СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КС 209 Обществознание 27.10.21

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«КС 209 Обществознание 27.10.21»

КС 209 ОУДБ. 10 Обществознание (включая экономику и право)

Преподаватель: Оленева Е.К.

Адрес: [email protected]

Задание дано 27 октября.

Выполнить до 30 октября.

Тема: Форма государственного устройства.

Лекция по обществознанию на тему «Форма государственного устройства и форма политического режима» (по учебнику Важенина А.Г. Обществознание для студентов СПО)


Форма государственного устройства — это внутреннее строе­ние государства, административно-территориальная организация го­сударственной власти, определяющая характер взаимоотношении между составными частями государства, между центральными и местными органами власти.

Форма государственного устройства тесно связана с террито­риальным признаком государства. Она дает возможность понять, из каких территориальных единиц состоит государство, каков их правовой статус и взаимоотношения между собой и центральны­ми органами государственной власти.

Существуют три формы государственного устройства — уни­тарная, федеративная и конфедеративная.

Унитарное государство — это целостное государство, административно- территориальные единицы которого не обладают при­знаками суверенитета.

Признаками унитарного государства служат:

  1. единая система законодательства. Части государства не имеют права издавать свои законы;

  2. единая система органов власти. Высшие органы государственной власти осуществляют непосредственное руководство местными органами;

  3. единая денежная единица;

  4. единая финансовая, налоговая, кредитная система;

  5. единое гражданство;

  6. единые вооруженные силы;

  7. единые атрибуты государства (флаг, герб, гимн);

  8. составные части государства не обладают признаками суверенитета, т.е. не являются государственными образованиями и не могут проводить самостоятельную политику.

Большинство современных государств — унитарные. Унитар­ная форма государственного устройства сохраняет государствен­ное единство и обеспечивает эффективность управления. Как пра­вило, унитарные государства — небольшие по территории и име­ют однонациональный состав (Франция, Япония, Швеция, Эс­тония и др.). Однако есть унитарные государства с многонацио­нальным составом населения (Афганистан, Пакистан, Турция, Китай и др.), а некоторые из них, как например, Китай, пред­ставляют собой крупные территориальные образования.

Федеративное государство это сложное союзное государство, составные части которого представляют собой государственные об­разования и обладают признаками суверенитета.

Отличительными признаками федерации служат:

    1. двойная система законодательства. Составные части госу­дарства (субъекты федерации) имеют право издавать свои законы, которые не должны противоречить федеральному законодательству;

    2. двойная система органов власти, состоящая из центральных федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов федерации;

    3. единая денежная единица;

    4. двухканальная финансовая и налоговая система. Субъекты федерации имеют право формировать свой бюджет и собирать налоги, которые не должны противоречить федеральной налоговой политике;

    5. двойное гражданство. Наряду с федеральным гражданством существует гражданство субъекта федерации, которое, однако, имеет значение только внутри страны;

    6. единые вооруженные силы;

    7. субъекты федерации могут учреждать свои атрибуты государственной власти, которые существуют наряду с федеральными;

    8. основные ограничения суверенитета субъектов федерации — это запрет на осуществление внешнеполитической деятельности и запрет на выход из состава федерации.

Различают территориальные и национальные федерации. При формировании территориальных федераций учитываются плотность населения, рельеф местности, другие территориально-экономи­ческие признаки. Субъекты территориальной федерации имеют зна­чительные ограничения в своих полномочиях (США, Мексика, ФРГ). В национальных федерациях принципом территориального деления служит национальный состав населения данного региона. Нацио­нальные федерации строятся на основе добровольного объедине­ния субъектов, что обеспечивает национальный суверенитет и право наций на самоопределение (Югославия).

Россия имеет смешанное территориальное устройство, сочета­ющее в себе черты и территориальной, и национальной федера­ции. Национальные государственные образования в составе Рос­сийской Федерации представляют республики, террнторнальными — области, края, города федерального значения. Особый ста­тус имеют автономии — автономные округа и автономная об­ласть. Смешанный характер территориального устройства России требует гибкой и продуманной политики со стороны высших фе­деральных органов власти.

Конфедерация это государственно-правовой союз суверенных государств, созданный для достижения определенных целей. Кон­федерация сочетает в себе признаки международно-правовой и внутригосударственной организации. Государства, входящие в конфедерацию, сохраняют суверенитет во внутренней и внеш­ней политике. Целями объединения служат в основном внешне­политические проблемы (оборона, внешняя торговля, таможен­ная политика и т.д.).

Конфедерации характеризуются следующими признаками:

      1. конфедерация не имеет единой системы законодательства. В государствах, входящих в конфедерацию, действуют свои законы. Отношения между членами конфедерации регулируются на основе договоров;

      2. в конфедерации нет единой системы органов власти. Каждое государство в составе конфедерации имеет свой государственный механизм. Тем не менее создаются общие конфедеративные органы, координирующие решение общих проблем;

      3. конфедерация, как правило, не имеет своей денежной единицы, однако пример объединенной Европы показывает, что может быть создана единая денежная система с обшей валютой;

      4. финансовая и налоговая системы сохраняют специфику в каждой отдельной стране, тем не менее создается общий денежный фонд для финансирования мероприятий, связанных с достижением целей конфедерации;

      5. отсутствует гражданство конфедерации, но может быть упрощено перемещение граждан одного государства, входящего в состав конфедерации, на территорию другого;

      6. каждое государство сохраняет свои вооруженные силы. Если конфедерация создается для достижения военных целей, то вооруженные силы государств —членов конфедерации объединяются под единым командованием;

      7. государства, входящие в конфедерацию, остаются суверенными субъектами международных отношений. Они вправе не признавать акты принимаемые конфедеративными органами. Субъекты конфедерации имеют право свободного выхода из состава конфедерации;

      8. конфедерации имеют нестойкий характер. По достижении поставленных целей они либо распадаются, либо преобразуются в федерацию.

Большинство конфедераций существовало в ХVIII —XIX вв. Это, например, Нидерланды, США, Швейцарский союз, Германский союз и др. На их основе были созданы единые государ­ства. В XX в. конфедерациями были объединение советских респуб­лик во время гражданской войны в России, а в середине века — Объединенная Арабская Республика (Египет и Сирия) и Сенегамбия (Сенегал и Гамбия). Последние две просуществовали недолго и распались. В настоящее время признаками конфедерации обладают Содружество Независимых Государств и Европейское сообщество.

Форма политического режима это совокупность способов и методов осуществления государственной власти. В широком смысле политический режим определяет функционирование всей поли­тической системы. Патетический режим выступает наиболее ди­намичной формой государства. С его изменением, даже если фор­ма правления и форма государственного устройства остаются пре­жними, может последовать смена курса внутренней и внешней политики. В зависимости от того, какие методы применяются государством для осуществления политической власти, выделяют демократический и антидемократический режимы.

Демократический политический режим обеспечивает защищен­ность прав и свобод граждан и их реальное участие в управлении государством. Он характеризуется следующими признаками:

        1. выборность органов государственной власти, их ответственность перед избирателями;

        2. разделение властей;

        3. приоритет права во всех сферах государственной и общественной жизни;

        4. реальность и гарантированность прав и свобод граждан;

        5. политический плюрализм, многопартийность, легальность политической оппозиции;

        6. максимальный учет интересов всех слоев населения.

Антидемократический политический режим отвергает равенство во взаимоотношениях государства и личности и устанавлива­ет диктат государства над обществом. Признаками антидемокра­тического режима служат:

          1. формирование органов власти невыборным путем или путем псевдовыборов;

          2. отсутствие разделения властей, усиление роли исполнительной ветви власти;

          3. преобладание государства над правом, господство беззакония и произвола со стороны государства;

          4. отсутствие реальных прав и свобод (они могут быть декларированы, но в действительности не исполняются);

          5. однопартийная система, господство единой государственной идеологии, запрет политической оппозиции, преследование за инакомыслие;

          6. игнорирование интересов населения, отдельных его слоев.

Деление политического режима на демократический и антиде­мократический не является исчерпывающим. Существует более подробная их классификация.

Разновидностями демократического режима являются либераль­но-демократический и собственно демократический режимы. Либерально-демократический режим предполагает осуществление вла­сти гуманными и демократическими методами, не допуская дей­ствий, направленных на изменение существующего строя. Собственно демократический режим провозглашает и гарантирует народовла­стие, политический плюрализм, возможность избирать и быть избранным в представительные органы государственной власти.

Антидемократический режим бывает нескольких видов. Тота­литарный режим характеризуется полным вмешательством госу­дарства в жизнь общества, вплоть до личной жизни граждан. При авторитарном режиме государство ограничивает свое вмешатель­ство в жизнь общества политической сферой, допуская свободу в искусстве, науке, экономике, т.е. в тех областях, которые не за­трагивают интересы государства. Фашистский режим провозгла­шает превосходство одной нации над другой, происходит мили­таризация общественной жизни: государство проводит агрессив­ную внешнюю политику. Расистский режим основан на идее неравноценности человеческих рас.

В современном мире большинство государств являются демо­кратическими. Демократия — в переводе с греческого «власть народа». Это слово понимается в нескольких значениях. Прежде всего — в смысле народовластия, т.е. такого общественного са­моуправления в масштабах всей страны, которое обходится без государственных рычагов воздействия. Речь, по существу, идет о народовластии как идеале, которого сложно достичь. Термин «демократия» используется для обозначения широкого обществен­ного движения — экологического, движения защитников мира, народного фронта, движения за безъядерный мир и др. — как организационный принцип. Поэтому выделяют внутрипартийную, внутрипрофсоюзную демократию и т.д. Но главным образом и чаще всего демократия понимается как разновидность госу­дарства.

  1. Дайте определение формы государственного устройства.

  2. В чем различие унитарного государства, федерации и конфедерации?

  3. Приведите примеры государств из истории и современности, охарактеризовав их по форме государственного устройства.

  4. Что такое политический режим?

  5. Проведите сравнительный анализ демократического и антидемократического режимов.


Задание:

1) Ознакомьтесь с предложенным материалом.

2) Выполните задания, перейдя по ссылке:

https://learningapps.org/11127318

https://learningapps.org/1238512



Литература:


1. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей - М.: Академия, 2019. - 528 c.

2. Горелов А.А. Обществознание для профессий и специальностей социально - экономического профиля: Учебник / А.А. Горелов. - М.: Academia, 2017. - 384 c.

3. Губин В.Д. Обществознание (спо) / В.Д. Губин, М.Б. Буланова, В.П. Филатов. - М.: КноРус, 2017. - 413 c.

4. Интернет-источники


Задания можно выполнять:

- письменно, фотографировать и отсылать

- текст в формате Word



Уважаемые студенты! При отправке ответов указывайте группу!


Скачать

© 2021 72 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!