СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кружок "Мой край- Моршанск"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Кружок "Мой край- Моршанск"»

Информационная карта

Дополнительная образовательная программа

«Мой край - мой Моршанск»

Автор - составитель: Цибизова Инна Николаевна

учитель начальных классов

Уровень создания: детское объединение

Тип: экспериментальная

Направление: научно-познавательное

Возрастной диапазон обучающихся: 6,5 – 8 лет

Форма обучения: групповая, индивидуальная

Срок реализации: 1 год






















Пояснительная записка


В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить «…историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства…» Поэтому воспитание и духовное становление учащихся как личности, человека и гражданина в школе необходимо через осуществление внеклассной работы по краеведению. Термин «краеведение» имеет объектом изучения край как ближайшую к человеку территорию, которую можно обозреть, увидеть, исследовать, изучить.

Цель школьного краеведения – способствовать духовно-ценностной ориентации учащихся в их жизненном пространстве, а также их социальной адаптации. Краеведение просто необходимо в школьной программе для того, чтобы учащиеся понимали свою связь с окружающим миром, эффективно взаимодействовали с ним. Благодаря этому предмету они осознают значимость наследия родного края в своей жизни и жизни близких людей, в общей судьбе народов России; эта дисциплина учит интересоваться жизнью своего края, осознавать проблемы окружающего их мира и самостоятельно пытаться находить пути их решения.

Изучение краеведения в школе, особенно в начальной, воспитывает гордость за свою страну и свой край, стремление быть лучшим. На примерах великих земляков учащиеся могут убедиться в необходимости воспитания в себе таких качеств, как воля, решительность, стойкость, мужество. Местный материал доступен учащимся для освоения, что позволяет на конкретных примерах объяснить им достижения всего человечества, раскрыть преемственность в культурных традициях и определить место своего края в отечественной истории. Школьное краеведение – это всестороннее изучение учащимися под руководством учителя природных, социально-экономических и исторических условий родного края.

Работа по краеведению предусматривает решение основных задач:

в области образования:

  • расширение и углубление знаний учащихся, дополняющих школьную программу;

  • приобретение знаний, умений и навыков в краеведческой работе;

в области воспитания:

  • воспитание патриотизма, любви к родному краю;

  • гуманное отношение к окружающей среде;

  • совершенствование духовных и физических потребностей;

  • содействие гармоничному развитию личности;

  • создание условий для социальной адаптации и самоопределения.

Содержание, организационные формы и методы школьного краеведения определяются целями и задачами учебно-воспитательного процесса в школе, требованиями учебных программ, особенностями исторического прошлого, конкретными природными и социально-экономическими условиями родного края. Школьное краеведение как система в учебно-воспитательной работе проводится в плане географического, исторического, литературного и природоведческого направлениях. Эти направления, представляя собой части целого, являются основными структурными элементами школьного краеведения, тесно связаны между собой как по содержанию, так и по форме организации и методам проведения. Каждое из направлений обусловлено конкретными задачами, стоящими перед тем или иным учебным предметом. Каждое направление имеет собственный объект изучения, представляя собой самостоятельную систему краеведческой работы в школе. Практически нельзя представить одно направление работы без другого.

Историческое направление позволяет познакомиться с богатой историей Тамбовского края, с историей своего родного города, с историей названий рек и озёр, городов и посёлков, разными историческими событиями и явлениями.

Географическое направление даст знания о природе и окружающем нас мире, научит беречь красоту и богатства Тамбовщины.

Литературное направление познакомит с литературным наследием Тамбовского края, с произведениями местных поэтов.

Составной частью школьного краеведения является внеклассная работа как дополнительная составляющая основной учебной программы по краеведению. Воспитывать и учить учащихся в отрыве от окружающей его действительности невозможно. В школьной практике внеклассное краеведение рассматривается как добровольное для учащихся занятие. Роль внеклассной краеведческой работы в практическом осуществлении краеведческого подхода в преподавании школьных дисциплин возрастает из года в год, и поэтому необходимость ее организации в начальной школе становится очевидной.

Основная задача работы учителя заключается в том, чтобы активизировать внеурочную учебно-краеведческую работу как промежуточное звено учебного и внеклассного краеведения. Занятия по краеведению помогают сформировать систему ценностей, в которой на одном из первых мест стоит патриотизм, а начинается он с любви к малой родине.


Цель программы: способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся:

  • воспитание интереса и бережного отношения к историческими культурным ценностям Тамбовской области;

  • воспитание любви к природе родного края;

  • формирование гражданского самосознания, чувства гордости за достижения своих земляков;

  • стремление к творческой деятельности по изучению, восстановлению, сохранению и приумножению материальных и духовных ценностей родного края.

Задачи:

  • совершенствование воспитательной работы, организации досуга учащихся на основе новых педагогических технологий;

  • развитее интеллектуальных и творческих способностей учащихся с учётом их интересов и склонностей, индивидуальной траектории развития;

  • создание творческого содружества семьи и школы, включение семьи в единое воспитательное пространство школы;

  • поиск социальных параметров и установлений связей с учреждениями образования, культуры и спорта;

  • формирование здорового образа жизни, поиск наиболее оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся младших классов.

Образовательный результат:

  • устойчивый результат к истории своей Родины;

  • знания по истории и культуре родного края;

  • умение устанавливать связи между прошлым и современностью;

  • способность творчески мыслить и рассуждать;

  • умение решать практические задачи с помощью наблюдения, сравнения;

  • способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах;

  • способность рефлексировать свою учебно-познавательную деятельность

Направления деятельности и формы работы.

Реализация программы рассчитана на 33 часа: занятия 1 час в неделю по 30-35 минут. В основу программы положен проблемно-тематический принцип организации материала, связанный с образовательной программой по окружающему миру.

Изучение Тамбовской области:

  • природы

  • истории

  • культуры

  • жизни знаменитых людей.

Организация проведения занятий.

Организация индивидуальной и коллективно-творческой деятельности учащихся по приобретению новых знаний об истории и культуре родного края из разных источников информации, творческая переработка информации и создание самостоятельных исследований, проектов.

Формы работы:

  • Фестивали, тематические праздники, коллективно-творческие дела;

  • Художественное творчество;

  • Экскурсии и походы по родному краю;

  • Устные журналы, беседы;

  • Встречи с ветеранами, уроки мужества;

  • Просмотры и обсуждения кинофильмов, читательские конференции;

  • Сбор и оформление материалов для школьного музея;

  • Выступления перед сверстниками по итогам проделанной работы;

  • Проектная и исследовательская деятельность;

  • Походы, спортивные турниры, «дни здоровья».


Основные блоки:

1. «Мир города Моршанска»

Цель: знакомство со средой обитания.

Задачи: формирование практических умений ориентироваться в окружающем мире; этике поведения.

Содержание: окружающие дома и улицы; природа; неразрывность связи среды обитания и человека; грамотное взаимодействие с окружающим микромиром для блага людей.


2. «Особенности города Моршанска»

Цель: показать уникальные особенности (природные, этнические и культурные) своего края и города.

Задачи: пробудить эмоционально-ценностное отношение к культурному наследию; гордость за своих соотечественников.

Содержание: непривычное видение привычного окружения, знакомство с людьми, создавших культурное наследие; первоначальное формирование умений пользоваться упрощенной картой-схемой города и области, краеведческими справочниками.


3. «Самые памятные места города Моршанска»

Цель: знакомство с достопримечательностями города.

Задача: формирование уважения к предшествующим поколениям и чувства гордости за свой край; расширение кругозора учащихся.

Содержание: памятники истории и культуры края, архитектурные памятники города; герб города.


Во всех трех блоках отбираются краеведческие материалы с учетом возрастных психологических особенностей детей младшего школьного возраста. Это, прежде всего, конкретные (овеществленные) объекты (здания, монументальные памятники, мосты, сады, парки, реки). Необходимо отбирать такой материал, который поможет учащимся посмотреть иными глазами на знакомое окружение, будет максимально приближен к ним, личностно значим для них (мой дом, моя улица; дерево, посаженное моей мамой; любимый уголок моей семьи; здание, которое я могу увидеть).


Материально-технические ресурсы:

  • подбор исторической литературы,

  • подбор произведений русского народного творчества,

  • подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки),

  • подготовка разного вида бросового материала

  • подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности,

  • дидактические игры,

  • выставки книг, рисунков, поделок,

  • создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала).


Учебно-тематический план занятий


п/п

Тема занятия

Общее кол-во

часов

Теория


Прак-

тика


1.

Введение

1 ч

1

-

2.

Территория и географическое положение Тамбовской области

1

-

3.

История названий некоторых географических объектов Тамбовской области

1

1

4.

Природа Тамбовской области

14ч

4

10

4.1.Растительный и животный мир Тамбовской области.

4.2.Водоемы Тамбовской области; их практическое значение.

4.3.Охранять природу - значит охранять Родину.


10 ч



2 ч


2


1


1



8


2


1

5.

Что дает наша область стране?

2 ч

1

1

6.

Тамбовская область в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

2 ч

-

2

7.

Моршанск и Тамбовская область в прошлом и настоящем

4 ч

1

3

8.

Тамбовская область богата талантами.

4 ч

1

3

9.

Праздники, обряды, ритуалы народов, живущих в Тамбовской области.

1 ч

-

1

10.

Итоговое занятие.

Праздник – презентация

«Тропинками родного края»

2 ч

-

2


Итого

33ч

10

23


Содержание программы:


Тема 1. Введение.

Цель: Знакомство с особенностями курса, формами занятий, требованиями к учащимся

Тема 2. Территория и географическое положение Тамбовской области.

Цель: Знакомство с картой Тамбовской области, составом территории, границами, историей образования. Символика края.

Тема 3. История названий некоторых географических объектов Тамбовской области.

Цель: Знакомство с историей названий городов, улиц, сел, деревень, рек и озер края.

Тема 4. Природа Тамбовской области.

Цель: Знакомство с растительным и животным миром области; водоемами, их практическим использованием и назначением; природоохранными мерами.

Тема 5. Что дает наша область стране?

Цель: Знакомство с промышленностью Тамбовской области, родного города, сельским хозяйством, учебными заведениями.

Тема 6. Тамбовская область в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годы.

Цель: Знакомство с героями и участниками Великой Отечественной войны.

Тема 7. Моршанск и Тамбовская область в прошлом и настоящем.

Цель: Знакомство с историей области и города, памятниками архитектуры.

Тема 8. Тамбовская область богата талантами.

Цель: Знакомство с народными умельцами, местными писателями и поэтами, композиторами, народным творчеством края.

Тема 9. Праздники, обряды, ритуалы народов, живущих в Тамбовской области.

Цель: Знакомство с историей возникновения праздничных ритуалов, праздников, традиций, обрядов как средства выражения таланта народа, эстетического и экономического уклада его жизни.

Тема 10. Итоговое занятие.

Форма проведения: праздник – презентация «Тропинками родного края».

Цель: Подведение итогов работы объединения. Презентация проектов по темам занятий.







В конце обучения ученики знают:

Знают: 2-З лекарственных растений, 2-З ядовитых растения, 2-З дикорастущих съедобных растений, несколько комнатных растений, животных края, животных и растения, которых он видел во время прогулки; знакомы с понятием музей, имеют первоначальные представления о родном крае, о символике, о культурном наследии, знакомы с понятиями «краеведческий», «памятник истории и природы», «достопримечательности», «исследование», «проектная деятельность».

Умеют: правильно вести себя в музее, библиотеке, пользоваться упрощенной картой-схемой города; нарисовать элементарный план школьного двора; нарисовать дорогу от школы до заданного учителем ближайшего пункта; ухаживать за комнатными растениями, убирать место привала лесу, чувствовать потребность помогать всему живому, трудиться на благо природы и родного города; собирать простейшие виды коллекций и работать со справочниками и энциклопедиями.




























ДИАГНОСТИКА

Контрольные задания для определения уровня сформированности знаний по программе у детей 7-8 лет

Блок «Мир города Моршанска»

Цель: Определить уровень знаний о родном городе, крае (знать название своего города, района). Называть достопримечательности города, площадей, скверов.

Оборудование: Развивающая игра «Где находится памятник?» ­Карта-схема города, фотографии с достопримечательностями города, фишки.

Методы: Беседа, игра, запись ответов детей.

Ход проведения: Беседа с детьми. учитель предлагает посмотреть на фотографию, назвать памятник и обозначить фишкой на карте его местонахождение.

Оценка результатов.

Высокий уровень (З балла)

Ребенок без особого труда называет название города, района, домашний адрес. Связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Знает достопримечательности города, где они расположены. Называет 4 - 5 улицы, площадь.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок иногда допускает незначительные ошибки. Знает название достопримечательностей, но не может объяснить их местонахождение. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.

Низкий уровень (1 балл)

Ребенок часто допускает ошибки. Затрудняется назвать домашний адрес, достопримечательности города. На поставленные вопросы отвечает с трудом, в основном неверно.


«Символика родного города»

Цель: Определить уровень сформированности характерных знаний о флаге, гербе родного города.

Материалы: Герб и флаг города Моршанска.

Методы: беседа

Ход проведения: Беседы и рассматривание герба и флага города Моршанска.

Оценка результатов.

Высокий уровень (3 балла).

Ребенок правильно называет цвета флага и знает порядок их расположения. Без труда называет значение изображения на гербе своего города. Может объяснить символику Моршанского герба. Проявляет интерес.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок допускает незначительные ошибки. С помощью взрослого рассказывает о символах гербов и их значении.

Низкий уровень (1 балл)

Ребенок затрудняется назвать значение цветов, используемых в флаге . Затрудняется рассказать о символах герба. Постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интереса к теме.


Блок «Особенности города Моршанска»

Цель: Определить уровень сформированности знаний о природных богатствах нашего Тамбовского края; о историко-географическом расположении родного города.

Ход проведения. Педагог предлагает рассказать о географическом расположении города, о растительности, животном мире родного края. Спрашивает: какая река протекает в нашем городе? Ее название? Какая рыба водится в реке? Какая растительность растет по берегам реки?

Оценка результатов:

Высокий уровень: (3 балла)

Ребенок правильно называет растительность, животный мир нашего края, географическое расположение. Проявляет фантазию и творчество при ответах. Выражает эстетическое отношение к природе.

Средний уровень: (2 балла)

Ребенок иногда затрудняется ответить на вопрос, или отвечает на вопрос однозначно. Иногда обращается за помощью к педагогу.

Низкий уровень: (1 балл)

Ребенок не всегда правильно отвечает на вопросы. Затрудняется при ответах. Не выражает эстетического отношения к природе.



Блок 3 « Самые памятные места города Моршанска»

Цель: Определить отношения к родному краю. Умение детей связно, последовательно высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос. Умение свободно мыслить.

Ход проведения: Беседа. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:

- Какие достопримечательности ты любишь посещать вместе с родителями в городе Моршанск?

- Что интересного о родном городе ты запомнил, посещая музеи нашего города?

Оценка результатов:

Высокий уровень (3 балла)

Ребенок полными предложениями, логично и последовательно отвечает на вопросы. Понятно для собеседника умеет рассказать о том, что нового он узнал из сказок. Ребёнок передает настроение, впечатление от знакомства с книгой.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок не всегда связно отвечает на поставленные вопросы. Ему требуется помощь, подсказка педагога, вспомогательные вопросы. Ответы дают без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.

Низкий уровень (1 балл)

Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.

Список литературы для педагога:

1. Бабакова Т.А. Экологическое краеведение. Биология в школе. №4

2. Бекетова Т.И. Экологическое образование учащихся на уроках и факультативных занятиях. Начальная школа. № 8 2004

3. Брыкина Н.Т. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир». Москва 2004

4. Васенева Л.П. Возможности курса «Гражданское образование» для семейного воспитания. Начальная школа. № 7 2004

5. Веселова Т.М. Формирование экологической культуры младшего школьника на основе краеведческого материала.

Начальная школа № 2 2003

6. Воронина М.П. Диалог на уроке в начальной школе. Начальная школа № 6 2004

7. Все обо всем – энциклопедия (в 14 томах) М.2000

8. Горбаткина И.М. Терминология и ее роль в формировании естественно-научных понятий. Начальная школа. № 9 2003

9. Дагбаева Н. Ж. Системный подход к экологическому образованию младших школьников. Начальная школа. № 6 2003

10. Дрешина Е.И. Воспитываем любовь к малой родине. Начальная школа № 5 2004

Кочетов Н.В. Очерки о земле Моршанской. Шацк 2003

11. Кузьмина Н.М. Нестандартные формы обучения в курсе природоведения. Начальная школа. № 9 2003

12. Мичурина Г.В. Первые шаги в преподавании географии. Начальная школа № 7 2004

13. Овечкина Н.Н. Краеведение в начальной школе. Начальная школа. № 11 2004

14. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины. Москва 1991

15. По родной стране. Книга для чтения. Москва 1986

16. Скривел В.И. Нестандартные формы знакомства с краеведческим материалом. Начальная школа. № 5 2004

17. Соколов А.С. Экология растений. Учебное пособие. Тамбов 2006

18. Сорокина А. И. Дидактические игры. М.,1982

19. Страницы истории Тамбовского края. Воронеж 1983

20. Товпинец И.П. Приемы организации личностно-ориентированного обучения в учениках нового поколения. Начальная школа. № 8 2004

21. Чугреева М.К. Учебные проекты младших школьников. Начальное образование № 5 2006

22. Шанский В.Н. Круглый год. Начальная школа. № 1 2004, № 9 2003

23. Экология в начальной школе. М., 1995

Список литературы для воспитанников:

  1. Акимушкин И.И. Кто без крыльев летает. М.: Малыш, 1992

  2. Дитрих А. К., Юрмин Г. , Камурникова Р. Почемучка. М., 1988г.

  3. Дмитриев Ю. Книга природы. М., 1996г.

  4. Дмитриев Ю. Кто в лесу живет, и что в лесу растет. М., 1965г

  5. Мой край родной. (Книжка - картинка) М.: Малыш, 1973

  6. Мурзин В.С. Синий махаон.(Фотокнижка) М.: Дет. лит., 1990

  7. Обитатели моря. (Книжка - игрушка) М.: Эгмонт Россия ЛТД, 1992

  8. Онегов А.С. На лесной полянке. М.: Малыш, 1985

  9. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины. М.,1991

  10. Птицы. (Книжка - картинка) М.: Эгмонт Россия ЛТД, 1992

  11. Плешаков А. Зеленные страницы, М., 1995г

  12. Сладков Н.И. В лес по загадки.(Юным следопытам) (Фотокнижка ) Л.: Дет. лит., 1983

  13. Флинт В.Е. Птицы в нашем лесу(фотокнижка) М.: Дет. лит., 1981

  14. Флинт В.Е. Птицы наших лугов и полей (фотокнижка) М.: Дет. лит., 1981

  15. Я познаю мир. Детская энциклопедия: Животные. М., 1995г

  16. Я познаю мир. Детская энциклопедия: Растения. М., 199


16



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!