РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка «Занимательная математика»
Уровень общего образования (класс)
Начальное общее, 1-А
Количество часов 35 часов
Направление внеурочной деятельности - общеинтеллектуальное
Учитель
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе программы факультативного курса «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой (Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой), интегрированного курса «Математика и конструирование» С.И.Волковой, О.Л.Пчелкиной, «Элементы геометрии в начальных классах» И.В.Шадриной.
2019 - 2020 учебный год
1. Пояснительная записка
Данная рабочая программа занятий кружка «Занимательная математика» для обучающихся 1-А класса разработана с учетом следующих нормативных актов:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Устав и локальные акты МБОУ;
- учебный план МБОУ.
В соответствии с учебным планом МБОУ на изучение занятий кружка «Занимательная математика» во внеурочной деятельности выделено в 1-А классе 35 часов в год, 1 час в неделю.
Программа предназначена для развития познавательной и интеллектуальной активности школьников, их математических способностей.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки.
В программу курса заложено развитие основных мыслительных операций: обобщение и анализ; логического мышления детей с учётом их индивидуальных психологических особенностей и склонностей.
Система заданий направлена на отработку умений анализировать ситуацию, выделять главное и существенное, сравнивать и обобщать, делать выводы, обосновывать их, а также на развитие познавательных процессов (внимание, памяти, воображения и рефлексивного мышления). Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. В конечном счёте, занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей познавательной активности и самостоятельности, математического образа мышления; освоению эвристических приёмов рассуждений; формированию умения рассуждать как компонента логической грамотности: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Основные понятия:
Личностное развитие – процесс постоянного развития и совершенствования человека.
Логическое мышление – это вид мыслительного процесса, при котором человек использует логические конструкции и готовые понятия.
Познавательные способности - свойства интеллекта, которые обнаруживают себя при решении проблем.
Интеллектуальная активность - единство познавательных и мотивационных факторов.
Цель программы: формирование и развитие интеллектуальной активности, поддержание устойчивого интереса к предмету, развитие логического мышления и математической речи.
Основные задачи программы:
- удовлетворить потребность учащихся, проявляющих интерес и способности к математике;
- развивать мышление в процессе формирования основных приёмов мыслительной деятельности, умения выделять главное, делать несложные выводы
- формировать поисковые навыки решения практических проблем, приобщить к посильным самостоятельным исследованиям;
- развивать языковую культуры: чётко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- формировать и развивать коммуникативные умения: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно формирование и развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков.
Формы и методы обучения:
Предпочтение отдается диалогическим формам с использованием современных средств обучения. Для развития творческой, познавательной активности необходимо стимулировать и поощрять самостоятельные акты познавательной активности: широкий обмен мнениями, проектная деятельность, создание ситуаций активного поиска, знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности, предоставление возможности ученику сделать собственное «открытие», выпуск математических газет, участие в праздниках, математических олимпиадах, конкурса, фестивалях. Программа учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся: подвижные математические игры; последовательная смена одним из учеников «центров» деятельности в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий; работа в парах постоянного и сменного состава, работа в группах. Некоторые задания могут принимать форму соревнований между командами.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия :
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
• практический (самостоятельное выполнение работ по схемам, алгоритмам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
• групповой – организация работы в группах.
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и др.
Основные виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение реализуются в ходе:
- систематизации изученного материала, его углубление, выходящее за рамки материала учебного предмета;
- работы по развитию у детей умения анализировать и решать задачи повышенной трудности; особое внимание в содержании курса уделяется методике решения нестандартных и логических задач;
- расширения кругозора детей, углубленным изучением отдельных тем, творческих заданий.
Принципы программы:
- Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
- Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
- Системность
Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
- Практическая направленность
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, на решение занимательных задач, на подготовку ребят к участию в школьных и городских олимпиадах, математических играх и конкурсах.
2. Содержание разделов программы
Раздел «Математическое справочное бюро».
Как люди научились считать. Цифры и числа.
Раздел «Удивительный мир чисел».
Названия и последовательность чисел от 1 до 100.
История чисел от 1 до 10.
Использование цифр в литературе и крылатых выражениях.
Зрительный образ цифр от 0 до 9.
Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Сложение и вычитание чисел.
Удивительные свойства действий.
Число 0.
Графические диктанты.
Раздел «Математические игры».
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др.
Поиск нескольких решений.
Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.
Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов.
Круговые примеры.
Магические квадраты.
Числовые треугольники.
История возникновения ребусов.
Раздел «Геометрическая мозаика».
Что такое геометрия.
История развития геометрии.
Взаимное расположение предметов в пространстве.
Волшебная линейка.
Точка. Линии. Отрезок. Замкнутые и незамкнутые линии.
Многоугольник. Треугольник. Четырехугольники. Квадрат. Круг. Овал.
Классификация геометрических фигур.
Взаимное расположение геометрических фигур.
Занимательные задания с геометрическими фигурами.
Геометрические лабиринты и закономерности.
Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения.
Симметрия. Симметричные фигуры.
Конструирование из геометрических фигур.
Раздел «Мир занимательных задач».
Что такое задача. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задач.
Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке, для ответа на заданные вопросы.
Воспроизведение способа решения задачи.
Задачи на комбинированные действия.
Выбор наиболее эффективных способов решения.
Задачи в стихах. Задачи-шутки. Занимательные задания.
Решение логических задач. Решение задач, требующих рассуждения.
Выполнение заданий на развитие памяти, внимания. Логически-поисковые задания. Задания на развитие слуховой памяти.
Лабиринты, загадки, ребусы.
Задачи на поиск закономерностей. Задачи на оперирование понятиями «все», «некоторые», «отдельные». Задачи на установление сходства и соответствия. Задачи на установление временных отношений.
Множества.
К окончанию 1-го года обучения учащиеся научатся:
• наблюдать, сравнивать, анализировать (замечать общее в различном, различное в общем, отличать главное от второстепенного, находить закономерности и использовать их для выполнения заданий);
• классифицировать предметы по группам;
• самостоятельно придумывать последовательность, содержащую некоторую закономерность; группу фигур, обладающую общим признаком;
• решать простые логические задачи;
• отгадывать загадки и ребусы; заполнять числовые треугольники.
3. Календарно - тематическое планирование.
№ п\п | Тема занятия | Количество часов |
1 | Математика — царица наук. | 1 |
2 | Как люди научились считать и записывать цифры. | 1 |
3 | Интересные приёмы устного счёта. | 1 |
4 | Решение занимательных задач в стихах. | 1 |
5 | Учимся разгадывать математические ребусы. | 1 |
6 | Геометрия вокруг нас. | 1 |
7 | Задачи - смекалки. | 1 |
8 | Игра – путешествие по стране Математика. | 1 |
9 | Развивающие математические игры. | 1 |
10 | Цифра ноль. История открытия ноля. | 1 |
11 | Экскурс в историю чисел. Графический диктант. | 1 |
12 | История возникновения знаков «+»,«-», «=». | 1 |
13 | История линейки. | 1 |
14 | Конструирование фигур на плоскости. | 1 |
15 | Танграм - древняя китайская головоломка. | 1 |
16 | Конструирование многоугольников из деталей танграма. | 1 |
17 | Праздник чисел от 1 до 10. | 1 |
18 | Знакомьтесь: ПИФАГОР! | 1 |
19 | Классификация геометрических фигур. | 1 |
20 | Симметрия. Симметричные фигуры. Графический диктант. | 1 |
21 | Математические сказки. | 1 |
22 | Математические цепочки. | 1 |
23 | Логические задачи. | 1 |
24 | Решение логических задач. | 1 |
25 | Задачи на поиск закономерностей. | 1 |
26 | Проект «Создание задачника по математике» | 1 |
27 | Секреты задач. Нестандартные задачи | 1 |
28 | Геометрический калейдоскоп. | 1 |
29 | Математические фокусы. Знакомьтесь: АРХИМЕД! | 1 |
30 | Магические квадраты. | 1 |
31 | Задания на конструирование и трансформацию фигур из счетных палочек | 1 |
32 | Решение олимпиадных задач. | 1 |
33 | Викторина для знатоков математики. | 1 |
34 | Проект «Газета для любознательных». | 1 |
35 | Итоговое занятие. Для чего надо изучать математику. Заседание «Клуба знатоков математики». | 1 |
Планируемые результаты реализации программы.
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
• начальные (элементарные) представления о самостоятельности и личной ответственности в процессе обучения математике;
• начальные представления о математических способах познания мира;
• начальные представления о целостности окружающего мира;
• понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап);
• проявление любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
• проявление мотивации учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения;
• освоение положительного и позитивного стиля общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома;
• умение определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
• умение демонстрировать самостоятельность суждений, независимость и нестандартность мышления;
• понимание и принятие элементарных правил работы в группе.
Учащийся получит возможность для формирования:
• основ внутренней позиции ученика с положительным отношением к школе, учебной деятельности, а именно: проявления положительного отношения к занятиям «Развивающая математика», умения отвечать на вопросы, участвовать в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности; осознания сути новой социальной роли ученика, принятия норм и правил школьной жизни, ответственного отношения к занятиям;
• учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новых учебных и практических задач;
• способности к самооценке результатов своей учебной деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД.
Учащийся научится:
• определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
• проговаривать последовательность действий;
• высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией на карточке, доске;
• выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
• работать по предложенному учителем плану;
• отличать верно выполненное задание от неверного;
• выполнять самооценку своей работы на занятии;
• совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;
• сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
• контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки;
• понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах обучения;
• понимать и применять предложенные учителем способы решения учебной задачи;
• принимать план действий для решения несложных учебных задач и следовать ему;
• выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме;
• осознавать результат учебных действий, описывать результаты действий, используя математическую терминологию;
• осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя.
Учащийся получит возможность научиться:
• понимать, принимать и сохранять различные учебно-познавательные задачи; составлять план действий для решения несложных учебных задач, проговаривая последовательность выполнения действий;
• выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;
• фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке, адекватно относиться к своим успехам и неуспехам, стремиться к улучшению результата на основе познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные УУД.
Учащийся научится:
• ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
• делать предварительный отбор источников информации;
• добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя справочники и энциклопедии, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
• перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы;
• преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей; находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей;
• проводить сравнение объектов с целью выделения их различий, замечать существенные и несущественные признаки;
• определять закономерность следования объектов и использовать ее для выполнения задания;
• выбирать основания для классификации объектов и проводить их классификацию (разбиение объектов на группы) по заданному или установленному признаку;
• осуществлять синтез как составление целого из частей;
• иметь начальное представление о базовых межпредметных понятиях: числе, величине, геометрической фигуре;
Учащийся получит возможность научиться:
• понимать и выполнять несложные обобщения и использовать их для получения новых знаний;
• устанавливать математические отношения между объектами и группами объектов, фиксировать это в устной форме, используя особенности математической речи (точность и краткость), а также на построенных моделях;
• применять полученные знания в измененных условиях;
• объяснять найденные способы действий при решении новых учебных задач и находить способы их решения (в простейших случаях);
• выделять из предложенного текста информацию по заданному условию;
• систематизировать собранную информацию и представлять ее в предложенной форме.
Коммуникативные УУД.
Учащийся научится:
• доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
• слушать и понимать речь других;
• читать и пересказывать текст математического задания;
• включаться в групповую работу;
• аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения;
• использовать критерии для обоснования своего суждения;
• участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
• учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
• задавать вопросы и отвечать на вопросы партнера;
• воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению задания, оценивать их;
• уважительно вести диалог с товарищами;
• принимать участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы под руководством учителя;
• понимать и принимать элементарные правила работы в группе;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимную помощь.
Учащийся получит возможность научиться:
• применять математические знания и математическую терминологию при изложении своего мнения и предлагаемых способов действий;
• включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться;
• слушать партнера по общению (деятельности);
• аргументированно выражать свое мнение;
• совместно со сверстниками решать задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, проекта;
• оказывать помощь товарищу в случаях затруднения;
• признавать свои ошибки, озвучивать их.
Предметные результаты
Учащийся научится:
• описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
• выделять существенные признаки предметов;
• сравнивать между собой предметы, явления;
• сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
• моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
• применять изученные способы учебной работы и приемы вычислений для работы с числовыми головоломками;
• самостоятельно составлять ребусы, кодировать информацию;
• анализировать правила математической игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
• обобщать, делать несложные выводы;
• решать нестандартные и логические задачи;
• выбирать рациональный способ решения комбинированных задач;
• классифицировать явления, предметы;
• определять последовательность событий;
• давать определения тем или иным математическим понятиям;
• сравнивать, анализировать геометрические фигуры, объемные тела;
• строить геометрические фигуры;
• читать чертеж;
• выявлять закономерности и проводить аналогии.
Учебно-тематическое и материально-техническое обеспечение реализации программы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2011.
2. Стандарты второго поколения. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе.Ч.1 – М.: Просвещение, 2010
3. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
4. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 7 – 10 лет. С. – Пб,1996
5. Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
6. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2010
7. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2011
8. Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2016
9. Cухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. -СПб.: Союз, 2001.
10. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
11. Турин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. — СПб.: Кристалл; М.: ОНИКС, 2016.
12. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб. : Кристалл, 2010.
13. Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. - М, 2006.
14. И.В. Шадрина. Элементы геометрии в начальных классах. М. 2011.
Интернет-ресурсы
1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — Математика. Математический мир.
2. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».
http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.
http://puzzle-ru.bIogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.