КРУГЛЫЙ СТОЛ НА ТЕМУ: «Молодежь в современном обществе»
Цели и задачи урока:
Показать основные психологические особенности юношеского возраста, проследить процесс социализации среди молодежи, охарактеризовать основные черты современной молодежной субкультуры; подвести к пониманию об особенностях социализации молодежи, о возможностях молодежи в реализации социального статуса, выявить проблемы и социальные функции молодежи в современном обществе.
Развивать умения анализировать социальные проблемы, сопоставлять мнения по социальным вопросам, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук.
Формировать у учащихся отношение к проблемам молодежи и ответственности молодого поколения.
Тип урока: урок изучения новой темы.
Форма урока: «круглый стол».
Оборудование:
Л.Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова «Человек и общество» - учебник для 11 класса – М. «Просвещение», 2003, §13;
рабочие листы с вопросами и заданиями для обсуждения (приложение 1);
Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, материалы СМИ;
источник «Молодежь – обновляющая сила общества», И.М.Ильинский (приложение 2);
коллаж «Какая она, современная молодежь..?»;
слайдовая презентация.
мультимедийный компьютер,
проектор,
экран.
Опережающее задание:
Поиск информации по заданной теме.
Социологические исследования среди молодых людей по темам:
«Как относится молодежь к службе в армии?».
«Платное образование в России: «за» и «против».
«Проблемы молодежи».
«Молодежная субкультура».
Сообщения по темам:
Поиск информации: интернет-источники, СМИ, учебники по социологии.
Ход урока:
Организационный момент.
Вводное слово преподавателя. Определение темы, цели и задач урока.
«Они (подростки) сегодня обожают роскошь, у них плохие манеры и нет никакого уважения к авторитетам, они высказывают неуважение к старшим, слоняются без дела и постоянно сплетничают. Они все время спорят с родителями, они постоянно вмешиваются в разговоры и привлекают к себе внимание, они прожорливы и тиранят учителей…» Это слова древнегреческого философа Сократа, который жил в 470-399 гг. до н.э. Как сегодня живется молодежи? Как к ней относятся окружающие? Некоторые представители старшего поколения считают, что значительная часть современной молодежи не живет, а проживает, не работает, а подрабатывает, не трудится, а делает вид. Так ли это? Попробуем разобраться с данной проблемой на сегодняшнем уроке.
План работы «круглого стола»:
Кого считать молодым?
Что означает гражданское совершеннолетие?
Процесс социализации молодежи
Проблемы молодежи.
Молодежная субкультура: быть похожим или отличаться?
Изучение нового материала.
Особенности молодежи как социальной группы.
Вопрос студентам:
-Кого считать молодёжью, чем она отличается от других общественных групп?
Молодёжь – большая социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных характеристик, особенностей социального положения, социально-психологических свойств, которые определяются строем, культурой, закономерностями социализации, воспитания данного общества. Возрастные границы молодежи от 14-16 до 25-30 лет
Вопросы студентам:
Кто входит по возрасту в категорию молодежи?
Как изменился взгляд на молодежь в процессе исторического развития?
Почему молодежь, как особая социальная группа, стала восприниматься обществом только в индустриальную фазу развития?
Какие основные психологические особенности имеет молодежь?
Ответы студентов.
Преподаватель: Таким образом, общность социальной позиции – уже не дети, еще не взрослые; особенности сознания, стиля жизни и поведения создают почву для складывания молодежных сообществ с четко выраженными собственными чертами
Процесс социализации молодежи.
Преподаватель: Как же идет процесс социализации, то есть взросления? С какими проблемами сталкиваются молодые люди на пути взросления? Есть ли пути решения их проблем?
За неделю до сегодняшнего урока учащиеся получили
Опережающее задание:
Провести социологические исследования среди подростков и молодежи по темам:
«Как относится молодежь к службе в армии?».
«Платное образование в России: «за» и «против».
«Проблемы молодежи».
«Молодежная субкультура».
Задания для групп:
охарактеризовать и проанализировать процесс социализации молодежи, определить проблемы молодежи. (Работа групп, презентация социологических исследований, сообщений).
Презентация результатов социологического опроса «Как относится молодежь к службе в армии?».
Презентация результатов социологического опроса «Платное образование в России: «ЗА» и «ПРОТИВ».
Проблема-рассуждение: ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ МОЛОДЫМ?
Презентация результатов социологического опроса «Легко ли быть молодым?»
Преподаватель: Таким образом, молодым быть нелегко. В процессе социализации молодые люди сталкиваются со многими трудностями и проблемами. Успешность преодоления и решения данных проблем во многом зависит от самих молодых, а также от помощи взрослых и государства.
Молодежная субкультура.
Преподаватель: Отдельным общественным группам свойственны особые черты сознания, поведения, стиля жизни. Они создают собственную культурную нишу – субкультуру. Молодежь не стала исключением – она тоже создала свою собственную культуру.
Презентация, сообщения: «Молодежная субкультура» (Студенты выступают с подготовленным материалом, рассказывая о субкультурах молодежи России и Дагестана).
Вопросы студентам:
Что побуждает молодежь к созданию субкультуры?
Молодежь – обновляющая сила общества?
Работа с источником «Молодежь – обновляющая сила»
(И. М. Ильинский – современный российский философ, академик Академии гуманитарных наук).
Опираясь на текст источника, дать ответ на вопрос: «Есть ли достаточные основания утверждать, что молодежь – обновляющая сила общества..?»
Работа в группах: 4 группы, каждая из которых представляет определенную сферу жизни общества. Преподаватель: Ваша задача охарактеризовать молодежь как социальную группу в данной сфере жизни общества, выявить особенности данной социальной группы, а также возникающие проблемы. (Кроме того, табличка каждой группы имеет определенный цвет ( красный, зеленый, синий, желтый), что будет использовано в конце урока при рефлексии.)
Группа 1. Молодежь и социальная сфера ( анализ молодежи как демографической группы, тенденций ее развития, психологические особенности молодежи, проблемы межличностного общения).
На основе данных переписей населения охарактеризуйте положение молодежи как демографической группы, обозначьте тенденции ее развития в обществе.
Выделите особенности положения и развития в обществе данной социальной группы.
Назовите психологические особенности, присущие данной социальной группе. Молодёжь является неоднородной - по месту жительства: сельская – городская; - по виду деятельности: учащаяся (студенты, ПТУ, старшеклассники) – рабочая; - по происхождению (проецирование статуса родителей); - по принадлежности к субкультуре.
Завершение молодёжного возраста связано с:- окончание обучения, - вступление в брак, рождение детей, начало трудовой профессиональной деятельно, - экономическая и социальная самостоятельность, - приобретение политических прав,
- чёткое формирование системы ценностей.
Особенности молодёжного возраста
молодость является определенной фазой, этапом жизненного цикла человека и биологически универсальна.
Особенности социального положения молодежи - Переходность положения. - Высокий уровень мобильности. - Освоение новых социальных ролей (работник, студент, гражданин, семьянин), связанных с изменением статуса. - Активный поиск своего места в жизни. - Благоприятные перспективы в профессиональном и карьерном плане.
Психологические особенности молодежи:
1) особая эмоциональная восприимчивость;
2) стремление идти на риск;
3) высокая степень мобильности;
4) высокая степень адаптации к изменяющимся условиям;
5) стремление к максимальному проявлению своих сил и возможностей;
6) определённое критическое отношение к старшему поколению;
7) определённый нигилизм по отношению к окружающей действительности;
8) ощущение зависимости от третьих лиц;
9) стремление к свободе (с одной стороны) и объединению со сверстниками;
10) стремление к идеалу.
Группа 2. Молодежь и политическая сфера общества. Гражданское совершеннолетие, права и обязанности, приобретаемые молодыми людьми с 18 лет и их реализация. Участие молодежи в политической жизни страны.
1.Дайте характеристику правового статуса молодежи. Какие права и свободы получает молодой человек?
2. Какие гражданские обязанности должен выполнять молодой гражданин РФ?
3. Что означает полная правоспособность?
4. Справедливо ли, на ваш взгляд обвинение молодежи в инфантилизме?
Правовой статус молодежи
Молодые люди от 14 до 18 лет
Граждане от 18 до 30 лет
Гражданская правоспособность
От 6 лет до 14 лица считаются Гражданским Кодексом малолетними, но при этом ГК закрепляет за ними дееспособность малолетних, что дает им правосовершать:
1) мелкие бытовые сделки, то есть сделки, направленные на удовлетворение повседневных потребностей, исполняются обычно при их исполнении и незначительны по сумме
2) сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие регистрации или нотариального удостоверения
3) сделки по распоряжению денежных средств, предоставленных законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или свободного распоряжения
Гражданское совершеннолетие Гражданское совершеннолетие, согласно Конституции РФ наступает в полном объеме:
с достижением возраста 18 лет;
со времени вступления в брак до достижения возраста 18 лет, в случаях, когда это допускается законом;
Инфантилизм (от лат. infantilis — детский), задержка в развитии организма, проявляющаяся в сохранении у взрослого физических и психических черт, присущих детскому возрасту.
Черты инфантилизма:
Стремление к иждивенчеству Требования постоянной заботы о «себе любимом» Пониженная критичность по отношению к самому себе Отсутствие ответственности за свои поступки
Группа 3. Молодежь и экономическая сфера. Проблемы получения образования и трудоустройства. Выбор жизненного пути.
Какое значение в юношеском возрасте имеет проблема образования? Что свидетельствует о сохранении престижа образования в нашем обществе?
Как вы относитесь к появлению честных учебных заведений и коммерческих отделений обучения? Подберите аргументы за и против платного образования в России.
Когда молодежь начинает задумываться о трудовой деятельности? Что лежит в основе выбора будущей профессии?
Что способствует, а что препятствует трудоустройству молодежи?
(Группа представляет результаты исследования проблемы образования и трудоустройства молодежи, данные опроса старшеклассников, анализ данных Центра занятости населения ).
Группа 4. Молодежь и духовная жизнь. Проблемы молодежной субкультуры.
Дайте определение, что такое молодёжная субкультура?
Выделите общие черты под влиянием которых она формируется.
Каковы основные мотивы , побуждающие молодёжь примыкать к тому или иному типу субкультур.
Социально –психологические особенности молодежи как социальной группы проявляются в существовании специфической молодежной субкультуры
Характерные черты:
Поиск своего пути во « взрослом мире»;
Особый характер отношений со сверстниками;
Стремление обособиться от старших;
Желание принадлежать к какой-либо общности сверстников, неформальные группы
Сочетание единообразия и непохожести
Классификация молодёжных субкультур (по социально-правовому признаку):
1) просоциальные, или социально-активные, с позитивной направленностью деятельности (группы экологической защиты, охраны памятников, окружающей среды);
2) социально-пассивные, деятельность которых нейтральна по отношению к социальным процессам (музыкальные и спортивные фанаты);
3) асоциальные – хиппи, панки, преступные группировки, наркоманы и т.п.
по направленности интересов:
1) увлечение современной молодежной музыкой;
2) стремление к правопорядковой деятельности;
3) активно занимающиеся определенными видами спорта;
4) околоспортивные – различные фанаты;
5) философско – мистические;
6) защитники окружающей среды.
Группы представляют свои ответы, обсуждают проблемы, выделяют спорные вопросы
( например, получение коммерческого образования и т.д.)
Задание: Какова же роль молодежи в современном обществе? Какую же оценку современной молодежи можете дать вы? Потерянное поколение или обновляющая сила общества?
(студенты высказывают собственные точки зрения) при наличии времени можно обсудить тексты статей « Мое поколение»)
Подведение итогов:
Преподаватель:: в заключении мне хотелось бы услышать ваше мнение о нашем уроке с использованием приема « шесть шляп критического мышления», мы будем использовать лишь цвета табличек ваших групп:
1 шляпа – красная: эмоциональное восприятие, непосредственная реакции ( что было особенного?)
2 шляпа – черная – критическая, негативная ( какая негативная информация была получена)
3 шляпа – желтая – что положительного, хорошего мы сегодня узнали на уроке;
4 шляпа – синяя – аналитическая, поисковая – какие проблемы были решены?
Ребята высказывают свое мнение об уроке, обсуждают затронутые вопросы.
А в заключении притча для вас:
У мудреца однажды ученик спросил
(Он перед этим бабочку поймал):
- Скажи, мудрейший, знаешь ты ответ?
Жив мотылек в моих руках, иль нет?
Ладони в этот миг легонько сжал…
Плененный мотылек затрепетал.
Блеснули искорки у мудреца в глазах:
- Ты держишь все, сейчас, в своих руках!!!
Преподаватель: предлагаю заполнить коллаж «Какая она, современная молодежь..?»(характеристика современной молодежи).
Итоги урока.
Выберите высказывание, наиболее точно характеризующее современную молодежь.
Молодёжь в современном обществе ничего не решает, от неё мало что зависит.
Именно молодёжь знает, что ей нужно в будущем, и она определяет многое.
Молодёжи многое дано, но ещё больше предстоит сделать.
Преподаватель: Обсуждение вопросов по заданной теме позволяет нам сделать следующие выводы:
Нельзя однозначно судить о современной молодежи.
Молодежь неоднородна, имеет разные цели и ценностные ориентации.
Проблема молодежи была актуальна во все времена.
В жизни современных молодых людей много проблем, которые требуют внимания и разрешения.
Молодежь – это один из скрытых ресурсов, который имеется в любом обществе и от которого зависит его жизнеспособность. Выживание и темпы прогресса каждой страны определяются тем, насколько значителен, развит этот ресурс, насколько он мобилизован, насколько полно используется.
Молодежь – это обновляющая сила общества. В этом и состоит социологическая функция молодежи.
Домашнее задание: написать эссе «Молодость счастлива тем, что у неё есть будущее».( Гоголь Н.В.)
Рефлексия.
Я хотела бы, чтобы вы оценили сегодняшний урок простым способом, как принято у молодежи - с помощью смайлика.
У каждого из вас на столе есть 2 значка: с улыбающимся и грустным лицом. Если урок понравился, то оставьте улыбку. Если что-то не понравилось, оставьте грусть. Спасибо за урок!