СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кружок "Эрудит"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кружок "Эрудит" для учащихся 2 класса

Просмотр содержимого документа
«Кружок "Эрудит"»


муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №58»





Рассмотрена Утверждено

и рекомендована на приказом директора

педсовете протокол № МБОУ СШ №58

« »_______ __2018 г. «____»__________2018 г.







Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)

программа

«Эрудит»


Срок реализации программы – 1 год

Возраст детей: 7-8лет




Программа разработана

Зининой Н.Г.,

учителем начальных классов

первой квалификационной категории






Г. Арзамас, 2018г.



  1. Пояснительная записка.


Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится дополнительным образованием. В этом может помочь кружок «Эрудит» естественнонаучной направленности, расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий. Кружок предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Рабочая программа кружка «Эрудит» составлена на основе авторской программы Е.Э. Кочуровой «Занимательная математика», которая разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы начального общего образования по математике.

Программа способствует:

  • формированию умения рассуждать как компонента логической грамотности;

  • освоению эвристических приемов рассуждений;

  • формированию интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

  • развитию познавательной активности и самостоятельности учащихся;

  • формированию способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;

  • формированию пространственных представлений и пространственного воображения;

  • привлечению учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.


Объем программы:

Программа рассчитана на 1 год обучения. Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: 7-8 лет.

На реализацию программы «Эрудит» отводится 38 ч в год (1 час в неделю).

Цель программы:

 развивать математический образ мышления

Задачи:

 расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

 расширять математические знания в области многозначных чисел;

 содействовать умелому использованию символики;

 учить правильно применять математическую терминологию;

 развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;

 уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.


 Воспитание творческой активности учащихся в процессе изучения ими математики является одной из актуальных задач, стоящих перед учителями начальной школы. Основным средством такого воспитания и развития математических способностей учащихся являются задачи. Умением решать задачи характеризуется в первую очередь состояние математической подготовки учащихся, глубина усвоения учебного  материала.  Не случайно известный современный методист и математик Д.Пойа пишет: «Что значит владение математикой? Это есть умение решать задачи, причем не только стандартные, но и требующие известной независимости мышления, здравого смысла, оригинальности, изобретательности». Решение нестандартных задач способствует пробуждению и развитию у них устойчивого интереса к математике.

    С этой целью   проводятся кружковые занятия, в ходе которых  решаются задачи, выходящие за рамки программы.  А задачи повышенной трудности, включенные в план,  служат  для выявления наиболее  способных к математике учащихся. На занятиях кружка «Эрудит» также  рассматриваются логические задачи, а также задачи, тесно связанные с обязательным материалом, но требующие определенного творческого подхода к их решению, умения самостоятельно мыслить.  Задачи подобраны с учетом степени подготовки учащихся.

Кружок «Эрудит» в школе вызывает интерес учащихся к предмету, способствуют развитию математического кругозора, творческих способностей учащихся, привитию навыков самостоятельной работы. Повышает качество общей математической подготовки учащихся.

 

Ожидаемые результаты:

Личностными результатами являются:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

  • воспитание чувства справедливости, ответственности;

  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

  • установка на безопасный здоровый образ жизни;

Метапредметными результатами являются:

✓ сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

✓ применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

✓ действовать в соответствии с заданными правилами.

✓ включаться в групповую работу.

✓ участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

✓ выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

✓ контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

✓ анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).

✓ использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации

✓ воспроизводить способ решения задачи.

✓ анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.

✓ выбирать наиболее эффективный способ решения задачи.

✓ оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).

✓ конструировать несложные задачи.


Предметные результаты.

  • Учащиеся должны научиться анализировать задачи, составлять план решения, решать задачи, делать выводы.

  • Решать задачи на смекалку, на сообразительность.

  • Решать логические задачи.

  • Работать в коллективе и самостоятельно.

  • Расширить свой математический кругозор.

  • Пополнить свои математические знания.

  • Научиться работать с дополнительной литературой.


Оценка  планируемых результатов освоения программы:

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей  проходит через участие их в олимпиадах,  конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портфолио.


  1. Учебно-тематический план


п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Дата проведения

Всего

Теория

Практика

По плану

По факту

 I

Числовые множества

9

2

7



1.

Угадать число.

1


1



2.

Волшебная таблица.

1


1



3.

Угадать несколько задуманных чисел.

1


1



4.

Отгадать несколько задуманных чисел, если каждое из них не превышает десяти.

1


1



5.

Волшебные квадраты. Нахождение периметра фигур.

1


1



6.

Числовые головоломки.

1


1



7.

В мире чисел. Арифметика каменного века. Бесконечность натуральных чисел. Живая счетная машина.

1

1




8.

Римские цифры. Как читать римские цифры?

1

1




9.

Игры с числами и предметами.

1


1



II

Разные задачи.

9

3

6



10.

Задачи – шутки.

1


1



11.

Шуточные задачи.

1


1



12.

Шуточные задачи и загадки.

1


1



13.

Комбинированные задачи с квадратами.

1

1




14.

Старинные задачи.

1


1



15.

Сказки и старинные истории.

1

1




16.

Решение задач с конца

1


1



17-18

Задачи на восстановление. Придумывание по аналогии. Решение задач и составление обратных задач к данным.

2

1

1



III

Забавная геометрия.

9

-

9



19.

Упражнения со спичками.

1


1



20.

Упражнения со спичками. Греческий храм.

1


1



21.

Упражнения со спичками. Ключ.

1


1



22.

Фигуры, вычерчиваемые одним росчерком.

1


1



23.

Упражнения с куском бумаги.

1


1



24.

Разрежьте правильно на части.

1


1



25.

Построения с препятствиями и ограничениями.

1


1



26.

Геометрические головоломки.

1


1



27.

Замечательные кривые.

1


1



 IV

Математические развлечения.

11

1

10



28.

Арифметическая викторина.

1


1



29.

Геометрическая викторина.


1


1



30.

Головоломный лабиринт.

1


1



31.

Лабиринт английского короля.

1


1



32-34

Веселые вопросы

3


3



35-36.

Путешествие по числовому лучу. Координаты  на числовом луче.

2

1

1



37-38.

Математическая викторина.

2


2




Итого:

38

6

32




  1. Содержание учебно-тематического плана


I. ЧИСЛОВЫЕ МНОЖЕСТВА (9ч.)

Отгадывание одного или нескольких чисел, если каждое из них не превышает десяти.

Отгадывание чисел, используя известные знаки действий, определенные цифры, количество цифр (Работа над вычислительными навыками и порядком действий).

Заполнение волшебного квадрата по его началу. Самостоятельное составление волшебного квадрата.

Перевод числа из одной системы счисления в другую и наоборот (Отработка навыка деления и умножения).

Римские цифры. Как читать римские цифры?


II. РАЗНЫЕ ЗАДАЧИ (9ч.)

Решение задач на внимательное прочтение текста, простые логические задачи.

Решение задач с конца.

Преобразование задач в более простые и более сложные.

Решение задач алгебраическим методом. Оформление такого решения.

Сравнение арифметического и алгебраического методов решения задач.

Придумывание по аналогии. Решение задач и составление обратных задач к данным.

Волшебный круг. Составление круговых диаграмм. Решение задач с использованием круговых диаграмм.


III. ЗАБАВНАЯ ГЕОМЕТРИЯ (9ч.)

Составление фигур с помощью спичек, используя свойства изученных фигур.

Вычерчивание фигуры без отрыва от начала до конца.

Умение разрезать данную фигуру на 2–3 других, используя свойства изученных фигур.

Различные способы изображения объемных тел на плоскости.


IV. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ. (11ч.)

Обобщение знаний о свойствах сложения и вычитания, умножения и деления.

Использование свойств сложения и вычитания, умножения и деления для рационализации их выполнения.

Построение с помощью чертежных инструментов различных фигур и объемных тел на плоскости.

Решение задач разного уровня трудности с использованием всех изученных действий.

Путешествие по числовому лучу. Координаты  на числовом луче.


Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной, при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу. Моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.


  1. Методическое обеспечение программы


В процессе обучения используются следующие методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, деятельностный.

Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Формы занятий: типовое занятие (объяснение и практическое упражнение), практическое занятие по закреплению навыков, самостоятельная работа.

Виды контроля:

-текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по данной теме.

-итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы.

В данном случае для проверки уровня усвоения знаний учащимися могут быть использованы нестандартные виды контроля:

  • Участие в математических конкурсах, КВН, турнирах, олимпиадах

Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.


  1. Список литературы:


  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утверждён приказом Минобрнауки от 6октября 2009 года, №373.


  1. Примерные программы начального общего образования. Просвещение.2018 г.


  1. Программа по математике А.Л.Чекина, Р.Г.Чураковой. М.: Академкнига/Учебник, 2011год.


  1. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика.

Волгоград: «Учитель», 2007


5. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и

упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996


6.. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и

великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004


  1.  http://www.pedlib.ru - Педагогическая библиотека.



  1. http://suhin.narod.ru - Сайт «Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат».



  1. http://www.pspu.as.ru - Игротека математического кружка Е.А. Дышинского



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!