СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Круговорот воды в природе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока "Круговорот воды в природе" 3 класс.

Просмотр содержимого документа
«"Круговорот воды в природе"»

Тема: Круговорот воды в природе.

Класс: 3 б

Тема урока: Круговорот воды в природе.

Цель урока: создание условий для формирования понятия о круговороте воды в природе.

Задачи:

  1. Сформировать понятие о круговороте воды в природе.

  2. Показать взаимосвязь круговорота воды со свойством воды переходить из одного состояния в другое.

  3. Развивать умение анализировать учебный материал, делать выводы и оценивать достижения.

  4. Воспитывать готовность к сотрудничеству через организацию коммуникативной деятельности в парах, в группах.

Оборудование:

  1. Условные знаки для изображения круговорота воды в природе: капелька воды, водяной пар, облако, снежинка, поток воздуха, ветер.

  2. «Капельки» для каждого ученика (для рефлексии).

  3. Конверты для работы в группах.

Тип урока: (урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Уровень образования: начальное общее образование

Используемые учебники и учебные пособия: программа "Гармония", О.Т.Поглазова, "Окружающий мир" учебник и тетрадь.

Используемая методическая литература: методические рекомендации к учебнику и тетради О.Т.Поглазовой "Окружающий мир"

Используемое оборудование: компьютер

Планируемые результаты:

1.Личностные: положительное отношение к процессу познания; интерес к урокам; воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращённую к учащемуся; самостоятельно адекватно оценивать собственную учебную деятельность; применять правила делового сотрудничества.

2.Метаредметные:

- коммуникативные УУД: осознавать речь; участвовать в диалоге, вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность; допускать возможность различных точек зрения.

- регулятивные УУД: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану, планировать свои действия; адекватно оценивать свои достижения; осознавать возникновение трудностей, стремиться к их преодолению.

- познавательные УУД: осознавать познавательную задачу; читать, слушать, извлекать нужную информацию; проводить анализ, сравнение.


Ход урока

Формирование УУД

  1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

(Слайд 2)

Французский писатель, автор книги «Маленький принц» Антуан де Сент Экзюпери так сказал об этом веществе: « У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать,

тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни! Ты – сама жизнь!»

-Что это за вещество? (Вода)

- Значит, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (о воде)

- Мы на уроках много говорили о воде. Ученые считают, что только на нашей планете есть жизнь, благодаря воздуху, воде. Им пока не удалось обнаружить следы жизни на других планетах.

- Может быть все-таки существует жизнь в других галактиках? И им очень интересно было бы узнать о таком важном веществе, как вода?

- Поэтому, я предлагаю вам сегодня поиграть в ученых космических наук. Мы подготовим послание о воде. А потом отправим послание в космос.

Л-1




  1. Проверка домашнего задания.

III.Актуализация опорных знаний.

- Но прежде чем написать послание, нам нужно вспомнить, что мы узнали на уроках о воде.

Для этого ответим на такие вопросы:

- Почему воду называют одним из главных богатств на Земле? (ответы детей)

(Значит: вода – основа жизни на Земле.)

-Какие свойства воды вы перечислите в послании?

- Сейчас поработаем с карточкой № 1. Работа в парах

Проверим, все ли о воде мы вспомнили.

Карточка №1

Ваша задача - обвести в кружочек свойства, которые (обладает) относятся к воде. НЕ забываем, что у ученых должна быть правильная и точная информация. Работаем в паре. Можем советоваться друг с другом.

  1. Прозрачность.

  2. Без вкуса и запаха.

  3. Текучесть.

  4. Имеет форму.(нет) (принимает форму сосуда)

  5. Соль, сахар в воде не растворяются.(растворяются)

  6. Бывает в трёх состояниях.

(- Проверяем цепочкой, начиная с первой парты)



Слайд

- Повторили мы с вами о воде, о свойствах воды. А теперь проверим, внимательные ли вы ученые.

Приготовьте ваши бортовые журналы. (Тесты) «Вода и ее свойства»

- Каждый ученый заполняет свой журнал самостоятельно. Внимательно прочитайте вопросы, подчеркните правильные ответ ы.

(дети работают с тестами)

- Передаем ваши журналы вперед. Я проверю, ваши научные работы, и каждый из вас получит оценку.

Слайд пустой

Л-1

  1. Определение темы, постановка учебной задачи урока.

- Вода – волшебница, она умеет становиться разной. Отгадайте загадки, и у нас получится настоящий портрет воды. (Учитель в процессе отгадывания загадок вывешивает карточки с ответами на доске)

Кластеры (Туман, дожь, град,лед, снег, роса, иней)

ЗАГАДКИ.

  1. Молоко над рекою плыло,

Ничего не видно было.

Растворилось молоко –

Стало видно далеко. (Туман)

  1. Не пешеход, а идёт.

Мокнут люди у ворот.

Ловит дворник его в кадку.

Очень трудная загадка? (Дождь)

  1. На дворе переполох,

С неба сыплется горох. (Град)

  1. Рыбам зиму жить тепло:

Крыша – толстое стекло. (Лёд)

  1. Бел, как мел, с неба прилетел.

Зиму пролежал, в землю убежал. (Снег)

  1. Вечером родится,

Ночь живёт,

Утром умирает. (Роса)

  1. И не снег, и не лёд,

А серебром деревья убирает. (Иней)

Да, вода – удивительное вещество: то она сверкающая росинка, то причудливая снежинка, то прозрачная льдинка.

- На какие группы можем разделить эти слова.

Твердое: град, лед, снег, иней

Жидкое: дождь, роса

Газообразное: туман????????


- Отчего же зависят различные состояния воды? (от температуры).

- Объясните свои ответы

Кластер испарение конденсация

Таяние замерзание

(если нагреть кусочек льда, он превратится в воду – такой процесс называем – таянием.

- Если поставить сосуд с водой в морозильную камеру холодильника – вода замерзнет.

- Протерли доску влажной тряпкой, а через некоторое время доска высохнет. Что произошло?

Вода стала газообразной, она испарилась.

- Водяной пар, попав в более холодный воздух, превращается в маленькие капельки воды, произошла его конденсация.

Вода, как сказочная волшебница может превращаться и переходить из одного состояния в другое.

- можем ли мы назвать воду путешественницей.? (Да) Вода постоянно путешествует по кругу.



Проблемный вопрос.

- Как вы думаете, такие превращения воды могут происходить и в природе?

  1. Определение темы, постановка учебной задачи урока.

Послушайте вопросы и постарайтесь дать ответы.

- Как вы думаете, много ли на Земле воды?

- А где ещё можно встретить воду? (в озёрах, реках, родниках, ключах, болотах, ручьях)

Слайд

Вот что писал о воде великий русский писатель Лев Николаевич Толстой: «Из родников, ключей и болот вода течёт в ручьи, из ручьев в реки, из речек в большие реки, а из больших рек течёт в моря. С других сторон в моря текут другие реки, и все реки текут в моря с тех пор, как мир сотворён. Куда девается вода из моря? Отчего она не течёт через край?»

(ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

- Я послушала разные ответы. А как правильно ответить мы узнаем сегодня на уроке.

- Сформулируйте тему и цели нашего урока.

-На уроке мы с вами будем, как и ученые, наблюдать, размышлять, исследовать. И попробуем ответить на вопрос: «Куда девается вода из моря? Отчего она не течет через край?


Л-2

Р-1,7

П-1


  1. Совместное открытие новых знаний.

- Может быть у вас есть свои предположения?

-Может ли вода путешествовать по кругу в природе?

-Как вы думаете, как можно назвать путешествие воды в природе по кругу?

(Круговоротом воды)

- А какие слова спрятались в слове «круговорот»?

Кластер круговорот

- Круговорот состоит из двух слов «круг» и «ворот»- вращение.

Что же у нас получается? (Получается «вращение по кругу».)

- Я нашла толкование этого слова в словаре Ожегова С.И.

«Круговорот – это беспрерывное движение, неизменно повторяющее круг развития» (Словарь Ожегова С.И.)

- Ребята, мы с вами сегодня ученые космических наук. Попробуем сами, опираясь на ваш жизненный опыт, схематично изобразить круговорот воды в природе.

- Я приготовила вам вот такой набор условных обозначений: капелька, водяной пар, поток воздуха, облако, снежинка, ветер.

(мнения детей – работа с классом)

- А начнем нашу историю вот так:

Жила-была Капелька в чистом-чистом озере. Вместе с ней жили ее братья и сестры. И было их очень много. Жили они весело и дружно. Однажды им захотелось посмотреть на белый свет и они отправились в путешествие.

--Как вы думаете, кто им в этом помог?

- Конечно, солнце. Оно согрело их своими лучами, капельки стали очень легкими, совсем невесомыми и устремились высоко в небо.

-Как называется этот процесс в природе? (Испарение)

-Как вы думаете, а что было дальше?

-Они поднимались все выше и выше. На пути им стали встречаться такие же капельки-путешественницы.

- Откуда высоко в небе взялись капли?

Д. -Вверху было очень холодно, капельки стали прижиматься друг к другу, и стало их уже целое облако. Из газообразного состояния капли вернулись в жидкое. Процесс превращения пара в жидкость называется «конденсацией».

- Так путешествовали наши капельки долго. К ним присоединялись новые капли. Облако становилось тяжелее и тяжелее. Вдруг загремел гром, ударила молния и наши путешественницы вместе с другими каплями полились дождем. Они оказались в незнакомом месте. Течение несло их дальше. Путешествие продолжалось.

- Течение речки понесло Капельку и ее друзей дальше. И вот они вернулись в свое озеро.


К-1



Л-2

К-4



П-5








Л-3

Р-2









П-2,4,5,9

К-2





  1. Закрепление пройденного материала.


- Что сначала случилось с Капелькой и ее подружками? (Превратились в пар)

В каком состоянии находятся частицы воды высоко в небе? Что там с ними происходит? (Произошла конденсация)

Как частицы воды опять оказываются на земле? (Выпадают в виде осадков)

- Как вы думаете, зимой капли могут путешествовать или только в теплую погоду происходит круговорот воды в природе?

! Зимой капельки воды в облаке замерзают и превращаются в ледяные иголочки. Из них образуются снежинки. Их так много в облаке, что они не могут удержаться, летят вниз и покрывают землю снегом.

Капелька с подружками совершила круговое путешествие. Как называется их путешествие в природе?

- Итак, мы видим, вода настоящая волшебница. Она умеет превращаться из одного состояния в другое. Но нам надо ответить на вопрос: куда девается вода из моря? Отчего она не течёт через край? (она испаряется)

Работа с учебником.

- А теперь прочитаем в учебнике на с.108-109 как описывают авторы круговорот воды в природе. (чтение текста)

VII.Закрепление во внешней речи.

- Давайте послушаем стихотворение о круговороте воды в природе «В природе путешествует вода». (Шарифов А.) Ученик рассказывает стих.


В природе путешествует вода,

Она не исчезает никогда.

То в снег превратится, то в лёд,

Растает и снова в поход.

По горным вершинам,

Широким долинам,

Вдруг в небо взовьётся,

Дождём обернётся.

Вокруг оглянитесь:

Вас окружает везде и всегда

Эта волшебница – наша вода.


Работа с пословицами.

Дома вы должны были приготовить пословицы о воде. Кто хочет прочитать и объяснить смысл пословицы?

1. Вода – мать полей, а без матери не проживёшь. ( Китайская пословица)

2. Мы не ценим воду до тех пор, пока не высохнет колодец. (Английская пословица)








К-1



Л-2

К-4



П-5








Л-6

Р-2

П-2,4,5,6

К-2, 4


Р-3,5

П-2,6

  1. Обобщение. Итог урока.

- С каким процессом познакомились на уроке? ( С круговоротом воды в природе)

- Какие цели мы ставили перед собой?

- Достигли ли мы поставленных целей?

- Продолжите фразы.

  • Я узнал …

  • Я запомнил …

- Я понял …

Р-3,5

П-2,6

  1. Рефлексия.

В конверте - «капельки». Капелька-девочка и мальчик-капель. Дорисуйте капельке улыбку:

- Если вам на уроке было интересно и вы все поняли - капелька улыбается

- Если вам было интересно, но у вас еще остались вопросы – прямая улыбка

- Если вам было не интересно и вы ничего не поняли, - грустная улыбка.

(рисуют улыбку капельке)

-Мне не показывайте свои капельки. Попробуйте сами показать настроение вашей капельки. Я по вашим лицам определю было ли вам интересно на уроке, может быть кто-нибудь что-то не понял. (Дети показывают настроение капельки)




Л-3

Р-6


Домашнее задание:

Написать послание, оформить в форме буклета. Можно в форме сказки. «Путешествие капельки….»

-придумайте имя капельке. Пофантазируйте дома и придумайте способ отправления послания в космос.


Л-1




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!