СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Кто щедрый, тот в дружбе первый, а кто жаден, тот в дружбе неладен» (конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию с использованием метода сказкотерапии)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию предназначен для использования в работе педагогами-психологами, воспитателями, классными руководителями, педагогами дополнительного образования

Просмотр содержимого документа
««Кто щедрый, тот в дружбе первый, а кто жаден, тот в дружбе неладен» (конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию с использованием метода сказкотерапии)»

«Кто щедрый, тот в дружбе первый, а кто жаден, тот в дружбе неладен»

(конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию с использованием метода сказкотерапии)

Цель: формировать у детей представление о человеческих качествах: щедрость, жадность.

Задачи:

1. Учить анализировать поступки свои и окружающих людей с помощью нравственных категорий.

2. Развивать ассоциативное мышление, связную речь.

3. Воспитывать у детей стремление к проявлению щедрости при взаимодействии со сверстниками.

Оборудование: текст рассказа Т. А. Шорыгиной «Письмо от слоника», шишки еловые, мягкие игрушки – мишки, таблички с пословицами, «Карты волшебных дел».

План:

1. Организационный этап:

- приветствие;

- беседа по домашнему заданию;

- сообщение темы и цели занятия.

2. Основной этап:

- беседа «О щедрости и жадности»;

- чтение рассказа Т. А. Шорыгиной «Письмо от слоника»;

- анализ рассказа Т. А. Шорыгиной «Письмо от слоника»;

- игра «Мишки и шишки»;

- работа с пословицами;

- рассказ педагога;

- упражнение «Незаконченные предложения» («Если бы…);

- разбор жизненных ситуаций.

3. Заключительный этап:

- подведение итогов занятия;

- домашнее задание;

- прощание.

Ход занятия:

1. Приветствие «Круг».

Встать в круг. Положить руки друг другу на плечи. Приветливо посмотреть друг на друга и поздороваться.

2. Сообщение темы и цели занятия.

- Сегодня тема нашего занятия «Кто щедрый, тот в дружбе первый, а кто жаден, тот в дружбе неладен».

- Как вы думаете, о каких человеческих качествах мы побеседуем сегодня? (Жадность, щедрость).

- Верно, ребята, а также мы будем учиться анализировать свои поступки и поступки окружающих людей с помощью понятий «жадность», «щедрость», узнаем, как девочка Даша выбирала подарок подруге в игрушечном магазине, познакомимся с новыми пословицами.

- В начале каждого занятия я вывешиваю плакат с правилами занятия. Сегодня я предлагаю вам попробовать соблюдать правила, не обращаясь к плакату, по памяти. Попробуем?

3. Беседа «О щедрости и жадности».

- Ребята, давайте побеседуем о щедрости и жадности.

- Какого человека называют жадиной? (Того, кто ест один конфету в уголке, кто не дает кататься на велосипеде, кто ничего не дает другим…).

- А какого человека мы назовём шедрым?

- Как вы думаете, у кого больше друзей - у щедрого человека или у жадного?

- Почему? (Ответы детей)

- Конечно, у щедрого! Ведь щедрый готов поделиться тем, что у него есть, с друзьями. И всем хочется с ним дружить.

- А как вы думаете, почему «Кто жаден – тот в дружбе неладен»?

4. Чтение рассказа Т. А. Шорыгиной «Письмо от слоника».

- А сейчас я прочитаю вам историю о том, как игрушечный Слоник помог своей хозяйке избавиться от жадности.

5. Анализ рассказа Т. А. Шорыгиной «Письмо от слоника».

- С кем пошла Даша в магазин?

- Что купили Даша и бабушка в магазине игрушек?

- Почему Даша не захотела расставаться с новыми игрушками, купленными в подарок подруге?

- Как вы думаете, жадная ли девочка Даша?

- Случалось ли с вами подобное?

- Как вы поступали в таком случае?

- Почему слоник Фантик не хотел расставаться с Дашей?

- Что придумали игрушки?

- Кто написал Даше письмо?

- Почему девочке стало стыдно?

- Какое решение она приняла?

- Правильное ли оно?

6. Игра «Мишки и шишки».

По полу рассыпаются шишки. Двум игрокам предлагают их собрать лапами больших игрушечных мишек. Выигрывает тот, кто соберет больше.

Игра повторяется 3-4 раза

7. Работа с пословицами.

Педагог вывешивает на магнитную доску таблички с пословицами

- Щедрый человек дарит друзьям подарки совершенно бескорыстно, не рассчитывая что-то от них получить взамен! Конечно, люди не любят жадных. Русский народ сложил о них пословицы, поговорки. Например, такие:

  • «Жаден, как волк, и труслив, как заяц»

  • «Жадный сам себе покоя не дает»

  • «Жадный богач беднее нищего»

- Давайте вместе попробуем объяснить их. Есть желающие?

- Первая пословица особых объяснений не требует. Мы ведь знаем, что волки порой заглатывают сразу огромные куски добычи, ну а зайку всегда считают трусливым.

- Смысл второй пословицы в том, что жадный человек беспокоится, что ему придется что-то отдать, поделиться с другими, и это его лишает покоя и радости.

- Третья пословица говорит о том, что у богатого, но жадного человека нет друзей. А ведь именно друзьями мы с вами и богаты!

8. Рассказ педагога.

- Бывают случаи в жизни, когда человек не дает другому свою вещь, а на просьбу «Дай, пожалуйста» отвечает словом «Нет!» и при этом не проявляет жадность.

Подумаем вместе, когда это бывает. Если кто-то из друзей просит ваше полотенце, зубную щетку, кружку, тапочки, вы вправе ответить ему «Нет!». Ведь это ваши личные вещи, они у каждого человека должны быть свои, индивидуальные. Через полотенце могут передаваться глазные болезни, через зубную щетку, кружку - болезни уха, горла и носа, а, надев чужую обувь, можно подцепить грибок. Чтобы вас не сочли жадным и не обиделись, объясните это друзьям.

Подумайте, когда еще можно ответить отказом на просьбу и не проявить при этом жадность. Например, если младшая сестра просит перед обедом у вас дать ей конфет, если друг просит у вас игрушку, а вы раньше уже обещали дать ее другому человеку.

- Какие вы можете привести примеры?

- Помните: ответить другу «Нет!» непросто, но нужно уметь отвечать так в определенных случаях.

- А в отдельных случаях нежелание отдавать свою вещь это не только не жадность, а осмотрительное поведение. Например, если незнакомый мальчик (или взрослый человек) подходит к тебе на улице и просит сотовый телефон, чтобы позвонить. Чем может быть опасна такая просьба?

9. Упражнение «Незаконченные предложения» («Если бы…)

- Давайте поиграем в игру «Если бы…».

- Что бы ты сделал…

- Если бы у тебя было одно большое яблоко?

- Если бы у тебя была новая, красивая кукла?

- Если бы у тебя была большая грузовая машина?

- Если бы у тебя были разноцветные карандаши и фломастеры?

- Если бы у тебя была одна маленькая конфетка?

10. Разбор жизненных ситуаций.

- Попробуем понять, в каких ситуациях мы проявляем жадность, а в каких - просто осмотрительное поведение, в каких – щедрость, а в каких - неосмотрительное поведение.

  • Знакомая подруги просит Свету дать ей на время поносить серёжки. Света отказала в просьбе.

  • Во время похода на привале дети выложили на общий стол все свои припасы: пирожки, варёную картошку, помидоры, огурчики, только Андрей не присоединился к ребятам, он не хотел делиться с другими.

  • К Васе в квартиру позвонил мужчина, представился сантехником и попросил выручить, дать денег, чтобы купить важный прибор для починки водопровода. Вася не открыл дверь и денег не дал, сказал, что вызовет полицию.

  • Марине на Новый год подарили много сладких подарков. Она решила поделиться с друзьями и пригласила их на чай.

  • К Денису в школе на перемене подошли незнакомые ребята и сообщили, что у его знакомого мальчика случилась беда, нужны деньги. Денис решил выручить товарища, попросил деньги у бабушки якобы, чтобы сдать на театр.

  1. Подведение итогов занятия.

- Как вы думаете, нам удалось соблюдать правила занятия, не обращаясь к плакату?

- Давайте вернемся к теме нашего занятия: «Кто щедрый, тот в дружбе первый, а кто жаден, тот в дружбе неладен». Согласитесь, народ сказал мудро: «неладен» - значит, не годится. То есть жадный человек для дружбы не подходит.

- А вам хотелось бы дружить с жадиной?

- Ребята, а из жадного ребенка может получиться хороший друг?

- А просто хорошим человеком он может стать?

- Может, ему можно как-то помочь? Как вы думаете? (Научить делиться, первым предложить самому что-нибудь, подарить игрушку, не обижаться на него, не ссориться, может быть, он поймет - и исправится).

- Ребята, а как можно по-другому назвать щедрого человека? (хорошим, добрым, нежадным, радушным и т.д.).

- Я желаю вам вырасти именно такими: хорошими, добрыми, щедрыми, чтобы у вас было много друзей, чтобы вас также окружали радушные люди!

12. Домашнее задание.

- Ну, и одним из первых шагов в этом направлении будет наше традиционное домашнее задание. В течение недели вы постараетесь соблюдать правило щедрости: «Кто щедрый, тот в дружбе первый, а кто жаден, тот в дружбе неладен», а воспитатели обязательно отметят это в «Карте Волшебных дел».

13. Прощание «Круг».

Встать в круг. Положить руки друг другу на плечи. Приветливо посмотреть друг на друга и поздороваться.