Урок 3
Тома урока: Гордость степи Біржан-сал.
им урока: комбинированный урок.
Цели и задачи урока:
Познакомить творчеством Біржан-сала, с понятиями айтыс, опера, сольное исполнение.
Развивать музыкальное восприятие, умение подбирать прослушанному музыкальному произведению словесное.
Развивать умение писать пожелания, посвященные празднику учителей.
Ход урока
1. Организационный момент.
Музыкальное приветствие. Перекличка учащихся. Готовность учащихся к уроку.
2. Повторение пройденного материала.
Проверка домашнего задания (выставка рисунков, выборочное зачитывание письменных работ). Учитель оценивает работы учащихся.
Назовите: творчество каких певцов-композиторов относится к песенному искусству? Настоящее имя Ақан-сері. Какие песни Ақан-сері звучат в казахских операх? Как звали коня Ақан-сері?
Исполнение песни «Маңмаңгер».
3. Актуализация опорных знаний.
На нашем уроке мы продолжим знакомство с народными певцами-композиторами XIX века. Узнаем, что такое айтыс, опера, сольное исполнение. Научимся быстро и четко проговаривать скороговорки на казахском языке.
4. Раскрытие темы урока.
Сегодня мы познакомимся еще с одним представителем казахского песенного творчества - талантливым певцом, поэтом, композитором Биржан-салом Кожагулулы.
Работа по учебнику.
В тексте вам встретилось новое слово - айтыс. Это песенно-импровизационное состязание между двумя акынами. Во время айтыса акыны вели как бы песенный диалог на произвольную тему. Это состязание на находчивость, умение быстро, оригинально находить ответ в песенной форме, сопровождая его игрой на домбре, кобызе и выразительными жестами. Айтысы акынов проводятся перед большой аудиторией. Акын должен обладать не только поэтическим даром, но и глубокими знаниями истории.
Бессмертным народным достоянием является айтыс между выдающимся акыном Биржан-салом и поэтессой Сарой Тастанбековой, соловьем народного песнопения.
Біржан-сал был душой любого праздника, всюду, где он бывал, тут же рождались его вдохновенные стихи, которые звучали в песнях «Жанбота», «Лйәлім шырақ,», «Теміртас».
Рождению песен «Жанбота» и «Адаскак» послужила встречи с сыном известного бая Коныркожи.
У подножия Кокшетау поставлены белые юрты. Причина тому был ожидавшийся приезд генерал-губернатора из Омска, тогдашней столицы Сарыарки. Особенно беспокоились полостные и старшины. Каждому хотелось выглядеть не хуже других, поставить юрту как следует, оказать гостям торжественный прием. Среди всех волостных этого края особенно выделялись Азнабай и Жанбота. Азнабай - сын известного бая Коныркожи. Со стороны юрт Жанботы послышалось пение. Все люди, узнав голос Биржана-сала, стали сбегаться туда. Это не понравилось волостному Азнабаю, который хотел быть во всём выше Жанботы. Азнабай начал возмущаться, мол, Жанбота затеял развлечения, не дождавшись приезда генерала-губернатора. А Жанбота уперся: «Я здесь не при чем. Біржан поет по просьбе молодежи». Посредники
пробовали обратиться к хозяину юрты, где находился акын: «Пусть Биржан-сал подождет приезда генерал-губернатора». Но тот тоже не соглашался: «Народ собрался, ждет. Что же им пыль пускать в глаза вместо песен?» Разозленный Азнабай послал вестового с требованием остановить Біржан-сала. Востовой попытался отнять у акына домбру. Но тот не отдал , за что вестовой ударил певца плеткой. Все закончилось дракой. Біржан, достоинство которого было задето, тут же импровизировал песню «Жанбота», в которой укорял Жанботу, что тот не защитил честь поэта, хотя сам же и приглал его на торжество. Но даже после этого призыва Жанбота - предпринял никаких мер, чтобы заступиться за Біржана. Вот тогда-то акын написал свою знаменитую песню «Адаскак», где говорится о том, что в мире нет справедливости, хотя каждый должен жить, уважая других.
Раньше песни Біржан-сала исполнялись сольно в сопровождении домбры. Композитор Мукан Тулебаев написал оперу под названием «Біржан - Сара», в которую включил многие песни композитора. Песни Біржан-сала продолжают жить в сердце казахского народа.
Выполнить задание, данное в учебнике.
5. Слушание: Біржан-сал, песня «Адаскак,».
Песня исполняется сольно или хором? В каком темпе исполняется песня «Адаскак,»? Произведение исполняется в протяжном или тревожном характере?
Выполнить задание в рабочей тетради.
6. В учебнике предлагается скороговорка на казахском языке. Попробуйте перевести и понять смысл скороговорки.
Подходит ли содержание скороговорки к следующему рисунку в учебнике? Провести беседу, придумать рассказ по рисунку, посвященный Дню учителя.
Проводится игра «Кто быстрей?». Побеждает тот, кто быстро и без запинки проговорит скороговорку на казахском языке.
7. Разучивание песни И. Нусипбаева «Мейірбан устаздар» на слова К. Жумагалиева. Ознакомить с содержанием песни. При разучивании работать над правильным дыханием и казахским произношением.
8. Закрепление темы и подведение итогов урока.
Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
Как называется песенно-импровизационное состязание?
Как зовут поэтессу, с которой состязался Біржан-сал?
Как переводится название песни «Адаскак,»?
О ком мы сегодня пели в новой песне, как она называется?
Отметить учащихся, подготовивших рисунки и рассказы о четвероногих друзьях, а также тех, кто участвовал в беседе по новой теме.
9. Домашнее задание.
Написать в тетради пожелания, посвященные празднику учителей