МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Муниципальное образование «Иволгинский район»
Муниципальное автономное образовательное учреждение
Сотниковская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено Руководитель ШМО ___________Павлова А.О Протокол №___________ | Согласовано Зам. директора по УВР __________Аюшинова Н.А «31 августа 2023г | Утверждено Директор школы _________Доржиев М.Ю. Приказ №272 От «05» сентября 2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Кружковой деятельности по литературе
«Певцы родного края»
для обучающихся
6-х классов
учителя русского языка и литературы
Болотовой Юлианны Цыреновны
с.Сотниково 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
На современном этапе школьного образования актуальным вопросом является формирование функциональной грамотности. Функциональная грамотность-это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Или, другими словами, - это способность использовать все знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературы, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей.
Развитие читательской грамотности, как основного, базового навыка функциональной грамотности, немыслимо без обращения к богатому наследию национальной литературы, так как в Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации сказано, что в условиях многонационального государства необходимо изучение выдающихся произведений литературы народов Российской Федерации в переводах на русский язык. Национальная бурятская литература, которая является неотъемлемой частью Литературы Сибири, с её уникальной картиной мира, не должна оставаться недоступной, а должна широко внедряться в школьное образование.
Программа кружковой деятельности по литературе Бурятии для учащихся 6-го класса составлена на основе учебника по литературе для средних общеобразовательных учебных заведений «Тоонто нютаг» под редакцией Г. С. Санжадаевой, Улан- Удэ, Бэлиг, 2013.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПЕВЦЫ РОДНОГО КРАЯ»
В системе образования актуальна проблема формирования, развития личности, способной усвоить коды нескольких культур, готовой к этническому самоопределению, саморазвитию в новых политических, социально-экономических условиях на основе сотрудничества и диалога.
Поэтому одним из важных принципов в образовании и воспитании становится принцип региональности, заключающийся в опоре на культурные достижения, национальные традиции, нравственно-ценностные взгляды бурятского народа, понимание и уважение духовного наследия этносов, живущих рядом.
Национальная литература в программе по русской литературе имеет цели: приобщение учащихся к богатствам фольклора народов Байкальского региона, к художественным произведениям широко известных бурятских писателей, формирование у школьников чувства уважения к традициям, обычаям, культурным ценностям народов региона.
Ведущая проблема изучения литературы Бурятии в 6 классе – литература в духовной жизни человека, шедевры родной литературы.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения. Также предполагается сетевое взаимодействие с краеведческими отделами библиотек.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
«Певцы родного края»
Курс «Певцы родного края» - это курс по изучению литературы Бурятии, поэтому реализует те же цели изучения предмета «Литература» в основной школе, которые состоят в формировании у обучающихся потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия, понимания литературных текстов и создания собственных устных и письменных высказываний; в развитии чувства причастности к отечественной культуре и уважения к другим культурам, аксиологической сферы личности на основе высоких духовно-нравственных идеалов, воплощённых в отечественной и зарубежной литературе. Достижение указанных целей возможно при решении учебных задач.
Задачи, связанные с пониманием литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, с обеспечением культурной самоидентификации, осознанием коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, состоят в приобщении школьников к наследию отечественной и зарубежной классической литературы и лучшим образцам современной литературы; воспитании уважения к отечественной классике как высочайшему достижению национальной культуры, способствующей воспитанию патриотизма, формированию национально-культурной идентичности и способности к диалогу культур; освоению духовного опыта человечества, национальных и общечеловеческих культурных традиций и ценностей; формированию гуманистического мировоззрения.
Задачи, связанные с осознанием значимости чтения и изучения литературы для дальнейшего развития обучающихся, с формированием их потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, с гармонизацией отношений человека и общества, ориентированы на воспитание и развитие мотивации к чтению художественных произведений, как изучаемых на уроках, так и прочитанных самостоятельно, что способствует накоплению позитивного опыта освоения литературных произведений, в том числе в процессе участия в различных мероприятиях, посвящённых литературе, чтению, книжной культуре.
Задачи, связанные с воспитанием квалифицированного читателя, обладающего эстетическим вкусом, с формированием умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, направлены на формирование у школьников системы знаний о литературе как искусстве слова, в том числе основных теоретико и историко-литературных знаний, необходимых для понимания, анализа и интерпретации художественных произведений, умения воспринимать их в историко-культурном контексте, сопоставлять с произведениями других видов искусства; развитие читательских умений, творческих способностей, эстетического вкуса. Эти задачи направлены на развитие умения выявлять проблематику произведений и их художественные особенности, комментировать авторскую позицию и выражать собственное отношение к прочитанному; воспринимать тексты художественных произведений в единстве формы и содержания, реализуя возможность их неоднозначного толкования в рамках достоверных интерпретаций; сопоставлять и сравнивать художественные произведения, их фрагменты, образы и проблемы как между собой, так и с произведениями других искусств; формировать представления о специфике литературы в ряду других искусств и об историко-литературном процессе; развивать умения поиска необходимой информации с использованием различных источников, владеть навыками их критической оценки.
Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, направлены на совершенствование речи школьников на примере высоких образцов художественной литературы и умений создавать разные виды устных и письменных высказываний, редактировать их, а также выразительно читать произведения, в том числе наизусть, владеть различными видами пересказа, участвовать в учебном диалоге, адекватно воспринимая чужую точку зрения и аргументированно отстаивая свою.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа 6 класса рассчитана на 1 час в неделю.
Бурятская литература и ее роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы
Устное народное творчество.
«Гэсэр» - бурятский героический эпос, культурный памятник народа.
Народные сказители А. Тороев, Е. Сороковиков-Магай, П. Тушемилов.
Предания
Стихи поэтов Бурятии о родном крае.
Байкал в творчестве прозаиков Бурятии
В. Митыпов «Мамонтенок Фуф».
Поэма Г. Раднаевой «Огонь над очагом»
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к бурятской литературе, к культурам других народов;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
- знание наизусть художественных текстов в рамках программы;
- формирование читательского мастерства:
- умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному;
- овладение навыками литературных игр;
- овладение навыками работы над проектом;
- формирование собственного мнения;
- формирование навыка чтения отдельной группы учащихся.
Метапредметные результаты:
- овладение техникой составления плана;
- овладение различными типами пересказа;
- умение подбирать аргументы при обсуждении произведения, в том числе целесообразное использование цитирования;
- умение формулировать доказательные выводы;
- умение владеть разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов.
Предметные результаты:
1) в познавательной сфере:
- понимание ключевых проблем изученных произведений;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
- приобщение к духовно-нравственным ценностям бурятской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- формулирование собственного отношения к произведениям бурятской литературы, их оценка;
- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений; понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
- написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы;
4) в эстетической сфере:
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
- понимание слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Всего | Контроль ные работы | Практи ческие работы |
Раздел 1. Бурятская литература и ее роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы |
1.1 | Бурятская литература и ее роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы | 1 | | 1 | buryatika.ru |
Итого по разделу | 1 | |
Раздел 2. Устное народное творчество. |
2.1 | Бурятский героический эпос «Гэсэр». | 1 | | 1 | buryatika.ru |
2.2 | Образы Земли и Вселенной в древнем эпосе «Гэсэр» | 2 | | 1 | buryatika.ru |
2.3 | Детство, юность, возмужание Гэсэра | 3 | | 1 | buryatika.ru |
2.4 | Отражение в эпосе обычаев и обрядов бурятского народа | 2 | | | |
2.5 | Народные сказители А. Тороев, Е. Сороковиков-Магай, П. Тушемилов | 2 | | | |
2.6 | Предания | 3 | | | |
Итого по разделу | 13 | |
Раздел 3. Стихи поэтов Бурятии о родном крае. |
3.1 | Дамба Жалсараев | 2 | | 1 | buryatika.ru |
3.2 | Поэты Иволги | 2 | |
| Итого по разделу | 4 | |
Раздел 4. Байкал в творчестве поэтов и прозаиков Бурятии |
4.1 | С.Нестерева «Байкальские сказы» | 3 | | 1 | buryatika.ru |
4.2 | Поэты Бурятии о Байкале | 3 | | | buryatika.ru |
4.3 | Художники Бурятии о Байкале | 3 | | | buryatika.ru |
Итого по разделу | 9 | |
Раздел 5. Владимир Митыпов |
5.1 | Владимир Митыпов «Мамонтёнок Фуф» | 3 | | 1 | |
5.2 | Владимир Митыпов «Долина бессмертников» | 2 | | 1 | |
| Итого по разделу | 5 | | | |
| Раздел 6 Галина Раднаева |
6.1 | Творчество поэтессы | 1 | | | |
6.2 | Поэма Г. Раднаевой «Огонь над очагом» | 3 | | | |
| Итого по разделу | 4 | | | |
| ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО | 34 | | 8 | |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Электрон ные цифровые образова тельные ресурсы |
Всего | Контроль ные работы | Практи ческие работы |
1 | Бурятская литература и ее роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы | 1 | | | 6.09 | |
2-3 | Образы Земли и Вселенной в древнем эпосе «Гэсэр» | 2 | | | 13.09 20.09 | |
4-6 | Детство, юность, возмужание Гэсэра | 3 | | | 27.09 4.10 11.10 | |
7 | Отражение в эпосе обычаев и обрядов бурятского народа | 1 | | | 18.10 | |
8-9 | Народные сказители А. Тороев, Е. Сороковиков-Магая, П. Тушемилов. | 2 | | 1 | 25.10 8.11 | |
10 | Легенды «Небесная Дева-Лебедь» | 1 | | | 15.11 | |
11 | Пьеса-сказка Э. Жалцанова «Дочь Байкала Ангара» | 1 | | | 22.11 | |
12 | Бурятский сказ «Сын могучего Ерен сея» | 1 | | 1 | 29.11 | |
13 | Урок-игра «Стихи поэтов Бурятии о родном крае» | 1 | | | 6.12 | |
14-17 | Дамба Зодбич Жалсараев. Поэты Иволги. | 4 | | 1 | 13.12 20.12 27.12 10.01 | |
18-20 | Байкал в творчестве поэтов и прозаиков Бурятии С.Нестерева «Байкальские сказы» | 3 | | 1 | 17.01 24.01 31.01 | |
21-23 | Поэты Бурятии о Байкале | 3 | | 1 | 7.02 14.02 21.02 | |
24- 26 | Фантастическая повесть В. Митыпова «Мамонтёнок Фуф» | 3 | | | 28.02 6.03 13.03 | |
27 | «Долина бессмертников» | 1 | | | 20.03 | |
28 | Практическое занятие «В мире героев Митыпова» | 1 | | 1 | 3.04 | |
29-30 | Учимся работать над проектами | 2 | | | 10.04 17.04 | |
31 | Современная бурятская поэзия. Поэма Г. Раднаевой «Огонь над очагом» | 1 | | | 24.04 | |
32-33 | Урок-экскурсия «Литературные памятники Бурятии» | | | | 8.05 15.05 | |
34 | Защита проектов. | | | | 22.05 | |
| ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО | 34 | 1 | 6 | | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Литература Бурятии для средних общеобразовательных учебных заведений «Тоонто нютаг» под редакцией Г. С. Санжадаевой, Улан- Удэ, Бэлиг, 2013.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Хомонов М. П. Бурятский героический эпос «Гэсэр». – Улан- Удэ, 1976
2. «Гэсэр» в переводе С. Липкина. –М. 1973
3. «Гэсэр» в переводе В. Солоухина –М. 1988
4. Сын могучего Еренсея в пересказе М. Н. Степанова - Улан- Удэ, 1982
5. Вещее волшебное слово. Бурятские улигеры и сказки в пересказе М. Н. Степанова. - Улан- Удэ, 1973
6. Небесная Дева Лебедь. Бурятские предания и легенды. ».- Улан- Удэ, 1992
7. Хаммалава Сиддхартха. Жизнь Будды.- С- Петербург, 1991
8. Э. Жалцанов «Дочь Байкала Ангара».- Улан- Удэ, 1997
9. В. Митыпов «Мамонтенок Фуф».- Улан- Удэ, 1986
10. Г. Раднаева «Огонь над очагом».- Улан- Удэ, 1987
11. Золотые гольцы. Сборник прозы и стихов писателей и поэтов Бурятии.- М.1986
12. Историко-культурный атлас Бурятии.- М. 2001
13. Презентация «Отражение культурных традиций бурятского народа в эпосе «Гэсэр». 2011
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
buryatika.ru
www.nbrb.ru
http://www.nomoihan.org
«История бурятской книги» CD-диск
Электронный учебник бурятского языка