Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от06.10.2009 № 373);
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ с. Аблаево.
Учебного плана МБОУ СОШ с. Аблаево на 2017-2018 учебный год.
Внеурочная деятельность «Эрудит» призван содействовать развитию познавательных возможностей учащихся по многим учебным предметам. Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Как известно, основной формой обучения в школе является урок. В настоящее время актуально также проведение внеурочных мероприятий, призванных систематизировать и углублять знания школьников. Одна из форм внеклассной работы – внеурочная деятельность. Она способствует воспитанию познавательного интереса у детей и помогает определить их уровень знаний. Программа направлена на развитие логического мышления и речи. Она разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей ребят, подготовки их к участию в интеллектуальных играх, олимпиадах и дает возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе логического и творческого мышления. Программа призвана помочь детям стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.
Способный, одарённый ученик – это высокий уровень, каких либо способностей человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.
Работу с одарёнными детьми надо начинать в начальной школе. Все маленькие дети наделены с рождения определёнными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают в следствие невостребованности. Процент одарённых (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в 10-летнем возрасте их примерно 60-70%, то к 14 годам 30-40%, а к 17 – 15-20%.
Вот почему учителя начальных классов должны создавать развивающую творческую, образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка.
Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Наиболее эффективным средством развития, выявления способностей и интересов учащихся являются предметные олимпиады.
Уровень заданий, предлагаемых на олимпиадах, заметно выше того, что изучают учащиеся массовых школ на уроках. Детей к олимпиаде надо готовить с целью: правильно воспринимать задания нестандартного характера повышенной трудности и преодолевать психологическую нагрузку при работе в незнакомой обстановке. И чем раньше начать такую работу, тем это будет эффективнее.
Цель данной программы: развитие творческого мышления младших школьников, формирование у каждого ребенка умений и потребности самостоятельно пополнять свои знания, умения и навыки.
Задачи программы:
Развитие психологических механизмов (внимание, памяти, воображения, наблюдательности);
Развитие наглядно-образного мышления;
Развитие словесно-логического мышления;
Развитие у детей умения анализировать и решать задачи повышенной трудности;
Решение нестандартных логических задач;
Раскрытие творческих способностей ребенка;
Создание условий для применения полученных знаний в нестандартных ситуациях.
Принципы построения программы:
личностно-ориентированный подход;
учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей;
развитие творческих способностей как средства самовыражения и самовоспитания
учащихся;
свобода выбора решений и самостоятельность в их реализации;
системность, последовательность, преемственность в обучении;
наглядность;
доступность;
сотрудничество и ответственность;
сознательное усвоение материала;
занимательность.
Основные методы обучения:
Эвристический, исследовательский и проектный методы являются приоритетными при реализации данной программы.
С целью развития творческих способностей дети включаются в различные формы и виды деятельности. После каждого занятия происходит рефлексия.
Формы занятий:
беседы;
тренинги;
диагностика;
викторины;
конкурсы;
интеллектуальные игры;
творческие работы;
проектные работы;
экскурсии;
встречи;
выставки-отчеты.
Формы работы учащихся на занятиях:
коллективные;
групповые;
индивидуальные.
Объем и содержание необходимых стартовых знаний учащихся определяются требованиями общеобразовательного минимума для данной возрастной категории.
Предполагается участие младших школьников в школьных, муниципальных, краевых, российских интеллектуальных марафонах, олимпиадах, конкурсах и проектах, дистанционных конкурсах.
Формы контроля:
для отслеживания динамики творческих способностей обучающихся проведение тестов (в начале и в конце учебного года);
для отслеживания, полученных в ходе занятий знаний, умений и новых проведения текущих конкурсов творческих работ с их коллективным анализом, а так же итоговая творческая контрольная работа «Придумай задания сами» (в конце учебного года);
для публичной демонстрации итогов работы проведение презентации «Наше творчество» (в конце учебного года).
Описание места курса в учебном плане
Программа рассчитана на средний возраст 6,5-10 лет. При составлении программы учитывались особенности младшего школьного возраста.
Общий объем программы по плану четырехлетнего обучения 135 часов, I год обучения – 33 часа, II год – 34 часа, III год – 34 часа, IV год – 34 часа. Программа включает в себя 3 направления.
Объем и содержание необходимых стартовых знаний учащихся определяется требованиями общеобразовательного минимума для данной возрастной категории.
Занятия проводятся в течение учебного года 1 раз в неделю по 1 часу продолжительностью 35 минут. Для второго, третьего и четвертого года обучения 1 раз в неделю - продолжительностью 40 минут.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Ценностными ориентирами содержания данного факультативного курса являются:
– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; освоение эвристических
приемов рассуждений;
– формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации,
сопоставлением данных;
– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
– формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности,
использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
– формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
– привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
На четвёртом году учёбы, учитывая психологические особенности данной возрастной группы, акцент перемещается от групповых форм работы к индивидуальным. Способы общения детей друг с другом носит дискуссионный характер.
В работе с детьми нами будут использованы следующие методы:
- словесные,
- наглядные,
- практические,
- исследовательские.
Ведущим методом является исследовательский. Организаторами исследований могут, кроме учителя, становиться дети.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные результаты
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.
Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля
Универсальные учебные действия
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Ожидаемые результаты:
- увеличение числа учащихся, занимающих призовые места и входящих в десятку в предметных олимпиадах школьного, муниципального уровня, всероссийского и международного уровней;
- повышение интереса учащихся к предметам: математика, информатика, литературное чтение, русский язык, окружающий мир.
Программа кружка «Эрудит» состоит из трех направлений:
Математика.
Русский язык.
Окружающий мир.
Одним из самых эффективных способов подготовки к олимпиаде, является анализ заданий, предложенных на предыдущих олимпиадах. Основу заданий для подготовки учащихся к предметным олимпиадам составляют задания прошлых лет игры-конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех», математического конкурса-игры «Кенгуру», игры-конкурса по информатике «Инфознайка», дистанционного интеллектуального конкурса «Перспектива».
Планируемый результат
Учащийся должен знать:
Уметь:
работать в группе;
структурировать ранее полученные знания;
использовать уже полученные знания на решение нестандартных задач;
осваивать новые виды деятельности;
проявлять изобретательность в условиях поиска решения;
проявлять новое видение ситуации, приводящее к неожиданным идеям;
способность ухватить наиболее существенную деталь;
работать с доступными книгами – справочниками и словарями.
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами изучения курса «Эрудит» является формирование следующих умений:
Самостоятельно определять и высказывать самые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Эрудит» являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметными результатами изучения курса «Эрудит» являются формирование следующих умений.
1 уровень
сравнивать предметы по заданному свойству;
определять целое и часть;
устанавливать общие признаки.
2 уровень
находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;
определять последовательность действий;
находить истинные и ложные высказывания.
3 уровень
Способы определения результативности занятий курса внеурочной деятельности "Эрудит":
в олимпиадах и конкурсах на разных уровнях;
математических декадах (составление кроссвордов, викторин и т. д.);
интеллектуальных играх (КВН, "парад умников", "брейн-ринг" и т. д.);
исследовательских проектах.
Материально – техническое обеспечение
«Нестандартные задачи». Г.В.Керова, 1-4 классы
Кенгуру. Задачи прошлых лет.
http://www.kenguru.sp.ru./allproblems.html
Олимпиадные задания для учащихся начальной школы. http://nachalka.ucoz.ru/blog/2008-04-14-16
Русский медвежонок – языкознание для всех. http://rm.kirov.ru/tasks.htm
Календарно – тематическое планирование 1 класс
№ | Тема | Кол час | Дата | Примечание |
1 | Распознавание геометрических фигур | | 4.09 | | |
2 | Пространственные представления | | 11.09 | | |
3 | Составление заданных фигур из определенного числа одинаковых палочек | | 18.09 | | |
4 | Нумерация чисел в пределах 10. | | 25.09 | | |
5 | Сложение и вычитание в пределах 10. | | 2.10 | | |
6 | Сложение и вычитание в пределах 10. | | 9.10 | | |
7 | Нумерация чисел в пределах 20. | | 16.10 | | |
8 | Сложение и вычитание в пределах 20. | | 23.10 | | |
9 | Задачи, связанные с величинами | | 6.11 | | |
10 | Логические задачи | | 13.11 | | |
11 | Задачи на упорядочивание множеств | | 20.11 | | |
12 | Комбинаторные задачи | | 27.11 | | |
13 | Расстановки. Задачи на промежутки | | 4.12 | | |
14 | Составление треугольников и квадратов (работа со счетными палочками и без них) | | 11.12 | | |
15 | Расстановки. Задачи на промежутки | | 18.12 | | |
16 | Разные задачи. | | 25.12 | | |
17 | Задачи с геометрическим содержанием | | 15.01 | | |
18 | Задачи с геометрическим содержанием | | 22.01 | | |
19 | Графические диктанты | | 29.01 | | |
20 | Задачи с геометрическим содержанием | | 5.02 | | |
21 | Задачи с геометрическим содержанием | | 12.02 | | |
22 | Задачи-шутки | | 26.02 | | |
23 | Простые задачи с косвенными вопросами | | 5.03 | | |
24 | Составные задачи по рисункам и текстовые. | | 12.03 | | |
25 | Задачи на нахождение суммы и остатка | | 19.03 | | |
26 | Задачи на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого и неизвестного вычитаемого | | 2.04 | | |
27 | Логические и комбинаторные задачи | | 9.04 | | |
28 | Рифмованные задачи по теме «Сложение и вычитание чисел в пределах 20» | | 16.04 | | |
29 | Рифмованные задачи по теме «Сложение и вычитание чисел в пределах 100» | | 23.04 | | |
30 | Простые задачи. Составные задачи. Задачи на смекалку | | 30.04 | | |
31 | Интеллектуальные задания. Соедини точки | | 7.05 | | |
32 | Найди закономерность и дорисуй линию .Скопируй. Нарисуй такую же фигуру | | 14.05 | | |
33 | Коррекционно-развивающие задания и упражнения | | 21.05 | | |
| | | | | |