СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Круговорот воды в природе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок окружающий мир. Круговорот воды в природе.

Просмотр содержимого документа
«Круговорот воды в природе»

 

Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области: «Познавательное развитие. Развитие кругозора и познавательно – исследовательской деятельности в природе».

Тема: «Путешествие воды. Круговорот воды в природе».

Цель: формирование целостной картины мира. Расширение и закрепление представления детей о свойствах воды и круговороте воды в природе.

Задачи:

Образовательные:

Продолжать учить определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности.

Развивающие:

Развивать словарь, связную речь детей.

Способствовать развитию любознательности, логического мышления: анализ, обобщения, умозаключения.

Воспитательные:

Развивать потребность делиться своими впечатлениями с учителем и детьми.

Воспитывать бережное отношение к воде. Воспитывать дружеские взаимоотношения. Развивать умение детей действовать сообща.

Предварительная работа:

Чтение рассказов о воде К. Паустовский «Поэзия дождя»

Чтение сказок «Путешествие капельки», «Капитошка. Путешествие воды».

Чтение стихотворений Д. Сучков «Река», Т. Маршалова

«Гонит капля дождевая… »

Проведение опытов с водой.

Оборудование и материалы. Посылка с кроссвордом, загадки про воду, зеркало, чайник, лейки, емкость с землей, презентация к занятию.

Ход НОД.


Учитель

Дети

Учитель: Сегодня утром к нам в школу принесли посылку. Она адресована самым любознательным детям в школе.

Я сразу поняла, что эта посылка адресована нашей группе. Давайте посмотрим, что в ней лежит.

(Учитель достает кроссворд.)

Учитель: Ребята что-то я не пойму, что это за таблица?

Учитель: Подождите, подождите, здесь еще и загадки. Наверное, для того, чтобы разгадать этот кроссворд. Слушайте первую загадку, ее ответ в кроссворде мы запишем под цифрой «1»

1. Загадка.

Вот так чудо!

Вот так диво!

Как сорвался он

С обрыва,

Так уже,

Который год,

Все никак,

Не упадет.

1 слайд

2. А теперь вторая загадка, ее ответ мы запишем под цифрой «2».

Не вода и не суша -

На лодке не уплывешь

И ногами не пройдешь.

2 слайд

3. Слушайте третью загадку, ее ответ мы запишем под цифрой «3»

Где я только не пройду,

Везде сырость наведу.

Я грибной, я слепой,

А зимой, совсем чудной.

На полях, желанный гость.

Называют меня.

3слайд

4. Ну, и последняя загадка, ее ответ запишем под цифрой «4»

Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе

Узкий кончик – в роднике,

А широкий – в море

4 слайд

Учитель: Молодцы! Правильно вот мы и разгадали кроссворд. Отгадайте, какое слово получилось в красном прямоугольнике.

Чудесная жидкость на свете всегда.

Она никому не приносит вреда.

Ты утром встаёшь и идёшь умываться.

Она помогает здоровым остаться!

Так о чем мы сегодня с вами будем говорить?

Учитель: Да, ребята, сегодня мы с вами поговорим о путешествие воде.

5 слайд

А что вы знаете о воде?

А вы хотите узнать, что – то новое о воде?

Когда первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин увидел из космоса землю, он назвал ее «голубой планетой».

Как вы думаете почему?

Показ 6 слайда с изображением земли, вид из космоса.

Учитель: (Обводит указкой всю воду на земле.) Все, что вы видите на планете Земля голубого цвета – это и есть вода.

Учитель: Вся вода на Земле называется Мировым океаном. А вот для того чтобы людям было удобнее ориентироваться в этом огромном водном пространстве, люди разделили его. Как они это сделали?

- Они разделили «Мировой океан» на океаны(7 слайд), моря( 8слайд), реки (9слайд), озера (10 слайд).

А какие океаны вы знаете?





Учитель: Кто из вас ездили отдыхать на море? Какие моря вы знаете?

Учитель: Какие реки вы знаете?

Учитель: Молодцы! Много океанов, морей и рек вы знаете.


А как называется самое большое озеро на Земле?


11 слайд



Учитель: Вода - удивительное вещество, она путешествует по всему Земному шару. А как же это происходит? Давайте с вами в этом разберемся.

Вода есть везде, в воздухе, на земле и под землей.

В каком виде встречается вода в природе?

Учитель: Где же в природе можно увидеть воду в твердом состоянии?

12 слайд

Учитель: Конечно, посмотрите, вода в твердом состоянии в природе встречается в виде льда это айсберги, сосульки, град, и в виде снега и инея.

Что же произошло с водой, что она стала твердой?

Учитель: Как вы думаете, где в природе вода встречается в жидком состоянии?

Учитель: Правильно. Вода в жидком состоянии в природе встречается в океанах, морях, реках, озерах, в виде дождя.

13слайд

(Показывает слайд с изображением морей, рек, океанов, дождя и тумана.)

Физминутка: «Свойства воды».

- А сейчас мы немного отдохнем. Мы превратимся в капельки воды и тоже побываем в разных состояниях.

Когда вода находится в твердом состоянии, то маленькие капельки, очень плотно прижаты друг к другу, как будто им холодно – они замерзли. Давайте и мы с вами встанем близко друг к другу и станем плотным кусочком льда. А когда вода находится в жидком состоянии, то её капельки берутся за руки и могут двигаться и менять положения. Мы тоже возьмемся за руки и попробуем походить по комнате по кругу и змейкой, как будто ручеёк. Когда же вода находится в газообразном состоянии, то ее частицы отпускают ручки друг от друга и разлетаются. И мы разомкнем руки и свободно побегаем, как легкие капельки пара.

Учитель: А теперь давайте представим, что солнце нагревает воду на поверхности Земли.

(Ребенок в костюме солнца).

Как вы думаете, что происходит с водой?

Учитель: Давайте убедимся и увидим, как это происходит. (Опыт)

(Описание опыта. В природе солнце нагревает воду, но, а я ее вскипятила в мультиварке.)

(Учитель открывает крышку мультиварки).

Учитель: Посмотрите, что это поднимается из мультиварки вверх?

Учитель: Правильно это пар. Только не пойму, откуда он взялся? Я в мультиварку наливала воду. А вы не знаете?


Учитель: Вы правы, если сильно нагреть воду, то она превратится в пар.

А что же такое пар?

Правильно пар – это мельчайшие капельки воды, которые поднимаются вверх.

Учитель:

Как называется такое состояние воды?



Учитель: А где в природе вода встречается в парообразном состоянии?

14 слайд

Учитель: Представим себе, что солнце нагрело воду в океане. Что в таком случае происходит с водой?

(Показ пара из мультиварки)


Учитель: Что образует пар, поднявшийся в небо?


Учитель: Вы правы. Облака, ребята, образуются постепенно.

Вначале в них еще мало влаги и они легкие, воздушные парят по небу (15 слайд) , вбирая в себя все больше и больше влаги и тогда образуются кучевые облака.

16 слайд

И вот представьте кучевых облаков становится все больше и больше, они становятся все тяжелее, ниже и темнее, кучевые облака собираются все ближе и ближе друг к другу.

Что же получится, когда они соберутся вместе?

17 слайд

Учитель: Посмотрите, как это происходит.

(Опыт с зеркалом).

Тучи накопили столько воды, что капли стали такими тяжелыми и большими, уже не могут лететь в воздухе, и они выпадают на землю в виде чего?( дождя или снега).

18 слайд

Учитель: Ребята, но мы же с вами знаем, что вода не может появиться из ни откуда, и уйти в никуда.

Так что же происходит с водой, когда она прольется дождем на землю?

Учитель: Сейчас мы с вами это узнаем и посмотрим, как же это происходит.

(Учитель вызывает детей и вместе с ним проводит опыт)

(Описание опыта. Давайте представим, что на земле идет дождь. Дети в костюмах тучек поливают землю).

Что же происходит с водой?


Посмотрите вот так выглядит наша Земля если ее разрезать пополам. Она состоит из нескольких слоев. Первый слой это земля, затем песок, камни, глина.

19 слайд


Учитель: Воду впитывает земля, песок, она проходит через камушки. И вот уже посмотрите, вода, долго блуждая подземными путями, выберется на поверхность земли, образуя ручейки.

(Показ прозрачного горшка с землей, песком с дырочкой внизу.)

20 слайд,21 слайд, 22 слайд



Учитель: А как вы думаете, во что собираются ручейки?

23 слайд

Учитель: Во что впадают реки?

24 слайд


Учитель: Правильно реки впадают в моря, а моря впадают в океаны. 25 слайд

А дальше, что происходит с водой?

Как называется такое явление природы?

24 слайд

В природе путешествует вода,

Она не исчезает никогда;

То в снег превратится, то в лёд,

Растает, и снова в поход!

Учитель: Молодцы! Таков путь воды из океанов, морей, озер, рек в облака, из облаков на землю, из земли снова в океан. Вода не исчезает, а только переходит из одного состояния, в другое, она что делает?

Ну что ж, мы с вами прошли очень длинный путь. И я предлагаю вам отдохнуть.

Физкультминутка «Мы вдоль речки погуляем».

Мы вдоль речки погуляем,

Побежим и отдохнем. (Шагаем на месте)

Здесь у речки мы вздохнем,

Руки в стороны поставим, (Развели руки в стороны, вперед)

Сядем, встанем, отдохнем. (Присели, встали, потрясли руками)

Чудеса у нас вокруг,

Дети спрятались все вдруг. (Присели, закрыли голову руками)

А потом все дружно встали

И в ладоши хлопать стали. (Хлопаем в ладоши)

Хорошо мы погуляли и нисколько не устали! (Шагаем на месте)

Подведение итога НОД.

В конце нашего занятия мы с вами повторим всё, что мы узнали о воде.

(Составление кластера)

Коллективная аппликация.

Рефлексия.

Если вам все понравилось, возьмите веселую капельку и прикрепите к доске. Если не понравилось, и было не понятно прикрепите грустную капельку.







Это кроссворд.














Водопад





Болото










Дождь







Река









О воде.









Потому, что большую часть земли занимает вода.









Тихий океан, Атлантический океан, Северный Ледовитый океан, Индийский океан. Черное море, Красное море, Мраморное море, Желтое море. Волга, Дунай, Обь.

Самое большое озеро на земле называется озеро Байкал.


Она встречается в твердом, жидком и парообразном состоянии.


Айсберги, снег, лед, сосульки, иней.




Вода замерзла. Дождь, вода в реках, озерах, морях, океана.
























Она начинает испаряться.





Это пар.


Вода нагрелась и превратилась в пар.



Пар – это маленькие, крохотные капельки воды. Такое состояние называется парообразное. Пар, облака.



Вода начинает испаряться, превращаясь в пар и понимаясь к верху.

Пар образует облака.











На небе появятся огромные тучи.


















Она впитывается в землю.













Ручейки собираются в реки.

Реки впадают в моря.



Круговорот воды в природе.













Путешествует.













































Я часто использую проблемные ситуации  в работе с дошкольниками, т.к. они положительно влияют на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей. На своем занятии с помощью проблемной ситуации я вовлекла детей в мыслительный процесс. Занятие с включением   решения проблемной ситуации  стало увлекательным, развивающим.

Так же я использую на занятии детское экспериментирование, потому что оно развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала. С помощью этого метода можно научить детей устанавливать причинно-следственные связи. 

Экспериментальная деятельность на занятии вызывает огромный интерес у детей, ведь она дает возможность самим найти ответы на вопросы.

Результативные современные приемы и методы использования информационных технологий:

Я применяю  в обучении дошкольников  информационно-коммуникационные технологии, так как  средства мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме,  способствуют всестороннему развитию детей, развивают логическое мышление, помогают формировать интерес к познанию окружающего мира.  

На этом занятии с  помощью  мультимедийной  презентации  я обеспечиваю наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, помогает поддерживать интерес детей в течении всего занятия.

































































Жили – были, не тужили,

Капельки росы в траве.

И блестели и сверкали,

Все дивились красоте.

 

Солнце выше поднималось,

Припекало им бока,

В пар росинки превращались,

Поднимались в облака.

 

В облаках все было чудно!

Было много здесь друзей.

Словно сказочное судно

Средь воздушных шло морей

 

Ветер подгонял кораблик,

Раздувая паруса.

То в коня мы превращались,

То в слона - вот чудеса!

 

Кучевыми, дождевыми

Стали наши облака,

Плыть по небу уж устали,

Напрягли свои бока.

 

И на землю, как из лейки,

Устремились капли вниз.

Поливали парк, скамейки,

И стучали о карниз.

 

Мы же, капельки-подружки,

Устремились в огород.

Поливали лук, капусту,

Помидоры и укроп.

 

Нам за это в огороде

Все «спасибо» говорят.

-Урожай уж будет точно.-

 Все с мечтой вперед глядят.

 

Рада дождику земля,

Рады луг, леса, поля.

Птицы рады, рады звери.

Всем он нужен – в это верим.

 

Нужен дождь, нужна вода.

Гибнет без неё Земля.

Дождь хороший, пусть он льёт,

Всё живое воду пьёт.

 

Вот и дождь прошел – светло,

В небе солнышко взошло.

Стало по земле гулять,

Стало ярче припекать.

 

Пробежало и по лужам,

По реке и по морям.

Стали лужи меньше уже.

Испарились, нет уж там.

 

Паром в небо устремились,

В тучи снова превратились.

И отправились гулять,

Чтобы дождиком опять

 

К нам на землю воротиться,

Или снегом опуститься,

Или градом пробежать-

В общем, снова водой стать.

 

Так бежит вода, как чудо,

Каждый день за годом год,

Совершая путь по кругу-

Вот такой круговорот.



































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!