СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кружок " Певцы родного края"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа кружковой деятельности по литературе Бурятии для учащихся 6-го класса составлена на основе учебника по литературе для средних общеобразовательных учебных заведений «Тоонто нютаг» под редакцией Г. С. Санжадаевой, Улан- Удэ, Бэлиг, 2013.

Просмотр содержимого документа
«Кружок " Певцы родного края"»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

‌Министерство образования и науки Республики Бурятия‌‌

Муниципальное образование «Иволгинский район»‌​

Муниципальное автономное образовательное учреждение

Сотниковская средняя общеобразовательная школа


Рассмотрено

Руководитель ШМО

___________Павлова А.О


Протокол №___________





Согласовано

Зам. директора по УВР

__________Аюшинова Н.А

«31 августа 2023г

Утверждено

Директор школы

_________Доржиев М.Ю.

Приказ №272

От «05» сентября 2023 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Кружковой деятельности по литературе

«Певцы родного края»

для обучающихся

6-х классов

учителя русского языка и литературы

Болотовой Юлианны Цыреновны











с.Сотниково‌ 2023‌​



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

На современном этапе школьного образования актуальным вопросом является формирование функциональной грамотности. Функциональная грамотность-это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Или, другими словами, - это способность использовать все знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературы, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей.

Развитие читательской грамотности, как основного, базового навыка функциональной грамотности, немыслимо без обращения к богатому наследию национальной литературы, так как в Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации сказано, что в условиях многонационального государства необходимо изучение выдающихся произведений литературы народов Российской Федерации в переводах на русский язык. Национальная бурятская литература, которая является неотъемлемой частью Литературы Сибири, с её уникальной картиной мира, не должна оставаться недоступной, а должна широко внедряться в школьное образование.

Программа кружковой деятельности по литературе Бурятии для учащихся 6-го класса составлена на основе учебника по литературе для средних общеобразовательных учебных заведений «Тоонто нютаг» под редакцией Г. С. Санжадаевой, Улан- Удэ, Бэлиг, 2013.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА

КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПЕВЦЫ РОДНОГО КРАЯ»

В системе образования актуальна проблема формирования, развития личности, способной усвоить коды нескольких культур, готовой к этническому самоопределению, саморазвитию в новых политических, социально-экономических условиях на основе сотрудничества и диалога.

Поэтому одним из важных принципов в образовании и воспитании становится принцип региональности, заключающийся в опоре на культурные достижения, национальные традиции, нравственно-ценностные взгляды бурятского народа, понимание и уважение духовного наследия этносов, живущих рядом.

Национальная литература в программе по русской литературе имеет цели: приобщение учащихся к богатствам фольклора народов Байкальского региона, к художественным произведениям широко известных бурятских писателей, формирование у школьников чувства уважения к традициям, обычаям, культурным ценностям народов региона.

Ведущая проблема изучения литературы Бурятии в 6 классе – литература в духовной жизни человека, шедевры родной литературы.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения. Также предполагается сетевое взаимодействие с краеведческими отделами библиотек.

 

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

«Певцы родного края»

Курс «Певцы родного края» - это курс по изучению литературы Бурятии, поэтому реализует те же цели изучения предмета «Литература» в основной школе, которые состоят в формировании у обучающихся потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия, понимания литературных текстов и создания собственных устных и письменных высказываний; в развитии чувства причастности к отечественной культуре и уважения к другим культурам, аксиологической сферы личности на основе высоких духовно-нравственных идеалов, воплощённых в отечественной и зарубежной литературе. Достижение указанных целей возможно при решении учебных задач.

Задачи, связанные с пониманием литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, с обеспечением культурной самоидентификации, осознанием коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, состоят в приобщении школьников к наследию отечественной и зарубежной классической литературы и лучшим образцам современной литературы; воспитании уважения к отечественной классике как высочайшему достижению национальной культуры, способствующей воспитанию патриотизма, формированию национально-культурной идентичности и способности к диалогу культур; освоению духовного опыта человечества, национальных и общечеловеческих культурных традиций и ценностей; формированию гуманистического мировоззрения.

Задачи, связанные с осознанием значимости чтения и изучения литературы для дальнейшего развития обучающихся, с формированием их потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, с гармонизацией отношений человека и общества, ориентированы на воспитание и развитие мотивации к чтению художественных произведений, как изучаемых на уроках, так и прочитанных самостоятельно, что способствует накоплению позитивного опыта освоения литературных произведений, в том числе в процессе участия в различных мероприятиях, посвящённых литературе, чтению, книжной культуре.

Задачи, связанные с воспитанием квалифицированного читателя, обладающего эстетическим вкусом, с формированием умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, направлены на формирование у школьников системы знаний о литературе как искусстве слова, в том числе основных теоретико и историко-литературных знаний, необходимых для понимания, анализа и интерпретации художественных произведений, умения воспринимать их в историко-культурном контексте, сопоставлять с произведениями других видов искусства; развитие читательских умений, творческих способностей, эстетического вкуса. Эти задачи направлены на развитие умения выявлять проблематику произведений и их художественные особенности, комментировать авторскую позицию и выражать собственное отношение к прочитанному; воспринимать тексты художественных произведений в единстве формы и содержания, реализуя возможность их неоднозначного толкования в рамках достоверных интерпретаций; сопоставлять и сравнивать художественные произведения, их фрагменты, образы и проблемы как между собой, так и с произведениями других искусств; формировать представления о специфике литературы в ряду других искусств и об историко-литературном процессе; развивать умения поиска необходимой информации с использованием различных источников, владеть навыками их критической оценки.

Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, направлены на совершенствование речи школьников на примере высоких образцов художественной литературы и умений создавать разные виды устных и письменных высказываний, редактировать их, а также выразительно читать произведения, в том числе наизусть, владеть различными видами пересказа, участвовать в учебном диалоге, адекватно воспринимая чужую точку зрения и аргументированно отстаивая свою.


МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Программа 6 класса рассчитана на 1 час в неделю.

Бурятская литература и ее роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы

Устное народное творчество.

«Гэсэр» - бурятский героический эпос, культурный памятник народа.

Народные сказители А. Тороев, Е. Сороковиков-Магай, П. Тушемилов.

Предания


Стихи поэтов Бурятии о родном крае.

 

Байкал в творчестве прозаиков Бурятии

 

В. Митыпов «Мамонтенок Фуф».

Поэма Г. Раднаевой «Огонь над очагом»


ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты:

-  совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к бурятской литературе, к культурам других народов;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

- знание наизусть художественных текстов в рамках программы;

- формирование читательского мастерства:

- умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному;

- овладение навыками литературных игр;

- овладение навыками работы над проектом;

- формирование собственного мнения;

- формирование навыка чтения отдельной группы учащихся.

Метапредметные результаты:

- овладение техникой составления плана;

- овладение различными типами пересказа;

- умение подбирать аргументы при обсуждении произведения, в том числе целесообразное использование цитирования;

- умение формулировать доказательные выводы;

- умение владеть разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов.

Предметные результаты:

1) в познавательной сфере:

- понимание ключевых проблем изученных произведений;

- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

-  владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

- приобщение к духовно-нравственным ценностям бурятской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

- формулирование собственного отношения к произведениям бурятской литературы, их оценка;

- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;  понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

- написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы;

4) в эстетической сфере:

- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

- понимание слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.



















ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

6 КЛАСС

№ п/п


Наименование разделов и тем программы


Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы


Всего


Контроль

ные работы


Практи

ческие работы


Раздел 1. Бурятская литература и ее роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы


1.1

Бурятская литература и ее роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы


1


1

buryatika.ru

Итого по разделу

1


Раздел 2. Устное народное творчество.


2.1

Бурятский героический эпос «Гэсэр».

 


1


1

buryatika.ru

2.2

Образы Земли и Вселенной в древнем эпосе «Гэсэр»


2


1

buryatika.ru

2.3

Детство, юность, возмужание Гэсэра


3


1

buryatika.ru

2.4

Отражение в эпосе обычаев и обрядов бурятского народа


2




2.5

Народные сказители А. Тороев, Е. Сороковиков-Магай, П. Тушемилов

2




2.6

Предания

3




Итого по разделу

13


Раздел 3. Стихи поэтов Бурятии о родном крае.


3.1

Дамба Жалсараев

2


1

buryatika.ru

3.2

Поэты Иволги

2





Итого по разделу

4


Раздел 4. Байкал в творчестве поэтов и прозаиков Бурятии


4.1

С.Нестерева «Байкальские сказы»

3


1

buryatika.ru

4.2

Поэты Бурятии о Байкале

3



buryatika.ru

4.3

Художники Бурятии о Байкале

3



buryatika.ru

Итого по разделу

9


Раздел 5. Владимир Митыпов

5.1

Владимир Митыпов «Мамонтёнок Фуф»

3


1


5.2

Владимир Митыпов

«Долина бессмертников»

2


1



Итого по разделу

5





Раздел 6 Галина Раднаева


6.1



Творчество поэтессы

1




6.2

Поэма Г. Раднаевой «Огонь над очагом»


3





Итого по разделу

4





ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО

34


8






ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п


Тема урока


Количество часов

Дата изучения


Электрон

ные цифровые образова

тельные ресурсы


Всего


Контроль

ные работы


Практи

ческие работы


1

Бурятская литература и ее роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы


1



6.09


2-3

Образы Земли и Вселенной в древнем эпосе «Гэсэр»

 

2



13.09

20.09


4-6

Детство, юность, возмужание Гэсэра

3



27.09

4.10

11.10


7

Отражение в эпосе обычаев и обрядов бурятского народа

1



18.10


8-9

Народные сказители А. Тороев, Е. Сороковиков-Магая, П. Тушемилов.

2


1

25.10

8.11


10

Легенды «Небесная Дева-Лебедь»

 

1



15.11


11

Пьеса-сказка Э. Жалцанова «Дочь Байкала Ангара»

1



22.11


12

Бурятский сказ «Сын могучего Ерен

сея»

 

1


1

29.11


13

Урок-игра «Стихи поэтов Бурятии о родном крае»


1



6.12


14-17

Дамба Зодбич Жалсараев.

Поэты Иволги.

4


1

13.12

20.12

27.12

10.01



18-20

Байкал в творчестве поэтов и прозаиков Бурятии С.Нестерева «Байкальские сказы»

 

3


1

17.01

24.01

31.01


21-23

Поэты Бурятии о Байкале

3


1

7.02

14.02

21.02


24-

26

Фантастическая повесть В. Митыпова «Мамонтёнок Фуф»

3



28.02

6.03

13.03


27

«Долина бессмертников»

1



20.03


28

Практическое занятие «В мире героев Митыпова»

1


1

3.04


29-30

Учимся работать над проектами

2



10.04

17.04


31

Современная бурятская поэзия.

Поэма Г. Раднаевой «Огонь над очагом»

1



24.04


32-33

Урок-экскурсия «Литературные памятники Бурятии»

 




8.05

15.05


34

Защита проектов.




22.05



ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО

34

1

6




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Литература Бурятии для средних общеобразовательных учебных заведений «Тоонто нютаг» под редакцией Г. С. Санжадаевой, Улан- Удэ, Бэлиг, 2013.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1. Хомонов М. П. Бурятский героический эпос «Гэсэр». – Улан- Удэ, 1976

2. «Гэсэр» в переводе С. Липкина. –М. 1973

3. «Гэсэр» в переводе В. Солоухина –М. 1988

4. Сын могучего Еренсея в пересказе М. Н. Степанова - Улан- Удэ, 1982

5. Вещее волшебное слово. Бурятские улигеры и сказки в пересказе М. Н. Степанова. - Улан- Удэ, 1973

6. Небесная Дева Лебедь. Бурятские предания и легенды. ».- Улан- Удэ, 1992

7. Хаммалава Сиддхартха. Жизнь Будды.- С- Петербург, 1991

8. Э. Жалцанов «Дочь Байкала Ангара».- Улан- Удэ, 1997

9. В. Митыпов «Мамонтенок Фуф».- Улан- Удэ, 1986

10. Г. Раднаева «Огонь над очагом».- Улан- Удэ, 1987

11. Золотые гольцы. Сборник прозы и стихов писателей и поэтов Бурятии.- М.1986

12. Историко-культурный атлас Бурятии.- М. 2001

13. Презентация «Отражение культурных традиций бурятского народа в эпосе «Гэсэр». 2011

 ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

buryatika.ru

www.nbrb.ru 

http://www.nomoihan.org

«История бурятской книги» CD-диск

Электронный учебник бурятского языка