КС 209 ОУДБ. 10 Обществознание (включая экономику и право)
Преподаватель: Оленева Е.К.
Адрес: [email protected]
Задание дано 27 октября.
Выполнить до 30 октября.
Тема: Форма государственного устройства.
Лекция по обществознанию на тему «Форма государственного устройства и форма политического режима» (по учебнику Важенина А.Г. Обществознание для студентов СПО)
Форма государственного устройства — это внутреннее строение государства, административно-территориальная организация государственной власти, определяющая характер взаимоотношении между составными частями государства, между центральными и местными органами власти.
Форма государственного устройства тесно связана с территориальным признаком государства. Она дает возможность понять, из каких территориальных единиц состоит государство, каков их правовой статус и взаимоотношения между собой и центральными органами государственной власти.
Существуют три формы государственного устройства — унитарная, федеративная и конфедеративная.
Унитарное государство — это целостное государство, административно- территориальные единицы которого не обладают признаками суверенитета.
Признаками унитарного государства служат:
единая система законодательства. Части государства не имеют права издавать свои законы;
единая система органов власти. Высшие органы государственной власти осуществляют непосредственное руководство местными органами;
единая денежная единица;
единая финансовая, налоговая, кредитная система;
единое гражданство;
единые вооруженные силы;
единые атрибуты государства (флаг, герб, гимн);
составные части государства не обладают признаками суверенитета, т.е. не являются государственными образованиями и не могут проводить самостоятельную политику.
Большинство современных государств — унитарные. Унитарная форма государственного устройства сохраняет государственное единство и обеспечивает эффективность управления. Как правило, унитарные государства — небольшие по территории и имеют однонациональный состав (Франция, Япония, Швеция, Эстония и др.). Однако есть унитарные государства с многонациональным составом населения (Афганистан, Пакистан, Турция, Китай и др.), а некоторые из них, как например, Китай, представляют собой крупные территориальные образования.
Федеративное государство — это сложное союзное государство, составные части которого представляют собой государственные образования и обладают признаками суверенитета.
Отличительными признаками федерации служат:
двойная система законодательства. Составные части государства (субъекты федерации) имеют право издавать свои законы, которые не должны противоречить федеральному законодательству;
двойная система органов власти, состоящая из центральных федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов федерации;
единая денежная единица;
двухканальная финансовая и налоговая система. Субъекты федерации имеют право формировать свой бюджет и собирать налоги, которые не должны противоречить федеральной налоговой политике;
двойное гражданство. Наряду с федеральным гражданством существует гражданство субъекта федерации, которое, однако, имеет значение только внутри страны;
единые вооруженные силы;
субъекты федерации могут учреждать свои атрибуты государственной власти, которые существуют наряду с федеральными;
основные ограничения суверенитета субъектов федерации — это запрет на осуществление внешнеполитической деятельности и запрет на выход из состава федерации.
Различают территориальные и национальные федерации. При формировании территориальных федераций учитываются плотность населения, рельеф местности, другие территориально-экономические признаки. Субъекты территориальной федерации имеют значительные ограничения в своих полномочиях (США, Мексика, ФРГ). В национальных федерациях принципом территориального деления служит национальный состав населения данного региона. Национальные федерации строятся на основе добровольного объединения субъектов, что обеспечивает национальный суверенитет и право наций на самоопределение (Югославия).
Россия имеет смешанное территориальное устройство, сочетающее в себе черты и территориальной, и национальной федерации. Национальные государственные образования в составе Российской Федерации представляют республики, террнторнальными — области, края, города федерального значения. Особый статус имеют автономии — автономные округа и автономная область. Смешанный характер территориального устройства России требует гибкой и продуманной политики со стороны высших федеральных органов власти.
Конфедерация — это государственно-правовой союз суверенных государств, созданный для достижения определенных целей. Конфедерация сочетает в себе признаки международно-правовой и внутригосударственной организации. Государства, входящие в конфедерацию, сохраняют суверенитет во внутренней и внешней политике. Целями объединения служат в основном внешнеполитические проблемы (оборона, внешняя торговля, таможенная политика и т.д.).
Конфедерации характеризуются следующими признаками:
конфедерация не имеет единой системы законодательства. В государствах, входящих в конфедерацию, действуют свои законы. Отношения между членами конфедерации регулируются на основе договоров;
в конфедерации нет единой системы органов власти. Каждое государство в составе конфедерации имеет свой государственный механизм. Тем не менее создаются общие конфедеративные органы, координирующие решение общих проблем;
конфедерация, как правило, не имеет своей денежной единицы, однако пример объединенной Европы показывает, что может быть создана единая денежная система с обшей валютой;
финансовая и налоговая системы сохраняют специфику в каждой отдельной стране, тем не менее создается общий денежный фонд для финансирования мероприятий, связанных с достижением целей конфедерации;
отсутствует гражданство конфедерации, но может быть упрощено перемещение граждан одного государства, входящего в состав конфедерации, на территорию другого;
каждое государство сохраняет свои вооруженные силы. Если конфедерация создается для достижения военных целей, то вооруженные силы государств —членов конфедерации объединяются под единым командованием;
государства, входящие в конфедерацию, остаются суверенными субъектами международных отношений. Они вправе не признавать акты принимаемые конфедеративными органами. Субъекты конфедерации имеют право свободного выхода из состава конфедерации;
конфедерации имеют нестойкий характер. По достижении поставленных целей они либо распадаются, либо преобразуются в федерацию.
Большинство конфедераций существовало в ХVIII —XIX вв. Это, например, Нидерланды, США, Швейцарский союз, Германский союз и др. На их основе были созданы единые государства. В XX в. конфедерациями были объединение советских республик во время гражданской войны в России, а в середине века — Объединенная Арабская Республика (Египет и Сирия) и Сенегамбия (Сенегал и Гамбия). Последние две просуществовали недолго и распались. В настоящее время признаками конфедерации обладают Содружество Независимых Государств и Европейское сообщество.
Форма политического режима — это совокупность способов и методов осуществления государственной власти. В широком смысле политический режим определяет функционирование всей политической системы. Патетический режим выступает наиболее динамичной формой государства. С его изменением, даже если форма правления и форма государственного устройства остаются прежними, может последовать смена курса внутренней и внешней политики. В зависимости от того, какие методы применяются государством для осуществления политической власти, выделяют демократический и антидемократический режимы.
Демократический политический режим обеспечивает защищенность прав и свобод граждан и их реальное участие в управлении государством. Он характеризуется следующими признаками:
выборность органов государственной власти, их ответственность перед избирателями;
разделение властей;
приоритет права во всех сферах государственной и общественной жизни;
реальность и гарантированность прав и свобод граждан;
политический плюрализм, многопартийность, легальность политической оппозиции;
максимальный учет интересов всех слоев населения.
Антидемократический политический режим отвергает равенство во взаимоотношениях государства и личности и устанавливает диктат государства над обществом. Признаками антидемократического режима служат:
формирование органов власти невыборным путем или путем псевдовыборов;
отсутствие разделения властей, усиление роли исполнительной ветви власти;
преобладание государства над правом, господство беззакония и произвола со стороны государства;
отсутствие реальных прав и свобод (они могут быть декларированы, но в действительности не исполняются);
однопартийная система, господство единой государственной идеологии, запрет политической оппозиции, преследование за инакомыслие;
игнорирование интересов населения, отдельных его слоев.
Деление политического режима на демократический и антидемократический не является исчерпывающим. Существует более подробная их классификация.
Разновидностями демократического режима являются либерально-демократический и собственно демократический режимы. Либерально-демократический режим предполагает осуществление власти гуманными и демократическими методами, не допуская действий, направленных на изменение существующего строя. Собственно демократический режим провозглашает и гарантирует народовластие, политический плюрализм, возможность избирать и быть избранным в представительные органы государственной власти.
Антидемократический режим бывает нескольких видов. Тоталитарный режим характеризуется полным вмешательством государства в жизнь общества, вплоть до личной жизни граждан. При авторитарном режиме государство ограничивает свое вмешательство в жизнь общества политической сферой, допуская свободу в искусстве, науке, экономике, т.е. в тех областях, которые не затрагивают интересы государства. Фашистский режим провозглашает превосходство одной нации над другой, происходит милитаризация общественной жизни: государство проводит агрессивную внешнюю политику. Расистский режим основан на идее неравноценности человеческих рас.
В современном мире большинство государств являются демократическими. Демократия — в переводе с греческого «власть народа». Это слово понимается в нескольких значениях. Прежде всего — в смысле народовластия, т.е. такого общественного самоуправления в масштабах всей страны, которое обходится без государственных рычагов воздействия. Речь, по существу, идет о народовластии как идеале, которого сложно достичь. Термин «демократия» используется для обозначения широкого общественного движения — экологического, движения защитников мира, народного фронта, движения за безъядерный мир и др. — как организационный принцип. Поэтому выделяют внутрипартийную, внутрипрофсоюзную демократию и т.д. Но главным образом и чаще всего демократия понимается как разновидность государства.
Дайте определение формы государственного устройства.
В чем различие унитарного государства, федерации и конфедерации?
Приведите примеры государств из истории и современности, охарактеризовав их по форме государственного устройства.
Что такое политический режим?
Проведите сравнительный анализ демократического и антидемократического режимов.
Задание:
1) Ознакомьтесь с предложенным материалом.
2) Выполните задания, перейдя по ссылке:
https://learningapps.org/11127318
https://learningapps.org/1238512
Литература:
1. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей - М.: Академия, 2019. - 528 c.
2. Горелов А.А. Обществознание для профессий и специальностей социально - экономического профиля: Учебник / А.А. Горелов. - М.: Academia, 2017. - 384 c.
3. Губин В.Д. Обществознание (спо) / В.Д. Губин, М.Б. Буланова, В.П. Филатов. - М.: КноРус, 2017. - 413 c.
4. Интернет-источники
Задания можно выполнять:
- письменно, фотографировать и отсылать
- текст в формате Word
Уважаемые студенты! При отправке ответов указывайте группу!