Управление образования администрации
Мариинского муниципального района
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа 7»
Принята на заседании педагогического совета от «31» августа 2021г. Протокол № 10 | Утверждаю: Директор МБОУ «СОШ № 7» __________________ Белова Т.А. Приказ № 195 от «31» августа 2021г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа естественнонаучной направленнности
«Эколята»
Базовый уровень
Возраст учащихся: 10 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Котикова Татьяна Леонидовна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 7»
Мариинск, 2021
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ …… | 3 |
1.1. Пояснительная записка ……………………………………………………………..... | 3-4 |
1.2. Цель и задачи программы…………………………………………………………….. | 4 |
1.3.Содержание программы………………………………………………………………. | 5 |
1.3.1.Учебно-тематический план…………………………………………………………. | 5 |
1.3.2. Содержание учебно-тематического плана………………………………………… | 5-6 |
1.4. Планируемые результаты……………………………………………………..……… | 6-8 |
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ………………………………………………………………………………... | 8 |
2.1. Календарный учебный график……………………………………………………….. | 8 |
2.2. Условия реализации программы……………………………………………...……… | 8 |
2.3.Формы аттестации / контроля………………………………………………………… | 8 |
2.4. Оценочные материалы…………………………………………………...…………… | 8-9 |
2.5. Методические материалы………………………………………..…………………… | 9-10 |
2.6. Список литературы…………………………………………………………………… | 11 |
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………..……………………… | 12-16 |
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эколята» имеет естественно-научную направленность и реализуется в рамках мероприятий федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».
Актуальность программы. Экологическое образование помогает осознать ценность природы для материальных, познавательных, эстетических и духовных потребностей человека; понять, что человек - часть живой природы; его назначение - познать законы, по которым живет и развивается природа и в своих поступках руководствоваться этими законами; понять необходимость сохранения всего многообразия жизни; раскрыть сущность происходящих экологических катаклизмов; понять современные проблемы экологии; осознать актуальность её как для всего человечества, так и для каждого человека в отдельности; вызвать стремление принимать личное участие в преодолении экологического кризиса, в решении экологических проблем. В настоящее время, когда развитие человечества стало тесно связано не только с использованием природных ресурсов, но и с их сохранением и возобновлением, важно научить будущих граждан с раннего возраста заботиться об окружающей природе.
Отличительные особенности. Программа направлена на формирование отношения к окружающей среде в процессе взаимодействия эмоциональной, интеллектуальной и волевой сфер психики человека и основана на принципах гуманистического характера образования, свободного развития личности, воспитания взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, ответственности, бережного отношения к природе и окружающей среде. Программа предполагает развитие компетентности обучающихся в естественнонаучной области, формирование навыков на уровне практического применения и осуществление проектно-исследовательской деятельности. Содержание программы адаптированы к условиям реализации в рамках образовательных организаций общего и дополнительного образования детей.
Адресат программы. Программа предназначена для учащихся 10 лет. Условия набора группы — принимаются все желающие пройти обучение по программе «Эколята». Наполняемость в группе — от 10 до 15 человек.
Объем и срок освоения программы.
Объем программы: 68 часов
Сроки освоения программы: 9 месяцев.
Режим занятий: 2 часа в неделю
Продолжительность занятия – 40 минут.
Форма обучения – очная.
Формы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, деловая игра, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита проекта, акции.
Особенности организации образовательного процесса. При реализации программы «Эколята» запланировано участие учащихся в экологических конкурсах городского, областного, всероссийского, международного уровней, экологических мероприятиях. Возможна небольшая коррекция программы - это выезды и выходы на экскурсии, исследования также возможны в другие сроки, в зависимости от погодных условий. Распределение часов по темам может варьироваться, теоретические занятия интегрированы с практическими, порядок тем может взаимозаменяться. Занятия могут проводится одновременно со всем составом, по группам или индивидуально.
Цель и задачи программы
Цель программы:
Подготовка и развитие практических умений учащихся в области экологической оценки состояния окружающей среды в целях повышения экологической культуры учащихся, формирование у подростков экологической культуры, активного и ответственного отношения к жизни, к окружающей среде.
Задачи программы:
1. Личностные:
-создать условия для воспитания в учащихся лучшие духовно-нравственные качества: любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;
-создать условия для воспитания в учащихся ответственное отношение к окружающей среде;
-создать условия для воспитания у учащихся своевременное, аккуратное и тщательное выполнение и соблюдение всех правил ТБ на занятиях;
-способствовать воспитанию учащихся активной жизненной позиции;
-способствовать укреплению здоровья учащихся.
2. Метапредметные:
-способствовать развитию у учащихся познавательного интереса;
-создать условия для развития у учащихся потребности общения с природой;
-создать условия для развития у учащихся эмоционально доброжелательное отношение к природе, нравственные и эстетические чувства;
-способствовать развитию у учащихся памяти, внимания, наблюдательности, логического мышления, речи;
-способствовать развитию у учащихся творческих способностей;
-способствовать формированию у учащихся умения анализировать, проектировать, практиковать;
-способствовать развитию у учащихся коммуникабельности;
-способствовать развитию у учащихся навыков самостоятельной работы;
-способствовать развитию у учащихся навыка публичных выступлений при защите творческих проектов;
Предметные (образовательные):
-создать условия для обучения учащихся видеть и понимать красоту живой природы;
-создать условия для формирования у учащихся навыков экологически грамотного и безопасного поведения;
-создать условия формирования умений и навыков наблюдений за природными объектами;
-создать условия для формирования у учащихся представление о народных традициях и природных богатствах родного края;
-научить учащихся ориентироваться в природе, учитывая взаимосвязи живых организмов и компонентов неживой природы;
-научить учащихся собирать коллекционный материал;
-создать условия для формирования у учащихся умение оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения экологической целесообразности.
1.3. Содержание программы
1.3.1. Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела (темы) | Количество часов | Формы аттестации / контроля |
Всего | Теория | Практика |
1 | Раздел 1.Место человека в природе. | 2 | 1 | 1 | Инструктаж по технике безопасности |
2 | Раздел 2.Здоровье человека и окружающая среда. | 14 | 6 | 8 | Тест Экскурсии Заполнение папки исследователя |
3 | Раздел 3:Влияние человека на окружающую среду. | 12 | 6 | 6 | Практикум Фотоотчет Мини-проекты |
4 | Раздел 4:Что такое экологическая катастрофа. | 6 | 4 | 2 | Отчёт в группах Презентация |
5 | Раздел 5:Я – юный исследователь. | 14 | 6 | 8 | Практикум Фотоотчет Мини-проекты |
6 | Раздел 6.Природные катаклизмы. | 6 | 2 | 4 | Практикум Фотоотчет Мини-проекты |
7 | Раздел 7 :Красная книга России. | 12 | 5 | 7 | Практикум Фотоотчет Мини-проекты |
8 | Итоговое занятие. Защита исследовательских работ или творческих проектов учащихся. | 2 | - | 2 | Защита исследовательских работ, проектов |
ВСЕГО | 68 | 30 | 38 | |
1.3.2 Содержание учебно-тематического плана
Вводное занятие. Место человека в природе - 2 часа
Теория: Создание ситуации понимания единства всех существ на земле. Как человек связан с природой? Может ли человек существовать вне природы и природа без человека? Осознание места человека как части природы.
Практика: Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, работе на участке.
Здоровье человека и окружающая среда - 14 часов
Теория: Отношение человека к окружающему миру. Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека. Пути попадания вредных веществ в организм человека. Экосистема, в которой мы живем. Проблема мусора. Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнения на здоровье. (Экология у нас дома.)
Практика:Тест «Здоровье человека и окружающая среда».Заполнение папки исследователя.
Влияние человека на окружающую среду - 12 часов
Теория: Изменение окружающей среды топором и плугом. Влияние человека на изменение лика Земли. Пустеющие кладовые Земли. Реки, текущие вспять. Угроза богатствам живой природы. Химическая война с Землей и человеком. Экология и войны.
Практика: Экскурсия. Наблюдение за влиянием человека на окружающую среду.
Подготовка отчета в группах. Подготовка и выставка презентаций. Заполнение папок.
Что такое экологическая катастрофа- 6 часов
Теория: Что такое экологическая катастрофа. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Радиоактивное загрязнение окружающей среды (авария на Чернобыльской АЭС). Нитратные катастрофы. Экологический проект «Мой мир».
Практика: Подготовка отчета в группах. Презентации по материалам экскурсионного занятия.
Я – юный исследователь - 14 часов
Теория: Знакомство с понятием «исследование», «методы исследования». Как и где человек исследует окружающий мир? Как животные исследуют окружающий мир, и почему детеныши животных так любят играть? Что такое научные исследования?
Практика: Наблюдение как метод исследования. Наблюдательность. «Что такое классификация». «Учимся задавать вопросы». Главный способ получения научной информации – эксперимент. Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях.
Подготовка отчета в группах. Презентации по материалам экскурсионного занятия.
Природные катаклизмы - 6 часов
Теория: Рассказывать о сущности происходящих экологических катаклизмов, о причинах и мерах борьбы с ними. Заполнение папки исследователя.
Практика: Подготовка отчета в группах. Презентации по материалам экскурсионного занятия.
Красная книга России - 12 часов
Теория: Анализ причин исчезновения растений и животных.
Практика: Составление рассказов о Красной книге, о редких растениях и животных.
Деревья, кустарники, травянистые растения края, занесенные в Красную книгу. Животные станицы и окрестностей, занесенные в красную книгу. Творческий проект мини-энциклопедия « Растения Красной книги нашего района». Поиск информации. Создание мини-энциклопедии.
Итоговое занятие - 2 часа
Защита исследовательских работ и творческих проектов учащихся.
Практика: Выступление с подготовленными сообщениями, иллюстрированными наглядными материалами.
1.4 Планируемые результаты
По окончании обучения по программе учащиеся будут знать / понимать:
-современные проблемы охраны природы (аспекты, принципы и правила охраны природы, правовые основы охраны природы);
-природоохранные организации города и области;
-современные экологические проблемы Кемеровской области – Кузбасса (причины и последствия, пути решения);
-о современном состоянии и охране атмосферы (баланс газа в атмосфере, ее загрязнение и источники загрязнения, борьба с загрязнением, очистные сооружения, безотходная технология);
-о современном состоянии и охране водных ресурсов; вода, ее значение и свойства, качество воды; рациональное использование воды, борьба с загрязнениями, очистные сооружения, безотходная технология);
-о современном состоянии и охране почв (почва, ее главные функции; рациональное использование, причины потери плодородия и разрушения почв, ускоренная эрозия, ее виды, зональные и межзональные меры борьбы с эрозией); характеристика почв Кемеровской области;
-понимать необходимость посильного участия в охране природы родного края;
-ценность природы родного края и необходимость нести ответственность за ее сохранение;
-соблюдать правила экологического поведения на природе (охрана поверхности земли от разрушений и загрязнения);
-нравственные и правовые принципы природопользования;
-взаимосвязи в природном сообществе и экосистеме;
-называть представителей растительного и животного мира, занесенных в Красную книгу края;
-характеризовать формы земной поверхности и водоемы своего края
Учащийся получит возможность научиться:
-использовать оглавление, словарь и тексты учебника и хрестоматии, Интернет для поиска необходимой информации;
-обнаруживать простейшие взаимосвязи в живой природе, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края;
-определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты;
-соблюдать правила экологического поведения в природе;
-характеризовать влияние человека на природные сообщества (на примере своей местности);
-пропагандировать идеи правильного природопользования в борьбе со всем, что губительно отражается на природе;
использовать моральные и правовые принципы, нормы и правила экологически грамотного отношения к окружающей природе в реальном поведении.
В результате обучения по программе учащиеся приобретут такие личностные качества как:
-понимать свои сильные и слабые стороны при организации собственной учебной деятельности (постановка целей и задач, планирование и контролирование хода их реализации, рефлексия);
-уметь организовывать собственную учебную деятельность (планировать и контролировать ход реализации поставленных целей и задач и проводить рефлексию);
-уметь включаться в совместную деятельность с учетом своих способностей;
-рефлексивно относиться к своей учебной и повседневной деятельности.
В результате обучения по программе у учащихся будут сформированы такие метапредметные компетенции как:
-способность осознавать возможные объективные противоречия в интересах разных сторон системы «человек-природа-общество» и учитывать их при принятии решений;
-умение применять различные способы презентации и трансляции информации в устной и письменной форме.
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график
Количество учебных недель – 34 (за 1 год обучения)
Количество учебных дней – 170 (за 1 год обучения)
Продолжительность каникул – 30 календарных дней
Даты начала и окончания учебных периодов / этапов – 1 сентября – 27 мая августа
2.2. Условия реализации программы
Учебное помещение, компьютерные системы.
Информационно-методические и дидактические материалы.
Специальная и методическая литература.
2.3. Формы аттестации / контроля
Формами подведения итогов и контроля являются:
-Беседа - обсуждение;
-Тестовые задания по изучаемым темам;
-Фотоотчеты;
-Мини-проекты;
-Исследовательские проекты;
-Выставки творческих работ и мини-проектов;
-Участие в конкурсах, конференциях.
2.4. Оценочные материалы
Промежуточные тесты - наблюдение, итоговые тесты – наблюдение, вопросы. Участие в конкурсах.
Эмпирические исследования позволяют выделить три уровня экологической образованности младших школьников: прагматико-потребительский, знаниево-ориентированный, инициативно-творческий
-Инициативо-творческий уровень экологической образованности предполагает, что учащиеся имеют глубокие и системные знания о природе, о взаимосвязях с ней, развиты экологические убеждения, широкий круг природоохранительных умений; понимают многообразную ценность природы; обладают проявляют устойчивый интерес, инициативу и творчество в природоохранительной деятельности.
-Знаниево-ориентированный уровень определяется наличием у учащихся недостаточно систематичных и глубоких знаний, определённых экологических убеждений, некоторого арсенала природоохранительных умений. Учащиеся понимают ценность природы, но интерес неустойчивый, участвуют в природоохранительной деятельности, но недостаточно осознают её значимость.
-Прагматико-потребительский уровень отличается низкой степенью осознания экологических проблем, отсутствием интереса. Учащиеся имеют поверхностные знания, проявляют потребительское отношение к природе. Низкий уровень познавательной активности, связанной с объектами природы; доминирует прагматический тип установок по отношению к природе.
2.5. Методические материалы
Содержание, методы и приемы обучения данной Программе направлены, прежде всего, на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого учащегося, помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности.
Формы проведения занятий:
Беседа. Используется для развития интереса к предстоящей деятельности; для уточнения, углубления, обобщения и систематизации знаний.
Практическое занятие. Используется для углубления, расширения и конкретизации теоретических знаний; формирования и закрепления практических умений и навыков, приобретения практического опыта; проверки теоретических знаний.
Исследовательская работа. Направлена на проведение исследований, экспериментов в целях расширения имеющихся и получения новых знаний, формирования навыков самостоятельной работы.
Игра. В программу включены разнообразные игровые ситуации, которые дают возможность заинтересовать учащихся, вовлечь в творческую деятельность, раскрыть творческие способности.
Экскурсия. Позволяет проводить наблюдения, а также непосредственно изучать различные объекты, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях.
Круглый стол. Проводится с целью совместного обсуждения определенной проблемы.
Защита проекта. Используется с целью представления проделанной работы, формирования навыка публичного выступления.
Природоохранная акция. Используется для формирования активной жизненной позиции по отношению к окружающей среде.
Конкурс. Проведение конкурсов способствует выявлению и развитию творческих способностей учащихся, повышению уровня учебных достижений, стимулирует познавательную активность, инициативность, самостоятельность ребят.
Выставка работ. Используется для демонстрации результата работы учащихся творческого объединения; повышения мотивации и интереса; для подведения итогов.
Инструктаж по технике безопасности при проведении работ проводится на каждом занятии.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:
-словесный – устное изложение, беседа, рассказ.
-наглядный – показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ, работа по образцу.
-практический – выполнение работ по схемам, инструкционным картам.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности учащихся:
-объяснительно-иллюстративный – учащиеся воспринимают и усваивают готовую информацию;
-репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
-частично -поисковый – участие учащихся в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
исследовательский – самостоятельная творческая работа.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятии:
-фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
-индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
-групповой – организация работы с учащимися в группах;
-индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий учащимися, решение проблем.
Формы организации деятельности учащихся на занятии:
-фронтальная – при беседе, показе, объяснении;
-коллективная – при организации проблемно-поискового или творческого взаимодействия между учащимися;
-групповая (работа в малых группах, парах) – при выполнении лабораторных опытов, исследовательских работ.
-Индивидуальная - при выполнении лабораторных опытов, исследовательских работ.
2.6. Список литературы
Список литературы для педагога
1. Биология и экология: проектная деятельность учащихся / авт.-сост. М.В. Высотская .-
Волгоград
2. Г.А. Комова «Экологические тропы как форма экологического образования», № 4, 2000
3. Плешаков, А. А. Экологические проблемы и начальная школа Текст /А. А. Плешаков// Начальная школа. – 1991. - № 5. – С. 2-8.
4.Попова Т.А. Экология в школе. Мониторинг природной среды. – М.: Творческий центр,
Список литературы для учащихся
1. Брюс Джим, Анжела Вилкс, Клер Левелин “100 вопросов и ответов” Животные.-
М.:ЗАО “Росмэн”, 2006.
2. Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики Текст /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2009.
2. Экологический энциклопедический словарь. – М.: Издательский дом «Ноосфера», 1999 – 158 с.
3.Энциклопедия. Мир животных (т. 2, т. 7). – М.: Просвещение, 1989.
4. Энциклопедия. Неизвестное об известном. – М.: РОСМЕН, 1998.
5.Энциклопедия животных. – М.: ЭКСМО, 2007.
6.Энциклопедия. Что такое. Кто такой. – М.: Педагогика-Пресс, 1993.
7. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения./Сост.Л.А.Багрова- М.:Тко “АСТ”,2005.
8. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные./Сост.П.Р.Ляхов- М.:Тко “АСТ”,2009
9. Я познаю мир. Энциклопедия. Экология. – М.: ООО Издательство «Астрель», 2000.
Интернет-ресурсы для учащихся
https://infourok.ru/?utm_source=yandex&utm_medium=cpc&utm_campaign=branded&utm_term=--
autotargeting&yclid=2567705383285848786 – Инфоурок
https://ecoportal.su/ - экологический портал
http://www.priroda.ru/lib/ - природа России
http://www.websadovod.ru/ - Вебсадовод
http://эколята.рф/
ПРИЛОЖЕНИЯ
Диагностический опросник.
За основу взята методика Н.С.Жестовой, с введением дополнительных вопросов на выявление у учащихся отношения к природе, знания и желания общаться с ней. Процедура эксперимента: учащимся третьих классов предлагается бланк вопросов, на котором расчерчены три графы «умения», «отношения», «желания» и даются вопросы, на которые они должны ответить.
Баллы | Умения | Отношения | Желания |
2 | Сделаю хорошо; | нравится; | хочу заниматься; |
1 | Сделаю средне; | безразлично; | безразлично; |
0 | Не сделаю | не нравится | не хочу заниматься |
Перечень вопросов:
1. ухаживать за животными.
2. помогать больным животным.
3. выращивать молодняк (животных какой-либо породы).
4. помогать и защищать бездомных животных.
5. рисовать рисунки с изображением природы.
6. разъяснять людям нужные им сведения о природе.
7. охранять природу.
8. вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса.
9. следить за состоянием развития растений.
10. распространение детенышей животных (щенят, котят и т.д.).
11. распространять растения.
12. наблюдать и изучать природу и природные явления.
13. помогать пернатым друзьям.
14. смотреть телепередачи о животных.
Обработка результатов:
Подсчитывается количество набранных баллов по вертикали, сумма характеризует отношения, знания, умения.
Низкий уровень – от 0 до 9 баллов – не проявляют желания заботится о животных и окружающей среде. Познавательное отношение к растениям не развито. Бережно относятся к животным и растениям. Но интереса к данному содержанию не проявляют.
Средний уровень – от 9 до 19 – не всегда способны анализировать последствия неадекватных воздействий на окружающую среду, проявляя при этом желание, заботу и бережное отношение.
Высокий уровень – от 20 до 28 баллов – проявляют желание, заботу, бережное отношение к растительному и животному миру, понимая их ценность. Существенно мотивируют свое отношение к природе, проявляют устойчивый интерес к окружающему миру.
Диагностика «Работа над ошибками»
Смысл этой диагностики заключается в следующем: дети знакомятся с текстом. В интересной форме им даются правила поведения в лесу. Они знакомятся с рассказом, в котором дети совершали неправильные действия по отношению к природе. Ученики должны найти ошибки в поведении детей.
По окончании работы с рассказом дети выводят правила поведения в природе: а) не сбивать несъедобные грибы; б) для костра собирают сушняк, а не ломают молодые деревья, и в жаркую погоду костер не разводят; в) не бросать полиэтилен и консервные банки; г) костер залить водой или засыпать землей и т. д.
Воскресенье в лесу
За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница. Но мы решили поехать одни. Запаслись продуктами, взяли компас и даже транзистор. Весёлой музыкой мы оповестили лес- мы приехали! Дни стояли жаркие, сухие. Знакомая дорога привела нас к берёзовой роще. По дороге попадались грибы. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. А грибы, которые мы не знали, сбивали палками. Быстро наломали веток, разложили костёр. Заварили чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи мы выбросили пустые банки и полиэтиленовые мешки. Горящие угли костра подмигивали нам на прощание. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали тёплые яички и положили их обратно. На лесной опушке мы нашли маленького ёжика. Решив, что мать бросила его, Взяли его с собой. С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час подошёл поезд. Весело прошёл день.
4.Диагностическая ситуация.
Перед учащимися ставится проблема морального выбора и предлагается 3 варианта ответа.
2 вариант. Предлагается ситуация: «Горе – туристы» пришли в лес. Что произойдет?
Что произойдет с травой, с лесными цветами?
Что нельзя делать и оставлять в лесу?
Можно ли шуметь в лесу и ломать деревья?
5.Тестирование
Перечень вопросов:
1.Какие организмы используют как показатели загрязнения?
А) животные; Б) лишайники; В) растения.
2.Почему человек создает сады и парки в городе?
А) чтобы растения обогащали кислородом воздух;
Б) чтобы люди отдыхали и гуляли;
В) чтобы было красиво.
3. Какие вещества люди добывают из морской воды?
А) морскую соль; Б) сахар; В) рыбий жир.
4. В воды океана можно сбрасывать все отходы деятельности человека, океан от этого не пострадает:
А) да; Б) нет.
5. Какое морское животное было истреблено уже после нескольких лет его открытия?
А) морская свинка; Б) морская корова; В) морская собака.
6. Какая вода встречается в озерах?
А) пресная; Б) соленая; В) в одних пресная, в других соленая.
7. К чему приводят загрязнения водоемов?
А) гибнет рыба; Б) по берегам чахнут растения В) размножаются водоросли.
8. Как служат почве дождевые черви?
А) уничтожают вредителей; Б) перерабатывают опавшие листья;
В) роют подземные ходы.
9. Где больше всего загрязнена и разрушена почва?
А) в лесу; Б) в городе; В) на лугу.
10. Редкие растения у нас выращивают:
А) в заповедниках; Б) в садах и парках города; В) в ботаническом саду.
11. Букеты можно составить:
А) из редких цветов; Б) из растений выращенных человеком;
В) из красивых цветов.
12. Если в лесу станет мало птиц, то:
А) деревья могут погибнуть; Б) ничего не случиться;
В) не услышим птичьих песен.
13. Какое животное может дольше других в состоянии спячки без еды:
А) мышь; Б) бобер; В) еж; Г) медведь.
14. Какая птица подкладывает свои яйца в другие гнезда?
А) синица; Б) кукушка; В) филин; Г) соловей.
15. Какое из перечисленных животных запасают себе корм на зиму?
А) лошадь; Б) волк; В) белка.
Ключ: 1-б, 2-аб, 3-а, 4-б, 5-б, 6-в, 7-абв, 8-б, 9-б, 10-ав, 11-б, 12-а, 13-г, 14-б, 15-в.
Обработка результатов: подсчитывается количество правильных ответов, их сумма характеризует уровень имеющихся экологических знаний у учащихся.
-Низкий уровень - от 0 до 6 правильных ответов. Характеризуется отсутствием знаний или наличием узких неадекватных знаний о животном и растительном мире. Не знают о существенных сторонах познаваемого объекта.
-Средний уровень – от 7 до 11 верных ответов. Характеризуется усвоением закономерных связей, объектов, явлений. Появляется и развивается обобщенность знаний об особенностях природного мира.
-Высокий уровень – от 12 до 15 правильных ответов. Характеризуется осведомленностью закономерных связей в природе. У детей многообразны знания о растениях и животных разных сообществ.
16