Кружковая работа
«Волшебное тесто».
Возраст детей: 3 – 4 года
Срок реализации программы: 1 год
Кочуново.
2020– 2021учебный год.
Содержание
I. Пояснительная записка 3
II. Цель, задачи 3
III. Учебно-тематический план 4
IV. Содержание программы 6
V. Организационно-педагогические условия реализации программы … 6
VI. Планируемые результаты ……………………………………………. 7
VII. Оценочные и методические материалы ……………………………. 7
Формы контроля ………………………………………………... 7
Критерии отслеживания усвоения программы ………………. 7
VIII. Воспитательная работа ……………………………………………… 9
IX. Литература …………………………………………………………….. 9
I. Пояснительная записка
В интеллектуальном, эмоциональном и речевом развитии ребенка чрезвычайно важна роль продуктивной деятельности. Овладение детьми техники лепки из податливого материала содействует развитию мелкой моторики, дифференцированных движений и тонких осязательных реакций. Развивая тонкую моторику ребенка, мы способствуем улучшению его артикуляционной моторики, а, следовательно, и речи. Знакомство с мягким материалом, его пластичностью, быстрее вызывает у ребенка интерес, и его действия становятся осмысленными. Дошкольников привлекают свойства этого материала. Соленому тесту гораздо легче, чем пластилину или глине придавать любую форму. Что радует малыша. Тесто легко окрашивается в нужный цвет, не пачкает руки. Являясь экологически чистым природным материалом, не вызывает аллергических реакций у детей. Сам процесс лепки вызывает радость от ощущения собственной силы, творчества.
Лепка способствует нормализации тонуса мышц рук и активации мелкой моторики. При лепке малыш действует ладонями и пальцами рук, это происходит постепенно с увеличением участия в лепке всех пальцев, наиболее чувствительной части кисти руки.
В дошкольном возрасте творчество доставляет ребенку удовольствие, дает ему возможность в поделке отразить свои впечатления и наблюдения, рассказывая о ней.
Процесс лепки способствует развитию детского восприятия и воображения, создает условия для активного припоминания, концентрации внимания и мышления. В творческой продуктивной деятельности активируется сообразительность детей и стремление к самостоятельной деятельности.
II. Цель программы:
Развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через обучение технике работы с соленым тестом.
Задачи:
1.Обогащать сенсорный опыт детей, познакомить с новым пластичным материалом- соленым тестом, ввести в опыт детей действия растягивания и разглаживания материала на плоской поверхности.
2.Развивать мелкую моторику рук.
3.Создать условия для формирования эмоциональных и речевых контактов, умений выполнять формообразующие движения.
4.Развивать эстетические ощущения и воображение.
III. Учебно-тематический план
Месяц | Игровые занятия | Задачи | Кол-во занятий | Кол-во часов |
Сентябрь | Знакомство с тестом и элементарные действия с ним. Прячем мелкие игрушки в тесто (шарики, палочки, бобы). Достаем предметы из теста. Шлепаем ладошками. Прячем руки в тесте. | -Познакомить детей с соленым тестом и его свойствами: мнется, скатывается, расплющивается, рвется; -учить правильно работать с тестом; - вызвать интерес к работе; -развивать мелкую мускулатуру пальцев. | 4 | 4 |
Октябрь | Отрываем кусочки теста. Оладушки. Носик и ротик Колобку. Пирожки. Булочки. | -Продолжать знакомить детей с соленым тестом и его свойствами; -развивать мелкую мускулатуру пальцев; -вызвать у детей интерес к работе с соленым тестом; -воспитывать эмоциональную отзывчивость и доброту. | 4 | 4 |
Ноябрь | Изготовление объемных фигурок цилиндрической формы Сосиска для собачки Морковка для Зайки. Змейка. Самолетик. | -Учить отщипывать пальцами маленькие кусочки от основного куска, раскатывать их прямыми движениями руки между ладонями; -учить оформлять поделку; -воспитывать аккуратность в работе с соленым тестом. | 4 | 4 |
Декабрь | Солнечные лучики. Черепашка. Осьминожка. Домик из бревен. | -Учить детей раскатывать прямыми движениями по дощечке «столбики» из соленого теста; -Соединять концы «столбика» в кольцо; -развивать мелкую моторику рук; | 4 | 4 |
Январь | Изготовление объемных фигурок круглой формы Колобок. Солнышко с лучиками. Цветочек. | -Учить лепить шарики, скатывая между ладонями круговыми движениями; -продолжать учить многократно повторять однородные движения; -способствовать проявлению умственной и речевой активностей; | 3 | 3 |
Февраль | Помпончик для шапочки. Помидор. Снеговик. Изготовление объемных фигурок плоской формы из круглой и цилиндрической Тарелочки, блюдца. | -Продолжать учить делать шар из теста, круговыми движениями между ладонями; -учить оформлять поделку; -развивать движения руки, многократно повторять однородные движения | 4 | 4 |
Март | Солнышко на ладошке. Огурчики на тарелочке. Аппликация на тесте из теста расплющивание теста на доске Ягодки на блинчике. Выкладывание рисунка из палочек на тесте Заборчик. | -Учить скатывать шар между ладонями и сплющивать его, придавая ему форму лепешки; -развивать воображение, дополняя простой вылепленный образ доступными средствами (дополнительным материалом). | 4 | 4 |
Апрель | Выкладывание рисунка на тесте из крупных семян, бусин и т.д. Яблоко (горох). Рыба (семена). Украшение торта, пирога. Красивая салфетка. | -Продолжать учить скатывать шар между ладонями и сплющивать его; -учить дополнять плоскую форму рисунком дополнительным материалом; -учить слушать сказки и понимать содержание. | 4 | 4 |
Май | Декоративные поделки Корзина с цветами (коллективная работа). Фрукты на блюдце. Овощи в корзинке. Итоговое занятие: Лепим картину. | Изучение возможностей и интересов детей в работе с соленым тестом. -Развивать у детей воображение, дополняя простой вылепленный образ доступными средствами выразительности; -закрепить умение раскатывать, сплющивать и скатывать соленое тесто. | 4 | 4 |
| Всего | | 31 | |
IV. Содержание программы
Программа рассчитана на один год обучения.
Сроки реализации программы: 31 занятия.
Занятия проводятся по 1 раза в неделю, 4 занятий в месяц, продолжительностью 15 минут. Программа может быть реализована как самостоятельная в рамках дополнительной услуги, как составная часть на занятиях .
V. Организационно-педагогические условия реализации программы
Дополнительная общеобразовательная программа «Чудеса из соленого теста» составлена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, для воспитанников младшего возраста (3-4г.).
Принципы реализации программы:
- доступность изучаемого материала;
- учет индивидуальных психофизических особенностей каждого ребенка и группы в целом;
- психологически положительный микроклимат и коммуникативный характер организации педагогического процесса;
- личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми на основе привлекательности, занимательности и образности содержания программного материала;
- сотрудничество и сотворчество педагогов, детей и родителей.
Обучение детей осуществляется в форме занятий, в групповой и индивидуальной форме.
Занятия проводятся в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами, расписанием, утвержденным приказом директора филиала.
VI. Планируемые результаты
К концу обучения по программе дети:
- приобретут сенсорный опыт, познакомятся с новым пластичным материалом – соленым тестом, введут в опыт действия растягивания и разглаживания материала на плоской поверхности, смогут создавать образы по показу и своему замыслу;
- укрепят мелкую моторику рук;
- сформируются эмоциональные и речевые контакты, умения выполнять формообразующие движения;
- получат эмоциональное удовлетворение от занятий лепкой.
VII. Оценочные и методические материалы
1. Формы контроля
- наблюдение;
- заполнение диагностических листов;
- мониторинг успешности работы по дополнительной образовательной программе;
- мониторинг степени удовлетворенности родителей работой по дополнительной общеразвивающей программе.
2. Критерии отслеживания освоения программы
Комплекс умений и способностей в изобразительном творчестве детей оцениваются по методике Казаковой Т.Г. и Лыковой И.А.
Лепка
1. Средства выразительности: а) объем, форма; б) пластика; в) композиция.
2. Практические умения (деление, формообразование, раскатывание, скатывание, оттягивание, загибание, прищипывание, сглаживание, прижимание, украшение).
3. Содержание лепки.
4. Жанры.
5. Эстетические суждения и оценки.
6. Художественный образ.
3. Характеристика уровней
Высокий – ребенок создает (соответственно возрасту) разнообразные – тематические и жанрово-художественные образы на основе развитых средств выразительности, сформированных практических умений, высказывает эстетические суждения и оценки.
В ходе диагностики выделено 15-20 показателей.
Средний – ребенок пытается создать художественные образы, используя разные средства выразительности. Отдельные средства выразительности и практические умения не сформированы (не выявлены). Иногда испытывает затруднения в тематических и жанровых решениях, эстетических суждениях и оценках.
В ходе диагностики выделено 10-15 показателей.
Низкий – ребенок не может создать художественный образ. Не владеет основными средствами выразительности и практическими умениями.
В ходе диагностики выделено 10 показателей.
IX. Воспитательная работа
Лепка является эффективным средством развития многих сторон индивидуальности ребёнка. Занятия лепкой комплексно воздействует на развитие ребёнка, кроме общепринятого мнения о развитии мелкой моторики можно говорить и о других её преимуществах.
Индивидуальность ребёнка, неповторимость его взглядов, интересов, силы интеллекта проявляется в уровне творческих способностей
В ФГОС ДО лепка относится к разделу художественно – эстетическое развитие, что предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
X. Литература
1.А. В. Фирсова. Чудеса из соленого теста. – М.: Айрис-пресс, 2008 –32с.
2. И. А. Лыкова. Мы лепили, мы играли. ООО «Карапуз – дидактика» 2007
3. Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, изобразительная деятельность в детском саду. М.: «Просвещение», 1982 -2005с.
4. Т. О. Скребцова, Л. А. Данильченко. Лепим поделки и сувениры. Ростов-на-Дону «Феникс», 2009 -250 с.
5. Е. Жадько, Л. Давыдова. Поделки и аксессуары из соленого теста. Ростов – на –Дону «Феникс», 2006- 217с.
6. И. Кискальт. Соленое тесто. М.: «Аст –пресс», 2002- 142с.
7. В. А. Хоменко. Лучшее поделки. Шаг за шагом. Харьков, 2009
8. В. А. Хоменко. Соленое тесто шаг за шагом. Харьков 2007 -63с.
9. Б. Халезова, Н. А. Курочкина. Лепка в детском саду. М.: «Просве
щение», 1985 -140 с.
10. И. Н. Хананова. Соленое тесто. М.: «Аст-пресс», 104с.
11. О. В. Корчинова. Детское прикладное творчество. Ростов- на- Дону
«Феникс», 2005-316с.
12. Мэри-Энн Кол. Дошкольное творчество. Минск -2005 - 252с.
Периодические издания: журналы «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду».
8