Логическая задача: по какому принципу распределены места? (1 место – человек, 2 место – дельфин, 3 место – слон) Критерий оценивания | Дескрипторы | | учащийся | Решить задачу | Находит правильно ответ | Работа с текстом о дельфинах. - ознакомьтесь с текстом (текст у каждого ученика) Метод «Сканирование» (техника активного чтения) - определите основную мысль текста - Прием «Инсерт» или «Пометки на полях» √ | + | ? | знал и раньше | узнал новое | хочу узнать подробнее | - назовите незнакомое слово (дельфинарий, дельфинотерапия) Работа со словарем Дельфинарий — специальный водный бассейн для демонстрации зрителям дрессированных дельфинов. (Википедия) Дельфинотерапия - это лечение, которое заключается в общении человека и дельфина. В процессе обычно участвуют специально обученные животные, которые обладают хорошим характером. Они играют с пациентами, катаются на спине, просят ответной ласки. - выделите информацию на тему урока - Работа в парах «выделить микротемы» А) извлечь информацию «Люди и дельфины» В) извлечь информацию «Интеллект дельфинов» Несмотря на то, что дельфины обитают в воде, они относятся вовсе не к рыбам, а к млекопитающим, к отряду китообразных. Дельфины отличаются от рыб: они дышат легкими, имеют не чешую, а кожу, у них есть зубы, они рождают живых детенышей и целый год кормят их своим молоком. Дельфины могут выпрыгивать из воды на 5 метров, развивать скорость до 40 км/ч и выдерживают погружение в воду на 8 и даже на 15 минут. Дельфины обычно держатся большими стаями и любят сопровождать корабли. Все дельфины умные, легко обучаются и дружелюбно относятся к человеку. Существуют военные дельфины, они помогают обнаруживать мины и подводные лодки, спасают тонущих моряков. В дельфинариях можно увидеть очень интересные представления с участием дельфинов: они выпрыгивают на сушу, ловят носом и хвостом предметы, ныряют, «взлетают над водой», катают на себе людей, «поют» и даже рисуют по просьбе человека. Дельфины – наши друзья. Они помогают лечить людей, особенно детей. Есть даже такой метод лечения – дельфинотерапия. Дельфины – умные, смелые, верные и добрые, людям есть чему поучиться у этих удивительных животных. Дельфины «умеют разговаривать». Их язык можно разделить на две группы: язык жестов и язык звуков. Дельфины различают оттенки многих цветов. Легко запоминают геометрические формы, умеют отличать плоские о объемные формы. Общаясь между собой, они издают звуки, похожие на свист, мяуканье, щелканье, лай, скрип дверных петель. С помощью этих звуков они сообщают друг другу о кормежке, преследовании добычи, опасности. У каждого дельфина есть свое имя (на дельфиньем языке), по имени к нему обращаются сородичи. Дельфины умеют согласовывать свои действия при охоте на большую стаю рыб или при защите от врага. Дельфины помогают друг другу в случае опасности, они способны поднять своих раненых товарищей на поверхность воды, чтобы те могли дышать. Были случаи, когда таким образом дельфины спасли жизнь человеку. Критерий оценивания | Дескрипторы | | учащийся | Понимание содержания Выявление микротем Выборочное изложение | Передает основную мысль текста Находит и называет микротемы Пересказывает по микротемам | ФО по дескрипторам/ Обратная связь учителя. Разминка. Физкультминутка. Беседа. Вопрос: - какие примеры помощи дельфинов людям можете привести сами? (отвечают подготовленные ученики, более сильные, наиболее самостоятельные) - подготовленный ученик рассказывает легенду об Арионе - почему мы можем считать дельфинов «братьями по разуму»? Их не зря называют еще «люди из моря». Гипотеза космического происхождения дельфинов. Обратите внимание на сравнение человека и дельфина, составленное учеником, исследовавшим тему «Дельфины – наши братья по разуму» | Человек | Дельфин | Законы жизни | Живет в обществе, подчиняется законам | Живут семьями, есть свой уклад жизни | Обучение потомства | Передает опыт новым поколениям | Обучает своих детенышей | Воздействие на окружающую среду | Строит, творит, создает, но может и разрушать | Живет в гармонии с окружающим миром | Проблемный вопрос: «Чему человек может научиться у дельфинов?» Критерий оценивания | Дескрипторы | | учащийся | Понимание вопроса, проблемы | Отвечает связно, высказывает мнение | ФО по дескрипторам/ Обратная связь учителя. Написание эссе-рассуждение «Почему мы можем считать дельфинов братьями по разуму?» (10 минут) Звучит музыка (шум моря, прибоя, крики чаек) Можно добавить аудиозапись звуков, издаваемых дельфинами - обмен написанными текстами для исправления орфографических ошибок с помощью словаря и редактирования Критерий оценивания | Дескрипторы | | учащийся | Соблюдение композиции рассуждения (тезиса, 2-3 аргументов, вывода) Соблюдение речевых норм Орфографическая грамотность | Соблюдает композиционные элементы Правильно использует стилистические особенности письменной речи Пишет грамотно | ФО по дескрипторам/ Обратная связь учителя. |