СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Круглый стол с учащимися 5-го класса Тема: «Мир глазами героя рассказа Андрея Платоновича Платонова «Никита»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Круглый стол по русской литературе с учащимися 5 класса

Просмотр содержимого документа
«Круглый стол с учащимися 5-го класса Тема: «Мир глазами героя рассказа Андрея Платоновича Платонова «Никита»»


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Мужукайский Агротехнологический лицей»

села Мужукай Бабаюртовского района Республики Дагестан




Круглый стол с учащимися 5-го класса

Тема:

«Мир глазами героя рассказа

Андрея Платоновича Платонова

«Никита»





Мероприятие подготовила и провела

Учитель русского языка и литературы

Магомедова Гульяр Атаевна





с.Мужукай-2020 г.

Круглый стол с учащимися 5-го класса

Тема: «Мир глазами героя рассказа Андрея Платоновича Платонова «Никита»



Дата проведения: 12.02.2020 г.

Методы и формы работы:

- индивидуальная, фронтальная форма работы;

- дискуссия

- поисковый, объяснительно-иллюстративный, практический метод.

Формы работы: индивидуальная, групповая

Цель мероприятия: обсудить с учащимися внутренний мира ребёнка (фантазии) в рассказе А.Платонова «Никита»

Задачи мероприятия:

Образовательные:

- раскрыть особенность мира ребёнка на основе образа главного героя рассказа А. Платонова «Никита», формировать эмоционально-личностное восприятие данного текста, вырабатывать собственное мнение на основе осмысления своего опыта.

Развивающие:

- развивать навыки познавательной активности, творческого воображения, монологической речи.

Воспитательные:

- воспитывать внимательного и вдумчивого читателя; эмоциональную отзывчивость;

- научить представлять продукт индивидуальной деятельности.

Виды читательской деятельности: монолог, диалог, анализ текста, выразительное чтение, беседа.

Виды речевой деятельности: чтение, говорение, слушание, письмо.

Оборудование:

- карточки с заданиями; рассказ А.Платонова «Никита»; презентация; карта успешности, фломастеры.

Планируемые УУД:

Познавательные УУД:

1) у учащихся сформировано:

- умение извлекать информацию, представленную в разных формах;

- осознанное построение речевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста художественного произведения, осмысленное чтение;

-мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация;

- учащиеся получили помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности.

Личностные УУД:

- у учащихся развито самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию;

- сформирована нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков.

Регулятивные УУД:

- у учащихся сформировано целеполагание, планирование, саморегуляция;

- обучающимися осознано стремление к постижению нового.

Коммуникативные УУД:

- сформировано умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками,

- учащиеся соблюдают правила речевого поведения, умеют полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.


Ход мероприятия


  1. Организационный этап. Здравствуйте, ребята, присаживайтесь.

  2. Актуализация.

1 слайд. Обратите внимание на этот слайд.


- Какая тема объединяет все изображения? (страх)

- Приходилось вам испытывать страх, чувство тревоги, растерянности, испуга?

- Чего или кого вы боитесь?

-Когда вы испытываете эти чувства?

- Случалось ли вам оставаться дома в одиночестве?


Герой рассказа А.Платонова «Никита» мальчик, который часто остается дома один. Он испытывает такие же чувства, как и вы.


- Посмотрите на предложенные изображения. Что вы можете рассказать? Скажите, о чем будет идти речь на уроке?

Попробуем сформулировать тему нашего урока.

2 слайд


III. Анализ произведения.

- Почему мальчик пошёл во двор?

Пройдемся вслед за Никитой.

- Назовите предметы, которые «оживляет» Никита.

Слайд 3

Пустая бочка

Колодец

Две земляные норы

Старый пень

Стол

Старая баня

Жёлтый цветок

Солнце

Земля

Колья из плетня


-У нас на уроке тоже будет цветок. Посмотрите в свои карты, чего нет у вашего цветка? (Лепестков)

Вы должны оценить свою работу на уроке, нарисовав и разукрасив после выполнения задания лепестки. Каждый лепесток символизирует определённую оценку.

Желтый лепесток- «4» Розовый лепесток –«5» Белый лепесток- «затрудняюсь выполнить»


-Почему предметы стали к мальчику враждебными?

-По какому принципу можно разделить все предметы? (устно) слайд4

Вывод: Мир для Никиты разделился на два: добрый и злой.

-Что увидел мальчик в цветке?

-Почему воображение мальчика поселило на солнце умершего дедушку? Как вспоминал Никита о дедушке?

Плохое

Хорошее

Нора

Солнце

Пень

Гвоздь

Баня


Колья


Бочка


Колодец


Фантазия, воображение

Воспоминание, память


-Почему гвоздь отнесли ко 2 графе? (он сделан своими руками)

-Почему Никите кажется, что всё вокруг живое?

-С чем связаны эти удивительные видения мальчика?


3) Как вы думаете, почему так получилось, что плохого оказалось больше? С чем связано? (ребенку 5 лет, в этом возрасте воображение богатое, а жизненного опыта, воспоминаний еще мало)


Ребёнок много фантазирует, потому что многое он ещё не знает в жизни. А всё неизведанное является странным, загадочным и даже страшным.


Что вы увидели? Если бы это было в других условиях?

А теперь?


4) Сравните и сделайте вывод.


Вывод: часто наше воображение рисует нам образы, от которых нам становится страшно.


-Можно ли изобразить страхи Никиты? Попробуем это сделать. Для этого нам понадобиться немного фантазии.

-Что вы видите? слайд

-Она вызывает страх?

-Кто «живет» у Никиты в бочке? (маленький злой человечек) Вот он.

-Бывает достаточно нескольких штрихов, чтобы наше представление изменилось. Вот как получилось.

-Как помочь Никите преодолеть свои страхи? Ваша задача изобразить один из предметов, одушевленных Никитой по аналогии.

5)

Злой образ

Реальный образ

Добрый образ







6) Чтобы создать образы из воображения, фантазии вы использовали карандаши. А как это сделать в художественном произведении, какие средства использовал Андрей Платонов?

7) Какой жизненный опыт вы познали?

1. Самое страшное для человека-одиночество.

2. Сделанное своими руками не вызывает страха.

3.Наше воображение должно формировать положительные образы.


-Какова роль художественных средств?


Рефлексия: Мультфильм «Крошка енот». Какая связь с нашим уроком?


Какую науку мы пытались постичь на уроке? (Психология маленького ребенка).

Мы являемся отражением мира, в котором живем. И от нас зависит, какое оно будет -доброе или нет.

Спасибо за работу.


Домашнее задание

Рассказ-путешествие по двору Никиты от первого лица







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!