МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Муниципальное образование «Иволгинский район»
Муниципальное автономное образовательное учреждение
Сотниковская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено Руководитель ШМО ___________Павлова А.О Протокол №___________ | Согласовано Зам. директора по УВР __________Аюшинова Н.А «31 августа 2023г | Утверждено Директор школы _________Доржиев М.Ю. Приказ №272 От «05» сентября 2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Кружковой деятельности по литературе
«От буктрейлера к Произведению»
для обучающихся
7-х классов
учителя русского языка и литературы
Болотовой Юлианны Цыреновны
с. Сотниково 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Учебный предмет «Литература» в наибольшей степени способствует формированию духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения, так как занимает ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в становлении основ их миропонимания и национального самосознания.
Особенности литературы как учебного предмета связаны с тем, что литературные произведения являются феноменом культуры: в них заключено эстетическое освоение мира, а богатство и многообразие человеческого бытия выражено в художественных образах, которые содержат в себе потенциал воздействия на читателей и приобщают их к нравственно-эстетическим ценностям, как национальным, так и общечеловеческим.
Основу содержания литературного образования составляют чтение и изучение выдающихся художественных произведений русской и мировой литературы, что способствует постижению таких нравственных категорий, как добро, справедливость, честь, патриотизм, гуманизм, дом, семья. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, его анализ и интерпретация возможны лишь при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя, которая зависит от возрастных особенностей школьников, их психического и литературного развития, жизненного и читательского опыта.
Полноценное литературное образование на уровне основного общего образования невозможно без учёта преемственности с учебным предметом "литературное чтение" на уровне начального общего образования, межпредметных связей с русским языком, учебным предметом "История" и учебными предметами предметной области "Искусство", что способствует развитию речи, историзма мышления, художественного вкуса, формированию эстетического отношения к окружающему миру и его воплощения в творческих работах различных жанров.
Внеурочная познавательная деятельность традиционно является одним из самых распространённых видов внеурочной деятельности детей в образовательных учреждениях России. В процессе реализации данного курса внеурочной деятельности конкретизируются цели основного (общего) образования.
Программа внеурочной деятельности курса «От буктрейлера к Произведению» для учащихся 9 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Программа учитывает возрастные и психологические особенности подростка, позволяет развивать его личность в рамках общекультурного и общеинтеллектуального направлений. Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении произведений литературы, воспитывает чувство уважения к литературе как искусству слова. Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам, интерактивным лекциям и семинарам.
Используя информационные компьютерные технологии, ребята вместе с учителем учатся создавать электронные аннотации к произведениям русской литературы курса 9 класса (видеоролики – буктрейлеры), а также аргументировать, рассуждать по книге, приобщаться к искусству создания кино.
Данная программа актуальна, так как изучению литературы уделяется большое внимание в РФ. Следовательно, необходимо через внеклассные дополнительные занятия прививать любовь к языку и литературе, совершенствуя словесную, речеведческую грамотность учащихся. Ребята учатся составлять проекты, работать в команде, этим данный курс отличается от других.
Актуальность программы заключается в том, чтобы ввести учащихся в сложный и увлекательный мир литературы, расширив рамки изучаемых произведений. Потребность изучения произведений литературы обусловлена тем, что дети стали меньше читать, а на итоговой аттестации одним из видов творческой деятельности является написание сочинения-рассуждения с опорой на текст.
Данная программа является попыткой научить детей читать тексты различных жанров, анализировать их, интерпретировать, а также уметь создавать трейлеры к произведениям.
Внеурочная познавательная деятельность традиционно является одним из самых распространённых видов внеурочной деятельности детей в образовательных учреждениях России. В процессе реализации данного курса внеурочной деятельности конкретизируются цели основного (общего) образования:
Особенностью данного курса внеурочной деятельности является постижение учащимися вершинных произведений отечественной литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства, опирающийся на принципы:
единство художественной формы и содержания, связь искусства с жизнью, историей;
поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте или любом другом художественном высказывании и создание собственного текста, представление своих оценок и своих суждений по поводу прочитанного.
овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая интернет и другие));
использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом совершенствовании;
Цель данной программы:
вызвать интерес учащихся к прочтению, анализу художественного произведения через создание и показ трейлеров произведений художественной литературы;
развитие творческих способностей детей, самостоятельной творческой деятельности;
расширение жизненного опыта школьников, вовлечение их в соответствующую их интересам творческую среду;
развитие общего творческого потенциала и специальных литературно-творческих способностей;
Задачи:
Обучающие:
познакомить с биографией и творчеством писателей
совершенствовать навыки анализа и интерпретации текстов различных жанров;
обучать основам аналитической, исследовательской и проектной деятельности.
Развивающие:
развивать творческие способности (креативность, гибкость мышления), личностные качества (активность, ответственность, самостоятельность и т.д.)
способствовать эстетическому и художественному развитию посредством анализа творческих работ.
развивать коммуникативные компетенции обучающихся на основе организации совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи.
Воспитательные:
совершенствовать духовно-нравственные качества личности, уважительное отношение к русской литературе, к культурам других народов.
стимулировать интерес обучающихся к изучению художественной литературы как искусству слова.
воспитывать вдумчивого талантливого читателя, понимающего ценность чтения. развивать читательские компетенции.
Адресат программы: учащиеся 9 классов
Методы и формы работы: эвристическая беседа, творческие задания, исследования, проекты, практические работы, игры, самостоятельная аналитическая работа – анализ произведений, обсуждение проблемных вопросов.
Эти и другие формы кружковой работы помогают установить взаимопонимание между детьми, учат их внимательно слушать друг друга, адекватно оценивать свою работу и работу товарищей.
Показателем эффективности занятий будет выполнение следующих условий программы. К концу года учащиеся должны иметь представления:
об основных понятиях по теории литературы за 5-8 классы;
об авторах прочитанных произведений;
о сюжете и композиции анализируемых произведений;
о жанровых особенностях прочитанных произведений;
о выразительных средствах создания образа;
ЗНАТЬ:
основные термины и понятия;
наизусть стихи разных авторов
УМЕТЬ:
выразительно читать художественный текст;
понимать смысл прочитанного;
анализировать прозаические тексты;
видеть основные сюжетные линии;
II. Календарный учебный график
Продолжительность реализации программы в течение учебного года- 34 час4;
Режим занятий-45 минут;
В каникулярный период занятия проходят в обычном режиме;
III. Учебный план
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | История литературы | 3 |
2 | Теория литературы | 4 |
3 | Анализ художественных произведений | 17 |
4 | Создание трейлеров к анализируемым произведениям | 10 |
5 | Итого | 34 |
IV. Учебно-тематический план
№ раздела | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
1 | Раздел 1. ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ (3 часа) | 3 | |
| Литература XVIII века | 1 | |
| Литература I половины XIX | 1 | |
| Литература II половины XIX | 1 | |
2 | Раздел 2. ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ (4 часа) | 4 | |
| Эпические произведения | 1 | |
| Лирические произведения | 1 | |
| Драматические произведения | 1 | |
| Изобразительно-выразительные средства | 1 | |
3 | Анализ художественных произведений | 17 | |
| А.С. Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин» | 2 | |
| М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» | 2 | |
| Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» | 2 | |
| И.А. Гончаров «Обломов» | 2 | |
| И.С.Тургенев «Отцы и дети» | 3 | |
| Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» | 3 | |
| Л.Н. Толстой «Война и мир» | 3 | |
4 | Создание трейлеров к анализируемым произведениям | 10 | |
| Отбор ключевых сюжетных эпизодов | 3 | |
| Проектирование трейлера | 3 | |
| Монтаж | 4 | |
VI. Методическое обеспечение занятий
Для занятий необходима большая степень детализации, широкий диапазон сопоставлений, знакомство с разнообразным кругом новых произведений и стилей. Ребята должны читать прозу, анализировать, спорить, работать ради самовыражения, самоутверждения, одобрения педагога и товарищей.
VII. Материально-техническое обеспечение
Для занятий литературного кружка необходимы соответствующие дидактические материалы и техническое оборудование. В их числе:
Репродукции картин, фотографий поэтов и писателей.
Видеофрагменты из литературных произведений, аудиозаписи музыкальных произведений.
Приложения для создания видеороликов.
Компьютер, мультимедийный проектор.
Учебно-методический комплекс и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
http://teneta.rinet.ru/rus/hilit/hilit_pro.htm- История русской литературы. Библиотека «Русскиеписатели в сети»
http://litera.ru/stixiya - Поэтический портал
http://ygrec.msk.ru/cgi/kl/main.cgi- Литературные игры
http://www.naurok.net/ - Сочинения биографии писателей и поэтов, произведения всокращении, рефераты по гуманитарным дисциплинам
http://mlis.ru/metodika/prepod/infotech/01/- Сайт урок литературы
http://www.litera.ru/ - Сервер "Литература" - информация о лучших ресурсах Рунета объединяет информацию о лучших литературных ресурсах русского Интернета. На сервере также находитсясетевой литературный журнал "Словесность".
http://time.good.ru/ - "Лента времени" - статьи, стихи, заголовки и издания разных лет . "Лентавремени" - здесь представлены статьи, цитаты, стихи, заголовки из печатных изданий разных лет,начиная с конца 19 века до наших дней - все, что удалось и удается разыскать в библиотеках,архивах, частных коллекциях и то, что представляет интерес в плане "увидеть реальную картинужизни" (хронология).
http://ssp.ioso.ru/ - "Сам себе писатель" - Литературно-творческий сайт для подростков
.Обучающие тексты по сочинению басен, сказок, баллад, стихов, былин, сонетов, и пр.
Мастерская писателя, литературные тексты, видеосюжеты, словарь биографий.
http://aptechka.agava.ru/ - Аптечка библиомана - страницы литераторов"Живое слово от живого автора к живому читателю".
http://home.udmnet.ru/wasja/poezia/- Проект"Русская поэзия" - это каталог ссылок на страницы, посвященные поэтам, русскоязычным и нетолько. Страницы, посвященные не отдельным поэтам, а поэзии в целом, находятся в разделе"Хорошие ссылки".
http://www.metaphor.narod.ru/- Интересный сайт об искусстве
метафоры... "
http://skill21.narod.ru/page3.htm - Антология русских поэтов.
http://nk-poety.narod.ru/ - Творчество новокрестьянских поэтов. Фотографии, портреты, автографы поэтов.
http://www.bibliogid.ru/ - BiblioГид — книги и дети: проект Российской государственной
детской библиотеки.
http://www.likt590.ru/project/museum/- Виртуальный музей литературных героев
http://www.bulgakov.ru/ -Булгаковская энциклопедия
http://metlit.nm.ru/ - Методика преподавания литературы
http://slova.org.ru/ - Слова: поэзия Серебряного века
Сайты, посвященные писателям.
http://www.gercen.net.ru/ - Герцен
http://www.nikolaygogol.org.ru/ - Гоголь
http://www.goncharov.spb.ru/ - Гончаров
http://www.griboedow.net.ru/ - Грибоедов
http://www.dobrolyubov.net.ru/ - Добролюбов
http://www.dostoevskiy.net.ru/ - Достоевский
http://www.zhukovskiy.net.ru/ - Жуковский
http://www.tolstoy.ru/ - Лев Толстой и «Ясная Поляна»
http://www.karamzin.net.ru/ - Карамзин
http://www.krylov.net.ru/ - Крылов
http://www.kuprin.org.ru/ - Куприн
http://www.lermontow.org.ru/ - Лермонтов
51
http://www.ostrovskiy.org.ru/ - Островский
http://www.nekrasow.org.ru/ - Некрасов
http://www.aleksandrpushkin.net.ru/ - Пушкин
http://www.saltykov.net.ru/ - Салтыков-Щедрин
http://www.levtolstoy.org.ru/ - Толстой Лев Николаевич
http://www.turgenev.org.ru/ - Тургенев
http://www.tutchev.net.ru/ - Тютчев
http://www.fonvisin.net.ru/ - Фонвизин
http://www.chernishevskiy.net.ru/ - Чернышевский
http://www.antonchehov.org.ru/ - Чехов
http://www.rubtsov.id.ru/ - Николай Рубцов
http://www.ipmce.su/~tsvet/ - Марина Цветаева.
Электронные библиотеки.
http://www.feb-web.ru/ - Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и
фольклор»
http://www.rvb.ru/ - Русская виртуальная библиотека
http://orel.rsl.ru - Открытая Русская Электронная Библиотека.
http://magazines.russ.ru - Журнальный зал. Электронная библиотека современных литературных
журналов России.
http://www.skazka.com.ru - Библиотека «Сказка»: сказки, мифы, легенды
http://lib.ru/ - Электронная библиотека Максима Мошкова.
http://www.klassika.ru/ - Классика.Ru - электронная библиотека классической литературы.
http://www.stihi.ru/ - Стихи.Ru - Национальный сервер современной поэзии.
http://www.prosa.ru/ - Проза.Ru - Национальный сервер современной прозы. Аналог сайта
Стихи.Ru. Большая коллекция произведений современной русскоязычной прозы.
http://text.net.ru/ - Библиотека "Общий текст". Большая электронная библиотека.
http://www.online.ru/sp/eel/russian - Электронная библиотека - тексты русской литературы.
Публичная электронная библиотека Евгения Пескина (бывшая EEL - Eugene'sElectronic
http://www.fortunecity.com/campus/mandela/407/main.htm - Библиотека Фронтистеса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Беркалиев Т.Н. и др. Инновации и качество школьного образования.- СПб: КАРО, 2009-
144с.
2. Васильева Е.В. Развитие творческих способностей учащихся в процессе учебно-исследовательской деятельности в области филологии // Исследовательская работа
школьников. – № 4. – 2010. – С. 21 – 31.
3. Водянский, А. Стандарты общего образования: стратегия и тактика нововведений / А.
Водянский // Народное образование. – 2009. – № 7. – С. 30-33.
4. Гладкая И.В. Оценка образовательных результатов школьника.- СПб.: КАРО, 2010.-144с.
5. Дронов, В.П. Новый стандарт общего образования – идеологический фундамент
российской школы / В.П. Дронов, А.М. Кондаков // Педагогика. – 2009. – № 4. – С. 22-26 .
6. Загвоздкин, В.К. О стандартах второго поколения / В.К. Загвоздкин // Народное
образование. – 2009. – № 7. – С. 9-20.
7. Кайнова Э.Б. Качество образования и способы его измерения.-М.: АПК и ПРО, 2006.-120с.
8. Концепция федеральных государственных стандартов общего образования / Рос.акад.
Образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова.- М.: Просвещение, 2009.-39с.
9. Кохичко, А.Н. О категориях ценности и ее реализации в новом образовательном стандарте
/ А.Н. Кохичко // Начальная школа плюс До и После. – 2009. – № 10. – С. 80-83.
10. Об утверждении правил разработки и утверждения Федеральных государственных
образовательных стандартов [Текст]: Постановление Правительства Российской
Федерации от 24 февраля 2009 года № 142 // Вестник образования России. – 2009. – № 6,
март. – С. 7–11.
11. Реализация Федерального государственного образовательного стандарта второго
поколения. На основе УМК «Школа России» // Начальная школа. – 2002. – № 9. – С. 3-25.
12. Сборник нормативных документов. Русский язык в образовательных учреждениях с
русским языком обучения / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.
13. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос.акад. наук, Рос. акад.
образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 4-е изд., дораб.- М.: Просвещение,
2011.-79с. – (Стандарты второго поколения).
Интернет-источники
1. 1september.ru – сайт издательского дома «1 сентября».
2. http://fgos.isiorao.ru/fgos-2010/2T/2T.php
3. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=319
53
4. http://www.omskedu.ru/conferens/?id=19
5. http://www.standart.edu.ru/
6. http://www.vestnik.edu.ru/
7. www.fsu-expert.ru – сайт общественно-государственной экспертизы учебников.
8. www.it-n.ru – сайт сети творческих учителей.
9. www.openclass.ru – сетевые образовательные сообщества «Открытый класс».
ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ
Для учащихся:
1. Вокруг тебя – Мир… Книга для ученика. 9 класс / Авт.-сост. А.Делетроз, В.Ю. Выборнова,
М.Р. Савова, А.М. Розов, В.В. Шишкина. – М.: Издательство МАИК «Наука», 1996. – 96 с.
2. В.Ф.Чертов и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 9 класса: В 2ч. - М.: Просвещение,
2013.
3. Литература: 9 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост.
В.Ф.Чертов, В.П.Журавлев - М.: Просвещение, 2013.
4. Репродукции картин художников
5. Словарь литературных терминов / Сост. И.В. Клюхина. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО,
2011. – 96 с. – (Школьный словарик).
Для учителя:
1. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. – 2-е изд., дораб. –
М. : Просвещение, 2011. – 176 с. – (Стандарты второго поколения).
2.Программа общеобразовательных учреждений 5 - 11 классы (базовый уровень) под
редакцией В.Ф.Чертова. Допущено Министерством образования и науки РФ, 2011 г.
3. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе 5 класс. – М.: ВАКО,
2011. – 416 с. – (В помощь школьному учителю).
4. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5
класс. – 3-е изд., перераб. и доп. - М: ВАКО, 2007.
5. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 9 класс / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
6. Контрольно-измерительные материалы. Литература: 9 класс / Сост. Л.В. Антонова. – М.:
ВАКО, 2011. – 96 с. – (Контрольно-измерительные материалы).
7. Литература. 5-9 классы: диалоговые формы обучения / авт.-сост. Л.В. Перепелицына. –
Волгоград: Учитель, 2008. – 132 с.
8. Литература в таблицах : 5-11 кл.: справ.материалы / Н.А. Миронова. – М.: АСТ: Астрель,
2011.
9. Литература в таблицах и схемах / Марина Мещерякова. – 10 изд. – М.: Айрис-пресс, 2010. –
224 с. – (Домашний репетитор).
54
10. Репин А.В. Литература. 5 класс. Проверочные работы. – Саратов: Лицей, 2007. – 80 с.
11. Словарь литературных терминов / Сост. И.В. Клюхина. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО,
2011. – 96 с. – (Школьный словарик).
12. Учебно-методический комплекс «Вокруг тебя – Мир…». 5-8 классы: В помощь учителю. Сборник
/ И. Бурж, К. Сухарев-Дериваз, В.Ю. Выборнова, Ю.Ф. Гуголев. – М.: МККК – 160.