Учитель: Сегодня утром к нам в школу принесли посылку. Она адресована самым любознательным детям в школе. Я сразу поняла, что эта посылка адресована нашей группе. Давайте посмотрим, что в ней лежит. (Учитель достает кроссворд.) Учитель: Ребята что-то я не пойму, что это за таблица? Учитель: Подождите, подождите, здесь еще и загадки. Наверное, для того, чтобы разгадать этот кроссворд. Слушайте первую загадку, ее ответ в кроссворде мы запишем под цифрой «1» 1. Загадка. Вот так чудо! Вот так диво! Как сорвался он С обрыва, Так уже, Который год, Все никак, Не упадет. 1 слайд 2. А теперь вторая загадка, ее ответ мы запишем под цифрой «2». Не вода и не суша - На лодке не уплывешь И ногами не пройдешь. 2 слайд 3. Слушайте третью загадку, ее ответ мы запишем под цифрой «3» Где я только не пройду, Везде сырость наведу. Я грибной, я слепой, А зимой, совсем чудной. На полях, желанный гость. Называют меня. 3слайд 4. Ну, и последняя загадка, ее ответ запишем под цифрой «4» Чуть дрожит на ветерке Лента на просторе Узкий кончик – в роднике, А широкий – в море 4 слайд Учитель: Молодцы! Правильно вот мы и разгадали кроссворд. Отгадайте, какое слово получилось в красном прямоугольнике. Чудесная жидкость на свете всегда. Она никому не приносит вреда. Ты утром встаёшь и идёшь умываться. Она помогает здоровым остаться! Так о чем мы сегодня с вами будем говорить? Учитель: Да, ребята, сегодня мы с вами поговорим о путешествие воде. 5 слайд А что вы знаете о воде? А вы хотите узнать, что – то новое о воде? Когда первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин увидел из космоса землю, он назвал ее «голубой планетой». Как вы думаете почему? Показ 6 слайда с изображением земли, вид из космоса. Учитель: (Обводит указкой всю воду на земле.) Все, что вы видите на планете Земля голубого цвета – это и есть вода. Учитель: Вся вода на Земле называется Мировым океаном. А вот для того чтобы людям было удобнее ориентироваться в этом огромном водном пространстве, люди разделили его. Как они это сделали? - Они разделили «Мировой океан» на океаны(7 слайд), моря( 8слайд), реки (9слайд), озера (10 слайд). А какие океаны вы знаете? Учитель: Кто из вас ездили отдыхать на море? Какие моря вы знаете? Учитель: Какие реки вы знаете? Учитель: Молодцы! Много океанов, морей и рек вы знаете. А как называется самое большое озеро на Земле? 11 слайд Учитель: Вода - удивительное вещество, она путешествует по всему Земному шару. А как же это происходит? Давайте с вами в этом разберемся. Вода есть везде, в воздухе, на земле и под землей. В каком виде встречается вода в природе? Учитель: Где же в природе можно увидеть воду в твердом состоянии? 12 слайд Учитель: Конечно, посмотрите, вода в твердом состоянии в природе встречается в виде льда это айсберги, сосульки, град, и в виде снега и инея. Что же произошло с водой, что она стала твердой? Учитель: Как вы думаете, где в природе вода встречается в жидком состоянии? Учитель: Правильно. Вода в жидком состоянии в природе встречается в океанах, морях, реках, озерах, в виде дождя. 13слайд (Показывает слайд с изображением морей, рек, океанов, дождя и тумана.) Физминутка: «Свойства воды». - А сейчас мы немного отдохнем. Мы превратимся в капельки воды и тоже побываем в разных состояниях. Когда вода находится в твердом состоянии, то маленькие капельки, очень плотно прижаты друг к другу, как будто им холодно – они замерзли. Давайте и мы с вами встанем близко друг к другу и станем плотным кусочком льда. А когда вода находится в жидком состоянии, то её капельки берутся за руки и могут двигаться и менять положения. Мы тоже возьмемся за руки и попробуем походить по комнате по кругу и змейкой, как будто ручеёк. Когда же вода находится в газообразном состоянии, то ее частицы отпускают ручки друг от друга и разлетаются. И мы разомкнем руки и свободно побегаем, как легкие капельки пара. Учитель: А теперь давайте представим, что солнце нагревает воду на поверхности Земли. (Ребенок в костюме солнца). Как вы думаете, что происходит с водой? Учитель: Давайте убедимся и увидим, как это происходит. (Опыт) (Описание опыта. В природе солнце нагревает воду, но, а я ее вскипятила в мультиварке.) (Учитель открывает крышку мультиварки). Учитель: Посмотрите, что это поднимается из мультиварки вверх? Учитель: Правильно это пар. Только не пойму, откуда он взялся? Я в мультиварку наливала воду. А вы не знаете? Учитель: Вы правы, если сильно нагреть воду, то она превратится в пар. А что же такое пар? Правильно пар – это мельчайшие капельки воды, которые поднимаются вверх. Учитель: Как называется такое состояние воды? Учитель: А где в природе вода встречается в парообразном состоянии? 14 слайд Учитель: Представим себе, что солнце нагрело воду в океане. Что в таком случае происходит с водой? (Показ пара из мультиварки) Учитель: Что образует пар, поднявшийся в небо? Учитель: Вы правы. Облака, ребята, образуются постепенно. Вначале в них еще мало влаги и они легкие, воздушные парят по небу (15 слайд) , вбирая в себя все больше и больше влаги и тогда образуются кучевые облака. 16 слайд И вот представьте кучевых облаков становится все больше и больше, они становятся все тяжелее, ниже и темнее, кучевые облака собираются все ближе и ближе друг к другу. Что же получится, когда они соберутся вместе? 17 слайд Учитель: Посмотрите, как это происходит. (Опыт с зеркалом). Тучи накопили столько воды, что капли стали такими тяжелыми и большими, уже не могут лететь в воздухе, и они выпадают на землю в виде чего?( дождя или снега). 18 слайд Учитель: Ребята, но мы же с вами знаем, что вода не может появиться из ни откуда, и уйти в никуда. Так что же происходит с водой, когда она прольется дождем на землю? Учитель: Сейчас мы с вами это узнаем и посмотрим, как же это происходит. (Учитель вызывает детей и вместе с ним проводит опыт) (Описание опыта. Давайте представим, что на земле идет дождь. Дети в костюмах тучек поливают землю). Что же происходит с водой? Посмотрите вот так выглядит наша Земля если ее разрезать пополам. Она состоит из нескольких слоев. Первый слой это земля, затем песок, камни, глина. 19 слайд Учитель: Воду впитывает земля, песок, она проходит через камушки. И вот уже посмотрите, вода, долго блуждая подземными путями, выберется на поверхность земли, образуя ручейки. (Показ прозрачного горшка с землей, песком с дырочкой внизу.) 20 слайд,21 слайд, 22 слайд Учитель: А как вы думаете, во что собираются ручейки? 23 слайд Учитель: Во что впадают реки? 24 слайд Учитель: Правильно реки впадают в моря, а моря впадают в океаны. 25 слайд А дальше, что происходит с водой? Как называется такое явление природы? 24 слайд В природе путешествует вода, Она не исчезает никогда; То в снег превратится, то в лёд, Растает, и снова в поход! Учитель: Молодцы! Таков путь воды из океанов, морей, озер, рек в облака, из облаков на землю, из земли снова в океан. Вода не исчезает, а только переходит из одного состояния, в другое, она что делает? Ну что ж, мы с вами прошли очень длинный путь. И я предлагаю вам отдохнуть. Физкультминутка «Мы вдоль речки погуляем». Мы вдоль речки погуляем, Побежим и отдохнем. (Шагаем на месте) Здесь у речки мы вздохнем, Руки в стороны поставим, (Развели руки в стороны, вперед) Сядем, встанем, отдохнем. (Присели, встали, потрясли руками) Чудеса у нас вокруг, Дети спрятались все вдруг. (Присели, закрыли голову руками) А потом все дружно встали И в ладоши хлопать стали. (Хлопаем в ладоши) Хорошо мы погуляли и нисколько не устали! (Шагаем на месте) Подведение итога НОД. В конце нашего занятия мы с вами повторим всё, что мы узнали о воде. (Составление кластера) Коллективная аппликация. Рефлексия. Если вам все понравилось, возьмите веселую капельку и прикрепите к доске. Если не понравилось, и было не понятно прикрепите грустную капельку. |