Литературное чтение на родном (русском ) языке
2-А класс
22.11.2021
Урок ___.Тема « Кто идёт вперёд, того страх не берёт Пословицы о смелости. С. П. Алексеев. «Медаль». В. В. Голявкин. «Этот мальчик». В. Ю. Драгунский. «Рабочие дробят камень».
Цель: Знакомство учащихся с произведениями С. П. Алексеев. «Медаль». В. В. Голявкин. «Этот мальчик». В. Ю. Драгунский. «Рабочие дробят камень».
Задачи:
формировать умения, логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи;
способствовать расширению кругозора, памяти, развитию мышления;
воспитывать положительные качества личности: трудолюбие, взаимопомощь в семье, в классе, доброжелательные отношения к окружающим.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Собери пословицы С.36 №9
-Объясните, как вы их понимаете?
III. Самоопределение к деятельности
Игра «Шифровальщик»
Кhтtо иfдsёtт вwпsерlёд, тqоhго стyрах не беhрgёdт
На доске: (Кто идёт вперёд, того страх не берёт)
Ребята, как вы думаете, почему эти слова появились на нашем уроке? А так ли это, мы узнаем чуть позже.
IV. Работа по теме урока.
-Сегодня мы прочитаем рассказs С. П. Алексеев. «Медаль». О чем вам говорит название рассказа?
-Проверим ваши предположения.
Прочитайте название нового рассказа. (Медаль)
- Как вы думаете, о чем речь пойдет в рассказе?
Кому вручают медали? (героям, кто совершает подвиг)) Медаль – государственная награда за заслуги
А кто такой герой? А героями рождаются? (Становятся).
1) Перед чтением рассказа, давайте узнаем, что обозначают незнакомые вам слова. Гренадёр – военнослужащий.
2) Словарная работа с,33
Окопы - углубление в земле, защищающее солдат и военную технику от поражения различными видами вооружения
Необстрелянный солдат (не побывавший в боевых действиях, тот, кто не привык к стрельбе.)
Сторонится – держится от товарищей в стороне, избегает.
Потупил глаза - опустил вниз.
Изглодала совесть – измучила.
Покоя себе не находит – не может успокоиться, переживает
медаль язык придавила – замолчал, (стыдно).
Изнемог – потерял силы, ослабел.
Помятуй – помни.
3) Чтение рассказа С.П. Алексеева «Медаль» учителем с комментариями.
Прием «Чтение с остановками» смотри учебник.
5) Закрепление. Беседа по содержанию с занесением в таблицу. ( c.35 №7)
-Назовите главных действующих лиц в рассказе. (Кузьма Шапкин, А.В. Суворов)
- Каким человеком изображает автор Суворова? (Мудрым, справедливым, добрым)
- Каким человеком видим в начале рассказа Кузьма Шапкин? (неопытным, трусливым) -Как он себя чувствовал после получения медали? (ему стыдно)
-Почему он вернул медаль?
- Как повел себя Шапкин в следующем бою?
- Каким человеком Кузьма Шапкин показан в конце рассказа? (Смелым, храбрым, он стал героем)
-Стал ли Шапкин героем?
- О чём самом главном хотел сказать автор? («Героем не рождаются, героем становятся»)
- Как вы понимаете слова: «Героем не рождаются, героем становятся»? (героями становятся только тогда, когда человек побеждает в себе страх, неуверенность в своих силах). Так значит героями не рождаются?
- Какое человеческое качество помогло Кузьме Шапкину побороть свой страх, стать храбрым? (Совесть) Совесть - чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми.
- Чему учит данный рассказ? (Честности, совестливости, геройству не все сразу бывают смелыми в бою, но важно, чтобы кто-то смог помочь преодолеть слабость, страх)
- В чем мудрость Суворова? Почему он мудрый? (Н.В. Суворов - великий русский полководец. Верит в русского солдата. Учил солдата честности и геройству)
Вывод. Но Суворов был не только умным полководцем, но и мудрым человеком. Как видели мы в рассказе, он мог создать такую ситуацию, при которой простой солдат из труса превращался в храброго и бравого вояку, то есть не родился наш Кузьма героем, он в первом бою оробел, струсил, но мудрый полководец сумел воспитать солдата, помочь ему преодолеть страх и стать героем в следующем бою.
Работа в парах
Письменное задание №4, №5 с.34
Коллективная работа
№6 с.34
Установить соответствие, используя текст
ФИЗМИНУТКА
Продолжение работы по теме урока
Слушание аудио рассказа В. Ю. Драгунского. «Рабочие дробят камень».
Учащиеся следят за чтением по печатным тетрадям.
После 1 части отвечают на вопрос
-Какому полезному занятию отдали предпочтение трое друзей с самого начала лета?
После 2 части
- О чём поспорили ребята?
Правильно ли поступили друзья Дениски?
Спрыгнет ли Дениска с вышки?
После 3 части
-Почему Дениска не спрыгнул с вышки
После 4 части
Почему смеялись Мишка и Костик?
Одобряете ли вы поведение друзей?
После 5 части
-Почему Дениска не спрыгнул во второй раз?
Хорошо ли дразнить и смеяться над своим другом?
После 6 части
-Почему Дениска прыгнул? Как это ему удалось?
Что сказали Мишка и Костик, когда Дениска вынырнул?
О чём думал каждый из друзей под стук молотков?
№3 с.46 Продолжи предложение ( колективное выполнение с записью в тетрадь)
Рефлексия
Отметь + высказывания с которыми вы согласны
№6 с.48
Итог урока.
Закончите фразами наш урок.
Сегодня я узнал….
Было интересно…
Я понял, что…
Теперь я могу …
Я довольна вашей работой на уроке, Сегодня вы были любознательные, рассуждали, делали выводы, высказывали свое мнение, старались говорить правильно, четко.