СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кружковая работа "Волшебное тесто"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Кружковая работа "Волшебное тесто"»

Кружковая работа

«Волшебное тесто».





Возраст детей: 3 – 4 года

Срок реализации программы: 1 год

















Кочуново.

2020– 2021учебный год.































Содержание

I. Пояснительная записка 3

II. Цель, задачи 3

III. Учебно-тематический план 4

IV. Содержание программы 6

V. Организационно-педагогические условия реализации программы … 6

VI. Планируемые результаты ……………………………………………. 7

VII. Оценочные и методические материалы ……………………………. 7

  1. Формы контроля ………………………………………………... 7

  2. Критерии отслеживания усвоения программы ………………. 7


VIII. Воспитательная работа ……………………………………………… 9


IX. Литература …………………………………………………………….. 9



















I. Пояснительная записка

В интеллектуальном, эмоциональном и речевом развитии ребенка чрезвычайно важна роль продуктивной деятельности. Овладение детьми техники лепки из податливого материала содействует развитию мелкой моторики, дифференцированных движений и тонких осязательных реакций. Развивая тонкую моторику ребенка, мы способствуем улучшению его артикуляционной моторики, а, следовательно, и речи. Знакомство с мягким материалом, его пластичностью, быстрее вызывает у ребенка интерес, и его действия становятся осмысленными. Дошкольников привлекают свойства этого материала. Соленому тесту гораздо легче, чем пластилину или глине придавать любую форму. Что радует малыша. Тесто легко окрашивается в нужный цвет, не пачкает руки. Являясь экологически чистым природным материалом, не вызывает аллергических реакций у детей. Сам процесс лепки вызывает радость от ощущения собственной силы, творчества.

Лепка способствует нормализации тонуса мышц рук и активации мелкой моторики. При лепке малыш действует ладонями и пальцами рук, это происходит постепенно с увеличением участия в лепке всех пальцев, наиболее чувствительной части кисти руки.

В дошкольном возрасте творчество доставляет ребенку удовольствие, дает ему возможность в поделке отразить свои впечатления и наблюдения, рассказывая о ней.

Процесс лепки способствует развитию детского восприятия и воображения, создает условия для активного припоминания, концентрации внимания и мышления. В творческой продуктивной деятельности активируется сообразительность детей и стремление к самостоятельной деятельности.


II. Цель программы:

Развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через обучение технике работы с соленым тестом.

Задачи:

1.Обогащать сенсорный опыт детей, познакомить с новым пластичным материалом- соленым тестом, ввести в опыт детей действия растягивания и разглаживания материала на плоской поверхности.

2.Развивать мелкую моторику рук.

3.Создать условия для формирования эмоциональных и речевых контактов, умений выполнять формообразующие движения.

4.Развивать эстетические ощущения и воображение.


III. Учебно-тематический план

Месяц

Игровые занятия

Задачи

Кол-во занятий

Кол-во часов

Сентябрь

Знакомство с тестом и элементарные действия с ним.

Прячем мелкие игрушки в тесто (шарики, палочки, бобы).

Достаем предметы из теста.

Шлепаем ладошками.

Прячем руки в тесте.

-Познакомить детей с соленым тестом и его свойствами: мнется, скатывается, расплющивается, рвется;

-учить правильно работать с тестом;

- вызвать интерес к работе;

-развивать мелкую мускулатуру пальцев.


4

4

Октябрь

Отрываем кусочки теста.

Оладушки.

Носик и ротик Колобку.

Пирожки.

Булочки.

-Продолжать знакомить детей с соленым тестом и его свойствами;

-развивать мелкую мускулатуру пальцев;

-вызвать у детей интерес к работе с соленым тестом;

-воспитывать эмоциональную отзывчивость и доброту.

4

4

Ноябрь

Изготовление объемных фигурок цилиндрической формы

Сосиска для собачки

Морковка для Зайки.

Змейка.

Самолетик.

-Учить отщипывать пальцами маленькие кусочки от основного куска, раскатывать их прямыми движениями руки между ладонями;

-учить оформлять поделку;

-воспитывать аккуратность в работе с соленым тестом.

4

4

Декабрь

Солнечные лучики.

Черепашка.

Осьминожка.

Домик из бревен.

-Учить детей раскатывать прямыми движениями по дощечке «столбики» из соленого теста;

-Соединять концы «столбика» в кольцо;

-развивать мелкую моторику рук;

4

4

Январь

Изготовление объемных фигурок круглой формы

Колобок.

Солнышко с лучиками.

Цветочек.

-Учить лепить шарики, скатывая между ладонями круговыми движениями;

-продолжать учить многократно повторять однородные движения;

-способствовать проявлению умственной и речевой активностей;

3

3

Февраль

Помпончик для шапочки.

Помидор.

Снеговик.

Изготовление объемных фигурок плоской формы из круглой и цилиндрической

Тарелочки, блюдца.

-Продолжать учить делать шар из теста, круговыми движениями между ладонями;

-учить оформлять поделку;

-развивать движения руки, многократно повторять однородные движения

4

4

Март

Солнышко на ладошке.

Огурчики на тарелочке.

Аппликация на тесте из теста расплющивание теста на доске

Ягодки на блинчике.

Выкладывание рисунка из палочек на тесте

Заборчик.


-Учить скатывать шар между ладонями и сплющивать его, придавая ему форму лепешки;

-развивать воображение, дополняя простой вылепленный образ доступными средствами (дополнительным материалом).

4

4

Апрель

Выкладывание рисунка на тесте из крупных семян, бусин и т.д.

Яблоко (горох).

Рыба (семена).

Украшение торта, пирога.

Красивая салфетка.


-Продолжать учить скатывать шар между ладонями и сплющивать его;

-учить дополнять плоскую форму рисунком дополнительным материалом;

-учить слушать сказки и понимать содержание.


4

4

Май

Декоративные поделки

Корзина с цветами (коллективная работа).

Фрукты на блюдце.

Овощи в корзинке.

Итоговое занятие: Лепим картину.

Изучение возможностей и интересов детей в работе с соленым тестом.

-Развивать у детей воображение, дополняя простой вылепленный образ доступными средствами выразительности;

-закрепить умение раскатывать, сплющивать и скатывать соленое тесто.

4

4


Всего


31




IV. Содержание программы

Программа рассчитана на один год обучения.

Сроки реализации программы: 31 занятия.

Занятия проводятся по 1 раза в неделю, 4 занятий в месяц, продолжительностью 15 минут. Программа может быть реализована как самостоятельная в рамках дополнительной услуги, как составная часть на занятиях .





V. Организационно-педагогические условия реализации программы

Дополнительная общеобразовательная программа «Чудеса из соленого теста» составлена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, для воспитанников младшего возраста (3-4г.).


Принципы реализации программы:

- доступность изучаемого материала;

- учет индивидуальных психофизических особенностей каждого ребенка и группы в целом;

- психологически положительный микроклимат и коммуникативный характер организации педагогического процесса;

- личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми на основе привлекательности, занимательности и образности содержания программного материала;

- сотрудничество и сотворчество педагогов, детей и родителей.

Обучение детей осуществляется в форме занятий, в групповой и индивидуальной форме.

Занятия проводятся в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами, расписанием, утвержденным приказом директора филиала.


VI. Планируемые результаты

К концу обучения по программе дети:

- приобретут сенсорный опыт, познакомятся с новым пластичным материалом – соленым тестом, введут в опыт действия растягивания и разглаживания материала на плоской поверхности, смогут создавать образы по показу и своему замыслу;

- укрепят мелкую моторику рук;

- сформируются эмоциональные и речевые контакты, умения выполнять формообразующие движения;

- получат эмоциональное удовлетворение от занятий лепкой.


VII. Оценочные и методические материалы

1. Формы контроля

- наблюдение;

- заполнение диагностических листов;

- мониторинг успешности работы по дополнительной образовательной программе;

- мониторинг степени удовлетворенности родителей работой по дополнительной общеразвивающей программе.


2. Критерии отслеживания освоения программы

Комплекс умений и способностей в изобразительном творчестве детей оцениваются по методике Казаковой Т.Г. и Лыковой И.А.

Лепка

1. Средства выразительности: а) объем, форма; б) пластика; в) композиция.

2. Практические умения (деление, формообразование, раскатывание, скатывание, оттягивание, загибание, прищипывание, сглаживание, прижимание, украшение).

3. Содержание лепки.

4. Жанры.

5. Эстетические суждения и оценки.

6. Художественный образ.

3. Характеристика уровней

Высокий – ребенок создает (соответственно возрасту) разнообразные – тематические и жанрово-художественные образы на основе развитых средств выразительности, сформированных практических умений, высказывает эстетические суждения и оценки.

В ходе диагностики выделено 15-20 показателей.

Средний – ребенок пытается создать художественные образы, используя разные средства выразительности. Отдельные средства выразительности и практические умения не сформированы (не выявлены). Иногда испытывает затруднения в тематических и жанровых решениях, эстетических суждениях и оценках.

В ходе диагностики выделено 10-15 показателей.

Низкий – ребенок не может создать художественный образ. Не владеет основными средствами выразительности и практическими умениями.

В ходе диагностики выделено 10 показателей.


IX. Воспитательная работа

Лепка является эффективным средством развития многих сторон индивидуальности ребёнка. Занятия лепкой комплексно воздействует на развитие ребёнка, кроме общепринятого мнения о развитии мелкой моторики можно говорить и о других её преимуществах.

Индивидуальность ребёнка, неповторимость его взглядов, интересов, силы интеллекта проявляется в уровне творческих способностей

В ФГОС ДО лепка относится к разделу художественно – эстетическое развитие, что предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).


X. Литература

1.А. В. Фирсова. Чудеса из соленого теста. – М.: Айрис-пресс, 2008 –32с.

2. И. А. Лыкова. Мы лепили, мы играли. ООО «Карапуз – дидактика» 2007

3. Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, изобразительная деятельность в детском саду. М.: «Просвещение», 1982 -2005с.

4. Т. О. Скребцова, Л. А. Данильченко. Лепим поделки и сувениры. Ростов-на-Дону «Феникс», 2009 -250 с.

5. Е. Жадько, Л. Давыдова. Поделки и аксессуары из соленого теста. Ростов – на –Дону «Феникс», 2006- 217с.

6. И. Кискальт. Соленое тесто. М.: «Аст –пресс», 2002- 142с.

7. В. А. Хоменко. Лучшее поделки. Шаг за шагом. Харьков, 2009

8. В. А. Хоменко. Соленое тесто шаг за шагом. Харьков 2007 -63с.

9. Б. Халезова, Н. А. Курочкина. Лепка в детском саду. М.: «Просве

щение», 1985 -140 с.

10. И. Н. Хананова. Соленое тесто. М.: «Аст-пресс», 104с.

11. О. В. Корчинова. Детское прикладное творчество. Ростов- на- Дону

«Феникс», 2005-316с.

12. Мэри-Энн Кол. Дошкольное творчество. Минск -2005 - 252с.

Периодические издания: журналы «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду».

8