Круглый стол «Польза чтения»
Цель: повысить уровень читательской грамотности обучающихся.
Задачи: изучить текст Г.Х. Андерсена «Девочка со спичками»; отработать навыки читательской грамотности;
Ход работы:
Просмотр видео «Зачем читать книги?»;
Чтение святочного рассказа «Девочка со спичками» Г.Х. Андерсена;
Работа с текстом;
Ход работы
Ведущий:
Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы продолжаем с вами «Неделю читательской грамотности».
Скажите, пожалуйста, что значит быть грамотным?
А что такое «читательская грамотность»?
А кто считает себя грамотным?
Сегодня мы с вами постараемся повысить уровень читательской грамотности. И каждый из Вас в конце нашего мероприятия скажет, с чем он уйдёт с нашего Круглого стола.
Один из способов формирования навыков читательской грамотности – это чтение книг. Скажите, какие возможности нашего мозга мы задействуем при чтении? А при просмотре видео в тик-токе? Как чтение влияет на наш мозг? На этот вопрос вы узнаете ответ, посмотрев видео «Зачем читать книги».
Просмотр видео «Зачем читать книги?»
Согласны ли Вы с тем, что увидели на видео?
А давайте мы это проверим!
Сегодня мы с вами прочитаем святочный рассказ Г.Х. Андерсена «Девочка со спичками».
Святочный рассказ - литературный жанр, относящийся к категории календарной литературы и имеющий определенную специфику в сравнении с традиционным жанром рассказа, появился в 20-30 годы 19 века. Само определение рассказа – святочный – указывает на истоки этого жанра. Святки, святые дни, святые вечера длятся двенадцать дней после Рождества Христова до Крещенского сочельника. Святочный рассказ повествует об испытании человека злым духом.
Читать текст мы будем по абзацам. По ходу чтения, вы можете выписывать на листочек слова, значения которых вы не знаете. После чтения текста у нас будет словарная работа (листочки и ручки лежат у каждого ученика).
Ганс Христиан Андерсен «Девочка со спичками»
Морозило, шел снег, на улице становилось все темнее и темнее. Это было как раз в вечер под Новый год. В этот-то холод и тьму по улицам пробиралась бедная девочка с непокрытою головой и босая. Она, правда, вышла из дома в туфлях, но куда они годились! Огромные-преогромные! Последнею их носила мать девочки, и они слетели у малютки с ног, когда она перебегала через улицу, испугавшись двух мчавшихся мимо карет. Одной туфли она так и не нашла, другую же подхватил какой-то мальчишка и убежал с ней, говоря, что из нее выйдет отличная колыбель для его детей, когда они у него будут.
И вот девочка побрела дальше босая; ножонки ее совсем покраснели и посинели от холода. В стареньком передничке у нее лежало несколько пачек серных спичек; одну пачку она держала в руке. За целый день никто не купил у нее ни спички — она не выручила ни гроша. Голодная, иззябшая, шла она все дальше, дальше… Жалко было и взглянуть на бедняжку! Снежные хлопья падали на ее прекрасные, вьющиеся белокурые волосы, но она и не думала об этой красоте. Во всех окнах светились огоньки, по улицам пахло жареными гусями: был канун Нового года — вот об этом она думала.
Наконец она уселась в уголке, за выступом одного дома, съежилась и поджала под себя ножки, чтобы хоть немножко согреться. Но нет, стало еще холоднее, а домой она вернуться не смела, ведь она не продала ни одной спички, не выручила ни гроша — отец прибьет ее! Да и не теплее у них дома! Только что крыша над головой, а ветер так и гуляет по всему жилью, несмотря на то что все щели и дыры тщательно заткнуты соломой и тряпками. Ручонки ее совсем окоченели. Ах! Одна крошечная спичка могла бы согреть ее! Если бы только она смела взять из пачки хоть одну, чиркнуть ею о стену и погреть пальчики! Наконец она вытащила одну. Чирк! Как она зашипела и загорелась! Пламя было такое теплое, ясное, и, когда девочка прикрыла его от ветра горсточкой, ей показалось, что перед нею горит свечка. Странная это была свечка: девочке чудилось, будто она сидит перед большою железною печкой с блестящими медными ножками и дверцами. Как славно пылал в ней огонь, как тепло стало малютке! Она вытянула было и ножки, но… огонь погас. Печка исчезла, в руках девочки остался лишь обгорелый конец спички.
Вот она чиркнула другою; спичка загорелась, пламя ее упало прямо на стену, и стена стала вдруг прозрачною, как кисейная. Девочка увидела всю комнату, накрытый белоснежною скатертью и уставленный дорогим фарфором стол, а на нем жареного гуся, начиненного черносливом и яблоками. Что за запах шел от него! Лучше же всего было то, что гусь вдруг спрыгнул со стола и, как был с вилкою и ножом в спине, так и побежал вперевалку прямо к девочке. Тут спичка погасла, и перед девочкой опять стояла одна толстая холодная стена.
Она зажгла еще спичку и очутилась под великолепнейшею елкой, куда больше и наряднее, чем та, которую девочка видела в сочельник, заглянув в окошко дома одного богатого купца. Елка горела тысячами огоньков, а из зелени ветвей выглядывали на девочку пестрые картинки, какие она видывала раньше в окнах магазинов. Малютка протянула к елке обе ручонки, но спичка потухла, огоньки стали подниматься все выше и выше и превратились в ясные звездочки; одна из них вдруг покатилась по небу, оставляя за собою длинный огненный след.
— Вот кто-то умирает! — сказала малютка.
Покойная бабушка, единственное любившее ее существо в мире, говорила ей: «Падает звездочка — чья-нибудь душа идет к Богу».
Девочка чиркнула об стену новою спичкой; яркий свет озарил пространство, и перед малюткой стояла вся окруженная сиянием, такая ясная, блестящая и в то же время такая кроткая и ласковая, ее бабушка.
— Бабушка! — вскричала малютка. — Возьми меня с собой! Я знаю, что ты уйдешь, как только погаснет спичка, уйдешь, как теплая печка, чудесный жареный гусь и большая, славная елка!
И она поспешно чиркнула всем остатком спичек, которые были у нее в руках, — так ей хотелось удержать бабушку. И спички вспыхнули таким ярким пламенем, что стало светлее, чем днем. Никогда еще бабушка не была такою красивою, такою величественною! Она взяла девочку на руки, и они полетели вместе в сиянии и в блеске высоко-высоко, туда, где нет ни холода, ни голода, ни страха: к Богу!
В холодный утренний час в углу за домом по-прежнему сидела девочка с розовыми щечками и улыбкой на устах, но мертвая. Она замерзла в последний вечер старого года; новогоднее солнце осветило маленький труп. Девочка сидела со спичками; одна пачка почти совсем обгорела.
— Она хотела погреться, бедняжка! — говорили люди. Но никто и не знал, что она видела, в каком блеске вознеслась вместе с бабушкой к новогодним радостям на небо!
Словарная работа:
Передник – фартук;
Серные спички – спичечная головка на 60% состоит из бертолетовой соли, остальное – сера или сульфиды металлов;
Канун – день, предшествующий празднику;
Кисейная – от кисеЯ – прозрачная тонкая ткань;
Сочельник – канун праздника Рождества Христова;
Развитие фантазии
Каждый из вас в голове представил девочку по-своему.
Ребята, перед вами лежат карандаши и чистые листы. Даю Вам 10 минут, чтоб вы изобразили образ девочки, который создали в своей голове.
Объясняют, почему именно так изобразили.
Реминисценция
Ребят, а вам данное произведение ни какое не напомнило? Может быть, какие-то отдельные моменты вы уже встречали в каких-то произведениях?
РЕМИНИСЦЕ́НЦИЯ (от позднелат. reminiscentia — воспоминание) — неявная отсылка к другому тексту, наводящая на воспоминание о нём и рассчитанная на ассоциации читателей; воспроизведение автором в художественном тексте отдельных элементов своего или чужого произведения при помощи явных или скрытых цитат, заимствования образов.
- «Мальчик у Христа на ёлке» Ф.М. Достоевский;
- «Чудесный доктор» А.И. Куприн;
- «В дурном обществе» - В.Г. Куприн;
4. Перенос событий произведения «на себя»
Теперь на минутку представьте, что вы является непосредственным участником описанных событий. Вы – прохожий, который идёт по улице и видит девочку, продающую спички. Ваша реакция?
5. Проблемы произведения
Теперь на своих листочках выпишите все проблемы, которые, по вашему мнению, Андерсен поднимает в этом тексте.
Анализ проблем
Ведущий:
Ребята, наше мероприятие подошло к концу. Узнали ли вы что-то на новое?
С чем вы уйдете сегодня домой?
Где вы сможете использовать полученные знания?
Всем большое спасибо за участие!