СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Круглый стол по детскому телефону доверия «Работа на ДТД с трудной жизненной ситуацией»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Круглый стол будет посвящен вопросам работы детского телефона доверия (ДТД) в контексте поддержки детей и подростков, находящихся в трудных (кризисных) жизненных ситуациях. 

Просмотр содержимого документа
«Круглый стол по детскому телефону доверия «Работа на ДТД с трудной жизненной ситуацией»»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Министерство образования Калининградской области ЦЕНТР ДИАГНОСТИКИ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ Круглый стол по детскому телефону доверия «Работа на ДТД с трудной жизненной ситуацией»  педагог-психолог ОЦДиК: Луговская Юлия Викторовна

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Министерство образования Калининградской области

ЦЕНТР ДИАГНОСТИКИ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Круглый стол по детскому телефону доверия

«Работа на ДТД с трудной жизненной ситуацией»

педагог-психолог ОЦДиК:

Луговская Юлия Викторовна

Почему для ребенка важным является именно «телефон психологической помощи» Доступен всегда и для любого ребенка; Можно говорить о своих проблемах без опаски; Не обязательно ставить в известность взрослых при возникновении проблем; При дискомфорте общения, всегда можно положить трубку.

Почему для ребенка важным является именно «телефон психологической помощи»

  • Доступен всегда и для любого ребенка;
  • Можно говорить о своих проблемах без опаски;
  • Не обязательно ставить в известность взрослых при возникновении проблем;
  • При дискомфорте общения, всегда можно положить трубку.
Специфика обращений детей и подростков на дтд семейная проблематика – 12% отношения со сверстниками – 11% проблемы взаимоотношений полов, учебные проблемы – по 8% травматическая ситуация, проблемы здоровья, проблемы сексуальной сферы, проблемы принятия себя – по 5% суицид, аддиктивное поведение, беременность/аборт, юридический запрос – по 1% другое – 37%

Специфика обращений детей и подростков на дтд

  • семейная проблематика – 12%
  • отношения со сверстниками – 11%
  • проблемы взаимоотношений полов, учебные проблемы – по 8%
  • травматическая ситуация, проблемы здоровья, проблемы сексуальной сферы, проблемы принятия себя – по 5%
  • суицид, аддиктивное поведение, беременность/аборт, юридический запрос – по 1%
  • другое – 37%
Главной стратегией работы консультанта ТД является консультирование абонента по поводу принятия конструктивного решения в проблемной ситуации.   Задача консультанта состоит в том, чтобы помочь абоненту осознать альтернативные возможности его поведения, помочь человеку стать более гибким и творческим.

Главной стратегией работы консультанта ТД является консультирование абонента по поводу принятия конструктивного решения в проблемной ситуации.

Задача консультанта состоит в том, чтобы помочь абоненту осознать альтернативные возможности его поведения, помочь человеку стать более гибким и творческим.

Кризисное состояние Психическое (психологическое) состояние человека, внезапно пережившего субъективно значимую и тяжело переносимую психическую травму или находящегося под угрозой возникновения психотравмирующей ситуации. (Амбрумова А. Г., Полеев А. М., 1986)

Кризисное состояние

Психическое (психологическое) состояние человека, внезапно пережившего субъективно значимую и тяжело переносимую психическую травму или находящегося под угрозой возникновения психотравмирующей ситуации.

(Амбрумова А. Г., Полеев А. М., 1986)

КРИЗИСНОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ТРИ СТАДИИ РАБОТЫ С КРИЗИСОМ СБОР ИНФОРМАЦИИ О ПРОБЛЕМЕ ФОРМУЛИРОВАНИЕ И ПЕРЕФОРМУЛИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ АЛЬТЕРНАТИВЫ И ВОЗМОЖНЫЕ РЕШЕНИЯ ПРИЕМЫ КРИЗИСНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ПРИ РАБОТЕ С КРИЗИСНЫМ СОСТОЯНИЕМ: АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ, ОТРАЖЕНИЕ, ПОДСТРОЙКА, ВЕДЕНИЕ, ПЕРЕСТРУКТУРИРОВАНИЕ ЧУВСТВ И СОДЕРЖАНИЯ, ОПОРА НА РЕСУРСЫ ЛИЧНОСТИ. БАЗИРУЕТСЯ НА ПРИНЦИПАХ:  - КРАТКОСРОЧНОСТИ;  - РЕАЛИСТИЧНОСТИ;  - ЛИЧНОСТНОЙ ВОВЛЕЧЕННОСТИ S И К;  - КРИЗИСНОЙ ПОМОЩИ;  - СИМПТОМО-ЦЕНТРИРОВАННОГО КОНТРОЛЯ.

КРИЗИСНОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

ТРИ СТАДИИ РАБОТЫ С КРИЗИСОМ

  • СБОР ИНФОРМАЦИИ О ПРОБЛЕМЕ
  • ФОРМУЛИРОВАНИЕ И ПЕРЕФОРМУЛИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
  • АЛЬТЕРНАТИВЫ И ВОЗМОЖНЫЕ РЕШЕНИЯ

ПРИЕМЫ КРИЗИСНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ПРИ РАБОТЕ С КРИЗИСНЫМ СОСТОЯНИЕМ:

АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ, ОТРАЖЕНИЕ, ПОДСТРОЙКА, ВЕДЕНИЕ, ПЕРЕСТРУКТУРИРОВАНИЕ ЧУВСТВ И СОДЕРЖАНИЯ, ОПОРА НА РЕСУРСЫ ЛИЧНОСТИ.

БАЗИРУЕТСЯ НА ПРИНЦИПАХ: - КРАТКОСРОЧНОСТИ; - РЕАЛИСТИЧНОСТИ; - ЛИЧНОСТНОЙ ВОВЛЕЧЕННОСТИ S И К; - КРИЗИСНОЙ ПОМОЩИ; - СИМПТОМО-ЦЕНТРИРОВАННОГО КОНТРОЛЯ.

Признаки кризиса, определяемые при общении с абонентом:   эмоциональная сфера : депрессивное настроение, тревога, страх, потерянность, злость; когнитивная сфера : неспособность сконцентрироваться на общении, забывчивость, хаотичность мыслительной деятельности; сфера межличностных отношений : трудности в общении с окружающими, неспособность адекватно рассказать о происходящем, раздражительность, выраженная эмоциональная лабильность или реактивность и др.

Признаки кризиса, определяемые при общении с абонентом:

  • эмоциональная сфера : депрессивное настроение, тревога, страх, потерянность, злость;
  • когнитивная сфера : неспособность сконцентрироваться на общении, забывчивость, хаотичность мыслительной деятельности;
  • сфера межличностных отношений : трудности в общении с окружающими, неспособность адекватно рассказать о происходящем, раздражительность, выраженная эмоциональная лабильность или реактивность и др.
Кризисные обращения Суицидальные обращения – 21,8%  мысли о суициде - 19%, суицидальные намерения - 1,6%, текущий суицид - 0,6%, принятое решение совершить суицид - 0,3%, состояния после суицидальной попытки – 0,3%,

Кризисные обращения

Суицидальные обращения – 21,8%

  • мысли о суициде - 19%,
  • суицидальные намерения - 1,6%,
  • текущий суицид - 0,6%,
  • принятое решение совершить суицид - 0,3%,
  • состояния после суицидальной попытки – 0,3%,
Кризисные обращения Травматические ситуации -70,7% физическая травма – 19,2% психическая травма/насилие - 10 % физическое насилие в семье – 10,4% смерть близких – 8,5% неудовлетворение значимых потребностей ребенка/подростка – 6,5% психическое насилие в семье – 5,8% сексуальное насилие/изнасилование – 5,5% инцестные отношения– 4,5% травма, полученная в результате террористического акта или нахождения в зоне военных действий – 0,3%

Кризисные обращения

Травматические ситуации -70,7%

  • физическая травма – 19,2%
  • психическая травма/насилие - 10 %
  • физическое насилие в семье – 10,4%
  • смерть близких – 8,5%
  • неудовлетворение значимых потребностей ребенка/подростка – 6,5%
  • психическое насилие в семье – 5,8%
  • сексуальное насилие/изнасилование – 5,5%
  • инцестные отношения– 4,5%
  • травма, полученная в результате террористического акта или нахождения в зоне военных действий – 0,3%
Кризисные обращения Уход ребенка из дома – 7,2% Делинквентное поведение - 0,16%,  Проблемы здоровья  (подростковая беременность, аборт, тяжелая инвалидность, заболевания (в т.ч. близких), аддикции – 13% (от общего количества запросов)

Кризисные обращения

Уход ребенка из дома – 7,2%

Делинквентное поведение - 0,16%,

Проблемы здоровья (подростковая беременность, аборт, тяжелая инвалидность, заболевания (в т.ч. близких), аддикции – 13%

(от общего количества запросов)

Особенности влияния кризисной ситуации на детей и подростков Дошкольный и младший школьный возраст – страхи, чувства вины, нарушения учебной деятельности, приписывание ситуации необъяснимых «магических» причин, появление ритуалов, регрессия Подростковый возраст – зависимость от мнения референтной группы, агрессивное поведение, психосоматические расстройства, соматические жалобы (не подтверждаемые медиками) и др.

Особенности влияния кризисной ситуации на детей и подростков

  • Дошкольный и младший школьный возраст – страхи, чувства вины, нарушения учебной деятельности, приписывание ситуации необъяснимых «магических» причин, появление ритуалов, регрессия
  • Подростковый возраст – зависимость от мнения референтной группы, агрессивное поведение, психосоматические расстройства, соматические жалобы (не подтверждаемые медиками) и др.
Этапы кризисного телефонного консультирования 1. Начало разговора . Работа с эмоциями. 2. Установление контакта . Происходит параллельно с первым этапом. - активное\эмпатическое слушание - беспристрастное оценивание - техника «распахнутая дверь» 3. Этап сбора информации - перефразирование - проясняющий вопрос - структурирование ситуации

Этапы кризисного телефонного консультирования

1. Начало разговора . Работа с эмоциями.

2. Установление контакта . Происходит параллельно с первым этапом.

- активное\эмпатическое слушание

- беспристрастное оценивание

- техника «распахнутая дверь»

3. Этап сбора информации

- перефразирование

- проясняющий вопрос

- структурирование ситуации

Этапы кризисного телефонного консультирования 4. Этап проработки проблемы. Мобилизация адаптивных вариантов копинг-поведения и личностной защиты. - анализ предпринятых попыток решения проблемы - фокусировка на ситуации и ее включение в контекст жизненного пути человека - преодоление остроты и исключительности ситуации - обратная связь консультанта - исследование ситуации «со стороны» - привлечение ресурсов - планирование - терапевтическая пауза - терапия успехами и достижениями - представление информации 5. Этап завершения разговора. - резюмирование - обратная связь абонента

Этапы кризисного телефонного консультирования

4. Этап проработки проблемы. Мобилизация адаптивных вариантов копинг-поведения и личностной защиты.

- анализ предпринятых попыток решения проблемы

- фокусировка на ситуации и ее включение в контекст жизненного пути человека

- преодоление остроты и исключительности ситуации

- обратная связь консультанта

- исследование ситуации «со стороны»

- привлечение ресурсов

- планирование

- терапевтическая пауза

- терапия успехами и достижениями

- представление информации

5. Этап завершения разговора.

- резюмирование

- обратная связь абонента

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!