Определение темы, постановка учебной задачи урока. - Вода – волшебница, она умеет становиться разной. Отгадайте загадки, и у нас получится настоящий портрет воды. (Учитель в процессе отгадывания загадок вывешивает карточки с ответами на доске) Кластеры (Туман, дожь, град,лед, снег, роса, иней) ЗАГАДКИ. Молоко над рекою плыло, Ничего не видно было. Растворилось молоко – Стало видно далеко. (Туман) Не пешеход, а идёт. Мокнут люди у ворот. Ловит дворник его в кадку. Очень трудная загадка? (Дождь) На дворе переполох, С неба сыплется горох. (Град) Рыбам зиму жить тепло: Крыша – толстое стекло. (Лёд) Бел, как мел, с неба прилетел. Зиму пролежал, в землю убежал. (Снег) Вечером родится, Ночь живёт, Утром умирает. (Роса) И не снег, и не лёд, А серебром деревья убирает. (Иней) Да, вода – удивительное вещество: то она сверкающая росинка, то причудливая снежинка, то прозрачная льдинка. - На какие группы можем разделить эти слова. Твердое: град, лед, снег, иней Жидкое: дождь, роса Газообразное: туман???????? - Отчего же зависят различные состояния воды? (от температуры). - Объясните свои ответы Кластер испарение конденсация Таяние замерзание (если нагреть кусочек льда, он превратится в воду – такой процесс называем – таянием. - Если поставить сосуд с водой в морозильную камеру холодильника – вода замерзнет. - Протерли доску влажной тряпкой, а через некоторое время доска высохнет. Что произошло? Вода стала газообразной, она испарилась. - Водяной пар, попав в более холодный воздух, превращается в маленькие капельки воды, произошла его конденсация. Вода, как сказочная волшебница может превращаться и переходить из одного состояния в другое. - можем ли мы назвать воду путешественницей.? (Да) Вода постоянно путешествует по кругу. Проблемный вопрос. - Как вы думаете, такие превращения воды могут происходить и в природе? Определение темы, постановка учебной задачи урока. Послушайте вопросы и постарайтесь дать ответы. - Как вы думаете, много ли на Земле воды? - А где ещё можно встретить воду? (в озёрах, реках, родниках, ключах, болотах, ручьях) Слайд Вот что писал о воде великий русский писатель Лев Николаевич Толстой: «Из родников, ключей и болот вода течёт в ручьи, из ручьев в реки, из речек в большие реки, а из больших рек течёт в моря. С других сторон в моря текут другие реки, и все реки текут в моря с тех пор, как мир сотворён. Куда девается вода из моря? Отчего она не течёт через край?» (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ) - Я послушала разные ответы. А как правильно ответить мы узнаем сегодня на уроке. - Сформулируйте тему и цели нашего урока. -На уроке мы с вами будем, как и ученые, наблюдать, размышлять, исследовать. И попробуем ответить на вопрос: «Куда девается вода из моря? Отчего она не течет через край? |