СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Круглый стол "Проблемы реставрации"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена методическая разработка проведения Круглого стола по проблемам реставрации города Донецка, в которой принимали участие архитекторы города, преподаватель ДонНАСА, преподаватели колледжа ГПОУ ДКСА и студенты колледжа.

Просмотр содержимого документа
«Круглый стол "Проблемы реставрации"»

Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Донецкий колледж строительства и архитектуры»








МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КРУГЛЫЙ СТОЛ
Открытое занятие по дисциплине

ОП 04 «История архитектуры»

Тема: «Проблемы реставрации в городе Донецке»

Специальность 07.02.01 «Архитектура»








Донецк, 2020

Методическая разработка круглого стола на тему: «Проблемы реставрации в городе Донецке» по ОП 04 «Истории архитектуры специальности 07.02.01 Архитектура. – Донецк: ГПОУ ДКСА, 2020. – 21с.


Автор: Куприянова Ольга Павловна, специалист высшей категории преподаватель архитектурных дисциплин, председатель цикловой (методической) комиссии ГПОУ «Донецкий колледж строительства и архитектуры»


Аннотация: в методической разработке изложена методика проведения круглого стола по ОП 04 «Истории архитектуры» с использованием активных форм обучения и введения элементов исследовательской работы.

Методическая разработка содержит методические рекомендации по проведению занятия, содержание и ход проведения круглого стола. Имеются приложения в виде наглядного материала: фотографий, планов на различных этапах формирования города, презентации.

Настоящая разработка может быть использована преподавателями государственных профессиональных образовательных учреждений при изучении специальных дисциплин не только специальности 07.02.01, но и специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»



Рецензенты:

Гайворонский Е.А., доктор архитектуры,

Дурова Т.В., специалист высшей категории, методист ГПОУ «ДКСА»


Рассмотрено и утверждено на заседании цикловой методической комиссии архитектурных дисциплин.


Протокол №______от «_____»_____________2020


Председатель комиссии__________________Куприянова О.П.








КРУГЛЫЙ СТОЛ


Дисциплина: «История архитектуры»

Преподаватель: Куприянова Ольга Павловна, Журкан Людмила Ивановна

Дата проведения: 20.02.2020

ГруппаАР-41, АР-31,курс IV, III

Место проведения: аудитория 407

Тема: «Проблемы реставрации в городе Донецке».
Цель:

  • изучение истории архитектуры города Донецка;

  • проведение анализа архитектурного наследия города;

  • оценка современного состояния памятников архитектуры и архитектурно – исторических комплексов города Донецка и области.

  • знакомство с методикой проведения реставрационных работ в городе.

Участники: студенты двух групп, преподаватели архитектурных дисциплин, ведущие архитекторы.

В результате проведения круглого стола студент должен:

уметь:

- проводить анализ архитектурного наследия города;

- оценивать современное состояние памятников архитектуры и архитектурно-исторических комплексов нашего города и области;

- проводить;

знать:

- принципы отношения к историческому архитектурному наследию;

- этапы развития архитектуры, материалов и конструкций;

- основные памятники архитектуры и искусства города Донецка и области;

- основы творчества ведущих архитекторов города Донецка, их основные архитектурные объекты;

- этапы развития архитектурных форм с учётом достижений строительной техники,

- методику проведения реставрационных работ в городе.

Формируемые общие компетенции:

ОК.1 понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК.2 организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК.3 принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК.4 осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК.5 использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК.6 работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК.7 брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

ОК.8 самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознано планировать повышение квалификации

ОК.9 ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Формируемые профессиональные компетенции:

ПК.1 разрабатывать проектную документацию объектов различного назначения

ПК.2 участвовать в согласовании принятых решений с проектными разработками смежных частей проекта

ПК.3 осуществлять изображение архитектурного замысла, выполняя архитектурные чертежи и макеты.

Формы и методы проведения круглого стола:

-беседа,

-иллюстративно-объясняющий,

-метод-проектов,

-исследовательский,

-самостоятельная работа,

-фронтальная работа.

Междисциплинарные связи:

Обеспечивающие: История архитектуры, информатика, культурология, МДК01.02 «Основы архитектурной композиции и формообразования», МДК 01.04 «Основы градостроительства».

Обеспечиваемые: МДК 01.03 «Начальное архитектурное проектирование», МДК 01.05 «Конструкции зданий и сооружений, реконструкция и реставрация»

Внутридисциплинарные связи:

Тема 1.6 «Основные виды и методы капитального ремонта зданий и сооружений»

Тема 6.1 «Архитектурно - планировочные решения реконструкции жилых зданий старой постройки»

Тема 7.1 «Архитектурно - планировочные решения и методы реконструкции зданий постройки 1950-1960-х годов».

Методическое обеспечение и оборудование:Методическая разработка проведения круглого стола, презентации, рефераты, доклады, словарь архитектурных терминов, фотографии планов на различных этапах формирования города.

ТСО: мультимедийная система, персональный компьютер.

\



Список литературы

Основная:

1. Реконструкция и техническая реставрация зданий и сооружений: учеб.пособие для студ. учреждений сред. проф. Образования/ А.Ф. Юдина. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 320 с.

2. Н.В.Бирюкова История архитектуры: Учеб.пособие. – М.: ИНФРА – М, 2009. – 367 с. – (Среднее профессиональное образование).

«История архитектуры», учебное пособие. М. ИНФРА – М 2006г.

3. В.А. Бутягин. Планировка и благоустройство городов. Учебник для вузов.М., Строиздат, 1974, 381 с.

Дополнительная:

Архитектурное проектирование: учебник для студ. сред.проф. образования / М.И. Тосунова, М.М. Гаврилова – 4-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 336 с.

Интернет – ресурсы

  1. Учебный материал для семинарских занятий в электронном и печатном вариантах.

  2. Информационно-справочные и поисковые системы и интернет-ресурсы.


Содержание и ход проведения круглого стола.

  1. Организационный момент.

Приветствие студентов, преподавателей архитектурных дисциплин;

Проверка готовности студентов к проведению круглого стола, аудитории.

  1. Подготовительный этап:

    1. Знакомство с архитектурными и историческими памятниками города Донецка (презентация) и подготовка докладов по памятникам истории и архитектуры.

    2. Подготовка наглядного материала: фотографии, планов на различных этапах формирования города.

  2. Этапы проведения круглого стола:

    1. «Без прошлого нет настоящего». Вступительное слово ведущего.

    2. «Проблемы сохранения исторического наследия Донецкой Народной Республики». Выступление преподавателя по специализации «Реставрация».

    3. «Технические вопросы сохранения и реставрации памятников архитектуры». Выступление преподавателей кафедры «Архитектурного проектирования и дизайна архитектурной среды» ГУ ВПО «ДонНАСА».

    4. «Проблемы реставрации городской застройки». Выступление студентов.

    5. «Улицы города». Доклады студентов.

    6. «Формирование системы площадей и городской застройки». Доклады студентов.

    7. «Обмерная практика как метод проведения предпроектных исследований при реставрации зданий». Выступление студента 3 курса.

    8. Обсуждение докладов и выступлений с участием специалистов – реставраторов.

    9. «Проблемы реставрации на современном этапе». Выступление ведущего архитектора: Стежкиной Н.С., занимающейся вопросами реставрации.

    10. «Памятники архитектуры в условиях современной жизни». Выступление главного архитектора проектного института.

    11. «Реставрация архитектурных ансамблей». Выступление ведущего архитектора.

    12. Обсуждение выступлений.

    13. Выводы. Выработка общей концепции проведения реставрационных работ в городе.

    14. Заключительное слово ведущего (преподавателя).


Вступительное слово ведущего преподавателя Куприяновой Ольги Павловны - «Без прошлого нет настоящего»

Город Донецк начал свое существование в качестве города ещё со времен Юзовки, но своё нынешнее название получил только в 1961году. В годы советской власти (1961 – 1991гг) в Донецке велось массовое жилищное строительство. В 60-х годах строились панельные 5-ти этажки, прозванные в народе «хрущевки». Целью строительства было обеспечить рабочих жильем. Дома строились как жилищные поселки возле шахт или других крупных промышленных предприятий. Большинство «хрущевок» сохранились до сих пор. Позже началось строительство панельных девятиэтажных и шестнадцатиэтажных домов. Были застроены жилые микрорайоны Текстильщик вКировском районе, микрорайон Восточный в Буденновском и Пролетарском районах, микрорайон Широкий.

Были открыты Государственные ВУЗы: ДонНУ, ДонНУЭТ, ДонНТУ, ДонМУ, техникумы и профессионально-технические училища.

Активно развивалась и культурная сфера, были построены дворец молодежи «Юность», дворец спорта «Дружба», установлено множество памятников в честь героев Великой Отечественной войны. Современный донецкий цирк «Космос» построен трестом «Донецкгорстрой» по проекту архитекторов из московского института «Гипротеатр» и молодых инженеров из института «Добассгражданпроект». Они отказались от традиционных форм цирка с куполом, создали уникальное сооружение самых современных линий на 1850 мест. Здание является усеченным цилиндром диаметром 60 метров и высотой 30 метров. Цирк был открыт 26 августа 1969 года, в канун юбилейных торжеств, посвященных 100-летию г. Донецка. Интересен тот факт, что на проекте нет фонтана, который расположен напротив центрального входа в здание.

Гостиница «Великобритания» - одно из самых старых зданий в Донецке. Здание гостиницы было построено в 1883 году. Сначала оно было двухэтажным, но в 1891 году надстроили третий этаж, после чего гостиница стала одним из самых высоких зданий в городе. В настоящее время в здании находится 2-х звёздочная гостиница с тем же названием – «Великобритания».

Дом Кроля (ул. Постышева, 55) –памятник истории и архитектуры. Построен в Донецке в 1903 году для купца Давида Лазаревича Кроля. Особняк выполнен в стиле модерн, в здании 2 этажа. Давид Кроль торговал облицовочной плиткой, которую производило предприятие в Бобруйске. Этой плиткой инкрустирован фасад дома. Во времена СССР это был жилой дом, который сгорел в годы перестройки и несколько лет стоял в руинах. В дальнейшем особняк был реконструирован. Восстановление дома за свой счёт выполнила предприниматель Лариса Захарова. В 1980-е годы планировалось включить дом и другие старые дома этого района, в мемориальную часть «Старая Юзовка», но из-за недостатка средств этот проект не был осуществлен. Сегодня Донецк крупный культурный, административный центр Донецкой Народной Республики и один из самых мощных промышленных городов республики.

Тяжелая промышленность продолжала развиваться интенсивным путём (совершенствовались технологии угледобычи и выплавки металла), открылся завод холодильного оборудования, шахты имени Горького и Калинина, открылись новые предприятия легкой промышленности, в том числе хлопчатобумажный комбинат, фабрика игрушек. В 70-х годах Донецк был признан самым чистым и зеленым промышленным городом в мире, а в 1979 году население города превысило миллион человек. Было принято решение о строительстве в Донецке метро, строительство было начато, но метро в Донецке не запущено до сих пор.

В 1967 году в Донецке был образован Киевский район – один из самых развитых промышленных районов города на сегодняшний день, в 1973 году начал своё существование Ворошиловский район, который был выделен из состава Калининского района, а в 1980 году из состава Пролетарского района был выделен Будёновский район города Донецка. В 1991 году произошел развал Советского Союза, Донецк и Донецкая область вошли в состав Украины. Девяностые годы ознаменовались развалом промышленности, мощным экономическим кризисом, разгулом бандитизма и переделом собственности. Промышленные предприятия не работали, экономический кризис привел к краху и в культурной сфере, многие заведения культуры были закраты на неопределённый срок. Некоторые из них смогли со временем восстановиться, другие же прекратили своё существование. Уже к концу 90-х годов экономическая ситуация как в Украине, так и в Донецке стабилизировалась, начал отмечаться экономический рост, развитие промышленности шло не быстрыми темпами, но всё же. Значительный толчок к развитию не только промышленности и экономики, но и инфраструктуры города и его культуры дало событие, которое произошло в апреле 2007 года, когда исполнительным комитетом УЕФА Украине и Польше предоставили право на проведение Евро – 2012. В Донецке началось активное строительство дорог, парковок, гостиниц, проводятся работы по реставрации и реконструкции жилого фонда, общественных зданий, реконструируется аэропорт и железнодорожный вокзал. Был возведен сверхсовременный стадион – Донбасс Арена.


«Проблемы сохранения исторического наследия Донецкой Народной Республики». Выступление преподавателя по специализации «Реставрация» - Журкан Л.И.

Последнее столетие встает вопрос о сохранении памятников культурного наследия. Урбанизация исторических центров городов, проявлялась в благоустройстве жилых территорий и в изменении привычного для нас ландшафта, что повлияло на восприятие памятников архитектуры. Монументы прошлого, а именно творения архитектуры, призваны противостоять тенденциям дегуманизации, образующимся иногда как второстепенный результат ускоренного индустриального становления. Это всё указывает на значимость сохранения памятников архитектуры и реставрации.

В любом городе присутствует, по меньшей мере 1 объект, который реставрируется, реконструируется и ориентируется на только минимальные, необходимые отличия от первоначального вида.

Реставрация зданий и архитектурных памятников имеет огромное значение в сохранении исторического наследия. Эти строительные работы ведутся с целью сбережения и модернизации технического состояния, архитектурных, функциональных и исторических отличительных особенностей строения. Реставрация нужна в тех случаях, когда сооружения, за значительные сроки службы, постарели, начали разрушаться, а вследствие этого, потеряли собственные неповторимые характеристики. Проблема сохранения архитектурного наследия в текущее время очень актуальна и имеет необходимость в решении.

За многолетний период своего существования исторические объекты неоднократно подвергаются переделкам и перестройкам. Хотя на такие строительные работы потребуются значительные материальные средства, которых часто не хватает. Восстанавливать и реставрировать архитектурные памятники гораздо дороже, чем сносить. Эта политика может привести к тому, что через некоторое количество времени, на улицах не останется ни одного памятника истории и культуры (скульптуры, мемориалы памятные знаки, мемориальные доски).


«Технические вопросы сохранения и реставрации памятников архитектуры». Выступление преподавателя кафедры «Архитектурного проектирования и дизайна архитектурной среды» ГУ ВПО ДонНАСА – Гайворонская Н.П. старший преподаватель


«Проблемы реставрации городской застройки». Выступление студентки: Урвановой Анны, группа АР-41


Обоснование темы. На сегодняшний день состояние исторической и типовой застройки охарактеризовано как не совсем удовлетворительное. Многие здания различного функционального назначения подверглись моральному, физическому износу и разрушению, где велись боевые действия. Актуальным становится вопрос о срочном и комплексном восстановлении таких объектов с помощью реконструктивных мероприятий.

Актуализация. Строительство, реконструкция и модернизация жилищного фонда является одним из важнейших направлений в решении жилищной проблемы жилищно-коммунального хозяйства нашей республики и представляет собой комплекс строительных мер и организационно-технологических мероприятий, направленных на восстановление и обновление жилых домов, объектов социальной сферы Донецка, Горловки, Углегорска, Ясиноватой, Зугрэса, пострадавших в результате боевых действий. Для меня, как для архитектора, важно то, как преображается, восстанавливается мой город. И если мы, специалисты, непосредственно причастные к созданию образа нашего города, не будем безразличны к реконструкции, модернизации и восстановлению объектов социальной сферы и жилого фонда, мы вернем красоту и величие Донецка.

Цель и задача. Разработка методов реконструкции и восстановления массовой жилой застройки разрушенной из-за проведения боевых действий АТО Украины и выявление современного состояния жилой застройки в городах Донецкой Народной Республике.

Реконструкция жилой застройки – понятие масштабное, оно включает в себя не только строительство нового жилья, но и возведение детских площадок, магазинов, аптек, химчисток, подземных гаражей, парковок, других объектов социально-культурного назначения, благоустройство придомовых территорий. С одной стороны, город решает проблемы связанные с разрушениями, физическим, моральным износом и устареванием жилого фонда и инженерных сетей, с другой, в результате реконструкции повышается уровень и качество жизни населения за счёт формирования жилой среды, отвечающей современным городским требованиям.

           Реконструкция и модернизация жилищного фонда являются одним из важнейших направлений в решении жилищной проблемы и реформе жилищно-коммунального хозяйства страны и представляют собой комплекс строительных мер и организационно-технологических мероприятий, направленных на обновление жилых домов и инженерной инфраструктуры с целью сохранения жилищного фонда и улучшения условий проживания, приведения их эксплуатационных качеств в соответствие с установленными требованиями.

Отсутствие должного технического обслуживания жилищного фонда приводит к преждевременному износу строительных конструкций, что соответственно ведет к снижению нормативного срока службы здания. Это приводит к удорожанию стоимости капитальных ремонтов и увеличению расходов на эксплуатацию жилья. С увеличением срока эксплуатации жилья, растут расходы на его содержание. Таким образом, при обосновании решения о дальнейшей эксплуатации здания необходимо проанализировать множество факторов, определяющих его ценность.

Физический износ зданий – довольно сложный процесс, на который воздействуют: тип дома; применяемые материалы, прочность конструкции и сроки их службы; деятельность человека, в том числе направленная на сохранение зданий; влияние природных условий и условий эксплуатации. В результате физического износа в жилом здании постепенно накапливаются характерные изменения, которые соответствуют двум различным стадиям износа.

Первая – ухудшение технико-экономических показателей эксплуатации зданий, но при этом здания в состоянии удовлетворять потребности, для которых они были созданы.

Вторая стадия износа характеризуется тем, что здание уже не в состоянии выполнять свои основные функции, т.е. дальнейшая его эксплуатация недопустима по условиям безопасности проживания.

Объективный анализ развития физического износа пятиэтажных полносборных зданий свидетельствует о том, что к 30 годам нормальной эксплуатации их физический износ не превышает 30-35%. В последующие 30 лет их физический износ возрастает не более чем на 10-15%, а к 125 годам приблизится к 70%. Тогда эти задания перейдут в категорию ветхих, подлежащих сносу. Но если уже сегодня мы решимся на снос полносборного фонда, то окажемся перед лицом неоправданной потери прочных, вполне пригодных для длительной эксплуатации жилых домов.

Многие из домов требуют проведения комплексного капитального ремонта. Обладая в ряде случаев железобетонными перекрытиями и мало изношенными несущими конструкциями, они могут быть реконструированы с увеличением этажности и площади существующих квартир.

Приведем в пример пятиэтажное здание в Москве: «до» и «после» реконструкции.


Преимущества реконструкции для жителей

  1. Замена канализации

  2. З

    Рисунок 1

    Рисунок 2

    амена отопления на новые радиаторы с регулятором



мощности тепла

  1. Замена в доме стояков горячей и холодной воды ( новые трубы )

  2. Установка в каждом подъезде грузового лифта

  3. Замена в доме электропроводки алюминиевой на медную

  4. Замена крыши дома (кровли)

  5. Замена оконных рам в доме на стеклопакеты фирмы "REHAU"

  6. Установка на доме вентилируемого фасада с утеплителем

  7. Установка в подвале дома счетчика на тепло (экономия оплаты за отопление на 40% дешевле с каждой квартиры за счет утепления и вентилируемого фасада )

  8. Площадь квартир в доме увеличиваются до 25 %

  9. После реконструкции дома рыночная стоимость квартир увеличивается на 40%. Что позволяет собственнику данной квартиры решить свой жилищный вопрос, по желанию (обменять на 3-комнатную в этом районе без доплаты, сдавать в аренду на порядок дороже и т.д. )

Н

Рисунок 3

аходясь на производственной практике в Государственном предприятии «Донецкий региональный институт «Донецкпроект», я участвовала в реконструкции одного из пятиэтажных жилых домов, которые

разрушены в результате боевых действий. Несмотря на военные действия и тяжелое финансово – экономическое положение, сотрудники института не прекращали своей деятельности, продолжая выполнять возложенные на них задачи. Институт одним из первых начал участвовать в процессе проектирования, восстановления объектов, пострадавших в результате боевых действий. В настоящее время ГП «ДРПИ «Донецкпроект» продолжает принимать активное участие в процессе восстановления объектов социальной сферы и жилого фонда Донецка, Горловки, Углегорска, Ясиноватой, Зургэса. Именно он выполнял работы по разработке проектной документации на восстановление детских садов, школ, больниц, пострадавших в результате боевых действий, разработке типовых проектов по реализации программы строительства 111 индивидуальных жилых домов, проектированию 18 новых индивидуальных жилых домов в Пролетарском районе Донецка. Сейчас в «Донецкпроекте» приступили к разработке проектно-сметной документации в рамках строительства поминального комплекса при Мемориале Саур-Могила. В Донецкой Народной Республике реконструируют и восстанавливают здания не снося их. Сейчас множество зданий и сооружений нуждается в реконструкции, основная и главная причина, по которой в приоритете выбор работ по реконструкции – это безусловно финансовая выгода. Общая стоимость работ считается вполне приемлемой, а время окупаемости подобного проекта значительно меньше (как минимум в два раза) по сравнению со строительством нового объекта. В связи с военным положением в Республике, возникают проблемы с жильем и комфортным проживанием людей, поэтому сейчас активно ведутся восстановительные работы по всей территории. Приведу пример реконструкции жилого дома, которая сейчас ведётся в г. Старобешево Т

Рисунок 3

ак здание выглядело в начале работ. За время моего прохождения производственной практики были вычерчены планы этажей, разрезы, фасады, составлена документация по реконструкции дома.

Приведу примеры реконструкции пятиэтажек по всему миру

  1. В

    Рисунок 4

    Подмосковье реконструкции 5-этажек уделяют самое серьёзное внимание. Из заурядной «хрущёвки» получился красивый 8-этажный дом с просторными

квартирами, с мансардой, лоджиями, лифтом.

Рисунок 4


2

Рисунок 5

.После реставрации сразу две «хрущёвки» - пятиэтажки в Калининграде стали знамениты на всё СНГ. Проект ремонта фасадов был разработан архитекторами Артуром Сарницем и Ильёй Киселевым. Здания облицевали керамической плиткой и кирпичом, кровлю укрыли металлочерепицей.


ДО ПОСЛЕ




Рисунок 6

Рисунок 7



3 Дома серии К-7

Рисунок 8

Дома серии К-7 в своей первоначальной модификации строились до 1966 года. Это была самая знаковая, но, конечно, не единственная серия жилья. Появлялись и новые серии «хрущевок», а позже им на смену пришли «брежневки». С 1959 по 1985 год в СССР было построено

примерно 5,8 млн квартир.




До падения Берлинской стены, благодаря усилиям Советского Союза, который возвел несколько домостроительных комбинатов в ГДР, в Восточной Германии также появилось много хрущевок. Практически сразу после объединения Германии встал вопрос, что с этими неказистыми сооружениями делать.

В итоге приняли решение не сносить такого рода дома, а запустили процесс их перевоплощения, трансформируя старые «панельки» в шикарные современные здания.

  1. Г ород: Галле
    Квартиры: 125 отремонтировали, 81 демонтировали
    Жилая площадь: 7,3 тыс. кв. м

В

Рисунок 9

2010 году проект реновации старых панельных домов в Галле (Халле), выполненный архитектурным бюро

StefanForsterArchitekten, получил премию на международной выставке как лучший пример обновления городов в землях Саксонии-Анхальт.

З

Рисунок 10

Рисунок 11

дание было уменьшено в размерах. Вместо одиннадцати подъездов оставили только шесть. Из старых стандартных планировок квартир сделали 18 разных вариантов, в том числе пять мезонинных апартаментов и квартиры на первом уровне с

собственным садом. Частичное удаление верхних этажей создало ступенчатый объем с большими крышами.



«Проблемы сохранения исторического наследия Донецка». Выступление студентки: Греян Бавакан, группа АР-41

С

Рисунок 1

охранение культурно-исторического наследия – важный этап на пути к восстановлению и развитию социально-экономической сферы жизнедеятельности общества. Органы государственной власти и профильные предприятия Донецкой Народной Республики прилагают максимум усилий для их сохранения и приумножения.

Одним из знаковых культурных объектов, который известен, пожалуй, каждому жителю нашего региона, является памятник Феликсу Дзержинскому - политическому деятелю, революционеру и основателю спецслужб СССР. Установленный 25 июля 1937 года, памятник вызывал особый интерес у жителей и гостей Донецка, а прилегающая территория служила местом отдыха для дончан. По истечению времени состояние парка значительно ухудшилось, а объект стал аварийным и составлял опасность для людей. Поэтому власти Республики приняли решение демонтировать памятник и в короткие сроки его восстановить.

Имея огромный опыт в создании и реконструкции памятников любой сложности, используя доступные современные материалы и методы, восстановило постамент и бюст Феликсу Дзержинскому и прилегающую к нему территорию, не просто устранив аварийную ситуацию, но и значительно улучшив облик и состояние культурно-исторического наследия ДНР.

Донецк имеет свою интересную, своеобразную историю

Процесс развития города непрерывен. Архитектура Донбасса ХІХ – начала ХХ века отображала особенности общественного развития на пути становления политической системы. Получили развитие наука и техника строительства, использовались новые материалы и конструкции. Архитектура – это польза, прочность и красота. Благодаря своей истории и неоценимому вкладу великих деятелей в Донецке числится 262 памятника истории и культуры.

К ним относятся: скульптуры, мемориалы, памятные знаки, мемориальные доски, 18 из них посвящены Октябрьской революции 1917 года, 9- гражданской войне, 30- искусству, 30 - труду. Уникальны произведения архитектуры и искусства.

В городе расположены: 11 кинотеатров, 53 Дворца культуры и клуба, 368 библиотек, 16 начальных специализированных учебных заведений искусств.

Донецк - зеленый город с множеством красивых парков, скверов, бульваров.

Монументальность Донецка - это шедевр культурного, хозяйственного, исторического прошлого. Первым памятником Донецка был памятник Александру II. Его открытие планировалось 1916 году, но он рухнул за несколько дней до открытия.

Некоторые памятники подарены Донецку другими городами. Таким образом Донецк получил от Москвы копию Царь-пушки, от Бохума - копию колокола, установленного у ратуши, от Киева - оригинал скульптуры Архистратига Михаила.

В каждом районе города Донецка сохранились шедевры исторического монументального прошлого.

 Памятники Калининского района

П амятник Сестричка



Рисунок 2

Во дворике П-образного здания базового медицинского колледжа, когда еще это был не базовый колледж, а базовое училище расположился уникальный памятник - Сестричка. Открыли памятник 1 мая 1980 года. Памятник выполнил скульптор Александр Порожнюк. Открытие памятника было приурочено к 35-летию Победы. Изображая преданность героическому труду медицинских работников.

Ведь на протяжении длительного исторического прошлого и по ныне их труд имеет поистине весомое значение, - в сохранении и развитии жизни поколений. Памятник важен и для студентов колледжа, являясь символом их будущей профессии.

П амятник Бюст Дмитрия Ивановича Менделеева

Н

Рисунок 3

Рисунок 4

апротив, входа в Ботанический сад расположен Бюст Дмитрия Ивановича Менделеева.Этот памятник – знак благодарности дончан великому химику, который один из первых оценил природные ресурсы

Донбасса и инициировал их дальнейшее исследование. Памятник был передан из Донецкого художественного музея. Автор работы – художник и скульптор Петр Федосеевич Мовчун.

Памятники Буденовского и Пролетарского района

В центре Буденовского района летом 1951 года появился монумент легендарному маршалу красной армии Пешему Семену Михайловичу. К Донецкому краю Семен Михайлович имел самое непосредственное отношение. В конце 1919 года его знаменитая Первая Конная Армия хлынула освобождать Донбасс. Одна группа пошла на Дебальцево, другая – на Горловку и затем на Юзовку.

Памятники Ворошиловского района

Памятники Павших Коммунаров

В честь людей, погибших в борьбе за новый строй в 20-е годы в районе был установлен памятник Павшим коммунарам. Его открыли 3 ноября 1957 года. Представляет стильный обелиск – незабываемую комбинацию цилиндра, призмы и звезды.

Памятник Джону Юзу

П ромышленное и культурное развитие Юзовки связано с главным промышленником валлийского происхождения –Джоном Юзом. Благодаря его деятельности было начато развитие металлургической промышленности, на которой теперь базируется экономическая мощь Донбасса.  В 2001 г. в самом сердце студенческого городка ДНТУ - местного технического университета, напротив нового корпуса был сооружен памятник Джону Юзу. В изображении - Юз прост и скромен. Он опирается на молот, иллюстрируя легенду о том, что лично работал в кузнице на Овечьем Хуторе, с которой и начался город.

Монумент освобождения г. Сталино

Специфическим монументом в честь освобождения Сталина в 1943 году бойцами 32-й отдельной гвардейской танковой бригады является памятник-«Командир машины боевой». Расположен в сквере возле оперного театра. В этом месте они похоронили своего командира – полковника Франца Гринкевича, погибшего в одном из боев. Танком «отметили» могилу полковника –для того, чтобы, могила не затерялась. Это была самая настоящая боевая «тридцатьчетверка», только вооружение и ходовую часть перед установкой привели в негодность. Машина простояла на холмике, до 1964 года, тогда ее заменили на более современную модель – Т-34-85, с более просторной башней и более мощной пушкой, но тоже успевшей реально повоевать против немцев. Старый танк увезли во двор библиотеки Крупской, где тогда находился краеведческий музей.

Памятник Бохумский Колокол

В 1997 году Донецк получил в дар от немецкого города-побратима Бохума колокол. Начиналось все в 1844 году, когда бохумские мастера открыли секрет литья стали. В 1851 году мастер Якоб Мейер отлил здоровенный колокол. Победоносный колокол установили на площади перед ратушей и с тех пор им необычайно гордятся. Колокол, подаренный Донецку, изготовлен по той же технологии, но в 1949 году. И эта копия в десять раз меньше чем оригинал. По колоколу идет благочестивая надпись.

Скульптура «Юность»

С оздана скульптура киевским скульптором Николаем Билыком. «Юность» изготовлена из каррарского мрамора – одного из лучших и самых знаменитых сортов, из которого изготовлен римский Пантеон и «Давид» Микельанджело. Обработка глыбы весом девять тонн и стоимостью более 83000 (восьмидесяти трех тысяч) гривен заняла около четырех месяцев. В итоге получилась летящая красавица весом в пять тонн и ростом в 3 метра 15 сантиметров.

Памятники Кировского и Петровского районов

В 2005 году в Донецке появился памятник «Беспощадному террору», созданный творческой бригадой. Скульптором выступал автор «афганского» монумента Александр Порожнюк. Этот памятник посвящен жертвам политических репрессий 1930-40-х годов. Поставлен он на «Текстильщике».

Памятники Ленинского района

Памятник Ивану Филипповичу Ткаченко

Иван Филипповоч Ткаченко был хорошим электрослесарем. Его именем назвали площадь и улицу, ведущую к заводу. И по инициативе трудового коллектива ДМЗ, поставили памятник авторства Казанской и Баранова. Фигура Ткаченко изображает хрестоматийного разведчика: бинокль, планшет, тревожный взгляд, плащ-палатка.



П амятник Герой Спасатель

В 2006 году между телецентром и ДК металлургов, перед пожарной частью МЧС появился мужественный самоотверженный мужчина, замерший в несокрушимой позе. Герой-спасатель за его спиной, на стеле – изображения некоторых главных объектов Донецка.донецкий герой-спасатель, объединивший в себе черты пожарника и бойца гражданской обороны. Авторов скульптуры трое, и все Пискуны – отец Виктор и сыновья Федор и Владимир.

Памятники Куйбышевского и Киевского района

Памятник «Слава шахтерскому труду»

Расположен на Шахтерской же площади. Авторы – скульптор Константин Ракитянский и архитектор Павел Вигдергауз. Памятник стал символом города. Он фигурирует на единственной марке, непосредственно посвященной Донецку за всю историю филателии СНГ, выпущенной в 1969 году к 100-летию города.

Памятник Отважная Девушка Зоя

В 1953 году молодой скульптор Сергей Гонтарь, только что окончивший Одесское художественное училище, соорудил в городе Сталино свой первый памятник Отважная девушка Зоя. Его героем стала девушка. Чье имя стало олицетворением подвига и бесстрашия. Историю о девушке-диверсантке,- пойманной немцами, подвергнутой жестоким пыткам, но перед смертью сказавшей знаменитую фразу: «Сколько нас ни вешайте, всех не перевешаете!». Памятник Зое решено было поставить перед входом в новую школу №54. Ее построили сразу после войны на самом севере города – тогда здесь еще почти ничего не было, кроме горноспасательной станции (и только что построили корпус ДонУГИ, за которым сразу, без перехода, начиналась пустота). Зоя, как пример для молодежи, была идеальным образом.

П амятник Сергею Назаровичу Бубке

Прецендент сооружения памятников живущим создал один из самых великих людей в истории Донецка – шестовик Сергей Бубка. Бубка встал на месте фонтана, в плане представлявшего собой трехлучевую звезду. Памятник появился в 1999 году. Идея принадлежит известному скульптору Николаю Ясиненко. В ней выделяются два элемента. Во-первых, придумано, что высота постамента составляет 6 метров 15 сантиметров – таков последний установленный Бубкой рекорд. Во-вторых, к правой ноге великого человека приделана ласточка. Тем самым, автор хотел сказать, что Сергей Назарович достиг таких высот, где уже парят птицы. Памятник стоит перед РСК «Олимпийский» - здесь Бубка соревновался, здесь даже устанавливал некоторые из своих рекордов. Но, что еще более ценно – здесь он занимался в легкоатлетической секции.

«Формирование системы площадей и городской застройки» Выступление студентки: Чечетенко Полины, группа АР-31.

Городские площади играют важную роль в формировании архитектурно -художественного образа города. Они имеют различную (правильную и неправильную) геометрическую форму, различное архитектурно-пространственное решение (замкнуто, полузамкнутое, открытое).

Выбор формы и архитектурно-планировочной организации площадей зависит от многих факторов, но в первую очередь, от функционального назначения площади.

По функциональному назначению площади подразделяются на:

  • главные;

  • размещенные перед крупными и значимыми сооружениями и зданиями (дворцами спорта, театрами, парками, выставками, стадионами и т.д.);

  • транспортные (распределительные

и предмостные);

  • вокзальные;

  • рыночные;

  • предзаводские;

  • многофункциональны.

Каждая из перечисленных площадей имеет свое значение и к каждой из них предъявляются определенные требования.

Изучая дорожно-транспортную сеть, я заинтересовалась и площадями Донецка, и решила провести исследование и анализ некоторых площадей города. Для этого я выбрала следующие площади: им. Ленина, Театральную площадь, площадь Бакинских комиссаров, площадь Конституции, площадь Ткаченко (Металлургов), Вокзальную площадь, Рыночную площадь (Центральный рынок).

1.Площадь им. Ленина – это главная площадь города Донецка, расположенная между проспектами им. Гурова и Комсомольским, и улицами им. Постышева и им. Артема. Площадь предназначена для отдыха населения и проведения различных массовых мероприятий (праздничных гуляний, митингов). Транзитное движение транспорта на ней запрещено.

Застройку площади составляют:

  1. Первомайский сквер;

  2. Памятник Ленину

  3. Пилон, 2 капсулы времени

  4. Беседка влюблённых

  5. Скульптура «Юность»

  6. Фонтан

  7. Здание министерства угольной промышленности

  8. Главпочтамт 

  9. Ворошиловский райисполком 

  10. Драмтеатр 

  11. Ресторан Golden Lion 

  12. Донбасс Палас

  13. Здание «Восток-медиа» 

  14. McDonald’s  

  15. Филармония 

  16. Закладной камень памятника женщинам-шахтёрам.

Функционально площадь делится на три зоны:

  • зона открытого пространства с памятником В.И. Ленину;

  • сквер для отдыха.

Площадь имеет соответствующее благоустройство и озеленение.

2. Театральная площадь. Находится перед театром оперы и балета и размещается «карманом» по отношению к улице им. Артема. Перед входом в театр предусмотрено партерное озеленение, а по обе стороны скверы для отдыха. Вдоль подпорных стенок скверов предусмотрены автостоянки. Движение транспорта на площади осуществляется по безвозвратной схеме, что является обязательным условием для такого рода площадей.

3 . Площадь Бакинских комиссаров представляет собой распределительную транспортную площадь. Она характеризуется тем, что улица Матросова и проспекты Панфилова, Б. Хмельницкого и Офицеров вливается в нее по радиусам. Такая схема создает благоприятные условия для продвижения транспортных потоков с улиц на площадь и поворота движущихся по площади транспортных средств в улицы. Для регулирования движения н


«Обмерная практика как метод проведения предпроектных исследований при реставрации зданий». Выступление студентки: Смереко Елены, группа АР-41

1. Введение Производство архитектурных обмеров практикуется с давних времен, но особенное развитие они получили в эпоху Возрождения, когда многие архитекторы Италии занимались обмерами сохранившихся античных сооружений для использования их в своей дальнейшей практической деятельности и для теоретических обобщений. В результате этих обмеров ряд известных архитекторов, занимавшихся разработкой теоретических вопросов, создали системы архитектурных ордеров и правила их построения, что оказало большое влияние на последующее развитие мировой архитектуры.

Изучение архитектурных памятников помогает современным архитекторам и дизайнерам не только раскрыть творческие приемы выдающихся мастеров, но и постичь особенности архитектурных стилей различных эпох. Рассматривая архитектурный объект, трудно «на глаз» определить его точные размеры. Для выполнения чертежей этого объекта или его элементов нужны обмеры.

В зависимости от целей, ставящихся каждый раз перед обмерами, они могут производиться с разной степенью точности.

Условно обмеры можно разделить на:

-схематические,

-упрощенные

-подробные.

Наиболее простой схематический обмер служит для определения основных размеров и планировочной структуры объекта. Он обычно выполняется для получения общего представления о сооружении и для предварительного определения объемов предстоящей работы.

Для использования обмеров в проектно-технической документации по текущему ремонту памятников архитектуры и для реконструкции зданий простой геометрической формы применяются упрощенные архитектурные обмеры. При таких обмерах все линии и углы здания, кажущиеся прямыми, принимаются за таковые, все поверхности, кажущиеся плоскими, принимаются за плоскости и т.д. При таком обмере, дающем представление о композиции сооружения, характере его декора, стилистических особенностях, не принимаются во внимание возможные строительные погрешности и деформации.

Подробный обмер может применяться при публикациях в учебных изданиях, при паспортизации зданий, в учебной практике. При исследовании памятников архитектуры, когда требуется исчерпывающая документальная фиксация, применяются так называемые археологические обмеры, учитывающие все отклонения от идеальной геометрической схемы, чем бы они не были вызваны. Архитектурно-археологический обмер фиксирует на чертеже не только особенности архитектурной формы, но и многое другое: характер строительного материала, методы производства работ, оптические отклонения, математические закономерности и т.д. Таким образом, нужно сказать, что архитектурные обмеры, являются не только средством фиксации формы и изображения памятников, но и средством их изучения и исследования.

2. Виды фиксации архитектурного объекта

Рисунок помогает зафиксировать как общий облик сооружения, так и особенности соотношения его частей, общую объемно-пространственную композицию. Свет и тени в рисунке, дают более отчетливое представление об объеме и внутреннем пространстве здания, его пластике, не искажая форму и не скрывая деталей. Обычно используется акварель и другие виды живописи в качестве дополнения к рисунку или обмеру за тем, чтобы зафиксировать цвет, цветовые соотношения отдельных частей объекта и колористику его отделки.

Фото фиксация – дает возможность более глубокого анализа объекта и помогает в их дешифровке

Фото фиксация может быть документальной и художественной.

Документальная фотосъемка направлена на фиксацию состояния архитектурного объекта во время проведения его обследования и обмера. Она позволяет получить документальное изображение объекта в минимальный срок и с большой точностью и полнотой. При фотографировании ансамблей и комплексов фиксируются все объекты, входящие в их состав. При документальной фиксации недопустимо фотографирование в сильном ракурсе, искажающем сооружение. Необходимо также избегать резких контрастов света и тени, так как при рассеянном свете лучше видны детали. Изображение деталей и фрагментов, а если возможно, и целых фасадов желательно давать максимально приближенным к ортогональной проекции. При фотографировании здания надо фиксировать все старые части здания и остатки его декоративной обработки, которые сохранились на чердаках, в подвалах и т.д., а также те места, где заметны переделки, искажения и разрушения.

Художественная фотосъемка показывает достоинства архитектурного объекта как произведения искусства, выявляет художественные особенности его архитектурного облика и образные характеристики.

Фотограмметрический метод. Его сущность заключается в определении размеров объекта на основе фотоснимков. Для получения данных объект фотографируется с близкого расстояния из различных положений. Но этот метод не используется в нашей практике из-за отсутствия специального оборудования…


Метод позволяет выполнять обмеры ветхих зданий и руин.

Преимуществами фотограмметрии являются:

-высокая точность измерений;

- высокая степень автоматизации процесса измерений, обеспечивающая объективность результатов;

-большая производительность;

-возможность проводить дистанционные измерения объектов, пребывание на которых опасно для человека.


3. Учебная практика

Учитывая комплексный и познавательный характер архитектурных обмеров, оптимальным для учебной практики студентов архитектурных специальностей является объект, достаточно сложный по пространственной структуре. Такой объект потребует от учащихся серьезного отношения не только к тщательной фиксации архитектурных реалий, но и аналитических усилий по дешифровке особенностей построения формы, умения отразить результаты исследований в графическом виде.

Объектом обмера могут быть любые предметы материальной среды и прилегающие к ним территории. Выполнение чертежей сооружения и генпланов по обмерам – самый точный и верный метод изображения. При работе над обмерами невольно приходится обращать внимание на первоначальный облик объекта обмера, на материалы, на методы производства работ, на пропорции. Можно обнаружить наличие математических закономерностей, взаимосвязь отдельных частей и целого и т. п. Такого рода наблюдения дают возможность полнее проанализировать обмеряемый объект и понять его художественную ценность.

Таким объектом в нашей практике является здание Дворца Спорта «Шахтер», которое находится на бульваре им. Пушкина

Учебная обмерная практика является составной частью дисциплины «Архитектурная графика и композиция» и «Архитектурная графика и макетирование». Приобретение профессиональных навыков по обмеру зданий и сооружений необходимо для дальнейшей работы архитекторам и дизайнерам при составлении инвентаризационных чертежей, для подсчета объемов кубатуры зданий и площадей отдельных помещений, для восстановления и реставрации этих объектов

Цели и задачи обмерно-ознакомительной практики

Целью обмерной практики является обучение студентов – архитекторов практическим навыкам и приемам обмеров, графической фиксации современного состояния (на момент обмера) зданий и сооружений и оформлению соответствующей документации.

Обмерная практика дает возможность непосредственного конкретного знакомства с архитектурным сооружением, его элементами и структурой. Для начинающих обучаться основам архитектуры чрезвычайно полезно также ощутить истинные, натуральные размеры архитектурных форм. Кроме практических профессиональных навыков, студенты приобретают опыт работы в команде, что формирует у них чувство ответственности, коммуникативность, умение слушать и слышать других, аргументированно отстаивать свою точку зрения.

В результате изучения методов и приемов архитектурных обмеров студенты должны:

- знать виды обмерных работ (которые отличаются по степени точности в зависимости от целей), для которых производится обмер здания;

- уметь пользоваться основными инструментами, которые применяются для обмеров зданий и сооружений;

- уметь правильно графически выполнить чертежи планов, фасадов, разрезов, деталей архитектурных памятников по размерам («крокам»).


Обсуждение докладов и выступлений с участием специалистов – реставраторов.

«Проблемы реставрации на современном этапе». Выступление ведущего архитектора: Стежкиной Н.С. занимающейся вопросами реставрации.

«Памятники архитектуры в условиях современной жизни». Выступление зам. главного архитектора управления градостроительства и архитектуры администрации г. Донецка: Мозговой М.А.,

«Реставрация архитектурных ансамблей». Выступление ведущего архитектора Олейника Ю.П..

Обсуждение выступлений.

В обсуждении выступлений принимали участие все участники круглого стола: студенты, преподаватели колледжа и приглашенные гости (ведущие архитекторы г.Донецка)


Заключительное слово ведущего (преподавателя) Куприяновой О.П..

Реконструкция жилой застройки – понятие масштабное. Оно включает в себя не только строительство нового жилья, но и возведение детских площадок, магазинов, аптек, химчисток, подземных гаражей, парковок, других объектов социально – культурного назначения, благоустройство придомовых территорий. С одной стороны, город решает проблемы связанные с физическим и моральным износом и устареванием жилого фонда и инженерных сетей, с другой, в результате реконструкции повышается уровень и качество жизни населения г. Донецка за счёт формирования жилой среды, отвечающей современным городским требованиям.