«ТЕСТОПЛАСТИКА»
ТЕМА: «ГРИБ».
ЦЕЛИ:
рассказать воспитанникам о свойствах солёного теста;
формирование организационных умений ( правильно располагать на рабочем месте материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, выполнять санитарно – гигиенические требования при выполнении лепки );
развитие умения ориентироваться в здании ( анализировать объект, условия работы ); - развитие мелкой моторики пальцев рук, зрительной и слуховой памяти, произвольного внимания, восприятия;
обогащение словарного запаса; - воспитание эстетического вкуса. ОБОРУДОВАНИЕ: солёное тесто, образец гриба.
ХОД .
Воспитатель показывает мягкую игрушку.
– Из какого материала сделана эта игрушка ?
(Эта игрушка сделана из искусственного меха ) . Воспитатель показывает куклу , машинку .
– Из какого материала сделаны эти игрушки ? ( Машинка и кукла сделаны из пластмасса ) .
– Все эти игрушки и собака, и кукла, и машинка сделаны на фабрике игрушек с помощью специальных машин. Как вы думаете, из чего мы можем сделать игрушки сами, своими руками? (Игрушки можно сделать из кусочков ткани, из пластилина и т.д.
– Очень давно, когда ещё не было современных фабрик по изготовлению игрушек, люди научились делать их из соломы, глины и … теста. Мы каждый день встречаемся с тестом в готовом виде: едим хлеб, пирожки, печенье и т.д. Но часто ли вам в голову приходила мысль, что из муки можно сделать, например, подсвечник, панно на стену или коробочку для скрепок? Вряд ли. А ведь людям, очень давно пришла в голову мысль использовать тесто для подобных целей. И мы с вами попробуем сделать игрушку из теста. Тесто, из которого мы будем лепить игрушки необычное, оно солёное и не пригодно для употребления в пищу.
СОСТАВ И СВОЙСТВА ТЕСТА.
– Кто ответит, почему это тесто нельзя употреблять в пищу?(Потому, что тесто солёное)
- Правильно, оно очень солёное потому, что для его приготовления используют воду, соль, муку. Все эти компоненты смешивают. Когда тесто становится крепким и упругим, его можно использовать для изготовления поделок. Тесто хорошо лепится, поэтому из него можно сделать разнообразные игрушки. Изготовление поделок из теста занимает много времени. Мы пройдём с вами все этапы работы с тестом, от оборудования рабочего места до приготовления теста и его выпечки, раскрашивания и лакировки. Но прежде чем приступить к изготовлению поделок, хотелось бы вам рассказать о «Правиле НЕ». НЕ торопитесь. Каждый процесс требует определённого времени. Нужно научиться ждать – пока подсохнут детали, пока они пропекутся, пока остынут, пока высохнет краска и т.д. При несоблюдении указанных временных сроков, возможны всякие неприятности в виде плесени, ломкости и т.д., которые, конечно же, никому не нужны. НЕ расслабляйтесь раньше времени. Если уж вы занялись каким – то делом, то сконцентрируйтесь на нём
ФИЗМИНУТКА.
Гриша шёл – шёл – шёл
Белый гриб нашёл
Раз – грибок,
Два – грибок,
Три – грибок,
Положи их в кузовок.
Декламируя стихотворение, дети имитируют движения грибника: идут, нагибаются и кладут грибы в кузовок. (Движения неторопливые, ритмичные).
- На этом занятии мы попробуем сделать…, а вот что сделать вы узнаете, если отгадаете загадку:
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть – нет головы.
( ГРИБ ).
Воспитатель показывает образец.
Из скольких деталей состоит гриб? (Из двух: из ножки и шляпки ).
Какого цвета ножка и шляпка ? (Ножка белая, шляпка красная ). ИЗГОТОВЛЕНИЕ « ножек».
Чтобы получились ножки грибов, скатайте « колбаски» из теста – длиной 3 см для маленького грибочка, длиной 4 см для среднего и толстую ( диаметром 1,5 – 2 см ) длиной 6 – 7 см для большого. После этого один из концов каждой ножки сделайте немного тоньше другого. ИЗГОТОВЛЕНИЕ « шляпок».
– Раскатайте кусочки теста диаметром 2,5 см, 4 см и 8 – 9 см. Руками обомните края кружочков, чтобы они стали тонкими и образовались лёгкие фалды на тесте. Чтобы в готовом изделии шляпка выглядела естественно, ей нужно придать объём в центре. Для этого шляпку маленького гриба сушите в течении часа на фасолине, а шляпку большого гриба – отвинчивающейся крышке от бутылки. Оставляем сохнуть детали. Склеивать детали и раскрашивать их будем на следующем занятии.
ИТОГ ЗАНЯТИЯ.
–Какой предмет лепили на занятии?
-Из чего лепили гриб? ( Из солёного теста ).
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА. Жадько Е. Г., Л. М. Давыдова. «Поделки и аксессуары из солёного теста» Изд. 2 – е Ростов н/Д Феникс, 2006 г.