СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Эрудит"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В 4 классе я вела кружок "Эрудит". Представляю вашему вниманию программу. Буду рада, если кто-то воспользуется.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Эрудит"»

Пояснительная записка.

Рабочая программа «Эрудит» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования и реализуется в рамках внеурочной деятельности. Программа разработана на основе правовых документов:

  • Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации» (п. 22 ст. 2, ч. 1,5 ст.12, ч. 7 ст. 28, ст. 30, п. 5 ч. 3 ст. 47, п. 1 ч. 1 ст. 48);

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего

образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 с изменениями от 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г. (п.19.5);

  • Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (стандарты второго поколения) М.: Просвещение 2011.

  • Устава, Основной Образовательной программой муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя школа № 11"

  • Учебного плана внеурочной деятельности школы

  • Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по внеурочной деятельности.

  • Методический конструктор: пособие для учителя стандарты второго поколения. Д.В.Григорьев, П.В. Степанов.

Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышле­ния, проявляющегося в определенных умственных навыках. Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. В процессе математической деятельно­сти в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включается индук­ция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, аб­страгирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Основу программы составляют инновационные технологии: личностно ориентированные, адап­тированного обучения, индивидуализации, ИКТ.

Данная программа способствует развитию познавательной активности, формирует потребность в самостоятельном приобретении знаний и в дальнейшем автономном обучении.

Программа математического кружка содержит темы занимательной математики: арифметику, логику, комбинаторику и т.д. Уровень сложности подобранных заданий таков, что к их рассмотрению можно привлечь значительное число учащихся, а не только наиболее сильных. Для школьников, которые пока не проявляют заметной склонности к математике, эти заня­тия могут стать толчком в развитии их интереса к предмету и вызвать желание узнать больше. Кроме того, хотя эти вопросы и выходят за рамки обязательного содержания, они, безусловно, будут спо­собствовать совершенствованию и развитию важнейших математических умений, предусмотренных программой.

В основе кружковой работы лежит принцип добровольности. При отборе содержания и струк­турирования программы использованы общедидактические принципы: доступности, преемственно­сти, перспективности, развивающей направленности, учета индивидуальных способностей, органиче­ского сочетания обучения и воспитания, практической направленности и посильности.

Освоение содержания программы кружка способствует интеллектуальному, творческому, эмо­циональному развитию учащихся. При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности младших подростков, создаются условия для успешности каждого ребенка.

Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий для учащихся. В ходе занятий ребята выполняют практические работы, готовят рефераты, выступления, принимают участия в конкурсных программах.

Программа адресована учителям 4-х классов, реализующих ФГОС начального общего образования во внеурочной деятельности, ориентирована на школьников младшего возраста и может быть реализована в работе педагога как с отдельно взятым классом, так и с группой учащихся из параллели 4-х классов. Курс рассчитан на 34 часа в год, 1 занятие в неделю, продолжительность занятия – 40 минут.

Актуальность программы - создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.

Цель данного курса: развитие творческих способностей, логического мышления, уг­лубление знаний, полученных на уроке и расширение общего кругозора ребенка в процессе живого рассмотрения различных практических задач и вопросов.

Достижение этой цели обеспечено посредством решения следующих задач:

  1. Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям.

  2. Оптимальное развитие математических способностей у учащихся и привитие учащимся оп­ределенных навыков научно-исследовательского характера.

  3. Воспитание высокой культуры математического мышления.

  4. Развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно- популярной литературой.

  5. Расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении математики.

6. Воспитание у учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной.


Формы работы:

  • по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая, работа в паре.

  • по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, ролевая и деловая игра, соревнование, занятие – путешествие, занятие – конкурс.

  • по дидактической цели: вводные занятия, ознакомительные занятия, практические занятия, комбинированные формы занятий.

Программой предусмотрены задания не учебного характера. Так серьёзная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное выполнение детьми логически-поисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются общеучебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида мыслительной деятельности на другой.


Основные виды деятельности учащихся:

− решение занимательных задач;

− оформление математических газет;

− участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;

− знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;

− проектная деятельность

− самостоятельная работа;

− работа в парах, в группах;

− творческие работы


Методы работы:

  • словесные

  • использование технических средств

  • проблемные

  • наглядные

  • демонстрационные

  • проектная деятельность





Материально-техническое обеспечение:

  1. Компьютер

  2. Мультимедиапроектор

  3. Экран

  4. Документ камера



Планируемые результаты.

В результате прохождения программы, у обучающихся будут сформированы личностные, метапредметные, предметные универсальные учебные действия.

Личностными результатами изучения данного курса являются:

- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

- воспитание чувства справедливости, ответственности;

- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты:

- анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;

- включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

- контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

- выявлять закономерности в расположении деталей, составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;

- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

- объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;

- анализировать предложенные возможные варианты верного решения;

- моделировать объемные фигуры из различных материалов ( проволока, пластилин и др.) и из разверток;

- осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

Предметные результаты:

- сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

- моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда: использовать его к ходе самостоятельной работы;

- применять изученные способы учебной работы и приемы вычислений для работы с числовыми головоломками;

- ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;

- ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки и др., указывающие

направление движения;

- проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);

- выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;

- анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной

конструкции;

- составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

4 класс

п/п


Раздел

Количество часов


всего

теория

практика



Организационное занятие. Инструктаж по ТБ


1


1


-

1.

Геометрический блок.


7


3


4

2.

Арифметический блок.


14


5


9

3.

Сюжетно-логический блок.


8


3


5

4.

Комбинаторный блок.

4

2

2


Всего:

34

14

20


План мероприятий на 2017-2018 учебный год:

      1. Участие в международных и всероссийских конкурсах и олимпиадах

2. Выпуск газет: «Головоломки, ребусы, загадки», «Занимательный материал» для учащихся 1- классов.

Содержание курса

Геометрический блок

Головоломки с палочками. Трансфигурация, преобразования одних  фигур в другие.
Разрезание фигур на равные части. Принцип зеркальности при разрезании квадратов.
Подсчет количества фигур.

Арифметический блок

Признаки делимости на 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9. Использование признаков делимости при решении задач.
Знакомство с римской нумерацией. Чтение и запись римских чисел, решение головоломок с римской нумерацией.
Нахождение суммы рядов чисел.
Числовые ребусы. Приемы решения числовых ребусов.
Задачи, в которых одни единицы счета выражаются через другие. 
Задачи на совместные действия. Совместная покупка. Совместная трапеза.
Задачи с дробями. Решение задач на основе составления схем. Задачи, решаемые с конца. Табличная форма записи. 
Задачи на движение. Решение задач, в которых необходимо учитывать длину движущегося объекта. 

Занимательный блок.

Задачи на планирование действий. Переправы. Составление алгоритма действий. Переливания. Запись решения с помощью таблицы. Взвешивания.
Сюжетные логические задачи, табличная форма записи решения. Задачи, включающие истинные и ложные высказывания.
Задачи, содержащие вопрос «Сколько надо взять?», т. е. какое наименьшее количество предметов нужно взять, чтобы эти предметы имели заданное свойство.

Комбинаторный блок.

Знакомство с великими людьми. Решение задач. Математические фокусы.

1.Организационное занятие -1ч.

О целях занятий: что необходимо иметь для работы. О правилах поведения во время занятий. Соблюдение техники безопасности во время практических занятий.


Раздел 1. «Геометрический блок» (7 ч.)


1.Головоломки с палочками.

Теория: Как развивать внимание. Логически-поисковые задания.

Практика: Составление головоломок учащимися.

2. Трансфигурация, преобразования одних  фигур в другие.

Теория: Что такое трансфигурация?

Практика: Преобразования треугольников в квадраты.


3. Разрезание фигур на равные части.

Теория: Знакомство со способами разрезания фигур на равные части.

Практика: Игры на развитие внимания.


4. Принцип зеркальности при разрезании квадратов.

Теория: Знакомство с понятием «зеркальность»

Практика: Игра на внимание «Найди фигуру»; Разрезание квадратов.

5. Подсчет количества фигур.

Теория: Как правильно считать фигуры?

Практика: Поиск закономерностей. Работа в паре.


6. Конкурс загадок.

Теория: Логически-поисковые задания.

Практика: Конкурс загадок. Ребусы.


7.Путешествие в страну «Геометрию».

Теория: Интересные факты о геометрии

Практика: Выпуск газеты «Весёлая геометрия»


Раздел 2. «Арифметический блок» (14 ч.)



1. Признаки делимости на 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9. Использование признаков делимости при решении задач.
Теория: Знакомство с признаками делимости на числа 2,3,4…

Практика: Составление головоломок учащимися.

2. Знакомство с римской нумерацией.

Теория: История появления римской нумерации.

Практика: Упражнения на римскую нумерацию.


3. Чтение и запись римских чисел, решение головоломок с римской нумерацией.

Теория: Как правильно записывать римские цифры.

Практика: Составление головоломок с римской нумерацией и их решение.


4. Решение головоломок с римской нумерацией.

Теория: Учимся составлять головоломки.

Практика: Игры на внимание.

5. Нахождение суммы рядов чисел.
Теория: Как правильно считать сумму чисел?

Практика: Поиск закономерностей. Работа в паре.


6. Числовые ребусы. Приемы решения числовых ребусов.

Теория: Откуда к нам пришли числовые ребусы?

Практика: Решение числовых ребусов.


7.Решение заданий Всероссийского математического конкурса.

Теория: Правила оформления бланка ответов.

Практика: Работа с заданиями конкурса.


8. Задачи, в которых одни единицы счета выражаются через другие. 
Теория: Знакомство с новыми видами задач.

Практика: Решение задач учащимися. Работа в паре.


9. Задачи на совместные действия. Совместная покупка.

Теория: Знакомство с новыми видами задач.

Практика: Инсценировка. Решаем задачи на совместные действия.


10. Задачи с дробями.

Теория: Из истории дробей.

Практика: Решение задач на дроби.


11. Решение задач на основе составления схем.

Теория: Исследовательская работа. Для чего нужны схемы к задаче?

Практика: Составление задач по схемам и их решение.


12. Задачи, решаемые с конца.

Теория: Немного истории.

Практика: Решение нестандартных задач.


13. Табличная форма записи. Задачи на движение.

Теория: Знакомимся с табличной формой краткой записи к задачам на движение

Практика: Составление и решение задач на движение.


14. Решение заданий Международного математического конкурса.

Теория: Правила оформления бланка ответов.

Практика: Работа с заданиями конкурса.



Раздел 3. «Занимательный блок» (8 ч.)



1. Числа –великаны.
Теория: История чисел-великанов. Что такое гугол?

Практика: Учимся правильно записывать и читать многозначные числа.

2. Числовые головоломки.

Теория: Откуда появились числовые головоломки?

Практика: Работа в группе. Составление головоломок.


3. Секреты задач.

Теория: Знакомство с нестандартными задачами.

Практика: Решение задач повышенной сложности «Начнём с хвоста» и др.


4. В царстве смекалки.

Теория: Сбор материала. Обсуждение будущей газеты.

Практика: Выпуск математической газеты (работа в группах).

5. Математические фокусы.
Теория: Что такое фокусы?

Практика: Отгадывание задуманных чисел.


6. Математический лабиринт.

Теория: Что такое лабиринт?

Практика: Подготовка к Международному конкурсу «Кенгуру».


7.Математический лабиринт.

Теория: Правила оформления бланков с ответами.

Практика: Работа с заданиями конкурса «Кенгуру».


8. КВН «В мире занимательной «математики».
Теория: Подготовка к КВН.

Практика: КВН между командами.


Раздел 4. «Комбинаторный блок» (4 ч.)


1. Великие люди: факты и открытия. Секреты арифметических фокусов.
Теория: Знакомство со знаменитыми математиками.

Практика: Проект.

2. Олимпиадные задачи по теме «Комбинаторика»

Теория: Что такое комбинаторика?

Практика: Решение олимпиадных задач.


3. Задачи-шутки и задачи на внимание.

Теория: Знакомство с задачами шутками..

Практика: Решение задач-шуток. Составление аналогичных задач.


4. Компьютерные технологии на итоговом занятии. Викторина. Загадки.

Теория: О компьютерных технологиях.

Практика: Викторина. Работа в группе.


Список литературы.


1.Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
2.Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
3.Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
4.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
5.Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
6.Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
7.Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
8.Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
9.Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995 
10.Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
11.Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006
12.«Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!