Пояснительная записка
Цель курса:
Обобщить полученные знания по орфографии за курс 5 – 8 классов;
Закрепить навыки грамотного письма, активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи;
Преодолеть психологические трудности по отношению к языку.
Курс кружковой подготовки учащихся 8 – ых классов посвящён одной из важных задач филологического образования в школе – формированию навыков грамотного письма.
В данном курсе приводятся в систему все знания, полученные учащимися при изучении орфографии (5 – 8 кл).
Часы на изучение русского языка к 8 классу резко сокращаются и темы, связанные с орфографией присутствуют на уроках русского языка только в виде повторения, что приводит к тому, что учащиеся приходят к выпускным экзаменам недостаточно подготовленными в области орфографии.
К сожалению, в основной школе материал по данному направлению работы (изучение орфограмм) находится в программах по русскому языку 1 – 7 классов. Эти важные знания, умения и навыки необходимы учащимся при подготовке к выпускным экзаменам, особенно при подготовке к ЕГЭ.
Курс ориентирован на подготовку по русскому языку, на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую им для лучшего овладения общеучебными умениями и навыками, которые позволят школьникам успешно осваивать программу старшей школы и на более высоком уровне подготовиться к сдаче экзаменов. Он является предметно ориентированным и даёт учащимся возможность проверить свои способности в этой области.
Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по русскому языку. Поэтому данный кружок будет способствовать совершенствованию и развитию важных знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет учащимся оценить свои возможности по русскому языку и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.
Требования к уровню освоения содержания курса.
На занятиях кружка «Занимательная грамматика» предпочтительны формы работы, расширяющие классно – урочную систему: практикумы, семинары, занятия с использованием обучающих компьютерных программ и др.
В технологии проведения занятий присутствуют следующие этапы:
1. Справочно – ознакомительный (лекция учителя, составление таблиц, памяток, работа с литературой)
2. Тренировочный (тестовые задания)
3. Игровой (шарады, кроссворды)
4. Контролирующий (диктант, тесты)
Содержание программы.
№ п/п | Содержание тем курса | Виды деятельности |
1. | Вводное занятие. Цели и задачи курса. | Беседа, работа с тестами |
2. | Морфемика и словообразование. Основные способы образования слов. | Тренировочные упражнения |
3. | Лексика и фразеология. Лексическое значение слова. Стилистически окрашенная лексика русского языка. Фразеологизмы, их значение и употребление. | Выполнение тестовых заданий, работа со словарем |
4. | Речевые ошибки. Ошибки в употреблении языковых единиц. | Анализ предложений и ситуаций. |
5. | Словосочетание и предложение – единицы синтаксиса. Типы связи слов в словосочетании. Простое предложение. Двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, полные и неполные предложения. Обращение, вводные слова и конструкции. | Работа с тестами, анализ предложений, подбор материала, тренировочные упражнения. |
6. | Обособленные члены предложения. Знаки препинания при них. | Синтаксический разбор предложений, выполнение тестовых заданий |
7. | Речевое общение. Речевой этикет. Культура речи. Критерии культуры речи. | Беседа, диалог, составление плана, тренировочные упражнения. |
8. | Текст. Основные виды информационной переработки текста. Языковые нормы и варианты норм. | Лекция, подбор материала, аннотация, работа в группах. |
Календарно – тематическое планирование кружка «Занимательная грамматика» по русскому языку для учащихся 8 класса.
№ п/ п | 14.Темы занятий | Кол – во часов | Виды деятельности |
1. | Вводное занятие. Цели и задачи курса. | 1 | Выполнение упражнений |
2. | Морфемика и словообразование. | 1 | Работа с тестами |
3. | Лексика. Фразеология. | 1 | Выполнение тестовых заданий, работа со словарем |
4. | Работа с тестами. | 1 | Проверочная работа, тесты |
5. | Речевые ошибки. | 1 | Анализ предложений и ситуаций |
6. | Словосочетание. Виды связи слов. | 1 | Тренировочные упражнения |
7. | Простое двусоставное предложение. | 1 | Анализ предложений |
8. | Синтаксический разбор простых предложений. | 1 | Разбор предложений |
9. | Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 | Работа с учителем |
10. | Выполнение тестовых заданий. | 1 | Работа с тестами |
11. | Второстепенные члены предложения. | 1 | Анализ предложений |
12. | Приложение – особый вид определения. | 1 | ПР и теоретические сведения |
13. | Выполнение тестовых заданий. | 1 | Работа с тестами |
14. | Решение олимпиадных заданий. | 1 | Упражнения и тесты |
15. | Решение тестовых заданий. | 1 | Работа с тестами |
16. | Односоставные предложения. | 1 | Практикум |
17. | Односоставные предложения в различных функциональных стилях и типах речи. | 1 | Практическая работа |
18. | Решение тестовых заданий по теме «Односоставные предложения» | 1 | Тренировочные упражнения, тесты |
19. | Однородные члены предложения. | 1 | Практикум |
20. | Обращения. Вводные слова и вставные конструкции. | 1 | Тренировочные упражнения |
21. | Работа с тестами. | 1 | Тесты |
22 – 23. | Обособленные члены предложения. | 2 | Практическая работа |
24. | Знаки препинания в предложениях с обособленными второстепенными членами. | 1 | Практическая работа |
25 – 26. | Решение тестовых заданий. | 2 | Работа с тестами |
27. | Сферы и ситуации речевого общения. Речевой этикет. | 1 | Беседа, диалог, упражнения |
28. | Культура речи. Критерии культуры речи. | 1 | Анализ ситуаций |
29. | Текст. Основные виды информационной переработки текста. | 1 | Работа с текстом |
30. | Решение тестовых заданий. | 1 | Работа с тестами |
31. | Языковые нормы и варианты норм. | 1 | Работа с текстами |
32. | Орфоэпические нормы. | 1 | Тренировочные упражнения |
33. | Решение тестовых заданий. | 1 | Работа с тестами |
34 – 35. | Итоговые занятия. | 2 | Подведение итогов года |
Литература для учащихся
В качестве обучающих пособий предлагаются не только традиционные учебники, сборники упражнений по формированию навыков правописания, но и книги по занимательной лингвистике:
1. Шанский Н. М., Боброва Т. А. Снова в мире слова. М., 2001.
2. Успенский Л. В. Слово о словах. Ты и твое имя. М., «Детская литература». 1962.
3. Львова С. И. Этимология на службе орфографии. М., 2002.
4. Львова С. И. Там, где кончается слово… (О слитных, дефисных и раздельных написаниях). М., 1998.
5. Граник Г. Г., Бондаренко, Концевая Л. А. Секреты орфографии. М., 1996.
6. Пахнова Т. М. Готовимся к устным и письменным экзаменам по русскому языку. 9 – 11 классы. М., «Просвещение», 1997.
7. Мурашко А. С. Краткий орфографический справочник. Архангельск, 1995.
Литература для учителя.
1. Баранов М. Т., Костяева Т. А., Прудникова А. В. Русский язык. Справочные материалы. М., «Просвещение», 1987.
2. Скобликова Г. П. Обобщающая работа по орфографии. М., 2001.
3. Волгина Н. С., Светлышева В. Н. Орфография и пунктуация. Справочник. М., «Просвещение», 1993.
4. Иванова В. Ф. Трудные вопросы орфографии. М., 1982.
5. Хлебникова А. В., Плотникова Е. Ф. Сборник текстов для закрепления навыков правописания. Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1976.
6. Штильман С. Л. Как избавиться от безграмотности. // Русский язык и литература для школьников. 2002. № 1, стр. 41 – 49; 2002. № 2, стр. 21 – 27; 2003. № 2, стр. 17 – 26; 2003. № 3, стр. 25 – 36.
7. Гусарова И. В. Тренинг грамотного письма. // Русский язык и литература для школьников. 2002. № 1, стр. 50 – 54.
8. Вишневская Л. Л., Старикова И. В. Схемы и таблицы по орфографии и пунктуации. // Русский язык и литература для школьников. 2003. № 2, стр. 27 – 32; № 3, стр. 37 – 40.