СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кружок Занимательная математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе программы факультативного курса «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой.

Просмотр содержимого документа
«Кружок Занимательная математика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка «Занимательная математика»



Уровень общего образования (класс)


Начальное общее, 1-А


Количество часов 35 часов


Направление внеурочной деятельности - общеинтеллектуальное


Учитель


Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе программы факультативного курса «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой (Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой), интегрированного курса «Математика и конструирование» С.И.Волковой, О.Л.Пчелкиной, «Элементы геометрии в начальных классах» И.В.Шадриной.



2019 - 2020 учебный год

1. Пояснительная записка

Данная рабочая программа занятий кружка «Занимательная математика» для обучающихся 1-А класса разработана с учетом следующих нормативных актов:

- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Устав и локальные акты МБОУ;

- учебный план МБОУ.


В соответствии с учебным планом МБОУ на изучение занятий кружка «Занимательная математика» во внеурочной деятельности выделено в 1-А классе 35 часов в год, 1 час в неделю.


Программа предназначена для развития познавательной и интеллектуальной активности школьников, их математических способностей.

Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки.

В программу курса заложено развитие основных мыслительных операций: обобщение и анализ; логического мышления детей с учётом их индивидуальных психологических особенностей и склонностей.

Система заданий направлена на отработку умений анализировать ситуацию, выделять главное и существенное, сравнивать и обобщать, делать выводы, обосновывать их, а также на развитие познавательных процессов (внимание, памяти, воображения и рефлексивного мышления). Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию. В конечном счёте, занятия  математического кружка должны содействовать развитию у детей познавательной активности и самостоятельности, математического образа мышления; освоению эвристических приёмов рассуждений; формированию умения рассуждать как компонента логической грамотности: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

Основные понятия:

Личностное развитие – процесс постоянного развития и совершенствования человека.

Логическое мышление – это вид мыслительного процесса, при котором человек использует логические конструкции и готовые понятия.

Познавательные способности - свойства интеллекта, которые обнаруживают себя при решении проблем.

Интеллектуальная активность - единство познавательных и мотивационных факторов.

Цель программы: формирование и развитие интеллектуальной активности, поддержание устойчивого интереса к предмету, развитие логического мышления и математической речи.

Основные задачи программы:

- удовлетворить потребность учащихся, проявляющих интерес и способности к математике;

- развивать мышление в процессе формирования основных приёмов мыслительной деятельности, умения выделять главное, делать несложные выводы

- формировать поисковые навыки решения практических проблем, приобщить к посильным самостоятельным исследованиям;

- развивать языковую культуры: чётко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;

- формировать и развивать коммуникативные умения: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно формирование и развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков.

Формы и методы обучения:

Предпочтение отдается диалогическим формам с использованием современных средств обучения. Для развития творческой, познавательной активности необходимо стимулировать и поощрять самостоятельные акты познавательной активности: широкий обмен мнениями, проектная деятельность, создание ситуаций активного поиска, знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности, предоставление возможности ученику сделать собственное «открытие», выпуск математических газет, участие в праздниках, математических олимпиадах, конкурса, фестивалях. Программа учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся: подвижные математические игры; последовательная смена одним из учеников «центров» деятельности в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий; работа в парах постоянного и сменного состава, работа в группах. Некоторые задания могут принимать форму соревнований между командами.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия :
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
• практический (самостоятельное выполнение работ по схемам, алгоритмам и др.).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
• групповой – организация работы в группах.
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и др.

Основные виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение реализуются в ходе:

- систематизации изученного материала, его углубление, выходящее за рамки материала учебного предмета;

- работы по развитию у детей умения анализировать и решать задачи повышенной трудности; особое внимание в содержании курса уделяется методике решения нестандартных и логических задач;

- расширения кругозора детей, углубленным изучением отдельных тем, творческих заданий.

Принципы программы:

-  Актуальность

Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся.

-  Научность

Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

-  Системность

Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

-  Практическая направленность

Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, на решение занимательных задач, на подготовку ребят к участию в школьных и городских олимпиадах, математических играх и конкурсах.






2. Содержание разделов программы


Раздел «Математическое справочное бюро».

Как люди научились считать. Цифры и числа.

Раздел «Удивительный мир чисел».

Названия и последовательность чисел от 1 до 100.

История чисел от 1 до 10.

Использование цифр в литературе и крылатых выражениях.

Зрительный образ цифр от 0 до 9.

Решение и составление ребусов, содержащих числа.

Сложение и вычитание чисел.

Удивительные свойства действий.

Число 0.

Графические диктанты.

Раздел «Математические игры».

Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др.

Поиск нескольких решений.

Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.

Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

Заполнение числовых кроссвордов.

Круговые примеры.

Магические квадраты.

Числовые треугольники.

История возникновения ребусов.

Раздел «Геометрическая мозаика».

Что такое геометрия.

История развития геометрии.

Взаимное расположение предметов в пространстве.

Волшебная линейка.

Точка. Линии. Отрезок. Замкнутые и незамкнутые линии.

Многоугольник. Треугольник. Четырехугольники. Квадрат. Круг. Овал.

Классификация геометрических фигур.

Взаимное расположение геометрических фигур.

Занимательные задания с геометрическими фигурами.

Геометрические лабиринты и закономерности.

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения.

Симметрия. Симметричные фигуры.

Конструирование из геометрических фигур.

Раздел «Мир занимательных задач».

Что такое задача. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задач.

Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке, для ответа на заданные вопросы.

Воспроизведение способа решения задачи.

Задачи на комбинированные действия.

Выбор наиболее эффективных способов решения.

Задачи в стихах. Задачи-шутки. Занимательные задания.

Решение логических задач. Решение задач, требующих рассуждения.

Выполнение заданий на развитие памяти, внимания. Логически-поисковые задания. Задания на развитие слуховой памяти.

Лабиринты, загадки, ребусы.

Задачи на поиск закономерностей. Задачи на оперирование понятиями «все», «некоторые», «отдельные». Задачи на установление сходства и соответствия. Задачи на установление временных отношений.

Множества.

К окончанию 1-го года обучения учащиеся научатся:

•  наблюдать, сравнивать, анализировать (замечать общее в различном, различное в общем, отличать главное от второстепенного, находить закономерности и использовать их для выполнения заданий);

•  классифицировать предметы по группам;

•  самостоятельно придумывать последовательность, содержащую некоторую закономерность; группу фигур, обладающую общим признаком;

•  решать простые логические задачи;

•  отгадывать загадки и ребусы; заполнять числовые треугольники.




3. Календарно - тематическое планирование.


№ п\п

Тема занятия

Количество часов

1

Математика — царица наук.

1

2

Как люди научились считать и записывать цифры.

1

3

Интересные приёмы устного счёта.

1

4

Решение занимательных задач в стихах.

1

5

Учимся разгадывать математические ребусы.

1

6

Геометрия вокруг нас.

1

7

Задачи - смекалки.

1

8

Игра – путешествие по стране Математика.

1

9

Развивающие математические игры.

1

10

Цифра ноль. История открытия ноля.

1

11

Экскурс в историю чисел. Графический диктант.

1

12

История возникновения знаков «+»,«-», «=».

1

13

История линейки.

1

14

Конструирование фигур на плоскости.

1

15

Танграм - древняя китайская головоломка.

1

16

Конструирование многоугольников из деталей танграма.

1

17

Праздник чисел от 1 до 10.

1

18

Знакомьтесь: ПИФАГОР!

1

19

Классификация геометрических фигур.

1

20

Симметрия. Симметричные фигуры. Графический диктант.

1

21

Математические сказки.

1

22

Математические цепочки.

1

23

Логические задачи.

1

24

Решение логических задач.

1

25

Задачи на поиск закономерностей.

1

26

Проект «Создание задачника по математике»

1

27

Секреты задач. Нестандартные задачи

1

28

Геометрический калейдоскоп.

1

29

Математические фокусы. Знакомьтесь: АРХИМЕД!

1

30

Магические квадраты.

1

31

Задания на конструирование и трансформацию фигур из счетных палочек

1

32

Решение олимпиадных задач.

1

33

Викторина для знатоков математики.

1

34

Проект «Газета для любознательных».

1

35

Итоговое занятие. Для чего надо изучать математику. Заседание «Клуба знатоков математики».

1



  1. Планируемые результаты реализации программы.


Личностные результаты

У учащегося будут сформированы:

•  начальные (элементарные) представления о самостоятельности и личной ответственности в процессе обучения математике;

•  начальные представления о математических способах познания мира;

•  начальные представления о целостности окружающего мира;

•  понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап);

•  проявление любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

•  проявление мотивации учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения;

•  освоение положительного и позитивного стиля общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома;

•  умение определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

•  умение демонстрировать самостоятельность суждений, независимость и нестандартность мышления;

•  понимание и принятие элементарных правил работы в группе.

Учащийся получит возможность для формирования:

•  основ внутренней позиции ученика с положительным отношением к школе, учебной деятельности, а именно: проявления положительного отношения к занятиям «Развивающая математика», умения отвечать на вопросы, участвовать в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности; осознания сути новой социальной роли ученика, принятия норм и правил школьной жизни, ответственного отношения к занятиям;

•  учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новых учебных и практических задач;

•  способности к самооценке результатов своей учебной деятельности.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД.

Учащийся научится:

•  определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

•  проговаривать последовательность действий;

•  высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией на карточке, доске;

•  выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

•  работать по предложенному учителем плану;

•  отличать верно выполненное задание от неверного;

•  выполнять самооценку своей работы на занятии;

•  совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;

•  сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

•  контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки;

•  понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах обучения;

•  понимать и применять предложенные учителем способы решения учебной задачи;

•  принимать план действий для решения несложных учебных задач и следовать ему;

•  выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме;

•  осознавать результат учебных действий, описывать результаты действий, используя математическую терминологию;

•  осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя.

Учащийся получит возможность научиться:

•  понимать, принимать и сохранять различные учебно-познавательные задачи; составлять план действий для решения несложных учебных задач, проговаривая последовательность выполнения действий;

•  выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;

•  фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке, адекватно относиться к своим успехам и неуспехам, стремиться к улучшению результата на основе познавательной и личностной рефлексии.

Познавательные УУД.

Учащийся научится:

•  ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

•  делать предварительный отбор источников информации;

•  добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя справочники и энциклопедии, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;

•  перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы;

•  преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей; находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей;

•  проводить сравнение объектов с целью выделения их различий, замечать существенные и несущественные признаки;

•  определять закономерность следования объектов и использовать ее для выполнения задания;

•  выбирать основания для классификации объектов и проводить их классификацию (разбиение объектов на группы) по заданному или установленному признаку;

•  осуществлять синтез как составление целого из частей;

•  иметь начальное представление о базовых межпредметных понятиях: числе, величине, геометрической фигуре;

Учащийся получит возможность научиться:

•  понимать и выполнять несложные обобщения и использовать их для получения новых знаний;

•  устанавливать математические отношения между объектами и группами объектов, фиксировать это в устной форме, используя особенности математической речи (точность и краткость), а также на построенных моделях;

•  применять полученные знания в измененных условиях;

•  объяснять найденные способы действий при решении новых учебных задач и находить способы их решения (в простейших случаях);

•  выделять из предложенного текста информацию по заданному условию;

•  систематизировать собранную информацию и представлять ее в предложенной форме.

Коммуникативные УУД.

Учащийся научится:

•  доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

•  слушать и понимать речь других;

•  читать и пересказывать текст математического задания;

•  включаться в групповую работу;

•  аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения;

•  использовать критерии для обоснования своего суждения;

•  участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

•  учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

•  задавать вопросы и отвечать на вопросы партнера;

•  воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению задания, оценивать их;

•  уважительно вести диалог с товарищами;

•  принимать участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы под руководством учителя;

•  понимать и принимать элементарные правила работы в группе;

•  осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимную помощь.

Учащийся получит возможность научиться:

•  применять математические знания и математическую терминологию при изложении своего мнения и предлагаемых способов действий;

•  включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться;

•  слушать партнера по общению (деятельности);

•  аргументированно выражать свое мнение;

•  совместно со сверстниками решать задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, проекта;

•  оказывать помощь товарищу в случаях затруднения;

•  признавать свои ошибки, озвучивать их.

Предметные результаты

Учащийся научится:

•  описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

•  выделять существенные признаки предметов;

•  сравнивать между собой предметы, явления;

•  сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

•  моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;

•  применять изученные способы учебной работы и приемы вычислений для работы с числовыми головоломками;

•  самостоятельно составлять ребусы, кодировать информацию;

•  анализировать правила математической игры, действовать в соответствии с заданными правилами;

•  обобщать, делать несложные выводы;

•  решать нестандартные и логические задачи;

•  выбирать рациональный способ решения комбинированных задач;

•  классифицировать явления, предметы;

•  определять последовательность событий;

•  давать определения тем или иным математическим понятиям;

•  сравнивать, анализировать геометрические фигуры, объемные тела;

•  строить геометрические фигуры;

•  читать чертеж;

•  выявлять закономерности и проводить аналогии.



  1. Учебно-тематическое и материально-техническое обеспечение реализации программы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2011.

2. Стандарты второго поколения. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе.Ч.1 – М.: Просвещение, 2010

3. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007

4. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 7 – 10 лет. С. – Пб,1996

5. Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002

6. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2010

7. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2011

8. Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2016

9. Cухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. -СПб.: Союз, 2001.

10. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004

11. Турин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. — СПб.: Кристалл; М.: ОНИКС, 2016.

12. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб. : Кристалл, 2010.

13. Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. - М, 2006.

14. И.В. Шадрина. Элементы геометрии в начальных классах. М. 2011.



Интернет-ресурсы

1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php   —   Математика. Математический мир.

2. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».

  • http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.

  • http://puzzle-ru.bIogspot.com — головоломки, загадки, задачи и  задачки, фокусы, ребусы.