Планируемые результаты освоения учебного предмета
В ходе реализации программы «Школа вежливых наук» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов - приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов - получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
·на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
·на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
·на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.
В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.
Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов. К четвертому классу у младшего школьника появляется реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся - формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.
В результате прохождения программного материала к концу 1 класса обучающиеся должны
Знать:
1. Отличие понятий «этика» и «этикет».
2. Правила вежливости и красивых манер.
3. Заповеди и соответствующие притчи.
Уметь:
1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.
2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.
3. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими.
4. Быть доброжелательными.
5. Соблюдать заповеди.
6. Сострадать животным, не обижать их.
7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.
8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.
9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
Личностные универсальные учебные действия:
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им
Выпускник получит возможность для формирования:
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках
Познавательные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов
Для оценки результативности программы «Школа вежливых наук» в Приложении приведены диагностические материалы и проверочные задания для каждого раздела.
Содержание учебного предмета
Раздел 1: Правила поведения в школе (6ч.) Правила поведения на уроке и на перемене. Правила поведения в гардеробе. Правила поведения в столовой. Правила поведения в библиотеке. Правила поведения в школьном дворе. Раздел 2: О добром отношении к людям (10ч.) Что такое «добро и зло». «Ежели вы вежливы». Добрые и не добрые дела. Ты и твои друзья. Помни о других – ты не один на свете. Раздел 3: Как стать трудолюбивым (7ч.) «Ученье - Свет, а неученье тьма». Как быть прилежным и старательным. Наш труд в классе. Мой труд каждый день дома. Тема 4: Правила опрятности и аккуратности (5ч.) Культура внешнего вида. Каждой вещи своё место. Умейте ценить своё и чужое время. Раздел 5: Правила поведения на улице и дома (2ч.) Как вести себя на улице и дома. Раздел 6: Школьный этикет (3ч.) | |
Тематическое планирование
№ п/п | Разделы и темы | Кол-во часов, отводимых на освоение темы |
1 | Правила поведения в школе. | 6 |
2 | О добром отношении к людям. | 10 |
3 | Как стать трудолюбивым. | 7 |
4 | Правила опрятности и аккуратности. | 5 |
5 | Правила поведения на улице и дома. | 2 |
6 | Школьный этикет. | 3 |
Итого: | 33 |
Календарно - тематическое планирование
внеурочной деятельности «Школа вежливых наук»
1 класс, 1 час в неделю, 33 часа в год
№ п/п | Содержание темы | Кол-во часов | Дата проведения | Дата фактического проведения |
Раздел № 1 Правила поведения в школе (6часов) |
1. | Правила поведения на уроке и на перемене. | 1 | | |
2. | Правила поведения в общественных местах. | 1 | | |
3. | Правила поведения в гардеробе. | 1 | | |
4. | Правила поведения в столовой. | 1 | | |
5. | Правила поведения в библиотеке. | 1 | | |
6. | Правила поведения в школьном дворе. | 1 | | |
Раздел № 2 О добром отношении к людям (10 часов) |
7. | Что такое «добро и зло». | 1 | | |
8. | Что такое «добро и зло». | 1 | | |
9. | «Ежели вы вежливы». | 1 | | |
10. | «Ежели вы вежливы». | 1 | | |
11. | Добрые и не добрые дела. | 1 | | |
12. | Добрые и не добрые дела. | 1 | | |
13. | Ты и твои друзья. | 1 | | |
14. | Ты и твои друзья. | 1 | | |
15. | Помни о других – ты не один на свете. | 1 | | |
16. | Помни о других – ты не один на свете. | 1 | | |
Раздел № 3 Как стать трудолюбивым (7 часов) |
17. | «Ученье-Свет, а неученье - тьма». | 1 | | |
18. | «Как быть прилежным и старательным». | 1 | | |
19. | «Как быть прилежным и старательным». | 1 | | |
20. | Наш труд в классе. | 1 | | |
21. | Наш труд в классе. | 1 | | |
22. | Мой труд каждый день дома. | 1 | | |
23. | Мой труд каждый день дома. | 1 | | |
Раздел №4 Правила опрятности и аккуратности (5 часов) |
24. | Культура внешнего вида. | 1 | | |
25. | Культура внешнего вида. | 1 | | |
26. | Каждой вещи своё место. | 1 | | |
27. | Каждой вещи своё место. | 1 | | |
28. | Умейте ценить своё и чужое время. | 1 | | |
Раздел №5 Правила поведения на улице и дома (2 часа) |
29. | Как вести себя на улице и дома. | 1 | | |
30. | Как вести себя на улице и дома. | 1 | | |
Раздел №6 Школьный этикет (3 часа) |
31. | Как приветствовать людей и знакомиться с ними. | 1 | | |
32. | Как приветствовать людей и знакомиться с ними. | 1 | | |
33. | Чему нас научили уроки нравственности? | 1 | | |
Итого: | 33 |