СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кружковой план работа "Живая планета!

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работая программа кружка Живая планета в начальных классах

Просмотр содержимого документа
«Кружковой план работа "Живая планета!»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Донское Задонского муниципального района

Липецкой области


Согласовано :

на заседании МС

Протокол от _____________________

Председатель МС

______________И.И. Юшина


Утверждено:

Приказом директора ОУ


От _________________________

Директор ОУ ____________Л.А. Селищева




Дополнительная образовательная программа

экологического кружка «Живая планета»

естественнонаучной направленности





Возраст: 8-9 лет

Срок реализации: 1 год





Разработчик программы:

Торшина Дарья Сергеевна



С. Донское

2021-2022 г.

«Природа –  единственная книга,  каждая страница которой полна глубокого содержания».

И. В. Гете



Пояснительная записка

Направленность программы: общеинтеллектуальная / естественнонаучная.

Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. Привить бережное отношение к природе и научить школьников разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека – одна из задач данного кружка.

Актуальность: Перед школой ставится задача формирования экологической культуры учащихся. Традиционный термин «охрана природы» лишь частично затрагивает весь комплекс экологических проблем современности, которые потребовали нового философского осмысления, коренного пересмотра ряда социально-экономических вопросов, новых научных поисков и более полного последовательного отражения аспектов экологии в школьной программе по биологии.

Новизна: Первой задачей экологического образования является формирование у личности адекватных экологических представлений, экоцентрического сознания. Развитие дополнительного экообразования – исключительно важное направление работы образовательных и природоохранных учреждений и общественных организаций.

Педагогическая целесообразность: Настоящая программа предоставляет возможность педагогу планомерно достигать воспитательных результатов разного уровня в совместной с детьми внеурочной познавательной деятельности. Рассмотрение вопросов экологии родного края - это повод привлечь внимание школьников к гуманитарным проблемам общества. Организация обсуждения школьниками данных проблем дает возможность педагогу влиять на формирование их отношений к Природе и Человеку как к базовым ценностям современного общества, развивать в детях гуманистическое мировоззрение, воспитывать в них чувство уважения к жизни вообще. Это, в свою очередь, создает благоприятную почву для включения школьников в различные социально ориентированные, гуманитарные акции, позволяющие им приобретать важный для своего собственного развития опыт социальной деятельности.

Цели кружка:

  1. Обеспечение усвоения учащимися основных положений экологической науки на основе изучения явлений природы, растительного мира, животного мира, влияния человека на окружающую среду;

  2. Формирование понятий научной картины мира, материальной сущности и диалектического характера биологических процессов и явлений, роли и места человека в биосфере, активной роли человека как социального существа;

  3. Формирование ответственного отношения к природе и готовности к активным действиям по ее охране на основе знаний об организации и эволюции органического мира.

Задачи кружка:

Обучающие:

  1. дать ребёнку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;

  2. научить применять на практике полученные знания;

  3. формировать представления о краеведческой работе, о воинском долге и верности отечеству.

Развивающие:

  1. развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;

  1. формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при  взаимодействии с миром природы;

  1. повышать общий интеллектуальный уровень подростков;

  1. развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге.

Воспитательные:

  1. осуществлять индивидуальный подход к учащимся, подобрать такие виды деятельности для каждого, в которых в которых будут созданы ситуации успешности для каждого.

  2. прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;

  3. воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;

  4. воспитывать потребность в общении с природой;

  5. способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;

  6. способствовать укреплению здоровья ребят посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе.

Основная задача кружка - не просто дать знания, а скорее научить учиться и воспитать человека, любящего свою Родину, счастливого, умеющего делать счастливыми других.

На занятиях кружка учащиеся учатся ставить проблемные вопросы и их решать, проявляя при этом творческие способности, умение аналитически мыслить.


Сроки реализации дополнительной образовательной программы.

Внеклассная работа всегда способствует формированию у учащихся нравственности и духовности, развивает любознательность, интерес к предметам естественно – научного цикла, самостоятельность.

● Учащиеся учатся приобретать новые знания, самостоятельно находя их в дополнительной литературе.

● В связи с тем, что многие учащиеся в сельской местности знакомятся с алкоголем и никотином довольно рано, то антиалкогольные и противоникотиновые мероприятия помогают пропаганде среди школьников правильного образа жизни.

● Во внеклассной работе учащиеся могут лучше проявить свои знания, а также общепринятые человеческие качества.



Межпредметные связи:

1. Данная работа связывает экологию со всеми предметами (литературой, изобразительным искусством, музыкой, русским языком …)

2. При защите исследовательской работы учащиеся учатся делать компьютерные презентации, тем самым знакомятся с современными ИКТ.

3. Внеклассная работа способствует выявлению одарённых детей, помогает им выбрать будущую профессию, и не стеснена рамкам урока.

УУД: личностные: жизненное, личностное, профессиональное самоопределение, действия смыслообразования и нравственно-эстетического оценивания, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях и др;

регулятивные: целеполагание, планирование, составление плана и последовательности действий, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция и др;

познавательные: самостоятельное определение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, анализ, синтез объектов, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование и др;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнёра, владение речью в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка и т.д.

Сроки реализации, режим занятий, возраст детей: Реализация программы опирается на полученные знания по природоведению, биологии, географии, краеведению. Программа кружка рассчитана на учащихся 5 класса, на 1 год, 1 занятие в неделю.

Формы занятий: Программа предполагает организацию внеурочной деятельности в форме кружковых занятий познавательной направленности. В течение всего курса предусматривается несколько направлений, которые объединяют всю программу: изучение истории и природы родного края, фенологические наблюдения, прослеживание демографической обстановки. Занятия осуществляются как в форме беседы, лекции, практических занятий, игр, индивидуальных занятий, так и в форме экскурсий, экологических исследований, природоохранных акций, на свежем воздухе для изучения объектов природы, получения эстетического наслаждения, изучения антропогенного влияния человека на природу, развития физической активности школьников и их оздоровления.

Одним из основных принципов организации деятельности кружка является принцип занимательности. В течение всего периода на занятиях используются игровые моменты, физкультминутки. Уменьшить негативную эмоциональную и психическую нагрузку позволяет использование театрализованных постановок, сказок, что также даёт возможность быть успешным в центре внимания.

Вся деятельность учащихся при выполнении индивидуальных или групповых заданий имеет общественно полезную направленность. К общественно - полезной работе относится изготовление оборудования для проведения уроков экологии, выполнение исследовательских работ по изучению природы родного края, проведение акций «Чистое село», «Дорогою добра», «Зеленый листок», «Помоги ближнему» и др. Всё это даёт огромный воспитательный эффект, так как раскрывает практическое значение получаемых на занятиях кружка знаний, способствует их самостоятельному приобретению, вырабатывает умение на основе разрозненных внешних факторов выявлять закономерности. В ходе выполнения общественно полезных заданий у учащихся воспитывается чувство ответственности, бережное отношение к материальным ценностям и уважение к труду.

Ожидаемый результат:

В ходе реализации программы учащиеся должны проявлять:

● познавательный интерес к изучению природы и влияния на неё человека;

● бережное отношение к природе;

● творческую активность к познанию окружающего мира;

● духовно-нравственные качества, воспринимать себя как человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

знать:

● что такое природа;

● правила поведения в природе;

● что такое охрана природы;

● основные сведения об экологическом состоянии окружающей среды;

● глобальные экологические проблемы;

● экологическую ситуацию родного села, района и области;

● разнообразие комнатных растений, способы их выращивания;

● съедобные и ядовитые грибы, способы оказания первой помощи при отравлении грибами;

● особенности растительного и животного мира Саратовской области, Пугачёвского района, редкие и охраняемые растения и животные родного края;

● основы здорового образа жизни;

● влияние вредных факторов на здоровье человека;

● основы безопасности при возникновении опасных жизненных ситуаций;

● способы оказания первой помощи при травмах, ушибах, кровотечениях.

уметь:

● оценивать экологическую ситуацию;

● выполнять правила поведения в природе;

● ухаживать за комнатными растениями;

● наблюдать за погодой, явлениями природы;

● составлять температурные графики;

● составлять карту местности;

● оказать первую помощь при ушибах, переломах, кровотечениях, отравлениях;

● правильно вести себя в ситуациях, опасных для жизни;

● участвовать в природоохранных акциях;

● изготовлять поделки из природных материалов;

● работать с научной литературой;

● самостоятельно ставить цели, находить пути решения и делать выводы.


Формы подведения итогов реализации программы:

● выставки поделок из природных материалов;

● фотовыставки;

● учебно-исследовательские конференции;

● демонстрация презентаций, экологических представлений;

● участие в школьных, муниципальных, областных, всероссийских, международных конкурсах, акциях.


Организация учебного процесса:

Занятия проходят 1 раз в неделю по 1 часу и составляют 34 часа в год.

Программа рассчитана на обучение детей 8-9 лет

Основные формы и методы организации учебного процесса

Вн работа всегда способствует формированию у учащихся нравственности и духовности, развивает любознательность, интерес к предметам естественно – научного цикла, самостоятельность.

● Учащиеся учатся приобретать новые знания, самостоятельно находя их в дополнительной литературе.

● В связи с тем, что многие учащиеся в сельской местности знакомятся с алкоголем и никотином довольно рано, то антиалкогольные и противоникотиновые мероприятия помогают пропаганде среди школьников правильного образа жизни.

● Во внеклассной работе учащиеся могут лучше проявить свои знания, а также общепринятые человеческие качества.


Содержание программы кружка «Живая планета»


Название темы

Кол-во

часов

Изучаемые в теме вопросы

Практикум: сочинения, изложения, практ./р., л/.р., экскурсии.


Тема 1. Введение


1

Что такое биология? Роль науки в рациональном использовании природных богатств.



Тема 2. Зеленый пояс Земли


7

Растения – необходимое условие здоровья человека. Что такое лес? Панорама лесов. Типы лесов. Правовая охрана лесных ресурсов. Заочная экскурсия в лес. Лесные этажи – ярусы лиственного леса. Зеленая аптека - лекарственные растения. Растения под охраной. Практическая работа «Изучение правил сбора, использования и хранения дикорастущих растений»

Практическая работа «Изучение правил сбора, использования и хранения дикорастущих растений»


Тема 3. Жизнь под землей


4

Почва – среда жизни растений и организмов. Состав и структура почвы. Плодородие почвы. Деятельность червей, насекомых в процессе почвообразования. Практическая работа «Ознакомление с почвенным составом местности

Практическая работа «Ознакомление с почвенным составом местности»


Тема 4. Разнообразие цветковых растений


7

Группы растений по их хозяйственному значению: дикорастущие и плодово-ягодные. Медоносные растения. Значение пчел для нормальной жизни растений. Сорняки и их значение. Роль цветковых растений в природе и жизни человека. «Красная книга Липецкой области». Нормы и правила поведения по отношению к дикорастущим растениям.

Практическая работа «Определение травянистых, лекарственных, древесных, кустарниковых растений с помощью определителя»


Тема 5. Удивительный мир животных


14

Муравьи – друзья леса, санитары леса. Охрана муравейников. Методика их расселения. Хищные насекомые, их роль в природе (жужелицы, божьи коровки, осы и др.) Насекомые – опылители. Пчела медоносная, бортовая, шмели. Действие антропогенного фактора на численность насекомых. Охрана насекомых.

Практическая работа «По следам животных и птиц». Подкормка животных и птиц, развешивание кормушек для птиц.






































Содержание курса

Тема 1. Введение (1 час)

Что такое экология? Роль науки в рациональном использовании природных богатств.

Тема 2. Зеленый пояс Земли (7 часов)

Растения – необходимое условие здоровья человека. Что такое лес? Панорама лесов. Типы лесов. Правовая охрана лесных ресурсов. Заочная экскурсия в лес. Лесные этажи – ярусы лиственного леса. Зеленая аптека - лекарственные растения. Растения под охраной. Практическая работа «Изучение правил сбора, использования и хранения дикорастущих растений»

Тема 3. Жизнь под землей (4 часа)

Почва – среда жизни растений и организмов. Состав и структура почвы. Плодородие почвы. Деятельность червей, насекомых в процессе почвообразования. Практическая работа «Ознакомление с почвенным составом местности»

Тема 4. Разнообразие цветковых растений (7 часов)

Группы растений по их хозяйственному значению: дикорастущие и плодовоягодные. Медоносные растения. Значение пчел для нормальной жизни растений. Сорняки и их значение. Роль цветковых растений в природе и жизни человека. «Красная книга Саратовской области». Нормы и правила поведения по отношению к дикорастущим растениям. Создание презентации, проекта «Зачем нужны цветковые растения?» Практическая работа «Определение травянистых, лекарственных, древесных, кустарниковых растений с помощью определителя»

Тема 5. Удивительный мир животных (14 часов)

Муравьи – друзья леса, санитары леса. Охрана муравейников. Методика их расселения. Хищные насекомые, их роль в природе (жужелицы, божьи коровки, осы и др.) Насекомые – опылители. Пчела медоносная, бортовая, шмели. Действие антропогенного фактора на численность насекомых. Охрана насекомых. Видовой состав и разнообразие птиц Пугачёвского района. Причины перелетов птиц. Действие природного и антропогенного факторов на гибель птиц при перелете. Охрана птиц. 1 апреля – Всемирный день птиц. Изучение видового состава зимующих птиц. Наблюдения о наиболее интересных явлениях из жизни птиц. Видовое многообразие млекопитающих Пугачёвского района Особенности отношений «Хищник - жертва». Что значит «вредное» и «полезное» животное? Правовая охрана диких животных. Охраняемые виды млекопитающих нашей местности. Практическая работа «По следам животных и птиц». Подкормка животных и птиц, развешивание кормушек для птиц.



Методическое обеспечение программы

Методы обучения:
Лекции, практические работы, экскурсии, фенологические наблюдения, практическая деятельность.

Материально-техническое обеспечение:

  • выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий, материалы для оформления и творчества детей,

  • наличие канцелярских принадлежностей, аудиоматериалы и видеотехника, компьютеры, проектор, экран и др.





Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема урока

Дата планируемая

Дата планируемая

Кол-во часов


Тема 1 Введение (1 час).





1

Что такое биология? Роль науки в рациональном использовании природных богатств.

8.09.2021



Тема 2. Зеленый пояс Земли (7ч)


2

Растения – необходимое условие здоровья человека.

15.09.2021



3

Что такое лес? Панорама лесов. Типы лесов. Правовая охрана лесных ресурсов.

22.09.2021



4

Заочная экскурсия в лес

29.09.2021



5

Лесные этажи – ярусы лиственного леса.

6.10.2021



6

Зеленая аптека - лекарственные растения.

13.10.2021



7

Растения под охраной

20.10.2021



8

Практическая работа «Изучение правил сбора, использования и хранения дикорастущих растений»

27.10.2021



Тема 3. Жизнь под землей (4x)


9

Почва – среда жизни растений и организмов.

10.11.2021



10

Состав и структура почвы. Плодородие почвы.

17.11.2021



11

Деятельность червей, насекомых в процессе почвообразования

24.11.2021



12

Практическая работа «Ознакомление с почвенным составом местности»

1.12.2021



Тема 4. Разнообразие цветковых растений ( 7ч)

13

Группы растений по их хозяйственному значению: дикорастущие и плодовоягодные.

8.12.2021



14

Медоносные растения. Значение пчел для нормальной жизни растений.

15.12.2021



15

Сорняки и их значение.

22.12.2021



16

Роль цветковых растений в природе и жизни человека.

12.01.2022



17

«Красная книга Липецкой области». Нормы и правила поведения по отношению к дикорастущим растениям.

19.12.2022



18

Зачем нужны цветковые растения?

26.01.1022



19

Практическая работа «Определение травянистых, лекарственных, древесных, кустарниковых растений с помощью определителя»

2.02.2022



Тема 5. Удивительный мир животных (16 ч)

20

Муравьи – друзья леса, санитары леса. Охрана муравейников. Методика их расселения.

9.02.2022



21

Хищные насекомые, их роль в природе (жужелицы, божьи коровки, осы и др.)

16.02.2022



22

Насекомые – опылители. Пчела медоносная, бортовая, шмели

23.02.2022



23

Действие антропогенного фактора на численность насекомых. Охрана насекомых.

2.03.2022



24

Видовой состав и разнообразие птиц Задонского района

9.03.2022



25

Причины перелетов птиц. Действие природного и антропогенного факторов на гибель птиц при перелете.

16.03.2022



26

Охрана птиц. 1 апреля – Всемирный день птиц.

23.03.2022




27

Изучение видового состава зимующих птиц.

30.03.2022



28

Наблюдения о наиболее интересных явлениях из жизни птиц.

13.04.2022



29

Видовое многообразие млекопитающих Задонского района

20.04.2022



30

Особенности отношений «Хищник - жертва». Что значит «вредное» и «полезное» животное

27.04.2022



31

Правовая охрана диких животных. Охраняемые виды млекопитающих нашей местности

4.05.2022



32

Практическая работа «По следам животных и птиц».

11.05.2022



33

Подкормка животных и птиц, развешивание кормушек для птиц.

18.05.2022



34

Защита проектов

25.05.2022



35

Защита проектов

25.05.2022








Список литературы

Для педагога:

  1. Конвенция о правах ребёнка. Нью – Йорк; ЮНИСЕВ 1991г.

  2. Постановление правительства РФ от 7. 03. 1995г. За№233 «Об утверждении типового положения об учреждении дополнительного образования детей».

  3. Энциклопедия большая советская. Москва 1978г. Том №29.

  4. Энциклопедия для детей. Биология. Москва «Аванта +» 1993г.

  5. Энциклопедия для детей. Геология. Москва «Аванта +» 1993г.

  6. Биология газеты.

  7. Биология в школе (журналы).

  8. Изгаршев А.В. «Поговорим о них». Общество 1993.

  9. Бадьева Э.А. «Животные в нашем доме». 1990г.


Для учащихся:

  1. Брем А.Э. Жизнь животных в трёх томах. Терра 1992г.

  2. Маркин В. А. Я познаю мир. Москва 2000г.

  3. Кашинская Е.А. Всё обо всём. М 1999г.

  4. Тайны живой природы М. Росмэн 1995г.

  5. Соло для позвоночника А. Ситель Москва 2006г.

  6. Целительные силы Г. П. Малахов АО «Комплект» 1995г.

  7. Книга о здоровье под редакцией Ю.П. Лисицина Москва 1998г.

  8. Журналы «Юный натуралист», «Вокруг света».

  9. Александровская Л.П. Истории строки. Ростов-на-Дону, 2004.