Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Мужукайский Агротехнологический лицей»
села Мужукай Бабаюртовского района Республики Дагестан
Круглый стол с учащимися 5-го класса
Тема:
«Мир глазами героя рассказа
Андрея Платоновича Платонова
«Никита»
Мероприятие подготовила и провела
Учитель русского языка и литературы
Магомедова Гульяр Атаевна
с.Мужукай-2020 г.
Круглый стол с учащимися 5-го класса
Тема: «Мир глазами героя рассказа Андрея Платоновича Платонова «Никита»
Дата проведения: 12.02.2020 г.
Методы и формы работы:
- индивидуальная, фронтальная форма работы;
- дискуссия
- поисковый, объяснительно-иллюстративный, практический метод.
Формы работы: индивидуальная, групповая
Цель мероприятия: обсудить с учащимися внутренний мира ребёнка (фантазии) в рассказе А.Платонова «Никита»
Задачи мероприятия:
Образовательные:
- раскрыть особенность мира ребёнка на основе образа главного героя рассказа А. Платонова «Никита», формировать эмоционально-личностное восприятие данного текста, вырабатывать собственное мнение на основе осмысления своего опыта.
Развивающие:
- развивать навыки познавательной активности, творческого воображения, монологической речи.
Воспитательные:
- воспитывать внимательного и вдумчивого читателя; эмоциональную отзывчивость;
- научить представлять продукт индивидуальной деятельности.
Виды читательской деятельности: монолог, диалог, анализ текста, выразительное чтение, беседа.
Виды речевой деятельности: чтение, говорение, слушание, письмо.
Оборудование:
- карточки с заданиями; рассказ А.Платонова «Никита»; презентация; карта успешности, фломастеры.
Планируемые УУД:
Познавательные УУД:
1) у учащихся сформировано:
- умение извлекать информацию, представленную в разных формах;
- осознанное построение речевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста художественного произведения, осмысленное чтение;
-мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация;
- учащиеся получили помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности.
Личностные УУД:
- у учащихся развито самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию;
- сформирована нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков.
Регулятивные УУД:
- у учащихся сформировано целеполагание, планирование, саморегуляция;
- обучающимися осознано стремление к постижению нового.
Коммуникативные УУД:
- сформировано умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками,
- учащиеся соблюдают правила речевого поведения, умеют полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Ход мероприятия
Организационный этап. Здравствуйте, ребята, присаживайтесь.
Актуализация.
1 слайд. Обратите внимание на этот слайд.
- Какая тема объединяет все изображения? (страх)
- Приходилось вам испытывать страх, чувство тревоги, растерянности, испуга?
- Чего или кого вы боитесь?
-Когда вы испытываете эти чувства?
- Случалось ли вам оставаться дома в одиночестве?
Герой рассказа А.Платонова «Никита» мальчик, который часто остается дома один. Он испытывает такие же чувства, как и вы.
- Посмотрите на предложенные изображения. Что вы можете рассказать? Скажите, о чем будет идти речь на уроке?
Попробуем сформулировать тему нашего урока.
2 слайд
III. Анализ произведения.
- Почему мальчик пошёл во двор?
Пройдемся вслед за Никитой.
- Назовите предметы, которые «оживляет» Никита.
Слайд 3
Пустая бочка
Колодец
Две земляные норы
Старый пень
Стол
Старая баня
Жёлтый цветок
Солнце
Земля
Колья из плетня
-У нас на уроке тоже будет цветок. Посмотрите в свои карты, чего нет у вашего цветка? (Лепестков)
Вы должны оценить свою работу на уроке, нарисовав и разукрасив после выполнения задания лепестки. Каждый лепесток символизирует определённую оценку.
Желтый лепесток- «4» Розовый лепесток –«5» Белый лепесток- «затрудняюсь выполнить»
-Почему предметы стали к мальчику враждебными?
-По какому принципу можно разделить все предметы? (устно) слайд4
Вывод: Мир для Никиты разделился на два: добрый и злой.
-Что увидел мальчик в цветке?
-Почему воображение мальчика поселило на солнце умершего дедушку? Как вспоминал Никита о дедушке?
Плохое | Хорошее |
Нора | Солнце |
Пень | Гвоздь |
Баня | |
Колья | |
Бочка | |
Колодец | |
Фантазия, воображение | Воспоминание, память |
-Почему гвоздь отнесли ко 2 графе? (он сделан своими руками)
-Почему Никите кажется, что всё вокруг живое?
-С чем связаны эти удивительные видения мальчика?
3) Как вы думаете, почему так получилось, что плохого оказалось больше? С чем связано? (ребенку 5 лет, в этом возрасте воображение богатое, а жизненного опыта, воспоминаний еще мало)
Ребёнок много фантазирует, потому что многое он ещё не знает в жизни. А всё неизведанное является странным, загадочным и даже страшным.
Что вы увидели? Если бы это было в других условиях?
А теперь?
4) Сравните и сделайте вывод.
Вывод: часто наше воображение рисует нам образы, от которых нам становится страшно.
-Можно ли изобразить страхи Никиты? Попробуем это сделать. Для этого нам понадобиться немного фантазии.
-Что вы видите? слайд
-Она вызывает страх?
-Кто «живет» у Никиты в бочке? (маленький злой человечек) Вот он.
-Бывает достаточно нескольких штрихов, чтобы наше представление изменилось. Вот как получилось.
-Как помочь Никите преодолеть свои страхи? Ваша задача изобразить один из предметов, одушевленных Никитой по аналогии.
5)
Злой образ | Реальный образ | Добрый образ |
| | |
6) Чтобы создать образы из воображения, фантазии вы использовали карандаши. А как это сделать в художественном произведении, какие средства использовал Андрей Платонов?
7) Какой жизненный опыт вы познали?
1. Самое страшное для человека-одиночество.
2. Сделанное своими руками не вызывает страха.
3.Наше воображение должно формировать положительные образы.
-Какова роль художественных средств?
Рефлексия: Мультфильм «Крошка енот». Какая связь с нашим уроком?
Какую науку мы пытались постичь на уроке? (Психология маленького ребенка).
Мы являемся отражением мира, в котором живем. И от нас зависит, какое оно будет -доброе или нет.
Спасибо за работу.
Домашнее задание
Рассказ-путешествие по двору Никиты от первого лица