(К) Актуализация знаний. Целепологание. - Проверка домашнего задания. Работа над лексической и грамматической темой урока. (П) Формулирование темы и цели урока. - Составь кластер. РАСПРОСТРАНЕНИЕ СЕМЯН (И) Подумай. Запиши в тетради в соответствующие графы зрительные и слуховые ассоциации, которые возникают у тебя при словосочетании распространение семян. (К) Работа с учебником. Размножение у семенных растений, к которым относятся цветковые и голосеменные, осуществляется с помощью семян. При этом важно, чтобы семена оказались на достаточно удаленном расстоянии от родительского растения. В этом случае больше шансов, что молодым растениям не придется конкурировать за свет и воду как между собой, так и со взрослым растением. У цветковых растений в процессе эволюции растительного мира распространение семян стало происходить благодаря плоду. (Г) Работа в группах. Прочитайте текст, ответьте на вопросы. 1. Выясните, о каком виде распространения семян идёт речь в тексте. 2.Поясните, как к нему приспособились растения. 3.Подумайте, кто ещё участвует в этом процессе. 4.Предположите, как далеко "путешествуют" семена. 1) Плоды и семена этих растений имеют специальные приспособления, увеличивающие их площадь, но не увеличивающие их массу. Это различные пушистые волоски (например, плоды тополя и одуванчика) или крыловидные выросты (как у плодов клена). Благодаря таким образованиям семена долго парят в воздухе, а ветер их относит всё дальше и дальше от родительского растения. В степи и полупустыне нередко растения засыхают, и ветер обламывает их у корня. Перекатываемые ветром засохшие растения рассыпают по местности свои семена. Таким «перекати-поле» растениям, можно сказать, не нужны даже плоды для распространения семян, так как с помощью ветра их распространяет само растение. 2) Плоды и семена этих растений не тонут, а уносятся течением (например, у ольхи, растущей по берегам). Они не смачиваются водой и не тонут благодаря имеющимся выростам или воздушным полостям. У некоторых растений плоды могут плавать несколько недель или даже месяцев (стрелолист, ольха, осока, вех). Орехи кокосовой пальмы путешествуют на огромные рас стояния по соленой морской воде. Это путешествие может длиться до полугода и является обязательным для прорастания ореха. У кокосовой пальмы они крупные, но легкие, поэтому не тонут. 3)Другая группа растений использует организмы, которые всегда рядом. Их плоды очень вкусные. Сочные плоды позволяют растениям распространять их семена с помощью животных и птиц, которые поедают эти плоды. В пищеварительной системе переваривается в основном сочная часть плода, а вот семена — нет. Они выходят из пищеварительного тракта животного, при этом животные или птицы могут быть уже далеко от родительского растения. Поэтому сочный плод можно считать одним из самых успешных достижений эволюции живой природы. Другие растения приобрели всевозможные зацепки и крючки. Если, например, животное пройдет рядом с репейником, то за него зацепится несколько колючих плодов. Рано или поздно животное их сбросит, но семена репейника окажутся уже относительно далеко от исходного места. 4) Существует способ распространения семян и с помощью разбрасывания, а точнее—саморазбрасывания. Конечно, это не самых эффективный метод так как семена оказываются всё равно близко к материнскому растению. Однако такой способ нередко наблюдается в природе. Обычно разбрасывание семян характерно для плодов типа стручок, боб и коробочка. Когда боб или стручок засыхает, его створки скручиваются в разные стороны, и плод растрескивается. Из него с небольшой силой вылетают семена. Так распространяют свои семена горох, акация и другие бобовые. Однако саморазбрасывание характерно не только для сухих семян. Например, у растения под названием бешеный огурец семена вылетают из сочного плода. В нем скапливается слизь, которая под давлением выбрасывается вместе с семенами. (К) Физминутка. Мы топаем ногами, Мы хлопаем руками, киваем головой. Мы руки поднимаем И кружимся потом. Мы топаем ногами, Мы хлопаем руками, Киваем головой. Мы руки разведём И побежим кругом. (И) Самостоятельная работа по закреплению изученного материала. -Ответь на вопросы. 1.Выясни, о каком виде распространения семян идёт речь в тексте. 2.Поясни, как к нему приспособились растения. 3.Подумай, кто ещё участвует в этом процессе. 4.Предположи, как далеко "путешествуют" семена. (И) Самостоятельная работа. Вернись к таблице и теперь уже со знанием темы еще раз запиши свои ассоциации по распространению семян. Выполнение заданий в тетради ученика. Дифференциация по усмотрению учителя. |