Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Саратовской области
«Александрово-Гайский политехнический лицей»
Образовательная программа
по литературе
поэтического кружка
«В мире поэзии»
Руководитель кружка:
преподаватель русского языка и литературы
Дубовицкая Светлана Николаевна
Александров - Гай 2022 г.
Информационная карта образовательной программы.
Учреждение: ГБПОУ СО «АГПЛ»
Ф.И.О. педагога: Дубовицкая Светлана Николаевна
Название программы: образовательная программа по литературе поэтического кружка «В мире поэзии».
Направленность: литература.
Вид программы: дополнительная образовательная.
Срок реализации: 1 год.
Целевая установка: через знакомство с аспектами поэтического мастерства развитие умений создавать стихи, анализировать лирические произведения собственного сочинения и других авторов; формирование компетентности в области стихосложения; развитие творческого потенциала учащихся.
Уровень освоения: общеобразовательный
Пояснительная записка.
Непредсказуемые мысли и чувства вызывают в нас произведения разных лет и непохожих друг на друга авторов. Но чтобы они оказали на нас, читателей, своё удивительное, ни с чем несравнимое воздействие, необходимо одно простое условие: художественные произведения надо любить. А для этого их надо понимать и воспринимать так, как того хотел их создатель. Здоровый нравственно и эмоционально человек не может прожить, не удовлетворяя своих духовных потребностей, не погружаясь в мир поэзии и прозы. Художественные произведения приносят нам радость поэтического восприятия мира, высшую форму наслаждения - нравственно-эстетическую.
С целью повышения интереса к художественному слову, приобщения учащихся к творческой работе, развитию у них стремления более глубоко изучать поэтические произведения, познать основы художественного слова создана программа поэтического кружка «В мире поэзии». Данная программа позволяет более подробно, в доступной форме, познакомить обучающихся с теорией литературы. Очень многие ребята в подростковом возрасте начинают пробовать перо, но из-за отсутствия элементарных знаний по технологии написания художественного текста, размеров стиха и прочих теоретических знаний, допускают ошибки, чувствуют неуверенность в своих силах. В дальнейшем нереализованность стремлений может породить нежелательные последствия. Поэтому необходимо помочь обучающимся раскрыть свои творческие способности.
Актуальность программы:
Занятия литературным творчеством имеют огромное значение в становлении личности подростка, создают благоприятные условия для развития творческого воображения, полёта фантазии, развития правильной, грамотной речи, развивают способность свободно, нестандартно мыслить, проявлять себя в творчестве. Подростковый возраст – это период, фантанирующий идеями, замыслами, воображением, фантазиями. Важно не пропустить момент и направить энергию в правильное русло, определить творческие способности подростков, талантливость, создать условия для самовыражения, дать возможность проявить себя.
Основная цель программы - через знакомство с аспектами поэтического мастерства развивать умение создавать стихи, анализировать лирические произведения собственного сочинения и других авторов; формировать компетентность в области стихосложения; развивать творческий потенциал обучающихся.
Программа ставит следующие задачи:
1. Обучающие:
освоение обучающимися более глубоких знаний по различным аспектам литературного творчества (стихосложение, жанры и роды произведения, лексические средства языка);
формирование у обучающихся творческого мышления: ассоциативных образов, фантазирования, понимание закономерностей, умение решать сложные проблемные ситуации;
развивать способности свободно, нестандартно мыслить, умение передать свою мысль в письменной и устной форме;
развитие эстетических качеств, самостоятельности суждений при восприятии произведения.
2. Воспитательные:
воспитание у обучающихся уважения и любви к мировой литературе;
формирование трудолюбия и требовательности к себе;
преодоление обучающимися нерешительности и закомплексованности в отношении литературной деятельности;
формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных навыков, культуры общения со сверстниками.
Определяющее направление в предстоящей работе - научить обучающихся творчески мыслить.
Этому во многом может помочь:
целостный анализ поэтического произведения:
умение вчитываться в произведение и видеть слово в контексте;
постижение поэтической идеи;
знакомство с различными аспектами поэтического мастерства.
Организационно-педагогические основы обучения:
Настоящая программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для работы с обучающимися 1 и 2 курсов в возрасте 15-19 лет. Занятия проводятся из расчёта 34 часа в год.
Педагогические условия реализации программы:
В основе кружковой работы лежит принцип добровольности.
Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:
• учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого обучающегося;
• доброжелательный психологический климат на занятиях;
• личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
• оптимальное сочетание форм деятельности;
• доступность.
Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий с обучающимися. Занятия могут проводиться в различных формах: обзоры поэтических новинок и отчёты о прочитанных книгах, работа в группах, дискуссии, беседы, викторины, встречи с поэтами, конкурсы, литературные вечера. Результатом занятий являются практические работы, выступления.
Используются следующие педагогические технологии: культуровоспитывающее обучение, проблемное, развивающее обучение, игровая, личностно-ориентированная, интеграционная, информационно-компьютерная технологии.
Программа содержит разный уровень сложности изучаемого материала, что позволит найти оптимальный вариант работы с той или иной группой обучающихся. Данная программа является программой открытого типа, т.е. открыта для расширения, определенных изменений с учетом конкретных педагогических задач, запросов учащихся.
Программа развивает познавательный интерес к художественным произведениям, способность к сценической деятельности.
Ожидаемый результат:
рост познавательной и творческой активности у ребят;
увеличение числа обучающихся, занимающихся творческой, исследовательской работой.
формирование у обучающихся эстетического, творческого подхода к оформлению материалов;
развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного мышления.
повышение уровня обученности обучающихся и качества знаний в области литературы, культурологи, эстетики.
Оценка результативности:
В качестве форм подведения итогов организуются публичные чтения произведений собственного сочинения, выступление на концертах, общелицейских линейках, участие в различных конкурсах.
Учебно-тематический план
№ | Название темы | Количество часов |
Теория | Практика | Всего |
1. | Вводное занятие. Что такое поэзия? Поэтические жанры. | 1 | 1 | 2 |
2. | «Я знаю силу слов…» Назначение поэта и поэзии. | 1 | 1 | 2 |
3. | Изобразительно-выразительные средства поэтического языка. | 3 | 3 | 6 |
4. | Системы стихосложения. | 1 | 1 | 2 |
5. | Размер стиха. | 2 | 4 | 6 |
6. | Рифма. «Поход за вдохновением». | 2 | 4 | 6 |
7. | Поэзия и штампы. | 1 | 1 | 2 |
8. | Стили речи. | 1 | 1 | 2 |
9. | Поэзия и живопись. | 1 | 1 | 2 |
10. | Музыка в поэзии. Моё поэтическое творчество. | 1 | 1 | 2 |
11. | Итоговое занятие по курсу занятий. Ярмарка талантов. | 1 | 1 | 2 |
| Итого | 15 | 19 | 34 |
Содержание программы
Тема 1: Вводное занятие. Что такое поэзия? Поэтические жанры.
(2 часа)
Теория: Цель, задачи, содержание программы обучения. Понятие слова «поэзия». Знакомство с лирическими жанрами: гимн, ода, послание, сатира, псалом, сонет, песня, стихотворение, лиро-эпическими: баллада, поэма, роман в стихах.
Практические работы:
Анализ поэтических текстов с целью определения их жанровой принадлежности.
Тема 2: «Я знаю силу слов…». Назначение поэта и поэзии. (2 часа)
Теория: Беседа о назначении поэта и поэзии. Знакомство с литературной критикой.
Практические работы: Викторины по творчеству русских поэтов. Решение проблемы: как понимать – «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан» (Н.А. Некрасов).
Тема 3: Изобразительно-выразительные средства поэтического языка. (6 часов)
Теория: Троп. Эпитеты. Сравнение. Олицетворение. Метафора. Метонимия. Перифраз. Синекдоха. Гипербола.
Практические работы: Чтение и анализ стихотворений на предмет определения в них изобразительно-выразительных поэтических средств.
Игра «Подбери тропы».
Конкурс стихотворений о природе.
Тема 4: Системы стихосложения. (2 часа)
Теория: Виды систем стихосложения (античная, песенно-тоническая, силлабо-тоническая, декламационно-тоническая).
Практические работы: Игра «Угадай».
Тема 5: Размер стиха. (6 часов)
Теория: Строфа. Стопы. Размеры стиха (ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий).
Практические работы: Анализ поэтических произведений русских классиков.
Конкурс на написание четверостиший, написанных двусложными и трёхсложными размерами.
Конкурс стихов, посвящённый здоровому образу жизни.
Тема 6: Рифма. «Поход за вдохновением». (6 часов)
Теория: Рифма. Виды рифмовки (парная или смежная, перекрёстная, опоясывающая или кольцевая). Точная и неточная рифмы.
Практические работы: Игра «Найди рифму».
Экскурсия в музей Велимира Хлебникова.
Конкурс стихов, посвящённый временам года.
Тема 7: Поэзия и штампы. (2 часа)
Теория: Понятие «штамп» в литературе.
Практические работы: Разбор неудачных стихов, несовершенных поэтических произведений, подобранных преподавателем и обучающимися (штампы, стилистические неточности, назидательность).
Тема 8: Стили речи. (2 часа)
Теория: Связная речь. Стилистические особенности языка. Типы текстов. Композиция художественного произведения. Типы речевых ошибок и способы их исправления.
Практические работы: Игра «Составь рассказ».
Тема 9: Поэзия и живопись. (2 часа)
Теория: Роль живописи в поэтическом творчестве. Вдохновение, навеянное созерцанием.
Практические работы: Рассматривание различных репродукций. Переложение на стихотворный текст.
Тема 10: Музыка в поэзии. Моё поэтическое творчество. (2 часа)
Теория: Роль музыкальных произведений в стихосложении. Настроение.
Практические работы: Прослушивание музыки. Наложение стихов на музыку.
Тема 11: Итоговое занятие по курсу занятий. Ярмарка талантов. (2 часа)
Теория: Обобщение знаний и подведение итогов.
Практические работы: Литературный вечер «Это мой мир».
Ожидаемые результаты к концу обучения
1. Обучающиеся должны знать:
- основы теории литературы;
- композицию литературного произведения;
- жанровое разнообразие литературы;
-изобразительно-выразительные средства поэтического языка;
- систему стихосложения;
- размер стиха.
2. Обучающиеся должны уметь:
- отличать прозаическое произведение от поэтического;
- писать короткие стихотворные произведения в разных жанрах;
- подбирать рифму;
- рифмовать строфы в разных размерах;
- декламировать литературные произведения.
3. Обучающиеся должны приобрести навыки:
- аккуратности и трудолюбия;
- основные навыки работы в группе.
Методическое обеспечение занятий
Для занятий кружка необходима большая степень детализации, широкий диапазон сопоставлений, знакомство с разнообразным кругом новых произведений и стилей. Они должны отличаться дискуссиями в ходе бесед-разборов поэтических текстов, приподнятостью настроения и внутренней раскованностью обучающихся.
Обучающиеся должны читать стихи, анализировать, спорить, работать ради самовыражения, самоутверждения, одобрения педагога и товарищей.
Для занятий кружка характерны и особые формы работы:
увлекательные тематические занятия;
обзоры поэтических новинок и отчёты о прочитанных книгах;
чтение мемуарной литературы, книг о поэтическом мастерстве;
занятия - концерты, конкурсы, на которых звучат стихи собственного сочинения.
Для поддержания у обучающихся интереса к изучаемому материалу, их активности на протяжении всего занятия необходимо применять дидактически игры.
Материально-техническое обеспечение
Для занятий литературного кружка необходимы соответствующие дидактические материалы и техническое оборудование. В их числе:
1. Репродукции картин, фотографий поэтов и писателей.
2. CD-диски, DVD-диски с изображение пейзажей, видеофрагменты из литературных произведений, аудиозаписи музыкальных произведений.
3. Материалы для художественного творчества (гуашь, акварель, бумага и т. д.)
4. Компьютер, мультимедийный проектор.
5. Принтер.
6. Столы, стулья.
Кабинет должен быть хорошо освещён, проветриваем, иметь средства для затемнения.
Список литературы
Литература для педагога:
Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова. – М.: Просвещение, 1990.
Вартаньян Э. В. Путешествие в слово: Кн. для внекласс. чтения. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2001. – 208 с.: ил. – (Мир знаний);
Ладыженская Т. А. Риторика в рисунках, стихах, рассказах: Метод. рекомендации: Кн. для учителя. – М: Просвещение, 2000. – 96 с.: ил.;
Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников. – Л., 1974.
Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. – М.: Просвещение, 1985г.
Холшевников В.Е. Поэтическая антология по истории русского стиха. Мысль, вооружённая рифмами. – Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1987. – 605 с.
Худенко Е.Д. Как научить ребёнка думать и говорить. – Калининград: КИПО, 2002. – 175 с.: ил. – Б. ц.;
Литература для обучающихся:
Волина М. Игры в рифмы. – М.: Просвещение, 2009.
Матвеева Т. В. От звука до текста. – М.: Просвещение, 2001.
Москвин В.П. Теоретические основы стиховедения. – М.: Либроком, 2009.
Русская литература XX века / под общей ред. В.В. Агеносова, в двух частях. М.: Дрофа, 2002.
Скрипов, Г.С. О русском стихосложении / пособие для уч-ся. М.: Просвещение, 1979.
Тодоров Л.В. Русское стихосложение в школьном изучении. – М.: Просвещение, 2009.
Шульговский Н. Занимательное стихосложение. – М.: Издательский Дом Мещерякова, 2008.
Эткинд Е. Разговор о стихах. – М.: Просвещение, 1989.
Список членов кружка «В мире поэзии»
Адаева Ангелина
Кдргалиева Алина
Жалнина Виктория
Пуговкина Екатерина
Федорова Ольга
Миндалиева Алина
Михеева Луиза
Жалпакова Ранида
Грушко Матвей
Сарсенов Сергей
Труфанова Виктория
Гребенщикова Ангелина
Фурсов Илья
Михеева Луиза
Котов Кирилл