Кружок «Разноцветная бусинка»
«Истоки творческих способностей и дарований
детей на кончиках пальцев. От пальцев образно
говоря, идут тончайшие ручейки, которые пита-
ют источник творческой мысли. Другими слова-
ми: чем больше мастерства в детской ладошке,
тем умнее ребенок».
Сухомлинский В. А.
В связи с введением в образовательный процесс нового Федерального государственного образовательного стандарта актуальной стала задача организации деятельности детей дошкольного возраста.
В последнее время бисероплетение стало популярным видом рукоделия. Многообразие форм, расцветок и материалов, из которых изготовлен бисер, представляет массу идей для творчества. Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре. Умение сделать что-нибудь самому, позволяет ребенку чувствовать себя увереннее, избавляет от ощущения беспомощности в окружающем его мире взрослых. А ведь вера в себя, уверенность в своих силах - необходимое условие для того, чтобы ребенок был по-настоящему счастлив.
Актуальность кружка «Разноцветная бусинка» по бисероплетению - в создании условий для развития личности ребенка, развитии мотивации к познанию и творчеству, приобщении к общечеловеческим ценностям, для социального и культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укреплении психического и физического здоровья детей, взаимодействии педагога с семьей.
Занятия дают способность работать руками, приучают к точным движениям пальцев под контролем сознания, развивают творческие способности детей, устную речь ребёнка, стремятся сделать её красивой и грамотной, учат ребят свободному общению.
Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует само регуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга.
Учеными доказано, что движение рук (мелкая моторика) находится в тесной связи с развитием речи и мышления. План кружковой работы составлен на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей старшего дошкольного возраста. Работа с детьми строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребёнка.
Цель занятий - создание условий для развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства; становления эстетического отношения к окружающему миру; формирования элементарных представлений о видах искусства; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
Для ее достижения были поставлены задачи:
Образовательные:
1) углубление и расширение знаний об истории и развитии бисероплетения;
2) формирование знаний по основам композиции, цветоведения и освоения техники бисероплетения.
Развивающие:
1) развитие образного мышления, моторных навыков, внимания, фантазии, творческих способностей;
2) формирование эстетического художественного вкуса.
Воспитательные:
1) воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работ, экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда.
Перспективный план разработан с учетом возраста, индивидуальных особенностей и способностей детей. Работа строилась на основе постепенного усложнения в индивидуальной, подгрупповой и коллективной форме. Были запланироны занятия, из которых 10 направлены на развитие мелкой моторики.
Сначала мы познакомили детей с историей бисероплетения для формирования интереса к данному виду деятельности. и его использование; виды бисера (бусина, бисер, стеклярус, рубка); хранение бисера; материалы и инструменты; подготовка рабочего места; техника безопасности; гимнастика для глаз.
Закрепление знаний и навыков, полученных ранее, происходило во время изготовления коллективных работ "Корзинка цветов " и "Украшения", проектов «Цветочная поляна» и другие.
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что бисероплетение способствует развитию мелкой моторики пальцев рук, положительно сказывается на становлении речи, повышает работоспособность, внимание. Занятия вызывают у детей огромный интерес, а поделки, которые они мастерили, вкладывая частичку своего труда, становились им особенно дороги.