I. Организационный момент. Создание коллаборативной среды. – Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне. Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее. Садитесь. II. Актуализация знаний. Синтаксическая пятиминутка. Запись и анализ предложений. По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о культурном уровне, но и о его гражданской ценности2. Истинная любовь к своей стране немыслима2 без любви к своему1 языку. (К.Паустовский) - Объясните правописание слов и постановку знаков препинания. - Обозначьте грамматические основы и определите, чем они выражены. - Как вы понимаете слова К.Паустовского? | Учащиеся определяют тему урока. учащиеся обсуждают смысл эпиграфа в паре). | | ФО Взаимооценка. |
III. Изучение нового материала. - Назовите известные средства общения людей. - Почему язык называют важнейшим средством человеческого общения? - Для чего еще, кроме общения, служит язык человеку в обществе? У языка две основные функции: он является орудием человеческого мышления и орудием общения людей друг с другом. И сам язык может существовать и развиваться только потому, что он одновременно выполняет обе эти функции. Язык – это продукт общественной деятельности, это отличительная особенность общества. А зачем нужен язык? Для чего человеку членораздельная речь? Во-первых, для того, чтобы люди могли обмениваться мыслями при всякого рода совместной деятельности, т.е. он нужен как средство общения. Правда, кроме языка, для этой цели могут использоваться и другие средства. Вспомните, какие? Во-вторых, язык нужен для того, чтобы закреплять и сохранять коллективный опыт человечества, достижения общественной практики. Когда Архимед открыл свой знаменитый закон, то первое, что он при этом сделал, - сформулировал этот закон в словах, выразил свою мысль так, что она стала доступной для понимания и его современникам, и нам – его далеким потомкам. Когда вы учитесь в школе, вы усваиваете достижения общественного опыта по учебникам, где необходимые сведения изложены в языковой форме. Наконец, в – третьих, язык нужен для того, чтобы человек мог с его помощью выразить свои мысли, чувства, эмоции. Например, в стихах человек передает самые сокровенные мысли, чувства, переживания. И все это благодаря языку. Определяют тему отрывков. Находят и записывают ключевые слова. Подбирают антонимы к выделенным прилагательным. Находят и выписывают обращения. Объясняют постановку знаков препинания. Критерии оценивания: Отвечают на вопросы, выражая свое мнение по поднимаемой проблеме; Определяют основную мысль рассказа; Объясняют значения выделенных слов; Указывают грамматические признаки глаголов. IV. Освоение изученного материала. Работа с текстом. Без языка не было бы самого человека, потому что все то, что есть в нем человеческого, связано с языком, выражается в языке и закрепляется в языке. (А.Леонтьев) 3. Чтение теоретического материала § 1. Запись последнего абзаца. Русский язык широко используется во всех сферах общения в Казахстане, особую значимость ему придает использование в качестве средства общения, непосредственно включенного в диалог культур всех живущих в республике народов. V. Закрепление изученного материала. Послетекстовая работа . Словарная работа Диалог Эстетический Билинг По словарю иностранных слов учебника выяснить значения слов. 2. Упр. 3, устно разделить словосочетания на именные и глагольные, составить с ними предложения и охарактеризовать их. 3. Упр. 4 4. Упр. 8 - Почему для Республики Казахстан так важен диалог культур? - Какова роль русского языка в диалоге культур? - Что вы знаете о статусе казахского и русского языков в Казахстане? § 1, упр. 9, 10 | Учащиеся представляют работы классу. С одной стороны, стимулируют большее число любых разнообразных ответов, а с другой - поощеряют оригинальные, творческие ответы. Учащиеся дают определения разделам языкознания. | Учебник, тетрадь Словарь | Обменяться тетрадками с соседом для взаимопроверки После чтения текста №1 – взаимооценивание по стратегии «2 звезды и 1 пожелание». Учащиеся на стикерах записывают свое мнение по поводу урока. |
Домашнее задание. Подготовиться к словарному диктанту по упр. 11 Критерий оценивания домашней работы: Переводят данные слова на русский язык Готовят сообщение на тему «Паронимы в русском языке», используя материал урока Рефлексия Достигли мы целей, которые ставили в начале урока? | Учащиеся оценивают свою деятельность на уроке смайликами. Учащиеся высказывают свою точку зрения, аргументируя ее. | | Выберите смайлик, который говорит о том, с каким настроением вы уходите с урока. |