СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кружок "Умники и умницы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа дополнительного образования

факультатива «Умники и умницы»

по русскому языку

/для одаренных учащихся 7 класса/

Пояснительная записка

Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности. Задания подобраны такие, которые не требуют скорее не знания правил, а общей культуры, логики, размышления и даже чувства юмора. Поэтому интеллектуальные задачи помогут подготовиться к школьным олимпиадам и общероссийской игре «Русский медвежонок», которая ежегодно проводится в ноябре.

Общий курс факультатива рассчитан на 1год -18 занятий (1 час в неделю). Программа для учащихся составлена в соответствии с возрастными и физиологическими особенностями и рассчитана на детей 12-13 лет.

       Цель программы – развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся через внедрение в образовательный процесс новых образовательных технологий, развивающихся форм и методов обучения.

Задачи программы:

  • выявить одаренных учащихся из числа показавших высокие результаты в ходе учебной деятельности, а также через участия в школьных олимпиадах;
  • создать условия одаренным детям для реализации их личных творческих способностей в процессе поисковой деятельности, для их морально-физического и интеллектуального развития;
  • стимулировать творческую деятельность одаренных детей;
  • развивать творческое и логическое мышление учащихся;
  • обучать работе в парах.

 

 

Основные направления и содержание деятельности.

  • Программа  кружка  рассчитана на 18 часов. По ней обучаются 2 разновозрастные группы учащихся (5-х и 6-ых классов). Изучаются одни и те же темы, но учащиеся 6 класса получают задания более сложного уровня.
  • В кружке занимаются группа из 8-10 человек.
  • Для занятий у ребенка должны быть: ручка, цветные карандаши, простой карандаш, линейка, тетрадь в клетку, отпечатанный материал занятия.

                                       Этапы урока.

1. В начале каждого занятия – «Мозговой штурм» или «Разминка» (1-3мин.).

2.Затем ученики выполняют специальные задания, стимулирующие психические функции, которые подлежат развитию памяти ( 20 мин.).

Задача учителя на этом этапе: помогать, объяснять, направлять.

3. Решение олимпиадных заданий: индивидуальная работа, работа в парах, в группах, обсуждение, доказательство действий, аргументация (20 мин.).

4.В конце занятия - цветовая рефлексия, оценка знаний (2 мин.).

Дети в тетрадях рисуют цветок или любую другую фигуру в соответствии с результатом:

красный – получилось все отлично;

желтый – все хорошо;

зеленый – только часть выполнена так, как хотелось;

     синий – не получилось так, как хотелось.

Контроль и учет знаний и умений воспитанников.

Одним из наиболее сложных и трудных элементов учебного процесса – организация систематического контроля и учета знаний и умений воспитанников. Формы и методы проверки различны. Одним из таких методов является тестирование. Преимущества тестовых заданий заключается в том, что с их помощью можно охватить всех воспитанников. В тестах учитывается возрастающая трудность (каждое последующее задание сложнее предыдущего). Тесты несут не только контролирующие функции, но и обучающие, поскольку содержание заданий стимулирует воспитанников не только к запоминанию знаний, но и к их осмыслению и систематизации. Наряду с тестированием участники кружка будут принимать участие в школьной и городской олимпиадах по русскому языку.

Прогнозируемые результаты:

- совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;

- призовые места или дипломы в школьных и муниципальных олимпиадах.

- развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;

- развитие творческого и логического мышления учащихся;

После изучения курса программы учащиеся должны уметь:

  • воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;
  • определять учебную задачу;
  • ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  • владеть своим вниманием;
  • сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
  • владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности
  • использовать основные приемы мыслительной деятельности;
  • самостоятельно мыслить и творчески работать;
  • владеть нормами нравственных и межличностных отношений.                       Методы обучения.

Для превентивного обучения доказана эффективность методов обучения в группе. Поэтому в процессе работы, помимо традиционных методов обучения, будут использованы методы обучения в группе. К ним относятся:

- кооперативное обучение,

- мозговой штурм,

- групповая дискуссия.

                 Учебно-тематическое планирование

№ п\п

Тема занятия

1

Введение. План работы. Цели и задачи курса.

2

Внеклассное мероприятие «Учите русский!» (презентация).

3

Решение  задач, оцениваемых в 3 балла.

4

Решение  задач, оцениваемых в 4 балла.

5

Решение  задач, оцениваемых в 5 баллов.

6

Игра «Хочу все знать» (презентация).

7

Проверочная работа №1.

8

Викторина по русскому языку «Как получить пять».

9

Олимпиада по литературе.

10

Выпуск лингвистической газеты «Занимательная грамматика».

11

Литературный ринг «Путешествие в страну Литературию».

12

Решение  задач, оцениваемых в 3 балла.

13

Решение  задач, оцениваемых в 4 балла.

14

Решение  задач, оцениваемых в 5 баллов.

15

Проверочная работа №2.

16

Игра «Путешествие во Фразеологию» (презентация).

17

Олимпиада по русскому языку.

18

Викторина по литературе.

19

Выпуск лингвистической газеты «Занимательная фразеология».

20

Решение  задач, оцениваемых в 3 балла.

21

Решение  задач, оцениваемых в 4 балла.

22

Решение  задач, оцениваемых в 5 баллов.

23

Проверочная работа №3.

24

Подготовка к проведению предметной недели.

25

Подготовка к проведению предметной недели.

26

«Брейн-ринг юных филологов» (презентация к предметной недели).

27

Литературный интеллектуальный марафон (презентация к предметной недели).

28

Решение  задач, оцениваемых в 3 балла.

29

Решение  задач, оцениваемых в 4 балла.

30

Решение  задач, оцениваемых в 5 баллов.

31

Проверочная работа №4.

32

Практикум по культуре речи.

33

Практикум по культуре речи.

34

Итоги года.

Содержание изучаемого курса

Тема 1. Введение. План работы.Цели и задачи курса.

Знакомство с правилами работы факультатива. Мозговой штурм. Коварные вопросы по русскому языку (см. приложение  1). Рефлексия.

Тема 2. Внеклассное мероприятие «Учите русский!»

Презентация. Коллективная работа. Рефлексия.

Тема 3. Решение задач, оцениваемых в 3 балла.

Мозговой штурм. Индивидуальная работа (см. приложение  2). Обсуждение олимпиадных заданий. Рефлексия.

Тема 4. Решение задач, оцениваемых в 4 балла.

Мозговой штурм. Игры «Клетка», «Ступеньки»,  «Кто больше?» (из книги «Предметная неделя русского языка в школе» С.В.Водолазькой-стр.6. Олимпиадные задания - работа в парах (см. приложение  3). Рефлексия.

Тема 5. Решение задач, оцениваемых в 5 баллов.

Мозговой штурм. Игры «Меню», «Головы и хвосты», «Буквазаб» (из книги «Предметная неделя русского языка в школе» С.В.Водолазькой-стр.71). Решение олимпиадных заданий прошлых лет под руководством учителя (см. приложение  ). Рефлексия.

Тема 6. Игра «Хочу все знать».

Презентация. Коллективная работа. Рефлексия.

Тема 7. Проверочная работа №1.

Мозговой штурм. Самостоятельная работа (см. приложение  4). Обсуждение. Рефлексия.

Тема 8. Викторина по русскому языку «Как получить пять».

 Коллективная работа (из книги «Предметная неделя русского языка в школе» С.В.Водолазькой-стр.43).  Рефлексия.

Тема 9. Олимпиада по литературе.

Самостоятельная работа (см. приложение  5).  Обсуждение. Рефлексия.

Тема 10. Выпуск лингвистической газеты «Занимательная грамматика».

Мозговой штурм. Выборка материала. Оформление газеты. Коллективная работа. Рефлексия.

Тема 11. Литературный ринг «Путешествие в страну Литературию».

Организация работы. Распределение команд. Коллективная работа (см. приложение  6). Рефлексия.

Тема 12. Решение задач, оцениваемых в 3 балла.

Мозговой штурм. Индивидуальная работа (см. приложение  7). Обсуждение олимпиадных заданий. Рефлексия.

Тема 13. Решение задач, оцениваемых в 4 балла.

Мозговой штурм. Работа в парах (см. приложение  8). Обсуждение олимпиадных заданий. Рефлексия.

Тема 14. Решение задач, оцениваемых в 5 баллов.

Мозговой штурм. Решение олимпиадных заданий прошлых лет под руководством учителя (см. приложение  9). Рефлексия.

Тема 15. Проверочная работа №2.

Мозговой штурм. Самостоятельная работа (см. приложение  10). Обсуждение. Рефлексия.

Тема 16. Игра «Путешествие во Фразеологию».

Организация работы. Распределение команд. Коллективная работа. Рефлексия.

Тема 17. Олимпиада по русскому языку.

Мозговой штурм. Самостоятельная работа (см. приложение 11). Обсуждение. Рефлексия.

Тема 18. Викторина по литературе.

Мозговой штурм. Самостоятельная работа (см. приложение 12). Обсуждение. Рефлексия.

Тема 19. Выпуск лингвистической газеты «Занимательная фразеология».

Мозговой штурм. Выборка материала. Оформление газеты. Коллективная работа. Рефлексия.

Тема 20. Решение задач, оцениваемых в 3 балла.

Мозговой штурм. Индивидуальная работа (см. приложение  13). Обсуждение олимпиадных заданий. Рефлексия.

Тема 21. Решение задач, оцениваемых в 4 балла.

Мозговой штурм. Работа в парах (см. приложение  14). Обсуждение олимпиадных заданий. Рефлексия.

Тема 22. Решение задач, оцениваемых в 5 баллов.

Мозговой штурм. Решение олимпиадных заданий прошлых лет под руководством учителя (см. приложение  15). Рефлексия.

Тема 23. Проверочная работа №2.

Мозговой штурм. Самостоятельная работа (см. приложение  16). Обсуждение. Рефлексия.

Тема 24. Подготовка к проведению предметной недели.

Мозговой штурм. Знакомство и обсуждение плана работы в предметную неделю. Оформительская работа. Рефлексия.

Тема 25. Подготовка к проведению предметной недели.

Мозговой штурм. Оформление уголка. Рефлексия.

Тема 26. «Брейн - ринг юных филологов» (презентация к предметной недели).

Организация работы. Распределение команд. Коллективная работа. Рефлексия.

Тема 27. Литературный интеллектуальный марафон(презентация к предметной недели).

Организация работы. Распределение команд. Коллективная работа. Рефлексия.

Тема 28. Решение задач, оцениваемых в 3 балла.

Мозговой штурм. Индивидуальная работа (см. приложение  17). Обсуждение олимпиадных заданий. Рефлексия.

Тема 29. Решение задач, оцениваемых в 4 балла.

Мозговой штурм. Работа в парах (см. приложение  18). Обсуждение олимпиадных заданий. Рефлексия.

Тема 30. Решение задач, оцениваемых в 5 баллов.

Мозговой штурм. Решение олимпиадных заданий прошлых лет под руководством учителя (см. приложение  19). Рефлексия.

Тема 31. Проверочная работа №4.

Мозговой штурм. Самостоятельная работа (см. приложение  20). Обсуждение. Рефлексия.

Тема 32. Практикум по культуре речи.

Мозговой штурм. Работа под руководством учителя (см. приложение  21). Рефлексия.

Тема 33. Практикум по культуре речи.

Мозговой штурм. Работа под руководством учителя (см. приложение  21). Рефлексия.

Тема 34. Итоги года.

Итоги совместной работы. Выводы. Награждение активных учащихся. Чаепитие. Рефлексия.

                     Список используемой литературы.

  1. Водолазькая С.В. Предметная неделя русского языка в школе. Ростов- на-Дону, «Феникс», 2005.
  2. Григорян Л.Т. Язык мой-друг мой. М., Просвещение, 1988.
  3. Панов Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку. М., Просвещение, 1980.
  4. Александрович Н.Ф. Занимательная грамматика. М., 1974.
  5. Ресурсы интернета.

 

 

 

 

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!