СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кружок для профсоюза на тему "Рабочее время и время отдыха для педагогов".

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочее время и время отдыха для педагогов для кружка профсоюза

Просмотр содержимого документа
«Кружок для профсоюза на тему "Рабочее время и время отдыха для педагогов".»

ПРОФСОЮЗ РАБОТНИКОВ

НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ОБЩЕРОССИЙСКИЙ ПРОФСОЮЗ ОБРАЗОВАНИЯ)
БРЯНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ЖИРЯТИНСКАЯ РАЙОННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
РАЙОННЫЙ СОВЕТ ПРОФСОЮЗА
242030, с. Жирятино, ул. Мира, д.5
тел. (48344) 3-03-78





Кружок для работников профгруппы Будлянкого филиала

«Рабочее время и время отдыха педагогических работников»







Подготовила Пискунова Н.В.

член профсоюзной организации




2018 год

Содержание

  • Рабочее время педагогов

  • Сверхурочная работа

  • Совместительство

  • Каникулы и отмена занятий

  • Отпуска педагогов

  • Длительный отпуск









































Рабочее время и время отдыха педагогических работников

Рабочее время педагогов

Правовое регулирование особенностей работы педагогов (сокращенная продолжительность рабочего времени, удлиненный оплачиваемый отпуск и др.) Осуществляется гл. 52 ТК РФ.

Статьей 333 ТК РФ, а также п. 5 ст. 55 Закона "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1 (далее - Закон "Об образовании") установлена сокращенная продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников - 36 часов в неделю. Учебная нагрузка, оговариваемая в трудовом договоре, может быть ограничена верхним пределом в случаях, предусмотренных Типовым положением об образовательном учреждении

В зависимости от должности и (или) специальности, типа и вида образовательного учреждения педагогическим работникам с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) определяется Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 03.04.2003 N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений"). Так, например, им можно установить либо продолжительность рабочего времени (30, 36 часов), либо часы преподавательской (педагогической) работы (18 - 36 часов в неделю). Для преподавателей учреждений начального и среднего профессионального образования - 720 часов преподавательской работы в год. Следовательно, 36-часовая рабочая неделя - это предельная продолжительность рабочего времени педагога, которая законодательством может быть установлена по одной должности или за одну ставку заработной платы. У учителей, преподавателей, педагогов дополнительного образования и тренеров-преподавателей норма часов преподавательской работы за одну ставку заработной платы является нормируемой частью педагогической работы.

Нормируемая часть рабочего времени педагогов - это установленный им объем учебной нагрузки, выполнение которой регулируется расписанием уроков (учебных занятий) в классах, группах, кружках, секциях, клубах и других объединениях учащихся. Продолжительность нормируемой части педагогической работы определяется в академических часах. При этом количество часов установленной указанным работникам при тарификации учебной нагрузки и количество проводимых ими занятий должны соответствовать. Продолжительность занятий, а также перерывов (перемен) между ними предусматривается уставом либо локальным актом образовательного учреждения.

Рабочее время работников учреждений образования включает не только преподавательскую (учебную) работу, но и другую педагогическую деятельность, предусмотренную должностными обязанностями и режимом рабочего времени. Она также требует затрат рабочего времени педагогов, но не имеет четких его границ, поэтому регулируется графиками и планами работы учреждения, в том числе личными планами педагогического работника. Например, учитель не только обучает и воспитывает детей, но и реализует образовательные программы, участвует в деятельности методических объединений, осуществляет связь с родителями, обеспечивает охрану жизни и здоровья учащихся в период образовательного процесса и т.д. Как указано в п. 2.1 Письма Минобрнауки России, Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 26.10.2004 N АФ-947/96 "О размерах и условиях оплаты труда работников образовательных учреждений в 2005 году" (далее - Письмо N АФ-947/96), эта часть работы может быть связана с:

  • Выполнением обязанностей, связанных с участием в работе педагогических, методических советов, с работой по проведению родительских собраний, консультаций, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой;

  • Организацией и проведением методической, диагностической и консультативной помощи родителям или лицам, их заменяющим, семьям, обучающим детей на дому в соответствии с медицинским заключением;

  • Временем, затрачиваемым непосредственно на подготовку к работе по обучению и воспитанию обучающихся, воспитанников, изучению их индивидуальных способностей, интересов и склонностей, а также их семейных обстоятельств и жилищно-бытовых условий;

  • Дежурствами в образовательном учреждении в период образовательного процесса, которые при необходимости могут организовываться в целях подготовки к проведению занятий, наблюдения за выполнением режима дня обучающимися, воспитанниками, обеспечения порядка и дисциплины в течение учебного времени, в том числе во время перерывов между занятиями, устанавливаемых для отдыха обучающихся, воспитанников различной степени активности, приема ими пищи. При составлении графика дежурств педагогических работников в образовательном учреждении в период проведения учебных занятий, до их начала и после окончания учебных занятий учитываются сменность работы образовательного учреждения, режим рабочего времени каждого педагогического работника в соответствии с расписанием учебных занятий, общим планом мероприятий, другие особенности работы, с тем чтобы не допускать случаев длительного дежурства педагогических работников, дежурства в дни, когда учебная нагрузка отсутствует или незначительна. В дни работы к дежурству по образовательному учреждению педагогические работники привлекаются не ранее чем за 20 мин. До начала учебных занятий и не позднее 20 мин. После окончания их последнего учебного занятия;

  • Выполнением дополнительно возложенных на педагогических работников обязанностей, непосредственно связанных с образовательным процессом, с соответствующей дополнительной оплатой труда (классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами и др.).

Таким образом, для режима рабочего времени педагогических работников, которые наряду с преподавательской деятельностью ведут другую педагогическую работу, не связанную с преподаванием и обучением, характерно отсутствие четких границ рабочего времени.

Сверхурочная работа

Кроме рассмотренных выше пределов продолжительности рабочего времени педагогов, они выполняют работу, проводимую по инициативе работодателя за пределами установленной продолжительности рабочего времени, ежедневной работы (смены), а также работу сверх нормального числа рабочих часов за учетный период - сверхурочную работу (ст. 99 ТК РФ). Работа считается сверхурочной в зависимости от учета рабочего времени, установленного в учреждении, организации. Сверхурочные работы не должны превышать для каждого работника четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год. Обязанность по организации учета фактически отработанных сверхурочных часов возложена трудовым законодательством на работодателя. Согласно ст. 152 ТК РФ сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, а за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Условия привлечения к сверхурочной работе определяются коллективным или трудовым договором.

Совместительство

С согласия руководителей учреждения педагогам разрешается работа по совместительству, в том числе по аналогичной должности, специальности, в основное рабочее время. Учитель может работать по совместительству не более 16 часов в неделю, если по основной работе половина его месячной нормы рабочего времени не превышает 16 часов. Для всех остальных педагогов работа по совместительству не должна превышать половину месячной нормы рабочего времени, исчисленной исходя из установленной продолжительности рабочей недели (пп. "б" п. 1 Постановления Минтруда России от 30.06.2003 N 41 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры") (далее - Постановление N 41). Согласно ст. 287 ТК РФ педагоги-совместители имеют право на получение всех гарантий и компенсаций, предусмотренных действующим законодательством, коллективными договорами и локальными нормативными актами учреждений.

Каникулы и отмена занятий

Особенностью рабочего времени работников образовательных учреждений являются периоды, которые совпадают с каникулами учащихся или воспитанников. Занятия в образовательных учреждениях могут быть отменены по климатическим и санитарно-эпидемиологическим показаниям. В течение этого времени изменяются обязанности работников, поскольку занятия не проводятся.

В коллективном или в трудовом договоре с работником указывается, что периоды осенних, зимних, весенних и летних каникул, не совпадающие с его ежегодным основным и дополнительным отпусками, - это рабочее время. В каникулярный период преподаватели, которым объем педагогической (преподавательской) работы установлен исходя из количества часов работы в неделю, привлекаются к педагогической, организационной работе в пределах, не превышающих объема учебной нагрузки (педагогической работы) в неделю, установленного до каникул. При этом за ними сохраняется установленная при тарификации заработная плата. Режим рабочего времени в каникулярный период определяется графиком работы учебного учреждения.

В периоды отмены учебных занятий (уроков) в отдельных классах либо в целом по образовательному учреждению по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим показаниям по сложившейся практике учителя и другие педагогические работники привлекаются к учебно-воспитательной, методической, организационной работе в пределах установленной учебной нагрузки (нормы рабочего времени). Работодатель с согласия работников в указанные периоды может не привлекать их к педагогической или организационной работе. Такие периоды нужно рассматривать как время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, и подлежат оплате в порядке, установленном абз. 2 ст. 157 ТК РФ, - в размере не менее двух третей тарифной ставки (оклада), если работник письменно предупредил работодателя о начале простоя. Привлечение к работе в каникулярный период, а также в период отмены занятий по таким причинам осуществляется на основании распорядительных документов образовательного учреждения.

Отпуска педагогов

Право педагогов на удлиненный основной отпуск установлено ст. 334 ТК РФ, а его продолжительность в зависимости от должности и учреждения, в котором они трудятся, утверждены Постановлением Правительства РФ от 01.10.2002 N 724 "О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам образовательных учреждений" (далее - Постановление N 724). Преподаватели, старшие мастера, директора и их заместители образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ректоры (директора), первые проректоры, проректоры (заместители директора), профессорско-преподавательский состав образовательных учреждений высшего профессионального образования и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации), учителя, старшие вожатые, преподаватели общеобразовательных учреждений, общеобразовательных школ-интернатов имеют право на отпуск продолжительностью 56 календарных дней. Воспитатели и педагоги дошкольных учреждений, заведующие, их заместители, воспитатели, музыкальные руководители дошкольных образовательных учреждений, директора образовательных учреждений дополнительного образования для детей отдыхают 42 календарных дня.

Кроме того, на ежегодный удлиненный отпуск могут рассчитывать также педагоги, в наименовании должности которых имеется приставка "старший" или "главный".

Несмотря на отдельные особенности в регулировании труда педагогических работников, к ним применяются общие нормы трудового законодательства РФ. Так, право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск возникает у преподавателей, как и у всех остальных работников, по истечении шести месяцев его непрерывной работы в данной организации. По соглашению между работником и работодателем отпуск может быть предоставлен и до истечения шести месяцев. Отпуск за второй и последующие годы работы в учреждении может предоставляться в любое время в соответствии с установленной очередностью предоставления отпусков.

При предоставлении отпуска педагогу нужно иметь в виду, что он не должен нарушать нормальный ход работы образовательного учреждения. Например, предоставление учителю отпуска в 56 календарных дней в разгар учебного года негативно скажется на ходе учебного процесса в школе. Значит, графиком отпусков в учебном учреждении надо соблюсти интересы образовательного учреждения и преподавателей. В соответствии со ст. 123 ТК РФ образовательные учреждения обязаны составлять график отпусков с учетом мнения выборного профсоюзного органа не позднее 15 декабря текущего календарного года.

С приказом о предоставлении отпуска (унифицированная форма Т-6 работник должен быть ознакомлен под роспись. Согласно ст. 124 ТК РФ ежегодный оплачиваемый отпуск должен быть продлен работнику в случае его временной нетрудоспособности, исполнения им во время отпусков государственных обязанностей, если для этого законом предусмотрено освобождение от работы.

Ежегодный оплачиваемый отпуск по соглашению между работником и работодателем может быть перенесен на другой срок (если работнику не была своевременно произведена оплата отпуска, работник не был своевременно предупрежден о времени начала отпуска, если предоставление отпуска может неблагоприятно отразиться на нормальном ходе работы организации). Не предоставлять ежегодного оплачиваемого отпуска в течение двух лет подряд запрещается.

В случае необходимости работник может быть отозван из отпуска (ст. 125 ТК РФ), но только с его согласия. Неиспользованную часть отпуска необходимо предоставить работнику по его выбору в удобное для него время либо присоединить к отпуску за следующий рабочий год.

Согласно ст. 126 ТК РФ часть отпуска, превышающая 28 календарных дней, по письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией. Но единой точки зрения на то, часть какого отпуска может быть заменена денежной компенсацией, - та, которая получена путем сложения отпусков за несколько лет работы или основного и дополнительного отпусков, или только часть ежегодного основного удлиненного отпуска, нет, поэтому вопрос решается по согласованию между работником и работодателем.

Преподаватели, впрочем, как и остальные категории работников, имеют право на предоставление отпуска без сохранения заработной платы по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам. Продолжительность такого отпуска определяется по соглашению между работником и работодателем. Однако в силу ст. 128 ТК РФ продолжительность этого отпуска зависит от причины, по которой он предоставляется. Например, работающим пенсионерам по старости (по возрасту) - до 14 календарных дней в году, работникам в случаях рождения ребенка, регистрации брака, смерти близких родственников - до 5 календарных дней.

Оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала (ст. 136 ТК РФ). На основании ст. 236 ТК РФ при нарушении установленного срока оплаты отпуска работодатель обязан выплатить указанные денежные суммы с уплатой процентов (денежной компенсации). Размер такой компенсации должен быть не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Банка России от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.

В случае увольнения работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные им отпуска (ст. 127 ТК РФ). Таким образом, компенсации подлежит как неиспользованный ежегодный основной удлиненный отпуск, так и дополнительные отпуска, на которые работник имеет право в соответствии с законодательством РФ и локальными нормативными актами организации.

Длительный отпуск

Согласно ст. 335 ТК РФ педагогические работники образовательного учреждения не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы имеют право на длительный отпуск сроком до одного года. Положение о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года (далее - Положение) устанавливает порядок предоставления таких отпусков для образовательных учреждений, учредителем которых является Минобразования России. На образовательные учреждения с другими учредителями действие этого Положения не распространяется, поэтому в соответствии с п. 5 ст. 55 Закона об образовании они обязаны разработать свое положение на основании утвержденного Минобразования.

Отпуска, продолжительность, присоединение к ежегодному оплачиваемому отпуску, возможность оплаты длительного отпуска за счет внебюджетных средств и другие вопросы, не предусмотренные утвержденным Положением, регулируются уставом конкретного образовательного учреждения. Если у образовательного учреждения имеются внебюджетные ассигнования (платная деятельность образовательного учреждения, как правило, не является предпринимательской, а все вырученные средства должны направляться на нужды учреждения, в том числе и на оплату труда), отпуск может быть оплачен частично или полностью.

Отпуск предоставляется по заявлению работника и оформляется приказом по образовательному учреждению. Отпуск ректору, директору, начальнику, заведующему образовательным учреждением, учредителем которого является Минобразования России, оформляется приказом по кадрам Министерства образования РФ, подписанным министром образования или уполномоченным им лицом.

Согласно п. 3 Положения в стаж непрерывной преподавательской работы, дающий право на длительный отпуск, засчитывается время работы в государственных, муниципальных образовательных учреждениях и негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, в должностях и на условиях, предусмотренных в Приложении к Положению. При этом продолжительность стажа непрерывной преподавательской работы устанавливается в соответствии с записями в трудовой книжке или на основании других надлежаще оформленных документов.

В Положении установлены периоды, засчитываемые в стаж непрерывной преподавательской работы, дающий право на длительный отпуск, а также случаи, когда стаж непрерывной преподавательской работы не прерывается. Пунктом 7 Положения предусмотрено, что длительный отпуск может предоставляться педагогическому работнику в любое время, если это не отразится отрицательно на деятельности образовательного учреждения.

Согласно п. 10 Положения за педагогическим работником, находящимся в длительном отпуске, в установленном порядке сохраняется место работы (должность), а также педагогическая нагрузка при условии, что за это время не уменьшилось количество часов по учебным планам и программам или количество учебных групп (классов). Но законодательство не предусматривает его оплату. Следовательно, он является отпуском без сохранения заработной платы. А если работник в длительном отпуске заболел, то больничный ему не оплачивают. Время нахождения в длительном отпуске не засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии педагогов, так как за этот период учреждение не уплачивает за работника страховые взносы в ПФР.

Таким образом, в Положении содержатся только общие нормы, касающиеся предоставления длительных отпусков. Остальные вопросы должны решаться образовательным учреждением, учредителем которого является Минобразования России, самостоятельно.

Однако, разрабатывая положения о предоставлении такого отпуска, необходимо учитывать, что ухудшать положение работника по сравнению с действующим трудовым законодательством нельзя (например, ставить возможность получения такого отпуска в зависимость от укомплектованности штата работников, наличия или отсутствия дисциплинарных взысканий и т.п.).