СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Крымскотатарский танец

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

История возникновения и особенности крымскотатарского танца.

Крымскотатарский танец «Чечеги хайтармасы» («Танец с цветами»)

Просмотр содержимого документа
«Крымскотатарский танец»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. КЕРЧИ, РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

«ДОМ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

298310 Россия Республика Крым г. Керчь, ул.. Орджоникидзе, д. 45., тел. З-45-73, ddutpochta@gmail.com








История возникновения и

особенности крымскотатарского танца.

Крымскотатарский танец

«Чечеги хайтармасы» («Танец с цветами»).








Составитель:


Ислямова Алия Болатовна,

руководитель крымскотатарского

танцевального коллектива

«Мерджан»




















г. Керчь, 2017

История возникновения и

особенности крымскотатарского танца.

Крымскотатарский танец

«Чечеги хайтармасы» («Танец с цветами»).


Коренное мусульманское население Крыма – «къырымлы», «крымцы» это самоназвание, то есть, название, которое народ дал себе сам), официальное современное название – «крымские татары». Общая численность крымских татар (по предварительной оценке) около 500 тысяч. В последние годы в Крым после депортации 1944 г. вернулось более 250 тысяч человек, остальные проживают в Узбекистане, Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане, России и т.д.

Основу антропологического типа составляют представители европиоидной расы, у некоторых групп отмечают небольшие монголоидные примеси. Язык относится к огузо – кыпчакской ветви кыпчакской группы. Монгольских слов не более 30 единиц. Исповедуют ислам суннитского толка. Народ сформировался в результате слияния тюркизированных и исламизированных нетюркских племен (потомки тавроскифов, готов) с тюркскими племенами (тюрко- булгар, печенегов, кыпчаков и др.).

В результате сложного этнического процесса в период IV –XVвв сформировался крымскотатарский народ. Представители каждой группы внесли свой вклад в формирование хореографии этноса.

Танец является предметом исследования не только хореографов, но и такой дисциплин как этнография и культурология.

Танец один из древнейших видов искусства, является неотъемлемой частью духовной культуры, занимает важное место в жизни людей. Танцевальное искусство связано со всеми событиями практической и духовной жизни этноса, охватывает все стороны существования общества и, как всякое искусство, служит способом отражения повседневной жизни человека, обусловливает его отношение к окружающей действительности.


Крымскотатарский народный танец – памятник прошлого и общечеловеческий феномен, сохранивший зашифрованное в пластических знаках мироощущение предков.

В процессе формирования крымскотатарского этноса, сопровождавшегося взаимообогащением культур разных народов, музыкальная культура приобрела черты, присущие исключительно ей, стала не только неотъемлемой составляющей национальной, но и частью общечеловеческой культуры.

Такие отличительные черты национальной музыки как колорит, мягкость, мелодичность, поэтичность – отразились и в народной хореографии.

В силу специфичности хореографического искусства многое из сокровищницы народного танцевального творчества, безвозвратно ушла, либо забывается молодым поколением, либо стилизуется и обобщается до неузнаваемости отдельных специфических черт локальных групп. В современных условиях традиционная народная хореография сильно изменилась. В конце 19 и начале 20 вв. крымскими татарами была утрачена часть их самобытной, в том числе и хореографической культуры, что связанно как с процессом ассимилирования её с культурами других народов и изменением традиционного уклада жизни.

В недалёком прошлом танцы крымских татар были как обрядовыми, так и игровыми, носившими, в основном, созерцательный характер. Хотя в более древние времена они, возможно, были связанны с культом различных птиц и животных (кстати, семантика движений особенно сильно выявляет это – движение рук напоминают движение крыльев.)

Как для боле ранней, так и для традиционной хореографии конца XIX и начала XX вв., характерно проявление большей склонности татар к сочинительству новых танцев на основе использования местного и близко родственного фольклора (турок, болгар, греков).

Все известные танцы крымских татар делятся на: 1) мужские и женские, 2) сольные, смешанные, 3) групповые.

В танцах большая роль отводится женщине, что совпадает и с хореографической обрядовой практикой по данным историко-этнографических источников, в которых основная роль принадлежала женщине – хранительнице домашнего очага, благополучия и семейного спокойствия в далёком прошлом и современном настоящем.

По тематике все танцы схожи, в основном преобладают лирические и бытовые мотивы: о выборе невесты и о многом другом. Подобная схожесть, вероятно, была присуща танцевальной культуре народа и раньше, с той лишь разницей, что посвящались танцы духам неба, матери земле и т.д.

По количеству фигур танцы имеют вариации от 2х до 8-10.

Наиболее характерными являются следующие движения: раскрытые на уровне плеч руки у мужчин, корпус стройный, величавый, локти полу -согнуты. Вывернутые кисти рук на уровне груди у женщин.

Применяются волнообразные движения рук впереди себя (справа на лево и наоборот), а так же вращательные движения кистей «от себя». Основное характерное движение ног – «ход переменным шагом».

Характерны так же мелкие движения плеч «вверх – вниз, вперед – назад». Рисунок танца во многом произволен, за исключением сюжетных танцев, но с определённым набором движений. Основными линиями танца являются точка, линия, диагональ, полукруг, круг. Количество исполнителей в танцах варьируется: от одного до восьми человек или же неограниченное четное количество человек в парных танцах, что, возможно, может быть связано с четной цифрой в тюркской культуре.

По тематическому содержанию крымскотатарские народные танцы разнообразны и делятся на хороводные (двух типов по темпераменту – 1.медленная, 2. быстрая), парные, сольные (в основном женские танцы).

Среди особо популярных:

«Агъыр ава-Хайтарма»– один из самых старинных танцев. Название исходит от мелодии, состоит он из двух частей: первая часть медленная, плавная, величавая «Агъыр ава» и темпераментная, грациозная «Хайтарма» вторая часть, «Чобан оюну» - танец пастухов. Танец состоит из трех частей:

I часть - «Чабаны на досуге» спокойная в трехдольном метре, исполняется на мелодию «Обана». Руки лежат на посохе, танцуют только ноги и корпус.

II часть - грустная, передает переживания чабана, потерявшего своих овец. В двудольном размере танцуется на мелодию «Бейим адаман», танец энергичен, полон сложных танцевальных элементов: прыжков, ритмических движений ног, приседаний.

III часть – веселая, передает радость чабана нашедшего свое стадо. «Эмир Джелял хайтарма» сольный женский танец - I часть «Эмир-Джелял» медленная по темпу, образ – грациозный, скромный, сдержанный и гордый, II часть «Хайтарма» быстрая, стремительная, танец выражает легкость корпуса, мягкий ход ног, много верчений на месте, повороты.

«Хоран» - старинный хороводный танец. По количеству от 10 до 100 человек. Состоит из двух частей, первая часть медленная – «Джиин», вторая - быстрая. Основные фигурации танца: круг, линии.

Развитие женского танца обусловлено прежде всего костюмом. Плавность движения ног определяла длинная юбка танцовщицы, а всё её внимание сосредоточено на разработанной технике рук и верхней части корпуса (плечи, голова, мимика лица и др.)

Именно техника ног определяет мужской танец. Так, танцовщик с лёгкостью делает танцевальные прыжки, стремительно опускается на колено.

Среди традиционных праздников крымских татар отмечают такой праздник, как «Наврез байрам». Этот праздник проводится с давних времен, в обрядах и обычаях которого отражается богатый историко-этнографический материал. Комплекс обычаев и обрядов, выполняемых при «Наврезе», свидетельствует о том, что этот день 21 марта считается, как начало Нового года и весны. В этот день девочки и мальчики ходят по домам, напевая песни про Наврез. Девочки одеты в праздничные платья, на мальчишках рубашки белого цвета, на шеях завязаны косынки. Волосы девочек украшены «Наврез чечеги» - весенними цветами.

«Наврез байрам» олицетворяет пробуждение природы. В преддверии наступления весны, поставленный мною «Танец с цветами» - «Чечеги хайтармасы» я связала с праздником «Наврез». Танец был поставлен под известную крымскотатарскую мелодию ансамбля «Сельсебиль».

Количество и возраст исполнителей.

В танце участвуют 11 девочек и 2 мальчиков. Возраст детей составляет от 7 лет до 10 лет.

Костюмы исполнителей.

У девочек: белые платья, белые шаровары. Некоторые девочки одеты поверх белых платьев в красные жилетки, остальные же девочки одеты в синие жилетки. Пояс у девочек под цвет жилеток. Пояса вышиты золотой нитью. Феска (головной убор) и марама (накидка на голову) у девочек также пошиты под цвет жилеток. Главный атрибут у девочек – белые и розовые цветы.

У мальчиков: белая рубашка, черные брюки. Жилетка у мальчиков пошита из красного бархата, вышита узорами. На голове национальная шапочка с плоским верхом.


Описание движений.

В танце «Чечеги хайтармасы» я применила такие движения, как:

Движение № 1 – переменный шаг. На счет «раз» - правой ногой шаг вперед на носочек. На счет «и» - небольшой шаг вперед с вытянутым носком левой ноги. На счет «два» - небольшой шаг вперед с вытянутым носком правой ноги. На счет «и» - пауза.

Движение № 2 – припадание. Исходное положение: ноги в третьей позиции, правая нога впереди. На счет «раз» - небольшой шаг правой ногой вправо, всю ступню, колено слегка согнуть. Одновременно левую ногу приподнять и, согнув её в колене, подвести ступней к щиколотке правой ноги сзади. Колено левой ноги развернуть влево. На счет «и» - переступив н низких полупальцах левой ноги, поставить её сзади правой, правую выпрямить, приподнять вправо. Это же движение повторяется.

Движение № 3 – балансе (вперед). Исходное положение: третья позиция ног, правая нога впереди. На счет «раз» - правой ногой шаг вперед, присесть, левую ногу согнуть в колене, оторвать от пола. На счет «два» - переступить на полупальцы левой ноги, немного приподнимая ногу. На счет «три» - мягко переступить на всю ступню правой ноги. Движение с левой ноги повторяется назад.

Движение № 4 – переменный ход назад. Исходное положение: первая позиция ног. На счет «раз» - шаг правой ногой назад. На счет «и» - приставить левую ногу на низких полупальцах к правой ноге. На счет «два» - шаг правой ногой назад. На счет «и» - пауза. Движение повторяется с левой ноги.

Движение № 5 – веер. На счет «раз» - правую ногу повести в левую сторону перед левой ногой; слегка поворачиваясь влево, стать на правую ногу. На счет «два» - стать на левую ногу. На счет «три» - стать на правую ногу. Движение повторяется с левой ноги, слегка поворачиваясь вправо.

Движение № 6 – выпад. Движение исполняют только мальчики. На счет «раз» - шаг вперед на правую ногу, согнуть её в колене, левая нога при этом не сгибается. Тяжесть тела перевести н правую ногу, плечи вибрируют.

Движение № 7 – къорантеп. На счет «раз» - небольшой шаг правой ногой вправо, одновременно левая нога выбрасывается вправо. На счет «и» - левая нога сгибается в колене. На счет «два» - «и» - движение повторяется на другую ногу.

Движение № 8 – переплет. На счет «раз», «и» - легкое приседание (6 позиция). На счет «два» - правая нога ставится на каблук. На счет «и» - пауза. На счет «раз» - левая нога выставляется вперед на каблук. На счет «и» - правая нога выставляется вперед на каблук. На счет «два» - левая нога выставляется вперед на каблук. На счет «и» - пауза.

Движение № 9 – скользящая веревочка. Исходное положение: ноги в третьей позиции, правая рука поднята к затылку. Левая – на поясе. На счет «раз и» - слегка приседая, правую ногу согнуть в колене, поставить сзади левой на третью позицию. Одновременно исполняется легкое скольжение на левой ноге. На счет «два и» - левую ногу, согнутую в колене, поставить сзади правой (третья позиция). Одновременно исполняется легкое скольжение на правой ноге. Движение повторяется несколько раз.

Движение № 10 – копье. На счет «раз и» - правая нога выбрасывается вперед на уровне пояса и тут же сгибается в колене.

Движение № 11 – притоп. Исходное положение – шестая позиция ног. На счет «раз» - левую ногу поставить с притопом на всю ступню рядом с правой, правую ногу приподнять. На счет «и» - правую ногу поставить с притопом на всю ступню рядом с левой ногой, левую ногу приподнять. На счет «два» - левую ногу поставить с притопом на всю ступню рядом с правой ногой. На счет «и» - пауза.


Таким образом, изучение крымскотатарского народного хореографического искусства способствует выявлению этнических особенностей и социальных отношений в обществе, в танцевальном искусстве нашли отражение различные стороны воззрений человека; источником для изучения материальной и духовной культуры служат музыкальные инструменты, костюмы, атрибуты, используемые во время исполнения танца. Следует заметить, что использование традиционного танца как исторического источника помогает лучше понять этнические процессы.


Традиционная хореографическая культура передавалась из поколения в поколение и дожила до наших дней в несколько измененном виде. История крымскотатарского народного танца неразрывно связана с историей крымскотатарского народа и неизменно несёт на себе отпечаток его национального характера и условий его жизни.











































Крымскотатарский танцевальный коллектив «Мерджан».


Руководитель коллектива – Ислямова Алия Болатовна.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!