Павлодар облысы әкімдігі Павлодар облысы білім беру
басқармасының «№5Арнайы мектеп –интернаты» коммуналдық
мемлекеттік мекемесі
КГУ «Специальная школа-интернат №5» управления образования
Павлодарской области, акимата Павлодарской области
Утверждаю
Руководитель________ Р.Т.Ахметова
Кружок
«Пластилиновые чудеса»
7б класс
Руководитель:
Кобернюк Нина Б.
2020-2021 учебный год
«Истоки творческих способностей
и дарований детей на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие
ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Другими словами: чем больше мастерства
в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Сухомлинский В.А.
Пояснительная записка
Данный кружок художественно-эстетической направленности. Кружок «Пластилиновые чудеса» постоянного состава. Набор в группу учащихся – свободный. Численность группы 8 человек. В начале занятий проводится инструктаж по ТБ.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания школьников. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Так же, как и другие виды изобразительного искусства, лепка формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного.
Лепить можно из пластилина, соленого теста, глины и т.д. Лепка даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. Занятия комплексно воздействуют на развитие ребёнка. Повышают сенсорную чувствительность, способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики. Развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику; синхронизируют работу обеих рук; позитивно влияют на психическое здоровье детей, формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел. Ребенок учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.
Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руки, пальцы, что способствует развитию речи. В последние годы очень популярным материалом для лепки, особенно среди детей, стало соленое тесто. Этому виду творчества придумали современное название – «Тестопластика». Техника лепки проста, ее нетрудно освоить, если под рукой есть соль, мука, вода. Тесто – материал очень эластичный, легко приобретает форму, и изделия из него достаточно долговечны. Это универсальный материал, который дает возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы. Техника лепки из соленого теста доступна детям разного возраста во всем своем богатстве и разнообразии способов.
Если на других уроках ручного труда чаще всего основную работу осуществляет ведущая рука, то во время лепки одинаково развиваются обе руки. Ребенок, начавший лепить в раннем возрасте, существенно опережает своих сверстников в освоении различных навыков. И дело здесь не в том, что он раньше начал практиковаться в лепке, а в том, что лепка рано разбудила его интеллектуальные и творческие задатки, приобретаемые ребенком благодаря лепке.
Развитию мелкой моторики, развитию «руки», ручной умелости необходимо уделять особое внимание. И необходимость в этом испытывают не только первоклассники, осваивающие сложнейший навык письма, но и все учащиеся начальных классов, а также дети других возрастных групп, поскольку развитие двигательной сферы выступает важным условием общего психического развития.
Кружок ориентирован не только на формирование знаний, умений, навыков в области художественного творчества, на развитие эстетического вкуса, но и на создание оригинальных произведений, отражающих творческую индивидуальность, представления детей об окружающем мире.
Особенностью данного кружка является сочетание традиционных приемов лепки пластилином и соленым тестом, что активизирует индивидуальную творческую деятельность учащихся. Программа кружка «Пластилиновые чудеса» рассчитана на детей с 12до 14 лет. Группа занимается 1 раза в 2 недели по 1 часа. Срок реализации программы 2 года. Практические занятия составляют основную часть.
Цель кружка
1. Создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей.
2. научить лепке из пластилина и солёного теста, развивая речь, художественные способности, абстрактное и логическое мышление, воображение, аккуратность и самостоятельность.
Задачи кружка
- повышать сенсорную чувствительность (способность тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций;
- совершенствование навыков ручного труда средствами лепки.
- развитие мелкой моторики рук в процессе освоения различных технологических приемов.
- развитие конструкторских способностей, мышления, воображения, фантазии.
- формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел.
Ведущая идея данного кружка — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Принципы, лежащие в основе кружка:
доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);
демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
«от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
Методы занятий
методы обучения: монологический, диалогический, информационно-сообщающий, алгоритмический, эвристический;
методы преподавания: объяснительный, иллюстративный;
методы учения: репродуктивный, исполнительский, частично-поисковый, поисковый, проблемный;
методы воспитания: убеждения, личный пример.
Ожидаемые результаты
В результате обучения по данному кружку учащиеся:
– научатся различным приемам работы с пластилином и соленым тестом – будут создавать композиции с изделиями;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
- получат знания о месте и роли декоративно - прикладного искусства в жизни человека;
Формы подведения итогов реализации кружка
• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок работ учащихся:
– в классе,
– в школе
• Творческий отчет руководителя кружка на педсовете.
•Участие в школьных тематических выставках
Содержание кружка.
Содержание данного кружка направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из пластичных масс. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.
Содержание кружка включает следующие разделы:
- материалы и инструменты;
- пластилиновая живопись;
- пластилиновая аппликация;
- пластические фактуры;
- полуобъемные изображения;
- объемные изображения.
Количество детей в группе: 8
Группа – разновозрастная. Срок реализации программы: 2 года.
Продолжительность одного занятия: 1 часа.
Формы деятельности: кружковые занятия.
Учебно – тематический план
кружкового объединения «Пластилиновые чудеса»
Сроки работы кружка: с 2 сентября по 25 мая.
Дни и время посещения кружка: суббота – 16.00-17.00 ч.
Участники: дети.(8 человек)
Список класса посещаемых кружка.
Алимбаев Руслан
Алимбаев Фархат
Анисов Стас
Герасимов Альберт
Крецу Кирилл
Жаркен Нурсултан
Смагун Арыстан
Санюта Мария
График проведение кружка
«Пластилиновые чудеса»
Два раза в месяц (суббота)-16.00-17.00 |
сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
Тематический план работы на 2020-2021уч.год.
Кружка «Пластилиновые чудеса»
№ | Содержание занятий | |
Количество часов | Дата проведения | Материал |
1 четверть |
1. | Вводное занятие Правила ТБ История пластилина. Знакомство с материалами и инструментами. Основные их свойства и качества. | 1 | | палитра, пластилин, стек. |
2. | Панно: «Осенние дерево» | 2 | | пластилин, стеки, до сточки, салфетки для рук каждому ребенку. |
3. | Композиция: «Виноградная гроздь» | 2 | | пластилин, стеки, до сточки, салфетки для рук каждому ребенку. |
2 четверть |
5. | Композиция: «Подводный мир» | 2 | | пластилин, стеки, до сточки, салфетки для рук каждому ребенку. |
6. | Композиция: «Совы» | 2 | | пластилин, стеки, до сточки, салфетки для рук каждому ребенку. |
7. | Композиция: « Снегирь» | 1 | | пластилин, стеки, до сточки, салфетки для рук каждому ребенку. |
3 четверть |
8. | Композиция: «Бабочка на цветке» | 2 | | пластилин, стеки, до сточки, салфетки для рук каждому ребенку. |
9. | Композиция: «Попугаи» | 2 | | пластилин, стеки, до сточки, салфетки для рук каждому ребенку. |
4 четверть |
10. | Композиция: «Вишня» | 1 | | пластилин, стеки, до сточки, салфетки для рук каждому ребенку. |
11. | Композиция: «Варона и сыр» | 2 | | пластилин, стеки, до сточки, салфетки для рук каждому ребенку. |
12. | Изготовление и оформление работ для выставки. Заключительное занятие. | 1 | | |
Список литературы.
Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. – М., 1990
Горнова Л. В. Студия декоративно-прикладного творчества. - Волгоград. 2008г.
Мосин И.Г. Рисование для обучения детей в семье, детском саду и далее.. У-ФАКТОРИЯ, г. Екатеринбург, 1998
Чарнецкий Я. Я. Изобразительное искусство в школе продлённого дня. – М., «Просвещение», 1995.
Лепим из пластилина. – Смоленск: Русич, 2000
Былкова С.В. Делаем подарки. Ростов – Дону. Феникс 2006г.
Первое сентября" "Начальная школа" с пометкой "Лепка" Глазова МГ.
Ермонская В.В. Основы понимания скульптуры.- Москва. Искусство 1964г.
Боголюбов Н.С. Лепка на занятиях в школьном кружке- Москва, «Просвещение»1983г.
Коньшева Н.М. Лепка в начальных классах. -Москва, «Просвещение»1985г.