Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Донское Задонского муниципального района
Липецкой области
Согласовано : на заседании МС Протокол от _____________________ Председатель МС ______________И.И. Юшина | Утверждено: Приказом директора ОУ От _________________________ Директор ОУ ____________Л.А. Селищева |
Дополнительная образовательная программа
экологического кружка «Живая планета»
естественнонаучной направленности
Возраст: 8-9 лет
Срок реализации: 1 год
Разработчик программы:
Торшина Дарья Сергеевна
С. Донское
2021-2022 г.
«Природа – единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания».
И. В. Гете
Пояснительная записка
Направленность программы: общеинтеллектуальная / естественнонаучная.
Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. Привить бережное отношение к природе и научить школьников разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека – одна из задач данного кружка.
Актуальность: Перед школой ставится задача формирования экологической культуры учащихся. Традиционный термин «охрана природы» лишь частично затрагивает весь комплекс экологических проблем современности, которые потребовали нового философского осмысления, коренного пересмотра ряда социально-экономических вопросов, новых научных поисков и более полного последовательного отражения аспектов экологии в школьной программе по биологии.
Новизна: Первой задачей экологического образования является формирование у личности адекватных экологических представлений, экоцентрического сознания. Развитие дополнительного экообразования – исключительно важное направление работы образовательных и природоохранных учреждений и общественных организаций.
Педагогическая целесообразность: Настоящая программа предоставляет возможность педагогу планомерно достигать воспитательных результатов разного уровня в совместной с детьми внеурочной познавательной деятельности. Рассмотрение вопросов экологии родного края - это повод привлечь внимание школьников к гуманитарным проблемам общества. Организация обсуждения школьниками данных проблем дает возможность педагогу влиять на формирование их отношений к Природе и Человеку как к базовым ценностям современного общества, развивать в детях гуманистическое мировоззрение, воспитывать в них чувство уважения к жизни вообще. Это, в свою очередь, создает благоприятную почву для включения школьников в различные социально ориентированные, гуманитарные акции, позволяющие им приобретать важный для своего собственного развития опыт социальной деятельности.
Цели кружка:
Обеспечение усвоения учащимися основных положений экологической науки на основе изучения явлений природы, растительного мира, животного мира, влияния человека на окружающую среду;
Формирование понятий научной картины мира, материальной сущности и диалектического характера биологических процессов и явлений, роли и места человека в биосфере, активной роли человека как социального существа;
Формирование ответственного отношения к природе и готовности к активным действиям по ее охране на основе знаний об организации и эволюции органического мира.
Задачи кружка:
Обучающие:
дать ребёнку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;
научить применять на практике полученные знания;
формировать представления о краеведческой работе, о воинском долге и верности отечеству.
Развивающие:
развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;
формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;
повышать общий интеллектуальный уровень подростков;
развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге.
Воспитательные:
осуществлять индивидуальный подход к учащимся, подобрать такие виды деятельности для каждого, в которых в которых будут созданы ситуации успешности для каждого.
прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;
воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;
воспитывать потребность в общении с природой;
способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;
способствовать укреплению здоровья ребят посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе.
Основная задача кружка - не просто дать знания, а скорее научить учиться и воспитать человека, любящего свою Родину, счастливого, умеющего делать счастливыми других.
На занятиях кружка учащиеся учатся ставить проблемные вопросы и их решать, проявляя при этом творческие способности, умение аналитически мыслить.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы.
Внеклассная работа всегда способствует формированию у учащихся нравственности и духовности, развивает любознательность, интерес к предметам естественно – научного цикла, самостоятельность.
● Учащиеся учатся приобретать новые знания, самостоятельно находя их в дополнительной литературе.
● В связи с тем, что многие учащиеся в сельской местности знакомятся с алкоголем и никотином довольно рано, то антиалкогольные и противоникотиновые мероприятия помогают пропаганде среди школьников правильного образа жизни.
● Во внеклассной работе учащиеся могут лучше проявить свои знания, а также общепринятые человеческие качества.
Межпредметные связи:
1. Данная работа связывает экологию со всеми предметами (литературой, изобразительным искусством, музыкой, русским языком …)
2. При защите исследовательской работы учащиеся учатся делать компьютерные презентации, тем самым знакомятся с современными ИКТ.
3. Внеклассная работа способствует выявлению одарённых детей, помогает им выбрать будущую профессию, и не стеснена рамкам урока.
УУД: личностные: жизненное, личностное, профессиональное самоопределение, действия смыслообразования и нравственно-эстетического оценивания, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях и др;
регулятивные: целеполагание, планирование, составление плана и последовательности действий, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция и др;
познавательные: самостоятельное определение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, анализ, синтез объектов, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование и др;
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнёра, владение речью в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка и т.д.
Сроки реализации, режим занятий, возраст детей: Реализация программы опирается на полученные знания по природоведению, биологии, географии, краеведению. Программа кружка рассчитана на учащихся 5 класса, на 1 год, 1 занятие в неделю.
Формы занятий: Программа предполагает организацию внеурочной деятельности в форме кружковых занятий познавательной направленности. В течение всего курса предусматривается несколько направлений, которые объединяют всю программу: изучение истории и природы родного края, фенологические наблюдения, прослеживание демографической обстановки. Занятия осуществляются как в форме беседы, лекции, практических занятий, игр, индивидуальных занятий, так и в форме экскурсий, экологических исследований, природоохранных акций, на свежем воздухе для изучения объектов природы, получения эстетического наслаждения, изучения антропогенного влияния человека на природу, развития физической активности школьников и их оздоровления.
Одним из основных принципов организации деятельности кружка является принцип занимательности. В течение всего периода на занятиях используются игровые моменты, физкультминутки. Уменьшить негативную эмоциональную и психическую нагрузку позволяет использование театрализованных постановок, сказок, что также даёт возможность быть успешным в центре внимания.
Вся деятельность учащихся при выполнении индивидуальных или групповых заданий имеет общественно полезную направленность. К общественно - полезной работе относится изготовление оборудования для проведения уроков экологии, выполнение исследовательских работ по изучению природы родного края, проведение акций «Чистое село», «Дорогою добра», «Зеленый листок», «Помоги ближнему» и др. Всё это даёт огромный воспитательный эффект, так как раскрывает практическое значение получаемых на занятиях кружка знаний, способствует их самостоятельному приобретению, вырабатывает умение на основе разрозненных внешних факторов выявлять закономерности. В ходе выполнения общественно полезных заданий у учащихся воспитывается чувство ответственности, бережное отношение к материальным ценностям и уважение к труду.
Ожидаемый результат:
В ходе реализации программы учащиеся должны проявлять:
● познавательный интерес к изучению природы и влияния на неё человека;
● бережное отношение к природе;
● творческую активность к познанию окружающего мира;
● духовно-нравственные качества, воспринимать себя как человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.
знать:
● что такое природа;
● правила поведения в природе;
● что такое охрана природы;
● основные сведения об экологическом состоянии окружающей среды;
● глобальные экологические проблемы;
● экологическую ситуацию родного села, района и области;
● разнообразие комнатных растений, способы их выращивания;
● съедобные и ядовитые грибы, способы оказания первой помощи при отравлении грибами;
● особенности растительного и животного мира Саратовской области, Пугачёвского района, редкие и охраняемые растения и животные родного края;
● основы здорового образа жизни;
● влияние вредных факторов на здоровье человека;
● основы безопасности при возникновении опасных жизненных ситуаций;
● способы оказания первой помощи при травмах, ушибах, кровотечениях.
уметь:
● оценивать экологическую ситуацию;
● выполнять правила поведения в природе;
● ухаживать за комнатными растениями;
● наблюдать за погодой, явлениями природы;
● составлять температурные графики;
● составлять карту местности;
● оказать первую помощь при ушибах, переломах, кровотечениях, отравлениях;
● правильно вести себя в ситуациях, опасных для жизни;
● участвовать в природоохранных акциях;
● изготовлять поделки из природных материалов;
● работать с научной литературой;
● самостоятельно ставить цели, находить пути решения и делать выводы.
Формы подведения итогов реализации программы:
● выставки поделок из природных материалов;
● фотовыставки;
● учебно-исследовательские конференции;
● демонстрация презентаций, экологических представлений;
● участие в школьных, муниципальных, областных, всероссийских, международных конкурсах, акциях.
Организация учебного процесса:
Занятия проходят 1 раз в неделю по 1 часу и составляют 34 часа в год.
Программа рассчитана на обучение детей 8-9 лет
Основные формы и методы организации учебного процесса
Вн работа всегда способствует формированию у учащихся нравственности и духовности, развивает любознательность, интерес к предметам естественно – научного цикла, самостоятельность.
● Учащиеся учатся приобретать новые знания, самостоятельно находя их в дополнительной литературе.
● В связи с тем, что многие учащиеся в сельской местности знакомятся с алкоголем и никотином довольно рано, то антиалкогольные и противоникотиновые мероприятия помогают пропаганде среди школьников правильного образа жизни.
● Во внеклассной работе учащиеся могут лучше проявить свои знания, а также общепринятые человеческие качества.
Содержание программы кружка «Живая планета»
Название темы | Кол-во часов | Изучаемые в теме вопросы | Практикум: сочинения, изложения, практ./р., л/.р., экскурсии. |
Тема 1. Введение | 1 | Что такое биология? Роль науки в рациональном использовании природных богатств. | |
Тема 2. Зеленый пояс Земли | 7 | Растения – необходимое условие здоровья человека. Что такое лес? Панорама лесов. Типы лесов. Правовая охрана лесных ресурсов. Заочная экскурсия в лес. Лесные этажи – ярусы лиственного леса. Зеленая аптека - лекарственные растения. Растения под охраной. Практическая работа «Изучение правил сбора, использования и хранения дикорастущих растений» | Практическая работа «Изучение правил сбора, использования и хранения дикорастущих растений» |
Тема 3. Жизнь под землей | 4 | Почва – среда жизни растений и организмов. Состав и структура почвы. Плодородие почвы. Деятельность червей, насекомых в процессе почвообразования. Практическая работа «Ознакомление с почвенным составом местности | Практическая работа «Ознакомление с почвенным составом местности» |
Тема 4. Разнообразие цветковых растений | 7 | Группы растений по их хозяйственному значению: дикорастущие и плодово-ягодные. Медоносные растения. Значение пчел для нормальной жизни растений. Сорняки и их значение. Роль цветковых растений в природе и жизни человека. «Красная книга Липецкой области». Нормы и правила поведения по отношению к дикорастущим растениям. | Практическая работа «Определение травянистых, лекарственных, древесных, кустарниковых растений с помощью определителя» |
Тема 5. Удивительный мир животных | 14 | Муравьи – друзья леса, санитары леса. Охрана муравейников. Методика их расселения. Хищные насекомые, их роль в природе (жужелицы, божьи коровки, осы и др.) Насекомые – опылители. Пчела медоносная, бортовая, шмели. Действие антропогенного фактора на численность насекомых. Охрана насекомых. | Практическая работа «По следам животных и птиц». Подкормка животных и птиц, развешивание кормушек для птиц. |
Содержание курса
Тема 1. Введение (1 час)
Что такое экология? Роль науки в рациональном использовании природных богатств.
Тема 2. Зеленый пояс Земли (7 часов)
Растения – необходимое условие здоровья человека. Что такое лес? Панорама лесов. Типы лесов. Правовая охрана лесных ресурсов. Заочная экскурсия в лес. Лесные этажи – ярусы лиственного леса. Зеленая аптека - лекарственные растения. Растения под охраной. Практическая работа «Изучение правил сбора, использования и хранения дикорастущих растений»
Тема 3. Жизнь под землей (4 часа)
Почва – среда жизни растений и организмов. Состав и структура почвы. Плодородие почвы. Деятельность червей, насекомых в процессе почвообразования. Практическая работа «Ознакомление с почвенным составом местности»
Тема 4. Разнообразие цветковых растений (7 часов)
Группы растений по их хозяйственному значению: дикорастущие и плодовоягодные. Медоносные растения. Значение пчел для нормальной жизни растений. Сорняки и их значение. Роль цветковых растений в природе и жизни человека. «Красная книга Саратовской области». Нормы и правила поведения по отношению к дикорастущим растениям. Создание презентации, проекта «Зачем нужны цветковые растения?» Практическая работа «Определение травянистых, лекарственных, древесных, кустарниковых растений с помощью определителя»
Тема 5. Удивительный мир животных (14 часов)
Муравьи – друзья леса, санитары леса. Охрана муравейников. Методика их расселения. Хищные насекомые, их роль в природе (жужелицы, божьи коровки, осы и др.) Насекомые – опылители. Пчела медоносная, бортовая, шмели. Действие антропогенного фактора на численность насекомых. Охрана насекомых. Видовой состав и разнообразие птиц Пугачёвского района. Причины перелетов птиц. Действие природного и антропогенного факторов на гибель птиц при перелете. Охрана птиц. 1 апреля – Всемирный день птиц. Изучение видового состава зимующих птиц. Наблюдения о наиболее интересных явлениях из жизни птиц. Видовое многообразие млекопитающих Пугачёвского района Особенности отношений «Хищник - жертва». Что значит «вредное» и «полезное» животное? Правовая охрана диких животных. Охраняемые виды млекопитающих нашей местности. Практическая работа «По следам животных и птиц». Подкормка животных и птиц, развешивание кормушек для птиц.
Методическое обеспечение программы
Методы обучения:
Лекции, практические работы, экскурсии, фенологические наблюдения, практическая деятельность.
Материально-техническое обеспечение:
выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий, материалы для оформления и творчества детей,
наличие канцелярских принадлежностей, аудиоматериалы и видеотехника, компьютеры, проектор, экран и др.
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Тема урока | Дата планируемая | Дата планируемая | Кол-во часов |
| Тема 1 Введение (1 час). | | | |
1 | Что такое биология? Роль науки в рациональном использовании природных богатств. | 8.09.2021 | | |
Тема 2. Зеленый пояс Земли (7ч) |
2 | Растения – необходимое условие здоровья человека. | 15.09.2021 | | |
3 | Что такое лес? Панорама лесов. Типы лесов. Правовая охрана лесных ресурсов. | 22.09.2021 | | |
4 | Заочная экскурсия в лес | 29.09.2021 | | |
5 | Лесные этажи – ярусы лиственного леса. | 6.10.2021 | | |
6 | Зеленая аптека - лекарственные растения. | 13.10.2021 | | |
7 | Растения под охраной | 20.10.2021 | | |
8 | Практическая работа «Изучение правил сбора, использования и хранения дикорастущих растений» | 27.10.2021 | | |
Тема 3. Жизнь под землей (4x) |
9 | Почва – среда жизни растений и организмов. | 10.11.2021 | | |
10 | Состав и структура почвы. Плодородие почвы. | 17.11.2021 | | |
11 | Деятельность червей, насекомых в процессе почвообразования | 24.11.2021 | | |
12 | Практическая работа «Ознакомление с почвенным составом местности» | 1.12.2021 | | |
Тема 4. Разнообразие цветковых растений ( 7ч) |
13 | Группы растений по их хозяйственному значению: дикорастущие и плодовоягодные. | 8.12.2021 | | |
14 | Медоносные растения. Значение пчел для нормальной жизни растений. | 15.12.2021 | | |
15 | Сорняки и их значение. | 22.12.2021 | | |
16 | Роль цветковых растений в природе и жизни человека. | 12.01.2022 | | |
17 | «Красная книга Липецкой области». Нормы и правила поведения по отношению к дикорастущим растениям. | 19.12.2022 | | |
18 | Зачем нужны цветковые растения? | 26.01.1022 | | |
19 | Практическая работа «Определение травянистых, лекарственных, древесных, кустарниковых растений с помощью определителя» | 2.02.2022 | | |
Тема 5. Удивительный мир животных (16 ч) |
20 | Муравьи – друзья леса, санитары леса. Охрана муравейников. Методика их расселения. | 9.02.2022 | | |
21 | Хищные насекомые, их роль в природе (жужелицы, божьи коровки, осы и др.) | 16.02.2022 | | |
22 | Насекомые – опылители. Пчела медоносная, бортовая, шмели | 23.02.2022 | | |
23 | Действие антропогенного фактора на численность насекомых. Охрана насекомых. | 2.03.2022 | | |
24 | Видовой состав и разнообразие птиц Задонского района | 9.03.2022 | | |
25 | Причины перелетов птиц. Действие природного и антропогенного факторов на гибель птиц при перелете. | 16.03.2022 | | |
26 | Охрана птиц. 1 апреля – Всемирный день птиц. | 23.03.2022 | | |
27 | Изучение видового состава зимующих птиц. | 30.03.2022 | | |
28 | Наблюдения о наиболее интересных явлениях из жизни птиц. | 13.04.2022 | | |
29 | Видовое многообразие млекопитающих Задонского района | 20.04.2022 | | |
30 | Особенности отношений «Хищник - жертва». Что значит «вредное» и «полезное» животное | 27.04.2022 | | |
31 | Правовая охрана диких животных. Охраняемые виды млекопитающих нашей местности | 4.05.2022 | | |
32 | Практическая работа «По следам животных и птиц». | 11.05.2022 | | |
33 | Подкормка животных и птиц, развешивание кормушек для птиц. | 18.05.2022 | | |
34 | Защита проектов | 25.05.2022 | | |
35 | Защита проектов | 25.05.2022 | | |
Список литературы
Для педагога:
Конвенция о правах ребёнка. Нью – Йорк; ЮНИСЕВ 1991г.
Постановление правительства РФ от 7. 03. 1995г. За№233 «Об утверждении типового положения об учреждении дополнительного образования детей».
Энциклопедия большая советская. Москва 1978г. Том №29.
Энциклопедия для детей. Биология. Москва «Аванта +» 1993г.
Энциклопедия для детей. Геология. Москва «Аванта +» 1993г.
Биология газеты.
Биология в школе (журналы).
Изгаршев А.В. «Поговорим о них». Общество 1993.
Бадьева Э.А. «Животные в нашем доме». 1990г.
Для учащихся:
Брем А.Э. Жизнь животных в трёх томах. Терра 1992г.
Маркин В. А. Я познаю мир. Москва 2000г.
Кашинская Е.А. Всё обо всём. М 1999г.
Тайны живой природы М. Росмэн 1995г.
Соло для позвоночника А. Ситель Москва 2006г.
Целительные силы Г. П. Малахов АО «Комплект» 1995г.
Книга о здоровье под редакцией Ю.П. Лисицина Москва 1998г.
Журналы «Юный натуралист», «Вокруг света».
Александровская Л.П. Истории строки. Ростов-на-Дону, 2004.