ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
КРУЖОК ПО БИОЛОГИИ «ЯКУТСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ РЫБАЛКА»- ЗАНЯТИЯ, СПОСОБСТВУЮЩЕЕ РАЗВИТИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Слушатель курсов ПП «Учитель биологии и химии»
Картузов Егор Прокопьевич
Экологические знания и умения нуждаются в реальном закреплении экологической практикой. Настало время включать ее в учебно-воспитательный процесс школы.
Успешное экологическое воспитание школьников может быть обеспечено лишь при тех условиях, что оно осуществляется целенаправленно и систематически, и что в этом процессе одновременно участвуют семья и школа, т.е. воздействие со стороны школы подкрепляется активной деятельностью родителей в том же направлении.
Цель исследования: эффективность методов предмета кружка «Якутская национальная рыбалка» в экологическом воспитании школьников по биологии».
В связи с поставленной целью выделяются следующие основные задачи :
- Экологическое воспитание по биологии;
- Отбор содержание кружка до экспериментально воспитательного кружка;
- Пути и условия реализации кружка;
- Состояние экологического кружка.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в условиях экологического образования при изучении темы рыбы в школьном курсе биологии.
Предмет исследования : являются методы формирования у школьников экологического мышления посредством организации кружка «Якутская национальная рыбалка в условиях сельской школы».
Гипотеза — тема «Рыбы» является одной из наиболее благоприятных для обучения и реализации экологического воспитания учащихся и этот процесс более эффективным будет, если связать теорию с практикой.
Практическая значимость работы заключается в разработке методических рекомендаций темы «Рыбы». Данная работа может использоваться педагогами.
Кружок «Якутская национальная рыбалка в условиях сельской школы» как средство реализации экологического образования по биологии
Для экологического воспитания разработан кружок на тему «Якутская национальная рыбалка»в условиях сельской школы, который носит практический характер и предназначена для предпрофильной подготовки учащихся с 7 по 9 класс. Она предназначена для мальчиков и юношей разного возраста. Реализация программы направлена на формирование допрофессиональных знаний, умений и навыков; к успешной подготовке учащихся к самостоятельной жизни.
Цель: обучение учащихся приёмам якутской национальной рыбалки.
Задачи:
- Изучить внешнее и внутренне строение рыбы на занятиях биологии;
- приобщение учащихся к истокам национальной культуры и традициям народа Саха;
- расширить и углубить знания о способах, орудиях ловли рыбы народа Саха;
- обучить основным навыкам, приёмам и умениям удить рыбу;
- сформировать умения по правильному выбору и подготовке снастей к рыбалке;
- воспитать у школьников чувство любви и бережного отношения к родной природе;
- приобщение к здоровому образу жизни;
- разностороннее, гармоническое развитие школьников.
Данная программа разработана по следующим направлениям:
- гражданско – патриотическое, нравственное воспитание, краеведение;
- художественно-эстетическое;
- интеллектуальное развитие;
- спортивно – оздоровительное, физическое;
- трудовое воспитание.
Формы работы:
- классные часы;
- коллективно – творческие дела:
- Организация выходов детей и родителей, членов общественных организаций на природу по разным видам рыболовства – подледная рыбалка: куйуур,мунха и т.д.
- Обучение детей с помощью родителей и мастеров мастерству плетения неводов, создания инструментов рыбалки, лопат, резцов и т.д.
- Обучение приемам хранения и употребления рыбной продукции.
- Организация сезонных конкурсов по традиционной якутской рыбалке – куйуур.
- Общешкольной рыбалки (му ңха).
- Обучение сезонным видам рыбалки: летом неводом, мордой, осенью и в начале зимы мунхой, весной – куйуур.
- детское творчество (проект, разные блюда из рыб);
- выступления перед одноклассниками по итогам проделанной работы.
- проектная и исследовательская деятельность.
Анализ состояния экологического воспитания в Хаяхсытской СОШ Чурапчинского улуса РС(Я).
Пробное обучение осуществлялось на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Хаяхсытская средняя общеобразовательная школа имени А.П.Илларионова» села Туора-Кюель Чурапчинского улуса, в сроки с 24 октября по 2 ноября 2016 года, с 13 февраля по 17 марта 2017года, с 1 ноября по 20 ноября 2017года.
В исследовании были задействованы юноши 7-9 классов, всего 11 из 9 учащихся приняли полное участие в исследовательской работе.
Опытно – практическая работа (пробное обучение) предусматривала проведение констатирующего, формирующего и контрольного этапов исследования.
Проверялась гипотеза, что познавательные универсальные учебные действия на занятиях кружка «Якутская национальная рыбалка» 7-9 классах эффективнее формируются через задания с учетом причин трудностей при изучении «Внешнее и внутреннее строение рыбы».
Нами были поставлены следующие задачи:
- Составить программу опытно – экспериментальной работы; Выявить сформированность познавательных универсальных учебных действий у учащихся 7-9 классах; Анализировать работы учащихся и скорректировать задания исследования; Проводить пробные занятия – исследования для формирования познавательных универсальных учебных действий.
- Составить программу опытно – экспериментальной работы;
- Выявить сформированность познавательных универсальных учебных действий у учащихся 7-9 классах;
- Анализировать работы учащихся и скорректировать задания исследования;
- Проводить пробные занятия – исследования для формирования познавательных универсальных учебных действий.
1 этап – Констатирующий
Цель констатирующего этапа эксперимента: определить уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий с помощью тестовой работы.
1 ученик
100%
2 ученик
3 ученик
44%
4 ученик
56%
5 ученик
67%
56%
6 ученик
78%
7 ученик
67%
8 ученик
9 ученик
44%
67%
Выполнение учащимися задания показал низкий результат. На такой результат, возможно, влияет то, что в этом классе обучающиеся затрудняются по теме «Внешнее и внутреннее строение рыб».
Тест по теме: «РЫБЫ» для учащихся 7-х классов.
1. Рыбы принадлежат к Типу:
а) кишечнополостные; б) хордовые ;в)простейшие.
2. Выберите органы пищеварения у рыб:
а) желудок; б) почки; в) кишечник; г) глотка; д) печень; е) жабры;
ж) сердце.
3. Плавательный пузырь:
а) улавливает колебания воды;
б) регулируют глубину погружения;
4. Нерест-это: а) миграция; б) икрометание; в) процесс питания.
5. Боковые плавники участвуют в: а) движении вперед; б) движении в бок.
6.Сердце рыб а) двух- б) трех- в) четырехкамерное
Ответы: 1-б, 2-а,в,г,д, 3-б, 4-б, 5-б,6-а.
2 этап – Формирующий
Цель: обучение познавательным действиям в кружке – исследования по биологии для формирования познавательных универсальных учебных действий
Были организованы 7 занятий по биологии (темы «Внешнее строение рыбы», «Внутреннее строение рыбы», «Способы ловли рыбы народа Саха»). Занятия исследования направлены на формирования познавательных универсальных учебных действий: умение анализировать, умение обобщать, классифицировать, сравнивать и рассуждать.
На формирующем этапе организовано апробирование разработанных занятий по формированию познавательных умений по теме «Рыба». Работа проводилась ежедневно в виде занятий кружка (во время практики). Проверка работы проводилась сразу после выполнения заданий в виде рефлексии.
Название мероприятий
Практическая работа
3
Направление деятельности
Способы ловли рыбы народа Саха
Цель занятия
Планируемые результаты
Интеллектуальное развитие
Показать традиционные основные рыболовства
Личностные
Метапредметные
Формирование интереса к учебному материалу
Построение речевых высказываний в устной форме, поиск и выделение нужной информации в литературных источниках
Предметные
(регулятивные, познавательные; знаково-символические; коммуникативные)
Форма проведения
Илимнии, муҥхалыы, куйуур, тараах, туулуу, ыамныы
Классный час
(посещение музея)
4
Якутские обряды рыболовства
5
п/р № 1
п/р № 2
нравст – патриот., воспитание
Подготовка традиционных якутских рыболовных снастей
нравст – патриот., воспитание, трудовое воспитание
Правила современной рыбалки
Познакомить с традиционными обычаями народа Саха и нормативно – правовыми актами, профилактика правонарушений, привитие любви и бережного отношения к родной природе
Ориентирование в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
Научить готовить рыболовные снасти, выполнять новые, ремонтировать старые.
Развивать способность сравнивать и анализировать, формировать и развивать познавательный интерес к традициям своего народа
приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения
Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей и коллективной деятельности
У озера: громко не говорят, не стегают воду веткой тальника. В охоте или рыбалке не принимали участие родные умершего до новолуния и т.д.
Формировать навыки коллективной и организаторской деятельности; понимать различные позиции других людей, отличные от собственной
Знакомство с Федеральным Законом РФ о рыбной ловле, правилами рыбалки в Республике Саха (Якутия) в различных улусах
Рыболовные снасти куйуур (куойа, ма ҥ кы), Түөрэй, туу, ардьаах туу, күөнэх туута, илим, киэ ҥ илим, кыара ҕ ас илим, кыл хамыйах, сүүр
детское творчество
Невод, его принадлежности. Му ҥ ха ийэтэ – мотня, му ҥ ха кыната – крыло, туос хото ҕ ос – берестяной поплавок хаптаһын хото ҕ ос – поплавок из доски Таастыган – грузило (бүлтэс у ҥ уо ҕ а – крупная полая кость, сылгы бэбээкэйэ – щиколотка лошади, сылгы туйа ҕ а – копыто лошади)
КТД
Ыт мас – палкана конце крыла, дающая перепендикулярное положение, анньыы – пешня, хамыйах – черпак
Сүүр – совок, ачаах – вилы, при помощи которых подо льдом продвигать жердь,
Олуур – палка, при помощи которой поворачивают жердь, көхө – крючок, үтүмэх – прогонная жердь, бэчимэ – бечева, нырыы – тонкая длинная березовая палка
6
Особенности зимней якутской рыбалки.
7
П/р № 8 Подледная ловля карася – мунха
трудовое воспитание
П/р № 3
трудовое воспитание,
Показать основную традиционную подледную ловлю карася в Центральной Якутии
спортивно – оздоровительное
Организовать соревнования по группам с контрольным взвешиванием
Приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности
Зимняя рыбалка
Создание условий для обеспечения успешности деятельности ребенка
Куйуур
Формировать навыки коллективной и организаторской деятельности; понимать различные позиции других людей, отличные от собственной
Рыбалка неводом.
Формировать навыки коллективной и организаторской деятельности; понимать различные позиции других людей, отличные от собственной
Навыки по ловле рыбы
КТД
Түһэрии чардаат – чардат (большая круглая прорубь),
Тахсыы чардаат – большая четырехугольная прорубь, из которой вынимается невод, ойбон – прорубь,
КТД
Му ҥ ха түһэрээччилэр – люди, закидывающие в воду невод,
Үтүмэх ыытааччы – человек, прогоняющий жердь, көхө тутааччы – человек, тянущий бечеву, ойбон алларааччы – человек, продалбивающий прорубь, туонаһыт – человек, поределяющий участок водоема во время рыбалки, нырыыһыт – загонщик рыбы во время осеннего подледного лова
Вывод: по результатам проведенных занятий можно сделать вывод, что у учащихся отмечается развитие познавательных умений. Они поняли, как сделать анализ объекта и самостоятельно работали. Все это говорит о том, что с помощью исследовательских работ (посещение музея, экскурсия на свежем воздухе (мунха, куйуур), учащиеся могут выполнять задания, направленные на развитие познавательных универсальных учебных действий.
3 этап - Контрольный
Контрольный этап опытно – практической работы проводился с 1 ноября по 20 ноября 2017 года с целью которого было отслеживание динамики сформированности познавательных умений после апробации заданий. Материалом для контрольного этапа послужила то же задание, что и на констатирующем этапе:
Ответы на вопросы:
- На какие части разделено тело рыбы? (голову, туловище и хвост)
- Приспособления для движения в воде? (плавники)
- Покровами рыбы является? (кожа, покрытая костной чешуёй и слизью)
- Скелет рыб может быть? (хрящевым и костным, но состоит из многих костей)
- Дыхание рыб только? (жаберное)
- Сердце состоит? (из одного желудочка и предсердия)
Сравнительная диаграмма опытно-исследовательской работы
Таким образом, в 7-9 классах из 9 учащихся полностью приняли участие на констатирующем, а на контрольном этапе. Из анализа результатов видно, что на контрольном этапе эксперимента произошли изменения в качественном:
- увеличилось качество и количество выполнения 5 и 6 задания (знания по теме «Рыбы»);
- а также наблюдается переход учащихся из низкого уровня на средний уровень, и из среднего уровня на высокий уровень.
Заключение.
В I главе «Теоретико-методологические основы экологического воспитания» мы рассмотрели сущность экологического образования и воспитания, обозначили цель, определили значение. Указали формы и методы экологического образования и воспитания, подробно рассмотрели вопрос о внеклассной работе по экологическому образованию и воспитанию школьников.
II Глава "Реализация экологического образования при изучении темы «Рыбы» посредством кружка «Якутская национальная рыбалка» посвящён описанию организации, проведению и анализу результатов опытно-экспериментальной работы по теме исследования. Для определения уровня заинтересованности школьников на начальном этапе с учащимися экспериментальной группы было проведено тестирование и ответы на вопросы по вопросам «Рыба». Данные, полученные на этапе констатации, говорят о необходимости целенаправленного педагогического влияния на процесс экологического образования и воспитания школьников.
Со школьниками экспериментальной группы была проведена серия внеклассных мероприятий (экскурсии, работа на природе, участие в коллективных рыболовных мероприятиях и др.), направленная на активизацию их интереса к природе, обогащение, актуализацию их эмоциональных положительных переживаний.
Цель контрольного эксперимента - проверить эффективность использования разнообразных форм и методов внеклассной работы по экологическому образованию и воспитанию учащихся.
Системный подход по экологическому воспитанию детей позволяет:
установить более тесные связи между познанием природы и познанием социальной жизни;
обеспечить реальную преемственность и перспективность изучения окружающего нас мира природы;
создать условия для плавного и целесообразного формирования нравственно-этических установок;
углубить теоретические знания в области экологии;
формировать ряд основополагающих экологических понятий, составляющих адекватные возрастным возможностям младших школьников первичные знания экологии как науки;
обеспечить более широкую и разнообразную практическую деятельность учащихся по изучению и охране окружающей среды.
приобщить учащихся к истокам национальной культуры и традициям народа Саха;
сформировать у учащихся базовые навыки рыбной ловли в условиях Республики Саха (Якутия);
Разработанные нами занятия способствуют формированию и более плотной увязке практических и теоретических знаний и развитие познавательных универсальных учебных действий у учащихся по теме «Рыбы».
Спасибо за внимание!