Пояснительная записка
Занятия музыкальные: хоровые кружки, внеклассные мероприятия направлены на то, чтобы развить у учащихся музыкальные способности: способность любить, чувствовать, понимать, оценивать явления искусства, наслаждаться ими ,создавать в меру своих сил и творческих возможностей музыкально - художественные ценности.
Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов- классиков, охватывающие временной диапазон от эпох барокко до наших дней, народная музыка, песни России и стран ближнего зарубежья , образцы духовной вокальной музыки, а также значительно обновленный репертуар композиторов- классиков.
Песенный материал, особо отметим, не столько выполняет вспомогательную, иллюстративную функцию, сколько играет самоценную, смысловую роль в освоении содержания программы.
Актуальность курса в процессе систематических занятий. В вокальной группе учащиеся знакомятся, слушают, анализируют музыкальные произведения их характер, разучивают и исполняют песни, игры, музыкальные произведения различного характера.
Академический материал подобран в соответствии с возможностью реального освоения его в рамках
Новизна курса в том, что учащиеся передают ритмическую основу песни , передают характер, структуру, сочиняют и импровизируют к произведениям подголоски , играем в композиторов .
Цели и задачи программы
Цель: формирование основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре , как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.
Задачи:
1.Привить любовь и уважение к музыке , пению, как предмету искусства,
2.Научить воспринимать музыку ,как важную часть жизни каждого человека.
3.Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости , любви к окружающему миру.
4.Привить основы художественного вкуса.
5.Обучить основам вокальной грамоты.
6.Сформировать потребность в общении с музыкой.
Реализовать задачи через вокальное, хоровое пение, интонирование, импровизацию,
Условия реализации образовательной программы.
Программа предназначена для детей младших классов. Дети ,обладающие музыкальным слухом, ритмическими навыками принимаются в вокальный кружок.
Режим работы кружка: 1 раз в неделю, 2часа.
Методы проведения занятий:
Словесные методы: беседа, анализ, музыкального произведения, его структуры.
Наглядные методы: исполнение песен педагогом.
Практические методы: вокально- хоровые упражнения, распевки.
В качестве главных методов программы выбран метод междисциплинарных взаимодействий, стилевой подход, творческий метод, системный подход, метод восхищения от частного к общему.
Формы организации деятельности учащихся на занятии: групповая, ансамблевая.
Формы проведения занятий репетиции, концерты, фестивали
Критерии и формы оценки качества знаний: концерты, фестивали, отчетные концерты,
Ожидаемые результаты
Школьники должны научиться :1. Правильно исполнять песни, петь двуголосием, акопеллой, соблюдая певческую .установку,
любить и уважать музыкальную культуру.
Уметь эстетично выступать на концертах, фестивалях.
Проявлять творческие способности, интонировать, импровизировать, эстетично выступать,
2.Учебно-тематический план
Тема | Количество часов | |
Форма работы | Количество часов | сроки | |
Вводное занятие. Прослущивание детских голосов.Инструктаж по технике безопасности. | репетиция | 2 | 1неделя | |
Правила охраны детского голоса.Певческое дыхание | репетиция | 2 | 2 неделя | |
Песни Современных композиторов | репетиция | 2 | 3 неделя | |
4. Краски осени. | репетиция | 2 | 4 неделя | |
Что ты рано в гости осень к нам пришла | репетиция | 2 | 5 неделя | |
Музыкальное эхо. | запись голосов | 2 | 6 неделя | |
Мои первые в жизни каникулы | индивидуальное прослушивание голосов | 2 | 7 неделя1 | |
8 Встанем скорей с друзьями в хоровод, пора петь и танцевать. | репетиция | 2 | 8 неделя | |
9 Песни, пляски | репетиция | 2 | 9 неделя | |
10Народные песни сопровождении оркестра народных инструментов | репетиция | 2 | 10 неделя | |
11Народные песни в сопровождении оркестра народных инструментов | запись фонограмм | 2 | 11 неделя |
12 Военные песни | репетиция | 2 | 12 неделя |
13 Маршевые песни | репетиция | 2 | 13 неделя |
14 Песни Советских композиторов | индивидуальное прослушивание | 2 | 14 неделя |
15 В гостях у сказки. Песни, игры, драматизации. | репетиция | 2 | 15 неделя |
16 Музыкальные посиделки, песни_ прибаутки, потешки,. | репетиция | 2 | 16 неделя |
17 Зимние песни, хороводы | репетиция | 2 | 17 неделя |
18 Новогодние песни, хороводы | репетиция | 2 | 18 неделя |
19 Кто_ кто в теремочке живет.,.. | репетиция | 2 | 19 неделя |
20 Веселый праздник | Концерт | 2 | 20неделя |
21 Пропоем ноты | репетиция | 2 | 21неделя |
22 Весенние песни и песни о маме | репетиция | 2 | 22 неделя |
23 Природа просыпается | репетиция | 2 | 23 неделя |
24В детском музыкальном театре | репетиция | 2 | 24 неделя |
25 Мелодия и краски весны | репетиция по голосам, урок фантазия | 2 | 25 неделя |
26 Песни Советских и Зарубежных композиторов | репетиция | 2 | 26 неделя |
27 Легко ли стать музыкальным исполнителем | прослушивание | 2 | 27 неделя |
28 Давайте сочиним оперу | репетиция | 2 | 28 неделя |
29 Играем в композиторов | урок- импровизация | 2 | 29 неделя |
30 Песни из мультфильмов | путешествие работа над дыханием и чистотой интонации | 2 | 30 неделя |
31 Песни композитора Шаинского | репетиция | 2 | 31 неделя |
32 Пение в сопровождении оркестра | репетиция | 2 | 32 неделя |
33 Песни композиторов- классиков | репетиция | 2 | 33 неделя |
34Но на свете почему-то торжествует доброта | репетиция | 2 | 34 неделя |
35 Песни о дружбе, о России, о Мире на Земле. Милый друг, встанем в круг | концерт | 2 | 35неделя |
Методическое обеспечение образовательной программы «Весёлые голоса»
Темы программы | Форма занятий | Приемы и методы | Дидактический, музыкальный материал | Техническое оснащение | Форма подведение итогов |
1 Вводное занятие. Нас в школу приглашаю задорные звонки | Урок - игра | Словесный, наглядный, игровый | Иллюстрации | Фортепиано | Музыкальная викторина |
2 Музыка, музыка всюда нам слышна | Игра «Угадай мелодию» | Словесный, наглядный, игровый | Набор плакатов | Фортепиано, Стереомагнитофон, кассеты | Тестирование |
3 Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку | Урок - конкурс | Словесный, наглядный | Наглядные пособия | Фортепиано, Стереомагнитофон, кассеты | Музыкальный конкурс |
4 Краски осени | Урок – конкурс, Игра - путешествие | Словесный, наглядный, игровый | Плакаты | Фортепиано, Стереомагнитофон, кассеты | Музыкальная игра |
5 Что ты рано в гости, к нам пришла | Урок с групповой формой работы | Словесный, наглядный, игровый | Плакаты | Фортепиано, Стереомагнитофон, кассеты | Викторина |
6 Музыкальное эхо | Музыкальная игра | Словесный, наглядный | Музыкальные пособия | Фортепиано, Стереомагнитофон, кассеты | Музыкальный зачет |
7 Мои первые в жизни каникулы | Урок - театрализация | Словесный, наглядный, игровый | Плакаты | Фортепиано, Стереомагнитофон, кассеты | Игра - театрализация |
8 Встанем скорей в хоровод | | | | | |
9 Песни, пляски | Урок - игра | Словесный, наглядный | Иллюстрации | Фортепиано, Стереомагнитофон, кассеты | Музыкальный конкурс |
10 народные песни, в сопровождении оркестра народных инструментов | Музыкальные посиделки | Словесный, наглядный | Костюмы, пособия | Фортепиано, Стереомагнитофон, кассеты | Урок – соревнование |
11 Народные песни в сопровождении оркестра | Урок - игра | Словесный, наглядный | Плакаты | Фортепиано, Стереомагнитофон, кассеты | КВН |
12 Военные песни | | | | Фортепиано, Стереомагнитофон, кассеты | Музыкальная викторина |
13 Маршевые песни | Урок – музыкальное представление | Словесный, наглядный, игровый | Костюмы, плакаты, иллюстрации | Фортепиано, Стереомагнитофон, кассеты | Концерт новогодний |
13 Маршевые песни | Урок – музыкальное представление | Словесный, наглядный, игровый | Костюмы, плакаты, иллюстрации | Фортепиано, Стереомагнитофон, кассеты | Концерт новогодний |
14 Песни советских композиторов | Урок – конкурс | Словесный, наглядный, игровый | Картинки | Фортепиано, Стереомагнитофон, кассеты | Игра - соревнование |
15 В гостях у сказки | Урок – конкурс | Объяснительный, иллюстративный, игровой | Иллюстрации | Фортепиано, Стереомагнитофон, кассеты | Музыкальная викторина |
16 Музыкальные посиделки | Урок – театрализация | Эвристический, репродуктивный | Плакаты, костюмы | Фортепиано, Стереомагнитофон, кассеты | Зачет |
17 Зимние песни, хороводы | Театрализация | Музыкальное обощение | Пособия, плакаты | Фортепиано, Стереомагнитофон, кассеты | Тестирование |
18 Новогодние песни, хороводы | КВН | Метод забегания вперед и возвращения к пройденному | Иллюстрации | Фортепиано, Стереомагнитофон, кассеты | Викторина |
19 Кто-то в теремочке живет | Урок с групповой формой | Метод драматургии | Открытки, иллюстрации | Фортепиано, Стереомагнитофон, кассеты | Викторина |
20 Веселый праздник | Урок – импровизация | Метод эмоционального воздействия | Плакаты | Фортепиано, Стереомагнитофон, кассеты | Викторина |
21 Пропоем музыкальные ноты | Урок – путешествие | Наглядный, игровый | Пособия | Фортепиано, Стереомагнитофон, кассеты | Режиссура |
22 Весенние песни о маме | Урок – игра | Словесный, наглядный | Открытки | Фортепиано, Стереомагнитофон, кассеты | Викторина |
23 Природа просыпается | Урок –игра в оркестр | Словесный, наглядный | Открытки | Фортепиано, Стереомагнитофон, кассеты | Концерт – загадка |
24 В детском музыкальном театре | Урок – имповиация | Словесный, наглядный, игровый | Иллюстриции | Фортепиано, Стереомагнитофон, кассеты | Концерт по заявкам |
25 Мелодия и краски весны | Урок – путешествие | Словесный, наглядный, игровый | Плакаты | Фортепиано, Стереомагнитофон, кассеты | Викторина |
26 Песни Советских и Зарубежных композиторов | Урок – соревнование | Словесный, наглядный | Иллюстрации, музыкальные пособия | Фортепиано, Стереомагнитофон, кассеты | Викторина |
27 Легко ли стать исполнителем | Урок – театрализация | Словесный, наглядный | Костюмы, пособия | Фортепиано, Стереомагнитофон, кассеты | Урок - театрализация |
28 Давайте сочиним оперу | Урок – игра | Словесный, наглядный | Плакат | Синтезатор | Игра |
29 Играем в композиторов | Урок – игра | Словесный, наглядный | Иллюстрации | Синтезатор | Игра |
30 Песни из мультфильмов | Урок – конкурс | Словесный, наглядный | Иллюстрации | Матнитоф | Музыкальный конкурс |
31Песни композитора Шаинского | Урок – игра | Словесный, наглядный | Плакаты | Матнитоф | Музыкальный конкурс |
32 Песни композитора Классиков | Урок – конкурс | Словесный, наглядный, игровой | Иллюстрации | Синтезатор | Музыкальный конкурс |
33 Но на свете почему-то торжествует доброта | Урок – театрализации | Словесный, наглядный, игровой | Иллюстрации | Синтезатор | Музыкальный конкурс |
34-35 Песни о дружбе, о мире. Милый друг вставай в круг | Урок – конкурс | Словесный, наглядный | Плакаты | Магнитоф. | Концерт |
Литература
Апраксина М.В «Методика развития детского голоса» Учебное пособие МГПИ им. Ленина, 1985 г.
Арчалинкова И.А. «Профессия - учитель музыки», Просвещение, 1984г.
Грозенская Г.С. «Слушание музыки в школе», Просвещение, 1961г.
Методологическая культура педагога – музыканта Учебное пособие, 2002 г. Абдулин и др.
Настольная книга учителя – музыканта, М. Владос, 2000 г., Алиев
Селевко Г.К «Современные образовательные технологии» Учебные пособия, Народное образование, 1998 г.
Стулова Г.П. «Развитие детского голоса в процессе обучения»
Стулова Г.П. «Теория и практика работы с детским хором», 2002г.
Стулова Г.П. «Что необходимо знать учителю для правильной организации вокальной работы с детьми» Сб. научных трудов МПГУ м.Прометей, 2003г. с.311-316
Стулова Г,П. «Акустика – физиологические основы вокала», 2003г.
Школяр «Музыкальное образование в школе», Академия, 2001г.
РЕЦЕНЗИЯ
На программу кружка «Весёлые голоса»
Автор – составитель: Михеева учитель МБОУ СОШ
№173 с углубленным изучением отдельных предметов
города Нижнего Новгорода
Программа курса «Весёлые голоса» входит в образовательную область уроков музыки. Она включает 35 часов музыкальных занятий. Данный курс дополняет обязательную программу по музыке и призван, прежде всего, способствовать более глубокому усвоению учащимися материала, предусмотренного программой.
Программа построена с учетом современных требований изложенных в новых образовательных стандартах. Деятельность учителя будет направлена на развитие музыкальных способностей у детей, чувств, эстетического вкуса. Удовлетворение и поощрение любознательности школьников, из аналитических синтетических и музыкальных способностей в области музыки.
В основе программы прослеживаются принцип от простого к сложному, принципы доступности, наглядности, индивидуального подхода.
Целью организации занятий кружка является расширение кругозора учащихся, формирование основ духовно-нравственного воспитании школьников через приобретение к музыкальной культуре, к предмету, воспитание и мировоззрения и ряда личностных качеств углубленного изучения музыки как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.
Содержание программы соответствует нормативным документам состоит из:
- рецензии
- пояснительной записки
- учебно-тематического плана
- основного содержания курса
- реализацию требований к уровню знаний, умений и навыков в виде контролирующих материалов
- списка литературы.
Данная программа может быть одобрена и допущена к использованию в МБОУ СОШ № 173 с углубленным изучением отдельных предметов города Нижнего Новгорода.
Председатель МО учитель музыки советского района: _________ /Е.П. Рявчикова/