СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кружок по биологии «якутская национальная рыбалка»- занятия, способствующее развитию экологический грамотности обучающихся

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Кружок по биологии «якутская национальная рыбалка»- занятия, способствующее развитию экологический грамотности обучающихся»

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА КРУЖОК ПО БИОЛОГИИ «ЯКУТСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ РЫБАЛКА»- ЗАНЯТИЯ, СПОСОБСТВУЮЩЕЕ РАЗВИТИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Слушатель курсов ПП «Учитель биологии и химии» Картузов Егор Прокопьевич

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

КРУЖОК ПО БИОЛОГИИ «ЯКУТСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ РЫБАЛКА»- ЗАНЯТИЯ, СПОСОБСТВУЮЩЕЕ РАЗВИТИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Слушатель курсов ПП «Учитель биологии и химии»

Картузов Егор Прокопьевич

Экологические знания и умения нуждаются в реальном закреплении экологической практикой. Настало время включать ее в учебно-воспитательный процесс школы. Успешное экологическое воспитание школьников может быть обеспечено лишь при тех условиях, что оно осуществляется целенаправленно и систематически, и что в этом процессе одновременно участвуют семья и школа, т.е. воздействие со стороны школы подкрепляется активной деятельностью родителей в том же направлении.

Экологические знания и умения нуждаются в реальном закреплении экологической практикой. Настало время включать ее в учебно-воспитательный процесс школы.

Успешное экологическое воспитание школьников может быть обеспечено лишь при тех условиях, что оно осуществляется целенаправленно и систематически, и что в этом процессе одновременно участвуют семья и школа, т.е. воздействие со стороны школы подкрепляется активной деятельностью родителей в том же направлении.

Цель исследования: эффективность методов предмета кружка «Якутская национальная рыбалка» в экологическом воспитании школьников по биологии». В связи с поставленной целью выделяются следующие основные задачи : Экологическое воспитание по биологии; Отбор содержание кружка до экспериментально воспитательного кружка; Пути и условия реализации кружка; Состояние экологического кружка.

Цель исследования: эффективность методов предмета кружка «Якутская национальная рыбалка» в экологическом воспитании школьников по биологии».

В связи с поставленной целью выделяются следующие основные задачи :

  • Экологическое воспитание по биологии;
  • Отбор содержание кружка до экспериментально воспитательного кружка;
  • Пути и условия реализации кружка;
  • Состояние экологического кружка.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в условиях экологического образования при изучении темы рыбы в школьном курсе биологии. Предмет исследования : являются методы формирования у школьников экологического мышления посредством организации кружка «Якутская национальная рыбалка в условиях сельской школы».  Гипотеза — тема «Рыбы» является одной из наиболее благоприятных для обучения и реализации экологического воспитания учащихся и этот процесс более эффективным будет, если связать теорию с практикой. Практическая значимость работы заключается в разработке методических рекомендаций темы «Рыбы». Данная работа может использоваться педагогами.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в условиях экологического образования при изучении темы рыбы в школьном курсе биологии.

Предмет исследования : являются методы формирования у школьников экологического мышления посредством организации кружка «Якутская национальная рыбалка в условиях сельской школы».

Гипотеза — тема «Рыбы» является одной из наиболее благоприятных для обучения и реализации экологического воспитания учащихся и этот процесс более эффективным будет, если связать теорию с практикой.

Практическая значимость работы заключается в разработке методических рекомендаций темы «Рыбы». Данная работа может использоваться педагогами.

Кружок «Якутская национальная рыбалка в условиях сельской школы» как средство реализации экологического образования по биологии Для экологического воспитания разработан кружок на тему «Якутская национальная рыбалка»в условиях сельской школы, который носит практический характер и предназначена для предпрофильной подготовки учащихся с 7 по 9 класс. Она предназначена для мальчиков и юношей разного возраста. Реализация программы направлена на формирование допрофессиональных знаний, умений и навыков; к успешной подготовке учащихся к самостоятельной жизни.

Кружок «Якутская национальная рыбалка в условиях сельской школы» как средство реализации экологического образования по биологии

Для экологического воспитания разработан кружок на тему «Якутская национальная рыбалка»в условиях сельской школы, который носит практический характер и предназначена для предпрофильной подготовки учащихся с 7 по 9 класс. Она предназначена для мальчиков и юношей разного возраста. Реализация программы направлена на формирование допрофессиональных знаний, умений и навыков; к успешной подготовке учащихся к самостоятельной жизни.

Цель: обучение учащихся приёмам якутской национальной рыбалки. Задачи: Изучить внешнее и внутренне строение рыбы на занятиях биологии; приобщение учащихся к истокам национальной культуры и традициям народа Саха; расширить и углубить знания о способах, орудиях ловли рыбы народа Саха; обучить основным навыкам, приёмам и умениям удить рыбу; сформировать умения по правильному выбору и подготовке снастей к рыбалке; воспитать у школьников чувство любви и бережного отношения к родной природе; приобщение к здоровому образу жизни; разностороннее, гармоническое развитие школьников. Данная программа разработана по следующим направлениям: гражданско – патриотическое, нравственное воспитание, краеведение; художественно-эстетическое; интеллектуальное развитие; спортивно – оздоровительное, физическое; трудовое воспитание.

Цель: обучение учащихся приёмам якутской национальной рыбалки.

Задачи:

  • Изучить внешнее и внутренне строение рыбы на занятиях биологии;
  • приобщение учащихся к истокам национальной культуры и традициям народа Саха;
  • расширить и углубить знания о способах, орудиях ловли рыбы народа Саха;
  • обучить основным навыкам, приёмам и умениям удить рыбу;
  • сформировать умения по правильному выбору и подготовке снастей к рыбалке;
  • воспитать у школьников чувство любви и бережного отношения к родной природе;
  • приобщение к здоровому образу жизни;
  • разностороннее, гармоническое развитие школьников.

Данная программа разработана по следующим направлениям:

  • гражданско – патриотическое, нравственное воспитание, краеведение;
  • художественно-эстетическое;
  • интеллектуальное развитие;
  • спортивно – оздоровительное, физическое;
  • трудовое воспитание.
Формы работы:  классные часы; коллективно – творческие дела: Организация выходов детей и родителей, членов общественных организаций на природу по разным видам рыболовства – подледная рыбалка: куйуур,мунха и т.д. Обучение детей с помощью родителей и мастеров мастерству плетения неводов, создания инструментов рыбалки, лопат, резцов и т.д. Обучение приемам хранения и употребления рыбной продукции. Организация сезонных конкурсов по традиционной якутской рыбалке – куйуур. Общешкольной рыбалки (му ңха). Обучение сезонным видам рыбалки: летом неводом, мордой, осенью и в начале зимы мунхой, весной – куйуур. детское творчество (проект, разные блюда из рыб); выступления перед одноклассниками по итогам проделанной работы. проектная и исследовательская деятельность.

Формы работы:

  • классные часы;
  • коллективно – творческие дела:
  • Организация выходов детей и родителей, членов общественных организаций на природу по разным видам рыболовства – подледная рыбалка: куйуур,мунха и т.д.
  • Обучение детей с помощью родителей и мастеров мастерству плетения неводов, создания инструментов рыбалки, лопат, резцов и т.д.
  • Обучение приемам хранения и употребления рыбной продукции.
  • Организация сезонных конкурсов по традиционной якутской рыбалке – куйуур.
  • Общешкольной рыбалки (му ңха).
  • Обучение сезонным видам рыбалки: летом неводом, мордой, осенью и в начале зимы мунхой, весной – куйуур.
  • детское творчество (проект, разные блюда из рыб);
  • выступления перед одноклассниками по итогам проделанной работы.
  • проектная и исследовательская деятельность.
Анализ состояния экологического воспитания в Хаяхсытской СОШ Чурапчинского улуса РС(Я). Пробное обучение осуществлялось на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Хаяхсытская средняя общеобразовательная школа имени А.П.Илларионова» села Туора-Кюель Чурапчинского улуса, в сроки с 24 октября по 2 ноября 2016 года, с 13 февраля по 17 марта 2017года, с 1 ноября по 20 ноября 2017года. В исследовании были задействованы юноши 7-9 классов, всего 11 из 9 учащихся приняли полное участие в исследовательской работе.

Анализ состояния экологического воспитания в Хаяхсытской СОШ Чурапчинского улуса РС(Я).

Пробное обучение осуществлялось на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Хаяхсытская средняя общеобразовательная школа имени А.П.Илларионова» села Туора-Кюель Чурапчинского улуса, в сроки с 24 октября по 2 ноября 2016 года, с 13 февраля по 17 марта 2017года, с 1 ноября по 20 ноября 2017года.

В исследовании были задействованы юноши 7-9 классов, всего 11 из 9 учащихся приняли полное участие в исследовательской работе.

Опытно – практическая работа (пробное обучение) предусматривала проведение констатирующего, формирующего и контрольного этапов исследования.

Проверялась гипотеза, что познавательные универсальные учебные действия на занятиях кружка «Якутская национальная рыбалка» 7-9 классах эффективнее формируются через задания с учетом причин трудностей при изучении «Внешнее и внутреннее строение рыбы».

Нами были поставлены следующие задачи:

  • Составить программу опытно – экспериментальной работы; Выявить сформированность познавательных универсальных учебных действий у учащихся 7-9 классах; Анализировать работы учащихся и скорректировать задания исследования; Проводить пробные занятия – исследования для формирования познавательных универсальных учебных действий.
  • Составить программу опытно – экспериментальной работы;
  • Выявить сформированность познавательных универсальных учебных действий у учащихся 7-9 классах;
  • Анализировать работы учащихся и скорректировать задания исследования;
  • Проводить пробные занятия – исследования для формирования познавательных универсальных учебных действий.
1 этап – Констатирующий Цель констатирующего этапа эксперимента: определить уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий с помощью тестовой работы. 1 ученик 100% 2 ученик 3 ученик 44% 4 ученик 56% 5 ученик 67% 56% 6 ученик 78% 7 ученик 67% 8 ученик 9 ученик 44% 67% Выполнение учащимися задания показал низкий результат. На такой результат, возможно, влияет то, что в этом классе обучающиеся затрудняются по теме «Внешнее и внутреннее строение рыб».

1 этап – Констатирующий

Цель констатирующего этапа эксперимента: определить уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий с помощью тестовой работы.

1 ученик

100%

2 ученик

3 ученик

44%

4 ученик

56%

5 ученик

67%

56%

6 ученик

78%

7 ученик

67%

8 ученик

9 ученик

44%

67%

Выполнение учащимися задания показал низкий результат. На такой результат, возможно, влияет то, что в этом классе обучающиеся затрудняются по теме «Внешнее и внутреннее строение рыб».

Тест по теме: «РЫБЫ» для учащихся 7-х классов. 1. Рыбы принадлежат к Типу: а) кишечнополостные; б) хордовые ;в)простейшие. 2. Выберите органы пищеварения у рыб: а) желудок; б) почки; в) кишечник; г) глотка; д) печень; е) жабры; ж) сердце. 3. Плавательный пузырь: а) улавливает колебания воды; б) регулируют глубину погружения; 4. Нерест-это: а) миграция; б) икрометание; в) процесс питания. 5. Боковые плавники участвуют в: а) движении вперед; б) движении в бок. 6.Сердце рыб а) двух- б) трех- в) четырехкамерное Ответы: 1-б, 2-а,в,г,д, 3-б, 4-б, 5-б,6-а.

Тест по теме: «РЫБЫ» для учащихся 7-х классов.

1. Рыбы принадлежат к Типу:

а) кишечнополостные; б) хордовые ;в)простейшие.

2. Выберите органы пищеварения у рыб:

а) желудок; б) почки; в) кишечник; г) глотка; д) печень; е) жабры;

ж) сердце.

3. Плавательный пузырь:

а) улавливает колебания воды;

б) регулируют глубину погружения;

4. Нерест-это: а) миграция; б) икрометание; в) процесс питания.

5. Боковые плавники участвуют в: а) движении вперед; б) движении в бок.

6.Сердце рыб а) двух- б) трех- в) четырехкамерное

Ответы: 1-б, 2-а,в,г,д, 3-б, 4-б, 5-б,6-а.

2 этап – Формирующий Цель: обучение познавательным действиям в кружке – исследования по биологии для формирования познавательных универсальных учебных действий  Были организованы 7 занятий по биологии (темы «Внешнее строение рыбы», «Внутреннее строение рыбы», «Способы ловли рыбы народа Саха»). Занятия исследования направлены на формирования познавательных универсальных учебных действий: умение анализировать, умение обобщать, классифицировать, сравнивать и рассуждать. На формирующем этапе организовано апробирование разработанных занятий по формированию познавательных умений по теме «Рыба». Работа проводилась ежедневно в виде занятий кружка (во время практики). Проверка работы проводилась сразу после выполнения заданий в виде рефлексии.

2 этап – Формирующий

Цель: обучение познавательным действиям в кружке – исследования по биологии для формирования познавательных универсальных учебных действий

Были организованы 7 занятий по биологии (темы «Внешнее строение рыбы», «Внутреннее строение рыбы», «Способы ловли рыбы народа Саха»). Занятия исследования направлены на формирования познавательных универсальных учебных действий: умение анализировать, умение обобщать, классифицировать, сравнивать и рассуждать.

На формирующем этапе организовано апробирование разработанных занятий по формированию познавательных умений по теме «Рыба». Работа проводилась ежедневно в виде занятий кружка (во время практики). Проверка работы проводилась сразу после выполнения заданий в виде рефлексии.

Название мероприятий Практическая работа 3 Направление деятельности Способы ловли рыбы народа Саха Цель занятия Планируемые результаты Интеллектуальное развитие Показать традиционные основные рыболовства Личностные Метапредметные Формирование интереса к учебному материалу Построение речевых высказываний в устной форме, поиск и выделение нужной информации в литературных источниках Предметные (регулятивные, познавательные; знаково-символические; коммуникативные) Форма проведения Илимнии, муҥхалыы, куйуур, тараах, туулуу, ыамныы Классный час (посещение музея)

Название мероприятий

Практическая работа

3

Направление деятельности

Способы ловли рыбы народа Саха

Цель занятия

Планируемые результаты

Интеллектуальное развитие

Показать традиционные основные рыболовства

Личностные

Метапредметные

Формирование интереса к учебному материалу

Построение речевых высказываний в устной форме, поиск и выделение нужной информации в литературных источниках

Предметные

(регулятивные, познавательные; знаково-символические; коммуникативные)

Форма проведения

Илимнии, муҥхалыы, куйуур, тараах, туулуу, ыамныы

Классный час

(посещение музея)

4

Якутские обряды рыболовства

5

п/р № 1

п/р № 2

нравст – патриот., воспитание

Подготовка традиционных якутских рыболовных снастей

нравст – патриот., воспитание, трудовое воспитание

Правила современной рыбалки

Познакомить с традиционными обычаями народа Саха и нормативно – правовыми актами, профилактика правонарушений, привитие любви и бережного отношения к родной природе

Ориентирование в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;

Научить готовить рыболовные снасти, выполнять новые, ремонтировать старые.

Развивать способность сравнивать и анализировать, формировать и развивать познавательный интерес к традициям своего народа

приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения

Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей и коллективной деятельности

У озера: громко не говорят, не стегают воду веткой тальника. В охоте или рыбалке не принимали участие родные умершего до новолуния и т.д.

Формировать  навыки  коллективной и организаторской деятельности; понимать различные позиции других людей, отличные от собственной

Знакомство с Федеральным Законом РФ о рыбной ловле, правилами рыбалки в Республике Саха (Якутия) в различных улусах

Рыболовные снасти куйуур (куойа, ма ҥ кы), Түөрэй, туу, ардьаах туу, күөнэх туута, илим, киэ ҥ илим, кыара ҕ ас илим, кыл хамыйах, сүүр

детское творчество

Невод, его принадлежности. Му ҥ ха ийэтэ – мотня, му ҥ ха кыната – крыло, туос хото ҕ ос – берестяной поплавок хаптаһын хото ҕ ос – поплавок из доски Таастыган – грузило (бүлтэс у ҥ уо ҕ а – крупная полая кость, сылгы бэбээкэйэ – щиколотка лошади, сылгы туйа ҕ а – копыто лошади)

КТД

Ыт мас – палкана конце крыла, дающая перепендикулярное положение, анньыы – пешня, хамыйах – черпак

Сүүр – совок, ачаах – вилы, при помощи которых подо льдом продвигать жердь,

Олуур – палка, при помощи которой поворачивают жердь, көхө – крючок, үтүмэх – прогонная жердь, бэчимэ – бечева, нырыы – тонкая длинная березовая палка

6

Особенности зимней якутской рыбалки.

7

П/р № 8 Подледная ловля карася – мунха

трудовое воспитание

П/р № 3

трудовое воспитание,

Показать основную традиционную подледную ловлю карася в Центральной Якутии

спортивно – оздоровительное

Организовать соревнования по группам с контрольным взвешиванием

Приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности

Зимняя рыбалка

Создание условий для обеспечения успешности деятельности ребенка

Куйуур

Формировать  навыки  коллективной и организаторской деятельности; понимать различные позиции других людей, отличные от собственной

Рыбалка неводом.

Формировать  навыки  коллективной и организаторской деятельности; понимать различные позиции других людей, отличные от собственной

Навыки по ловле рыбы

КТД

Түһэрии чардаат – чардат (большая круглая прорубь),

Тахсыы чардаат – большая четырехугольная прорубь, из которой вынимается невод, ойбон – прорубь,

КТД

Му ҥ ха түһэрээччилэр – люди, закидывающие в воду невод,

Үтүмэх ыытааччы – человек, прогоняющий жердь, көхө тутааччы – человек, тянущий бечеву, ойбон алларааччы – человек, продалбивающий прорубь, туонаһыт – человек, поределяющий участок водоема во время рыбалки, нырыыһыт – загонщик рыбы во время осеннего подледного лова

Вывод: по результатам проведенных занятий можно сделать вывод, что у учащихся отмечается развитие познавательных умений. Они поняли, как сделать анализ объекта и самостоятельно работали. Все это говорит о том, что с помощью исследовательских работ (посещение музея, экскурсия на свежем воздухе (мунха, куйуур), учащиеся могут выполнять задания, направленные на развитие познавательных универсальных учебных действий.

Вывод: по результатам проведенных занятий можно сделать вывод, что у учащихся отмечается развитие познавательных умений. Они поняли, как сделать анализ объекта и самостоятельно работали. Все это говорит о том, что с помощью исследовательских работ (посещение музея, экскурсия на свежем воздухе (мунха, куйуур), учащиеся могут выполнять задания, направленные на развитие познавательных универсальных учебных действий.

3 этап - Контрольный Контрольный этап опытно – практической работы проводился с 1 ноября по 20 ноября 2017 года с целью которого было отслеживание динамики сформированности познавательных умений после апробации заданий. Материалом для контрольного этапа послужила то же задание, что и на констатирующем этапе:

3 этап - Контрольный

Контрольный этап опытно – практической работы проводился с 1 ноября по 20 ноября 2017 года с целью которого было отслеживание динамики сформированности познавательных умений после апробации заданий. Материалом для контрольного этапа послужила то же задание, что и на констатирующем этапе:

Ответы на вопросы: На какие части разделено тело рыбы? (голову, туловище и хвост) Приспособления для движения в воде? (плавники) Покровами рыбы является? (кожа, покрытая костной чешуёй и слизью) Скелет рыб может быть? (хрящевым и костным, но состоит из многих костей) Дыхание рыб только? (жаберное) Сердце состоит? (из одного желудочка и предсердия)

Ответы на вопросы:

  • На какие части разделено тело рыбы? (голову, туловище и хвост)
  • Приспособления для движения в воде? (плавники)
  • Покровами рыбы является? (кожа, покрытая костной чешуёй и слизью)
  • Скелет рыб может быть? (хрящевым и костным, но состоит из многих костей)
  • Дыхание рыб только? (жаберное)
  • Сердце состоит? (из одного желудочка и предсердия)
Сравнительная диаграмма опытно-исследовательской работы Таким образом, в 7-9 классах из 9 учащихся полностью приняли участие на констатирующем, а на контрольном этапе. Из анализа результатов видно, что на контрольном этапе эксперимента произошли изменения в качественном: - увеличилось качество и количество выполнения 5 и 6 задания (знания по теме «Рыбы»); - а также наблюдается переход учащихся из низкого уровня на средний уровень, и из среднего уровня на высокий уровень.

Сравнительная диаграмма опытно-исследовательской работы

Таким образом, в 7-9 классах из 9 учащихся полностью приняли участие на констатирующем, а на контрольном этапе. Из анализа результатов видно, что на контрольном этапе эксперимента произошли изменения в качественном:

- увеличилось качество и количество выполнения 5 и 6 задания (знания по теме «Рыбы»);

- а также наблюдается переход учащихся из низкого уровня на средний уровень, и из среднего уровня на высокий уровень.

Заключение.

В I главе «Теоретико-методологические основы экологического воспитания» мы рассмотрели сущность экологического образования и воспитания, обозначили цель, определили значение. Указали формы и методы экологического образования и воспитания, подробно рассмотрели вопрос о внеклассной работе по экологическому образованию и воспитанию школьников.

II Глава "Реализация экологического образования при изучении темы «Рыбы» посредством кружка «Якутская национальная рыбалка» посвящён описанию организации, проведению и анализу результатов опытно-экспериментальной работы по теме исследования. Для определения уровня заинтересованности школьников на начальном этапе с учащимися экспериментальной группы было проведено тестирование и ответы на вопросы по вопросам «Рыба». Данные, полученные на этапе констатации, говорят о необходимости целенаправленного педагогического влияния на процесс экологического образования и воспитания школьников.

Со школьниками экспериментальной группы была проведена серия внеклассных мероприятий (экскурсии, работа на природе, участие в коллективных рыболовных мероприятиях и др.), направленная на активизацию их интереса к природе, обогащение, актуализацию их эмоциональных положительных переживаний.

Цель контрольного эксперимента - проверить эффективность использования разнообразных форм и методов внеклассной работы по экологическому образованию и воспитанию учащихся.

Системный подход по экологическому воспитанию детей позволяет:

установить более тесные связи между познанием природы и познанием социальной жизни;

обеспечить реальную преемственность и перспективность изучения окружающего нас мира природы;

создать условия для плавного и целесообразного формирования нравственно-этических установок;

углубить теоретические знания в области экологии;

формировать ряд основополагающих экологических понятий, составляющих адекватные возрастным возможностям младших школьников первичные знания экологии как науки;

обеспечить более широкую и разнообразную практическую деятельность учащихся по изучению и охране окружающей среды.

приобщить учащихся к истокам национальной культуры и традициям народа Саха;

сформировать у учащихся базовые навыки рыбной ловли в условиях Республики Саха (Якутия);

Разработанные нами занятия способствуют формированию и более плотной увязке практических и теоретических знаний и развитие познавательных универсальных учебных действий у учащихся по теме «Рыбы».

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!