СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кружок "От буктрейлера до Произведения"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель создания буктрейлеров - заинтересовать учащихся к прочтению самого произведения

Просмотр содержимого документа
«Кружок "От буктрейлера до Произведения"»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

‌Министерство образования и науки Республики Бурятия‌‌

Муниципальное образование «Иволгинский район»‌​

Муниципальное автономное образовательное учреждение

Сотниковская средняя общеобразовательная школа


Рассмотрено

Руководитель ШМО

___________Павлова А.О


Протокол №___________





Согласовано

Зам. директора по УВР

__________Аюшинова Н.А

«31 августа 2023г

Утверждено

Директор школы

_________Доржиев М.Ю.

Приказ №272

От «05» сентября 2023 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Кружковой деятельности по литературе

«От буктрейлера к Произведению»

для обучающихся

7-х классов

учителя русского языка и литературы

Болотовой Юлианны Цыреновны











с. Сотниково‌ 2023‌​




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»


Учебный предмет «Литература» в наибольшей степени способствует формированию духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения, так как занимает ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в становлении основ их миропонимания и национального самосознания.

Особенности литературы как учебного предмета связаны с тем, что литературные произведения являются феноменом культуры: в них заключено эстетическое освоение мира, а богатство и многообразие человеческого бытия выражено в художественных образах, которые содержат в себе потенциал воздействия на читателей и приобщают их к нравственно-эстетическим ценностям, как национальным, так и общечеловеческим.

Основу содержания литературного образования составляют чтение и изучение выдающихся художественных произведений русской и мировой литературы, что способствует постижению таких нравственных категорий, как добро, справедливость, честь, патриотизм, гуманизм, дом, семья. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, его анализ и интерпретация возможны лишь при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя, которая зависит от возрастных особенностей школьников, их психического и литературного развития, жизненного и читательского опыта.

Полноценное литературное образование на уровне основного общего образования невозможно без учёта преемственности с учебным предметом "литературное чтение" на уровне начального общего образования, межпредметных связей с русским языком, учебным предметом "История" и учебными предметами предметной области "Искусство", что способствует развитию речи, историзма мышления, художественного вкуса, формированию эстетического отношения к окружающему миру и его воплощения в творческих работах различных жанров.



Внеурочная познавательная деятельность традиционно является одним из самых распространённых видов внеурочной деятельности детей в образовательных учреждениях России. В процессе реализации данного курса внеурочной деятельности конкретизируются цели основного (общего) образования.

Программа внеурочной деятельности курса «От буктрейлера к Произведению» для учащихся 9 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Программа учитывает возрастные и психологические особенности подростка, позволяет развивать его личность в рамках общекультурного и общеинтеллектуального направлений. Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении произведений литературы, воспитывает чувство уважения к литературе как искусству слова. Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам, интерактивным лекциям и семинарам.

Используя информационные компьютерные технологии, ребята вместе с учителем учатся создавать электронные аннотации к произведениям русской литературы курса 9 класса (видеоролики – буктрейлеры), а также аргументировать, рассуждать по книге, приобщаться к искусству создания кино.

Данная программа актуальна, так как изучению литературы уделяется большое внимание в РФ. Следовательно, необходимо через внеклассные дополнительные занятия прививать любовь к языку и литературе, совершенствуя словесную, речеведческую грамотность учащихся. Ребята учатся составлять проекты, работать в команде, этим данный курс отличается от других.

Актуальность программы заключается в том, чтобы ввести учащихся в сложный и увлекательный мир литературы, расширив рамки изучаемых произведений. Потребность изучения произведений литературы обусловлена тем, что дети стали меньше читать, а на итоговой аттестации одним из видов творческой деятельности является написание сочинения-рассуждения с опорой на текст.

Данная программа является попыткой научить детей читать тексты различных жанров, анализировать их, интерпретировать, а также уметь создавать трейлеры к произведениям.

Внеурочная познавательная деятельность традиционно является одним из самых распространённых видов внеурочной деятельности детей в образовательных учреждениях России. В процессе реализации данного курса внеурочной деятельности конкретизируются цели основного (общего) образования:

Особенностью данного курса внеурочной деятельности является постижение учащимися вершинных произведений отечественной литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства, опирающийся на принципы:

  • единство художественной формы и содержания, связь искусства с жизнью, историей;

  • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

  • овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте или любом другом художественном высказывании и создание собственного текста, представление своих оценок и своих суждений по поводу прочитанного.

  • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая интернет и другие));

  • использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом совершенствовании;

Цель данной программы:

  • вызвать интерес учащихся к прочтению, анализу художественного произведения через создание и показ трейлеров произведений художественной литературы;

  • развитие творческих способностей детей, самостоятельной творческой деятельности;

  • расширение жизненного опыта школьников, вовлечение их в соответствующую их интересам творческую среду;

  • развитие общего творческого потенциала и специальных литературно-творческих способностей;

   Задачи:

Обучающие:

  • познакомить с биографией и творчеством писателей

  • совершенствовать навыки анализа и интерпретации текстов различных жанров;

  • обучать основам аналитической, исследовательской и проектной деятельности.




Развивающие:

  • развивать творческие способности (креативность, гибкость мышления), личностные качества (активность, ответственность, самостоятельность и т.д.)

  • способствовать эстетическому и художественному развитию посредством анализа творческих работ.

  • развивать коммуникативные компетенции обучающихся на основе организации совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи.

Воспитательные:

  • совершенствовать духовно-нравственные качества личности, уважительное отношение к русской литературе, к культурам других народов.

  • стимулировать интерес обучающихся к изучению художественной литературы как искусству слова.

  • воспитывать вдумчивого талантливого читателя, понимающего ценность чтения. развивать читательские компетенции.

Адресат программы: учащиеся 9 классов

Методы и формы работы: эвристическая беседа, творческие задания, исследования, проекты, практические работы, игры, самостоятельная аналитическая работа – анализ произведений, обсуждение проблемных вопросов.

Эти и другие формы кружковой работы помогают установить взаимопонимание между детьми, учат их внимательно слушать друг друга, адекватно оценивать свою работу и работу товарищей.

Показателем эффективности занятий будет выполнение следующих условий программы. К концу года учащиеся должны иметь представления:

об основных понятиях по теории литературы за 5-8 классы;

об авторах прочитанных произведений;

о сюжете и композиции анализируемых произведений;

о жанровых особенностях прочитанных произведений;

о выразительных средствах создания образа;

ЗНАТЬ:

основные термины и понятия;

наизусть стихи разных авторов

УМЕТЬ:

выразительно читать художественный текст;

понимать смысл прочитанного;

анализировать прозаические тексты;

видеть основные сюжетные линии;

II. Календарный учебный график

Продолжительность реализации программы в течение учебного года- 34 час4;

Режим занятий-45 минут;

В каникулярный период занятия проходят в обычном режиме;

III. Учебный план

Тема

Кол-во часов

1

История литературы

3

2

Теория литературы

4

3

Анализ художественных произведений

17

4

Создание трейлеров к анализируемым произведениям

10

5

Итого

34



IV. Учебно-тематический план

№ раздела

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

1

Раздел 1. ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ (3 часа)

3



Литература XVIII века

1



Литература I половины XIX

1



Литература II половины XIX

1


2

Раздел 2. ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ (4 часа)

4



Эпические произведения

1



Лирические произведения

1



Драматические произведения

1



Изобразительно-выразительные средства

1


3

Анализ художественных произведений

17



А.С. Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин»

2



М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

2



Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

2



И.А. Гончаров «Обломов»

2



И.С.Тургенев «Отцы и дети»

3



Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

3



Л.Н. Толстой «Война и мир»

3


4

Создание трейлеров к анализируемым произведениям

10



Отбор ключевых сюжетных эпизодов

3



Проектирование трейлера

3



Монтаж

4




VI. Методическое обеспечение занятий

Для занятий необходима большая степень детализации, широкий диапазон сопоставлений, знакомство с разнообразным кругом новых произведений и стилей. Ребята должны читать прозу, анализировать, спорить, работать ради самовыражения, самоутверждения, одобрения педагога и товарищей.

 

VII. Материально-техническое обеспечение

Для занятий литературного кружка необходимы соответствующие дидактические материалы и техническое оборудование. В их числе:

  1. Репродукции картин, фотографий поэтов и писателей.

  2. Видеофрагменты из литературных произведений, аудиозаписи музыкальных произведений.

  3. Приложения для создания видеороликов.

  4. Компьютер, мультимедийный проектор.













































Учебно-методический комплекс и материально-техническое обеспечение

образовательного процесса

http://teneta.rinet.ru/rus/hilit/hilit_pro.htm- История русской литературы. Библиотека «Русскиеписатели в сети»

http://litera.ru/stixiya - Поэтический портал

http://ygrec.msk.ru/cgi/kl/main.cgi- Литературные игры

http://www.naurok.net/ - Сочинения биографии писателей и поэтов, произведения всокращении, рефераты по гуманитарным дисциплинам

http://mlis.ru/metodika/prepod/infotech/01/- Сайт урок литературы

http://www.litera.ru/ - Сервер "Литература" - информация о лучших ресурсах Рунета объединяет информацию о лучших литературных ресурсах русского Интернета. На сервере также находитсясетевой литературный журнал "Словесность".

http://time.good.ru/ - "Лента времени" - статьи, стихи, заголовки и издания разных лет . "Лентавремени" - здесь представлены статьи, цитаты, стихи, заголовки из печатных изданий разных лет,начиная с конца 19 века до наших дней - все, что удалось и удается разыскать в библиотеках,архивах, частных коллекциях и то, что представляет интерес в плане "увидеть реальную картинужизни" (хронология).

http://ssp.ioso.ru/ - "Сам себе писатель" - Литературно-творческий сайт для подростков

.Обучающие тексты по сочинению басен, сказок, баллад, стихов, былин, сонетов, и пр.

Мастерская писателя, литературные тексты, видеосюжеты, словарь биографий.

http://aptechka.agava.ru/ - Аптечка библиомана - страницы литераторов"Живое слово от живого автора к живому читателю".

http://home.udmnet.ru/wasja/poezia/- Проект"Русская поэзия" - это каталог ссылок на страницы, посвященные поэтам, русскоязычным и нетолько. Страницы, посвященные не отдельным поэтам, а поэзии в целом, находятся в разделе"Хорошие ссылки".

http://www.metaphor.narod.ru/- Интересный сайт об искусстве

метафоры... "

http://skill21.narod.ru/page3.htm - Антология русских поэтов.

http://nk-poety.narod.ru/ - Творчество новокрестьянских поэтов. Фотографии, портреты, автографы поэтов.

http://www.bibliogid.ru/ - BiblioГид — книги и дети: проект Российской государственной

детской библиотеки.

http://www.likt590.ru/project/museum/- Виртуальный музей литературных героев

http://www.bulgakov.ru/ -Булгаковская энциклопедия

http://metlit.nm.ru/ - Методика преподавания литературы

http://slova.org.ru/ - Слова: поэзия Серебряного века

Сайты, посвященные писателям.

http://www.gercen.net.ru/ - Герцен

http://www.nikolaygogol.org.ru/ - Гоголь

http://www.goncharov.spb.ru/ - Гончаров

http://www.griboedow.net.ru/ - Грибоедов

http://www.dobrolyubov.net.ru/ - Добролюбов

http://www.dostoevskiy.net.ru/ - Достоевский

http://www.zhukovskiy.net.ru/ - Жуковский

http://www.tolstoy.ru/ - Лев Толстой и «Ясная Поляна»

http://www.karamzin.net.ru/ - Карамзин

http://www.krylov.net.ru/ - Крылов

http://www.kuprin.org.ru/ - Куприн

http://www.lermontow.org.ru/ - Лермонтов

51

http://www.ostrovskiy.org.ru/ - Островский

http://www.nekrasow.org.ru/ - Некрасов

http://www.aleksandrpushkin.net.ru/ - Пушкин

http://www.saltykov.net.ru/ - Салтыков-Щедрин

http://www.levtolstoy.org.ru/ - Толстой Лев Николаевич

http://www.turgenev.org.ru/ - Тургенев

http://www.tutchev.net.ru/ - Тютчев

http://www.fonvisin.net.ru/ - Фонвизин

http://www.chernishevskiy.net.ru/ - Чернышевский

http://www.antonchehov.org.ru/ - Чехов

http://www.rubtsov.id.ru/ - Николай Рубцов

http://www.ipmce.su/~tsvet/ - Марина Цветаева.

Электронные библиотеки.

http://www.feb-web.ru/ - Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и

фольклор»

http://www.rvb.ru/ - Русская виртуальная библиотека

http://orel.rsl.ru - Открытая Русская Электронная Библиотека.

http://magazines.russ.ru - Журнальный зал. Электронная библиотека современных литературных

журналов России.

http://www.skazka.com.ru - Библиотека «Сказка»: сказки, мифы, легенды

http://lib.ru/ - Электронная библиотека Максима Мошкова.

http://www.klassika.ru/ - Классика.Ru - электронная библиотека классической литературы.

http://www.stihi.ru/ - Стихи.Ru - Национальный сервер современной поэзии.

http://www.prosa.ru/ - Проза.Ru - Национальный сервер современной прозы. Аналог сайта

Стихи.Ru. Большая коллекция произведений современной русскоязычной прозы.

http://text.net.ru/ - Библиотека "Общий текст". Большая электронная библиотека.

http://www.online.ru/sp/eel/russian - Электронная библиотека - тексты русской литературы.

Публичная электронная библиотека Евгения Пескина (бывшая EEL - Eugene'sElectronic

http://www.fortunecity.com/campus/mandela/407/main.htm - Библиотека Фронтистеса.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Беркалиев Т.Н. и др. Инновации и качество школьного образования.- СПб: КАРО, 2009-

144с.

2. Васильева Е.В. Развитие творческих способностей учащихся в процессе учебно-исследовательской деятельности в области филологии // Исследовательская работа

школьников. – № 4. – 2010. – С. 21 – 31.

3. Водянский, А. Стандарты общего образования: стратегия и тактика нововведений / А.

Водянский // Народное образование. – 2009. – № 7. – С. 30-33.

4. Гладкая И.В. Оценка образовательных результатов школьника.- СПб.: КАРО, 2010.-144с.

5. Дронов, В.П. Новый стандарт общего образования – идеологический фундамент

российской школы / В.П. Дронов, А.М. Кондаков // Педагогика. – 2009. – № 4. – С. 22-26 .

6. Загвоздкин, В.К. О стандартах второго поколения / В.К. Загвоздкин // Народное

образование. – 2009. – № 7. – С. 9-20.

7. Кайнова Э.Б. Качество образования и способы его измерения.-М.: АПК и ПРО, 2006.-120с.

8. Концепция федеральных государственных стандартов общего образования / Рос.акад.

Образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова.- М.: Просвещение, 2009.-39с.

9. Кохичко, А.Н. О категориях ценности и ее реализации в новом образовательном стандарте

/ А.Н. Кохичко // Начальная школа плюс До и После. – 2009. – № 10. – С. 80-83.

10. Об утверждении правил разработки и утверждения Федеральных государственных

образовательных стандартов [Текст]: Постановление Правительства Российской

Федерации от 24 февраля 2009 года № 142 // Вестник образования России. – 2009. – № 6,

март. – С. 7–11.

11. Реализация Федерального государственного образовательного стандарта второго

поколения. На основе УМК «Школа России» // Начальная школа. – 2002. – № 9. – С. 3-25.

12. Сборник нормативных документов. Русский язык в образовательных учреждениях с

русским языком обучения / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.

13. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос.акад. наук, Рос. акад.

образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 4-е изд., дораб.- М.: Просвещение,

2011.-79с. – (Стандарты второго поколения).

Интернет-источники

1. 1september.ru – сайт издательского дома «1 сентября».

2. http://fgos.isiorao.ru/fgos-2010/2T/2T.php

3. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=319

53

4. http://www.omskedu.ru/conferens/?id=19

5. http://www.standart.edu.ru/

6. http://www.vestnik.edu.ru/

7. www.fsu-expert.ru – сайт общественно-государственной экспертизы учебников.

8. www.it-n.ru – сайт сети творческих учителей.

9. www.openclass.ru – сетевые образовательные сообщества «Открытый класс».


ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ

Для учащихся:

1. Вокруг тебя – Мир… Книга для ученика. 9 класс / Авт.-сост. А.Делетроз, В.Ю. Выборнова,

М.Р. Савова, А.М. Розов, В.В. Шишкина. – М.: Издательство МАИК «Наука», 1996. – 96 с.

2. В.Ф.Чертов и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 9 класса: В 2ч. - М.: Просвещение,

2013.

3. Литература: 9 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост.

В.Ф.Чертов, В.П.Журавлев - М.: Просвещение, 2013.

4. Репродукции картин художников

5. Словарь литературных терминов / Сост. И.В. Клюхина. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО,

2011. – 96 с. – (Школьный словарик).

Для учителя:

1. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. – 2-е изд., дораб. –

М. : Просвещение, 2011. – 176 с. – (Стандарты второго поколения).

2.Программа общеобразовательных учреждений 5 - 11 классы (базовый уровень) под

редакцией В.Ф.Чертова. Допущено Министерством образования и науки РФ, 2011 г.

3. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе 5 класс. – М.: ВАКО,

2011. – 416 с. – (В помощь школьному учителю).

4. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5

класс. – 3-е изд., перераб. и доп. - М: ВАКО, 2007.

5. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 9 класс / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

6. Контрольно-измерительные материалы. Литература: 9 класс / Сост. Л.В. Антонова. – М.:

ВАКО, 2011. – 96 с. – (Контрольно-измерительные материалы).

7. Литература. 5-9 классы: диалоговые формы обучения / авт.-сост. Л.В. Перепелицына. –

Волгоград: Учитель, 2008. – 132 с.

8. Литература в таблицах : 5-11 кл.: справ.материалы / Н.А. Миронова. – М.: АСТ: Астрель,

2011.

9. Литература в таблицах и схемах / Марина Мещерякова. – 10 изд. – М.: Айрис-пресс, 2010. –

224 с. – (Домашний репетитор).

54

10. Репин А.В. Литература. 5 класс. Проверочные работы. – Саратов: Лицей, 2007. – 80 с.

11. Словарь литературных терминов / Сост. И.В. Клюхина. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО,

2011. – 96 с. – (Школьный словарик).

12. Учебно-методический комплекс «Вокруг тебя – Мир…». 5-8 классы: В помощь учителю. Сборник

/ И. Бурж, К. Сухарев-Дериваз, В.Ю. Выборнова, Ю.Ф. Гуголев. – М.: МККК – 160.