она близка и понятна ребенку. Использование же эмоциональных воздействий, содержащихся в интонациях голоса, мимике, жестах, форме реагирования взрослого на свои действия и действия ребенка, доставит обоим участникам огромное удовольствие.
Цель: настроить детей на рабочий лад, особенно, если дети устали.
«Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните с себя воздух, сильно втяните щеки… А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать, как шумит ветер!»
Упражнение можно повторить три раза.
Цель: снять напряжение, успокоить детей.
Все сидят за партами. Учитель дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарик. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становиться все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите ох друг другу».
Упражнение можно повторить три раза.
«Четыре стихии». По команде ведущего ребенок, сидя на стуле, выполняет определенное движение руками: «земля» – опустить руки вниз; «вода» – вытянуть руки вперед; «воздух» – поднять руки вверх; «огонь» – вращение руками в локтевых и лучезапястных суставах.
«Пожалуйста». Ведущий показывает движения, а ребенок выполняет их только в том случае, если ведущий произносит слово «пожалуйста». Если этого слова ведущий не говорит, дети остаются неподвижными. Вместо слова «пожалуйста» можно добавлять и другие, например «Король сказал», «Командир приказал».
«Давайте поздороваемся» Цель: снятие мышечного напряжения, переключение внимания.
Дети по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути (а возможно, что кто-то из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом:
хлопок – здороваемся за руку;
хлопок – здороваемся плечиком,
хлопок – здороваемся спинками.
Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению этой игры, даст гиперактивному ребенку возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре поможет избавиться от ощущения отчужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет во время этой игры.
"Костер"
Сесть в круг, представить, что в центре круга - костер. Выполнить команды учителя:
"жарко" - отодвинуться от воображаемого костра;
"руки замерзли" - протянуть руки к костру;
"ой, какой большой костер" - встать и помахать руками;
"искры полетели" - похлопать в ладоши;
"костер принес дружбу и веселье" - взяться за руки и ходить вокруг костра.
Проблемы гиперактивных детей не решаются в одночасье и одним человеком. Это комплексная проблема требует внимания, как родителей, так и врачей, педагогов и психологов.
В моей практике были такие мальчики, которые испытывают повышенную потребность в движении, а это противоречит требованиям школьной жизни, т. к. школьные правила не позволяют им свободно двигаться во время урока и даже во время перемены. А просидеть за партой 4 урока подряд по 40 минут для них задача непосильная. Именно поэтому уже через 15-20 минут после начала урока гиперактивный ребенок не в состоянии сидеть за партой спокойно. Они не ждали, пока я разрешу ему отвечать. Они часто начинали отвечать, не выслушав вопрос до конца, и часто кричали с места.
Поэтому я
сажала ребенка впереди в центре класса. Так внимание ученика будет больше направлено на учителя, и ребенок сможет лучше видеть и слышать его;
детям давала чаще выполнять задания на развитие внимания:
• следить за движением предметов, стараясь не отвлекаться (например, за движением секундной стрелки часов);
• найти предметы по порядку, искать что-либо глазами или на слух (например, пусть ребёнок назовёт в комнате все предметы от самого маленького до самого большого);
• списывать, срисовывать без ошибок (буквы, цифры, узоры, картинки);
• выполнять несколько действий одновременно (слушать и рассматривать иллюстрации, рисовать и слушать, после этого стараться вспомнить услышанное и увиденное);
• находить ошибки в тексте, на картинках.
Да, порой, это было шумно, но работа дисциплинировала моих мальчишек.
Помощь мне оказывала психолог Никулина Л. В.
Она занималась с ребенком как индивидуально, так и в группе гиперактивных детей по специально разработанной программе. Кроме того, психолог ведет разъяснительную работу с педагогами, совместно с ними разрабатывает стратегию и тактику взаимодействия с каждым гиперактивным ребенком и составляет индивидуальную программу развития такого ребенка.
При переходе в среднее звено была тесная связь с классным руководителем и учителями предметниками. На что конкретно обратить внимание при работе с такими детьми.
И самое главное, работа с гиперактивным ребенком, , будет эффективна только в том случае, если она комплексна и в ней принимают участие не только школа и учителя, но к ней обязательно привлекаются родители, врачи.
7 правил для родителей
1. Хвалить каждый раз, когда заслужил, подчеркивать его успехи.
2. Избегать повторения слов "нет" и "нельзя", говорить сдержанно, спокойно, мягко.
3. Поощрять все виды деятельности, требующие концентрации внимания: раскрашивание, работу с кубиками, чтение.
4. Поддерживать четкий распорядок дня.
5. Ограничивать общение ребенка во время игр одним партнером, избегать шумных, беспокойных приятелей, избегать мест большого скопления людей.
6. Оберегать ребенка от переутомления — оно усиливает гиперактивность.
7. Давать ребенку возможность расходовать избыточную энергию — ежедневно гулять на свежем воздухе, заниматься спортом.
Также обязательно нужно призвать на помощь «природных психотерапевтов» — воду и песок. Игры с ними обладают замечательным целительным эффектом — они расслабляют. И если на берегу реки или моря гиперактивный ребенок всласть ковыряется в песке, строит песочные башни, играет с водой, плавает-ныряет — может наступить значительное улучшение и поведения, и сна, и т.п.
Тридцати-сорока минут ежедневного контакта с водой в ванной тоже будет достаточно. Поэтому даем любимому неугомонному чаду водяные пистолеты, брызгалки из флаконов из под шампуня… учим играть в «морской бой» или «водолазов»… Закончить можно холодным обливанием, про которое я уже писала выше.
Песок можно заменить тазом с голубой глиной. Если таз накрыть тряпкой — глина может легко хранится в течение всей зимы где-нибудь под ванной или другом месте. Возня с глиной снимет агрессию, расслабит, разовьет фантазию. А заниматься ребенок ей может в той же самой легко отмываемой ванной комнате или кухне.
: Когда становится совсем тяжело, я вспоминаю, что к подростковому возрасту, а у некоторых детей и раньше, гиперактивность проходит. По наблюдениям большинства врачей и психологов, общая двигательная активность с возрастом уменьшается, а выявленные невротические изменения постепенно нивелируются. В мозгу у ребенка появляются связи, которых не было или они были нарушены. Важно, чтобы ребенок подошел к этому возрасту без груза отрицательных эмоций и комплексов неполноценности.
Так что, если у вас гиперактивный ребенок, помогите ему, все в ваших руках.
Как помочь гиперактивному ребенку в школе?
Первая и самая главная помощь — посоветовать родителям отвести его к врачу-неврологу.
По возможности сдерживайте все свои бурные эмоции, которые касаются его поведения. Поддерживайте его эмоционально, если он начал вести себя лучше, даже если сдвиги в поведении незначительны.
Следите за собой. Никогда не повышайте на него голоса, старайтесь избегать оценок и выражений, которые могли бы создать напряженную обстановку между вами и малышом.
Попытайтесь создать обстановку, в которой гиперактивного ребенка ничего бы не отвлекало. В качестве варианта можно предложить ему задержаться в пустом классе после уроков, чтобы в одиночку выполнить домашнее задание.
Постарайтесь, чтобы между школьником и его родителями установился эмоциональный контакт. Посоветуйте им хорошего психолога.
Не опускайте рук. Любите вашего норовистого ребенка, помогите ему быть успешным, преодолеть школьные трудности. Помните, что “Норовистые дети похожи на розы – им нужен особый уход. И иногда поранишься о шипы, чтобы увидеть их красоту” (Мэри Ш. Курчинка).