Кружок по русскому языку
«В мире фразеологии»
Пояснительная записка
В настоящее время в преподавании русского языка на первое место выходит коммуникативная компетентность учащихся, развитие их практических умений и навыков в речеведении. В связи с этим возникает необходимость в более детальном изучении такого раздела лингвистики как фразеология. В данном разделе рассматривается одна из основных единиц языка – фразеологизм, через который язык непосредственно соотнесён с действительностью.
Фразеологический состав языка отличается обилием составляющих его единиц, обладающих свойством достаточно чётко дифференцироваться по употреблению в разных сферах применения языка. Фразеологизмы служат для отражения реалий, эмоций, отношений.
Однако учащиеся используют в своей речи сравнительно небольшое число фразеологических оборотов. Многие фразеологизмы, особенно книжные, учащимся подчас неизвестны, другие они знают понаслышке, но объяснить их значение затрудняются. Всё это значительно обедняет речь школьников.
Кружок русского языка «В мире русской фразеологии» имеет большое воспитательное и познавательное значение, так как направлен не только на формирование лингвистического мышления учащихся, но и на их интеллектуальное и духовное развитие.
Целью кружка является повышение культуры речи учащихся, овладение ими фразеологическим богатством русского языка.
Задачи кружка:
Знать место фразеологии в общей системе языка, основные признаки фразеологизмов, выделяемые по разным основаниям, способы образования фразеологизмов, функции фразеологизмов в речи, причины изменения фразеологического состава русского языка, основные фразеологические словари и справочники.
Видеть слово и фразеологический оборот, свободные и несвободные сочетания слов.
Понимать роль фразеологизмов в русской речи.
Уметь выделять в тексте фразеологизмы, определять их синтаксическую роль в предложении, в доступных случаях определять лексическое значение фразеологизмов, использовать их в речи с учетом стилистических особенностей, самостоятельно пользоваться фразеологическими справочниками и словарями, выражать свои мысли в форме сочинений, докладов (устных и письменных).
Проявлять большой интерес к устойчивым сочетаниям слов, метким
выражениям, пословицам и поговоркам.
Соблюдать требования учителя к проведению занятий кружка.
Отслеживание результатов работы проводится в следующих формах:
- составление картотеки фразеологических оборотов (индивидуальное задание);
- сообщения на заданную тему;
- доклады;
- викторина (в тестовой форме);
- «Фразеологический праздник» (заключительное занятие).
Учащиеся проявляют большой интерес к устойчивым сочетаниям слов, метким выражениям, пословицам и поговоркам. Многие заводят специальные тетради, куда вписывают понравившиеся им образные выражения, цитаты.
Тематический план занятий кружка
«В мире русской фразеологии».
Сабақ № № урока | Сабақ тақырыбы Тема урока | Сағат Часы | Мерзімі Сроки | Сабақ түр Вид урока |
1 | Введение. Организационное занятие. | 1 | | Лекция с элементами беседы. |
2 | Занимательно о русском языке. | 1 | | Лекция с элементами беседы. |
3 | Фразеология как раздел науки о языке. | 1 | | Беседа, сообщение. |
4, 5 | Отличие фразеологизмов от слов и свободных сочетаний слов. | 2 | | Практикум. |
6, 7 | Грамматическое строение фразеологизмов. | 2 | | Лекция с элементами беседы. |
8, 9 | Различие фразеологизмов по степени слов. | 2 | | Урок-наблюдение. |
10 | Фразеологические словари и справочники. | 1 | | Беседа, сообщение, практикум. |
11, 12 | Повторение. | 2 | | Урок-семинар. |
13, 14 | Синонимия фразеологизмов. | 2 | | Практикум. |
15, 16 | Антонимия фразеологизмов. | 2 | | Практикум. |
17, 18 | Системность фразеологизмов русского языка. | 2 | | Урок-семинар. |
19, 20 | Образность фразеологизмов. | 2 | | Беседа, практикум. |
21, 22 | Выбор фразеологизма в речи. | 2 | | Урок-наблюдение. |
23, 24 | Типичные ошибки при употреблении фразео- логизмов в речи. | 2 | | Практикум. |
25, 26 | Авторское изменение фразеологизмов. | 2 | | Урок-наблюдение. |
27, 28 | Образование фразеологизмов. | 2 | | Урок-наблюдение. |
29 | Источники русских фразеологизмов. | 1 | | Беседа, сообщение, урок-исследование. |
30, 31 | Устаревшие и новые фразеологизмы. | 2 | | Беседа |
32, 33 | Обобщающее повторение по всему разделу. | 2 | | Урок-семинар, викторина. |
34 | «Фразеологический праздник» | 1 | | Урок-игра. |
Используемая литература.
Л.А.Введенская, М.Т. Баранов, Ю.А. Гвоздарёв «Лексика и фразеология русского языка». – М., 1991.
В.П. Жуков, М.И. Сидоренко «Словарь фразеологических синонимов русского языка». – М., 1993.
В.П. Жуков «Словарь крылатых выражений». – М., 1988.
А.И. Молотков «Основы фразеологии русского языка». – Л., 1987.
Н.М. Шанский «В мире слов». – М., 1985.
Н.М. Шанский «Лексикология современного русского языка». – М., 1979.
Маар Ирина,7 «Б» кл.


Троценко Богдан, 7 «Б» кл.

Безкаровайная Евгения, 7 «Б» кл.
Детские рисунки
Выносить сор из избы
Гаун Артур,
7 «Б» кл.

Коломенская верста
Маар Ирина, 7 «Б» кл.
Компьютерная презентация
Составители:
Власов Данил
Данилов Вадим
Марусов Владислав



Узнай значения фразеологизмов
Голова садовая

Негмалуллина Александра, 7 «А» кл.
Светлая голова

Безкаровайная Евгения, 7 «Б» кл.
| Сочинения Лохматов Юрий, 6 «А» класс | Водить за нос. | |
Под Новый год мы инсценировали сказку, а потом у нас была классная дискотека. У Влада очень хороший фотоаппарат - цифровой. Это предмет его гордости. Он демонстрировал нам снимки, которые сделал во время летних каникул. Надо признать, что фотографировал Влад действительно мастерски, наверное, у него талант фотохудожника. Мы обратились к нему с просьбой сделать несколько снимков нашего праздника. Влад охотно фотографировал и пообещал не тянуть, сделать фото вовремя. Ребята даже сказали, что оплатят его затраты. Но и каникулы зимние пролетели, а Влад фото не приносил. На наши вопросы он отвечал: «Снимки готовы, просто забыл дома». Такой ответ мы слышали и в последние дни. Однажды после очередного такого ответа староста, отличница Настя Кошель сказала:
- Ребята, а ведь он нас просто за нос водит.
Иначе говоря, Влад нас обманывает.
Влад-то пытался объяснить, начал оправдываться, но его уже никто не слушал.
Скотаренко Алина, 6 «А» класс
Рассказ Незнайки.
Я проснулся утром, на душе кошки скребут. Пошел в мастерскую к Винтику,долго бил баклуши, а потом стал тянуть кота за хвост. Вернулся нижив ни мертв, съел с горем пополам шесть котлет и пил томатный сок в час по чайной ложке. Тут как снег на головусвалился Пилюлькин, метал молнии, велел зарубить на носу, что руки моют перед едой, а мне хоть кол на голове теши - я все ни в зуб ногой.