Пояснительная записка
. Цель кружка– совершенствование системы военно-патриотического воспитания молодежи, возрождение у молодого поколения интереса к истории России, ее героям, выдающимся гражданам. Структурно программа кружка состоит из четырех содержательных линий:
Военно-историческая и краеведческая деятельность.
Прикладная физическая подготовка
Основы военного дела
Основы военно-технической и специальной подготовки
Цель: Совершенствование системы патриотического воспитания учеников в школе, что способствует формированию высокого патриотического сознания.
Основные задачи:
Воспитание патриотизма и подготовка молодежи к военной службе;
Пропаганда героических традиций Русской армии;
Формирование качеств, необходимых при действиях в чрезвычайных ситуациях и экстремальных условиях.
Проведение мероприятий по оздоровлению учащихся.
Программа рассчитана на 68 часов, реализуется в 7-9 классах общеобразовательного учреждения, 2 часа в неделю.
Планируемые результаты освоения курса;
Сохранение и укрепление здоровья детей, приобретение знаний о правилах ведения здорового образа жизни, об основных нормах гигиены,
-о способах ориентирования на местности и элементарных правилах выживания в природе ; о приятных в обществе нормах отношения к природе
- создание условий для доступности занятий физической культурой и спортом; Создание самостоятельной альтернативной системы тренировок
-изменение социальной и гражданской позиции у детей;
-определение системы дальнейшей деятельности по героико-патриотическому воспитанию школьников
- развитие социально-активной личности и воспитание гражданской ответственности, патриотизма у воспитанников школы, к памятникам истории и культуры; о российских традициях памяти героев Великой Отечественной войны.
Освоение программы заканчивается проведением соревнований и конкурсов, проведение «Зарницы», соревнованием по стрельбе из пневматического оружия.
. Занятия проводятся, как со всей группой, так и по подгруппам, индивидуально. Для организации занятий необходимо специально оборудованное помещение (спортивный зал) или спортивная площадка. Гибкость содержания и структуры программы обусловлена:
- возможностью её использования при различных уровнях оснащения материально-технической спортивной базы учреждения;
- возможностью использования как программы в целом, так и отдельных ее модулей;
- возможностью её использования в иных форматах (внеурочная деятельность, физкультурно-спортивный кружок в системе дополнительного образования, в рамках школьных каникул, спортивно-массовые мероприятия пр.).
Обучение знаниям, умениям и навыкам по военно-прикладной подготовке при реализации программы строится на дидактических принципах:
Принцип сознательности – осмысленное вдумчивое отношение к занятиям, понимание изучаемого материала, оценка своих сил и возможностей, критическое отношение к своим действиям на тренировках и соревнованиях, понимание и сознательное выполнений требований, связанных с тренировкой, соблюдение режима.
Принцип активности – стремление расширить свои знания, самостоятельно анализировать ошибки на соревнованиях, своевременно проводить разминку и т.п.
Принцип систематичности и последовательности – соблюдение трех правил: от простого к сложному, от легкого к сложному, от известного к неизвестному.
Принцип наглядности – основными средствами соблюдения этого принципа является показ, изучение упражнений с кратким объяснением.
Принцип доступности – в занятиях очень важно учитывать возраст, физическую подготовленность, без знаний индивидуальных особенностей трудно определить нагрузку, выбрать средства тренировки, совершенствовать техническое мастерство.
Принцип прочности - Получаемые в процессе обучения и тренировки знания, умения, навыки должны прочно усваиваться и закрепляться. Достигается это повторением пройденного материала параллельно с изучением нового, регулярные занятия и достаточно частые повторения упражнений формируют полноценные навыки. Развивают физические качества.Формы и методы работы.
Формы организации занятий:
- практические занятия (групповые, индивидуальные и сводные)
- проведение турниров, соревнований, малых олимпиад по подвижным играм на свежем воздухе и в спортивном зале.
Реализация данных технологий осуществляется через следующие организационные формы:
- беседы о культуре народов России, ,их подвигах в годы ВОВ;
- практические занятия по освоению военно-прикладных видов спорта;
- организация соревнований по стрельбе, разборке автомата
Распределение программы по разделам.
№п/п | Тема | Количество часов |
-
| Военно-историческая подготовка и краеведческая деятельность | 10 |
-
| История жизни и деятельности воинов, военачальников, полководцев, юных защитников Отечества, ученых и конструкторов | 12 |
-
| История военной символики, формы (мундира) | 4 |
-
| Вооружение российской армии | 4 |
-
| Основы военной службы | 2 |
-
| Общее устройство и принцип работы оружия | 2 |
-
| Приемы и правила стрельбы | 4 |
-
| Огневая подготовка | 4 |
-
| Топографическая подготовка | 4 |
-
| Прикладная физическая подготовка | 2 |
-
| Медицинская подготовка | 6 |
-
| Основы военно-технической и специальной подготовки | 6 |
-
| Стрельба из пневматической винтовки, автомата | 2 |
-
| Подготовка и проведение военно-патриотической игры «Зарница» Подготовка к конкурсам и соревнованиям | 4 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
Вооружённые Силы РФ — защитники нашего Отечества
История создания Вооружённых Сил России.
Памяти поколений — дни воинской славы России, дни славных побед, сыгравших решающую роль в истории государства.
Состав Вооружённых Сил Российской Федерации и управление Вооружёнными Силами Российской Федерации.
Символы воинской чести
Боевое знамя воинской части — официальный символ и воинская реликвия воинской части, олицетворяющая её честь, доблесть, славу и боевые традиции, указывающая на предназначение воинской части и её принадлежность.
Ордена — почётные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.
Военная форма одежды и знаки различия, их воспитательное значение.
Воинская обязанность
Основные понятия о воинской обязанности.
Организация воинского учёта, основное предназначение воинского учёта.
Обязательная подготовка граждан к военной службе, периоды обязательной подготовки к военной службе и их основные особенности.
Требования к индивидуальным качествам военнослужащих — специалистов по сходным воинским должностям.
Подготовка граждан по военно-учётным специальностям, её предназначение и порядок осуществления.
Добровольная подготовка граждан к военной службе, основные её направления.
.Первая помощь при неотложных состояниях
Сердечная недостаточность и причины её возникновения. Общие правила оказания первой помощи при острой сердечной недостаточности. Инсульт, причины его возникновения, признаки возникновения. Первая помощь при инсульте.
Первая помощь при ранениях. Понятие о ране, разновидности ран. Последовательность оказания первой помощи при ранении. Понятие об асептике и антисептике.
Основные правила оказания первой помощи.
Правила остановки артериального кровотечения. Признаки артериального кровотечения, методы временной остановки кровотечения. Правила наложения давящей повязки. Правила наложения жгута.
Способы иммобилизации и переноски пострадавшего.
Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата.
Первая помощь при черепно-мозговой травме, травме груди, травме живота.
Первая помощь при травме в области таза, при повреждениях позвоночника, спины.
Первая помощь при остановке сердца. Реанимация. Правила проведения сердечно-лёгочной реанимации. Непрямой массаж сердца. Искусственная вентиляция лёгких.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Дата |
1. | Беседа «Гордость земли Российской». Подготовка к презентации. | 2 |
2. | Ратная история Советского Союза, история его вооруженных сил | 2 |
3. | Блокада Ленинграда. Обзор темыПросмотр фильма «Блокада» | 2 |
4 | Освобождение города героя Сталинград» Просмотр фильма «Освобождение» | 2 |
5 | Выступления учащихся по теме «Пионеры-герои в годы Великой Отечественной войны». Обзор книг. | 2 |
6 | История жизни и деятельности воинов, военачальников, полководцев, юных защитников Отечества, ученых и конструкторов | 2 |
7 | Просмотр фильма «Полководец Жуков» | 2 |
8 | История военной формы (мундира) (презентация) | 2 |
9 | Вооруженные силы Роcсийской Армии. Просмотр фильма «Черная акула» | 2 |
10 | Вооруженные силы Российской Армии | 2 |
11 | История военной символики.. | 2 |
12 | Подготовка презентаций «Ученые и конструкторы оружия Победы». Показ презентаций | 2 |
13 | Правовая основа военной службы | 2 |
14 | Основы военно-технической и специальной подготовки. Вооружение российской армии | 2 |
15 | Воинская обязанность и военная служба граждан | 2 |
16 | Общее устройство и принцип работы стрелкового оружия | 2 |
17 | История русского оружия. Устройство малокалиберной винтовки, автомата. | 2 |
18 | . История русского оружия. (презентация) | 2 |
19 | Устройство и взаимодействие частей пневматической винтовки, автомата | 2 |
20 | . Правила стрельбы из автомата.. | 2 |
21 | Тренировка в стрельбе. Стрельба из пневматической винтовки, автомата | 2 |
22 | Топографическая подготовка | 2 |
23 | Магнитный азимут. Определение азимутов на местные предметы и движение по азимуту. Компас | 2 |
24 | Упражнения для развития общей выносливости Развитие общей выносливости | 2 |
25 | . Медицинская подготовка | 2 |
26 | Медицинская подготовка | 2 |
27 | Силовая подготовка. Силовая подготовка в тренажерном зале. | 2 |
28 | Медицинская подготовка | 2 |
29 | Медицинская подготовка | 2 |
30 | Презентации о героях войны | 2 |
31 | Игра «Зарница» | 2 |
32 | Военно-спортивные эстафеты | 2 |
33 | Презентации «Война глазами детей» | 2 |
34 | Заключительные занятие подведение итогов | 2 |
| Итого: | 68 часов |
Используемая литература:
1. Бачевский, В. И. Система военно-патриотического воспитания несовершеннолетних граждан: Учебно-методическое пособие по разделу«Основы военной службы». – М.: ООО «Редакция журнала «Военные знания», 2001. – 186 с.
2. Беспятова, Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации / Н. К. Беспятова, Д. Е. Яковлев. –М.: Айрис-пресс, 2006. – 192 с.
3. Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н. П. Овчинникова – СПб: КАРО, 2004. – 224 с.
4. Воронцов, В. Л. Могущество знания. – М.: Изд-во «Знание», 1979. – 380 с.
5. Героико-патриотическое воспитание в школе: детские объединения, музеи, клубы, кружки, поисковая деятельность /Авт.-сост. Т. А. Орешкина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 122 с.
6. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы».
7. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы».
8. Касимова, Т. А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т. А. Касимова, Д. Е. Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 64 с.
9. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /Авт.-сост. И. А. Пашкович. –Волгоград: Учитель, 2006. – 169 с.