РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Министерство образования Калининградской области
ЦЕНТР ДИАГНОСТИКИ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Круглый стол по детскому телефону доверия
«Работа на ДТД с трудной жизненной ситуацией»
педагог-психолог ОЦДиК:
Луговская Юлия Викторовна
Почему для ребенка важным является именно «телефон психологической помощи»
- Доступен всегда и для любого ребенка;
- Можно говорить о своих проблемах без опаски;
- Не обязательно ставить в известность взрослых при возникновении проблем;
- При дискомфорте общения, всегда можно положить трубку.
Специфика обращений детей и подростков на дтд
- семейная проблематика – 12%
- отношения со сверстниками – 11%
- проблемы взаимоотношений полов, учебные проблемы – по 8%
- травматическая ситуация, проблемы здоровья, проблемы сексуальной сферы, проблемы принятия себя – по 5%
- суицид, аддиктивное поведение, беременность/аборт, юридический запрос – по 1%
- другое – 37%
Главной стратегией работы консультанта ТД является консультирование абонента по поводу принятия конструктивного решения в проблемной ситуации.
Задача консультанта состоит в том, чтобы помочь абоненту осознать альтернативные возможности его поведения, помочь человеку стать более гибким и творческим.
Кризисное состояние
Психическое (психологическое) состояние человека, внезапно пережившего субъективно значимую и тяжело переносимую психическую травму или находящегося под угрозой возникновения психотравмирующей ситуации.
(Амбрумова А. Г., Полеев А. М., 1986)
КРИЗИСНОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
ТРИ СТАДИИ РАБОТЫ С КРИЗИСОМ
- СБОР ИНФОРМАЦИИ О ПРОБЛЕМЕ
- ФОРМУЛИРОВАНИЕ И ПЕРЕФОРМУЛИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
- АЛЬТЕРНАТИВЫ И ВОЗМОЖНЫЕ РЕШЕНИЯ
ПРИЕМЫ КРИЗИСНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ПРИ РАБОТЕ С КРИЗИСНЫМ СОСТОЯНИЕМ:
АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ, ОТРАЖЕНИЕ, ПОДСТРОЙКА, ВЕДЕНИЕ, ПЕРЕСТРУКТУРИРОВАНИЕ ЧУВСТВ И СОДЕРЖАНИЯ, ОПОРА НА РЕСУРСЫ ЛИЧНОСТИ.
БАЗИРУЕТСЯ НА ПРИНЦИПАХ: - КРАТКОСРОЧНОСТИ; - РЕАЛИСТИЧНОСТИ; - ЛИЧНОСТНОЙ ВОВЛЕЧЕННОСТИ S И К; - КРИЗИСНОЙ ПОМОЩИ; - СИМПТОМО-ЦЕНТРИРОВАННОГО КОНТРОЛЯ.
Признаки кризиса, определяемые при общении с абонентом:
- эмоциональная сфера : депрессивное настроение, тревога, страх, потерянность, злость;
- когнитивная сфера : неспособность сконцентрироваться на общении, забывчивость, хаотичность мыслительной деятельности;
- сфера межличностных отношений : трудности в общении с окружающими, неспособность адекватно рассказать о происходящем, раздражительность, выраженная эмоциональная лабильность или реактивность и др.
Кризисные обращения
Суицидальные обращения – 21,8%
- мысли о суициде - 19%,
- суицидальные намерения - 1,6%,
- текущий суицид - 0,6%,
- принятое решение совершить суицид - 0,3%,
- состояния после суицидальной попытки – 0,3%,
Кризисные обращения
Травматические ситуации -70,7%
- физическая травма – 19,2%
- психическая травма/насилие - 10 %
- физическое насилие в семье – 10,4%
- смерть близких – 8,5%
- неудовлетворение значимых потребностей ребенка/подростка – 6,5%
- психическое насилие в семье – 5,8%
- сексуальное насилие/изнасилование – 5,5%
- инцестные отношения– 4,5%
- травма, полученная в результате террористического акта или нахождения в зоне военных действий – 0,3%
Кризисные обращения
Уход ребенка из дома – 7,2%
Делинквентное поведение - 0,16%,
Проблемы здоровья (подростковая беременность, аборт, тяжелая инвалидность, заболевания (в т.ч. близких), аддикции – 13%
(от общего количества запросов)
Особенности влияния кризисной ситуации на детей и подростков
- Дошкольный и младший школьный возраст – страхи, чувства вины, нарушения учебной деятельности, приписывание ситуации необъяснимых «магических» причин, появление ритуалов, регрессия
- Подростковый возраст – зависимость от мнения референтной группы, агрессивное поведение, психосоматические расстройства, соматические жалобы (не подтверждаемые медиками) и др.
Этапы кризисного телефонного консультирования
1. Начало разговора . Работа с эмоциями.
2. Установление контакта . Происходит параллельно с первым этапом.
- активное\эмпатическое слушание
- беспристрастное оценивание
- техника «распахнутая дверь»
3. Этап сбора информации
- перефразирование
- проясняющий вопрос
- структурирование ситуации
Этапы кризисного телефонного консультирования
4. Этап проработки проблемы. Мобилизация адаптивных вариантов копинг-поведения и личностной защиты.
- анализ предпринятых попыток решения проблемы
- фокусировка на ситуации и ее включение в контекст жизненного пути человека
- преодоление остроты и исключительности ситуации
- обратная связь консультанта
- исследование ситуации «со стороны»
- привлечение ресурсов
- планирование
- терапевтическая пауза
- терапия успехами и достижениями
- представление информации
5. Этап завершения разговора.
- резюмирование
- обратная связь абонента
Спасибо за внимание!