Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №37 города Кострома»
Рабочая программа
Кружка: «Введение в черчение»
для учащихся 5-7-х классов.
Кострома 2017 год.
В процессе обучения черчению необходимо:
1) Дать учащимся понятия о способах изображения несложных по форме предметов.
2) Научить снимать размеры с плоских и объемных предметов несложной формы, правильно наносить размеры.
3) Познакомить учащихся с основными правилами, условными изображениями и обозначениями, предусмотренными Единой системой конструкторской документации (ЕСКД), со значением чертежей в современном производстве.
4) Научить рациональным приемам работы чертежными инструментами и принадлежностями.
5) Воспитать графическую культуру выполнения чертежных работ.
6) Способствовать применению на занятиях по труду, математике и геометрии, другим дисциплинам знаний и умений, полученных на уроках черчения.
Программа для 34 часа, (1 час в неделю ),
Формы организации образовательного процесса: дифференцированные, коллективные, групповые.
Виды и формы контроля:
текущий контроль: фронтальный опрос, дифференцированный контроль;
практическая работа, графическая работа.
Учащиеся должны знать:
знать рациональные приемы пользования чертежными инструментами и принадлежностями;
иметь понятие о построении плоских геометрических фигур;
уметь вычерчивать несложные технические детали прямоугольной и круглой формы, имеющие небольшую толщину, по чертежам и с натуры;
уметь снимать размеры с плоских технических деталей несложной прямоугольной и круглой форм;
уметь оформлять чертежи, выполняя рамку и основную надпись.
Содержание рабочей программы.
Вводное занятие
Введение. Значение черчения в практической деятельности человека.
Ознакомление со способами изображений.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:
Учащиеся должны знать: Способы изображений (рисунками и чертежами). Значение черчения в практической деятельности человека. Краткие сведения об истории развития чертежа. Цели и задачи изучения черчения во вспомогательной школе.
Демонстрация чертежей и изделий, выполненных в учебных мастерских. Связь черчения с общеобразовательными предметами и с профессиональной, трудовой подготовкой. Ведение тетради по черчению (для выполнения эскизов и записей).
Основные чертежные инструменты и принадлежности
Основные чертежные инструменты и принадлежности.
Назначение основных чертежных инструментов и принадлежностей.
Правила организации рабочего места.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся.
Учащиеся должны знать: Инструменты, принадлежности и материалы, необходимые для занятий. Их назначение. Карандаши (Т, ТМ, 2Т), выбор их по твердости графита. Резинка. Линейка с делениями (300 мм). Чертежные угольники с углами 45°, 45°, 90° и 30°, 60°, 90°, их назначение для проведения перпендикулярных и наклонных линий). Циркуль, его устройство и назначение. Правила безопасности работы с циркулем. Бумага. Правила организации рабочего места.
Прикладные геометрические построения. Линии чертежа.
Миллиметр – основная единица измерения размеров на чертеже.
Линии чертежа: сплошная толстая основная (видимого контура),
сплошная тонкая (размерные и выносные, линии сгиба.
Построение и измерение длины отрезка заданной длинны.
Свойства геометрических фигур: квадрата, прямоугольника.
Свойство геометрических фигур: треугольника, круга.
Практическое повторение. Построение квадрата по заданным размерам.
Самостоятельная работа: вычерчивание квадрата, прямоугольника и прямоугольного треугольника по заданным размерам
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся.
Учащиеся должны знать: Миллиметр — основная единица измерения размеров на чертежах.
Свойства геометрических фигур: квадрата, прямоугольника, треугольника, круга.
Линии чертежа: сплошная толстая — основная (видимого контура), сплошная тонкая (размерные и выносные линии сгиба на развертках).
Приемы работы. Проведение отрезков произвольных размеров с помощью линейки через две заданные точки; проведение параллельных прямых с помощью линейки и чертежного угольни ка, приложенного к линейке. Отмеривание расстояний на прямой с помощью линейки. Выполнение чертежей плоских геометрических фигур с помощью линейки и чертежного угольника. Составление простого геометрического орнамента.
Деление окружности на равные части. Построение правильных многоугольников
Окружность. Радиус и диаметр окружности. Обозначение радиуса (R) и диаметра (Ø) на чертежах.
Дуга - часть окружности. Осевые и центровые линии.
Построение окружности и полуокружностей.
Деление окружностей на равные части (на 4 и 8 равных частей)
Деление окружностей на равные части (на 3 и 6 равных частей)
Самостоятельная работа: построение правильного шестиугольника
Самостоятельная работа : построение правильного многоугольника(треугольника, восьмиугольника )
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся.
Учащиеся должны знать: Окружность. Радиус и диаметр окружности. Обозначение радиуса (R) и диаметра (0) на чертежах. Дуга — часть окружности. Разница между окружностью и кругом. Осевые и центровые линии. Необходимость в практике деления окружности на равные части.
Деление окружности на 4, 8, 6 и 3 равные части.
Приемы работы. Отмеривание циркулем одинаковых отрезков. Правильное положение пальцев руки при работе циркулем. Проведение дуги и окружности с помощью циркуля. Вписывание правильных четырехугольников, восьмиугольников, шестиугольников, треугольников в круг с помощью линейки, чертежного угольника и циркуля.
Изображение плоских предметов
Вычерчивание рамки, геометрических фигур ( квадрата, прямоугольника, треугольника )
Углы: прямой, тупой, острый.
Правила нанесения размеров на чертеже.
Снятие размеров с моделей плоских деталей несложной формы. Вычерчивание чертежей с нанесением размеров.
Понятие о разметке детали.
Знакомимся с написанием цифр чертежным шрифтом.
Практическая работа
Составление геометрического орнамента
Самостоятельная работа. Вычерчивание плоской технической детали, нанесение размеров.
Формат. Рамка. Основная подпись чертежа.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся.
Учащиеся должны знать: Углы (прямой, тупой, острый). Правила нанесения размеров на чертеже. Снятие размеров с моделей плоских деталей несложной формы. Понятие о
разметке детали. Знакомство с написанием цифр чертежного шрифта.
Приемы работы. Выполнение чертежей фигур прямоугольной формы (различных шаблонов и прокладок с отверстиями и без них) по заданным размерам путем отмеривания размеров по двум взаимно перпендикулярным прямым. Построение чертежей тонкими линиями. Обводка контура сплошной толстой — основной линией. Применение карандашей разной твердости.
Выполнение рамки с помощью линейки и чертежного угольника. Чтение размеров на чертежах плоских деталей. Самостоятельное снятие размеров с плоских деталей
прямоугольной формы с прямоугольными и цилиндрическими отверстиями. Некоторые сведения о нанесении размеров на чертежах плоских деталей прямоугольной и круглой формы (выносная и размерная линии, стрелка, указание толщины детали надписью, цифры, знаки). Составление геометрического орнамента в квадрате и круге.
Правила оформления чертежа. Рамка и основная надпись чертежа.
Чертежный шрифт. Буквы.
Заполнение основной надписи чертежа.
Практическая работа. Выполнение чертежа плоской детали:
а) прямоугольной формы;
б) квадратной формы .
Практическое повторение. Построение рамки и графической основной надписи
Выполнение орнамента в круге
Самостоятельная работа. Выполнение чертежа полоской фигуры
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:
Учащиеся должны знать: Формат. Рамка и основная надпись чертежа. Чертежный шрифт. Буквы. Заполнение основной надписи чертежа.
Приемы работы. Выполнение рамки и основной надписи.
Учебно - тематическое планирование
Темы, изучаемые в 5 классе. | Кол-во часов |
Вводное занятие Введение. Значение черчения в практической деятельности человека. Ознакомление со способами изображений. Основные чертежные инструменты и принадлежности Основные чертежные инструменты и принадлежности. Назначение основных чертежных инструментов и принадлежностей. Правила организации рабочего места. Прикладные геометрические построения. Линии чертежа. Миллиметр – основная единица измерения размеров на чертеже. Линии чертежа: сплошная толстая основная (видимого контура), сплошная тонкая (размерные и выносные, линии сгиба). Построение и измерение длины отрезка заданной длинны. Свойства геометрических фигур: квадрата, прямоугольника. Свойство геометрических фигур: треугольника, круга. Практическое повторение. Построение квадрата по заданным размерам. Самостоятельная работа: вычерчивание квадрата, прямоугольника и прямоугольного треугольника по заданным размерам. Деление окружности на равные части и построение правильных многоугольников. Окружность. Радиус и диаметр окружности. Обозначение радиуса (R) и диаметра (Ø) на чертежах. Дуга - часть окружности. Осевые и центровые линии. Построение окружности и полуокружностей. Деление окружностей на равные части (на 4 и 8 равных частей). Деление окружностей на равные части (на 3 и 6 равных частей). Самостоятельная работа. Построение правильного шестиугольника. Самостоятельная работа : построение правильного многоугольника(треугольника, восьмиугольника ). Изображение плоских предметов Вычерчивание рамки, геометрических фигур (квадрата, прямоугольника, треугольника)/ Углы: прямой, тупой, острый. Правила нанесения размеров на чертеже. Снятие размеров с моделей плоских деталей несложной формы; Вычерчивание чертежей с нанесением размеров. Понятие о разметке детали. Знакомимся с написанием цифр чертежным шрифтом. Практическая работа. Выполнение чертежа круглой фигуры Составление геометрического орнамента. Самостоятельная работа. Вычерчивание плоской технической детали, нанесение размеров. Формат. Рамка. Основная подпись чертежа. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ЧЕРТЕЖА. РАМКА И ОСНОВНАЯ НАДПИСЬ ЧЕРТЕЖА Чертежный шрифт. Буквы. Заполнение основной надписи чертежа. Практическая работа. Выполнение чертежа плоской детали: а) прямоугольной формы; б) квадратной формы. Практическое повторение. Построение рамки и графической основной надписи Выполнение орнамента в круге. Самостоятельная работа. Выполнение чертежа полоской фигуры. | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 2 |
Виды и формы контроля:
Текущий контроль: фронтальный опрос, устный опрос;
Дифференцированный контроль; графическая работа, самостоятельная работа, проектная деятельность
Программно – методическое обеспечение:
Учебник Черчение. А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.Н. Виноградов, В.А. Гервер,
М.М. Селиверстов, пол ред. В.А. Гервера, - М.; АСТ, Астрель, 2012.
Комплект рабочих тетрадей, Н.Г. Преображенской, Т.В. Кучуковой, Беляева И.А. - Издательство Вента-Граф, 2012г.
Технология, 5-7 классы: В.М.Казакевич, Г.А. Молева, Издательство Баллас, 2012
Занимательное черчение М.А.Воротников М. Просвещение 1990г.
Календарно – тематическое планирование. 5 класс
№ п/п | Дата | Темы уроков. | Виды работы, форма контроля | Кол-во часов |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 | | Введение. Значение черчения в практической деятельности человека. Ознакомление со способами изображений. Основные чертежные инструменты и принадлежности. Назначение основных чертежных инструментов и принадлежностей. Правила организации рабочего места. Миллиметр – основная единица измерения размеров на чертеже. Линии чертежа: сплошная толстая основная (видимого контура), сплошная тонкая (размерные и выносные, линии сгиба). Построение и измерение длины отрезка заданной длинны. Свойства геометрических фигур: квадрата, прямоугольника Свойство геометрических фигур: треугольника, круга. Практическое повторение. Построение квадрата по заданным размерам. Самостоятельная работа: вычерчивание квадрата, прямоугольника и прямоугольного треугольника по заданным размерам. Окружность. Радиус и диаметр окружности. Обозначение радиуса (R) и диаметра (Ø) на чертежах Дуга - часть окружности. Осевые и центровые линии. Построение окружности и полуокружностей. Деление окружностей на равные части (на 4 и 8 равных частей) Деление окружностей на равные части (на 3 и 6 равных частей). Самостоятельная работа. Построение правильного шестиугольника. Самостоятельная работа : построение правильного многоугольника(треугольника, восьмиугольника ). Вычерчивание рамки, геометрических фигур ( квадрата, прямоугольника, треугольника ). Углы: прямой, тупой, острый. Правила нанесения размеров на чертеже. Снятие размеров с моделей плоских деталей несложной формы. Вычерчивание чертежей с нанесением размеров Понятие о разметке детали . Знакомимся с написанием цифр чертежным шрифтом Практическая работа. Выполнение изображения круглой фигуры. Составление геометрического орнамента. Самостоятельная работа. Вычерчивание плоской технической детали, нанесение размеров. Формат. Рамка. Основная надпись чертежа. Чертежный шрифт. Буквы. Заполнение основной надписи чертежа. Практическая работа Выполнение чертежа плоской детали: а) прямоугольной формы; б) квадратной формы. Практическое повторение. Построение рамки и основной надписи чертежа. Выполнение орнамента в круге Самостоятельная работа. Выполнение чертежа полоской фигуры. | Текущий контроль. Текущий контроль. Самостоятельная работа. Фронтальный опрос. Самостоятельная работа. Самостоятельная работа. Фронтальный опрос. Фронтальный опрос. Практическая работа. Практическая работа. Самостоятельная работа. Дифференцированный контроль. Практическая работа. Дифференцированный контроль. Дифференцированный контроль. Практическая работа. Практическая работа. Практическая работа. Фронтальный опрос. Практическая работа. Практическая работа. Практическая работа. Практическая работа. Практическая работа. Самостоятельная работа. Самостоятельная работа. Графическая работа. Практическая работа Практическая работа. Практическая работа Графическая работа. Графическая работа. Графическая работа. Графическая работа. | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 |