III Актуализация знаний. 1. Создание мотивационного поля 2. Подведение к целеполаганию. 3.Формулирование темы и целей урока. 4. Физминутка | - раскрывать значение «эпиграф» и использовать это слово в активном словаре; - планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что потом) - слушать и понимать речь учителя, строить рассуждения - раскрывать значение слов «басня», «мораль», «эпиграф» и использовать эти слова в активном словаре; - определять признаки и особенности басни и обосновывать своё мнение - поиск необходимой информации в словаре - планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что потом) - слушать и понимать речь учителя, строить рассуждения - формулировать цели урока под руководством учителя. - осознать важность сохранения и укрепления здоровья | -Наш урок литературы я хочу начать с эпиграфа. - Вспомните, что такое эпиграф? - Обобщите ваши ответы. -Прочитайте эпиграф, который я подобрала к нашему уроку. -Этот эпиграф взят из сценария Григория Горина «Тот самый Мюнхаузен». Объясните, почему так важно, чтобы люди умели улыбаться, смеяться, причем, не только над действительно смешными ситуациями, но и над собой. _Человек, обладающий чувством юмора, жизнерадостно и оптимистично смотрит на мир. -А вот почему я выбрала именно этот эпиграф, думаю, вы ответите мне в конце урока. -Чей портрет вы видите? - В каком жанре писал И.А.Крылов? - Сформулируем задачу: вспомним… -Кто является создателем басни, как самостоятельного жанра литературы. - Что интересного вы запомнили о нем? -Совершенно верно. Именно в его баснях животные говорят, думают, действуют как люди. Эзоп высмеивает человеческие пороки, приписывая их животным. Такой литературный прием называется «аллегория» (иносказание), а еще его называют по имени изобретателя- эзоповым языком. - Среди баснописцев известны такие имена: Жан де Лафонтен (жил во Франции в ХVII в.), С.В.Михалков, Л.Н.Толстой. -Ваши одноклассники поработали дома и приготовили интересный материал о выдающихся поэтах-баснописцах. Давайте послушаем их. -Вспомните, что такое басня? - Сделайте вывод, что такое басня, выслушав ответы ребят. -Что такое мораль? - Сегодня мы еще раз окунемся в прекрасный мир басен И.А.Крылова. Посмотрите еще раз на его портрет. Обратите внимание на его добрые и проницательные глаза, глаза очень умного человека. Что вы помните из биографии И.А.Крылова? - Но вся огромная сила его таланта проявилась в баснях. Крылова узнала вся Россия! Его любят и почитают до сих пор. Крылатые строки его басен стали пословицами и поговорками. - Давайте мысленно перенесемся в Летний сад г.С-Петербурга. В одной из аллей сада находится памятник Крылову. Создал его скульптор Клодт. Этот памятник, отлитый в бронзе, был сооружен на народные деньги. - По сей день стоит памятник, по сей день Крылов, как и его басни, неразлучен с русскими людьми. В.Г.Белинский так говорил о Крылове: «Кто хочет изучить язык русский вполне, тот должен познакомиться с Крыловым» А сам Крылов о себе говорил: «Люблю, где случай есть, пороки пощипать» - Что такое порок? -Откройте толковые словари, где буква «П». Найдите значение этого слова. - Сформулируем новые задачи: познакомимся … найдём … потренируемся … - Я добавлю – оценим свою работу на уроке. -Физминутка | Выслушиваются ответы детей. - Это какое-то высказывание - Его часто можно увидеть перед каким-то произведением. - Эпиграф-это небольшое высказывание. Его можно увидеть перед произведением. Ученик читает. Выслушиваются ответы детей. -Чтобы быть добрее к другим. - Быть добрее к недостаткам других. -Иван Андреевич Крылов -Басня Выслушиваются ответы детей. -Вспомним, кто является создателем басни, как самостоятельного жанра литературы. - Вспомним, что такое басня. -Вспомним, что такое мораль. -Эзоп Выслушиваются ответы детей. - Легендарный древнегреческий баснописец. - Он жил в Древней Греции в 6 веке до н.э. - Эзоп был рабом. Эзоп Полулегендарный древнегреческий поэт-баснописец. Предположительно жил около 600 г. до н.э. Оригинальные стихи Эзопа не сохранились. Древнейшие «басни Эзопа» дошли до нас в позднейших поэтических переработках. Под именем Эзопа сохранился сборник басен (из 426 коротких произведений) в прозаическом изложении. Есть основание предполагать, что в эпоху Аристофана (конец V в.) в Афинах был известен письменный сборник Эзоповых басен, по которому учили детей в школе; «Ты невежда и лентяй, даже Эзопа не выучил», — говорит у Аристофана одно действующее лицо. Это были прозаические пересказы, без всякой художественной отделки. Жан де-Лафонтен Выдающийся французский баснописец. Он родился 8 июля 1621 года в небольшом городке Шато-Тьерри. В 1669 году приехал в Париж, где прославился как талантливый поэт. В 1668 году появились первые шесть книг басен, под скромным заглавием: «Басни Эзопа, переложенные на стихи г-ном де Лафонтеном» Именно в первый сборник вошли знаменитые, переложенные впоследствии И. А. Крыловым «Ворона и Лисица» (точнее, «Ворон и Лис», ) и «Стрекоза и Муравей» (точнее, «Цикада и Муравьиха» ). Лев Николаевич Толстой Великий русский писатель. Важным делом всей своей жизни Толстой считал служение народу. Он создал народные школы и учебники для народных школ. В «Азбуку» Толстого вошли басни. Это целая книга, живая и поучительная, веселая и грустная, понятная каждому, одинаково близкая и детям и взрослым. Басни Толстого воспитывают честность, трудолюбие, доброту, смелость Сергей Михалков Поэт, писатель, драматург, баснописец. Кто из нас не знает знаменитого «Дядю Степу»? Однако С. Михалков еще и замечательный баснописец. Басни Михалкова – это меткое оружие сатиры. В XX веке ими зачитывалась вся страна. Они популярны до сих пор. Поэт, ясно видящий хорошее и плохое, сумел в лучших традициях басенного творчества показать человеческие слабости и пороки. Басни Михалкова– это маленькие, но очень поучительные истории. Выслушиваются ответы детей. - Басня похожа на стихотворение. - Она может быть похожа и на маленький рассказ. - Она смешная, можно посмеяться. - Действующие лица – животные. -В басне обязательно есть мораль. - Басня- короткий рассказ или стихотворение, часто в смешной форме, содержит мораль. - Мораль-это поучительный вывод. Выслушиваются ответы детей. - И.А.Крылов родился 2 февраля 1769г. -Он родился в бедной семье. - В 9 лет отдали служить, переписывать бумаги. - Жизнь у него была очень тяжелой. Он рано понял, что главное – это трудиться. -Крылов мечтал в детстве о литературе, театре. - Что-то плохое. Работа со словарем. «Порок- это предосудительный недостаток, позорящее свойство.» - Познакомимся с новой басней И.Крылова. Найдём главную мысль, мораль. Потренируемся читать басню выразительно. Дети выполняют физминутку под руководством учителя. | слайд 2 слайд 3 слайд 4 По мере высказывания детей появляются таблички слайд 5 слайд 6 слайд 7 Слайд с портретом И.А.Крылова. слайд 8 слайд 9 |
IV Открытие новых знаний 1. Подготовка к восприятию 2. Первичное восприятие. Фонохрестоматия: чтение актерами басни 3. Проверка первичного восприятия. 4. Анализ басни. Подготовка к выразительному чтению басни. 5. Работа над моралью басни. Выразительное чтение басни. 6. Систематизация знаний. | - проявлять желание читать басни И.А.Крылова --эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений -принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей -использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления. -эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений - строить рассуждения, доказательство своей точки зрения; решать возникшую проблему - уметь выполнять учебное действие, анализировать свою работу - строить рассуждения, доказательство своей точки зрения; решать возникшую проблему - уметь выполнять учебное действие, анализировать свою работу - договариваться и приходить к общему решению в рамках учебного диалога - осуществлять поиск информации из различных источников - определять мораль басни и обосновывать своё мнение - осуществлять поиск информации из различных источников Предметные -выразительно читать басню, передавая эмоциональный характер произведения - понимать и принимать совместно со сверстниками задачу работы в паре, распределять функции в паре при выполнении заданий | -- Не всех поэтов можно назвать баснописцами и не каждое стихотворение является басней. Давайте вспомним отличительные особенности басни как жанра литературы, которые вы знаете? -Прочитайте еще раз эти 4 условия. -Понаблюдаем их на басне И.А.Крылова. - Открывайте учебники стр.72 -Прочитайте название басни. -Что заметили? -Почему? - Кто из вас видел слона? - Прочитайте слова шепотом и назовите только те, которые подходят к образу слона. -Какие же подходят к образу? -Теперь сравните собаку со слоном по силе и росту. -Послушаем басню. Ее читают актеры. Закройте учебники. -Вы прослушали. Поделитесь впечатлениями. Что хотелось бы вам сказать? - Кто главные герои басни? -Кто из героев понравился? Почему? - Откройте учебники по закладке. Перечитайте басню про себя и подумайте, сколько картинок можно нарисовать к басне? - Мнения разошлись. Посмотрим, кто был точен. - Что бы вы нарисовали на первой картинке? -На второй? -Третья картинка? - Твое мнение? (Спрашиваю ученика, допустившего ошибку) -Прочитайте вслух строчки, которые относятся к первой картинке. -Почему слона «водили напоказ»? -Если «слоны в диковинку», то реагировали люди? Прочитайте. (обращаю внимание на ударение в слове «толпы») - Как понимаете? - Прочитайте следующие строчки, которые можно отнести ко второй картинке? -Как иначе «отколе ни возьмись»? -Какой частью речи являются слов, которые чаще всего встречаются в этом отрывке? -Что обозначает эта часть речи? -Какое из действий вам не понятно? -Кто может объяснить? - Попробуйте прочитать эту часть вполголоса так, чтобы передать голосом движения Моськи. - Читаем последнюю часть. - Что же побуждало маленькую и слабую собачонку лаять на великана слона? -Подумайте, была ли на самом деле Моська такой бесстрашной, какой она хотела казаться? Найдите доказательства в тексте. -Почему же она шумит, лезет в драку? -Кто осуждает в басне Моську, считая ее поведение позорным? -Докажите словами текста, передайте голосом осуждение. - Как ведет себя слон, прочитайте. - Моську не тревожит равнодушие слона, она и не собиралась вступать с ним в драку. Напротив, ей духу придает, что она совсем без драки может попасть в большие забияки. - Как понимаете «большие забияки»? -Какого же результата хотела добиться Моська, когда лаяла на слона? Прочитайте. -Прочитайте слова. -Все ли понятно? -Найдите значение этого слова в словаре. Прочитайте -Что еще не понятно? -Кто может объяснить? -Обратитесь к словарю. -Выберите те слова, которые характеризуют Моську. -Верно. Высокомерие складывается из чересчур высокого мнения о себе и чересчур низкого о других. -Что читали? -Докажите. - Мораль заключена в особых строках, которые стоят в конце басни или в самом ее начале. Найдите строчки, в которых заключена мораль. - В этой басне герои-животные, но осуждаются недостатки и пороки людей. Каких же людей можно охарактеризовать этими словами: «Ай, Моська, знать она сильна, что лает на слона…» - В литературе есть такой фразеологизм «Аника-воин». Прочитайте объяснение. -Моська-«Аника-воин»? Почему? -Подумайте, какие пороки людей высмеиваются в этой басне? -И еще бахвальство. Прочитайте в толковом словаре значение этого слова. -Вспомните все, что мы говорили о героях басни, их поведении. Прочитайте басню, применяя технику жужжащего чтения, готовя для выразительного чтения. Попробуйте голосом передать авторскую иронию и осуждение Шавки. -Чтение басен обогащает нас знанием жизни, родного языка. Эти басни созданы в XVIII веке, у них особый язык. Они передают колорит эпохи. Проверю, как запомнили слова и выражения из басен Крылова. -У вас на партах лежат карточки. Переверните их. Прочитайте выражения слева и справа. - Как вы думаете, какое задание я хочу вам предложить? -Выполните работу. - Следующая работа в парах. Откройте конверты. -Предположите задание. -Выполнив работу, покажите готовность пары. | Выслушиваются ответы детей. -Басня должна быть небольшой. Краткой. - Главные герои животные. Они ведут себя как люди. - Это короткий рассказ или стихотворение. - Басня обязательно чему-то учит. Там должна быть мораль. 1 ученик читает вслух. 1 ученик читает вслух. - Оба слова написаны с большой буквы. Выслушиваются ответы. - Это их имена. - Здесь животные, как люди. Все дети подняли руки. Дети делают свой выбор. Выслушиваются ответы детей. -Спокойный. -Уверенный, ведь ему нечего бояться. -Громадный, большой. -Добрый. -Величественный, как король, такой же важный. - Собака, даже если она крупной породы, в несколько раз меньше слона и уступает ему по силе. Дети слушают. Дети обмениваются впечатлениями. - Мне было смешно оттого, что маленькая собака лает на большого слона. - Я удивляюсь слону. Он был очень спокоен и не пытался даже пнуть собаку, чтобы защитить себя от лая. -Моська, Слон и Шавка - Слон. Он уверенный в себе и не замечает лая бестолковой Моськи. - Шавка. Она правильно говорила Моське, чтобы та не позорилась. Дети перечитывают басню. -Три картинки. -Я думаю, что 4. - Много людей и ведут слона. - Моська, лающая на слона. - Шавка ругает Моську. - Я считаю, что нельзя разделять диалог Шавки и Моськи. Иначе к кому обращается Шавка. - Я согласен. Дети читают первые 4 строчки - Был в диковинку. - Раньше таким образом зазывали в цирк, давая понять, что будут выступать звери, которых увидеть больше нигде нельзя. - «толпы зевак ходили» - Очень любопытные, ходят, раскрыв рот. Дети читают следующие 4 строчки. -Появилась внезапно. -Глаголы -Действие какого-либо предмета. -Метаться. -Рваться. Ответы детей. - Метаться – то вперед, то назад. - Рваться – это делать вид, что бросаешься на слона. - Моська делает вид, что не только бросается на слона, но и делает вид, что готова его укусить, загрызть. Дети читают. (Анализ: получилось ли голосом передать движения Моськи) Чтение вслух. - Хочет, чтобы на нее обратили внимание. -Хочет похвалиться своей храбростью перед подружками, какая она смелая, кидалась на самого слона. -Она была трусливой. Она прекрасно понимала, что слон ей ничего не сделает. В тексте об этом говорится так : «….что я совсем без драки …» - Убеждена в своей безопасности. -Шавка Дети читают. (Анализ) -«А он идет себе вперед И лаю твоего совсем не примечает» -Хочет прославиться задирой, смелой, сильной. -« Ай, Моська, знать она сильна…» Дети читают. (Глупая, мудрая, спокойная, заносчивая, тщеславная, высокомерная, рассудительная) -Не знаю значение слова «тщеславная» - «Несвоевременная попытка получить громкую известность прежде, чем мы ее заслужим» -Высокомерная. - Очень высокого мнения о себе. -Заносчивая. - «Заносчивая-презрительно-надменная» - Презирает других, их мнение. -Глупая, заносчивая, высокомерная, тщеславная. - Мудрая, спокойная, рассудительная. -Басню - Небольшое стихотворение. - Герои-животные, но ведут себя как люди. Есть мораль. - «Ай, Моська, знать она сильна, что лает на слона…» - Людей, которые хотят казаться сильными, смелыми, хвалятся этим. Но сами таковыми не являются. 1 ученик читает. -Моська-«Аника-воин». Лает вдали от опасности. - Тщеславие, глупость, высокомерие, заносчивость. Дети читают. Дети готовят басню. Для выразительного чтения. Чтение басни вслух, анализ чтения. Дети читают. - Соединить выражения слева с выражениями справа, подходящими по смыслу. Дети выполняют. Проверка. У детей в конвертах текст басни, разрезанный на фразы. - Восстановить разрушенный текст басни и прочитать выразительно. Выполнение работы. Проверка. | Слайд 10 Слайд 11 По мере работы на слайде появляются либо картинки, либо слова. Слайд 12 Слайд 13 Слайд 14 |