(К) Актуализация знаний. Целепологание. - Проверка домашнего задания. Работа над лексической и грамматической темой урока. (П) Формулирование темы и цели урока. - Разгадай ребус. (П) Разгадай кроссворд. (К) Работа с учебником. Растения, животные, грибы, бактерии и вирусы образуют органический мир нашей планеты. Мир, в котором действуют едва уловимые, но очень важные связи! без них ни один живой организм не смог бы существовать. Каждое существо в этом мире играет свою роль. Все растения на планете образуют флору. В природе растения образуют места обитания для животных и грибов. Питаются растения в процессе фотосинтеза. Процесс фотосинтеза происходит во всех зеленых частях растений. Фотосинтез - образование органических веществ из неорганических при участии Солнца. (И) Подумай. - Рассмотри рисунок 7. Как ты думаешь, где будет идти фотосинтез? Почему? Прочитай текст. Во время чтения текста делай пометки: «√» уже знал, "+” новое, «-» думая иначе, «?» — есть вопросы. В мире растения составляют основу живого вещества. Они выполняют роль посредников между Солнцем и Землей. Растения, используя солнечную энергию, образуют органические вещества, которые затем потребляются животными и человеком. Кроме того, растения пополняют запасы кислорода в атмосфере. Так, одно дерево способно выделить столько кислорода, сколько его хватит для дыхания четырех человек. (К) Физминутка. Мы топаем ногами, Мы хлопаем руками, киваем головой. Мы руки поднимаем И кружимся потом. Мы топаем ногами, Мы хлопаем руками, Киваем головой. Мы руки разведём И побежим кругом. Совместно обитающие на одном участке суши или водоема виды растений, животных, грибов и бактерий называют природным сообществом. Процесс фотосинтеза - уникален! Возникнув однажды для решения вопроса питания, он коренным образом изменил жизнь планеты! Входе него в природных лабораториях—листьях — неорганические вещества превращаются в органические. Причем этих веществ производится больше, чем необходимо для питания самих растений. Эти вещества и используются животными. Поэтому все растения называют «производителями» веществ. Растениями питаются травоядные животные, их называют «потребителями». Любое органическое вещество рано или поздно подвергнется разрушению. Этому способствуют «разрушители», которыми являются бактерии и грибы. Растения создают основу сообществ. (Г) Работа в группах. - Сравните сообщество джунглей и сообщество степей. Подумайте, где органических веществ будет произведено больше. В чем это выражается? (И) Подумай. Подумай, какие связи лежат между производителями, потребителями и разрушителями органических веществ. Вывод: Взаимоотношения, в основе которых лежат пищевые связи, так и называются - пищевые цепи. То есть растения являются едой для травоядных животных, травоядные — едой для хищников, хищники могут стать добычей еще более крупных хищников, а те, в свою очередь, после смерти станут добычей разрушителей. Цепь состоит из 3—5 звеньев. Организмы разных видов питаются разными объектами. Например, лиса в степи может полакомиться и зайцем, и полёвкой, и сусликом. В результате образуется пищевая сеть. Благодаря этому сообщество может жить даже тогда, когда отдельные виды исчезают или снижается их численность. (К) Пальчиковая гимнастика «Избушка» Что за чудо перед нами? Стоит избушка расписная. (Дети имитируют крышу над головой.) Здесь на ставенках — цветочки, (Ладони сомкнуты вместе, затем раскрываются в стороны; руки вместе, ладони разведены, пальцы расставлены в стороны.) А на крыше — кренделёчки, (Указательными пальцами дети рисуют восьмёрки в воздухе.) Из трубы идёт дымок. (Указательными пальцами дети рисуют петельки в воздухе.) Вот так чудо-теремок! (Дети показывают большой палец.) (К) Работа в группах: - Рассмотри рисунок, составь несколько пищевых цепей. (И) Самостоятельная работа по закреплению изученного материала. -Ответь на вопросы. 1.Какие взаимоотношения существуют между организмами? 2.Что называется пищевой цепью? 3. Из каких звеньев состоит пищевая цепь? 4. Какую роль выполняет каждое звено? Выполнение заданий в тетради ученика. Дифференциация по усмотрению учителя. |