СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кружок по биологии «якутская национальная рыбалка»- занятия, способствующее развитию экологический грамотности обучающихся

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Кружок по биологии «якутская национальная рыбалка»- занятия, способствующее развитию экологический грамотности обучающихся»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГАОУ ВО «СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ.М.К.АММОСОВА»

ИНСТИТУТ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИНСТИТУТ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК

КАФЕДРА МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ, ХИМИИ И ГЕОГРАФИИ





ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

КРУЖОК ПО БИОЛОГИИ «ЯКУТСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ РЫБАЛКА»- ЗАНЯТИЯ, СПОСОБСТВУЮЩЕЕ РАЗВИТИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ



Допущен к защите:

«__»____________2017г.

________________________
Зав. кафедрой андрагогики ИНПО
Герасимова Р.Е.

________________________

Заведующий кафедрой МПБХиГ:

Егорова К.Е.


Слушатель курсов ПП «Учитель биологии и химии»

Картузов Егор Прокопьевич

Научный руководитель:

Софронов Родион Павлович

к.п.н., доцент


Работа защищена

«___» ___________20 г.

Протокол №_______

с оценкой _________









Якутск, 2017 г.

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ ..................................................................................................................3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

    1. Сущность, цель и задачи экологического воспитания…………………...4

    2. Экологическое воспитание в обучении биологии …………………………15

    3. Формы и методы внеклассной работы……………………………………21

Выводы по I главе ………………………………………………………….21

ГЛАВА II. РЕАЛИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «РЫБЫ» ПОСРЕДСТВОМ КРУЖКА «ЯКУТСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ РЫБАЛКА»

2.1. Кружок «Якутская национальная рыбалка в условиях сельской школы» как средство реализации экологического образования по биологии…………...........32

2.2. Анализ состояния экологического воспитания в Хаяхсытской СОШ Чурапчинского улуса РС(Я)………………………………………...........................35

Выводы по II главе …………………………………………………………………..43

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………....44СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………46

ПРИЛОЖЕНИЯ




















ВВЕДЕНИЕ


Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. Основой как национального, так и мирового развития общества должна стать гармония человека и природы. Каждый человек должен понимать, что только в гармонии с природой, возможно, его существование на планете Земля.

Человечество подошло к порогу, за которым нужны и новая нравственность, и новые знания, новый менталитет, новая система ценностей. Безусловно, их нужно создавать и воспитывать с детства. С детства надо учиться жить в согласии с природой, ее законами и принципами. Экологическое образование должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным, опережающим все другие области хозяйственной деятельности (Популярный экологический словарь, 1999).

Задача общеобразовательной школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствует приобретению навыков научного анализа явлений природы, сознанию значимости своей практической помощи природе.

Одной из эффективных форм работы по изучению экологии является исследовательская деятельность, в ходе которой происходит непосредственное общение обучающихся с природой, приобретаются навыки научного эксперимента, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических вопросов. Ориентированность школ на воспитание детей по экологии в природной обстановке позволяет обучающимся активно приобщаться к исследовательской работе по изучению природных сред и экосистем своего родного края, участвовать в экологических конкурсах, олимпиадах, летних лагерях, экологических экспедициях, обмениваться результатами исследований через современные телекоммуникационные средства.

Экологические знания и умения нуждаются в реальном закреплении экологической практикой. Настало время включать ее в учебно-воспитательный процесс школы.

Успешное экологическое воспитание школьников может быть обеспечено лишь при тех условиях, что оно осуществляется целенаправленно и систематически, и что в этом процессе одновременно участвуют семья и школа, т.е. воздействие со стороны школы подкрепляется активной деятельностью родителей в том же направлении.

Цель исследования: эффективность методов предмета кружка «Якутская национальная рыбалка» в экологическом воспитании школьников по биологии».

В связи с поставленной целью выделяются следующие основные задачи:

  1. Экологическое воспитание по биологии;

  2. Отбор содержание кружка до экспериментально воспитательного кружка;

  3. Пути и условия реализации кружка;

  4. Состояние экологического кружка.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в условиях
экологического образования при изучении темы рыбы в школьном курсе биологии.

Предмет исследования: методы формирования у школьников
экологического мышления посредством организации кружка «Якутская национальная рыбалка» в условиях сельской школы.

Гипотеза — тема «Рыбы» является одной из наиболее благоприятных для обучения и реализации экологического воспитания учащихся и этот процесс более эффективным будет, если связать теорию с практикой.

Практическая значимость работы заключается в разработке методических рекомендаций темы «Рыбы». Данная работа может использоваться педагогами.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

1.1 Сущность, цель и задачи экологического воспитания

Экология, как наука, появилась еще в конце XIX века, однако долгое время она оставалась чисто биологической наукой, которая интересовала лишь учёных. И только в середине двадцатого столетия экология приобрела широкую известность среди обычных людей. Она стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать их среду обитания приемлемой для существования. В наши дни, когда мир находиться на грани экологической катастрофы и под угрозой, будущее всего человечества, ни один здравомыслящий человек не станет отрицать, что экологическое воспитание и образование являются одной из актуальнейших проблем современности.

Человек является неотъемлемым элементом природы, без неё он не может жить, дышать, питаться, получать тепло, свет и жилище. Отношение к природе, поэтому имеет глубокий гуманистический смысл, оно перерастает в нравственное отношение к самому человеку. Многое зависит от субъективного человеческого фактора, от идейно – нравственной убеждённости и готовности людей конкретно и правильно решать экологические проблемы.

Формировать такую убеждённость и готовность реализовать её в жизни необходимо уже с юных лет в семье, плавно переходить в дошкольное образование в игровых комнатах, далее на школьной парте в живых уголках. Ведь доброе отношение к природе начинается с общения детей с растительным и животным миром.

Чтобы разобраться в проблемах экологического образования и воспитания в процессе обучения биологии, следует обратиться к различным высказываниям, трактовкам и определениям.

Берсенев С.М. считает, что цель экологического воспитания – формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Ссылается на слова известного педагога В.А. Сухомлинского, который в своей школе радости стремился так вводить детей в окружающий мир, чтобы они ощущали, воспринимали, понимали чудесную красоту природы [4].

Определяя сущность экологического воспитания Иванова Т.С. выделяет [5]:

во-первых: особенности этого процесса:

1. Ступенчатый характер:

а) формирование экологических представлений;

б) развитие экологического сознания и чувств;

в) формирование убеждений в необходимости экологической деятельности;

г) выработка навыков и привычек поведения в природе;

д) преодоление в характере учащихся потребительского отношения к природе.

2. Длительность;

3. Сложность;

4. Скачкообразность;

5. Активность.

во-вторых: огромное значение психологического аспекта, который включает в себя:

1. Развитие экологического сознания;

2. Формирование соответствующих (природосообразных) потребностей, мотивов и установок личности;

3. Выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек;

4. Воспитание устойчивой воли;

5. Формирование значимых целей экологической деятельности.

Специфика экологического образования заключается в том, что она должна базироваться на принципе «опережающего отображения». В сознании человека должна происходить постоянная оценка возможных последствий, как непосредственных, так и будущих из позиции не только благосостояния человека, но и гармонизации отношений, в системе «общество-природа».

По мнению В. В. Дежкина, целью экологического образования является вооружение человека знаниями в области естественных, технических и общественных наук, об особенностях взаимодействия общества и природы, развить в ней способность понимать и оценивать конкретные действия и ситуации [6].

В процессе экологического воспитания формируется определенная система экологических ценностей, которые будут определять бережливое отношение человека к природе, будут побуждать ее к решению проблемы глобального экологического кризиса. Оно, во-первых, предусматривает не только передачу знаний, но и формирование убеждений, готовности личности, к конкретным действиям, во-вторых, включает у себя знание и умение осуществлять рядом с охраной природы также и рациональное природопользование.

Специфика экологического воспитания заключается в выработке мировоззренческого отношения к комплексной, целостной системе «общество-природа», отношение личности к которой невозможно без действенного, непосредственного и опосредствованного участия в ее функционировании. Комплексный характер экологического воспитания выплывает из специфики объекта отображения экологического сознания на уровне как общественного, так и личностного, ее функционирования.

По мнению известного югославского социолога Д. Марковича [7], как методологическую основу воспитания в области защиты и улучшения среды можно принять пять фаз:

- первая - мир материален и являет собой сложную систему связей и взаимоотношений, так что изменение его элементов взаимно обусловлено;

- вторая - защита природы представляет применение закона отношений и взаимных действий, которые существуют в вещественном мире;

- третья - человек и общество - результат эволюции живой природы и потому неотделимые от природы (общество и природа составляют неделимое и противоречивое целое);

- четвертая - изменения в биосфере, вредные для человека и общества, обусловленные отсутствием или недостаточностью мероприятий в регуляции взаимодействия общества и природы, а не научно-техническим прогрессом;

- пятая - существует влияние природы на темп развития общества, но нет действия природы на характер общественных отношений [7].

В системе экологического воспитания Б.Б. Прохоров [8] выделяет такие основные направления:

1. Политический. Его важным методологическим принципом является положение о соответствии господствующих в обществе отношений между людьми и господствующего в нем отношения к природе, которая выплывает из основного закона социальной экологии. Это направление способствует формированию экологического сознания и экологической культуры и научного подхода к оценке как конкретных экологических проблем в разных социально-политических системах, так и характера, самих этих систем. 

2. Естественно научный. В его основе лежит научное понимание неразрывного единства общества и природы. Общество неразрывно связано с природой, как своим происхождением, так и существованием. В социальном плане общество связано с природой с помощью производства, без которого оно не может существовать. Природа создает потенциальные условия для удовлетворения человеком своих материальных и духовных потребностей. 

3. Правовой. Экологические знания, перерастая в убеждение и действия, должны тесно совмещаться с активным участием индивида в соблюдении им самим и окружающими норм природоохранного законодательства, в которых должны быть отражены общественные интересы. Это направление тесно связано с формированием экологической ответственности, и не только правовой, но и моральной.

4. Морально эстетический. Современная экологическая ситуация требует от человечества новой моральной ориентации в отношениях с природой, пересмотра определенных норм поведения человека в окружающей естественной среде. В морально-эстетичном направлении экологического воспитания рассматривается и проблема отношения к природе как абсолюту красоты, ответственности, за ее сохранение перед нынешним и будущими поколениями.

5. Мировоззренческий. Экологическое воспитание не может быть эффективным, не формируя соответствующим образом основы мировоззрения. В этом направлении происходит формирование системы экологических ценностей и приоритетов индивидов и общества.

Главной целью экологического воспитания является формирование экологической культуры, которая должна включать у себя экологический императив, систему экологических ценностей и экологическую ответственность.

Экологический императив - это совокупность условий взаимодействия общества и природы, нарушение которых будет иметь катастрофические последствия для человечества. Он является осознанием объективной необходимости считаться не просто с законами природы, но и с предъявленными нам с ее стороны «техническими» условиями. Экологический императив выражает необходимость оценивать последствия любой деятельности, связанной с вмешательством в естественные процессы с точки зрения общих условий взаимоотношений общества и природы, сохранения условий биологического существования человека. Наибольшая эффективность экологического воспитания возможна при условиях обеспечения его непрерывности, комплексности, охватывания этим процессом всех членов общества, в течение всей их жизни [8].

Повышению эффективности экологического воспитания способствует умелое использование следующих средств [9]:

- семью, в которой происходит первичная социализация индивида, формируются основные черты личности, тип мировосприятия и светопреставления;

- средства массовой информации, которые влияют на массовое сознание общества, дают актуальную экологическую информацию, первичную интерпретацию событий или принятых решений и тем самым формируют общественное мнение;

- неспециализированное образование всех ступеней - от детских садов к высшим учебным заведениям - где при преподавании практически всех учебных дисциплин должна быть природоохранная тематика, должны формироваться основы знаний естественных, технических и социальных знаний, важных в социально экологическом отношении;

- специализированное образование, направленное на формирование кадров специалистов, которые профессионально будут заниматься вопросами, связанными с проблемами оптимизации и гармонизации взаимодействия в системе «общество-природа»;

- систему экологического законодательства, призванную указывать на общие ориентиры государства как выразителя общественных интересов в отрасли использования природных ресурсов, охраны природы, сохранения пригодного, для жизни и здоровья человека естественной среды;

- уголовно наблюдательную систему государства, заданием которой является формирование убеждения, что любые правонарушения в отрасли природопользование и соблюдение экологических прав граждан будут соответственно оценены государством.

Очень важно уделять особое внимание пониманию детьми своего неразрывного единства с окружающим миром. Причём это единство не должно быть не только понято ребёнком, но и прочувствовано, должно стать основой гуманного отношения к природе. Поэтому успех воспитания гуманных чувств возможен, если ребенок будет относиться к каждому живому организму как самоценному, уникальному существу, имеющему право на жизнь.

Модернизация российской школы предусматривает повышение качества образования учащихся, в том числе по такой его важнейшей составляющей, как экологическая образованность. Именно эта составляющая является основой экологической культуры выпускников средней школы, от которой, в свою очередь, зависит не только состояние окружающей нас природы, но и состояние экономики, здоровья людей, будущее нашей планеты.

Уровень экологической культуры – один из критериев цивилизованного общества, своего рода показатель того, насколько человек готов пожертвовать своими интересами ради интересов потомков. Перед нашим государством, школой, воспитателями и родителями вырастает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого  ребенка вырастить не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и обязательно – инициативным, думающим работником, способным  на творческий подход к любому делу, за  которое  он бы взялся. А активная жизненная позиция может иметь основание, если человек мыслит творчески, если видит вокруг возможности для совершенствования [9].

Несмотря на возросшее внимание к вопросам экологического образования в современном мире, проблема поиска эффективных путей воспитания экологической культуры человека, является особо актуальной. Следствием всё более усиливающегося экологического кризиса является обострение проблемы взаимодействия человека, общества и природы. Сегодня мировое сообщество приходит к пониманию того, что одной из главных причин возникновения кризиса является низкий уровень культуры людей, в том числе и экологической. Человечество постепенно осознает, что воспитание экологической культуры человека выступает средством сохранения природы и цивилизации.

Поиск устойчивого развития современного общества, осознание экологической ответственности выдвигает на первый план важную педагогическую задачу – экологического образования подрастающего поколения. Экология становится одной из фундаментальных основ формирования личности, способности глобального видения и понимания единства человека с природой. Первые крупицы экологической культуры, данной в школьном возрасте, помогут детям ориентироваться в окружающей действительности, понимать её, а главное положить начало осознанному отношению к природе [9].

Разрешение экологического кризиса лежит не только в области хозяйственно-экономической деятельности людей, но и в сфере культуры человека, его взаимоотношений с природой и другими людьми.

Сухомлинский В.А. [10] писал, что «школа будущего должна как можно полнее использовать для гармоничного развития человека все, что дает природа». Это была не декларация, а собственная учительская позиция, преодолевающая на деле бесконечные нарушения единства образования и воспитания, единства логических эстетических основ мировоззрения, в результате чего выпускники школ нередко знают, а чувствовать не умеют, истины постигают, а убеждений не вырабатывают. Сухомлинский В.А. отмечал, что «красота природы как средство эмоционального, экологического и морального воспитания - звучит только в общей гармонии всех средств духовного влияния на личность».

Идея приобщения человека к природе имеет глубокие корни. Ж. Руссо, Песталоцци, Я. А. Каменский выделили «источник познания через природу – средство развития ума, чувств, воли». В своих трудах К. Д. Ушинский обратил внимание на всестороннее развитие личности ребенка и воспитание детей средствами природы [4].

Понятие «экология» введено Геккелем и переводится как «наука о доме» и уходит корнями в естествознание, биологию, химию [4].

Лихачев Б.Т. рассматривает «экологическую культуру личности в качестве системообразующего фактора, способствующего формированию в человеке подлинной интеллектуальности и цивилизованности» [6].

Психологи считают, что экологическая культура – это новообразование личности, часть ее общественной культуры. Наиболее полно понимание экологической культуры раскрывают такие ее компоненты [11]:

1. Экологическое сознание, которое основывается на понимании целостности природы, стремлении к таким взаимоотношениям с окружающим миром, которые приводят к позитивному взаимодействию с ним.

2. Экологическая воспитанность, выражающаяся в гуманно-ценностном отношении к природе, доброжелательности к живому, в эмоциональной отзывчивости на их состояние, в интересе к природным объектам, в желании и умении заботиться о живом.

3. Экологические знания, которые включают сведения о взаимосвязи растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней, об использовании людьми природных богатств, об охране природы.

Первоначальные элементы экологической культуры закладываются на основе взаимодействия детей под руководством учителя с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.

В современной концепции воспитания экологической культуры (авторов Н.С. Дежникова, И.Д. Зверева, Б.Т. Лихачева) основополагающее значение имеет технологический аспект, в основе которого лежат современные образовательные технологии (игровые, тренинговые) [12].

Формирование основ экологической культуры в условиях школы может осуществляться в различных формах организации обучения (урок, экскурсии, домашняя, внеурочная работа и внеклассная работа): уроки биологии и экологии, наблюдения за природными явлениями в процессе ухода за растениями и животными уголка природы и пришкольного участка, экологические игры, экскурсии, внеклассные мероприятия различной тематики[12].

Природа - это удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир человека, и, прежде всего ребенка - школьника, трудно переоценить. Проблема экологического воспитания и образования - одна из самых актуальных на сегодняшний день. Уже с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде. Вот почему важно научить ребенка беречь красоту природы, чтобы он в этот возрастной период понял, сколь ценно здоровье и стремился к здоровому образу жизни [13].

Начальное звено в системе непрерывного экологического образования - дошкольное детство. Главная цель экологического воспитания и образования в дошкольном учреждении - воспитать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу, бережно распоряжаться ее богатствами. Очень важно, чтобы маленькие дети, вступая в огромный непонятный мир, научились тонко чувствовать, видеть и понимать, что этот загадочный мир очень разнообразный, многогранный, многокрасочный, а мы - частица этого мира.

Экологическое поведение складывается из отдельных поступков (совокупность состояний, конкретных действий, умений и навыков) и отношения человека к поступкам, на которые оказывают влияние цели и мотивы личности. Создание нового отношения человека к природе - задача не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой.

Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда, но и она включает в себя человека.

Ответственное отношение к природе - сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе.

Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком. Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях.

Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач [4]:

Образовательных – формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения.

Воспитательных – формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни.

Развивающих – развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды.

Критерием эффективности экологического воспитания и образования могут служить как система знаний на глобальном, региональном, локальном уровнях, так и реальное улучшение окружающей среды своей местности, достигнутое усилиями детей [4].


1.2 Экологическое воспитание в обучении биологии

На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого - тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в современной школе уже с первых лет воспитания детей. Именно в школьном возрасте закладываются основы бережного отношения к окружающей среде. Учитель должен прививать любовь к природе, потому что человек является частью природы и во многом его жизнь зависит от неё.

Проблемой сохранения природы, формированием бережного отношения к окружающей среде занимались многие ученые: Л.П. Астанин, С.Д. Дерябо, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, И.Н. Пономарева, Н.Н. Родзевич, В.А. Ясвин затрагивали вопросы экологии и экологического воспитания [13]. 

Методисты И.Д. Зверев и Т.И. Суравегина активно занимались экологическим образованием подрастающего поколения. В своей монографии «Экологическое образование школьников» авторы рассматривают пути и средства формирования экологического воспитания школьников в учебном процессе, обобщают опыт школ по воспитанию у учащихся ответственного отношения к природе. По их мнению, экологическое воспитание - это процесс формирования ценностного отношения к природе, базирующееся на потребности общения с природой, проявляющееся в заботе о природе в настоящем и будущем.

Для того чтобы представить всю систему содержания экологических знании в школьном обучении, И.Д. Зверев и И.Т. Суравегина [14] выделяют основные идеи экологического образования:

1. Развитие и целостность природы в сфере жизни. Идея развития и целостности природы является одной из фундаментальных идей. Наиболее полно целостность выражается в учениях о биосфере, её составе, структуре и развитии. Целостность той или иной природной системы проявляется прежде всего во взаимосвязях между элементами системы. В характеристику природной среды, её прошлого, настоящего и будущего включается в наше время деятельность человека, который не может физически быть от неё независим ни на одну минуту.

2. Взаимосвязь истории природы и общества. История природы и история людей обусловливают друг друга. На ранних стадиях развития человек вступает в отношения борьбы с природой как «слепой» стихией. Примитивные орудия труда не отделяли человека от природы, и он отождествлял себя и природу. Этот период длился миллионы лет. С развитием земледелия человек вступает в новые отношения с природой. Но этот период связан не только с истреблением, но и созиданием. Для феодализма характерно пространственно «широкое» освоение природы. При изучении эпохи капитализма учителю следует отметить, что всеобщая эксплуатация природных и человеческих свойств стала законом, природа становится предметом для человека, всего лишь полезной вещью. Отражение этого материала в школьном обучении в целях усиления воспитательной роли необходимо и соответствует требованиям нашей эпохи.

3. Изменение природы в процессе труда. В Советское время труд рассматривался как «процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой как вечную естественную необходимость». Но всё же, нельзя забывать, что преобразующая и созидательная сила труда проявляется при условии, если он не губит жизни, не наносит ущерб в природе. В этом состоит экологический смысл знании о труде и трудовой деятельности.

4. Среда и здоровье человека. Первостепенное значение для объяснения факторов здоровья приобретает социальные условия, которые составляют вместе с природными - окружающую среду человека.

5. Природа и нравственно-эстетическое развитие личности. Экологический аспект школьного образования органично включает раскрытие идеи о роли природы в развитии личности, о её духовном обогащении, нравственно-эстетическом воспитании. Духовные потребности человека тесно связаны с развитием чувства и осознанием вечной и неиссякаемой красоты природы. Роль природы в развитии личностных качеств выражается в воспитании доброты, предостерегающей от бессмысленного зла и хищнического отношения к природе; в формировании моральной установки; в понимании перспективы развития общества в условиях гармонического взаимодействия с природой.

6. Оптимизация взаимодействия общества и природы. Противоречивый характер во взаимоотношении человека и природы выражается в необходимости постоянного её освоения человеком. Поэтому перед школой стоит важная образовательная задача подготовить молодое поколение, способное сохранить благоприятные условия жизни, обеспечить саморегулирование в природной среде, измененной и изменяемой человеком.
Известный методист А.Н. Никишов считает, что главное в экологическом образовании - формирование экологического мировоззрения, формирование экологического сознания [14].

Экологическое сознание - это понимание необходимости охраны природы, осознание последствий нерадивого отношения к ней. Кроме того, экологическое сознание - это понимание и осознание того, что каждый человек несет ответственность за сохранение как отдельных видов животных и растений, так и в целом жизни на Земле [15]. 

По мнению психологов С.Д. Дерябо и В.А. Ясвина, формирование нового экологического сознания - это веление времени, потому что проблема экологии носит глобальный характер и экологические проблемы нужно вводить в сознание людей с детского возраста. Это экологическое сознание называется экоцентрическим, поскольку для него характерны следующие особенности [16].

Экологическая культура - это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в отношении с природой. Основными компонентами экологической культуры личности должны стать: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к окружающей среде и своей Родине.

Экологически культурная личность должна иметь экологические знания по основным разделам экологии и экологии родного края (краеведению), то есть:

- знать природу своего родного края, а именно:

- местные природные условия;

- природные особенности, реки и водоемы, ландшафты, типичные растения, животных, климат;

- местные, охраняемые природные объекты;

- животных местной фауны;

- местных птиц;

- видов рыб местных водоемов;

- лекарственные растения местной флоры;

- памятники культуры и искусства местного и республиканского значения.

Экологически культурная личность должна обладать экологическим мышлением, то есть уметь правильно анализировать и устанавливать причинно-следственные связи экологических проблем и прогнозировать экологические последствия человеческой деятельности. 

Экологическое образование и воспитание включает:

- усвоение и развитие естественных, общих и технических знании о взаимодействии общества и природы.

- формирование ценностного отношения к миру природы в настоящем и будущем,

- развитие потребности общения с природой, проявления активного к ней отношения, заботу о её состоянии в настоящем и будущем.

Наиболее эффективными являются методы и приёмы, включение которых в уроки биологии позволяют повысить эффективность экологического воспитания:

- наблюдения за экологическими явлениями в природе;

- исследовательская деятельность по охране природы;

- практические дела по благоустройству и защите окружающей среды;

- дискуссии о состоянии нашей планеты;

- методы моделирования экологических ситуации;

- игры экологического содержания;

- проведение экологических акции;

- учебно-экологическая тропа;

- экологический клуб;

- проведение экскурсии в природу [17].

Формирование экологической культуры школьников осуществляется как в учебном процессе, так во внеучебной деятельности и во внеклассной работе по предмету.

На уроках биологии у учащихся формируются убеждения, что природа – целостная саморегулирующаяся система. Педагогу важно при этом дать учащимся по возможности наиболее полное представление об экологических законах и закономерностях существования и формирования биологических систем всех уровней.

Внеклассная работа по биологии в школе требует от ребенка достаточно развитой способности экологического мышления. Оно проявляется в умении эффективно использовать экологические знания, в творческом подходе к предотвращению и устранению отрицательных для природы последствий собственной деятельности.

Формы экологической работы в школе могут быть различными:

- исследовательские (составление экологического паспорта школы, выпуск экологического бюллетеня, изучение состава воздуха, состояния воды, почвы и др.);

- конкурсные (выставки плакатов, рисунков, «Лесной газеты», проведение экологических олимпиад и др.);

- игровые (эко – случай, эко – казино, эко – бумеранг и др.);

- познавательные (уроки-лекции, уроки-семинары, «круглые столы», анализ научной литературы, дебаты, экскурсии, походы и др.);

- продуктивные (посадка цветов, деревьев, озеленение школьных рекреаций и др.).

В то же время по-прежнему основной и главной формой организации экологического процесса в школе остается урок. К сожалению, многие нормативные документы, касающиеся школьного образования, не предусматривают выделения учебных часов на ведение отдельного предмета «Экология», поэтому проблема экологического воспитания частично решается за счет введения экологической составляющей в теоретические и практические занятия по биологии в средних и старших классах общеобразовательных школ. Многие учителя биологии на своих уроках проводят работу по экологическому воспитанию.

Так, например, в 6 и 7 классах расширяют информацию об экологическом значении бактерий, грибов, растений, животных  в природе для формирования и поддержания состава сфер Земли, в качестве источника питания живых организмов (в виде логических опорных схем, цепей питания), в качестве места обитания, глубже раскрывают почвообразующую роль. Расширяют информацию о сложных биотических связях между изучаемыми объектами и живыми организмами, обитающими в той же экосистеме. При изучении классификации и многообразия растений особое внимание уделяют редким и исчезающим представителям местной флоры, причинам, уменьшения их численности. Расширяют информацию, устанавливая связь особенностей строения органов с влиянием среды обитания, то есть, прорабатывают с учащимися вопросы приспособления растений к условиям среды, деление их на экологические группы, причины и значения возникающих видоизменений органов. При рассмотрении темы «Природные сообщества», рассматриваю региональные экологические проблемы, их влияние на биологическое разнообразие растений, возможные пути решения этих проблем, в том числе и роль школьников в этом процессе.

В 8 классе при изучении строения и функций организма, индивидуального развития организма, подробно рассматривают вопросы экологии человека, расширяют содержание влияния факторов окружающей среды на людей. Особенно акцентируют внимание учащихся на вопросы здорового и нездорового образа жизни, сравнивая последствия.

Программа 9 класса включает темы, рассматривающие экологические вопросы. При изучении хромосомного набора клетки, митоза и мейоза, модификационной изменчивости, процессов фотосинтеза, биосинтеза белков, индивидуального развития организмов необходимо расширять содержание, разъясняя зависимость данных понятий и биологических процессов от экологических факторов.

В программе 10 класса вопросы экологии затрагиваются лишь в теме «Развитие организма и окружающая среда» и частично в теме «Основные закономерности изменчивости» (Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств), что конечно не может способствовать выполнению задач формирования экологического сознания учащихся. Поэтому в содержание практически каждого урока добавляют экологическую информацию, связанную с конкретной темой урока.

В программе 11 класса рассматриваются вопросы взаимоотношения организма и среды, основ экологии, биосферы и человека. В эти темы добавляются лишь региональные данные, информацию по району, а так же последние данные из газет, журналов и Интернет [18].


    1. Формы и методы внеклассной работы по экологии

В системе школьного обучения, биологический цикл дисциплин занимает особое место, вносит существенный вклад во всестороннее развитие личности, формирует у подрастающего поколения современную естественнонаучную картину мира. Преподавание биологических дисциплин дает все более позитивные образовательные результаты, если связывать учебный процесс с внеклассными занятиями, значение которых в общей системе обучения и воспитания сегодня возрастает. Организация внеклассной работы по биологическому циклу дисциплин должна быть составной частью учебно-познавательной работы учащихся.

Сегодня уже трудно согласиться с классиками методики Н. М. Верзилин, Д. И. Трайтак [19], что внеклассная работа способствует усвоению знаний учащимися и усиливает их развивающую функцию. На современном этапе изменилась парадигма биологического образования, новые цели и задачи стоят перед биологическим образованием, основная цель которых, воспитание биологически и экологически грамотных людей.

Учебно-воспитательные задачи школьного курса биологии наиболее полно разрешаются на основе тесной связи классно-урочной системы обучения с внеклассной работой учащихся. Знания и умения по биологии, приобретаемые учащимися на уроках, лабораторных занятиях, экскурсиях и других формах учебной работы, находят на внеклассных занятиях значительное углубление, расширение и осознание, что оказывают большое влияние на общее повышения их интереса к предмету [21].

Успех внеклассной работы по биологии в большей степени связан с ее содержанием и организацией. Внеклассная работа должна вызвать интерес у школьников, увлекать их различными видами деятельности. Формирование познавательных интересов учащихся в процессе внеклассной работы - это целостный, сложный, многогранный и длительный процесс, усложняющийся на каждом этапе деятельности школьников. Б. З. Вульфов и М. М. Поташник считают [20], что основные особенности организации внеклассной работы должны заключаться в следующем:

В отличие от учебных занятий внеклассная работа организуется и проводится на добровольных началах. В этом заключается ее первая особенность. Учащиеся в зависимости от интересов и склонностей самостоятельно записываются в различные кружки, по своему желанию принимают участие в массовой и индивидуальной работе во внеурочное время. Следовательно, добровольность означает, прежде всего, свободный выбор видов внеклассных занятий. Задача учителя - привлечь к внеклассной работе всех без исключения учеников. Делать это следует, разумеется, без принуждения.

Организация внеклассной работы заключается в том, что она не связана рамками обязательных программ. Ее содержание и формы зависят главным образом от интересов и запросов учащихся, от местных условий. Программы кружков примерные, ориентировочные. На основе этих программ и инструктивно-методических указаний составляются рабочие планы с учетом конкретных условий и пожеланий учащихся. Это позволяет сделать содержание внеклассной работы более гибким, отвечающим интересам и запросам школьников[21].

Внеклассная работа охватывает учащихся различного возраста. Разновозрастной состав не может служить препятствием в организации и проведении внеклассной работы. Напротив, объединяя учащихся из различных классов, внеклассные занятия способствуют сплочению общешкольного коллектива, создаются благоприятные условия для шефства старших над младшими, для развития товарищеской помощи.

Во внеклассной работе преобладают самостоятельные занятия. Безусловно, самостоятельную работу учащихся необходимо направлять педагогу, но в отличие от учебных занятий, организуют ее в основном сами школьники. Чем старше учащиеся, тем полнее и многостороннее проявляются их инициатива и самостоятельность. Они выступают не только в роли участников разнообразных кружков, объединений клубного типа, но и в роли активных организаторов внеурочных занятий.

Особенность внеклассной работы в современных условиях заключается в том, что сейчас она приобретает большую общественно полезную направленность. В результате она выступает как очень важное и действенное средство профессиональной ориентации школьников, особенно в старших классах.

Многообразие форм и методов. Очень трудно и, пожалуй, невозможно перечислить все формы и методы внеклассных занятий. Более разнообразными стали формы организации общественно-полезной деятельности, повышения культурного кругозора школьников.

Массовость. Она охватывает не только отдельных любителей природы, искусства, а всех учащихся. Массовые ее формы дополняются групповыми и индивидуальными занятиями. Иногда во внеклассную работу вовлекают не всех учеников, а лишь актив. Остальные же, в первую очередь трудные ребята, остаются вне сферы организованного влияния. «Вовлечение таких ребят в интересную внеклассную работу помогает их перевоспитанию, повышению интереса к совместной деятельности».

Рассматривая особенности к организации внеклассной работы, предложенных Вульфовым и Поташником, можно сделать следующие выводы:

Внеклассная работа действительно должна быть организована на добровольных началах и не должна быть связана с рамками обязательных программ. Внеклассная работа позволяет учесть разносторонние интересы школьников, значительно углубить их и расширить в нужном направлении [20].

Разновозрастной состав групп способствует условиям создания шефской работы. Старшие учащиеся помогают, контролируют работу младших. Это не мешает, а часто помогает - быстрее расти, взрослеть, учиться находить друзей.

Широкое использование во внеклассной работе различных заданий, связанных с проведением экспериментов, развивает у школьников исследовательские способности. Кроме того, необходимость описывать наблюдаемое, делать выводы, рассказывать об итогах развивает у учащихся мышление, наблюдательность. Заставляет задуматься, что раньше они не замечали.

Внеклассная работа действительно приобретает большую общественно полезную направленность. В процессе работы учащимся необходимо дать понять, что Дом у нас общий - это наш город, наша страна, наша Земля. И если мы не научимся сами охранять и защищать наш Дом, то это за нас никто не сделает.

Формирование современного мировоззрения детей в процессе внеклассной работы по биологическому циклу дисциплин является кропотливым делом и требует у учителя больших педагогических усилий, умений и навыков. Как показывает практика, воспитательная ценность внеклассных занятий по биологии, их эффективность во многом зависят от соблюдения ряда требований.

Одно из важнейших требований к внеклассной работе - это тесная связь ее с жизнью. Работа кружка должна содействовать ознакомлению с окружающей жизнью и активному участию в ее преобразовании.

Организация внеклассной работы позволяет, во-первых, учитывать разносторонние интересы школьников и значительно углубить и расширить их знания в нужном направлении, используя как индивидуальный подход, так и работу школьников «малыми группами». Во-вторых, и это, пожалуй, самое главное, внеклассная работа позволяет работать школьникам с разной скоростью усвояемости учебного материала, что часто способствует вовлечению школьников с низкой успеваемостью и слабым интересом к биологической науке.

Содержание и организацию внеклассных занятий необходимо подчинять учебно-воспитательным задачам школы. Важно отбирать такой материал, которых содействовал бы расширению общеобразовательного кругозора, нравственному и трудовому воспитанию, эстетических вкусов и физических сил. Эффективность внеклассных занятий значительно повышается при условии, если они проводятся систематически, регулярно, а не от случая к случаю [30].

Важное требование к организации - доступность, посильность. Непосильные занятия не дают нужных результатов. Они не интересны для учащихся, не увлекают их. Особенно необходимо обеспечивать их доступность в начальных классах. В кружковой и массовой работе в этих классах большое место занимают разнообразные игры и развлечения, элементы романтики. Главное требование - разнообразие и новизна. Известно, что учащиеся не терпят однообразия и скуки. Они не проявляют интереса к однообразным занятиям, не посещают их. Чтобы школьники охотно шли на занятия кружка, на утренник, на конференцию, нужно чтобы там было увлекательно, разнообразно, ново. Не секрет, что на внеклассных занятиях, которые проходят более непринужденно, чем урок, иногда полнее раскрываются сокровенные тайники души ребенка. А разнообразие форм внеклассной работы, к которой можно привлечь школьников, является важнейшим средством формирования не только познавательного интереса учащихся, но и служит активизации их гражданской позиции в других областях [31].

В методической литературе и практике работы школы, понятие «внеклассная работа» часто отождествляют с понятиями «внеурочная работа» и «внешкольная работа», хотя в каждое из них вложено свое содержание. Кроме того, внеклассную работу часто считают одной из форм обучения. На основе сопоставления этих понятий с другими общепринятыми методическими понятиями «внеклассную работу следует отнести к одной из составных частей системы биологического образования школьников, внеурочную работу - к одной из форм обучения биологии, а внешкольную работу по биологии - к системе дополнительного биологического образования школьников».[27]

Анализ учебников биологического цикла показывает, что они не в полной мере отвечают современным требованиям. Многим учебникам свойственны слабая связь изучаемого материала с практикой, перегруженность изложения второстепенными фактами и деталями без четкого выделения заданий для управления самостоятельной работой учащихся, что, в конечном итоге, тормозит развитие познавательных интересов школьников. Поэтому становление научных знаний учащихся на уроках биологического цикла невозможно без последовательного продолжения этой работы на внеклассных занятиях [22].

Важную роль во внеклассной работе играют научно-познавательные вечера, кружковая работа, внеклассные домашние задания, олимпиады, если они проводятся не от случая к случаю, а систематически. Проблема не только качественного преподавания учебных предметов, но и оживления внеклассной работы сегодня наиболее актуальна. Играя, отвечая на вопросы викторин, решая головоломки, ребусы, кроссворды, ребята не только многое узнают об этом удивительном мире природы, но и научатся делать умозаключения, придумывать гипотезы, запомнят названия растений и животных [23].

Результаты выполнения внеурочных заданий используются на уроке биологии и оцениваются учителем (отметки он ставит в классный журнал). К внеурочной работе относят, например: наблюдения за прорастанием семян, поручаемые учащимся при изучении темы «Семя» (6 класс); выполнения задания, связанного с наблюдениями за развитием какого-либо насекомого при изучении типа членистоногих (7 класс). К внеурочным работам относят и предусмотренные учебными программами летние задания по биологии (6 и 7 классы), а также все домашние задания практического характера [24].

Внешкольную работу учащихся в отличие от внеклассной и внеурочной проводят с внешкольными учреждениями (станциями юных натуралистов, учреждениями дополнительного образования) по специальным программам, разработанным сотрудниками этих учреждений и утвержденным соответствующими органами народного образования.

Учебно-воспитательное значение внеклассной работы в обучении биологии

Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда являются важнейшей задачей учебно-воспитательного процесса.

В системе школьного обучения, согласно концепции, биологический цикл дисциплин занимает особое место, вносит существенный вклад во всестороннее развитие личности, формирует у подрастающего поколения современную естественнонаучную картину мира [25]. Но практика свидетельствует, что по биологической дисциплине сокращают содержание (время). Поэтому, преподавание биологических дисциплин дает все более позитивные образовательные результаты, если связывать учебный процесс с внеклассными занятиями, значение которых в общей системе обучения и воспитания, сегодня возрастает. Их роль заключается в расширении знаний, формировании умения, воспитания ответственного отношения к природе. Как показывает изучение литературы по данному предмету, в настоящее время проблемы биологического и экологического образования и воспитания исследуются по различным направлениям:

- вопросы экологического воспитания во внеклассной и внеурочной деятельности учащихся нашли свое развитие в трудах А. Н. Захлебного, С. М. Заикина, В. Д. Иванова, Д. Л. Теплова и др. Ими исследованы пути формирования ответственного отношения к природе во внеклассной работе, раскрыты формы и методы организации внеклассных занятий [28].

- в исследованиях педагогов О. С. Богдановой, Д. Д. Зуева, В. И. Петровой разработаны методологические и общетеоретические основы методики организации внеклассной деятельности учащихся разных возрастов, что позволило проникнуть в сущность процесса осуществления внеклассной работы, определить эффективные пути организации.

- совершенствованию и методическому обеспечению экологического образования, а также экологизации учебных предметов способствуют работы А. Н. Захлебного, И. Д Зверева, И. Н. Пономаревой, Д. И. Трайтака [29];

- психолого-педагогические аспекты формирования экологической культуры учителя и ученика раскрыты в работах таких ученых как С. Н. Глазичева, Н. С. Дежниковой, П. И. Третьякова и др.;

- проблемы теории и практики приобщения учащихся к исследовательской экологической работе, подготовка учителей к экологическому образованию школьников рассмотрены в работах С. Н. Глазичева, И. Д. Зверева, Е. С. Сластениной др.;

- Известными психологами Б. Г. Ананьевым, Л. И. Божович, В. А. Крутецким и другими, с учетом возрастных особенностей учащихся, исследованы условия и механизмы организации внеклассной работы, связанные с чувствами, волей и интересами школьников.

Значение внеклассной работы по биологии доказано как учеными - методистами, так и опытными учителями биологии. Она позволяет учащимся значительно расширить, осознать и углубить полученные на уроках знания, превратить их в стойкие убеждения. Связано это, прежде всего с тем, что в процессе внеклассной работы, не стесненной определенными рамками уроков, имеются большие возможности по экологизации биологии, на основе, как было отмечено, в первую очередь, экологического воспитания [26].

Проводя эксперименты, наблюдения за биологическими явлениями, школьники приобретают на основе непосредственных восприятий конкретные представления о предметах и явлениях окружающего мира, об экологических проблемах и т. д. Проведенные учащимися, например, длительные наблюдения за ростом и развитием какого-либо цветкового растения или за ростом и развитием бабочки-капустницы, либо обыкновенного комара, или эксперименты, связанные с выработкой условных рефлексов у животных уголка природы, оставляют в сознании детей более глубокие следы, чем самые подробные рассказы или беседы об этом с использованием наглядных таблиц и даже специальных видеофильмов.

Широкое использование во внеклассной работе различных заданий, связанных с проведением наблюдений и экспериментов, развивает у школьников исследовательские способности. Кроме того, конкретность наблюдаемых явлений, необходимость кратко записывать наблюдаемое, сделать соответствующие выводы, а затем рассказать об этом на уроке или занятии кружка, способствует развитию у учащихся мышления, наблюдательности, заставляет задуматься над тем, что раньше проходило мимо их внимания. Во внеклассной работе легко осуществляется индивидуализация обучения и реализуется дифференцированный подход.

Тем самым, можно заключить, что внеклассная работа позволяет учесть разносторонние интересы школьников, значительно углубить и расширить их в нужном направлении, подготовить к профориентационной деятельности.

В процессе внеклассной работы, выполняя различные опыты и проводя наблюдения, занимаясь охраной растений и животных, школьники входят в тесный контакт с живой природой, которая оказывает на них большое воспитывающее влияние.

Внеклассная работа по биологии дает возможность плодотворнее осуществлять два принципа обучения - связь теории с практикой, связь биологии с жизнью. Она приобщает школьников к различному посильному труду: подготовке почвы к постановке опытов и наблюдений за растениями, уходу за ними, посадке деревьев и кустарников, заготовке корма для подкормки птиц, уходу за выращиваемыми животными, что, в свою очередь, воспитывает у них чувство ответственности за порученное дело, умение доводить начатое дело до конца, способствует развитию чувства коллективизма.

Если внеклассная работа связана с изготовлением наглядных пособий из собранного в природе материала, а также муляжей, таблиц, моделей, организацией биологических олимпиад, выставок, выпуска стенных газет, она вызывает потребность школьников в использовании научно-популярной и научной биологической литературы, приобщении к внеклассному чтению.

Большое значение внеклассной работы по биологии связано с тем, что она отвлекает школьников от пустого времяпровождения. Увлекающиеся биологией учащиеся свое свободное время посвящают наблюдениям за интересными объектами и явлениями, выращиванию растений, уходу за подшефными животными, чтению научно-популярной литературы.

Подводя итог значения внеклассной работы, можно сделать вывод, что хорошо поставленная внеклассная работа способствует развитию:

интереса, творческих способностей и инициативы школьников;

наблюдательности и самостоятельности и принятии решений;

более широкому овладению интеллектуальных и практических умений и навыков;

умений использовать полученные знания в вопросах сохранения природы;

осознанию в углубление знаний о природе, полученных на уроке, что позволяет превратить их в стойкие убеждения;

понимания значимости и ценности природы в жизни человека, что способствует формированию целостного мировоззрения;

ответственного отношения к природе.

Таким образом, внеклассная работа по биологии имеет большое значение как в разрешении учебно-воспитательных задач школьного курса биологии, так и в разрешении многих общепедагогических задач, стоящих перед общеобразовательной школой в целом. Поэтому она должна занимать видное место в деятельности каждого учителя биологии.


Выводы по I главе .

В I главе "Теоретико-методологические основы экологического воспитания" мы рассмотрели сущность экологического образования и воспитания, обозначили цель, определили значение. Указали формы и методы экологического образования и воспитания, подробно рассмотрели вопрос о внеклассной работе по экологическому образованию и воспитанию школьников.

ГЛАВА II. РЕАЛИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «РЫБЫ» ПОСРЕДСТВОМ КРУЖКА «ЯКУТСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ РЫБАЛКА»

2.1. Кружок «Якутская национальная рыбалка в условиях сельской школы» как средство реализации экологического образования по биологии

Экологические знания и умения нуждаются в реальном закреплении экологической практикой. Настало время включать ее в учебно-воспитательный процесс школы.

Успешное экологическое воспитание школьников может быть обеспечено лишь при тех условиях, что оно осуществляется целенаправленно и систематически, и что в этом процессе одновременно участвуют семья и школа, т.е. воздействие со стороны школы подкрепляется активной деятельностью родителей в том же направлении.

Для экологического воспитания разработан кружок на тему «Якутская национальная рыбалка в условиях сельской школы», который носит практический характер и предназначена для предпрофильной подготовки учащихся с 7 по 9 класс. Она предназначена для мальчиков и юношей разного возраста. Реализация программы направлена на формирование допрофессиональных знаний, умений и навыков; к успешной подготовке учащихся к самостоятельной жизни.

Цель: обучение учащихся приёмам якутской национальной рыбалки.

Задачи:

  1. Изучить внешнее и внутренне строение рыбы на занятиях биологии;

  2. приобщение учащихся к истокам национальной культуры и традициям народа Саха;

  3. расширить и углубить знания о способах, орудиях ловли рыбы народа Саха;

  4. обучить основным навыкам, приёмам и умениям удить рыбу;

  5. сформировать умения по правильному выбору и подготовке снастей к рыбалке;

  6. воспитать у школьников чувство любви и бережного отношения к родной природе;

  7. приобщение к здоровому образу жизни;

  8. разностороннее, гармоническое развитие школьников.

Данная программа разработана по следующим направлениям:

  • гражданско – патриотическое, нравственное воспитание, краеведение;

  • художественно-эстетическое;

  • интеллектуальное развитие;

  • спортивно – оздоровительное, физическое;

  • трудовое воспитание.

Формы работы:

  1. классные часы;

  2. коллективно – творческие дела:

  • Организация выходов детей и родителей, членов общественных организаций на природу по разным видам рыболовства – подледная рыбалка: куйуур,мунха и т.д.

  • Обучение детей с помощью родителей и мастеров мастерству плетения неводов, создания инструментов рыбалки, лопат, резцов и т.д.

  • Обучение приемам хранения и употребления рыбной продукции.

  • Организация сезонных конкурсов по традиционной якутской рыбалке – куйуур.

  • общешкольной рыбалки (мунха).

  • Обучение сезонным видам рыбалки: летом неводом, мордой, осенью и в начале зимы мунхой, весной – куйуур.

  1. детское творчество (проект, разные блюда из рыб);

  2. выступления перед одноклассниками по итогам проделанной работы.

  3. проектная и исследовательская деятельность.

Планируемые результаты.

Первый уровень результатов. Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями и социальными агентами как значимыми для него носителями положительного знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов. Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) ценностного отношения к социальным реальностям в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной среде ребенок приобретает (или получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или опровергает).

Третий уровень результатов. Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится социальным деятелем. Именно, в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, ту готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.






2.2. Анализ состояния экологического воспитания в Хаяхсытской СОШ Чурапчинского улуса РС(Я).

Пробное обучение осуществлялось на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Хаяхсытская средняя общеобразовательная школа имени А.П.Илларионова» села Туора-Кюель Чурапчинского улуса, в сроки с 24 октября по 2 ноября 2016 года, с 13 февраля по 17 марта 2017года, с 1 ноября по 20 ноября 2017года.

В исследовании были задействованы юноши 7-9 классов, всего 11 из 9 учащихся приняли полное участие в исследовательской работе.

Учебно – методическое обеспечение организации учебного процесса по биологии организуется рабочей программы, календарно-тематического плана, учебника «Дрофа» (авторы Захаров В.Б., Сонин Н.И.).

Опытно – практическая работа (пробное обучение) предусматривала проведение констатирующего, формирующего и контрольного этапов исследования.

Проверялась гипотеза, что познавательные универсальные учебные действия на занятиях кружка «Якутская национальная рыбалка» 7-9 классах эффективнее формируются через задания с учетом причин трудностей при изучении «Внешнее и внутреннее строение рыбы».

Нами были поставлены следующие задачи:

    1. Составить программу опытно – экспериментальной работы;

    2. Выявить сформированность познавательных универсальных учебных действий у учащихся 7-9 классах;

    3. Анализировать работы учащихся и скорректировать задания исследования;

    4. Проводить пробные занятия – исследования для формирования познавательных универсальных учебных действий.

С целью выявления уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий у учащихся был проведен констатирующий этап.

1 этап – Констатирующий

Цель констатирующего этапа эксперимента: определить уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий с помощью тестовой работы.

Выявление уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий по предмету биологии у учащихся 7-9 классах нами была разработаны задания, которые направлены на познавательные умения:


Результаты констатирующего этапа занесены в таблицу:

Таблица 1




бБалл

Типы рыб

Органы пищеварения рыб

Плавательный пузырь

Понятие нерест

Боковые плавники служат

Строение сердце рыбы

Уровень

1

4

1

1

1

1


1

1

4

1

1

1

1

9

Высокий

100%

2

0

3

1

0

0

0

4

Низкий

44%

3

0

3

1

0

1

0

5

Низкий

56%

4

0

3

1

0

1

1

6 средний

67%

5

0

3

1

0

1

0

5 низкий

56%

6

1

4

1

0

1

1

7 средний

78%

7

1

4

1

0

0

1

6 средний

67%

8

0

3

1

0

0

0

4 низкий 44%

9

1

4

1

0

0

1

6 средний

67%


44%

86%

100%

11%

56%

56%

Низкий


Из 6 предложенных заданий:

- с 1 заданием справились из 9 учеников 4 ученика;

- 2 задание выполнили все;

- 3 задание выполнили все;

- 4 задание справился только 1 ученик, это показывает, что не знают понятия нерест;

- с 5 заданием справились 5 учеников;

- с 6 заданием справились 5 учеников.

Анализируя работу учащихся, мы пришли к выводу, что надо работать с учащимися над строением рыб.

Выполнение учащимися задания показал низкий результат. На такой результат, возможно, влияет то, что в этом классе обучающиеся затрудняются по теме «Внешнее и внутреннее строение рыб».


По итогам констатирующего этапа у учащихся была выявлена основная причина затруднения по теме «Внешнее и внутреннее строение рыбы».


2 этап – Формирующий

Исходя из цели и задач нашего исследования, опираясь на результаты констатирующего этапа эксперимента, нами был спланирован и апробирован формирующий эксперимент.

Цель: обучение познавательным действиям в кружке – исследования по биологии для формирования познавательных универсальных учебных действий.

Опытно – практическая работа проводилась 7-9 классах на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Хаяхсытская средняя общеобразовательная школа имени А.П.Илларионова» села Туора-Кюель Чурапчинского улуса, в сроки с 13 февраля по 17 марта 2017года. Были организованы 5 занятий по биологии (темы «Характеристика рыб», «Обряды рыболовства», «Традиционная якутская рыбалка снасти», «Особенности условия якутской рыбалки (подледная)», «Особенности зимней рыбалки (куйуур)»). Занятия исследования направлены на формирования познавательных универсальных учебных действий: умение анализировать, умение обобщать, классифицировать, сравнивать и рассуждать.

На формирующем этапе организовано апробирование разработанных занятий по формированию познавательных умений по теме «Рыба». Работа проводилась ежедневно в виде занятий кружка (во время практики). Проверка работы проводилась сразу после выполнения заданий в виде рефлексии.


Формирующий этап (рефлексия)

Вывод: по результатам проведенных занятий можно сделать вывод, что у учащихся отмечается развитие познавательных умений. Они поняли, как сделать анализ объекта и самостоятельно работали. Все это говорит о том, что с помощью исследовательских работ (посещение музея, экскурсия на свежем воздухе (мунха, куйуур)), учащиеся могут выполнять задания, направленные на развитие познавательных универсальных учебных действий.

3 этап - Контрольный

Контрольный этап опытно – практической работы проводился с 1 ноября по 20 ноября 2017 года с целью которого было отслеживание динамики сформированности познавательных умений после апробации заданий. Материалом для контрольного этапа послужила то же задание, что и на констатирующем этапе:

Таблица 3

Части тела рыбы

Движение в воде

Покров рыбы

Скелет рыб

Дыхание рыб

Сердце состоит

Уровень

1

1

1

1

1

1

1

6

высокий

2

1

1

1

1

1

1

6

высокий

3

1

1

1

1

1

1

6

высокий

4

1

1

1

1

1

1

6

высокий

5

1

1

1

1

1

1

6

высокий

6

1

1

1

1

1

1

6

высокий

7

1

1

1

1

1

1

6

высокий

8

1

1

1

1

1

1

6

высокий

9

1

1

1

1

1

1

6

высокий


100%

100%

100%

100%

100%

100%



Как видно из таблицы, из 6 возможных вопросов все 9 учеников справились со всеми заданиями. Это показывает, что во время формирующего этапа поняли и усвоили тему «Рыбы».





Контрольный этап.

Сравнительная таблица по опытно – исследовательской работе

Констатирующий этап

Контрольный этап

Ученик

Уровень

Ученик

Уровень

Ученик 1

9 высокий

Ученик 1

6 высокий

Ученик 2

4 низкий

Ученик 2

6 высокий

Ученик 3

5 низкий

Ученик 3

6 высокий

Ученик 4

6 средний

Ученик 4

6 высокий

Ученик 5

5 низкий

Ученик 5

6 высокий

Ученик 6

7 средний

Ученик 6

6 высокий

Ученик 7

6 средний

Ученик 7

6 высокий

Ученик 8

4 низкий

Ученик 8

6 высокий

Ученик 9

6 средний

Ученик 9

6 высокий










Сравнительная диаграмма опытно-исследовательской работы


Таким образом, в 7-9 классах из 9 учащихся полностью приняли участие на констатирующем, а на контрольном этапе. Из анализа результатов видно, что на контрольном этапе эксперимента произошли изменения в качественном:

- увеличилось качество и количество выполнения 5 и 6 задания (знания по теме «Рыбы»);

- а также наблюдается переход учащихся из низкого уровня на средний уровень, и из среднего уровня на высокий уровень.

Собственные наблюдения и специальные исследования в этом плане показали, что использование познавательных заданий каждом занятии играет большую роль для формирования познавательных универсальных учебных действий школьников:

- умение анализировать;

- умение синтезировать;

- умение классифицировать;

- умение обобщать и сравнивать.

Анализ результата проведенного исследования убеждает нас в том, что процесс формирования познавательных универсальных учебных действий школьников будет осуществляться успешнее, если учитель на каждом занятии будет использовать исследовательские задания.


Выводы по II главе.

II Глава «Реализация экологического образования при изучении темы «Рыбы» посредством кружка «Якутская национальная рыбалка» посвящён описанию организации, проведению и анализу результатов опытно-экспериментальной работы по теме исследования. Для определения уровня заинтересованности школьников на начальном этапе с учащимися экспериментальной группы было проведено тестирование и ответы на вопросы по вопросам «Рыбы». Данные, полученные на этапе констатации, говорят о необходимости целенаправленного педагогического влияния на процесс экологического образования и воспитания школьников.

Заключение.

В I главе «Теоретико-методологические основы экологического воспитания» мы рассмотрели сущность экологического образования и воспитания, обозначили цель, определили значение. Указали формы и методы экологического образования и воспитания, подробно рассмотрели вопрос о внеклассной работе по экологическому образованию и воспитанию школьников.

II Глава «Реализация экологического образования при изучении темы «Рыбы» посредством кружка «Якутская национальная рыбалка» посвящён описанию организации, проведению и анализу результатов опытно-экспериментальной работы по теме исследования. Для определения уровня заинтересованности школьников на начальном этапе с учащимися экспериментальной группы было проведено тестирование и ответы на вопросы по вопросам «Рыбы». Данные, полученные на этапе констатации, говорят о необходимости целенаправленного педагогического влияния на процесс экологического образования и воспитания школьников.

Со школьниками экспериментальной группы была проведена серия внеклассных мероприятий (экскурсии, работа на природе, участие в коллективных рыболовных мероприятиях и др.), направленная на активизацию их интереса к природе, обогащение, актуализацию их эмоциональных положительных переживаний.

Цель контрольного эксперимента - проверить эффективность использования разнообразных форм и методов внеклассной работы по экологическому образованию и воспитанию учащихся.

Системный подход по экологическому воспитанию детей позволяет:

установить более тесные связи между познанием природы и познанием социальной жизни;

обеспечить реальную преемственность и перспективность изучения окружающего нас мира природы;

создать условия для плавного и целесообразного формирования нравственно-этических установок;

углубить теоретические знания в области экологии;

формировать ряд основополагающих экологических понятий, составляющих адекватные возрастным возможностям младших школьников первичные знания экологии как науки;

обеспечить более широкую и разнообразную практическую деятельность учащихся по изучению и охране окружающей среды.

приобщить учащихся к истокам национальной культуры и традициям народа Саха;

сформировать у учащихся базовые навыки рыбной ловли в условиях Республики Саха (Якутия);

Разработанные нами занятия способствуют формированию и более плотной увязке практических и теоретических знаний и развитие познавательных универсальных учебных действий у учащихся по теме «Рыбы».






Список использованной литературы

  1. Бобылева, Л.Д. Повышение эффективности экологического воспитания / Бобылева Л.Д. //Биология в школе. 1996. №3. С.57-59.

  2. Воробьева, А.Н. Экологическое образование младших школьников /А.Н. Воробьева // Новая Школа. 1998. № 6. С. 63-64.

  3. Пономарева, И.Н. Общая методика обучения биологии: Учеб. пособие для студ. пед. вузов /И.Н. Пономарева, В.П. Соломин, Г.Д. Сидельникова; Под ред. И.Н. Пономаревой. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 272 с.

  4. Берсенев, С.М. Возвращение к истокам экологии / С.М. Берсенев // Биология в школе. 2000. № 3. С. 33

  5. Зверев, И.Д. Охрана природы и экологическое воспитание /И.Д. Зверев //Воспитание школьников. 1995. №6. С. 30-35.

  6. Дежкин, В.В. Беседы об экологии / В.В. Держкин. М.: МНЭПУ, 1998. 173 с.

  7. Маркович, Д.Ж. Социальная экология / Д.Ж. Маркович. М.: Просвещение, 1997.339 с.

  8. Прохоров, Б. Б. Социальная экология: учебник / Б.Б. Прохоров. М.: Академия, 2008. 416 с.

  9. Глазачев, С.Н. Сохраним ценности экологической культуры /С.Н. Глазычев // Новая Школа. 1998. №6. С. 13-14.

  10. Гюльвердиева, Л.М. Национальные традиции и их использование в экологическом воспитании детей / Л.М. Гюльвердиева, З.Ю. Утенова //Новая Школа. 1998. №6. С. 71-76.

  11. Зыкова, О.  Любовь к природе воспитываем с детства / О. Зыкова //Дополнительное образование детей. 2011. №9. С. 15-21.

  12. Пономарева, И.Н. Экологическое образование в российской школе: История. Теория. Методика: Учебное пособие /И.Н. Пономарева, В.П.Соломин /Под ред. В.П.Соломина. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. 415 с.

  13. Дорошко, О.М. Совершенствование подготовки будущих учителей начальной школы к осуществлению экологического воспитания младших школьников:Автореф. дис. … канд. пед. наук /О.М. Дорошко. Киев, 1988. 227 с.

  14. Зверев, И.Д. Экологическое образование школьников / И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина. Академия педагогических наук СССР. М.: Педагогика, 1983. 160 с.

  15. Ермаков, Д.С. Экологический след - показатель устойчивого развития /Д.С. Ермаков // Биология в школе. 2009. № 3. С. 44-47.

  16. Захлебный, А.Н. На экологической тропе опыт экологического воспитания /А.Н. Захлебный. М.: Знание, 1986. 122 с.

  17. Кучер, Т.В. Экологическое воспитание учащихся /Т.В. Кучер. М.: Наука, 1990. 129 с.

  18. Захлебный, А.Н. Экологическое образование школьников во внеклассной работе: Пособие для учителя /А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина. М.: Просвещение, 1984. 266 с.

  19. Верзилин Н. М., Корсунская В. М. "Общая методика преподавания биологии". М.: Просвещение. - 1983.

  20. Вульфов Б. З., Поташник М.М. "Организатор внеклассной и внешкольной работы". М.: Просвещение. - 1978.

  21. Гребнюк Г. Н. "Внеклассная работа по экологическому воспитанию школьников: учебно-методическое пособие для учителей общеобразовательных учреждений". Ханты-Мансийск: Полиграфист. - 2005. - С. 313-327

  22. Евдокимова Р. М. "Внеклассная работа по биологии". Саратов. - 2005.

  23. Заикин С. М. "Совершенствование экологического образования учащихся в процессе внеклассной работы по биологии"// автореферат. - М.: Московский Педагогический Университет. - 2000. - 19 с.

  24. Касаткина Н. А. "Внеклассная работа по биологии". Волгоград: Учитель - 2004. - 160 с.

  25. Малашенков А. С. "Внеклассная работа по биологии". Волгоград: Корифей. - 2006. - 96 с.

  26. Никишов А. И. "Теория и методика обучения биологии: учебное пособие". М.: КолосС. - 2007. - 303 с.

  27. Теплов Д. Л. "Экологическое воспитание старшеклассников в системе дополнительного образования"// Журнал "Педагогика". С. 46-50

  28. Теплов Д. Л. "Экологичекое воспитание в дополнительном образовании". - М.: ГОУДОД ФЦРСДОД. - 2006. - 64 с.

  29. Трайтак Д. И. "Проблемы методики обучения биологии". М.: Мнемозина. - 2002. - 304 с.

  30. Шашурина М. А. "Возможности экологизации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе". - 2001.

  31. Ясвин В. А. "Психология отношения к природе". - М.: Смысл - 2000 - 456 с.


Приложение 1

Тест по теме: «Рыбы» для учащихся 7-х классов.

1. Рыбы принадлежат к Типу:

а) кишечнополостные; б) хордовые ;в)простейшие.

2. Выберите органы пищеварения у рыб:

а) желудок; б) почки; в) кишечник; г) глотка; д) печень; е) жабры;

ж) сердце.

3. Плавательный пузырь:

а) улавливает колебания воды;

б) регулируют глубину погружения;

4. Нерест-это: а) миграция; б) икрометание; в) процесс питания.

5. Боковые плавники участвуют в: а) движении вперед; б) движении в бок.

6.Сердце рыб а) двух- б) трех- в) четырехкамерное


Ответы: 1-б, 2-а,в,г,д, 3-б, 4-б, 5-б,6-а.
















Приложение №2

Рабочая программа


Название мероприятий



Практическая работа




Направление деятельности






Цель занятия

Планируемые результаты

Форма проведения

Личностные

Метапредметные

(регулятивные, познавательные; знаково-символические; коммуникативные)


Предметные

1

Способы ловли рыбы народа Саха

Интеллектуальное развитие

Показать традиционные основные рыболовства

Формирование интереса к учебному материалу

Построение речевых высказываний в устной форме, поиск и выделение нужной информации в литературных источниках

Илимнии, муҥхалыы, куйуур, тараах, туулуу, ыамныы

Классный час

(посещение музея)

2

Якутские обряды рыболовства

п/р № 1

Правила современной рыбалки




нравст – патриот., воспитание

Познакомить с традиционными обычаями народа Саха и нормативно – правовыми актами, профилактика правонарушений, привитие любви и бережного отношения к родной природе

Ориентирование в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;

приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения

Развивать способность сравнивать и анализировать, формировать и развивать познавательный интерес к традициям своего народа

У озера: громко не говорят, не стегают воду веткой тальника. В охоте или рыбалке не принимали участие родные умершего до новолуния и т.д.



Знакомство с Федеральным Законом РФ о рыбной ловле, правилами рыбалки в Республике Саха (Якутия) в различных улусах

детское творчество

3

п/р № 2

Подготовка традиционных якутских рыболовных снастей


нравст – патриот., воспитание, трудовое воспитание

Научить готовить рыболовные снасти, выполнять новые, ремонтировать старые.

Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей и коллективной деятельности

Формировать  навыки  коллективной и организаторской деятельности; понимать различные позиции других людей, отличные от собственной

Рыболовные снасти куйуур (куойа, маҥкы), Түөрэй, туу, ардьаах туу, күөнэх туута, илим, киэҥ илим, кыараҕас илим, кыл хамыйах, сүүр

Невод, его принадлежности. Муҥха ийэтэ – мотня, муҥха кыната – крыло, туос хотоҕос – берестяной поплавок хаптаһын хотоҕос – поплавок из доски Таастыган – грузило (бүлтэс уҥуоҕа – крупная полая кость, сылгы бэбээкэйэ – щиколотка лошади, сылгы туйаҕа – копыто лошади)

Ыт мас – палкана конце крыла, дающая перепендикулярное положение, анньыы – пешня, хамыйах – черпак

Сүүр – совок, ачаах – вилы, при помощи которых подо льдом продвигать жердь,

Олуур – палка, при помощи которой поворачивают жердь, көхө – крючок, үтүмэх – прогонная жердь, бэчимэ – бечева, нырыы – тонкая длинная березовая палка

КТД

4

Особенности зимней якутской рыбалки.

П/р № 8 Подледная ловля карася – мунха

трудовое воспитание

Показать основную традиционную подледную ловлю карася в Центральной Якутии

Приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности

Формировать  навыки  коллективной и организаторской деятельности; понимать различные позиции других людей, отличные от собственной

Рыбалка неводом.

Түһэрии чардаат – чардат (большая круглая прорубь),

Тахсыы чардаат – большая четырехугольная прорубь, из которой вынимается невод, ойбон – прорубь,

Муҥха түһэрээччилэр – люди, закидывающие в воду невод,

Үтүмэх ыытааччы – человек, прогоняющий жердь, көхө тутааччы – человек, тянущий бечеву, ойбон алларааччы – человек, продалбивающий прорубь, туонаһыт – человек, поределяющий участок водоема во время рыбалки, нырыыһыт – загонщик рыбы во время осеннего подледного лова

КТД

5



П/р № 3

Зимняя рыбалка

Куйуур


трудовое воспитание,

спортивно – оздоровительное

Организовать соревнования по группам с контрольным взвешиванием

Создание условий для обеспечения успешности деятельности ребенка

Формировать  навыки  коллективной и организаторской деятельности; понимать различные позиции других людей, отличные от собственной

Навыки по ловле рыбы

КТД






Приложение №3

Ответы на вопросы на теме «Рыбы»:

  1. На какие части разделено тело рыбы? (голову, туловище и хвост)

  2. Приспособления для движения в воде? (плавники)

  3. Покровами рыбы является? (кожа, покрытая костной чешуёй и слизью)

  4. Скелет рыб может быть? (хрящевым и костным, но состоит из многих костей)

  5. Дыхание рыб только? (жаберное)

  6. Сердце состоит? (из одного желудочка и предсердия)



47


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!