СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кружок "Юный волонтер"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Кружок "Юный волонтер"»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

городского округа Перевозский Нижегородской области

"Средняя школа № 1 г. Перевоза"


Согласовано Утверждено приказом

на методическом совете от "31" августа 2019г.

протокол от "22" августа 2019 г. № 318-ОД

№ 5








Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

социально-педагогической направленности

"Юный волонтер"


Срок реализации: 1 год

Возраст детей: 11 – 16 лет





Автор-составитель: Цыгановой Е. А.,

социальный педагог














г. Перевоз

2019 г.



ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

Название программы

«Юный волонтер»

Составитель программы

Е.А. Цыганова, социальный педагог

Название организации

МАОУ "СШ № 1 г. Перевоза"

Адрес

607400 Нижегородская область

г. Перевоз ул. Молодежная, д.11

Направленность

Социально-педагогическая

Форма проведения занятий

групповая

Цель

Возродить лучшие отечественные традиции благотворительности, воспитание доброты, чуткости, сострадания.


Сроки проведения

1 год

Условия обучения

Обучаются на добровольной основе

Размещение занятий

Кабинет № 210, библиотека, актовый зал

Краткое содержание программы

Программа направлена на освоение теоретической базы волонтёрского движения, а также их практической реализации




Пояснительная записка

Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса в школе, так и к содержанию образования. В период стремительной информатизации жизненного пространства, засилья рекламы и подмены ценностей, ребёнок каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранять здоровье и отстаивать свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.

В общенациональной программе развития воспитания детей в Российской Федерации до 2020 года важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года указывается, что "общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество содержания образования".

Именно первую группу и составляют политические и социальные компетенции, владение которыми позволит молодым людям брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путём, участвовать в функционировании и улучшении демократических институтов. В отечественной педагогике накоплен большой опыт детской социализации. Пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты – далеко не полный перечень разных форм, направленных на формирование и развитие социальных и, главным образом, политических взглядов детей. Вот только лишены они были одного, и самого главного – собственного желания и возможности выбора.

Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, требовала появления новых подходов и методов активизации учащихся. Волонтёрское движение может стать одной из форм вовлечения учащихся в социальную активность, средством формирования политической и социальной компетенции подрастающего поколения.

Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтерские или добровольческие организации – это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности ребёнка навязанной извне.

Цель:

Возродить лучшие отечественные традиции благотворительности, воспитание доброты, чуткости, сострадания.

Задачи:

1. Знакомство с деятельностью волонтерских организаций в России.

2. Содействие утверждению в жизни современного общества идей добра и красоты, духовного и физического совершенствования детей.

3. Овладение основными практическими умениями в области социальных отношений.

4. Формирование позитивного мнения по отношению к людям с ограниченными возможностями.

5. Формирование опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов в социальной сфере.


Направления работы:

-духовно-нравственное воспитание – проектная, просветительская деятельность;

-патриотическое и гражданское воспитание – шефство; благоустройство школы и микрорайона;

- здоровьесберегающее – пропаганда ЗОЖ;

- формирование толерантности – организация досуга молодежи.

Данная программа основывается на принципах культуросообразности и коллективности.

Принцип культуросообразности предполагает, что волонтёрская деятельность учащихся основывается на духовно-нравственных ценностях.

Коллективность в процессе волонтёрской деятельности означает, что она протекает в детско-взрослых общностях и даёт юному человеку опыт конструктивного взаимодействия с окружающими людьми.

Актуальность программы состоит в его социальной направленности на формирование активной жизненной позиции в процессе коммуникативного общения.

Программа рассчитана на 1 учебный год, 1 занятие в неделю, 36 часов в год.

Возраст детей: 11 – 16 лет.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, проектная, коллективная. Содержательными формами проведения занятий могут быть: практическое занятие, беседа, участие в акции.

Задания направлены на освоение теоретической базы волонтёрского движения, а также их практической реализации.

Для достижения поставленной цели и решения задач программы используются современные методы обучения и образовательные технологии деятельностного типа, взаимно дополняющие друг друга. Отбор осуществляется с учетом особенностей содержания программы "Юный волонтёр". На занятиях используются общепедагогические методы, к которым относятся:

  • проблемно-поисковый;

  • исследовательский;

  • творческий (художественный);

  • метод учебного диалога;

  • наглядный (иллюстрация, демонстрация, презентация);

  • игровой и др.

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема занятий

Количество часов

теория

практика

всего

1





















ИТОГО





Содержание программы

(содержание оформление посмотри на сайте у Бычковой – Юный журналист)

Содержание программы разделено на 3 блока. У каждого блока своя тематика, которая привязана к календарю памятных и знаменательных дат. Это позволяет ребенку отслеживать и осмысливать все изменения в окружающей жизни, почувствовать себя сопричастным к происходящему, а значит и неравнодушным к миру вокруг.

Раздел 1. Волонтерское движение в России.

Учащиеся узнают о волонтерском движении в России, знакомятся с правами и обязанностями волонтеров. Анкетирование поможет учащимся осмыслить требования, предъявляемые к личным качествам волонтера. Участие в тренингах поможет учащимся осознать свою готовность к участию в волонтерской деятельности, подготовиться к её осуществлению.

Раздел 2. Участие в благотворительных акциях.

Учащиеся определяют круг людей, нуждающихся в заботе и внимании – это дети с ограниченными возможностями, близкие, пожилые люди. Волонтёры оказывают им адресную помощь, на практике реализуют знания, полученные ими в период подготовки. (Организация акций – это не занятие, а учить проведению акций – это занятие. Благотворительные акции проводятся вне занятий кружка)

Раздел 3. Спорт и здоровый образ жизни.

Учащиеся участвуют в спортивных мероприятиях школы, города. (Участие в мероприятиях – это не занятие)

Программа содержит теоретические и практические занятия.

Реализация программы предусматривает включение учащихся в социальную практику, образовательные тренинги, анкетирование по созданию базы добровольческой деятельности. Освоение программы "Юный волонтёр" обучающимися осуществляется последовательно: от теории к практике. При изучении программы обучающиеся активно участвуют в волонтерских акциях.

Планируемые результаты

Обучающиеся будут знать:

- о волонтерском движении в России;

- права и обязанности волонтеров;

- основные направления деятельности волонтеров;

- основные формы работы волонтеров.

Обучающиеся будут уметь:

- организовывать и проводить различные мероприятия для соответствующих категорий нуждающихся в помощи;

- аргументировано отстаивать свою позицию;

- адекватно общаться с учащимися и взрослыми;

- принимать общечеловеческие ценности.

Критерии оценки волонтёрской деятельности учащихся

- Активность участия.

- Умение планировать работу волонтёров.

- Самостоятельность.

Формы аттестации

(1 час в конце года на итоговую аттестацию надо оставить)


Оценочные материалы




Календарно-тематическое планирование (не проставлены даты по плану)

урока

Тема урока

деятельность

Дата

план

факт

Раздел 1. Волонтерское движение России (5 часов)

1

Вводный урок. Инструктаж по ТБ

Участие в беседе Просмотр видеофильмов, обсуждение




2

Значение волонтерского движения

Участие в беседе



3

Проект "Паспорт

Волонтера"

Участие в беседе Выполнение проекта

"Паспорт

Волонтера"

Разработка или визитки "Ты хочешь стать волонтером?",

кодекс настоящего волонтера, куда могут войти "10

заповедей волонтера"

или "права волонтера"



4

Могу ли я быть волонтером?

(анкетирование)

Выполнение анкеты



5

Права и обязанности

волонтера

Участие в беседе Просмотр Интернет ресурсов, обсуждение



Раздел 2. Участие благотворительных акциях

6

Беседа "Граница между добром и злом"

Участие в беседе



7

Акция "Давайте делать добрые дела"

Участие акции



8

Изготовление закладок для книг в подарок школьному библиотекарю ко "Дню библиотекаря"

Изготовление закладки



9

13 ноября – Международный день слепых. "Наши добрые дела"

Участие в беседе Просмотр видеофильмов, обсуждение



10

Изготовление для мам подарков ко Дню матери.

Акция "5 для мамы"

Участие в беседе, изготовление подарка



11

Этическая беседа: "Будь непримирим к грубости и чѐрствости"

Участие беседе, просмотр видеороликов



12

Проведение бесед ко "Дню инвалидов".

Участие в беседе



13

Изготовление новогодних игрушек из бумаги для школьной новогодней ёлки

Изготовление новогодней игрушки



14

Всероссийский день зимующих птиц

"Покормите птиц зимой"

Развешивание кормушек и кормление птиц



15

17 февраля – День спонтанного проявления доброты. Тренинг "Доброта как Солнце"

Участие в беседе Выполнение тренинга



16

Праздничное поздравление к международному женскому дню 8 марта "Пришла весна"

Изготовление подарка для мам



17

2.04 - Международный день детской книги. Ремонт книг школьной библиотеки

Участие в беседе, ремонт книг



18

12.04 - Международный день милосердия. "Будьте

милосердным"

Участие в беседе Просмотр видеофильмов,

чтение художественных произведений, обсуждение



19

Конкурс поделок к Великой Отечественной войне "Подарок деду"

Участие в беседе Изготовление поделок



Раздел 3. Спорт и здоровый образ жизни

20

Виды зависимостей. Ролевая игра "Мир без вредных привычек".

Участие беседе, проведение ролевой игры



21

"Мы и наше здоровье"

(встреча с медработником школы)

Беседа с медработником



22

"С огнём шутить нельзя!", издание стенгазеты.

Издание стенгазеты



23

Дискуссия "Мы за ЗОЖ. Твой образ жизни – пример для подражания"

Участие в дискуссии



24

Беседа " Полезные и вредные привычки".

Участие в беседе



25

Влияние курения на организм человека.

Подготовка сообщения



26

Умение отказываться. Встреча со школьным психологом.

Составить вопросы для психолога



27

Разработка и проведение мероприятий по профилактике алкогольной и никотиновой зависимостей

Участие в беседе



28

Компьютерная, игровая зависимости. Разработка и проведение классных часов по профилактике.

Разработка мероприятия



29

Практикум "Как поступить в данной ситуации?"

Просмотр и обсуждение видеороликов



30

Изготовление буклета по ПДД

Изготовление буклета, участие в беседе



31

Викторина "О хороших и дурных привычках".

викторина



32

Этическая беседа: "Твоя готовность выступить против лжи".

Участие беседе, просмотр видеороликов



33

Минута час бережет. Зачем нужно беречь время? Что я могу сделать за 1 минуту?

Участие в беседе



34

"Наши добрые дела" - подведение итогов добрых дел за год.

Подведение итогов



35





36






Методическое обеспечение

Название темы

Форма проведения занятий

Приёмы и

методы

Техническая оснащённость

Методический материал

Формы подведения итогов























Список литературы

1. Примерная программа по внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под ред. В.А. Горского, 2-е издание, М.Просвещение 2011. (стандарты второго поколения).

2. Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов Программы внеурочной деятельности. М.: Просвещение, 2011

3. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М.: Просвещение, 2011

4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя/ под ред. А.Г.Асмолова, М.: Просвещение, 2011

5. Капский А.И. Технологизация волонтерской работы в современных условиях. - Киев, 2001.

Сайты Интернет

1. Волонтерское движение http://www.adolesmed.ru/volunteers.html и http://www.mir4you.ru/taxonomy/term/7237/all

2. Институт волонтёрства http://inductor1.ucoz.ru/publ/institut_volonterstva/9-1-0-481

3. Отряд волонтерского движения

http://www.ipk.khakasnet.ru/deiatelnost/izdat_deit/elekt_obr_res/tretiykova/index.htm

4. Устав волонтера http://he-plus-she.narod.ru/ustav_vol.htm