СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кружок по русскому языку "Тайны русского языка".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Темы кружка по русскому языку для 2 класса. Рассчитаны на 48 часов в год.

Просмотр содержимого документа
«Кружок по русскому языку "Тайны русского языка".»

Пояснительная записка

Занятие языком – трудное дело. Здесь необходим не только кропотливый труд, но и интерес к языку. На уроках учитель располагает слишком малым временем, чтобы углубляться в тайны языка. А в классах легко вызвать интерес к языку различными занимательными заданиями. Их множество по всем темам. Требуется лишь осуществить их правильный выбор с учётом возрастных особенностей детей и с целью углубления представлений детей о языке. В наше время, когда ребенок больше времени проводит за компьютером, когда в общении детей господствует приниженный сленг, возникает серьёзная необходимость вызвать желание к владению именно литературным языком. Такая работа также преследует цель подготовки одарённых детей к олимпиадам по предмету. Программа включает в себя вопросы по всем разделам грамматики. Несколько занятий посвящается различным вопросам лексики, что объясняется и обилием вызывающего интерес у учащихся материала, и необходимостью воспитать у учащихся внимание к слову, вызвать желание разгадывать тайны языка. Занятия по фразеологии вызваны необходимостью обогатить речь учащихся; по этимологии - стремлением воспитать у учащихся интерес к разгадыванию тайн языка. Программа составлена с таким расчётом, чтобы выбранный материал способствовал закреплению знаний по основным разделам грамматики и лексики русского языка, углублению знаний, обогащению словарного запаса учащихся, развитию смекалки, сообразительности, воспитанию языкового чутья.

Цель : пробудить у учащихся интерес к изучению русского языка; воспитать любовь к языку; научить бережно обращаться с ним; выработать навыки исследовательской работы, проектной деятельности.

Задачами курса нужно считать:

 формирование грамотной и выразительной речи обучающихся;

 повышение речевой компетентности детей;

 развитие интереса к читательской деятельности;

 развитие интереса к научной деятельности;

 подготовка обучающихся к успешному участию в олимпиадах по русскому языку.

Методы и формы работы - беседы; - творческие задания; - тесты; -инсценирование.

2. Общая характеристика. Учитывая возрастные особенности и содержание программы кружка, отбирается такой материал, который, основываясь на данных лингвистической науки, дает учащимся сведения о словарном составе языка, о его грамматическом строе и истории, создает общую картину развития и богатства нашего языка. На занятиях широко используется наблюдение над живой речью и литературным материалом как программного, так и дополнительного характера, а также ведется работа с различными видами словарей. Форма подачи материала в зависимости от целей и задач занятия также меняется. Это и игры на языковом материале, вопросы занимательной грамматики, а также краткие увлекательные рассказы о жизни языка, сообщения самих учащихся о наблюдениях над языковыми явлениями, сообщения на основании прочтения указанных материалов по отдельным вопросам языкознания, наблюдения над звучанием слов. Формулировки занятий носят преимущественно характер интригующих вопросов, которые активизируют внимание учащихся. На занятиях курса необходима и наглядность. Важным моментом является наглядность звуковая: выразительное чтение отрывков художественной литературы, прослушивание аудиозаписей и т.п. Широкое поле для творческой мысли и инициативы учащихся, открывается и при составлении задач для занимательной грамматики, кроссвордов, загадок, а также при составлении и оформлении инсценировок, выставок, шарад, инсценировок.

3. Место занятия. Курс рассчитан на один год, всего 48 часов. В неделю 2 час.

4. Личностные результаты:

1. осознавать роль языка и речи в жизни людей;

2. эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

3. понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

4. обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

1. определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

2. учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

3. учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

1. находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

2. делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

3. преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

1. оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

2. слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

3. договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

4. учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

5. Содержание программы.

Тема 1. Вводное занятие.

Особенности проведения занятий. В чём богатство и красота русского языка. Чем будем заниматься на занятиях нашего кружка.

Тема 2. О самых дорогих словах.

Слова бывают разные: весёлые и грустные, маленькие и большие. Вежливые слова. Родные, дорогие слова. Самое важное, самое дорогое слово – Родина. Конкурс «Знаешь ли ты вежливые слова?».

Тема 3. Предложение. Виды предложений. Распространенные и нераспространенные предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении.

Тема 4. Диалог. Прямая речь.

Тема 5. Слова – близнецы (омонимы).

Слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению. Их отличие от многозначных слов. Сколько может быть омонимов. Почему важно различать значения слов – близнецов. Что нужно знать, чтобы не допускать ошибок в речи.

Тема 6.Слова – друзья (синонимы).

Слова, разные по звучанию, но близкие по значению. Синонимы могут обозначать предметы, действия, признаки. Сколько может быть синонимов в одном ряду. Зачем надо знать много слов – синонимов. Синонимы в художественных текстах.

Тема 7. Антонимы.

Слова, разные по звучанию с противоположным значением. Антонимами могут слова, обозначающие предметы, признаки, действия. Антонимами могут быть не только слова с разными корнями, но и однокоренные слова. Все ли слова имеют антонимы? Антонимы в пословицах и поговорках.

Тема 8. Устаревшие слова.

Историзмы. Архаизмы. Почему одни слова живут долго, а другие исчезают. Иногда старым становится только слово, а предмет остаётся. Где можно встретить устаревшие слова?

Тема 9. Крылатые слова.

Фразеологизмы. История возникновения некоторых из них. Многие устойчивые обороты близки по значению одному слову. Невозможность замены слов в фразеологизмах. Переносное значение фразеологизмов.

Тема 10. Пословицы и поговорки. Скороговорки.

Пословица – это мудрое народное изречение. Чему учат пословицы? Роль пословиц в речи. Подготовка и проведение устного журнала «Пословица – всем углам помощница».

Тема 10. Текст.

Что такое текст? Типы текстов: научный, художественный, деловой. Диалогические и монологические тексты. Заглавие текста. Тема текста. Работа над текстом.

Тема 11. Чудесные превращения слов.

«Метаморфозы», происходящие со словами, если в них заменять буквы; добавлять к слову букву или отнимать её от слова. Словесные шутки.

Тема 12. Орфография. Пунктуация.

Безударные гласные в корне слова. Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова. Правописание гласных после шипящих и ц. Правописание безударных окончаний всех частей речи. Знаки препинания. Постановка знаков препинания в предложениях с однородными членами предложения, в сложных предложениях, в предложениях с прямой речью.

Тема 13. Тематические группы слов.

Слова – названия. Названия деревьев, цветов, времён года, профессий, машин и т. п. Закрытые группы слов и незакрытые. Слова – признаки, характеризующие внешность человека, положительные и отрицательные качества его, обозначающие значение цвета. Слова – действия, показывающие перемещение в пространстве. Подготовка и проведение КВН «Знатоки русского языка».

Тема 14. Слова – родственники.

Какие слова называются родственными. Как образуются родственные слова. Зачем нужно уметь подбирать родственные слова.

Тема 15. Части речи.

Самостоятельные и служебные части речи. Морфологический разбор частей речи.

Тема 16. Развитие речи.


















6.Тематическое планирование

Тема

Количество часов

1.

Вводное занятие.

1

2.

О самых дорогих словах.

1

3,4,5,6

Предложение.

4

7,8

Диалог. Прямая речь.

2

9,10

Слова – близнецы (омонимы).

2

11,12

Слова – друзья (синонимы).

2

13,14

Антонимы.

2

15,16

Грамматические игры. Олимпиадные задания.

2

17,18

Устаревшие слова.

2

19,20

Крылатые слова. Расскажем о фразеологизме.

2

21,22

Викторина по фразеологии.

2

23,24

Пословицы и поговорки.

2

25,26

Скороговорки, загадки.

2

27,28

Текст.

2

29,30

Чудесные превращения слов. Ребусы. Шарады.

2

31,32

Орфография. Пунктуация

2

33,34

Грамматические игры. Олимпиадные задания.

2

35,36

Тематические группы слов.

2

37,38

Слова – родственники

2

39,40,41,42

Части речи.

4

43,44,45,46

Развитие речи. Сочинение по наблюдению.

4

47,48

Выпуск стенгазеты «Тайны русского языка».

2





















7. Учебно- методическая и материально-техническая база


1. Вартьян Э.Н. Эти мудрые слова. – М., “Просвещение”, 2005.

2. Александрович Н.Ф. Занимательная грамматика. – М., “Просвещение”, 2004. 2. Дьячкова Г.Т. Факультативный курс по русскому языку. Волгоград, “Учитель – АСТ”, 2005.

3.Узорова О.В., Узорова О.В., Нефедова Е.А. Справочное пособие по русскому языку. Москва, АСТ- Астрель, 2005.

4. Дьячкова Г.Т. Олимпиадные задания по русскому языку. Волгоград.

5. Учебные принадлежности (ручка, карандаши цветные и простые, ластик, тетради).

8.Планируемые результаты

Обучающийся научится

1.применять знания по некоторым проблемным вопросам языкознания.

2. работать с учебными пособиями, дополнительной литературой;

3. правильно пользоваться различными лингвистическими словарями;

4. вести поисковую работу; 5. применять приёмы исследовательской и проектной деятельности.

Обучающиеся получат возможность научиться:

 работать с соседом по парте (распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы);

 выполнять работу по цепочке;

 устному повседневному общению со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета;

 видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и мотивированно присоединяться к одной из них;

 использовать правила, таблицы, модели для подтверждения своей позиции или высказанных героями точек зрения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!