СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кружок "Занимательная физика"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Направленность образовательной программы

  • Уровень освоения программы:  стартовый
  • Направленность (профиль) программы:  естественнонаучная

    Актуальность программы

Введение дополнительной образовательной программы «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ФИЗИКА» неизбежно изменит картину восприятия учащимися естественнонаучных дисциплин, переводя их из разряда умозрительных в разряд прикладных.

Такие знания вызывают у детей желание двигаться по пути открытий и исследований, а любой признанный и оценённый успех добавляет уверенности в себе. Обучение происходит особенно успешно, когда ребёнок вовлечен в процесс создания значимого и осмысленного продукта, который представляет для него интерес.

 

Педагогическая целесообразность

В ходе реализации происходит формирование и систематизация знаний, развитие творческих способностей, воспитание творческой личности.

Дополнительность программы по отношению к программам общего образования заключается в её ориентированности на изучение и привлечение обучающихся к практическому применению знаний полученных школе и на занятиях по физике.

 

Адресат программы

Программа предназначена для среднего школьного возраста: 13-14 лет.

Становление детей среднего возраста выражается осознанным отношением к окружающему миру. Интенсивность накопления личного опыта по взаимодействию со средой приводит к формированию прочной наглядно-образной картины окружающего мира, определяющий процесс развития личности в дальнейшем.

 

Характеристика возрастной группы:

Дети в этом возрасте уже практически сформировавшиеся интеллектуально развитые личности. У них есть свое мнение и свой вкус. Они готовы вести обсуждение по любому вопросу, аргументировано доказывать свое мнение. Так же, важно в этот период сформировать у ребёнка увлечение к полезному и созидательному труду помочь найти хобби, которое и может быть занятиями по физике.

В связи с этим формы проведения занятий – это лекции, беседы, сообщения, практические работы, в ходе которых у детей появляется возможность продемонстрировать свои индивидуальные и коллективные решения поставленных задач.

 

Объём программы:

                                                                36 часов.

Срок освоения программы:   

                                                      1 учебный год.

 

Просмотр содержимого документа
«Кружок "Занимательная физика"»

МУНИЦИПАЛЬНАЯ БЮДЖЕТНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

СТАРОМАЙНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 1

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СТАРОМАЙНСКИЙ РАЙОН» УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ




Принята на заседании

Педагогического совета

Протокол № от 01.09.2022 г.


«Утверждаю»:

Руководитель образовательной организации

Рыжова Наталья Николаевна

Приказ № 23-ОД от 07.04.2022 г




ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ПРОГРАММА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ


«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ФИЗИКА»





Направленность: естественнонаучная

Уровень: стартовый

Возраст обучающихся: 13-14 лет

Срок реализации: 2022- 2023 уч. г




р.п. Старая Майна

2022 год

1. Комплекс основных характеристик программы



1.1 Пояснительная записка.

Перед преподавателями стоит важнейшая задача: не только сообщить обучающимся определенную сумму знаний, развивать их умения и навыки, но, главное, научить ребят применять полученные знания на практике. Этому во многом способствуют занятия в физическом кружке.

Внеклассные занятия по программе «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ФИЗИКА» углубляют и расширяют знания обучающихся, повышают их интерес к предмету. Ознакомившись с тем или иным явлением, ребенок постарается глубже понять его суть, захочет почитать дополнительную литературу.

Программа «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ФИЗИКА» разработана для обучающихся 13-14 лет. Особенностью работы является изучение практического применения знаний, их связи с наукой и техникой, истории возникновения и развития научных представлений. На занятиях обучающиеся должны убедиться в том, что использование физических закономерностей и явлений пронизывает все стороны человеческой деятельности, что основой производства и совершенствования быта служат в числе других факторов физические знания, что физика нужна людям многих профессий. Занятия предполагают не только приобретение дополнительных знаний по физике, но и развитие способности у них самостоятельно приобретать знания, умений проводить опыты, вести наблюдения. На занятиях используются интересные факты, привлекающие внимание связью с жизнью, объясняющие загадки привычных с детства явлений.

Занятия приучают к самостоятельной творческой работе, развивают инициативу, вносят элементы исследования в их работу. Кроме того, они имеют большое воспитательное значение, способствуя развитию личности как члена коллектива, воспитывают чувство ответственности за порученное дело.

Сведения, полученные на занятиях, позволяют обучающемуся дополнять в ответы ребят, приводить интересные примеры или выполнять опыты. Пособия, изготовленные детьми на занятиях, следует демонстрировать на занятиях выставках, конкурсах. Занятия являются источником мотивации учебной деятельности, дают им глубокий эмоциональный заряд, способствуют развитию межпредметных связей, формируются такие качества личности, как целеустремленность , настойчивость, развиваются эстетические чувства, формируются творческие  способности.

Работая, ребята могут заниматься подготовкой докладов, проведением экспериментальных исследований, чтением литературы, изготовлением и конструированием физических приборов и игр, организацией массовых мероприятий и т.д., не отдавая предпочтение какому-либо одному виду деятельности. Это позволяет развить общий кругозор детей, усовершенствовать их умение работать с научно-популярной литературой, справочниками, техническим оборудованием, открывает широкие возможности для творчества. В процессе обучения обучающиеся получат представление об экспериментальном методе познания в физике, взаимосвязи теории и эксперимента. Курс рассчитан не просто на формирование у обучающихся экспериментальных умений, расширение и углубление знания материала курса физики по программе основной школы, а на привитие интереса к изучаемому предмету, поэтому часть времени отводится обучению постановке и проведению физического эксперимента в домашних условиях и наблюдению за физическими явлениями в природе.

Опыт самостоятельного выполнения сначала простых физических эксперимен­тов, затем заданий исследовательского типа позво­лит обучающемуся либо убедиться в правильности своего предварительного выбора, либо изменить свой выбор и испытать свои способности на каком-то ином направлении. Программой предусмотрено знакомство обучающихся с важнейшими путями и методами применения физических знаний на практике, формирование целостной естественнонаучной картины мира обучающихся на основе принципов здоровьесберегающей педагогики. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать, как связан изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.

Работа полезна не только для обучающихся, но и для учителя: она помогает лучше узнать своих обучающихся, развивает организаторские способности, заставляет быть в курсе последних достижений науки и техники, выявить среди них одаренных детей, проявляющих интерес к физике, и всячески направлять развитие этого интереса, творчески работать над собой.

Нормативно-правовое обеспечение программы

В настоящее время содержание, роль, назначение и условия реализации программ дополнительного образования закреплены в следующих нормативных документах:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2, ст. 15, ст.16, ст.17, ст.75, ст. 79);

  • Проект Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года;

  • Приказ Минпросвещения РФ от 09.11.2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  • Приказ от 30 сентября 2020 г. N 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196»;

  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ № 09-3242 от 18.11.2015 года;

  • СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;

  • Нормативные документы, регулирующие использование сетевой формы:

  • Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 года № АК – 2563/05 «О методических рекомендациях» вместе с (вместе с Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ);

  • Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 г. N 882/391 "Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»;

  • Нормативные документы, регулирующие использование электронного обучения и дистанционных технологий:

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 года № 816 «Порядок применения организациями, осуществляющих образовательную деятельность электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»

  • «Методические рекомендации от 20 марта 2020 г. по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»;

  • Локальные акты ОО (Устав, Положение о проектировании ДООП в образовательной организации, Положение о проведение промежуточной аттестации обучающихся и аттестации по итогам реализации ДООП).

  • Устав МБОО Старомайнской СШ №1;

  • Положение о разработке, структуре и порядке утверждения дополнительной общеразвивающей программы (локальный акт МБОО Старомайнской СШ №1);

  • Положение о проведение промежуточной и итоговой аттестации обучающихся (локальный акт МБОО Старомайнской СШ №1).

Направленность образовательной программы

  • Уровень освоения программы: стартовый
  • Направленность (профиль) программы: естественнонаучная

 Актуальность программы

Введение дополнительной образовательной программы «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ФИЗИКА» неизбежно изменит картину восприятия учащимися естественнонаучных дисциплин, переводя их из разряда умозрительных в разряд прикладных.

Такие знания вызывают у детей желание двигаться по пути открытий и исследований, а любой признанный и оценённый успех добавляет уверенности в себе. Обучение происходит особенно успешно, когда ребёнок вовлечен в процесс создания значимого и осмысленного продукта, который представляет для него интерес.


Педагогическая целесообразность

В ходе реализации происходит формирование и систематизация знаний, развитие творческих способностей, воспитание творческой личности.

Дополнительность программы по отношению к программам общего образования заключается в её ориентированности на изучение и привлечение обучающихся к практическому применению знаний полученных школе и на занятиях по физике.


Адресат программы

Программа предназначена для среднего школьного возраста: 13-14 лет.

Становление детей среднего возраста выражается осознанным отношением к окружающему миру. Интенсивность накопления личного опыта по взаимодействию со средой приводит к формированию прочной наглядно-образной картины окружающего мира, определяющий процесс развития личности в дальнейшем.


Характеристика возрастной группы:

Дети в этом возрасте уже практически сформировавшиеся интеллектуально развитые личности. У них есть свое мнение и свой вкус. Они готовы вести обсуждение по любому вопросу, аргументировано доказывать свое мнение. Так же, важно в этот период сформировать у ребёнка увлечение к полезному и созидательному труду помочь найти хобби, которое и может быть занятиями по физике.

В связи с этим формы проведения занятий – это лекции, беседы, сообщения, практические работы, в ходе которых у детей появляется возможность продемонстрировать свои индивидуальные и коллективные решения поставленных задач.


Объём программы:

36 часов.

Срок освоения программы:

1 учебный год.

Режим занятий:

периодичность - 1 раз в неделю;

продолжительность одного занятия 1 час

(очно) – 45 мин. занятие

(дистанционно) – 30 мин. занятие


Формы обучения и особенности организации образовательного процесса

Базовая форма обучения данной программы – очная, но в случаях невозможности проведения занятий в очном режиме доступно осуществление некоторого числа дистанционных занятий с использованием электронно-коммуникационных технологий, в том числе сети интернет.

Концепция обучения, по данной дополнительной общеразвивающей программе, построена следующим образом:

- педагог объясняет детям природные явления, свойства природных тел, в том числе космических (влияние луны на приливы и отливы), течение электрического тока и т.п.;

- педагог знакомит детей с историей возникновения и становления физики как науки, методами познания природы, а также применением приобретенных знаний в окружающем нас мире (начиная с «умного» электрочайника заканчивая космическими станциями и спутниками);

- в течение учебного периода педагог организует небольшие внутрикружковые соревнования и конкурсы, направленные на повышение интереса к данному предмету и другим наукам в целом, а также участвует вместе с детьми в региональных мероприятиях;

- в проведении занятий рекомендуется использовать наглядные материалы: фотографии, презентации, видеофильмы;

- занятие следует выстраивать таким образом, чтобы ребёнок в ходе урока делал для себя небольшое открытие, узнавал что-то новое, самостоятельно экспериментировал;

- педагог обязан следить за обеспечением безопасности труда обучающихся при выполнении практических заданий и экспериментов, в том числе по соблюдению правил электробезопасности.

Программа предусматривает использование следующих форм работы:

фронтальной - подача материала всему коллективу воспитанников;

индивидуальной - самостоятельная работа обучающихся с оказанием педагогом помощи обучающимся при возникновении затруднения, не уменьшая активности обучающегося и содействуя выработки навыков самостоятельной работы;

групповой - когда обучающимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению заданий. Особым приёмом при организации групповой формы работы является ориентирование детей на создание так называемых минигрупп или подгрупп с учётом их возраста и опыта работы.

В соответствии с концепцией образовательной программы формирование групп обучающихся происходит по возрастному ограничению - состав группы постоянный.


1.2 Цель и задачи образовательной программы

Цель программы:

углубление теоретических и практических знаний обучающихся, формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах практической деятельности; приобретение опыта индивидуальной и коллективной деятельности при проведении исследовательских работ.

Задачи:

  • Образовательные: развивать и поддерживать познавательный интерес к изучению физики как науки, знакомить обучающихся с последними достижениями науки и техники, научить решать задачи нестандартными методами, развивать познавательный интерес при выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий.

  • Воспитательные: воспитывать убежденность в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и техники, воспитывать уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры.

  • Развивающие: развивать умения и навыки обучающихся самостоятельно работать с научно-популярной литературой, различными источниками информации, умений практически применять физические знания в жизни, развивать творческие способности, формирование у обучающихся активности и самостоятельности, инициативы, развивать исследовательские умения.

 1.3 Планируемые результаты освоения программы

Личностные:

- умение работать в коллективе, в команде;

- взаимопомощь, взаимовыручка;

- слаженная работа в коллективе и команде;

- чувство уважения и бережного отношения к результатам своего труда и труда окружающих;

- нравственные качества: отзывчивость, доброжелательность, честность, ответственность.


Метапредметные:

- развитие самостоятельной познавательной деятельности; коммуникативных навыков; памяти, внимания; пространственного воображения; мелкой моторики; волевых качеств: настойчивость, целеустремленность, усердие;

- умение оценивать свою работу и работы членов коллектива; планировать свою деятельности и деятельность группы в ходе творческого проектирования; аргументировано отстаивать свою точку зрения и представлять творческий проект.


Предметные:

- знать этапы выполнения творческого проекта;

- владеть навыками поэтапного ведения творческой работы: от идеи до реализации;

- создавать проекты, отвечающие заданным творческим условиям; совершенствовать свои знания по предмету, их практическому применению, использования в соревнованиях, конкурсах;

- самостоятельно решать физические задачи.



Форма проведения занятий кружка:

Теоретические:

  • Беседа;

  • Лекции с элементами беседы;

  • Викторины;

  • Сообщения;

  • Просмотр книг, журналов.

Практические:

  • Решение экспериментальных и расчетных задач;

  • Практикум;

  • Наблюдения и опыты;

  • Выпуск стенгазет;

  • Проектная работа;

  • Практические работы исследовательского характера;

  • Домашний эксперимент;

  • Изготовление самодельных приборов, пособий к

  • урокам.



Организационные формы занятий:

работа в паре, в малых группах, индивидуальная работа, фронтальная работа.

 Режим занятий: 1 час в неделю.

Предполагаемые результаты:

 Ожидается, что к концу обучения программы «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ФИЗИКА» ребята усвоят программу в полном объёме.

Они приобретут:

  • Навыки выполнения работ исследовательского характера;

  • Навыки решения разных типов задач;

  • Навыки постановки эксперимента;

  • Навыки работы с дополнительными источниками информации, в том числе электронными, а также умения пользоваться ресурсами Интернет.

 К концу курса обучающиеся должны знать:

- почему происходят те или иные явления в природе;

- применять полученные знания на практике

Обучающиеся должны уметь:

-самостоятельно проводить простейшие опыты;

- решать расчетные и экспериментальные задачи;

- изготавливать самодельные пособия;

- планировать исследования, выдвигать гипотезы;

- отбирать необходимые для проведения эксперимента приборы, выполнять простейшие лабораторные работы;

- представлять результаты в виде графиков, таблиц;

- делать выводы, обсуждать результаты эксперимента.

Формы подведения итогов:

- выставки «Физика и детская игрушка», «Физика у нас дома»;

- конкурсы веселых и находчивых «Тайны жидкостей и морских глубин»,

- дидактические игры «Третий лишний», «Свойства жидкостей и газов»,

- творческий отчет.

 1.4. Содержание программы

Учебный план



Наименование раздела


Количество часов


Форма аттестации/

контроля

всего

теория

практика

Введение

2

1

1

Беседа, исследование

Роль эксперимента в жизни человека

3

1

2

Беседа, практическая работа

Механика

6

2

4

Беседа, практическая работа, исследование

Гидростатика

9

2

7

Беседа, практическая работа, исследование

Статика

6

3

3

Беседа, практическая работа, исследование

Электрические явления

10

3

7

Беседа, практическая работа, исследование

итого

36

12

24


ВВЕДЕНИЕ (2Ч)

Вводное занятие. Цели и задачи курса. Техника безопасности. Способы измерения массы и температуры.

Практика: Измерение массы и температуры тела.

РОЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (3Ч).

Теория: Изучить основы теории погрешностей. Погрешности прямых и косвенных измерений, максимальная погрешность косвенных измерений, учет погрешностей измерений при построении графиков. Представление результатов измерений в форме таблиц и графиков. Способы измерения площади и объема. Строение вещества.

Практика: Основы теории погрешностей применять при выполнении экспериментальных задач, практических работ. Изготовление модели мензурки со сменной оцифровкой на шкале. Измерение объема тела. Изготовление кухонных рычажных весов)

Характеристика основных видов деятельности:

Приводить примеры объектов изучения физики (физические явления, физическое тело, вещество, физическое поле). Наблюдать и анализировать физические явления (фиксировать изменения свойств объектов, сравнивать их и обобщать). Познакомиться с экспериментальным методом исследования природы (воспроизводить, фиксировать изменения свойств объекта, анализировать. Сборка приборов и конструкций. Использование измерительных приборов. Выполнение лабораторных и практических работ. Диагностика и устранение неисправностей приборов. Выстраивание гипотез на основании имеющихся данных.


МЕХАНИКА (6Ч).


Теория: Равномерное и неравномерное движение. Графическое представление движения. Решение графических задач, расчет пути и средней скорости неравномерного движения. Понятие инерции и инертности. Сколько весит воздух. Центробежная сила. Применение данных физических понятий в жизнедеятельности человека. Сила упругости, сила трения.

Практика: Исследование зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины. Исследование зависимости силы трения от силы нормального давления. Изготовление катапульты. Измеряем вес воздуха в спичечном коробке, кабинете. Опыты в мире невесомости. Исследование зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины. Изготовление катушки-ползушки.

Характеристика основных видов деятельности:

Анализ таблиц, графиков, схем. Поиск объяснения наблюдаемым событиям. Определение свойств приборов по чертежам и моделям. Анализ возникающих проблемных ситуаций. Изображать систему координат, выбирать тело отсчёта и связывать его с системой координат. Использовать систему координат для изучения прямолинейного движения тела. Сборка приборов и конструкций. Использование измерительных приборов. Выполнение лабораторных и практических работ. Диагностика и устранение неисправностей приборов. Выстраивание гипотез на основании имеющихся данных. Конструирование и моделирование. Выполнение заданий по усовершенствованию приборов. Разработка новых вариантов опытов. Разработка и проверка методики экспериментальной работы. Работа в малых группах. Анализируют, выбирают и обосновывают своё решение, действия. Представление результатов парной, групповой деятельности. Участие в диалоге в соответствии с правилами речевого поведения.


ГИДРОСТАТИКА (9Ч)


Теория: Плотность. Закон Архимеда, Закон Паскаля, гидростатическое давление, сообщающиеся сосуды, гидравлические машины. Задача царя Гиерона. Поверхностное натяжение. Воздухоплавание.

Практика: задачи: выталкивающая сила в различных системах; приборы в задачах (сообщающиеся сосуды, гидравлические машины, рычаги, блоки). Экспериментальные задания: 1) измерение силы Архимеда, 2)измерение момента силы, действующего на рычаг, 3) определение наибольшего и наименьшего давления тел на поверхность, 4) Измерение давления в жидкости 5) Изготовление модели фонтана

Характеристика основных видов деятельности:

Анализ таблиц, графиков, схем. Поиск объяснения наблюдаемым событиям. Определение свойств приборов по чертежам и моделям. Анализ возникающих проблемных ситуаций. Сборка приборов и конструкций. Использование измерительных приборов. Выполнение лабораторных и практических работ. Диагностика и устранение неисправностей приборов. Выстраивание гипотез на основании имеющихся данных. Конструирование и моделирование. Работа в малых группах. Анализируют, выбирают и обосновывают своё решение, действия. Представление результатов парной, групповой деятельности. Подготовка сообщений и докладов. Участие в диалоге в соответствии с правилами речевого поведения.


СТАТИКА(6Ч).


Теория: Блок. Рычаг. Равновесие твердых тел. Условия равновесия. Момент силы.

Правило моментов. Центр тяжести. Исследование различных механических систем. Комбинированные задачи, используя условия равновесия.

Практика: Изготовление работающей системы блоков.

Характеристика основных видов деятельности:

Анализ таблиц, графиков, схем. Поиск объяснения наблюдаемым событиям. Определение свойств приборов по чертежам и моделям. Анализ возникающих проблемных ситуаций. Наблюдать действие простых механизмов. Познакомиться с физической моделью «абсолютно твёрдое тело». Решать задачи на применение условия(правила) равновесия рычага. Применять условие (правило) равновесия рычага для объяснения действия различных инструментов, используемых в технике и в быту. Сборка приборов и конструкций. Использование измерительных приборов. Выполнение лабораторных и практических работ. Диагностика и устранение неисправностей приборов. Выстраивание гипотез на основании имеющихся данных. Конструирование и моделирование. Выполнение заданий по усовершенствованию приборов. Разработка новых вариантов опытов. Разработка и проверка методики экспериментальной работы.

Работа в малых группах. Анализируют, выбирают и обосновывают своё решение, действия. Представление результатов парной, групповой деятельности. Подготовка сообщений и докладов. Осуществляют самооценку, взаимооценку деятельности. Участие в диалоге в соответствии с правилами речевого поведения.



ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ (5ч).



Теория: Микромир. Модели атома, существовавшие до начала XIX. История открытия и действия гальванического элемента. История создания электрофорной машины. Опыт Вольта. Электрический ток в электролитах.

Демонстрации: 1. Модели атомов. 2. Гальванические элементы. 3. Электрофорной машины. 4. Опыты Вольта и Гальвани.

Практика Лабораторные работы:

1) Создание гальванических элементов из подручных средств.

2) Изготовление модели электротрусишки.

3) Измерение сопротивления проводника

4) Изготовление модели электрического сторожа.

Характеристика основных видов деятельности:

Управляют своей познавательной и образовательной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Сравнивают способ и результат своих действий с образцом – листом сопровождения. Обнаруживают отклонения. Обдумывают причины отклонений. Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль.

Использование измерительных приборов. Выполнение лабораторных и практических работ. Диагностика и устранение неисправностей приборов. Выстраивание гипотез на основании имеющихся данных. Конструирование и моделирование.



Формы организации образовательного процесса:

групповая;

индивидуальная;

фронтальная.

Ведущие технологии:

Используются элементы следующих технологий:

проектная,

проблемного обучения,

информационно-коммуникационная,

критического мышления,

проблемного диалога,

игровая.

Основные методы работы:

Ведущими методами обучения являются:

частично-поисковой,

метод математического моделирования.

Формы контроля:

Выявление промежуточных и конечных результатов происходит через практическую деятельность:

  • Создание творческих работ,

  • Домашние исследования, создание моделей,

  • участие в выставках проектов,

  • создание презентаций;

  • демонстрация эксперимента, качественной задачи с качественным (устным или в виде приложения, в том числе, презентацией) описанием процесса на занятии, фестивале экспериментов;

  • Участие в физических олимпиадах и конкурсах.







2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1 Календарный учебный график



Место проведения: МБОО Старомайнская СШ№1

Время проведения: 15.00-15.40

Кол-во учебных недель: 36

Начало учебного года 1 сентября 2022года

Окончание учебного года 31 мая 2023 года

Распределение учебного и каникулярного времени по триместрам



Учебное время

Каникулярное время

Нерабочие , праздничные дни

1 триместр

01.09.22-09.10.22

17.10.22-20.11.22

10.10.22-16.10.22

21.11.22-27.11.22

04.11.22 День народного Единства

2 триместр

28.11.22-30.12.22

09.01.23-19.02.23

31.12.22-08.01.23

20.02.23-26.02.23


3 триместр

27.02.23-09.04.23

23.04.23-31.05.23

10.04.23-16.04.23

Летние каникулы

08.03.23 День 8 марта

01.05.23 День весны и труда

08.05-09.05.23 День Победы







Изменения расписания занятий:



п/п

Тема занятий

Кол-во часов

Форма

занятия

Форма контроля

дата Планируемая проведения

Дата

Фактическая проведения

Причины изменения

даты

1


Введение

2







1.1

Вводное занятие. Цели и задачи курса. Техника безопасности

1

беседа

Устный опрос

02.09.22




1.2

Эксперимент №1 «Измерение массы и температуры тела».

1

исследование

Практическое задание

07.09.22



2


Роль эксперимента в жизни человека

3







2.1

Система единиц, понятие о прямых и косвенных измерениях. Физический эксперимент. Виды физического эксперимента. Погрешность измерения. Виды погрешностей измерения. Расчёт погрешность измерения.

Изготовление шкалы измерения температуры.

1

беседа

Устный опрос

14.09.22




2.2

Способы измерения площади и объема. Изготовление модели мензурки со сменной оцифровкой на шкале. Эксперимент№2

«Измерение объема тела»

1

исследование

Практическое задание

21.09.22




2.3

Строение вещества.

Изготовление кухонных рычажных весов

1

исследование

Практическое задание

28.09.22



3


Механика

6







3.1

Равномерное и неравномерное

движения. Графическое представление движения. Понятие инерции и инертности

1

беседа

Устный опрос

05.10.22




3.2

Центробежная сила. Применение данных физических понятий в жизнедеятельности человека.

Опыты по инерции. Изготовление катапульты

1

Беседа

Исследование

Практическое задание

12.10.22




3.3

Сколько весит воздух. Эксперимент №3 «Измеряем вес воздуха в спичечном коробке, кабинете». Опыты в мире невесомости .

1

Исследование

Практическое задание

19.10.22




3.4

Сила упругости. Эксперимент №4 «Исследование зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины».

1

Исследование

Практическое задание

26.10.22




3.5

Атмосферное давление

1

Беседа исследование

Практическое задание

02.11.22




3.6

Сила трения. Изготовление катушки-ползушки. Опыты с силой трения.


1

исследование

Практическое задание

09.11.22



4


Гидростатика

9







4.1

Плотность. Задача царя Гиерона.

1

беседа

тестирование

16.11.22




4.2

Давление твердых тел. Эксперимент №5 «Определение наибольшего и наименьшего давления тел на поверхность»

1

Беседа, исследование

Устный опрос

Практическое задание

23.11.22




4.3

Давление жидкости и газа. Закон Паскаля. Гидравлические машины. Сообщающиеся сосуды Эксперимент №6 «Измерение

давления в жидкости»

1

Беседа, исследование

Устный опрос

Практическое задание

30.11.22




4.4

Изготовление модели фонтана

1

Исследование

Практическое задание

07.12.22




4.5

Изготовление модели фонтана

1

Исследование

Практическое задание

14.12.22




4.6

Поверхностное натяжение.

1

Исследование

Практическое задание

21.12.22




4.7

Опыты с мыльными пузырями

1

Исследование

Практическое задание

28.12.22




4.8

Выталкивающая сила. Закон Архимеда. Эксперимент №7

«Определение выталкивающей силы»

1

Исследование

Практическое задание

11.01.23




4.9

Воздухоплавание.

1

Беседа

Выступление с докладом

18.01.23



5


Статика

6







5.1

Блок. Рычаг.

1

Беседа

тестирование

25.01.23




5.2

Равновесие твердых тел. Условия равновесия. Момент силы. Правило моментов.

1

Беседа

тестирование

01.02.23




5.3

Центр тяжести. Исследование различных механических систем.

1

Беседа

исследование

Устный опрос

08.02.23




5.4

Эксперимент №8 «Изготовление работающей системы блоков»

1

Исследование

Практическое задание

15.02.23




5.5

Эксперимент №8 «Изготовление работающей системы блоков»

1

Исследование

Практическое задание

01.03.23




5.6

Эксперимент №8 «Изготовление работающей системы блоков»

1

Исследование

Практическое задание

15.03.23



6


Электрические явления

10







6.1

Где живет электричество.

Изготовление модели электротрусишки.

1

Беседа

исследование

Практическое задание

22.03.23




6.2

Напряжение. Изготовление простого гальванического элемента

1

Беседа

исследование

Практическое задание

29.03.23




6.3

Сопротивление. Эксперимент №9

«Измерение сопротивления проводника»

1

Исследование

Практическое задание

05.04.23




6.4

Изготовление модели

электрического сторожа.

1

Исследование

Практическое задание

12.04.23




6.5

Изготовление модели электрического сторожа.

1

Исследование

Практическое задание

19.04.23




6.6

Работа над индивидуальными проектами

1

Исследование

Практическое задание

26.04.23




6.7

Работа над индивидуальными проектами

1

Исследование

Практическое задание

03.05.23




6.8

Работа над индивидуальными проектами

1

Исследование

Практическое задание

10.05.23




6.9

Защита проектов

1

Беседа

Практическое задание

17.05.23




6.10

Защита проектов

1

Беседа

Практическое задание

24.05.23





2.2 Условия реализации программы

Кадровое обеспечение

Реализовывать программу могут педагоги, имеющие высшее педагогическое образование по специальности «физика», владеющие на достаточном уровне:

знаниями базовых основ психологии (возрастные особенности и интересы обучающихся, психофизические подходы работы с обучающимися среднего и старшего школьного возраста, условия формирования психологического здоровья обучающихся);

развитыми коммуникативными навыками (создание обстановки открытого общения, привлечение обучающихся к конструктивному диалогу, обеспечение психологической и эмоциональной комфортности общения);

указанными ниже пед.технологиями и навыками организации и проведения деятельностных форм работы;

знаниями о специфическом инструментарии и возможностях, позволяющих технически осуществлять процесс обучения.

Педагогические технологии, методы, приемы и формы организации образовательного процесса

При реализации программы используются следующие педагогические технологии:

1.ИКТ-технологии: поиск, отбор, систематизация и преобразование текстовой информации и изображений с использованием Интернет, создание текстовых документов на компьютере в программе MicrosoftWord,презентацийв программе MicrosoftPowerPointи др.;

2.Игровые технологии: мастер-классы, игры (деловые и интеллектуальные), викторины, креатив-бой и т.п.

3.Интерактивные технологии: использование разнообразных форм общения, интенсивного взаимодействия всех участников образовательного процесса для достижения целей программы;

5. Технологии моделирования: Физическое и математическое моделирование, использование алгоритмов, схем, условных обозначений при освоении содержания модулей программы.

Учебно-методический комплекс программы

Для реализации программы «Занимательная физика» сформирован учебно-методический комплекс, который постоянно пополняется:

1. Методические материалы для педагога лекционный курс (в форме презентаций) каждого модуля программы;

2.комплекс заданий для самостоятельной работы по каждому модулю программы; методические рекомендации по выполнению заданий каждого модуля программы; ссылки на учебные материалы в сети Интернет и в электронных библиотеках; перечень и расписание проведения досуговых мероприятий;

3.видеоматериалы.



2.3 Литература для педагога и обучающихся

Для обучающихся:

1) Айзенк Г.Ю. Проверьте свои способности. СПБ :Лань, Союз, 1996 2)Алексеева М.Н. Физика-юным. М.: Просвещение, 2000.

3) Елькин В.И. Необычные учебные материалы по физике.- М.:Школа-Пресс,2000

4) Зайков И.А. Физика: приглашение в лабораторию мысли.-Новосибирск: Издательство Новосибирского университета, 1997

5) Засов А.В., Кононович Э.В. Астрономия. Учеб.для 11 кл. школ и классов с углубленным изучением физики и астрономии. - М.: Просвещение, 1993.

6) Земля и Вселенная. / Периодический научно-популярный журнал. - М.: «Наука»РАН.

7) Кириллова И.Г. Книга для чтения по физике для учащихся 7-8 кл. М.: Просвещение 2000

8) Купер Л. Физика для всех. Т.2. Современная физика. М., 1974.

9) Лукашик В.И. Физическая олимпиада в 6 - 7 классах. М.: Просвещение, 1976. 10)Лукашик В.И.Физическая олимпиада в 7-8 классах.М.: Просвещение, 1988

11) Майоров А.Н. Физика для любознательных или о чѐм не узнаешь на уроке.-Ярославль: Академия развития, 1999

12) Низамов И.М. Задачи по физике с техническим содержанием. М.: Просвещение,2001

13)Цесевич В.П.Что и как наблюдать на небе. Руководство по наблюдению небесных

тел. -М,: Наука, 1984.

14) Школьникам о современной физике. Классическая физика. Ядерная физика. Под ред. В.З. Кресина. -М.: Просвещение, 1974.

15) Школьникам о современной физике. Физика твердого тела. Под ред. В.З. Кресина. -М.: Просвещение, 1975.

16) Энциклопедия для детей. Астрономия. Т.8. / Глав.ред. М.Д. Аксенова. - М.: Аванта,1997. 17)Яворский Б.М., Пинский А.А. Основы физики. Т. 1,2. – М., 1981.



Для педагога:

1) Авраамов Ю. С. Практика формирования информационно-образовательной среды на основе дистанционных технологий //Телекоммуникации и информатизация образования. – 2004 - N 2 - С. 40-42.

2) Аганов А.В., Сафиуллин Р.К. Физика вокруг нас. Качественные задачи по физике / А.В. Аганов, Р.К. Сафиуллин. - М.: Ленанд, 2015. -336 с.

3) Бабаев В.С. Физика (7-11 классы): нестандартные задачи с ответами и решениями / В.С. Бабаев, - М.:Эксмо, 2007. – 144с. – (Мастер-класс для учителя).

4) Герман И. Физика организма человека. Учебное пособие / И. Герман. - М.: Интеллект, 2014. - 992 с.

5) Гин А.А. Приѐмы педагогической техники: свобода выбора, открытость, деятельность, обратная связь, идеальность: Пособие для учителей / А.А. Гин. – Гомель : ИПП «Сож», 1999. – 88 с.

6) Гольдфарб Н.И. Физика. Задачник. 10-11 кл.: пособие для общеобразовательных учреждений. –М.: Дрофа, 2006. –398 с.

7) Гулиа, Н.В. Удивительная физика. / Н.В. Гулиа. – М. : ЭНАС, 2008. – 416 с. – (О чѐм умолчали учебники).

8) Дружинин Б. Развивающие задачи по физике для школьников 5-9 классов / Б. Дружинин. - М.: Илекса. - 2019. - 186 с.



9) Зверев Г.Я. Физика без механики Ньютона, без теории Эйнштейна, без принципа наименьшего действия и без пси-функции Шредингера / Г.Я. Зверев. М: Либроком, 2011.- 144с.

10) Круковер В.И. Творческая физика 5-9 кл. Познавательные игры, оригинальные фокусы и опыты, занимательные вопросы / В.И. Круковер. - М.:Учитель, 2018.- 71 с.

11) Лаврова С. Занимательная физика / С. Лаврова. - М.: Белый город, 2015.- 494 с.

12) Леонович А.А. Физика без формул / А.А. Леонович. - М.: Аванта, 2017. - 224 с.

13) Никонов А. Физика на пальцах. В иллюстрациях / А. Никонов. - М.: АСТ. - 2019. - 232 с. 14) Проказов Б.Б. Что за наука? Физика / Б.Б. Проказов. - АСТ, 2017. - 128 с.

15) Реслер В. Физика, рассказанная на ночь / В. Реслер. - Питер, 2017. - 466 с.

16) Сафронов В. П. О методике использования интерактивной обучающей среды "Курс физики" // Открытое и дистанционное образование. - 2008 - N 3 - С. 52-55.

17) Тихомирова С.А. Физика. В загадках, пословицах, сказках, поэзии, прозе и анекдотах / С.А.Тихомирова. -М.: Мнемозина, 2011. - 152 с.

Дидактические материалы для учащихся

Медиапособия, электронные образовательные ресурсы:



Название медиапособия

Где используется:

Цель использования

1

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Адрес сайта: http://school-collection.edu.ru

Все модули программы

Визуализация теоретических сведений и лабораторных работ

2

Виртуальные лабораторные работы. Адрес сайта: http://seninvg07.narod.ru/index.htm

Все модули программы

Для проведения лабораторных работ



Используемые интернет-ресурсы




Интернет-адрес

Название ресурса

Где используетсяи длячего

1.

http://school-collection.edu.ru

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Все модули программы; Визуализация теоретических сведений и лабораторных работ.

2.

http://seninvg07.narod.ru/i ndex.htm

Виртуальные лабораторные работы.

Все модули программы Для проведения лабораторных работ.

3.

http://fcior.edu.ru

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР)

Все модули программы Информация о физиках и истории их открытий

4.

http://www.fizika.ru/

Клуб для учителей физики, учащихся 7-9 классов и их родителей / Лабораторный практикум / Рассуждалки

Все модули программы Для проведения лабораторных работ

5.

https://fiz.1sept.ru/fizarchi ve.php

Издательский дом «Первое сентября». Учебно-методическая газета «Физика» (с 2000 – 2016 год)

Все модулипрограммы Материалы для наполнения содержания учебных занятий

6.

http://www.school.mipt.ru

Федеральная заочная физико-техническая школа при Московском физико-техническом институте

Все модули программы Задачи для разбора на учебных занятиях и самостоятельной работы обучающихся

7.

http://kvant.mccme.ru/

Научно-популярный физико-математический журнал «Квант» (издается с января 1970 года)

Все модули программы Материалы для разбора на учебных занятиях и самостоятельной работы обучающихся

8.

http://n-t.ru/nl/fz/

Электронная библиотека «Наука и техника»/ Нобелевские лауреаты и их открытия

Все модули программы Материалы для учебно-воспитательных моментов на занятиях

9.

http://yos.ru/natural-sciences/scategory/18-phisic.html

Естественно-научный журнал для молодежи «Путь в науку»

Все модули программы Материалы для профориентации обучающихся

10.

http://somit.ru/

Синтез образовательных мультимедиа и интерактивных технологий. Коллекция анимационных материалов.

Все модули программы Материалы для визуализации

11.

https://www.all-fizika.com

"Вся физика"

Все модули программы Материалы для подготовки к учебным занятиям



Материально-техническое обеспечение

Для реализации программы необходимы:

1) учебный кабинет, удовлетворяющий санитарно – гигиеническим требованиям, для занятий группы 12 – 15 человек (парты, стулья, доска, рабочие столы для практической работы).

2) оборудование:

3). компьютер с выделенным каналом выхода в Интернет;

4). мультимедийная проекционная установка или интерактивная доска;

5) Канцелярские принадлежности: ручки, тетради.



Ожидаемые результаты освоения программы

Завершение освоения программы предполагает наличие следующих компетенций:

После обучения обучающийся должен:

Предметные результаты

~ знать о необходимости измерений в повседневной практике и научной деятельности; ~ выполнять прямые измерения, уметь выражать свойства природы числами;

~ уметь считывать результат со шкалы прибора с учѐтом погрешности;

~ проводить систематические наблюдения и изменения величин в повседневной практике; ~ проявлять сообразительность, смекалку, находчивость в процессе измерений;

~ выдвигать гипотезы, выявлять закономерности по результатам наблюдений; ~ уметь проводить индивидуальные вполне законченные исследования;

~ владеть приѐмами получения и обработки результатов (табулирование, графическое представление);

~ иметь представление об ошибке эксперимента (грубый промах, систематическая и случайная погрешность);

~ иметь первичные навыки осознанного построения физической модели;

усвоить теоретический материал на уровне применения к решению контрольных заданий по физике и астрономии;

уметь решать олимпиадные задачи по темам «Измерения», «Тепловое расширение тел», «Механическое движение», «Плотность», «Движение и силы», «Давление», «Давление жидкостей и газов», «Атмосферное давление», «Архимедова сила», «Работа и мощность», «Простые механизмы», «Энергия»;

уметь выполнять цикл лабораторных работ по измерениям и механике.

Метапредметные результаты

уметь работать с источниками информации (учебниками, научно-популярными и периодическими изданиями) и передавать информацию в измененном виде (сложный план, таблица, схема, опорный конспект);

знать классификацию ОУУН, осуществлять самостоятельную учебную деятельность по

инструкции в полном цикле, уметь сравнивать (полное комплексное сравнение объектов), анализировать (многоступенчатый анализ объекта), осуществлять обобщение (нескольких фактов), доказывать(соблюдать все правила доказательства), уметь работать в группе;

Личностные результаты

активно позиционировать себя в учебной группе;

прикладывать усилия для формирования у себя трудолюбия, самодисциплины, аккуратности, умения беречь время.

Педагогический мониторинг результатов образовательного процесса

Для определения уровня результативности освоения программы используется рейтинговая система оценивания.

В рейтинговую систему оценивания входят результаты: результаты: выполнения проверочных работ;

участия во внутренних и внешних конкурсных мероприятиях по физике и астрономии; входной и выходной диагностик уровня развития метапредметных умений.

Критерии оценивания:

1) Проверочная работа: (максимум 3 балла)

3 балла - правильное выполнение от 87 до 100% работы, 2 балла -правильное выполнение от 67 до 86% работы, 1 балл - правильное выполнение от 45 до 66% работы.

2). Участие в проектной, исследовательской деятельности – 5 (+3) баллов:

участие в региональных конференциях – 3 балла; всероссийских конференциях – 4 балла,

участие в международных конференциях - 5 баллов; в случае призового места на любом уровне +3 балла.

3). Участие в олимпиадах, конкурсах по физике и астрономии – 5 (+3) баллов: участие в очных олимпиадах регионального (или выше) уровня – 4 - 5 баллов; участие в городских очных олимпиадах, заочных олимпиадах различного уровня – 1 - 3 балла; в случае призового места +3 балла.

4). Регулярное (без пропусков без уважительной причины) посещение занятий программы – 1 балл.

По результатам рейтинга, обучающиеся, набравшие не менее 10 баллов (средний балл) в течение каждого года обучения, по окончании обучения по программе награждаются благодарственным письмом.

Данные о результатах обучения и творческих достижениях фиксируются учащимися в собственном листе учета результатов обучения и анализируются совместно с педагогом в конце каждого учебного года на итоговом занятии.





В конце учебного года педагог обобщает результаты всех диагностических процедур и определяет уровень результатов образовательной деятельности каждого обучающегося – интегрированный показатель, в котором отображена концентрация достижений всех этапов и составляющих учебно-воспитательного процесса. Возможные уровни освоения ребенком образовательных результатов по программе – низкий (Н), средний (С), высокий (В). Эти сведения фиксируются в протоколах промежуточной и итоговой аттестации, которые сдаются администрации Центра.



Подведение итогов реализации программы осуществляется в форме:

1) итогового мероприятия в рамках объединения;

2) участия в итоговом мероприятии МБОО Старомайнская сш№1» Фестивале интеллекта и творчества «Мы в Центре».





Приложение 1 Критерии оценки лабораторных работ или опыта - исследования




Критерий

1.

Аккуратность оформления (описание) работы

2.

Наличие рисунка (схемы) установки с обозначением измеряемых величин

3.

Наличие правильных измерений (оформление измерений в таблице, в виде графика)

4.

Наличие правильных вычислений или анализ наблюдения

5.

Наличие развернутого вывода, отражающего сущность изучаемого явления с указанием конкретных результатов



Приложение 2


Критерии оценки защиты проекта




Критерий

1.

Материал доступен и научен, идеи раскрыты. Качественное изложение содержания: четкая, грамотная речь, пересказ текста (допускается зачитывание цитат); наиболее важные понятия, законы и формулы диктуются для записи.

2.

Наглядное представление материала (с использованием схем, чертежей, рисунков, использование презентации)

3.

Использование практических мини-исследований (показ опыта)

4.

Качественные ответы на вопросы слушателей по теме

5.

Четко сформулированы выводы

Приложение 3

Пример отчета по лабораторной работе или опыта - исследованию

Тема: « » (Отвечает на вопрос: "По какому поводу делали?")



Цель:

(Отвечает на вопрос: "Для чего делали?" Важно помнить, что именно цель работы нацеливает на выводы, которые вы должны сделать в конце данной работы. Цель должна соответствовать выводам, а выводы - поставленной цели.)

Оборудование:

(Отвечает на вопрос: "Что необходимо для выполнения работы?", а также "Чем научились пользоваться за время выполнения работы?")

Ход работы:

(Отвечает на вопрос: "Что делали?" По существу, это краткий конспект ваших действий с объектами и оборудованием. Ход работы задаётся в методических указаниях в разделе "Методика выполнения работы". "Методика" - это то, что должны сделать. "Ход работы" - это то, что сделали в реальности. Конечно, обычно они совпадают!)

Результаты:

(Отвечают на вопрос: "Что наблюдали?" Или: "Что регистрировали?" Надо привести конкретные описания своих наблюдений или конкретные результаты проведённых измерений, выраженные в соответствующих цифрах. Либо сделать зарисовки препаратов или рисунков.) Варианты представления результатов:

  1. Описание явления.

  2. Таблица.

  3. Рисунок. Необходимо подписать название рисунка и сделать обозначения его важнейших деталей.

Выводы:

(Отвечают на вопрос: "Что поняли?" Отвечая на этот вопрос следует исходить из цели лабораторной работы. Этой работой вы что-то должны были доказать, вот и напишите, что же именно вы доказали.)



Приложение 4

Рефлексия обучающегося (в конце лабораторной работы)

Я понял…

Было интересно….

Было трудно…

Теперь я могу….

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

Я приобрел….

Я научился….

У меня получилось….

Меня удивило…..

Теперь я хочу….


Скачать

© 2023 154 2

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!