СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кружок "Эколята"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа Эколята  (кружок)

Просмотр содержимого документа
«Кружок "Эколята"»

Управление образования администрации

Мариинского муниципального района

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа 7»



Принята на заседании

педагогического совета

от «31» августа 2021г.

Протокол № 10

Утверждаю:

Директор МБОУ «СОШ № 7»

__________________ Белова Т.А.

Приказ № 195 от «31» августа 2021г.




Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа естественнонаучной направленнности

«Эколята»





Базовый уровень


Возраст учащихся: 10 лет

Срок реализации: 1 год





Составитель:

Котикова Татьяна Леонидовна,

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 7»



Мариинск, 2021



СОДЕРЖАНИЕ


РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ ……

3

1.1. Пояснительная записка …………………………………………………………….....

3-4

1.2. Цель и задачи программы……………………………………………………………..

4

1.3.Содержание программы……………………………………………………………….

5

1.3.1.Учебно-тематический план………………………………………………………….

5

1.3.2. Содержание учебно-тематического плана…………………………………………

5-6

1.4. Планируемые результаты……………………………………………………..………

6-8

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ………………………………………………………………………………...

8

2.1. Календарный учебный график………………………………………………………..

8

2.2. Условия реализации программы……………………………………………...………

8

2.3.Формы аттестации / контроля…………………………………………………………

8

2.4. Оценочные материалы…………………………………………………...……………

8-9

2.5. Методические материалы………………………………………..……………………

9-10

2.6. Список литературы……………………………………………………………………

11

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………..………………………

12-16





















РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ


    1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эколята» имеет естественно-научную направленность и реализуется в рамках мероприятий федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».

Актуальность программы. Экологическое образование помогает осознать ценность природы для материальных, познавательных, эстетических и духовных потребностей человека; понять, что человек - часть живой природы; его назначение - познать законы, по которым живет и развивается природа и в своих поступках руководствоваться этими законами; понять необходимость сохранения всего многообразия жизни; раскрыть сущность происходящих экологических катаклизмов; понять современные проблемы экологии; осознать актуальность её как для всего человечества, так и для каждого человека в отдельности; вызвать стремление принимать личное участие в преодолении экологического кризиса, в решении экологических проблем. В настоящее время, когда развитие человечества стало тесно связано не только с использованием природных ресурсов, но и с их сохранением и возобновлением, важно научить будущих граждан с раннего возраста заботиться об окружающей природе.

Отличительные особенности. Программа направлена на формирование отношения к окружающей среде в процессе взаимодействия эмоциональной, интеллектуальной и волевой сфер психики человека и основана на принципах гуманистического характера образования, свободного развития личности, воспитания взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, ответственности, бережного отношения к природе и окружающей среде. Программа предполагает развитие компетентности обучающихся в естественнонаучной области, формирование навыков на уровне практического применения и осуществление проектно-исследовательской деятельности. Содержание программы адаптированы к условиям реализации в рамках образовательных организаций общего и дополнительного образования детей.

Адресат программы. Программа предназначена для учащихся 10 лет. Условия набора группы — принимаются все желающие пройти обучение по программе «Эколята». Наполняемость в группе — от 10 до 15 человек.

Объем и срок освоения программы.

Объем программы: 68 часов

Сроки освоения программы: 9 месяцев.

Режим занятий: 2 часа в неделю

Продолжительность занятия – 40 минут.

Форма обучения – очная.

Формы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, деловая игра, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита проекта, акции.

Особенности организации образовательного процесса. При реализации программы «Эколята» запланировано участие учащихся в экологических конкурсах городского, областного, всероссийского, международного уровней, экологических мероприятиях. Возможна небольшая коррекция программы - это выезды и выходы на экскурсии, исследования также возможны в другие сроки, в зависимости от погодных условий. Распределение часов по темам может варьироваться, теоретические занятия интегрированы с практическими, порядок тем может взаимозаменяться. Занятия могут проводится одновременно со всем составом, по группам или индивидуально.


    1. Цель и задачи программы

Цель программы:

Подготовка и развитие практических умений учащихся в области экологической оценки состояния окружающей среды в целях повышения экологической культуры учащихся, формирование у подростков экологической культуры, активного и ответственного отношения к жизни, к окружающей среде.

Задачи программы:

1. Личностные:

-создать условия для воспитания в учащихся лучшие духовно-нравственные качества: любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;

-создать условия для воспитания в учащихся ответственное отношение к окружающей среде;

-создать условия для воспитания у учащихся своевременное, аккуратное и тщательное выполнение и соблюдение всех правил ТБ на занятиях;

-способствовать воспитанию учащихся активной жизненной позиции; 

-способствовать укреплению здоровья учащихся.

2. Метапредметные:

-способствовать развитию у учащихся познавательного интереса; 

-создать условия для развития у учащихся потребности общения с природой;

-создать условия для развития у учащихся эмоционально доброжелательное отношение  к природе, нравственные и эстетические чувства;

-способствовать развитию у учащихся памяти, внимания, наблюдательности, логического мышления, речи; 

-способствовать развитию у учащихся  творческих способностей; 

-способствовать формированию у учащихся  умения анализировать, проектировать, практиковать; 

-способствовать развитию у учащихся коммуникабельности;

-способствовать развитию у учащихся навыков самостоятельной работы; 

-способствовать развитию у учащихся навыка публичных выступлений при защите творческих проектов;

  1. Предметные (образовательные):

-создать условия для обучения учащихся видеть и понимать красоту живой природы;

-создать условия для формирования у учащихся навыков экологически грамотного и безопасного поведения;

-создать условия формирования умений и навыков наблюдений за природными объектами; 

-создать условия для формирования у учащихся представление о народных традициях и природных богатствах родного края; 

-научить учащихся ориентироваться в природе, учитывая взаимосвязи живых организмов и компонентов неживой природы; 

-научить учащихся собирать коллекционный материал; 

-создать условия для формирования у учащихся умение оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения экологической целесообразности.


1.3. Содержание программы

1.3.1. Учебно-тематический план


п/п

Наименование раздела (темы)

Количество часов

Формы аттестации / контроля

Всего

Теория

Практика

1

Раздел 1.Место человека в природе.

2

1

1

Инструктаж по технике безопасности

2

Раздел 2.Здоровье человека и окружающая среда.


14

6

8

Тест

Экскурсии

Заполнение папки исследователя

3

Раздел 3:Влияние человека на окружающую среду.


12

6

6

Практикум

Фотоотчет

Мини-проекты

4

Раздел 4:Что такое экологическая катастрофа.

6

4

2

Отчёт в группах

Презентация

5

Раздел 5:Я – юный исследователь.


14

6

8

Практикум

Фотоотчет

Мини-проекты

6

Раздел 6.Природные катаклизмы.

6

2

4

Практикум

Фотоотчет

Мини-проекты

7

Раздел 7 :Красная книга России.


12

5

7

Практикум

Фотоотчет

Мини-проекты

8

Итоговое занятие. Защита исследовательских работ или творческих проектов учащихся.

2

-

2

Защита исследовательских работ, проектов

ВСЕГО

68

30

38




1.3.2 Содержание учебно-тематического плана

Вводное занятие. Место человека в природе - 2 часа

Теория: Создание ситуации понимания единства всех существ на земле. Как человек связан с природой? Может ли человек существовать вне природы и природа без человека? Осознание места человека как части природы.

Практика: Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, работе на участке.


Здоровье человека и окружающая среда - 14 часов

Теория: Отношение человека к окружающему миру. Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека. Пути попадания вредных веществ в организм человека. Экосистема, в которой мы живем. Проблема мусора. Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнения на здоровье. (Экология у нас дома.)

Практика:Тест «Здоровье человека и окружающая среда».Заполнение папки исследователя.


Влияние человека на окружающую среду - 12 часов

Теория: Изменение окружающей среды топором и плугом. Влияние человека на изменение лика Земли. Пустеющие кладовые Земли. Реки, текущие вспять. Угроза богатствам живой природы. Химическая война с Землей и человеком. Экология и войны.

Практика: Экскурсия. Наблюдение за влиянием человека на окружающую среду.

Подготовка отчета в группах. Подготовка и выставка презентаций. Заполнение папок.


Что такое экологическая катастрофа- 6 часов

Теория: Что такое экологическая катастрофа. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Радиоактивное загрязнение окружающей среды (авария на Чернобыльской АЭС). Нитратные катастрофы. Экологический проект «Мой мир».

Практика: Подготовка отчета в группах. Презентации по материалам экскурсионного занятия.


Я – юный исследователь - 14 часов

Теория: Знакомство с понятием «исследование», «методы исследования». Как и где человек исследует окружающий мир? Как животные исследуют окружающий мир, и почему детеныши животных так любят играть? Что такое научные исследования?

Практика: Наблюдение как метод исследования. Наблюдательность. «Что такое классификация». «Учимся задавать вопросы». Главный способ получения научной информации – эксперимент. Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях.

Подготовка отчета в группах. Презентации по материалам экскурсионного занятия.


Природные катаклизмы - 6 часов

Теория: Рассказывать о сущности происходящих экологических катаклизмов, о причинах и мерах борьбы с ними. Заполнение папки исследователя.

Практика: Подготовка отчета в группах. Презентации по материалам экскурсионного занятия.


Красная книга России - 12 часов

Теория: Анализ причин исчезновения растений и животных.

Практика: Составление рассказов о Красной книге, о редких растениях и животных.

Деревья, кустарники, травянистые растения края, занесенные в Красную книгу. Животные станицы и окрестностей, занесенные в красную книгу. Творческий проект мини-энциклопедия « Растения Красной книги нашего района». Поиск информации. Создание мини-энциклопедии.

Итоговое занятие - 2 часа

Защита исследовательских работ и творческих проектов учащихся.

Практика: Выступление с подготовленными сообщениями, иллюстрированными наглядными материалами.


1.4 Планируемые результаты

По окончании обучения по программе учащиеся будут знать / понимать:

-современные проблемы охраны природы (аспекты, принципы и правила охраны природы, правовые основы охраны природы);

-природоохранные организации города и области;

-современные экологические проблемы Кемеровской области – Кузбасса (причины и последствия, пути решения);

-о современном состоянии и охране атмосферы (баланс газа в атмосфере, ее загрязнение и источники загрязнения, борьба с загрязнением, очистные сооружения, безотходная технология);

-о современном состоянии и охране водных ресурсов; вода, ее значение и свойства, качество воды; рациональное использование воды, борьба с загрязнениями, очистные сооружения, безотходная технология);

-о современном состоянии и охране почв (почва, ее главные функции; рациональное использование, причины потери плодородия и разрушения почв, ускоренная эрозия, ее виды, зональные и межзональные меры борьбы с эрозией); характеристика почв Кемеровской области;

-понимать необходимость посильного участия в охране при­роды родного края;

-ценность природы родного края и необходимость нести ответственность за ее сохранение;

-соблюдать правила экологического поведения на природе (охрана поверхности земли от разрушений и загрязнения);

-нравственные и правовые принципы природопользования;

-взаимосвязи в природном сообществе и экосистеме;

-называть представителей растительного и животного мира, занесенных в Красную книгу края;

-характеризовать формы земной поверхности и водоемы своего края

Учащийся получит возможность научиться:

-использовать оглавление, словарь и тексты учебника и хре­стоматии, Интернет для поиска необходимой информации;

-обнаруживать простейшие взаимосвязи в живой природе, использовать эти знания для объяснения необходимости береж­ного отношения к природе своего края;

-определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объ­екты;

-соблюдать правила экологического поведения в природе;

-характеризовать влияние человека на природные сообщества (на примере своей местности);

-пропагандировать идеи правильного природопользования в борьбе со всем, что губительно отражается на природе;

использовать моральные и правовые принципы, нормы и правила экологически грамотного отношения к окружающей природе в реальном поведении.

В результате обучения по программе учащиеся приобретут такие личностные качества как:

-понимать свои сильные и слабые стороны при организации собственной учебной деятельности (постановка целей и задач, планирование и контролирование хода их реализации, рефлексия);

-уметь организовывать собственную учебную деятельность (планировать и контролировать ход реализации поставленных целей и задач и проводить рефлексию);

-уметь включаться в совместную деятельность с учетом своих способностей;

-рефлексивно относиться к своей учебной и повседневной деятельности.


В результате обучения по программе у учащихся будут сформированы такие метапредметные компетенции как:

-способность осознавать возможные объективные противоречия в интересах разных сторон системы «человек-природа-общество» и учитывать их при принятии решений;

-умение применять различные способы презентации и трансляции информации в устной и письменной форме.


РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

2.1. Календарный учебный график

Количество учебных недель – 34 (за 1 год обучения)

Количество учебных дней – 170 (за 1 год обучения)

Продолжительность каникул – 30 календарных дней

Даты начала и окончания учебных периодов / этапов – 1 сентября – 27 мая августа


2.2. Условия реализации программы

Учебное помещение, компьютерные системы.

Информационно-методические и дидактические материалы.

Специальная и методическая литература.

2.3. Формы аттестации / контроля

Формами подведения итогов и контроля являются:

-Беседа - обсуждение;

-Тестовые задания по изучаемым темам;

-Фотоотчеты;

-Мини-проекты;

-Исследовательские проекты;

-Выставки творческих работ и мини-проектов;

-Участие в конкурсах, конференциях.


2.4. Оценочные материалы

Промежуточные тесты - наблюдение, итоговые тесты – наблюдение, вопросы. Участие в конкурсах.

Эмпирические исследования позволяют выделить три уровня экологической образованности младших школьников: прагматико-потребительский, знаниево-ориентированный, инициативно-творческий

-Инициативо-творческий уровень экологической образованности предполагает, что учащиеся имеют глубокие и системные знания о природе, о взаимосвязях с ней, развиты экологические убеждения, широкий круг природоохранительных умений; понимают многообразную ценность природы; обладают проявляют устойчивый интерес, инициативу и творчество в природоохранительной деятельности.

-Знаниево-ориентированный уровень определяется наличием у учащихся недостаточно систематичных и глубоких знаний, определённых экологических убеждений, некоторого арсенала природоохранительных умений. Учащиеся понимают ценность природы, но интерес неустойчивый, участвуют в природоохранительной деятельности, но недостаточно осознают её значимость.

-Прагматико-потребительский уровень отличается низкой степенью осознания экологических проблем, отсутствием интереса. Учащиеся имеют поверхностные знания, проявляют потребительское отношение к природе. Низкий уровень познавательной активности, связанной с объектами природы; доминирует прагматический тип установок по отношению к природе.



2.5. Методические материалы

Содержание, методы и приемы обучения данной Программе направлены, прежде всего, на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого учащегося, помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности.

Формы проведения занятий:

  1. Беседа. Используется для развития интереса к предстоящей деятельности; для уточнения, углубления, обобщения и систематизации знаний.

  2. Практическое занятие. Используется для углубления, расширения и конкретизации теоретических знаний; формирования и закрепления практических умений и навыков, приобретения практического опыта; проверки теоретических знаний.

  3. Исследовательская работа. Направлена на проведение исследований, экспериментов в целях расширения имеющихся и получения новых знаний, формирования навыков самостоятельной работы.

  4. Игра. В программу включены разнообразные игровые ситуации, которые дают возможность заинтересовать учащихся, вовлечь в творческую деятельность, раскрыть творческие способности.

  5. Экскурсия. Позволяет проводить наблюдения, а также непосредственно изучать различные объекты, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях.

  6. Круглый стол. Проводится с целью совместного обсуждения определенной проблемы.

  7. Защита проекта. Используется с целью представления проделанной работы, формирования навыка публичного выступления.

  8. Природоохранная акция. Используется для формирования активной жизненной позиции по отношению к окружающей среде.

  9. Конкурс. Проведение конкурсов способствует выявлению и развитию творческих способностей учащихся, повышению уровня учебных достижений, стимулирует познавательную активность, инициативность, самостоятельность ребят.

  10. Выставка работ. Используется для демонстрации результата работы учащихся творческого объединения; повышения мотивации и интереса; для подведения итогов.

  11. Инструктаж по технике безопасности при проведении работ проводится на каждом занятии.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:

-словесный – устное изложение, беседа, рассказ.

-наглядный – показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ, работа по образцу.

-практический – выполнение работ по схемам, инструкционным картам.

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности учащихся:

-объяснительно-иллюстративный – учащиеся воспринимают и усваивают готовую информацию;

-репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

-частично -поисковый – участие учащихся в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

исследовательский – самостоятельная творческая работа.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятии:

-фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;

-индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

-групповой – организация работы с учащимися в группах;

-индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий учащимися, решение проблем.

Формы организации деятельности учащихся на занятии:

-фронтальная – при беседе, показе, объяснении;

-коллективная – при организации проблемно-поискового или творческого взаимодействия между учащимися;

-групповая (работа в малых группах, парах) – при выполнении лабораторных опытов, исследовательских работ.

-Индивидуальная - при выполнении лабораторных опытов, исследовательских работ.



2.6. Список литературы

Список литературы для педагога

1. Биология и экология: проектная деятельность учащихся / авт.-сост. М.В. Высотская .-

Волгоград

2. Г.А. Комова «Экологические тропы как форма экологического образования», № 4, 2000

3. Плешаков, А. А. Экологические проблемы и начальная школа Текст /А. А. Плешаков// Начальная школа. – 1991. - № 5. – С. 2-8.

4.Попова Т.А. Экология в школе. Мониторинг природной среды. – М.: Творческий центр,



Список литературы для учащихся

1. Брюс Джим, Анжела Вилкс, Клер Левелин “100 вопросов и ответов” Животные.-

М.:ЗАО “Росмэн”, 2006.

2. Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики Текст /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2009.

2. Экологический энциклопедический словарь. – М.: Издательский дом «Ноосфера», 1999 – 158 с.

3.Энциклопедия. Мир животных (т. 2, т. 7). – М.: Просвещение, 1989.

4. Энциклопедия. Неизвестное об известном. – М.: РОСМЕН, 1998.

5.Энциклопедия животных. – М.: ЭКСМО, 2007.

6.Энциклопедия. Что такое. Кто такой. – М.: Педагогика-Пресс, 1993.

7. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения./Сост.Л.А.Багрова- М.:Тко “АСТ”,2005.

8. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные./Сост.П.Р.Ляхов- М.:Тко “АСТ”,2009

9. Я познаю мир. Энциклопедия. Экология. – М.: ООО Издательство «Астрель», 2000.


Интернет-ресурсы для учащихся

https://infourok.ru/?utm_source=yandex&utm_medium=cpc&utm_campaign=branded&utm_term=--

autotargeting&yclid=2567705383285848786 – Инфоурок

https://ecoportal.su/ - экологический портал

http://www.priroda.ru/lib/ - природа России

http://www.websadovod.ru/ - Вебсадовод

http://эколята.рф/





































ПРИЛОЖЕНИЯ


  1. Диагностический опросник.

За основу взята методика Н.С.Жестовой, с введением дополнительных вопросов на выявление у учащихся отношения к природе, знания и желания общаться с ней. Процедура эксперимента: учащимся третьих классов предлагается бланк вопросов, на котором расчерчены три графы «умения», «отношения», «желания» и даются вопросы, на которые они должны ответить.

Баллы

Умения

Отношения

Желания

2

Сделаю хорошо;

нравится;

хочу заниматься;

1

Сделаю средне;

безразлично;

безразлично;

0

Не сделаю

не нравится

не хочу заниматься

Перечень вопросов:

1. ухаживать за животными.

2. помогать больным животным.

3. выращивать молодняк (животных какой-либо породы).

4. помогать и защищать бездомных животных.

5. рисовать рисунки с изображением природы.

6. разъяснять людям нужные им сведения о природе.

7. охранять природу.

8. вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса.

9. следить за состоянием развития растений.

10. распространение детенышей животных (щенят, котят и т.д.).

11. распространять растения.

12. наблюдать и изучать природу и природные явления.

13. помогать пернатым друзьям.

14. смотреть телепередачи о животных.

Обработка результатов:

Подсчитывается количество набранных баллов по вертикали, сумма характеризует отношения, знания, умения.

Низкий уровень – от 0 до 9 баллов – не проявляют желания заботится о животных и окружающей среде. Познавательное отношение к растениям не развито. Бережно относятся к животным и растениям. Но интереса к данному содержанию не проявляют.

Средний уровень – от 9 до 19 – не всегда способны анализировать последствия неадекватных воздействий на окружающую среду, проявляя при этом желание, заботу и бережное отношение.

Высокий уровень – от 20 до 28 баллов – проявляют желание, заботу, бережное отношение к растительному и животному миру, понимая их ценность. Существенно мотивируют свое отношение к природе, проявляют устойчивый интерес к окружающему миру.

  1. Диагностика «Работа над ошибками»

Смысл этой диагностики заключается в следующем: дети знакомятся с текстом. В интересной форме им даются правила поведения в лесу. Они знакомятся с рассказом, в котором дети совершали неправильные действия по отношению к природе. Ученики должны найти ошибки в поведении детей.

По окончании работы с рассказом дети выводят правила поведения в природе: а) не сбивать несъедобные грибы; б) для костра собирают сушняк, а не ломают молодые деревья, и в жаркую погоду костер не разводят; в) не бросать полиэтилен и консервные банки; г) костер залить водой или засыпать землей и т. д.

Воскресенье в лесу

За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница. Но мы решили поехать одни. Запаслись продуктами, взяли компас и даже транзистор. Весёлой музыкой мы оповестили лес- мы приехали! Дни стояли жаркие, сухие. Знакомая дорога привела нас к берёзовой роще. По дороге попадались грибы. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. А грибы, которые мы не знали, сбивали палками. Быстро наломали веток, разложили костёр. Заварили чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи мы выбросили пустые банки и полиэтиленовые мешки. Горящие угли костра подмигивали нам на прощание. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали тёплые яички и положили их обратно. На лесной опушке мы нашли маленького ёжика. Решив, что мать бросила его, Взяли его с собой. С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час подошёл поезд. Весело прошёл день.

4.Диагностическая ситуация.

Перед учащимися ставится проблема морального выбора и предлагается 3 варианта ответа.

2 вариант. Предлагается ситуация: «Горе – туристы» пришли в лес. Что произойдет?

Что произойдет с травой, с лесными цветами?

Что нельзя делать и оставлять в лесу?

Можно ли шуметь в лесу и ломать деревья?


5.Тестирование

Перечень вопросов:

1.Какие организмы используют как показатели загрязнения?

А) животные; Б) лишайники; В) растения.

2.Почему человек создает сады и парки в городе?

А) чтобы растения обогащали кислородом воздух;

Б) чтобы люди отдыхали и гуляли;

В) чтобы было красиво.

3. Какие вещества люди добывают из морской воды?

А) морскую соль; Б) сахар; В) рыбий жир.

4. В воды океана можно сбрасывать все отходы деятельности человека, океан от этого не пострадает:

А) да; Б) нет.

5. Какое морское животное было истреблено уже после нескольких лет его открытия?

А) морская свинка; Б) морская корова; В) морская собака.

6. Какая вода встречается в озерах?

А) пресная; Б) соленая; В) в одних пресная, в других соленая.

7. К чему приводят загрязнения водоемов?

А) гибнет рыба; Б) по берегам чахнут растения В) размножаются водоросли.

8. Как служат почве дождевые черви?

А) уничтожают вредителей; Б) перерабатывают опавшие листья;

В) роют подземные ходы.

9. Где больше всего загрязнена и разрушена почва?

А) в лесу; Б) в городе; В) на лугу.

10. Редкие растения у нас выращивают:

А) в заповедниках; Б) в садах и парках города; В) в ботаническом саду.

11. Букеты можно составить:

А) из редких цветов; Б) из растений выращенных человеком;

В) из красивых цветов.

12. Если в лесу станет мало птиц, то:

А) деревья могут погибнуть; Б) ничего не случиться;

В) не услышим птичьих песен.

13. Какое животное может дольше других в состоянии спячки без еды:

А) мышь; Б) бобер; В) еж; Г) медведь.

14. Какая птица подкладывает свои яйца в другие гнезда?

А) синица; Б) кукушка; В) филин; Г) соловей.

15. Какое из перечисленных животных запасают себе корм на зиму?

А) лошадь; Б) волк; В) белка.


Ключ: 1-б, 2-аб, 3-а, 4-б, 5-б, 6-в, 7-абв, 8-б, 9-б, 10-ав, 11-б, 12-а, 13-г, 14-б, 15-в.


Обработка результатов: подсчитывается количество правильных ответов, их сумма характеризует уровень имеющихся экологических знаний у учащихся.

-Низкий уровень - от 0 до 6 правильных ответов. Характеризуется отсутствием знаний или наличием узких неадекватных знаний о животном и растительном мире. Не знают о существенных сторонах познаваемого объекта.

-Средний уровень – от 7 до 11 верных ответов. Характеризуется усвоением закономерных связей, объектов, явлений. Появляется и развивается обобщенность знаний об особенностях природного мира.

-Высокий уровень – от 12 до 15 правильных ответов. Характеризуется осведомленностью закономерных связей в природе. У детей многообразны знания о растениях и животных разных сообществ.


16



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!