СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кружок "Бисероплетение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная образовательная программа «Бисероплетение» относится к художественной направленности, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приёмами бисероплетения, создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребёнка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Кружок "Бисероплетение"»


Управление образования администрации Кулебакского района


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Гремячевская школа № 1



УТВЕРЖДАЮ

Директор ____________

«__» ____________2016г.









Рассмотрено на заседании

методического объединения учителей

искусства, физической культуры,

ОБЖ и технологии.

Руководитель м/о ______ /_____________

от 26.08.2016 г.

протокол № 1





Дополнительная общеобразовательная

(общеразвивающая) программа

«Бисероплетение»


Возраст детей: с 10 лет

Срок реализации: 3 года









Составитель:

Маштакова Светлана Васильевна,

педагог дополнительного образования






р. п. Гремячево

2016 г.

Оглавление.

1. Пояснительная записка

2. Содержание программы

3. Учебный план

4. Рабочая программа

5. Оценочные материалы

6. Методические рекомендации

7. Используемая литература

8. Рекомендуемая литература для детей, для родителей

1. Пояснительная записка.

Дополнительная образовательная программа «Бисероплетение» относится к художественной направленности, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приёмами бисероплетения, создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребёнка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.

Программа внеурочной деятельности разработана на основе документов:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • приказ министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 года №1897 «Об утверждении ФГОС ООО» (с изменениями, внесенными Приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014г. №1644);

  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013г. №1008;

  • приказ министерства образования и науки РФ от 07.08.2015г. №08-1228 «О направлении методических рекомендаций по вопросам введения ФГОС основного общего образования»;

  • Письмо МОНО от 17.02.2014г. № 316-01-100-468/15 «О направлении методических рекомендаций по реализации ФГОС ООО в 5 классе»;

  • письмо МОНО от 20.05.2014 № 316-01-100-1541/14 «Изменения в методические рекомендации к базисному плану начального общего образования в 2014-2015 учебном году».

В настоящее время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности.

Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям школьников.

  1. Содержание программы

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащениемировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью.

Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Цель данной программы — создание оптимальных организационно- педагогических условий для усвоения ребенком практических навыков работы с  бисером, воспитания творческой активности, общего и творческого развитие личности.

Задачи:

Обучающие:

1. Формировать умение использовать различные технические приемы при работе с бисером.          

2. Отрабатывать практические навыки работы с инструментами.

3. Осваивать навыки организации и планирования работы.

Развивающие:

1. Развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка.

2. Формировать художественный вкус и гармонию между формой и содержанием                                                  художественного образа.

3. Развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность.   

Воспитательные:

1. Формировать творческое мышление, стремление сделать — мастерить что- либо нужное своими руками, терпение и упорство, необходимые при работе с бисером.

2. Формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям,

терпимость к чужому мнению, умение работать в группе.

3. Создать комфортную сферу педагогического общения между педагогом и

воспитанниками.

Занятия по программе учат детей не только  репродуктивным путём осваивать сложные трудоёмкие приёмы и различные техники бисероплетения, но и пробудить творческую деятельность, направленную на постановку и решение проблемных ситуаций при выполнении работы.

Возраст обучающихся – с 8 лет. Программа рассчитана на 3 года обучения. Приём учащихся в объединение дополнительного образования осуществляется на основе свободного выбора детьми образовательной области и на основе заявления родителей или лиц заменяющих их.

Объединение располагается в школе и работает по штатному расписанию. Режим  занятий - 1 раз в неделю по 45минут.

Формы проведения занятий: работа со специальной литературой, демонстрация, упражнение, практические работы творческого характера, выставки, экскурсии, творческие отчеты.

Формы организации занятий: индивидуальные, групповые, парные, коллективные.

Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным    детям будет интересна сложная конструкция (схема), менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется.

Результаты  определяются по годам.

Ожидаемые результаты:

В конце первого года дети должны овладеть:

- работать аккуратно, бережно, терпеливо опираясь на правила техники безопасности;

- практическими навыками и приемами бисероплетения, ковроткачества;

- уметь планировать выполнение индивидуальных работ;

- уметь читать схемы плетения на проволоке.

В конце второго года обучения дети должны:

- уметь работать с инструментами;

- уметь читать схемы низания одной и двумя иглами;

- уметь самостоятельно выполнять простейшие изделия на проволоке;

- уметь эстетично оформить работу.

В конце третьего года обучения дети должны:

- уметь чётко работать с инструментами;

- уметь читать схемы плетения на леске;

- знать технику вышивки картин;

- знать технику ткачества на станке;

- уметь проводить анализ личных работ.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: промежуточная и итоговая аттестация, выставки, круглый стол, аукцион.

  1. Учебный план.

1 год обучения

Разделы

Всего часов



Теория

Практика

Всего

1

Введение в бисероплетение

3

-

3

2

Низание на проволоку

6

11

17

3

Объемные изделия

2

6

8

4

Украшения на руку

2

6

8

5

Выставки

-

2

2


38


2 год обучения

Разделы

Всего часов

 


Теория

Практика

Всего

 

Вводное занятие

1

-

1

 

Низание на одну иглу

1

1

2

 

Низание в 2 иглы

2

2

4

 

Ткачество и вышивка бисером

4

6

10

 

Украшение на руку

2

3

5

 

Украшение на шею

5

9

14

 

Выставки

-

2

2

 


38

 








3 год обучения

Разделы

Всего часов


Теория

Практика

Всего

Вводное занятие

1

-

1

Объемное плетение

4

5

9

Объемные игрушки

3

6

9

Низание несколькими нитками

2

2

4

Жгуты и шнуры

2

4

6

Оплетение

3

4

7

Выставки

-

2

2


38

 








 

4. Рабочая программа.

Содержание программы 1 года обучения.

Раздел №1.Введение в бисероплетение.

1. История бисера. Техника безопасности.

2. Материалы и инструменты:

 понятие бисер, бусины, стеклярус, рубка;

 иглы;

 нитки;

 фурнитура.

3. Цветоведение и композиция:

 основы цветения;

 гармония цвета.

4. Бисерная азбука:

 низание;

 ткачество;

 вышивка бисером.

Раздел №2.Низание на проволоку.

1. Фигурки из бисера. Техника плетения на проволоке.

 Рыбы

 Акула

 Камбала

 Дельфин

 Бычок

 Морской конек

 Кашалот

 Рыба-пила

 Водоросли (кораллы)

 Ракушки

 Составление композиции «Морское дно»

3. Цветы.

 Ромашка

 Анютины глазки

 Лилии тигровые

 Василек

 Камелия

 Сирень

 Составление композиции «Цветы в вазе»

4. Дополнение к цветочным композициям.

 Божьи коровки

 Стрекозы

 Бабочки

 Знаки зодиака

Раздел №3.Объемные миниатюры.

Зоопарк.

 Крокодил

 Ящерка

 Фламинго

 Медведь

 Кролик

Раздел №4.Ткачество бисером.

Техника ткачества на станке.

 Браслет «Зиг - заг»

 Браслет «Еловая ветка»

 Браслет с именем

 Браслет с рыбками

Раздел №5. Выставки.


Содержание программы 2 года обучения.

Раздел №1. Вводное занятие.

 Правила техники безопасности

 Беседа «Все о бисере»

Раздел №2.Низание в одну иглу.

 Низание плотных цепочек

 Низание ажурных цепочек

 Низание ажурных цепочек с зубчиками

 Обратное низание одной иглой. Плетение колье.

Раздел №З.Низание в 2 иглы.

 Низание простых однорядных цепочек

 Низание простых сложносочиненных цепочек

 Дополнение

 Низание простых многорядных цепочек

 Поворот плотной цепочки

 Низание ажурных многорядных цепочек

 Каскады из простых цепочек

Раздел №4.Ткачество и вышивка бисером.

1. Техника ткачества на станке

 Картина «Ангелочек»

 Миниатюра «Храм»

2. Вышивка бисером

 Счетная вышивка по канве

 Вышивка «вприкреп»

 Картина «Белочка»

 Картина «Кошки - мышки»

Раздел №5. Украшения на руку.

 Фенечки из бисера и стекляруса

 Фенечки-символы и орнаменты

 Браслет «Ромашка»

 Браслет «Волны»

Раздел №6. Украшения.

 Колье «Золотой дождь»

 Колье «Майский сад»

 Колье «Лебедушка»

 Колье «Кружевница»

 Брошь «Гвоздика»

 Заколка для волос «Яблоня в цвету»

 Заколка «Ночная фея»

 Брошь «Фиалка»

Раздел №7. Выставки.


Содержание программы 3 года обучения.

Раздел №1. Вводное занятие.

 Правила техники безопасности

 Беседа «Все о бисере»

Раздел №2»Объемное плетение.

 Прием обтягивания нити

 Прием соединения концов детали

 Заколка «Невеста»

 Брошь «Виола»

 Колье «Гилея»

Раздел №З.Объемные игрушки из бисера.

Техника объемного плетения:

 Пингвин

 Снеговик

 Заяц

 Лисичка с зонтиком

 Рождественская свеча

Раздел №4.Низание несколькими иглами.

 Основные понятия и определение

 Низание простейшей «славянки»

 Низание классической «славянки»

 Низание «славянки» на восьми и более нитях

 Низание широких ажурных гайтанов

Раздел №5.Жгуты и шнуры.

 Низание простых шнуров

 Низание сложных шнуров

 Низание круглых шнуров

 Декоративное оформление шнуров

Раздел №6. Оплетение.

 Оплетение вазы

 Оплетение пасхального яйца

Раздел №7.Выставки.

















Утверждаю.

Директор школы______________Н.В. Гусева.

Приказ от __________ 2016  г. №____.

Календарно-тематический план 1 года обучения

№ п/п

Тема

Часы

Срок про-хождения

Коррек

тировка

тео-рия

прак-тика

Введение в бисероплетение – 3 часа.





1.

История бисера. Техника безопасности.

1




2.

Материалы и инструменты. Цветоведение и композиция.

1




3.

Бисерная азбука.

1




Низание на проволоку

теория – 6 часов, практика – 11 часов.




4.

Прямое и обратное низание.

1




5.

Способ параллельного низания.

1




6.

Низание мозаикой.

1



7.

Низание крестиком.

1




8.

Низание бисерного полотна.

1



9.

Фигурки из бисера. Техника плетения.

1



10.

Практическая работа «Рыбы».


1



11.

Практическая работа «Дельфин».


1



12.

Практическая работа «Ракушки».


1



13.

Составление композиции «Морское дно».

1



14.

Практическая работа «Ромашка».

1



15.

Практическая работа «Лилии».


1



16.

Практическая работа «Василёк».


1



17.

Составление композиции «Цветы в вазе».


1



18.

Практическая работа «Бабочки».


1



19.

Практическая работа «Божья коровка».


1



20.

Составление композиции «Бабочки».


1




Объёмные изделия

теория – 2 часа, практика – 6 часов.





21.

Объемные миниатюры. Техника выполнения.

1




22.

Зоопарк.

1




23.

Практическая работа «Крокодил».


1



24.

Практическая работа «Ящерка».


1



25.

Практическая работа «Фламинго».


1



26.

Практическая работа «Медведь».

1



27.

Практическая работа «Кролик».


1



28.

Составление композиции «Зоопарк».


1




Украшение на руку

теория – 2 – часа, практика – 6 часов.





29.

Техника ткачества на станке.

1



30.

Техника ткачества на станке.

1



31.

Практическая работа «Браслет «Зиг-заг»».


1



32.

Практическая работа «Еловая ветка»».

1



33.

Практическая работа «Браслет с рыбками»».


1



34.

Практическая работа «Браслет с цветками»».

1



35.

Практическая работа «Браслет с именем»».


1



36.

Авторские работы учащихся.


1



Выставки – 2 часа.




37.

Подготовка к выставке.


1



38.

Оформление выставки.


1




5. Оценочные материалы

Педагогический мониторинг.

Параметры

Критерии

Образовательные результаты

Освоение детьми содержания образования.

1.Разнообразие умений и навыков.

2.Глубина и широта знаний по предмету.

Детские практические и творческие достижения.

3.Позиция активности ребёнка в обучении и устойчивого интереса к деятельности.

4.Разнообразие творческих достижений (выставки, конкурсы их масштаб).

5.Развитие общих познавательных способностей (сенсомоторика, воображение, память, речь, внимание).

Эффективность воспитательных воздействий

1.Культура поведения ребёнка.

2.Характер отношений в коллективе.

Показатели критериев определяются уровнем: высокий (В)-3 балла, средний (С)-2 балла, низкий (Н)-1 балл.

Мониторинг образовательных результатов.

  1. Разнообразие умений и навыков:

Высокий (3 балла): имеет четкие умения и навыки, умеет правильно использовать инструменты(ножницы, линейка, карандаш, и т.д.).

Средний    (2 балла): имеет отдельные умения и навыки, умеет правильно использовать инструменты.

 Низкий (1 балл): имеет слабые навыки, отсутствует умение использовать инструменты.

2. Глубина и широта знаний по предмету:

 Высокий (3 балла): имеет широкий кругозор знаний по содержанию курса, владеет определенными понятиями, свободно пользуется дополнительным материалом.

Средний (2 балла): имеет неполные знания по содержанию курса, оперирует специальными терминами, не использует дополнительную литературу.

Низкий (1 балл): недостаточны знания по содержанию курса, знает отдельные определения.

3.Позиция активности и устойчивого интереса к деятельности:

Высокий (3 балла): проявляет активный интерес к деятельности, стремится к самостоятельной творческой активности.

Средний (2 балла): проявляет интерес к деятельности, настойчив в достижении цели, проявляет активность только на определенные темы или на определенных этапах работы.

 Низкий (1 балл): присутствует на занятиях, не активен, выполняет задания только по четким инструкциям, указаниям педагога.

4.Разнообразие творческих достижений:

Высокий (3 балла): регулярно принимает участие в выставках, конкурсах, в масштабе города, области.

Средний (2 балла): участвует в выставках внутри кружка, учреждения.

Низкий (1 балл): редко участвует в конкурсах, соревнованиях, выставках внутри кружка

5.Развитие познавательных способностей: воображения, памяти, речи, сенсомоторики.

Высокий (3 балла): точность, полнота восприятия цвета, формы, величины, хорошее развитие мелкой моторики рук, воспитанник обладает содержательной, выразительной речью, умеет четко отвечать на поставленные вопросы, обладает творческим воображением, у ребенка устойчивое внимание.

Средний (2 балла): ребенок воспринимает четко формы и величины, но - недостаточно развита мелкая моторика рук, репродуктивное воображение с элементами творчества; воспитанник знает ответы на вопрос, но не может оформить мысль, не всегда может сконцентрировать внимание.

Низкий (1 балл): не всегда может соотнести размер и форму, мелкая моторика рук развита слабо, воображение репродуктивное.

Ф.И.

Возраст

Стартовый сентябрь октябрь            ноябрь

Промежуточный

декабрь январь февраль

Итоговый

март апрель май

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5








 











Мониторинг эффективности воспитательных воздействий.

1.Культура поведения ребенка:

Высокий (3 балла): имеет моральные суждения о нравственных поступках, соблюдает нормы поведения, имеет нравственные качества личности (доброта, взаимовыручка, уважение, дисциплина).

Средний (2 балла): имеет моральные суждения о нравственных поступках, обладает поведенческими нормами, но не всегда их соблюдает.

Низкий (1 балл): моральные суждения о нравственных поступках расходятся с общепринятыми нормами, редко соблюдает нормы поведения.

2. Характер отношений в коллективе:

Высокий (3 балла): высокая коммуникативная культура, принимает активное  участие в делах коллектива.

Средний (2 балла): имеет коммуникативные качества, но часто стесняется принимать участие в делах коллектива.

Низкий (1 балл): низкий уровень коммуникативных качеств, нет желания общаться в коллективе.

Этапы проведения контроля

Ф.И.

Возраст

Стартовый

сентябрь октябрь ноябрь

Промежуточный

декабрь январь февраль

Итоговый

март апрель май

1

2

1

2

1

2









6. Методические рекомендации.

Искусство изготовления изделий из бусин, бисера, стекляруса — одно из самых загадочных и интересных, имеющие многовековые традиции. Технологии работы с бисером весьма разнообразны, но в основе любого вида лежит низание на нить или проволоку. Существует несколько видов техники работы с бисером: шитье,  вышивание, вязание, ткачество, плетение, низание.

Дети осваивают традиционные техники плетения, такие как сетчатое плетение, плетение «крестиками», мозаика, объемное плетение, многорядное, многослойное, двустороннее, и с помощью схем получают практические знания.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, творческий; методы обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля.

Приемы работы с воспитанниками: рассказ, беседа, показ, презентация.

Для реализации программы используются разнообразные формы и методы проведения занятий. Занятия сопровождаются использование стихов, поговорок, загадок, сказок. Разнообразные занятия дают возможность детям проявить свою индивидуальность, самостоятельность, способствуют гармоничному и духовному развитию личности.  Итоговые приемы, загадки, вопросы также помогают при творческой работе.

В первый год обучения у детей происходит знакомство с технологическим  процессом плетения из бисера. Особое внимание следует уделить развитию у детей способности слушать,     рассказывать, смотреть.

Второй и третий год характеризуется, прежде всего, повышением творческого потенциала ребенка. Содержание обучения направлено на углубление и закрепление  первоначальных знаний, умений, навыков.


Условия реализации программы

Для реализации успешной работы воспитанникам необходимы следующие инструменты и материалы: проволока, леска, нитки «мулине», клей ПВА, станок, ткань, бисер, стеклярус, замки для фенечек, браслетов, колье, ножницы или кусачки,  линейка.

Наглядные пособия:

 стенды (правила техники безопасности);

 работы воспитанников;

 схемы (базовая форма бисероплетения);

 иллюстрационный материал;

 презентации.

  1. Используемая литература

1. Божко Л.Н. Бисер. Уроки мастерства. 2002.

2. Лукашова А.Ю. Бисер. Издательство: Авионт. 2006.

3. Куликова Л.Г., Короткова Л.Ю. Цветы из бисера. М.: 2004.

4. Гусева Н.А. 365 фенечек из бисера. М.: 2001.

5. Ладынина Ю. Фигурки из бисера. 2004.

  1. Рекомендуемая литература

для детей и родителей:

  1. Котова И.Н., Котова А.С. Школа современного бисероплетения. С.Петербург,1999.

  2. Бисероплетение для девочек. Издательство: Внесигма. М.:1999.

интернет – ресурсы:

1. http: / / center.fio.ru / som / items.asp? id=10001621

2. www.vsehjbpy.ru / razdel.php?id=4&page=1

3. lib/rus.ec /b/278472/read

4. prezentacii.com/tekhnologii/3511-biser-vyshivka-biserom.htm/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!